Звуковые законы в области гласных и согласных звуков. Лингвистический энциклопедический словарь

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.

П. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом с начальным глухим + гласным +сонорным, + [j] и [в]: [праф он], [сат наш]. Сонорные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. (Регрессивная ассимиляция)

Звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; создает омофоны: [душкъ - душкъ]. Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному.

Согл. , парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес]; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (конце - кольце).

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т. п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед м. согл. следующего и перед частицей. (вот лес)

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т. п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т. д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 13. Основные фонетические законы современного русского языка.:

  1. 3. Основные этапы развития русского литературного языка. Конкуренция “старого” и “нового” в современной русской языковой норме. “Старое” и “новое” в современных русских словарях.
  2. 2. Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального и международного общения.
  3. 11. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Контаминация. Специфика толковых словарей русского языка.

Процес­са­ми, аллофонным (см. Фонема) варьированием, живыми позиционными чередо­ва­ни­я­ми. Такое аллофон­ное варьирование обуслов­ле­но лишь фонетическим окружением (позицией) и действует, в принци­пе, регуляр­но во всех словах, у всех предста­ви­те­лей данного языкового коллектива: напри­мер, во всех словах русского языка звонкий согласный , попав в позицию конца слова, регулярно заменя­ет­ся соответ­ству­ю­щим глухим: «морозы - моро[с]», «сады - са[т]» и т. п. Исключений нет.

Законы развития звуковой материи языка формируют исторически последовательные этапы звуко­вой эволюции данного языка, обуслов­ли­ва­ют исторические (традиционные) чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьиро­ва­ние аллофонов. Трансфор­ма­ция живого закона функционирования в исторический осуществляется путём снятия позиционной обусловленности (т. е. исчезновения данного закона функцио­ни­ро­ва­ния) через превращение живого фонетического чередования (аллофонного варьирования) в непозиционное, историческое чередование самостоятельных фонем. Так, истори­че­ское чередо­ва­ние (к ~ ч) современного русского языка было в глубокой древности позиционным; в позиции перед гласными переднего ряда (ī̆, ē̆) ⟨к⟩ регулярно изменялся в ⟨č⟩: *krīk- > krīč + ētī. Аллофоны (к/č) находились в условиях дополни­тель­но­го распре­де­ле­ния : одни позиции регулярно предопре­де­ля­ли появление ⟨č⟩, другие - ⟨к⟩. Более поздние Ф. з. (переход ē > a в позиции после палатальных согласных и др.) отменили действие закона первой палатализации и вывели прежние аллофоны из отношений дополнительного распределения: *krīčētī > krīčātī, «кричать» ~ «скакать».

Понятие «Ф. з.» ввели младограмматики (см. Младограмматизм) как формулу регуляр­ных звуко­вых соответ­ствий между двумя диалектами одного и того же языка либо между двумя следу­ю­щи­ми друг за другом синхронными состояниями развития языка.

Звуковые изменения происходят лишь в строго определённых фонетических позициях (P) в данном языке (L) на данном этапе его развития (T). Соот­но­ше­ние параметров звуковых изменений можно выразить формулой:

L
a > b
T ,
P

т. е. ⟨a⟩ переходит в ⟨b⟩ лишь при строгом соблюдении соответ­ству­ю­щих (P, T, L) условий. Нарушение одного из этих условий - причина отступления от предска­зы­ва­е­мо­го законом перехода. Немотивированных исключе­ний нет. Открытие Ф. з. сводит­ся к выявлению условий позиционного варьирования (P) в данном языке (L) на отдаленных этапах его развития (T), т. е. к реконструкции закона функцио­ни­ро­ва­ния для определённой эпохи разви­тия языка. Некоторым Ф. з. присвоено имя их перво­от­кры­ва­те­ля (Грассмана закон , Педерсена закон и т. д.). Наиболее после­до­ва­тель­но идея строгой закономерности фонетических изменений проводилась Ф. Ф. Фортунатовым и его школой (см. Московская фортунатовская школа).

Фонетические изменения совершаются по строгим законам; нарушение их, в свою очередь, может происходить только закономерно, т. е. предполагается существование закономерности для непра­виль­но­сти, которую нужно открыть. Мнимые исключения - результат действия другого закона, отменив­ше­го действие первого, или заимствование из другого языка (диалекта), либо нефонетическое изменение звуковой стороны отдельных слов. Так, в современном русском языке на месте ожидаемой по второй палатализации формы «руце» (дательный-предложный падеж единственного числа) представлена форма «руке». Отклоне­ние от ожидаемого рефлекса вызвано закономерным морфо­ло­ги­че­ским процес­сом вырав­ни­ва­ния основы «рук-а», «рук-у», ..., «руке». Для объяснения такого рода исключений младо­грам­ма­тики выдвинули принцип аналогии . Впервые идею морфо­ло­ги­че­ской аналогии как законо­мер­но­го источника исключений из Ф. з. выдвинул И. А. Бодуэн де Куртенэ.

В идее Ф. з. как фундаментальном положении сравнительно-исторического языкознания зало­же­ны основы его дальнейшего развития: от реконструкции внешней (соответ­ствия между родствен­ны­ми языками) - к реконструкции внутренней (L, в данном языке), от рекон­струк­ции инвентаря - к рекон­струк­ции системы (параметры L, P, взаимосвязь звуков, одинаково реаги­ру­ю­щих на соответ­ству­ю­щие позиции), от рекон­струк­ции статической - к рекон­струк­ции динами­че­ской (относи­тель­ная хроно­ло­гия Ф. з., последова­тель­но сменяющих друг друга) и т. п. Положение о Ф. з. внесло для иссле­до­ва­те­ля в области сравнительно-исторического языко­зна­ния систему необхо­ди­мых запретов, например: нельзя сопо­став­лять (в процедуре генети­че­ской рекон­струк­ции) разно­вре­мен­ные (T) и разно­диа­лект­ные (L) факты звуковых переходов; при реконструкции того или иного звукового перехода необходимо строго определить позиции его осуществления (P). Возможно, однако, типо­ло­ги­че­ское сопо­став­ле­ние разно­язы­ко­вых Ф. з. с целью выявления универсаль­ных принципов фонетических изменений.

Современное языкознание подтверждает постулат безысключительности Ф. з.: собственно позици­он­ное чередование (алло­фон­ное варьирование) действительно осуществляется без исклю­че­ний во всех словах данного языка. Современные социо­линг­ви­сти­че­ские иссле­до­ва­ния показа­ли, что определённые звуковые изменения идут от слова к слову с разной скоро­стью в различной социальных группах (ср., например, рус. зе[рк]ало, но це[рк]овь и це[р’к]овь, це[рк]овник и т. п.). Такого рода звуковые измене­ния не относятся к позици­он­ным чередо­ва­ни­ям и возможны лишь в случае прекраще­ния действия прежнего закона функцио­ни­ро­ва­ния. Об этом в данном случае и свиде­тель­ству­ет возмож­ность произ­не­се­ния сочетания [ерк] и [ер’к].

  • Фортунатов Ф. Ф., Видоизменения в произнесении слов как знаки языка, в его кн.: Избранные труды, т. 1, М., 1956;
  • Реформатский А. А., Изменения в фонетике и фонетические законы, в его кн.: Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967;
  • Кацнельсон С. Д., Звуковые законы и их внутренние механизмы, в кн.: Теория языка. Англистика. Кельтология, М., 1976;
  • Журавлёв В. К., Постулат непреложности фонетических законов и современная компаративистика, «Вопросы языкознания», 1986, № 4;
  • Fourquet J., Pourquoi les lois phonétiques sont sans exception, в сб.: Proceedings of the IX International Congress of Linguists, The Hague - Mouton, 1964;
  • Collinge N. E., The laws of Indo-European, Amst. - Phil., 1985.

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

(ОСНОВНЫХ законов я нашла много, хотя есть подозрения, что тут они ВСЕ. Меньше никак L. Но перед этим немного инфы с лекции)

Комбинаторные изменения – такие изменения звуков в потоке речи, которые происходят под воздействием артикуляции соседних или близких звуков.

Комбинаторные изменения:

Ассимиляция (артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков)

Диссимиляция (изменение звуков речи под воздействием артикуляции соседних или близких звуков в сторону их расхождения, расподобления в результате утра ты одним из них общих признаков и приобретения новых отличительных признаков)

Аккомодация (зменение звуков, при котором гласные изменяются под воздействием артикуляции согласных, а согласные - под воздействием артикуляции гласных)

А теперь законы(если это вообще они)

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [би э с-ж аръ], [би э с-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [би э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

44. Проблемы, задачи, содержание курса и основы языкознания.

Объектом лингвистики является естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и функционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества.
Частное языкознание – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изучаетсяся внутреннее устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз единицы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретическим, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и проч. Прикладное – отрасль занимается разработкой и приложениейм лингвистических данных к потребностям общества.

Т.о., общее языкознание изучает закономерности, характерные для всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явление, как средство познания, язык в его связи с мышлением, язык как явление культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхроническая. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е занимается внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его функционирование и развитие.

Основные задачи курса : 1) установить объект лингвистики, границы, отделение от смежных наук. 2) проблема внутр. членения языка и внутр. связей, 3) особенности ф-ционир-я языка, его внешние связи, 4) проблема развития языка, 5) проблема знаковости языка и его место среди других знаковых систем, 6) проблема типологии языков мира, 7) проблема яз-х универсалий, 8) проблема методов, методик изуч-я языка.

Звуковые законы - регулярно осуществляющиеся в современном состоянии или в истории языка звуковые (фонетические) изменения. В разные периоды истории в языке могут действовать разные 3. з. Закон, живой для одной эпохи, в другую эпоху может прекратить своё действие, возникают другие 3. з. Напр., в истории рус. языка в древнейшую эпоху действовал 3. з., по к-рому согласные к, г, х перед гласными переднего образования изменялись в мягкие шипящие ч", ж", ш" (см. Палатализация). Этот 3. з. определял произношение к, г, х перед непередними гласными и произношение на их месте мягких шипящих перед передними гласными: рука - поручити, другъ -дружити, сухъ - сушитпи. В более позднюю эпоху этот 3. з. перестал действовать: к, г, х и ч, ж, ш стали возможны перед одними и теми же гласными, но результаты действия прежнего закона сохранились в явлении чередования заднеязычных с шипящими в совр. рус. языке. В 13-15 вв. в рус. языке действовал 3. э., по к-рому гласный е изменился в о после мягких согласных перед твёрдыми {нес-*-нёс, пес-"пёс, береза-* берёза), после прекращения действия этого закона произношение е в такой позиции стало возможным (лес из Л"ксъверх из ве[р"]хь, женский из же[н"]ский, заимствованное аптека), результаты действия прежнего 3. з. сохраняются в совр. рус. языке в виде чередования е/о (.сельский - сёла, веселье - весёлый, темень - тёмный).
В совр. рус. лит. языке действует ряд 3. з., определяющих характер его фонетической системы. Таков закон регулярного совпадения гласных а, о, е в первом предударном слоге в одном звуке (см. Аканье), закон сочетаемости глухих шумных согласных только с глухими шумными, а звонких - только со звонкими: о[пс]ыпать, по[тп]исать, но[шк]а, ла\фк\а и сва[д"б]а, про[зб]а, во[гз]ал, [зд"]елать. Этим З.з. подчиняется произношение любого слова и любой формы.
Одни и те же З.з. могут действовать в ряде родственных языков, результаты их осуществления могут быть одинаковыми или различными. Напр., рассмотренное выше изменение к, г, х в ч", ж", ш" осуществилось с одинаковыми результатами во всех слав, языках, а изменение сочетаний т и й с j дало разные результаты в разных слав. языках (напр., общеслав. "svetja дало др.-рус. c&kua, ст.-слав. св\шта, польск. iwieca; общеслав. "medfa - др.-рус. межа, ст.-слав. межда, польск. miedza). Эти результаты обнаруживают регулярные закономерные соответствия между слав, языками, что имеет важное значение для изучения проблемы родства языков и закономерностей развития их звукового строя.
3. з. действуют как абсолютные для определённого языка в определённый период его развития, однако на их действие иногда оказывают влияние условия их осуществления, к-рые могут нарушать последовательность их проявления. Напр., в совр. рус. лит. языке на конце слов, как правило, произносится только твёрдый [м] (столом, дам, тем, им), это отражение действия древнего З.з. отвердения мягкого [м"] в абсолютном конце слова. В таких же словах, как семь, восемь, темь, озимь, заумь, впрямь, отвердения [м"\ не произошло, что объясняется или воздействием на эти формы форм косвенных падежей (см. Аналогия), где после [м"] был гласный (типа семи, восьми), или поздним их происхождением, когда З.з. отвердения конечного [л"] перестал действовать.
Причины возникновения звуковых изменений изучены недостаточно, можно только предполагать, что они заложены в самом языке и вызваны внутренними тенденциями его развития, а также влиянием других языков и диалектов.

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени. Эти изменения могут быть двух видов – комбинаторные и позиционные. Комбинаторные – это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки могут находиться в непосредственном соседстве друг с другом. Например: отдых [о´дых] под воздействием [д] изменяется соседний [т], в слове сшить [шыт´] звук [ш] оказывает воздействие на соседний [c].

Воздействовать друг на друга могут звуки, которые находятся на расстоянии друг от друга. Например, в просторечном произношении колидор происходит расподобление двух звуков [р], расположенных на расстоянии друг от друга.

Позиционные изменения – это изменения звуков, обусловленных их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Например, позицией в конце слова или под ударением.

К комбинаторным изменениям относятся: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, гаплология, фузия, метатеза. К позиционным относятся редукция гласных и оглушение согласных в конце слова.

Редукция гласных (от латинского reductio – сокращение, уменьшение) – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное сокращением длительности гласных и ослаблением напряженности. Различают качественную и количественную редукции. Количественная редукция – это уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью. Количественной редукции подвергается [у] в безударном положении.

Качественная редукция – это редукция, связанная с изменением артикуляционных характеристик гласного в связи с сокращением его длительности. Качественной редукции подвергаются все гласные, кроме [у], в безударном положении. Говорят, что редуцированные гласные – это звуки с недовыполненной артикуляцией. Например, при произношении гласного [а] в безударном положении язык не достигает максимально низкого положения, свойственного этому звуку под ударением. Иногда редукция может привести к полному исчезновению звука, как в словах проволока [про´вълкъ], сутолока [су´тълкъ]. Примеры качественной редукции гласных: перевоз [п´ьр´и э вос], барабан [бър^бан], параплан [пър^план].



К позиционным изменениям согласных относится оглушение в конце слова. Вместо звонких согласных выступают их глухие пары: бровь [ф´´], глаз [c], рожь [ш], пруд [т]. В конце слова оглушаются и сонорные: они звучат более приглушенно: корабль [л´], Петр [р], театр [р].

К комбинаторным изменениям в области согласных относится прежде всего ассимиляция (от латинского assimilatio – ‘уподобление’) – это уподобление, полное или частичное, звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит между звуками одного типа – гласными или согласными. Различаются ассимиляцию по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту образования. Суть этого процесса проследим на примерах.

1) ассимиляция по звонкости-глухости: книжка [кн´и´шкъ], просьба [про´з´бъ].

2) ассимиляция по твердости-мягкости: снег [с´н´эк], честь [чэс´т´].

3) ассимиляция по месту образования: сжить [жыт´], высший [вышыj].

Диссимиляция (от латинского dissimilation ‘расподобление’) – это расподобление звуков, а именно: звуки, совпадающие по каким-либо признакам, начинают различаться по этим признакам. Например, во многих говорах взрывной [к] перед взрывными [п], [т], [к] изменился в щелевой [х]: кто [хто], мягкий [м´ахк´иj], легкий [л´охк´иj]. Диссимиляция происходит в слове что , на месте двух смычных [ч] и [т] произносится сочетание щелевого и смычного [шт]. Диссимиляцией объясняется произношение сочетания [шн] на месте сочетания двух смычных [чн] в словах конечно, скучно, скворечник, яичница. Хотя во многих словах наблюдается тенденция произносить сочетание двух смычных без изменения. Диссимиляцией вызвано просторечное произношение в словах ас[в]альт, бо[н]ба, тра[н]вай.

Диереза – это выпадение звуков. Так, перестали произноситься зубные [т] и [д] в целом ряде сочетаний [стн], [здн], [стс], [стц], [здц], [нтц], [ндц] честный, грустный, поздниц, альпинистский, шотландцы, сердце, праздничный.

Противоположный ему процесс называется эпентеза – это вставка звуков. Вставляться могут гласные между двумя согласными. Так, современные слова огонь и уголь возникли из древнерусских ОГНЬ, УГЛЬ. В просторечном произношении могут вставляться согласные [j], [в] между гласными. Например, скорпиен, шпиен, Ларивон, радиво, какаво.

Протеза – это появление звука в начале слова. Протетическим является [в] в слове восемь . Достаточно сравнить это слово с однокоренными словами осьмушка, осьмины, осьмнадцать . В диалектах протетическим является [в] в словах вутка, вострый . Протетическим может быть гласный звук. Так, в диалектном произношении аржаной, альняной звук [а] является протетическим.

Метатеза – это перестановка звуков. В результате метатезы появились такие слова, как ладонь , которое восходит к древнерусскому ДОЛОНЬ и однокоренному старославянскому ДЛАНЬ. В результате метатезы возникло слово ведьмедь, распространенное в диалектах. Сравните с литературным медведь .

Гаплология (от греческого χάπλος – ‘простой’ и λογος – ‘слово’) – это упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов. Так, слово минералогия возникло из слова минералология после выпадения одного из слогов ло. Слово знаменосец возникло из слова знаменоносец , когда был утрачен один из слогов но . В результате гаплологии возникло слова трагикомедия ← трагикокомедия, лермонтовед ← лермонтововед .

Фузия (от латинского fusio - ‘сплавление’) – это фонетически обусловленное проникновение контактирующих морфем, при котором затруднительным становится проведение границ между аффиксами. Фузия происходит на стыке двух морфем, например на стыке окончания глагола и постфикса –ся дерется [д и э роцъ]. В транскрипции выделение морфем затруднительно. Произношение звука [ц] на месте сочетания [тс] на стыке морфем возникает в результате фузии.

Аккомодация (от латинского accomodatio – ‘приспособление’) – это процесс приспособления артикуляции согласного звука к артикуляции гласного и наоборот. Аккомодация происходит между звуками разных типов. Результатом аккомодации является, например, огубление согласных перед огубленными гласными [р°ука¢].

В результате аккомодации звук [и] переходит в [ы] после твердых согласных игра – розыгрыш, идейный – безыдейный, искровый – безыскровый, Ира – к Ире [кырь].

Результатом аккомодации является приспособление артикуляции гласных, кроме [и], к артикуляции мягкий согласных в позиции под ударением. Под влиянием мягких согласных у гласных появляется i-образный призвук, то есть они становятся несколько продвинутыми вперед. более передними по ряду. В транскрипции аккомодация гласных под влиянием мягких согласных обозначается следующим образом: мал [мал], мял [м¢·ал], мать [ма·т¢], мять [м·а·т¢]. Гласные между двумя мягкими согласными становятся более узкими, напряженными, закрытыми.

Позиционные и комбинаторные изменения звуков ведут к возникновению чередования.

Твердость – мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается. По месту образования все согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные – это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами, либо губами и языком. Если активным органом является нижняя губа, а пассивным – верхняя, то такие согласные называются губно-губными . К ним относятся: [б]/[б´], [п]/[п´], [м]/[м´]. Губно-зубными называются согласные, у которых преграда создается нижней губой (активный орган) и верхними зубами (пассивный орган). К ним относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´].

В язычных согласных активным действующим органом является язык. Он может артикулировать к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.

К заднеязычным относятся звуки: [г]/[г´], [к]/[к´], [х]/[х´]. К среднеязычным – [j]. К переднеязычным - [т]/[т´], [д]/[д´], [с]/[с´], [з]/[з´], [н]/[н´], [л]/[л´], [ц]. В этом случае активным органом является язык, а пассивным – верхние зубы. К переднеязычным-альвеолярным, у которых активный орган – язык, а пассивный – альвеолы, относятся: [р]/[р´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [ч].

Способ образования – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие бывает трех родов: (1) узкая щель между сближенными органами речи, (2) полное смыкание органов речи, (3) дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные по способу образования делятся на щелевые (или фрикативные, их латинский аналог), смычные и дрожащие.

Щелевые образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих щель. Различают щелевые серединные и щелевые боковые. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой полости, между боковыми частями языка. Так образуются согласные [л]/[л´]. К щелевым серединным относятся: [в]/[в´], [ф]/[ф´], [с]/[с´], [з]/[з´], [ш]/[ш´], [ж]/[ж´], [х]/[х´], [γ]/[γ´], [j].

При образовании смычных согласных течение воздушной струи по ротовой полости преграждает смычка. Есть момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки различают носовые, взрывные, аффрикаты и имплозивные согласные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, в результате чего воздух свободно проходит через носовую полость. Так образуются согласные [н]/[н´], [м]/[м´].

При образовании взрывных согласных сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом полное размыкание органов речи и прорыв воздушной струи с характерным шумом К взрывным относятся: [п]/[п´], [б]/[б´], [д]/[д´], [т]/[т´], [к]/[к´], [г]/[г´].

Аффрикаты , как и взрывные, вначале образуются при полном смыкании органов речи, однако на последней фазе органы речи не резко размыкаются, а образуют щель для выхода воздуха. Их еще называют смычно-щелевыми. К ним относятся [ч] и [ц]. Иногда в транскрипции они имеют иное обозначение, которое иллюстрирует их смычно-щелевой характер – [ч] как [т´ш´], а [ц] как [тс]. Следует помнить, что это один неоднородный звук, а не два разных звука. Сравните: произношение слов отсыпать и отцепить [^цып´ит´]\[^тсыпът´].

Некоторые ученые среди смычных согласных выделяют так называемые имплозивные . Они содержат только одну фазу смычки, у них нет второй фазы – размыкания, как у взрывных или аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными или аффрикатами. Например: отца [^тца´] имплозивным является согласный [т], так как содержит только фазу смычки.

Дрожащие (иначе вибранты) образуются путем вибрации (дрожания) кончика языка в выходящей струе воздуха. При этом происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами. Дрожащие несколько отличаются от смычных тем, что у последних смыкание активного и пассивного органов более длительное и плотное. К дрожащим относятся звуки [р], [р´].

По уровню шума согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся [м], [м´], [л], [л´], [р], [р´], [н], [н´], [j]. Сонорные образуются при помощи голоса и незначительного шума, что с акустической точки зрения приближает их к гласным. Все остальные согласные относятся к шумным. Они образуются либо при помощи только шума [п], [п´], [т], [т´], [с], [с´], [к], [к´], [ф], [ф´]…, либо при помощи голоса и шума [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´]… В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных, все шумные делятся на звонкие и глухие. В образовании глухих согласных участвует только шум. К ним относятся: [к], [к´], [п], [п´], [с], [с´], [т], [т´],[ф], [ф´], [х], [х´], [ш], [ч], [ц], [ш´]. При образовании звонких шум преобладает над голосом. К ним относятся: [б], [б´], [в], [в´], [д], [д´], [з], [з´], [г], [г´], [ж]. Итак, схематично деление согласных по уровню голоса и шума можно представить так:

По звонкости-глухости согласные образуют пары: [б - п], [б´ - п´], [в -ф], [в´ - ф´], [г - к], [г´ - к´].[д - т], [д´ - т´], [з - с], [з´ - с´], [ж - ш].

Согласные [ч] и [ц] тоже имеют звонкие пары. Они возникают на месте этих звуков перед звонкими согласными. [ц] имеет пару [дз], а [ч] имеет пару [дж´]. Сравните: отец бы [^т´эдзбъ], дочь бы [до´дж´бъ]. Звук [γ] является звонким парным к согласному [х] в словах бухгалтер, оглох бы [^глоγбъ].

Сонорные согласные также имеют глухие пары, выступающие в конце слова после глухого согласного , , .

На твердые и мягкие все согласные делятся в зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную. Мягкие (или палатализованные) согласные образуются, если происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к мягкому небу. Этот процесс иначе называется палатализацией (от латинского palatum - небо). Звук [j] единственный в русском языке согласный, у которого подъем языка к небу является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его называют палатальным.

По твердости-мягкости согласные образуют пары. Например: [б -б´], [в - в´], [д - д´] … Обратим внимание на то. что мягкий [ж´] произносится в словах вожжи, дрожжи, визжать. Этот звук всегда долгий. Однако в данных словах допустимо произношение и твердого [ж].

В соответствии с 5 классификационными признаками составлена таблица классификации согласных звуков.

Классификация гласных звуков строится с учетом 3 основных признаков: (1) степень подъема языка, то есть степень его вертикального смещения, (2) ряд – степень продвинутости языка вперед или назад, (3) лабиализация – положение губ.

По степени подъема различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Верхняя и нижняя челюсть максимально сближены, создавая узкий раствор рта. Иначе гласные верхнего подъема называют узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение. Создается широкий раствор рта. Такие гласные называются широкими.

По ряду гласные делятся на 3 группы. Основанием для классификации гласных по ряду является горизонтальное положение языка передней или задней части ротовой полости. Различают гласные переднего ряда [и], [э], при их артикуляции язык продвигается вперед; гласные среднего ряда – [ы], [а], при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта; гласные заднего ряда – [у], [о], при их образовании язык перемещается назад, а задняя часть языка поднимается к задней части неба.

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). Термины образованы от латинского слова labium – губа. При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной. Лабиализованными являются гласные [у], [о]. Причем у гласного [у] степень лабиализации больше. Все остальные русские гласные являются нелабиализованными.

Простейшая таблица классификации русских гласных такова:

Передний ряд Средний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Средний подъем Э О
Нижний подъем А

Эта таблица получила название «треугольника Щербы», так как сама классификация была разработана Л.В.Щербой.

Но деление на три ряда и три подъема не отображает всего богатства русских гласных звуков. Многие фонетисты предлагали выделять семь степеней подъема, что позволяет детализировать классификацию русских гласных. Например:

Передний ряд Средний ряд Средне-задний ряд Задний ряд
Верхний подъем И Ы У
Верхне-средний подъем И э, Ь Ы э
Средний подъем Э Ъ О
Средне-нижний подъем ^
Нижний подъем А

Просмотров