И небесно-земной дионисий. Ферапонтов монастырь и уникальные фрески дионисия

Стрельникова Е.Р.

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Собор Рождества Богородицы возвели в 1490 году на том месте, которое освятил ещё преподобный Ферапонт для деревянной церкви 1408 года. Строительство на Севере каменных храмов было по тем временам делом необычным. Даже в Кирилловом монастыре — более известном и богатом — только через семь лет смогли построить каменный Успенский собор. Впервые строительство из кирпича началось на Севере в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера. Следующим стал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Декор его и строительные приёмы указывают на то, что зодчими были, скорее всего, ростовские мастера.

По своему типу храм является традиционным для московской архитектуры: крестово-купольный, четырехстолпный, кубического типа, трехапсидный. Под скатной кровлей укрыты закомары и барабан несохранившейся главки над приделом святителя Николая Мирликийского. Собор имел звонницу, остатки которой стали частью северной паперти. Фасады и барабан украшены кирпичным узорочьем.

“Подписал” храм прославленный древнерусский мастер Дионисий с сыновьями. Его авторство подтверждается автографом иконописца на северной стене церкви. Там указывается, что началась роспись 6 августа 7010 лета (1502-й год), а завершена 8 сентября, к храмовому празднику. “А писцы Дионисий иконник со своими чады”.

Интерьер собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Фото начала XX века

Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров, они сохранились вполне. Утрачены лишь некоторые фрагменты из-за растески окон и перестройки иконостаса. Стенопись собора сделала Ферапонтов монастырь всемирно известным. Это единственный в стране памятник, в котором фрески начала XVI века уцелели в авторском исполнении почти в полном объеме. Поновления, сделанные в середине ХVIII века, коснулись в основном росписей худшей сохранности.

Дионисий писал в смешанной технике — фрески (по влажному грунту) и темперы. Для изготовления красок он, как гласит предание, частично использовал разноцветные минералы, находящиеся в окрестностях Ферапонтова монастыря в виде россыпей.

Основная схема росписей традиционна: в куполе изображен Господь Вседержитель с архангелами и праотцами, в парусах — евангелисты, в сводах — евангельские сюжеты, на западной стене — Страшный суд, на столбах — воины-мученики и святители, внизу над орнаментальными пеленами — семь Вселенских Соборов, в алтаре — Богоматерь с Богомладенцем на престоле, в жертвеннике — Предтеча и Креститель Господень Иоанн, в диаконнике (он же южный придел) — Николай Чудотворец.

Святитель Николай Чудотворец. Конха южного придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

ВЕЛИКИЙ АКАФИСТ

Особое место среди росписей Ферапонтова монастыря занимает “Акафист Богородице” — живописная интерпретация хвалебного песнопения, состоящего из 25 песен. У Дионисия нашли своё отражение все песнопения. Мастер расположил сцены акафиста третьим ярусом росписей по всему периметру собора. Дионисий создал одно из самых совершенных воплощений акафиста в живописи.

Цикл начинается на восточных столбах четырьмя сценами Благовещения, передающими первые четыре песни Акафиста. Затем сцены переходят на грани западных столбов, обращенные к центру храма («Целование Марии и Елизаветы», «Сомнение Иосифа», «Поклонение пастырей», «Путешествие волхвов»). Продолжение темы Рождества Христова переходит на юго-западные своды («Возвращение волхвов», «Бегство в Египет»), с 16 песни (кондак 9-й «Всякое естество ангельское удивися…») на южной стене, сцены по западным граням столбов переходят на северную стену (начиная с 7 кондака - «Сретение»). Использование поверхностей столбов, а не только южной и северной стен для сцен Акафиста, не имеет аналогий ни в росписях русских церквей, ни церквей вне России. Такое расположение очень важно композиционно: художник наполнил весь храм сценами песнопений. Они “звучат” и по стенам, и в центре храма на столбах, и на сводах в северных и южных углах собора.

Акафист Богородице, икос 3. "Целование Елисаветы" (встреча Марии и Елисаветы)

Песни Акафиста у Дионисия по содержанию повествовательных частей подразделяются на две половины - связанные с евангельской историей (первые 12 песен) и содержащие рассуждения и славословия (последующие 12).

Акафистный цикл связан с основными росписями храма, посвященного прославлению Богородицы, её Похвале, куда входят такие композиции, как Покров, Собор Богородицы («Что Ти принесем») и «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Последние, как и Акафист, написаны на слова песнопений.

ФРЕСКА ДИОНИСИЯ В УСЫПАЛЬНИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА

Кроме росписи всей внутренней поверхности храма Рождества Богородицы Дионисий в том же 1502 г. частично украсил фресками две наружные стены собора ¾ западную и южную. Портальная роспись западной стены посвящена храмовому празднику Рождества Богородицы. О ней написано немало. Гораздо меньше внимания уделялось исследователями наружной фреске южной стены у погребения одного из основателей Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана. В XVII в. фреска попала в интерьер церкви-усыпальницы, пристроенной к собору, и находится в нише ее северной стены.

Погребение чудотворца Мартиниана оказалось тем логическим центром, вокруг которого складывалось каменное строительство монастыря. Мартиниан почил в 1483 г. на 76-м году от рождения, его погребли у южной стены тогда еще деревянной церкви Рождества Богородицы, возведенной самим преподобным в 1465 г. В 1490 г. его ученик и сомолитвенник архиепископ Ростовский Иоасаф (Оболенский) на месте деревянной церкви построил первый каменный собор, не потревожив при этом захоронение. Тот факт, что погребение оказалось не под собором, а снаружи, говорит о том, что почитание прп. Мартиниана уже тогда было значительным, и это предполагалось засвидетельствовать отдельной усыпальницей, по примеру усыпальницы преподобного Кирилла Белозерского. Нет точных сведений, какой была первоначальная усыпальница, по-видимому, деревянной. И. И. Бриллиантов предположил, что после возведения собора была поставлена часовня. Наличие ее подтверждается существованием деревянной раки, устроенной ранее постройки церкви Мартиниана в 1640-1641 гг. Рака датируется примерно 1570 г. От нее сохранилась одна панель, она составила восточную сторону более поздней золоченой деревянной резной раки 1646 г., которая стала частью убранства каменной церкви.

Золочёная деревянная резная рака преподобного Мартиниана. Фреска Дионисия над погребением. Фото 1980-е годы.

Можно предположить, что первоначальная усыпальница на месте существующей церкви была возведена до канонизации игумена. Основанием этому могут служить описанные в житии исцеления у гробницы Мартиниана, где служились молебны до соборов 1549-1551 гг., правда, не игумену, а Богородице. В Житии, составленном в середине XVI в. иноком Ферапонтова монастыря Матфеем, упоминалась не только гробница, но и рака (в рассказе о 10-м чуде исцеления юноши Стефана от проказы). Чудо произошло в то время, когда игумен Гурий находился в Москве со списком девяти чудес и узнал о десятом чуде по возвращении в монастырь. Строитель собора Рождества Богородицы архиепископ Ростовский Иоасаф мог сам устроить усыпальницу своему прославленному учителю. Небезынтересно в этом смысле мнение, высказанное автору художником Н.В. Гусевым, копировавшим фрески собора в течение 35-ти лет, о том, что фреска над погребением преподобного Мартиниана создавалась для интерьера, поскольку писалась более темными красками, в отличие от наружной портальной.

По сравнению с росписью собора эта роспись имеет очень большие утраты. Несмотря на плохую сохранность композиции, ее можно определить как “Богоматерь Печерская с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, святителем Николаем Чудотворцем и коленопреклоненными преподобными Ферапонтом и Мартинианом”. Все фигуры обращены к центральному образу Богородицы, полностью утраченному. В лучшей сохранности фигуры архангелов и стоящего за архангелом Гавриилом святителя Николая. Фигуры припадающих Ферапонта и Мартиниана утрачены почти наполовину.

Размер фрески по ширине точно соответствует длине раки (231 см), то есть размеру гроба святого. В XVII в. при строительстве церкви-усыпальницы фреской в какой-то степени пренебрегли, поскольку ее левый верхний край оказался выше края свода ниши, а за правой частью композиции осталось широкое поле. Фреску не забеливали долгое время, монастырские описи 1763 и 1747 гг. ее упоминают. В XIX в. начались значительные переделки в связи с пристройкой в 1836-1838 гг. трапезы с западной стороны. Тогда же была выполнена стенопись четверика и трапезы. Во время этих работ сильно пострадала надгробная фреска Дионисия: была стесана выступавшая часть композиции (пилястра собора) и сделана поверх грунта новая роспись. Древняя фреска оказалась скрыта слоем цемента и записью, иной по содержанию, которая изображала “Преставление Мартиниана”.

В 1928 г. фреску Дионисия раскрыл от загрязнения и цемента реставратор П.И. Юкин. Композиция оказалась сильно поврежденной: кроме утраты ее центральной части, на ликах святых стерты пробела и некоторые другие верхние слои росписи. Подтверждение того, что центральной фигурой была Богоматерь с Младенцем, найдено в архиве исследователем М.Г. Малкиным в описи начала XVIII в.: «Над ракою образ Пречистые Богородицы Печерские, по сторонам образы архангелов Михаила и Гавриила, святителя Николая в молении, преподобных Ферапонта и Мартиниана, писаны стенным писмом». Другой исследователь В.Д. Сарабьянов нашел упоминание об этой фреске в описях 1747, 1751, 1763 и 1767 гг. и не встретил его в последующих описях XVIII в., предположив, что фреска к тому времени была уже забелена.

Автору первой книги о фресках Ферапонтова монастыря В.Т. Георгиевскому эта композиция осталась неизвестной, так как она была раскрыта П.И. Юкиным значительно позже публикации Георгиевского. В научный оборот стенопись церкви-усыпальницы была введена Н.М. Чернышевым, который датировал ее временем росписи собора. В искусствоведческой литературе высказывались разные мнения о характере композиции и степени мастерства ее автора. Например, Г.В. Попов полагал, что фреска написана без участия Дионисия, а М.Г. Малкин отнес ее к руке “непоследнего мастера” его артели.

Следуя исторической логике, можно утверждать, что стенопись в нише церкви преподобного Мартиниана выполнялась самим Дионисием в силу особой важности данного места, поскольку она украшала погребение весьма почитаемого игумена, “хозяина” монастыря, выражаясь образно, “правопреемника” славы основателя обители преподобного Ферапонта. Напомним, что мощи чудотворца Ферапонта находятся в Лужецком Можайском монастыре, где он упокоился в 1426 г., а белозерскую его обитель стали именовать Мартиниановой обителью.

Если рассматривать композицию в церкви-усыпальнице не в отрыве от остальной стенописи, то кроме украшения места, где покоятся под спудом мощи одного из основателей монастыря, она продолжила (скорее завершила) раскрытие общего замысла росписи собора Рождества Богородицы. Как и портальная фреска, одновременно с которой она выполнялась в конце росписи собора, стенопись усыпальницы явилась замыкающим звеном единого художественного воплощения идеи предстательства. Если на портале собора главным выделено в верхнем регистре росписи предстояние Спасителю, то на южной стене храма это продолжилось предстоянием Богородице. Причем, асимметричность числа фигур Деисуса портальной фрески уравновесилась в сочетании с асимметрией предстоящих Богородице на южной стене. Исходя из этого, кажется неубедительным предположение, что четвертой фигурой слева в Деисусе является святитель Николай, тем более с нетрадиционной для него стороны ¾ одесную Спасителя. Следуя логике единства наружных фресок, можно предположить, что, помещая изображение архиепископа Мирликийского Николая на фреске в усыпальнице, Дионисий на портале поместил не его, а парного ему святого. Так, в иконостасе собора иконе святителя Николая соответствовала икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Узнаваемость четвертого святого на портале усложнилась тем, что его фигура также сильно пострадала от переделок, как и фреска в усыпальнице. В XVIII в. кровля паперти была опущена, и ее стропила были врублены в стенопись верхнего регистра портала. До реставрационных работ фигура не была видна полностью, она оставалась выше подвесного потолка. О том, какой святой изображен в Деисусе портала, высказывались различные предположения. Монастырская опись 1747 г. упоминает эту композицию: «В паперти над церковными западными дверьми образ Спасов Вседержителев. По сторонам Спасова образа писано стенным письмом образы пресв[ятыя] Богородицы, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и образы апостольские, да образы Рождества Богородицы» [выделено нами ¾ Е.С.] Третьей парой Дионисий, как и в Деисусе иконостаса, изобразил апостолов Петра и Павла, четвертой непарной фигурой одесную Спасителя вероятнее всего является апостол Иоанн Богослов ¾ соименный святой строителя собора архиепископа Ростовского Иоасафа (в миру князя Иоанна Оболенского).

Возвращаясь к фреске в усыпальнице, следует отметить, что изображение Николая Чудотворца на южной стене неслучайно, так как эта стена является общей с Никольским приделом (особенность, замеченная многими исследователями). Следует подчеркнуть и “обратную” связь придела с церковью преподобного Мартиниана. На южной стене придела есть композиция “Перенесение мощей Николая Чудотворца”, где изображена большая рака святителя Николая. Под этой фреской снаружи, то есть в интерьере церкви-усыпальницы находится рака прп. Мартиниана. Взаимосвязь композиций усиливается архитектурной деталью ¾ окном из собора в церковь, которое, как известно, имело и символическое прочтение. Вертикальная линия от окна, являющегося связующим звеном собора и церкви, приходится на край композиции со стороны фигуры святителя Николая.

Если в приделе все композиции раскрывают “земные” деяния Николая Чудотворца, то на наружной фреске изображено его “небесное” предстательство. Здесь подчеркивается преемственность от архиепископа Николая к игумену Мартиниану. Николай Мирликийский ¾ великий устроитель и пастырь, и это созвучно деяниям преподобного Мартиниана ¾ строителя Ферапонтова монастыря и чтимого пастыря. Святой Мартиниан был духовным наставником таких известных деятелей, как преподобный Кассиан Грек, блаженный Галактион Белозерский, епископ Пермский Филофей и упоминавшийся архиепископ Ростовский Иоасаф ¾ строитель собора Рождества Богородицы и заказчик фресок Дионисия.

Фрески Дионисия в Никольском приделе красочно изображают заступничество святителя Николая за неправедно осужденных (композиции “Избавление трех мужей от казни”, “Явление трем воеводам в темнице”, “Явление святителя Николая царю Константину” и “Явление святителя Николая епарху Евлавию”). Аналогичные примеры мы встречаем в Житии преподобного Мартиниана. Достаточно вспомнить его неустрашимость при защите боярина от опалы Великого князя Василия II Темного. Великий князь, избрав преподобного своим духовным отцом, призвал его на игуменство в Троице-Сергиев монастырь, откуда он впоследствии вернулся в Ферапонтову обитель. Однажды Василий II захотел вернуть боярина, бежавшего к тверскому князю, и послал к нему преподобного Мартиниана. Заручившись обещаниями, боярин вернулся, но был схвачен и заключен в темницу. Узнав об этом, игумен Мартиниан тотчас верхом на лошади прискакал в Москву, явился к государю и обличил его с гневом, сняв свое благословение на нем и на его княжении. Князь хорошо помнил, чем обернулась потеря благословения его былым соперником Димитрием Шемякой и “убоялся Бога”. Он тотчас снял опалу с боярина и отправился в Троицкий монастырь с покаянием. Игумен Мартиниан с почестями встретил и благословил своего духовного сына, и сам у него прощение просил за дерзновение, показав пример незлобивости и смирения.

Композиция “Преставление святителя Николая” находится на южном алтарном столпе собора напротив “Перенесения мощей Николая Мирликийского”. Она является единственным в стенописи храма изображением успения, что указывает на связь обеих композиций с усыпальницей за стеной. Мы не видим “неземной” жизни Николы в недрах собора, а видим вне его, в ином мире, в небесном предстательстве. Таким образом, цикл фресок Никольского придела завершается в церкви прп. Мартиниана предстательством Николая Чудотворца перед Богородицей.

Мысль о взаимосвязи наружных фресок собора поддерживается не только предстоящими, но и коленопреклоненными фигурами преподобных Мартиниана и Ферапонта на южной стене ¾ соответственно преподобным Иоанну Дамаскину и Косме Маюмскому в тимпане дверной арки портала, где они изображены Дионисием припадающими к Богоматери “Знамение”.

В обеих наружных росписях собора встречаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила. В церкви Мартиниана изображение архангела Михаила имеет дополнительный смысл. Это соименный святой преподобного Мартиниана в миру и в схиме. Сам преподобный изображен у ног архангела Михаила, над его главой почти стертая надпись, которую можно прочитать как “МАРТИНИАН”. Изображение погребенного на стенописи было естественным и традиционным, если гробница замуровывалась в полу или в стене храма. Если бы не это обстоятельство, то в левой части композиции должен был бы изображаться первоначальник обители преподобный Ферапонт (его изображение напротив). Основатели монастыря изображены без нимбов (у правой фигуры глава не сохранилась), поскольку канонизация преподобных Ферапонта и Мартиниана произошла между 1547 и 1549 гг., то есть почти через 50 лет после росписи собора. Но Дионисий, опережая свое время, оставляет нам их образы.

ИКОНОПИСЕЦ ДИОНИСИЙ

Труднее всего, пожалуй, писать о том удивительном чуде, которое сохранилось в Ферапонтовом монастыре к ХХI веку — о фресках Дионисия. Исследований на эту тему составлено немало, но о самом иконописце известно немногое. Обнаруженные в последние годы монастырские синодики (поминальные книги) с записями рода Дионисия не дают достаточных оснований для суждений о его происхождении. Остается неизвестным, когда и где он родился, когда умер и где погребен.

По отзывам современников Дионисия, уже в 1470-х годах он считался самым знаменитым среди русских иконописцев. Работы его ценились очень дорого. Так, Коломенский владыка Вассиан (Топорков) дал по себе на поминовение в Иосифо-Волоколамский монастырь три иконы Дионисия, и во вкладной книге монастыря было вписано, что поминать следует, “доколе монастырь Пречистыя стоит”.

Первое упоминание об одной из ранних работ Дионисия содержится в летописном своде, составленном в Москве при Великом князе Иоанне III. В нём под 1477 годом помещено “Сказание о Пафнутии Боровском”, где сообщается о построенном преподобным храме и о “чудной” его росписи. Однако имена мастеров великокняжеским летописцем опущены. На авторство старца Митрофана и Дионисия указал архиепископ Ростовский Вассиан (Санин) в житии преподобного Пафнутия Боровского, которое он составил. Поименовав иконописцев, он дал им высочайшую оценку, назвав “пресловущими [прославленными] тогда паче всех в таковом деле”.

Ну это даже как-то и оценивать сложно, такую древность. Конечно это чудесное чудо. Такая сохранность в таком климате. Монастырь смотрится отлично. Очень правильная организация подачи материала. Сначала просмотр и рассказ где и что смотреть, потом сам рассказ

Маленький, почти карманный монастырь, белоснежный. Зимой народу практически нет. Приехали специально посмотреть фрески. Для работ 500-летней давности очень хорошее состояние. Хорошо, что до личного знакомства с фресками проводят ликбез с помощью фильма.

Константин ★★★★★

(22-06-2017)

Нередко сюда заезжали полюбоваться, но давно не были в музее. В этот раз решили пройти весь. Экспозиция состоит из 4 частей, билеты по отдельности. В сумме порядка 500р на взрослого (в т.ч. 250р - собственно фрески), пенсионерам скидка процентов 20. Можно оплатить картой.
К фрескам запускают группами по расписанию, перед этим показ документального фильма. Посетили также церковь. Мартиниана и верх и низ трапезной (церковное искусство и предметы народного быта).

Ферапонтово, порядка 130 км, дорога хорошая. Придумывать восхитительные эпитеты для данного места не стоит. Если Вы не приобщались к росписям фрескам Дионисия в соборе Рождества Богородицы, Вы, скорее всего счастливый человек – Вам есть куда стремиться, чтоб открыть для себя Прекрасное. А увидев росписи, Вы просто вбираете в себя Великую красоту мастера, иногда можете и воспарить к куполам. Предвидя мимолетность в общении с сим местом мы заранее договорились с наиболее знающим специалистом музея Еленой Николаевной, она научный сотрудник заповедника с 30- летним стажем, знания не ограничены теми же куполами. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Мы провели с ней два часа, при этом беседуя в основном именно по росписям. Для себя удалось понять, как родилось столь не каноническое творение. Ферапонтов находиться в такой глухомани, что здесь мастер мог позволить себе отойти от прописных канонов, над ним не висело око церковников, старающихся представить веру как паству вечно в чем-то кающихся грешников. В Ферапонтово мастер просто творил как сам ощущал Веру – праздником души. Потому и получились у него все фигуры движущимися, и вера в его фресках получилась радостная, дающая человеку внутреннюю душевную благодать,

Монастырь маленький, но очень хороший. Смотрится красиво. Фрески, достаточно интересно с исторической точки, когда они были написаны, а так конечно не особо. Но посмотреть один раз стоит конечно. Музеи и выставки слабенькими показались. И конечно это не должно стоить таких денег, сколько берут за билеты.

Александр ★☆☆☆☆

(15-01-2016)

Удивляет в первую очередь хамство и "бычка" как стандартный способ общения с приезжими и угрюмость местных. Хамят все - продавец в магазине, водитель микроавтобуса (не рейсового, а заказного, получившего 6000 руб на 3 часовой маршрут), хозяйка дома, который снимали не за гроши на всю компанию. Хамят и грубят безо всяких причин, в ответ на улыбки и вежливость.
На ходу повышают цены, несмотря на предыдущие договоренности.
Места прекрасные, странно, что совсем неподалеку, например в Каргополе, люди крайне отзывчивые и приветливые.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сам монастырь прекрасен, и архитектура, и атмосфера.

Очень маленький, "карманный" монастырь. Что интересно - он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО не только из-за своих фресок, но и как образец монастырского русского строительства того времени.
Церковь Рождества Богородицы архитектурно очень простая и скромная. Фрески изумительные, чУдные. Они словно "поют". Не повредит ли им круглогодичный доступ?!
Есть действующая церковь Богоявления, внутри очень хорошо и благостно, хотя пространства мало и темно (темнота в этой церкви добавляет ощущения таинственности). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В церкви имеется чудотворная икона Божьей Матери "Скоропослушница" - по словам свечницы, она имеет особенную благодать помогать при бесплодии.

Скажу сразу, в Ферапонтово приезжают практически с единственной целью: посмотреть фрески великого иконописца Русского Средневековья Дионисия (они сохранились только здесь). Поэтому, если вы не особенно интересуетесь этим видом искусства, то можете быть и разочарованы. Для человека увлекающегося иконописью вопрос денег и остального на первом месте не находится. Каждому свое. А отреставрированы фрески действительно идеально, Рублев в Успенском соборе Владимира или Великий Новгород и близко не стоят. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Совет: приезжайте в не туристический сезон (мы например были в апреле), тогда рассматривать творения Дионисия можно сколько угодно.

Про музей фресок Дионисия я знаю очень давно, поэтому как только выпала возможность, приехали туда с женой. Впечатления двоякие: с одной стороны, уникальные росписи известного мастера в отличной сохранности; с другой - ожидание чего-то большего. Вообще испытал двойственные ощущения от всего в Ферапонтово. "Парадная" (южная) сторона монастыря выставляет напоказ полуразвалившийся забор, нелепые огороды и ветхие сараи, которые портят вид; но с северной стороны - прекрасное озеро, чистый берег и сосны. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Монастырский двор чистенький, но маленький. Кроме фресок Дионисия смотреть особо нечего. За цену билета (250 рублей) становится особенно обидно тогда, когда смотрительницы пытаются заставить платить отдельно за фотосъемку.
Из-за упомянутых в видеофильме мастеров Возрождения (Леонардо, Рафаэль и проч.) - современников Дионисия сравнение для непрофессионала получается не в пользу русского мастера (проверено на других посетителях). Пожалуй, нужно хорошо знать, зачем ты едешь в Ферапонтово, чтобы избежать разочарований.

Если оказались в Кириллове, то обязательно надо заехать в Ферапонтово. Красивое место, красивые фрески, но это никак не стоит 250 руб. за билетик!!! За посещение других достопримечательностей на территории монастыря надо еще заплатить по 200 руб. с носа. Мы остановились только на фресках + в цену билета входит просмотр фильма на 10 минут. Все четко по времени: зашли в 16,15 - посмотрели фильм про фрески - вышли - зашли в храм в 16,30 - посмотрели 10 минут - вышли, т.к. на пятки наступает следующая группа. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Это просто музей и никак иначе, но посетить один раз вполне можно.

Монастырь небольшой, но очень приятный. Расположен в живописном месте на берегу озера (точнее между Бородаевским и Паским озерами). Собор Рождества Богородицы работает как музей фресок - стенопись Дионисия сохранилась с 1502 г (проводились некоторые работы по консервации красочного слоя, но не реставрации, которая подразумевает восстановление). В церкви прп. Мартиниана находится рака с мощами прп. Мартиниана (единственная деревянная резная рака древней Руси, сохранившаяся полностью). В Трапезной палате -выставка старинных монастырских икон, а также живописи. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Действующий Храм в честь Богоявления Господня (надвратная церковь).

Были в новогодние каникулы. На фрески покупается отдельный билет, цена - 250 руб. В сам музей не пошла, т.к. была давняя мечта увидеть именно фрески. Опасалась, что будет много народу. Но фильм смотрела в гордом одиночестве, в самой церкви было 4 чел. + смотрительница. Так что в организационном плане все хорошо.
Что касается самих фресок.... Для меня эталоном в этом виде искусства является роспись церкви Пророка Ильи в Ярославле. Кто видел, тот поймет. Здесь и палитра другая, пастельная (голубой, охра, коричневый) и стиль. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, конечно, вопрос еще в том, что фрески Дионисия не поновлялись, а 500 лет - все-таки срок! Попыталась представить себе, как это выглядело свеженарисованное - наверное, здорово!
Подводя итог: один раз это посмотреть точно стоит.

Красивая природа, монастырь, тишина, мало людей. Был бы художником - сидел бы и рисовал пейзажи. Цены на фрески Дионисия согласен завышены, спасло пенсионное) Но их надо обязательно посмотреть!!! Фоткать не разрешают, но выдают листок с фотками и размещением фресок.

Как место - великолепное! Чудесные края - тишина, да водная гладь, невероятные пейзажи! Как музей - убого, да еще и дорого! Билеты в Эрмитаж стоят дешевле. За осмотр фресок - 250р., за остальной музей 210 р., который представляет из себя музей крестьянского быта, выставку местных художников (мы попали на картины, изображающие солнечную Италию...) и деревянную ц. Ильи Пророка в селе Цыпино - пожалуй самое интересное из этого. Кроме того, чтобы посмотреть разные экспозиции пришлось искать смотрителей, чтобы нам их открыли. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Но несмотря на все, приезжайте архитектура и природа того стоят!

Посетили монастырь вчера. Заказали экскурсию в собор на осмотр фресок,(1500 до 5 человек). Слушали с удовольствием, очень понравилось, стоит потраченных денег. Какое преимущество посещать подобные места вне сезона, гуляй и смотри спокойно. К сожалению дул жуткий холодный ветер, поняли, что мы на севере, поэтому не сомогли посетить другую эскурсию по монастырю, но впечатления и так великолепные. Кстати понедельник в музее выходной день. Вот только поесть было негде: гостиница работает, а ресторан...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Как то это место не располагает к разговорам-больше к
размышлениям!Особенно, когда солнце прорвется сквозь узкие окна и выхватит фрагмент ПРОШЛОГО, которое как настоящее!
Устроенные теплые полы теперь и зимой допускают людей
к этим шедеврам.В такой глухомани(с такими дорогами!)и
такая звонкая красота!

Музей! Как музей, слаб и не устроен почти. Все внимание фрескам, которые сначала почти 70 лет губили, теперь восстановили. Кстати, в храмах, где идут службы - плесень и грибок с которыми борются, совершая подвиг, реставраторы - не живут вообще...А там где служба недавно восстановлена - очищаются зачастую сами по себе росписи.
Что-то видимо не дает плесени жить там где служат...
Территория ухожена слабо. Такой памятник! И такое практически небрежение... Разрухи нет, но и любовного ухода нет тоже. Что не удивительно. Денег музею никто не даст. На храм дадут а музею нет....
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Храмов с подобными росписями видел много. Но видимо с такими старыми росписями больше нет.
Место само по себе удивительной красоты. И озеро и сосны и монастырь на холме
Музей крестьянского быта - склад прялок и ткацких станков. Не более. Очень интересная галерея картин местных художников. Очень светлые радостные работы.
Есть малюсенькая надвратная церковь... взгляда ничего не зацепило в ней.
Но посетить нужно обязательно. Я собственно затем и ехал в Вологду.
Дорога из Вологды. Местами отличная, местами заплатка на заплатке.

Елена ★★★★★

(27-07-2012)

Посетили в конце марта 2012 года после Кирилло-Белозерского монастыря (который не очень приглянулся). Заказали экскурсию и остались в полном восторге. Есть и у нас чем гордится. Потрясающие фрески Дионисия, отлично организованная современная система их сохранения. В Мирожском монастыре в Пскове фрески старше, но их автор не известен, поэтому музейные работники сохраняют их подручными средствами. Здесь же государством вложены деньги (благодаря самоотверженности местного директора) и это здорово. Кругом тишина не реальная. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

С удивлением узнала, что Ферапонт после этого монастыря основал Лужецкий монастырь в Можайске (там даже есть купель, но не на территории монастыря, а в ближайшей деревне). У нас дача рядом, сто раз у монастыря были, а этого не знали. Пробел уже восполнили!!! Обязательно нужно заказывать экскурсию: намного информативней и познавательней.

Дорога от Вологды очень приличная, даже незнаю почему тут народ пишет что плохая. На территорию вход бесплатный. На стенах выставка старинных фото и картин местных художников. В надвратной церкви сейчас службы проходят. На фрески, каюсь, не пошли смотреть - дорого. Кругом, красота - озеро, дали. В целом хорошо, хоть и не так обширно как Кириллов, но посетить обязательно надо.

светлана ★★★★★

(12-06-2012)

по единому билету за 200 руб. смотреть практически нечего. ну очень дорого. фрески в эту цену не входят

Андрей Клочков ★★★★☆

(11-05-2012)

К сожалению, музей закрывается в 17:00, и уже в половине пятого в него не пускают.
Зато вокруг - прекрасные виды!!!

Елена ★★★★★

(4-05-2012)

Были 2 мая. Оказались единственными посетителями. Снаружи вроде ничего особенного, но когда зашли в храм - ощущение какого-то чуда! Больше всех понравился образ Николая Чудотворца, он просто необыкновенный! Уходить не хотелось!!!
Поражает, что в такой глуши (120 км от Вологды по жутко разбитой дороге, в селе "в 2 дома") сохранилась ВСЯ роспись храма 1502г. в ПЕРВОЗДАННОМ виде! Её (как нам объяснила экскурсовод) не восстанавливали, все реставрационные работы были направлены лишь на сохранение и очищение от кирпичной пыли и грибка. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И 250р. совсем не большая плата, если учесть, сколько стоит поддержание всех систем (а там и система очистки воздуха, и поддержание заданной температуры и влажности, и еще Бог знает что) и з/п персоналу, который находится там и работает, даже для единичных туристов, которыми оказались мы...

vorchun ★★★★★

(12-03-2012)

Посетил в третий раз.Первые два фрески были недоступны.Теперь, благодаря теппым полам и аппаратуре,
чудо стало возможным (даже зимой).Солнце только способствовало, а лучи внутри храма творили чудеса!
Уходить не хотелось!Отдельное спасибо экскурсоводу и схеме фресок, по которой можно все понять!
И забывается все и плохая дорога и большие расстояния.
Нужно побывать и ПРОНИКНУТЬСЯ!

Уралочка ★★★★★

(11-01-2012)

Монастырь и музей открыт увы совсем даже не ежедневно! 9 января нам не удалось попасть, видимо по случаю понедельника и новогодних каникул.

Марийка ★★★★★

(3-10-2011)

Обязательно стоит посетить, но всего лишь один раз для тех, кто в древнерусской живописи ничего не понимает - будет достаточно. Места несказанно красивые, удивительные. Были 24.09.2011, 250 руб. за просмотр фресок в такой глуши, по-моему, дорого. в остальные музейчики (тоже за деньги) не ходили. рекомендую подняться в надвратную церковь, она действующая (прямо над входными воротами) - вот это старина и святость!

Были здесь 14 июля 2011 года. Посмотрели фильм и фрески. Долго смотреть не дают, но неверное так надо - температурный режим и все такое. Вообще, конечно, дороговато за 10 минут просмотра без живой экскурсии. Оцениваю фрески и труд реставраторов, музею поставил бы меньше.

tata ★★★☆☆

(7-07-2011)

Побывали в монастыре 19 июня. И место чудесное, и фрески хороши, но вместо экскурсии 10-и минутная лекция по телевизору с жуткого качества звуком. Если что запомнил - иди рассматривай фрески. Все это за 250 р. с человека. Общее разочарование исправило общение с сотрудницей музея "Цыпинская церковь". Церковь входит в состав музея "Ферапонтов монастырь" и находится в 2-х км от него. "Цыпину" ставлю 5 баллов.

Elena ★★★☆☆

(30-05-2011)

Хочу предупредить всех путешественников, приезжающих в монастырь. Фрески Дионисия можно увидеть только по отдельному билету стоимостью 250 рублей сноса. Единый билет такой возможности не дает!И сдать его нельзяю И мы на этом попались.Нам пришлось покупать и те и другие билеты, хотя мы собирались посмотреть только фрески (времени к сожалению было в обрез). Тетеньки-музейные работники ничего толком не объясняют.Экскурсию никто проводить и не собирался. Сюда больше никогда не поеду, потому что от такого отношения к туристам осадок надолго остается. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А место очень красивое. Посмотреть стоит.

Побывала второй раз в Ферапонтово в январе 2011. Приехали на закате, и монастырь был подсвечен закатным солнышком в розовые цвета. Великолепные виды, природа. Тянет приезжать туда еще и еще. Еще раз полюбовалась на фрески Дионисия. Теперь перед осмотром показывают фильм о фресках, а потом осмотр с экскурсоводом. Стоимость на январь 2011 - 250 руб.
И еще, если будете зимой, не забудьте взять с собой санки или ледянку и скатиться с горы прямо к озеру вместе с местной ребятней))

Наталья ★★★★★

(22-11-2010)

Место потрясающее! Больше всего нравится, что вокруг не появилось города, поэтому монастырь находится в дивном уголке природы на берегу красивого озера. Умели монахи место выбирать. Нравится старина, отсутствие глянца. Экскурсия по музею тоже показалась интересной.И еще. Такого синего неба, как над Ферапонтовым монастырем я не видела нигде в центральной и северной России. Может, нам просто повезло с погодой.

Марьям ★★★★★

(28-10-2010)

Посетили группой из МГУ в мае 2001г.(после посещения Кирилло-Белозерского монастыря, где вечером в лучах заката - до сих пор оставившее в душе незабываемое впечатление от Природы)возвышался этот величественный, мощный монастырь, а затем поутру, чуть подъехав на автобусе, взбирались к Ферапонтову монастырю на фоне озера, купающегося в лучах солнца так светится в памяти этот изящный монастырь - здесь все свято, и когда вскоре в Москве в Третьяковской галерее была выставка фресок Дионисия (мы уже готовы...продолжение src="/jpg/plus.gif">

были воспринимать с интересом информацию о Дионисии)Как хочется вернуться сюда в это кольцо- Кирилло- Белозерский- Ферапонтов - Горицы (в каком состоянии сейчас последний - тогда ещё только начинали восстанавливать)

Монастырь не впечатлил, как и музей, размещенный в нем. Не люблю я монастыри-музеи с советскими бабушками-музейщицами. Это не живые монастыри, утратившие благодать и святость. В монастырях нужно молиться, а не глазеть на экспозиции. Хорошо хоть надвратную церковь отдали прихожанам - есть где помолиться и поставить свечку...

Да, монастырь хорош. В действующей части на перилах висят платки для женщин. Но действующая церквушка очень мала. А посмотреть фрески, действительно, дороговато - 200 руб. А вообще, заехать можно. Озеро очень чистое, а вид на монастырь с озера не повторим...

Анна ★★★★★

(13-03-2010)

В Кириллове и ФЕрапонтове были в октябре 2009, стояла волшебная золотая осень. Места красивейшие, озера, леса, деревни... А когда из-за пригорка увидели над озером сияющий белыми стенами монастырь, от восхищения минут десять стояли на обочине просто молча любовались, дух захватило. Достопримечательностей хватает, не ленитесь съезжать в стороны от основной трассы.
Обязательно еще вернемся в те края!

Да, место уникальное. Часть фресок восстановлена, продолжаются реставрационные работы. В музее быта и на выставке местных художников смотреть особо нечего. Надвратная церковь – действующая. Хотя билеты, согласен с Марией, дороговаты. Для соотечественников можно бы и подешевле.

Нам очень повезло с экскурсоводом, живая девушка рассказывала, как пела:). Совершенно иное вИдение истории, другие легенды.
Фрески Дионисия фотографировать не разрешают вовсе не потому, что они испортятся от вспышки, а с целью пресечь "личное обогащение".
Сам монастырь гораздо красивее смотрится снизу, от площади.

Михаил Г. ★★★☆☆

(25-09-2008)

Были в монастыре в июне 2008 года. Впечатления резко отрцательные. Достижения коммерческих результатов сводят на нет всё духовное восприятие от увиденного. 10 лет назад был в восторге от этого места, хотя в то время менее ухоженного и "цивилизованного". Гораздо большее впечатление производит монастырь с воды в часы заката, если взять лодку у местного населения и поплавать по озеру. Это хоть чуть-чуть напомнит о былой духовности этого места.

Мария ★★☆☆☆

(24-09-2008)

Монастырь расположен на берегу живописного озера. Красиво! Хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Внутри - коммерция! Билеты в музей - дорогущие (посмотреть фрески Дионисия - 160руб./чел). Билетеры и смотрители музея - срогие, как надсмотрщики.
Фрески Дионисия меня не впечатлили, не трогают душу.

Ручьева ★★★★★

(25-08-2008)

Главное конечно – фрески, их количество и замечательная сохранность. Была здесь дважды. Впервые году эдак в 1983-м, зимой. Не было тогда никаких знаний о фресках и древнерусской живописи. Приехали, вокруг все обветшало, запущено, кто-то отпер нам дверь церкви, и увидели мы чудо. Среди зимы, грязи и запустения – иной мир, голубизна фресок, и на многие годы ощущение дивного видения и удивления, как это могло сохраниться в течение 500 лет. Не камень, не крепостные мощные стены, а тонкий рисунок на слое штукатурки.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Второй раз были в 2007 году. Благоустроенность, контроль количества посетителей. Все вполне объяснимо – музей-то уникальный, но ощущения чуда уже нет. Есть понимание, что ты в музее, правда, в музее уникальном. Фрески можно смотреть сколько хочешь, только просят выйти, если приходит группа и в храме больше 10-ти человек.

Очень понравилась экспозиция с предметами быта, именно тем, что их так много. Интересно было и на выставке книг, и на экспозиции, посвященной истории монастыря. Для места, столь отдаленного от столиц, музей в целом (о фресках и речи нет, уникальны, этим все сказано) не может не восхищать, очень достойно.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Идет паломник неспешно, вдумчиво. В святые места путь держит. Чтоб в намоленном месте и ему помолиться, святым мощам поклониться. И путь этот сам по себе труд, подвиг. Пока идет, на постой просится, люди ему копеечку на свечку подают и о них попросить в Божьей обители наказывают. Глядишь, как дойдет - другим станет. Чище, к Богу ближе…

Таковые пути в наши дни сложны. Не скажу, невозможны - не приняты. Бежим, торопимся. Но это не значит, что в намоленные места стремиться нужно с меньшим тщанием. Поездки те и поныне отраду духовную и радость Божию приносят.

Ферапонтово надолго, точнее, навсегда запало в душу. Ощущение такое, что войди я в этот собор без Бога за душой, поверила бы и обратилась вмиг, столь велико впечатление от кисти Дионисия. Уверена, что были и такие люди. Как у Николая Рубцова:

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды явившись из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты небывалой досель…

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле…

Ученые полагают, что вид монастыря (как и окружающего ландшафта) с XVII века практически не изменился. По сравнению с соседним Кирилло-Белозерским монастырем (эта обитель в 20 километрах) Ферапонтов кажется маленьким, просто игрушечным. Находится он между двух озер, Бородаевским и Паским, на небольшой возвышенности. К монастырю ведет песчаная проселочная дорога, сразу настраивающая посетителя на домашний, камерный лад.

Окрестности удивительно живописны. Озеро с редкими рыбаками на деревянных лодках… пасущиеся невдалеке лошади…

Слава Богу, в СССР до монастыря «не доходили руки». Долгое время, с 1924 до 1975 года, Ферапонтов монастырь был закрыт. Потом на его территории сделали музей со штатом из одного сотрудника - сторожа.

В наши дни монастырь так и не открыли, действует только надвратная церковь с приделами Богоявления и прп. Ферапонта. Святых мощей, чудотворных крестов, здравствующих старцев-молитвенников здесь нет. И все же поход стал сродни паломничеству, место это святое. Намоленное.

Фрески Дионисия

Безусловная святыня Ферапонтова, да и всей вологодской земли, если не сказать больше - это фрески собора Рождества Богородицы. С 19 августа по 21 сентября 1502 года по новому стилю - с Преображения Господня до Рождества Богородицы - за 34 дня собор был расписан артелью великого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием, левкасчиком Еремеем, пособниками и писцами. Исследователи установили, что рисунок всех композиций и основная прокладка цветом, выполненная водяными красками по сырой штукатурке, была сделана всего за пять дней. При этом искусствоведам не удалось выделить руку каждого из писавших - вероятно, все три мастера работали сообща над каждой композицией. Кроме стенописи артелью был написан и иконостас собора (сохранившиеся иконы ныне хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и Кирилловском музее-заповеднике).

Ко времени прибытия в Ферапонтово Дионисий был уже очень известен - его артелью были написаны иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Фрески Дионисия и его сподвижников, а им более 500 лет, поражают и удивляют. Как это ни помпезно звучит, степень их воздействия на современного зрителя невозможно передать словами. Это праздник, радость и свет, запечатленный на стенах собора. Возможно, фрески части древнерусских храмов XVI века были столь же прекрасны - но, увы, все они не дошли до нас в своей первоначальной красоте. Причина тому - поновления или разрушения. Так, в Великую Отечественную войну были разрушены практически все новгородские храмы. И собор Рождества Богородицы - не только единственный, дошедший практически в целости монументальный памятник работы Дионисия, но и единственный непоновленный памятник древнерусской фресковой росписи.

Устроитель монастырей

В 2000 году Ферапонтов монастырь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (всего в России на сегодняшний день 15 культурных памятников, находящихся под опекой ЮНЕСКО). Музейная коллекция Ферапонтова очень интересна и по-своему уникальна. Собрание рукописных и старопечатных книг, экспозиция точно воспроизведенных соборных фресок (художник-реставратор Н.В. Гусев), прекрасно продуманные регулярно обновляющиеся экспозиции, ежегодные Ферапонтовские чтения… Будет ли комплекс передан Церкви - Бог весть. С Божией помощью и это устроится. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году преподобным Ферапонтом (вначале святой подвизался в Московском Симоновом монастыре, затем отправился с преподобным том по обоюдному согласию заложил свой монастырь). Отшельничество, безмолвие, набеги разбойников. Позже к преподобному стали стекаться иноки. Пустынь, где жили единичные отшельники, становится общежительным монастырем. Преподобный Ферапонт по смирению не принимает настоятельства. Но известность о подвигах угодника распространяется далеко за пределы Белозерья. Спустя десятилетие князь Андрей Дмитриевич вызывает преподобного Ферапонта для устроения в Можайске монастыря (там возник Лужецкий Богородице-Рождественский монастырь).

Расцвет и закат

Второй настоятель монастыря, преподобный Мартиниан, был избран монастырской братией. Ребенком он жил при Кирилло-Белозерском монастыре и обучался грамоте у самого преподобного Кирилла. И одним из послушаний всех монахов Ферапонтова монастыря стало чтение, переписывание и переплет книг. Вскоре небольшой Рождество-Богородицкий монастырь стал еще и крупным общественно-культурным центром. Когда новгородскому архиепископу Геннадию потребовались для борьбы с еретиками редкие книги, он послал за ними в Ферапонтов монастырь.

В течение десяти лет Ферапонтово было
местом ссылки патриарха Никона

Расцветом Ферапонтова монастыря справедливо считается XVII век. К этому времени на территории монастыря были возведены три каменных здания. Первым среди них был храм Рождества Богородицы, построенный в 1490 году (Дионисием с сыновьями он был расписан позднее, через 12 лет). В конце XVII века Ферапонтово в течение десяти лет было местом ссылки патриарха Никона.

В XVIII веке Ферапонтово постигли набеги, пожары, разоренья. Окончательно подкосило изъятие монастырских земель. В 1798 году монастырь упразднили, его храмы стали приходскими. В 1904 году он был открыт вновь, но уже как женский. После прихода новой власти в 1924 году монастырь был закрыт окончательно.

Расположено небольшое село Ферапонтово. Здесь на не высоком холме, расположенном между Бородаевским и Паским озёрами, возвышается небольшой по размерам Ферапонтов монастырь – одно из примечательных месть Белозерского края.

Ферапонтов монастырь история

Ферапонтов монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Историческая весомость монастыря, значительного культурного и духовного центра Белозерья. Определяется его участием в эпохальных моментах эпохи становления Русского централизованного государства. Во второй половине XV – начале XVI века ферапонтовские старцы оказывали серьёзное влияние на политику Москвы.

Ферапонтов монастырь в XVII веке.

В 1614 году Ферапонтов монастырь захватили казацкие отряды, однако его постройки подверглись лишь сравнительно небольшому разорению. В то же время экономический упадок, связанный с литовским нашествием, задержал дальнейшие строительные работы более чем на два десятка лет. К 1640-м годам относится кратковременный период нового подъёма монастыря, вызвавший оживление каменного строительства. Вслед за этим начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства.

Ферапонтов монастырь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода. В 1904 году монастырь был возобновлён ка женский, и вновь закрыт в 1924. С того же года в памятниках Ферапонтова монастыря разместился музей, ставший впоследствии филиалом Кирилло — Белозерского историко — архитектурного и художественного музея — заповедника . В 2000 году ансамбль монастыря с росписями Дионисия 1502 года включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь архитектурный ансамбль.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в период с конца XV по XVII век. Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году. Это первая каменная постройка монастыря и одна из первых каменных построек Белозерья. Особую значимость для русской и мировой культуры имеет стенопись собора Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери, он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная полностью сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV-XVI веков – Дионисия.

Ферапонтов монастырь.

В 1530-ч годах ростовские мастера, формируя парадный двор монастыря, построили церковь Благовещения с трапезной палатой. Она является уникальным памятником архитектуры первой трети XVI века. Церковь построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кирилловском и Ферапонтовом монастырях наследника, будущего царя Ивана Грозного. В ярусе звонницы находились тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги.

Ферапонтов монастырь. Казённая палата.

В 1530-е годы построена Казённая палата монастыря. Она является одним из самых древних каменных памятников гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России и предназначалось для хранения монастырских документов. Архитектура проста и монументальна – массивные стены, небольшие оконные проёмы лишены обрамлений.

Ферапонтов монастырь церковь Мартиниана.

В 1641 году построили церковь Мартиниана. Паперть к ней пристроена в середине XIX века. Надвратные церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми воротами построены в 1650 году. Церкви сооружены над двухпролетным главным входом в монастырь. Вместе с примыкающей с юга Казённой палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов монастырь

От соборного храма к трапезной палате идут крытые двухъярусные переходы с встроенной в центре колокольней. Колокольня построена в 1680-е годы. Трёхъярусная, шатровая очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырёхгранным шатром. На ярусе звоня 17 колоколов. В шатре сохранился уникальный механизм боевых часов 1638 года. В XIX веке, в приходской период, монастырь обнесли каменной оградой.

Просмотров