Новее, лучше, красивее. Обзор игры «Эволюция

Вопрос 1. Что такое естественный отбор?
Естественный отбор - это преимущественное выживание и размножение в природе более приспособленных особей каждого вида. При этом хуже приспособленные особи размножаются с меньшим успехом или даже гибнут. Главный результат отбора заключается не просто в выживании более жизнеспособных особей, а в относительном вкладе таких особей в генофонд дочерней популяции.
Как элементарный эволюционный фактор естественный отбор действует в популяциях. Популяция является полем действия, отдельные особи - объектами действия, а конкретные признаки - точками приложения отбора.
Необходимой предпосылкой отбора служит борьба за существование - конкуренция за пищу, жизненное пространство, партнера для спаривания.

Вопрос 3. Какие вам известны формы естественного отбора?
Различают несколько форм естественного отбора, которые зависят от условий внешней среды.
Стабилизирующий отбор ведет к сохранению мутаций, уменьшающих изменчивость средней величины признака, то есть сохраняет среднее значение признака. Например: у цветковых растений цветки мало изменяются, а вегетативные части растения более вариабельны. На пропорции цветка в этом примере повлиял стабилизирующий отбор.
Другая форма отбора - движущий отбор, при котором происходит смена нормы реакции в определенном направлении; такой отбор изменяет среднее значение признака. Изменение признаков или свойств под действием движущего отбора может происходить весьма быстро. Примером такого отбора может служить постепенная замена в промышленных районах светлоокрашенных особей бабочки березовой пяденицы на тёмноокрашенные.

Вопрос 4. В каких условиях внешней среды действует каждая форма естественного отбора?
Движущий отбор действует при изменении внешних условий. Он проявляет себя лишь время от времени и действует до тех пор, пока средняя величина признака в популяции не достигнет оптимального в новых условиях значения.
Стабилизирующий отбор действует при неизменных внешних условиях. Он проявляет себя постоянно, ограничивая размах вариаций признака и тем самым закрепляя эффект движущего отбора.
В ходе селекции аналогом движущего отбора является искусственный отбор, направленный на выведение новой породы (сорта), а стабилизирующему отбору соответствуют усилия человека по сохранению свойств породы, когда к скрещиванию допускаются лишь особи с «нужным» фенотипом.

Вопрос 5. В чем заключается причина появления у микроорганизмов, вредителей сельского хозяйства и других организмов устойчивости к ядохимикатам?
Причиной появления устойчивости к ядохимикатам у микроорганизмов, вредителей сельского хозяйства и других подобных организмов является проводимый человеком непроизвольный отбор. При использовании ядохимикатов (или антибиотиков) уничтожается почти вся популяция вредителей (возбудителей заболевания). Выживают лишь те особи, которые обладают ранее совершенно бесполезным и не проявляющим себя признаком - устойчивостью к данному яду. Потомство этих особей сохранит такую устойчивость и получит преимущество. В результате признак закрепится в популяции, и вскоре она в целом станет невосприимчива к ядохимикату (антибиотику). Так, например, некоторые возбудители инфекционных заболеваний в настоящее время приобрели устойчивость к препаратам, открытым в середине XX в. (пенициллину и другим антибиотикам). Фактически данный пример иллюстрирует действие движущего отбора.

Настольные игры бывают интересные и образовательные. И обычно это взаимоисключающие понятия. Приятное исключение из этого правила — отечественная игра «Эволюция» , выпущенная в 2009 году компанией «Правильные игры» . «Эволюция» позволяет игрокам создавать животных и наделять их разнообразными свойствами, наглядно демонстрируя принцип Выживает не тот, кто сильнее, а тот кто лучше приспосабливается к изменяющимся условиям среды.

«Эволюция» получила признание в России и позднее была издана за границей, в том числе во Франции, Японии, Германии. Позднее она перебралась за океан и появилась и в Америке в переработанном виде. В игре полностью сменилось оформление, а также доработали правила. Теперь В обновлённом виде под названием «Эволюция: Естественный отбор» игра возвращается на родину. Как и прародительница, новая версия предлагает игрокам принять участие в формировании и эволюционировании животных. Управлять придётся сразу несколькими видами, наделять их различными свойства, регулировать численность популяции, а также размер тела отдельно взятой особи.

Игра состоит из колоды карт, картонных жетончиков еды и планшетов видов с деревянными кубиками, а также мешочков. Карты нужны для трёх целей: создавать новых животных, придавать животным новые свойства и регулировать параметры вида (численность популяции и размер тела). Жетончики еды каждый ход появляются в середине стола. Планшеты животных — это картонные прямоугольники, где деревянными кубиками отмечается численность популяции каждого вида (зелёный кубик) и его размер тела (коричневый кубик). Сюда же выкладывается съеденная в течение каждого хода еда, которая в конце хода ссыпается в мешочек игрока.

Ещё в коробке есть планшет «водопоя», специальная подставка для жетонов еды, без которой можно было бы обойтись. Можно играть без него, просто выкладывая доступную еду в центр стола (что мы и делали, т.к. фишки еды сливаются с рисунком планшета водопоя и, если его убрать, то всем становится лучше видно, сколько еды доступно в текущем ходу). Кроме того, без этого планшета игра уместилась бы в менее габаритную коробку. Еще в комплекте есть вырезанная лазерным резаком фишка ящерицы, отмечающая первого игрока. Вещь нужная, в старой «Эволюции» такой фишки не было, но вместо неё всегда что-нибудь использовалось.

Все начинают игру с одним планшетом, символизирующим одну единственную особь, и картами в руке. В начале хода одну карту нужно сбросить в центр стола, чтобы у животных появилось некоторое количество пищи, а затем остальными картами можно создавать новые виды, увеличивать размер популяции и размер тела и, самое главное, придавать этим видам новые свойства.

Все крутится вокруг того, что есть общий запас еды, которого, как правило, на всех не хватает. Задача — создать таких животных, которые смогут прокормиться и выжить, в том числе, за счёт соперников. Основной инструмент игрока — это свойства. Они делятся на 3 основные группы: пищевые (позволяют добывать больше еды), хищные (позволяют есть других животных) и защитные (позволяют защищать своих животных от хищников). Победитель игры определяется по общему количеству съеденной пищи, плюс в зачет идёт численность популяции и свойства животных, оставшихся на столе к концу партии (к моменту, когда закончится колода).

Помимо свойств у животных есть показатели популяции и размера тела. Популяция — это условные жизни животных и одновременно его прожорливость. Чем больше популяция, тем больше еды сможет съесть ваш зверь. А размер тела- это защита от хищников. По правилам они могут атаковать только более мелких зверей.

Основной выбор, который приходится делать в отношении каждого существа: быть ему травоядным или хищником. Травоядные звери питаются из общего источника и могут научиться добывать пищу эффективнее и в больших количествах, однако могут стать жертвой хищника. Хищники хороши тем, что могут найти еду из альтернативного источника, если в общем запасе она иссякла. Однако хищнику обязательно нужно быть большим, иначе он не сможет ни на кого напасть, а это для него губительно, потому что питается он только мясом. И если ему некого съесть, он погибнет от голода. Даже если есть пища для травоядных. «Эволюция» требует внимательности, так как важно следить, какой хищник кого может съесть и кому нужно сколько еды на прокорм.

Вот так игра и происходит: создаём животных, накидываем на них свойства, делаем хищников, прикрываем своих травоядных и параллельно стараемся наращивать популяцию, потому что чем больше будет популяция, тем больше можно съесть, а именно по количеству съеденного и определяется победитель. В конце каждого хода вся съеденная животным еда ссыпается в специальный мешочек игрока. В начале следующего хода все получают по три карты плюс ещё по одной за каждое существо. Длится партия до тех пор, пока не закончится колода. В реальном времени это от 45 минут до часа.

Из особенностей игрушки стоит отметить, что на картах есть текст, но его не очень много плюс он очень понятен. Свойства животных опознаются легко благодаря фоновому цвету (красные — хищные, зеленые — связаны с добычей еды, белые — защита от хищников), отдельно свойства срабатывающие до вскрытия нового запаса еды выделены «ободком из листьев» на карте.

Тех, кто никогда не играл в «Эволюцию» , стоит предупредить: здесь есть элементы прямого противодействия. Говоря более понятными словами — чужой хищник может взять и съесть ваше животное. Поэтому если вы крайне ревностно относитесь к ситуациям, когда вам напрямую вредит другой игрок, или знаете, что у вас в компании есть парочки, где в ответ на попытку съесть зверя будет сказано «сегодня останешься без ужина», лучше поиграйте такой компанией в какую-нибудь другую более миролюбивую игру (пока ваши друзья не научатся оставлять за столом то, что происходит в игре).

Мне очень нравится оригинальная идея «Эволюции» , позволяющая создавать самых разнообразных зверей, комбинируя разные свойства. Это может быть крупный хищник, осторожное травоядное существо, медлительный прожорливый зверь и так далее. Эта же идея лежит и в основе новой версии игры. Только если раньше простор для творчества был ограничен только количеством карт на руках, то теперь жёсткий ограничитель встроен в саму игру: свойств у одного животного может быть максимум три штуки. Это не так уж и мало, потому что даже при помощи трёх карт можно собирать интересные комбинации свойств, но имея за плечами большой опыт игры в первоначальную «Эволюцию» , так и хочется все время сыграть что-нибудь ещё.

Кроме того, в прежней «Эволюции» карты были двухсторонними. На каждой карте было два свойства, её можно было сыграть двумя способами, что также увеличивало выбор игрока. В новой версии на каждой карте всего одно свойство, поэтому вариантов здесь банально вдвое меньше. А ещё если раньше карты можно было использовать только для создания новых животных и выкладывания новых свойств, теперь карты ещё можно сбрасывать, чтобы увеличивать популяцию и размер тела своих животных.

Что же мы получили взамен уменьшегося разнообразия свойств? Возможность регулировать численность популяции и размеры тела. Вот и получается разнообразия свойств меньше плюс примерно половину карт уходит на рост популяции и увеличение размера животных. То есть свойств за партию в новой игре примерно в четыре раза меньше, чем это было в старой «Эволюции» . А так как мне, в первую очередь, нравились именно свойства, в этой части к новой версии я отношусь настороженно.

Главный вопрос: хороша ли новая «Эволюция» ? Мне она кажется хорошей игрой. По-настоящему хорошей, хотя и с некоторыми оговорками.

Какой была «Эволюция» старая? Уродливой внешне, но при этом классной, потому что позволяла создавать практически любых животных. Новая «Эволюция» внешне очень похорошела, вот только животных в ней стало не так много, и теперь они не столь разнообразны. Подтянулись и правила. Игра стала меньше зависеть от роли случая, потому что объём пищи каждый ход теперь определяется не броском кубика, а решениями игроков. Кроме того, книга правил стала красивой, наглядной и в ней очень хорошо описаны все свойства с уточнениями, как они взаимодействуют друг с другом. Значительно улучшилась система подсчета очков. Если раньше они начислялись только в самом конце игры и если, например, у вас было множество животных, но все одни вдруг погибли в предпоследнем ходу, вы за них не получали вообще ничего. Теперь очки начисляются каждый ход, равномерно фиксируя погресс игрока.

То есть по всем параметрам игра стала лучше, но… Знаете, лично для меня старая «Эволюция» как отечественный «уазик». Неказистая, зато на все случаи жизни, да ещё и чинится молотком в ближайшем гараже. А новая версия игры, она как иностранный «джип-паркетник», красивая, внушительная, не требует постоянного ремонта, но ездить рекомендуется только по ровному асфальту. Я считаю так: из-за большего разнообразия свойств с неофициальными правилами старая версия интересней для опытных и взыскательных игроков. А новая «Эволюция» — она нагляднее, доступнее, проще для освоения начинающими, да ещё и «допиливать» самостоятельно её не надо. Готовая хорошая игра прямо из коробки.

Судьба игры мне видится так: новичок садится за новую «Эволюцию» , играет, получает удовольствие, а потом узнает, что есть еще одна «Эволюция» . Немного другая, старая, не очень хорошо оформленная, но более богатая возможностями, и играет в неё тоже. А потом принимает для себя решение, что ему нравится больше: красивая вылизанная версия с ограничениями или некрасивая, более жестокая, но более насыщенная свойствами старая версия игры. И, мне кажется, большинству сгодится именно новая версия игры.

Невероятно красивая игра про эволюцию

Ставшая уже популярной во множестве стран мира «Эволюция» была разработана в России. Несколько лет она продаётся в Европе, и вот компания North Star Games решил переиздать её и немного улучшить — тоже вполне естественные мутации, которые так любят биологи. Новая «Эволюция» — это невероятно красивый набор, который порадует очень многих. В такую игру хочется не только играть, её хочется поставить на виду и доставать, когда приходят любимые друзья.

Всё по Дарвину

Действительно, в результате постоянного процесса естественного отбора на планете выживают определённые виды животных, другие же вымирают или трансформируются. Игра «Эволюция» реалистично и научно раскрывает принцип отбора: зависимость и изменения животных из-за внешней среды, имеющейся пищи, нападений хищников. Победит здесь тот, кто сможет на конец игры набрать и сохранить больше всех животных с наибольшим количеством свойств, а также корма для них.

Для любителей цивилизационных стратегий

В этой конкурентной, но довольно спокойной игре вы начинаете с юных и слабых видов, а потом кормите их, усиливаете, защищаете, чтобы сделать их максимально способными к выживанию. И всё это с помощью карточек и фишек!

Чем «Естественный отбор» отличается от обычной «Эволюции»?

  • Корм не появляется в игре случайно (раньше кому-то могло просто не повезти). Теперь все игроки формируют кормовую базу на каждый раунд.
  • Во время фазы развития игрок может добавить свойства к виду, но не более трёх к одному. В этой фазе он может отдельно увеличить популяцию или размер особи.
  • Строгая фаза питания уменьшает численность каждой популяции до количества набранной ею еды. А хищники, которые пожирают более мелких или травоядных животных, теперь очень удобно подсчитывают результат: они уменьшают популяцию жертвы на 1, и по её размеру получают количество еды.

Возможно, кто-то из вас помогал издателям!

Этот набор — результат работы множества специалистов, и веры фанатов игры, благодаря которым краудфандинговая кампания по переизданию игры набрала вместо 100 000 рублей целый миллион. Ожидания любителей оправдались, наслаждайтесь! Для нового издания была приглашена одна из самых известных в мире иллюстраторов, которые рисуют животных. Более того, для «Эволюции» Кэтрин Гамильтон рисовала все изображения не на компьютере, а вручную, акварельными красками.

Такой богатый состав игры

  • Игровое поле водопоя,
  • Фишка первого игрока в виде динозавра,
  • 129 карт со свойствами,
  • 24 планшета видов животных,
  • 48 деревянных кубиков двух цветов,
  • 180 картонных фишек еды,
  • 6 тканевых мешочков для использованных фишек еды,
  • 6 памяток,
  • Правила игры.

Дополнения и издания:

  • Эволюция — базовый набор игры
  • Эволюция подарочная — базовый набор игры + дополнения «Время летать» и «Континенты»

    Эволюция. Континенты — дополнение, добавляется местообитание. Подходит только к базовой версии

    Эволюция. Время летать — дополнение, добавляются летающие животные. Подходит только к базовой версии

    Эволюция. Растения — дополнение, добавляются карты растений. Например хищники смогут не нападать на других животных, а прокормиться самостоятельно — ягодами

    Эволюция. Полет — дополнение к базовой игре «Естественный отбор», где добавляются летающие животные

    Эволюция. Климат — дополнение к базовой игре «Естественный отбор», где добавляются климатические условия

Светлана

« Игра просто обалденная, иначе не скажешь! Брала в подарок сыну-восьмилетке с опасением, что будет слишком сложно (на упаковке возраст 12+). В итоге мы играем втроем: я, сын и пятилетняя дочка! Правила освоили, втянулись... Дети хохочут без конца над тем, кого понасоздавали:) Очень затягивает, не хочется останавливаться. В общем, one love! Игру купили перед НГ и у нас мешочки 4 цветов:) »





«Эволюция. Естественный отбор» — локализация мирового хита Evolution . Два года назад, когда Evolution была издана впервые, она стала одним из наиболее существенных событий года. С тех пор ее популярность по всему миру уверенно растет. В этой игре вам придется отбиваться от хищников, или самим становиться ими, находить пропитание и выживать в конкуренции с другими видами. Развивайтесь и побеждайте!

Особенности

  • Получив широчайшее признание, создатели «Эволюции» продолжили дорабатывать и улучшать игру. Это вторая редакция, прошедшая через два года — тут лучше не скажешь! — естественного отбора наиболее удачных игровых особенностей.
  • «Эволюция» — очень красочная игра! Все карты нарисовала известнейшая художница Катрин Гамильтон. Уникальные цвета получились благодаря тому, что Катрин рисовала не на компьютере, а вживую, акварельными красками. Верится с трудом, но это действительно так! Перед вашими глазами — «живые» рисунки.

Для кого эта игра

«Эволюция» рассчитана как на опытных игроков, так и на новичков. Это не просто слова! Правила «Эволюции» элементарно рассказываются за десять-пятнадцать минут. Независимо от опыта в настольных играх, игроки мгновенно усваивают, что и как нужно делать. А вот дальше — все зависит от вас. Освоить-то легко, но победа потребует сообразительности, умения «просчитать» оппонентов и верного тактического расчета!

В комплекте:

  • 24 планшета видов животных
  • 24 коричневых маркера размера тела
  • 24 зеленых маркера размера популяции
  • 129 карт свойств животных
  • поле "Водопой"
  • 180 фишек еды
  • 6 памяток игроков
  • 6 мешочков для еды
  • знак Первого игрока
  • правила игры

Более миллиона видов живых существ населяют все уголки нашей планеты. Эволюционная теория Чарльза Дарвина объясняет причины их потрясающего биологического многообразия.

Благодаря естественному отбору особи, которые лучше приспособлены к среде обитания, выживают и передают свои полезные свойства потомкам. Сейчас, спустя тысячи и даже миллионы лет, мы можем только диву даваться, как подобное могло сложиться естественным путем!

В «Эволюции» вы сами становитесь частью механизма природы и можете воочию увидеть, как ваши животные эволюционируют, приспосабливаются и размножаются, или же вымирают, проигрывая в конкуренции с более успешными и эффективными видами.

Дальше мы вам вкратце расскажем, как играть в «Эволюцию». Конечно, это не дословный пересказ игровых правил. Вы получите представление о том, как идет игра, а за тонкостями и нюансами обращайтесь к правилам, которые вы можете скачать на этой странице! В самом начале каждый игрок получает мешочек для хранения жетончиков потребленной еды и планшет одного вида животных. В удобные выемки на планшете игрок устанавливает два деревянных кубика: это базовые значения популяции и размера тела .

Течение игры разбито по раундам. В начале раунда каждый из игроков берет 3 карты из колоды свойств, плюс по одной карте за каждый свой вид животных. Соответственно, в начале игры это четыре карты, так как у каждого игрока по одному виду животных.

В правом нижнем углу каждой карты указано число. Игроки взакрытую кладут по одной карте на планшет водопоя. Позже эти карты определят, сколько еды будет доступно для пропитания.
Оставшиеся карты игроки могут выкладывать, снова взакрытую, около своих планшетов животных. Карты также можно сбрасывать, чтобы получить еще виды животных или для увеличения популяции и размеров тела имеющихся видов.
Затем наступает момент истины! Все карты, выложенные взакрытую на стол, вскрываются. Игроки узнаю т, сколько еды находится на водопое. Вступают в дело свойства, которые они присвоили своим животным с помощью карт.
И тут выясняется, что...

Еды на всех не хватает. Животные с длинной шеей успевают схватить еду раньше других. Кооперация дает возможность прокормиться сразу двум и более видам. Прожорливые звери «съедают» по два жетончика за раз. В ход идут любые ухищрения! Да-да, все это происходит за счет карт свойств, которые игроки распределили между видами!

Но мало того. Оказывается, что одно из животных стало хищником (а может, и больше, или все остались травоядными). Хищник больше не может потреблять растительную пищу из водопоя. Его еда - другие виды!

Но кто-то научился лазать и прячется в кронах деревьев, и если хищник не развил у себя такое же свойство, лазающего ему не достать. Другое животное нарастило крепкий панцирь, а кто-то набрал такую массу тела, что мелкий хищник ему нипочем... если только сам не наберет вес или не начнет охотиться в стаях!

Хищник уменьшает популяцию других животных, получая мясную еду, или погибает сам. Травоядные, которым не досталось растительной еды, теряют в популяции, а то и вовсе вымирают. Точно так же происходит в живой природе! Выживает наиболее приспособленный.

Потом все «съеденные» жетончики пищи отправляются в мешочки, находящиеся у игроков, и начинается новый раунд.

Карты свойств, присвоенные различным видам животных, остаются с ними. У каждого животного может быть до трех свойств, и игрокам приходится выбирать, как развивать своих питомцев. При необходимости свойства можно менять, заменяя их новыми картами.
Игра завершается, когда кончается колода свойств. Игроки подсчитывают победные очки. Они даются за жетончики съеденной пищи, за популяцию выживших животных и за присвоенные им карты свойств. Таким образом, игрок, чьи виды показали себя как наиболее эффективные в ходе эволюционного процесса, побеждает в игре!

Просмотров