Вооружение военно воздушных сил рф. Стратегическая авиация россии

Две сильные державы в мире обладают самыми мощными военно-воздушными флотами. Это Россия и Соединенные Штаты Америки. Обе страны постоянно их совершенствуют. Новые военные выпускаются если не ежегодно, то каждые два-три года. Огромные средства выделяются на развитие в этой области.

Если говорить о стратегической авиации России, то не ждите, что вы где-то сможете найти точные, статистические данные о количестве имеющихся на вооружении штурмовиков, истребителей и т.д. Такую информацию относят к особо секретной. Поэтому приводимые в этой статье сведения могут быть субъективны.

Общий обзор воздушного флота России

Он включен в состав Воздушно-космических сил нашей страны. Одной из важной составляющих ВВФ является авиация. Ее подразделяют на дальнюю, транспортную, оперативно-тактическую и армейскую. Сюда относят штурмовики, бомбардировщики, истребители, транспортные самолеты.

Сколько военных самолетов у России? Примерная цифра — 1614 единиц военно-воздушной техники. Это и 80 стратегических бомбардировщиков, и 150 дальних бомбардировщиков, 241 штурмовик и т.д.

Для сравнения можно привести, сколько в России пассажирских самолетов. Всего 753. Из них 547 — магистральных и 206 — региональных. С 2014 года спрос на пассажирские перелеты стал падать, поэтому количество эксплуатируемых машин также сократилось. 72% из них — это иностранные модели ( и ).

Новые самолеты в составе ВВС России — это усовершенствованные образцы военной техники. Среди них можно выделить Су-57 . Это истребитель 5-ого поколения с широким кругом функций. До августа 2017 года он разрабатывался под другим наименованием — Ту-50 . Его начали создавать, как замену Су-27.

Первый раз он взмыл в небо еще в 2010 году. Три года спустя его запустили в мелкосерийное производство для испытаний. К 2018 году начнутся многосерийные поставки.

Другая многообещающая модель — МиГ-35 . Это легкий истребитель, чьи характеристики почти сопоставимы с самолетами пятого поколения . Его разработали для нанесения точных ударов по целям на земле и на воде. Зимой 2017 года начались первые испытания. К 2020 году планируются первые поставки.

А-100 “Премьер” — еще одна новинка у ВВС России. Самолет дальнего радионавигационного обнаружения. Он должен прийти на смену устаревшим моделям — А50 и А50У.

Из тренировочных машин можно привести Як-152. Его разрабатывали для отбора пилотов на первой стадии обучения.

Среди военно-транспортных моделей выделяют Ил-112 и Ил-214 . Первый из них — это легкий самолет, которые должен прийти на смену Ан-26. Второй разрабатывался совместно с , но теперь его продолжают проектировать, как замену Ан-12 .

Из вертолетов такие новые модели находятся в стадии разработки — Ка-60 и Ми-38 . Ка-60 — это транспортный вертолет. Его проектируют для доставки боеприпасов и оружия в зоны военных конфликтов. Ми-38 — многофункциональный вертолет. Его финансирование производится напрямую государством.

Есть и новинка среди пассажирских моделей. Это Ил-114 . Турбовинтовой самолет с двумя двигателями. Он вмещает 64 пассажира , а летает на расстояние — до 1500 км . Его разрабатывает на замену Ан-24 .

Если говорить о малой авиации России, то здесь ситуация крайне плачевная. Насчитывается всего 2-4 тысячи самолетов и вертолетов. А уж количество пилотов-любителей сокращается с каждым годом. Это связано с тем, что за любое летательное средство платить надо сразу два налога — транспортный и имущественный.

Воздушные флоты России и США — сравнительный анализ

Общее количество самолетов у США — это 13 513 машин. Исследователи отмечают, что из них — только 2000 — истребители и бомбардировщики. Остальные — 11 000 — это транспортные машины и те, что используются НАТО, ВМФ США и Нацгвардии.

Транспортные самолеты чрезвычайно важны, так как поддерживают авиабазы в боевой готовности и обеспечивают отличную логистику войскам Америки. В этом сравнении ВВС США и ВВС России явно выигрывают первые.

Военно-воздушный флот США располагает большим количеством техники.

По темпам же обновления военно-воздушной техники Россия вырывается вперед. К 2020 году планируется выпустить еще 600 единиц. Реальный разрыв по мощности между двумя державами составит 10-15 % . Уже отмечается, что русские С-27 опережают американские F-25.

Если говорить о сравнении вооружённых сил России и США, то козырем первой является наличие особо мощных систем ПВО. Они надежно защищают воздушные широты России. Современные российские комплексы ПВО С-400 не имеют аналогов нигде в мире.

ПВО России — это что-то вроде “зонтика”, защищающего небо нашей страны до 2020 года. К этому рубежу планируется полное обновление практически всей военной техники, включая и воздушную.

Становление ВВС и Войск ПВО Российской Федерации (1992–1998 гг.)

Процесс распада Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны (ПВО). Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе – 2500 боевых).

Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в Российской Федерации практически вдвое (в первую очередь – на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.

В связи с расформированием большого количества радиотехнических частей исчезло сплошное радиолокационное поле над территорией государства. Была значительно ослаблена и общая система противовоздушной обороны страны.

Россия, последняя из бывших республик СССР, приступила к строительству Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил (указ Президента РФ от 7 мая 1992 г.). Приоритетами этого строительства явились недопущение существенного снижения уровня боеспособности соединений и частей ВВС и Войск ПВО, сокращение личного состава за счет пересмотра и оптимизации их организационной структуры, снятие с вооружения устаревших образцов вооружения и военной техники и т.д.

В этот период боевой состав ВВС и авиации ПВО был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31). Общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась почти втрое – с 281 до 102 авиаполков.

По состоянию на 1 января 1993 г., ВВС РФ имели в боевом составе: два командования (дальней и военно-транспортной авиации (ВТА)), 11 авиационных объединений, 25 авиадивизий, 129 авиаполков (в том числе 66 боевых и 13 военно-транспортных). Самолетный парк составлял 6561 машину, без учета хранящихся на базах резерва самолетов (в том числе 2957 боевых).

Одновременно были приняты меры по выводу объединений, соединений и частей ВВС с территорий стран дальнего и ближнего зарубежья, включая 16-ю воздушную армию (ВА) с территории Германии, 15 ВА – из стран Балтии.

Период 1992-го – начало 1998 гг. стал временем большой кропотливой работы руководящих органов ВВС и Войск ПВО по разработке новой концепции военного строительства Вооруженных Сил России, ее воздушно-космической обороны с реализацией принципа оборонной достаточности в развитии Войск ПВО и наступательного характера в применении Военно-воздушных сил.

В эти годы ВВС пришлось принимать непосредственное участие в вооруженном конфликте на территории Чеченской Республики (1994–1996 гг.). В дальнейшем полученный опыт позволил более продуманно и с высокой эффективностью провести активную фазу контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999–2003 гг.

В 1990-х гг., в связи с началом распада единого противовоздушного поля Советского Союза и бывших стран - участниц Организации Варшавского Договора, возникла острая необходимость воссоздания его аналога в границах ранее бывших союзных республик. В феврале 1995 г. странами Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ, призванной решать задачи по охране государственных границ в воздушном пространстве, а также для ведения согласованных коллективных действий войск ПВО по отражению возможного воздушно-космического нападения на одну из стран или коалицию государств.

Однако, оценивая процесс ускорения физического старения оружия и боевой техники, Комитет по обороне Государственной Думы Российской Федерации пришел к неутешительным выводам. В результате была выработана новая концепция военного строительства, где предполагалось еще до 2000 г. осуществить реорганизацию видов Вооруженных Сил, сократив их число с пяти до трех. В рамках этой реорганизации предстояло объединение в одном виде двух самостоятельных видов Вооруженных Сил: Военно-воздушных сил и Войск ПВО.

Новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры» к 1 января 1999 г. был сформирован новый вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы. В короткие сроки Главным командованием ВВС была разработана нормативно-правовая база нового вида Вооруженных Сил, что позволило обеспечить непрерывность управления объединениями ВВС, поддержание их боевой готовности на требуемом уровне, выполнение задач боевого дежурства по противовоздушной обороне, а также проведение мероприятий оперативной подготовки.

К моменту объединения в единый вид Вооруженных Сил РФ Военно-воздушные силы насчитывали в своем боевом составе 9 оперативных объединений, 21 авиационную дивизию, 95 авиаполков, в том числе 66 полков боевой авиации, 25 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов, базировавшихся на 99 аэродромах. Общая численность самолетного парка составляла 5700 самолетов (в том числе 20% учебных) и более 420 вертолетов.

В состав Войск ПВО входило: оперативно-стратегическое объединение, 2 оперативных, 4 оперативно-тактических объединения, 5 корпусов ПВО, 10 дивизий ПВО, 63 части зенитных ракетных войск, 25 истребительных авиаполков, 35 частей радиотехнических войск, 6 соединений и частей разведки и 5 частей радиоэлектронной борьбы. На вооружении имелось: 20 самолетов авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50, более 700 истребителей ПВО, более 200 зенитных ракетных дивизионов и 420 радиотехнических подразделений с радиолокационными станциями различных модификаций.

В результате проведенных мероприятий была создана новая организационная структура ВВС, включавшая в себя две воздушные армии: 37-ю воздушную армию Верховного Главного командования (стратегического назначения) (ВА ВГК (СН) и 61-ю ВА ВГК (ВТА). Вместо воздушных армий фронтовой авиации сформированы армии ВВС и ПВО, оперативно подчиненные командующим войсками военных округов. На Западном стратегическом направлении создан Московский округ ВВС и ПВО.

Дальнейшее строительство организационно-штатной структуры ВВС осуществлялось в соответствии с утвержденным в январе 2001 г. Президентом РФ Планом строительства и развития Вооруженных Сил на 2001–2005 гг.

В 2003 г. в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005–2006 гг. – часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В и комплексами «Бук». В апреле 2007 г. на вооружение ВВС была принята зенитная ракетная система нового поколения С-400 «Триумф», предназначенная для поражения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения.

В начале 2008 г. в составе ВВС имелось: оперативно-стратегическое объединение (КСпН), 8 оперативных и 5 оперативно-тактических объединений (корпуса ПВО), 15 соединений и 165 частей. В августе того же года части Военно-воздушных сил приняли участие в грузино-южноосетинском военном конфликте (2008 г.) и в операции по принуждению Грузии к миру. В ходе проведения операции ВВС было выполнено 605 самолето-вылетов и 205 вертолето-вылетов, в том числе на выполнение боевых задач 427 самолето-вылетов и 126 вертолето-вылетов.

Военный конфликт выявил определенные недостатки в организации боевой подготовки и системе управления российской авиации, а также необходимость значительного обновления самолетного парка ВВС.

Военно-воздушные силы в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации

В 2008 г. начался переход к формированию нового облика Вооруженных Сил РФ (в том числе и ВВС). В ходе проведенных мероприятий Военно-воздушные силы перешли на новую организационно-штатную структуру, более соответствующую современным условиям и реалиям времени. Были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному (штаб – г. Санкт-Петербург), Южному (штаб – г. Ростов-на-Дону), Центральному (штаб – г. Екатеринбург) и Восточному (штаб – г. Хабаровск).

За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития Военно-воздушных сил, а также подготовки руководящего состава органов управления. При таком подходе произошло распределение ответственности за подготовку и применение сил и средств военной авиации и исключалось дублирование функций, как в мирное время, так и на период боевых действий.

В 2009–2010 гг. был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления Военно-воздушными силами. В результате общее количество объединений ВВС сокращено с 8 до 6, все соединения ПВО (4 корпуса и 7 дивизий ПВО) переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Одновременно происходит активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения приходят их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.

В их числе: фронтовые бомбардировщики Су-34, многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, различные модификации сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, среднемагистральный грузовой военно-транспортный самолет нового поколения Ан-70, легкий военно-транспортный самолет типа Ан-140-100, модифицированный штурмовой военно-транспортный вертолет Ми-8, многоцелевой вертолет средней дальности с газотурбинными двигателями Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 (различных модификаций) и Ка-52 «Аллигатор».

В рамках дальнейшего совершенствования системы противовоздушной (воздушно-космической) обороны в настоящее время идет разработка нового поколения ЗРС С-500, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача комплекса – борьба с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности, а при необходимости и с межконтинентальными баллистическими ракетами на конечном участке траектории и, в определенных пределах, на среднем участке.

Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время они предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Военно-воздушные силы (ВВС) - вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований разных видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

ВВС России состоят из объединений, соединений и воинских частей и включают рода авиации: дальнюю, военно-транспортную; фронтовую (в её состав входит бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная авиация), армейскую, а также рода противовоздушных войск: зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска.

Дальняя авиация - главная ударная сила ВВС, способная эффективно поражать важные объекты авиационных группировок, корабли-носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ), энергетические объекты и объекты высшего военного и государственного управления, узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций.

Военно-транспортная авиация - основное средство десантирования войск и боевой техники в интересах операций на континентальных и океанских театрах войны, она является самым мобильным средством доставки в заданные районы материальных средств, боевой техники, продовольствия, частей и подразделений.

Фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация предназначена прежде всего для осуществления авиационной поддержки Сухопутных войск во всех видах военных действий.

Фронтовая разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки в интересах всех видов и родов войск.

Фронтовая истребительная авиация предназначена для уничтожения средств воздушного нападения противника при решении задач прикрытия группировок, экономических районов, административно-политических центров, военных и других объектов.

Армейская авиация предназначена для огневой поддержки Сухопутных войск. На неё также возлагаются задачи боевого и тылового обеспечения. В ходе боя армейская авиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты, рейдовые, передовые и обходящие отряды, обеспечивает высадку и поддержку с воздуха своих десантов, ведёт борьбу с вертолётами противника, уничтожает его ракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику.

Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска предназначены для обнаружения средств воздушного нападения противника в воздухе, опознания их, сопровождения, оповещения о них командования, войск и органов гражданской обороны, для осуществления контроля за полётами своей авиации.

Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160 - предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС - предназначен для решения ударных задач по поражению наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей») - предназначен для перевозки на большие расстояния тяжёлой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способом.

Тяжёлый дальний военно-транспортный самолёт Ан-124 («Руслан») - предназначен для доставки войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла страны на театры военных действий (ТВД), перевозки войск между ТВД и внутри тыловых зон, усиления воздушных десантов тяжёлой боевой техникой, доставки грузов силам флотов на океанские ТВД, перевозки тяжёлых и крупногабаритных народно-хозяйственных грузов.

Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М - Предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях днём и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника.

Самолёт-штурмовик Су-25 - предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днём и ночью, а также малоскоростных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине.

Выводы

  1. ВВС состоят из дальней и военно-транспортной авиации, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, фронтовой разведывательной авиации, фронтовой истребительной авиации, армейской авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск.
  2. Военно-воздушные силы предназначены для воздушных ударов по группировкам противника, его тылу и транспорту.
  3. Военно-воздушные силы ведут воздушную разведку и организуют воздушные перевозки.
  4. Военно-транспортная авиация Военно-воздушных сил способна осуществлять высадку и выброску воздушных десантов, перевозку войск и военной техники на большие расстояния.

Вопросы

  1. Какие рода авиации входят в состав Военно-воздушных сил?
  2. Какие рода противовоздушных войск входят в состав Военно-воздушных сил?
  3. Какие основные самолёты состоят на вооружении дальней авиации?
  4. В какой разновидности фронтовой авиации служили легендарные герои Великой Отечественной войны Александр Покрышкин и Иван Кожедуб?

Задания

  1. Подготовьте краткое сообщение о предназначении противовоздушных войск и их вооружении и военной технике.
  2. Подготовьте сообщение о героических подвигах и рекордах знаменитого русского лётчика Первой мировой войны Петра Нестерова.
  3. Используя историческую литературу, напишите реферат на тему «Главный маршал авиации А. А. Новиков - командующий Военно-воздушными силами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
  4. Используя специальные материалы и Интернет, подготовьте сообщение об одном из современных военных лётчиков.

После принятия ГПВ-2020 официальные лица довольно часто говорят о перевооружении ВВС (ну или шире – поставке авиационных комплексов в ВС РФ). В то же время, конкретные параметры этого перевооружения и численность ВВС к 2020 г. прямо не приводятся. В виду этого, многие СМИ приводят свои прогнозы, но представлены они, как правило, в табличном виде – без аргументов или системы расчета.

Настоящая статья – как раз попытка прогнозирования боевого состава ВВС РФ к указанной дате. Все сведения собраны из открытых источников – из материалов СМИ. Претензий на абсолютную точность нет, ибо пути Гос… …оборонзаказа в России – неисповедимы, и, зачастую, являются тайной даже для тех, кто его формирует.

Общая численность ВВС

Итак, начнем с главного – с общей численности ВВС к 2020 году. Складываться эта численность будет из летательных аппаратов новой постройки и их модернизированных «старших коллег».

В своей программной статье В.В.Путин указывал, что: «…В предстоящее десятилетие в войска поступит… более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов ». В то же время, нынешний Министр обороны С.К. Шойгу недавно привел немного другие данные: «…до конца 2020 года нам предстоит получить от предприятий промышленности около двух тысяч новых авиационных комплексов, в том числе 985 вертолетов ».

Цифры – одного порядка, но есть и отличия в деталях. С чем это связано? По вертолетам, возможно, уже не учитываются поставленные машины. Возможно и некоторое изменение параметров ГПВ-2020. Но только они потребуют и изменения финансирования. Теоретически этому способствует отказ от возобновления производства Ан-124 и некоторое сокращение численности закупки вертолетов.

С.Шойгу упоминал, по сути, не менее чем о 700-800 самолетах (из общей численности вычтем вертолеты). Статье В.В. Путина это не противоречит (более 600 самолетов), но вот «более 600» – не очень соотносится с «почти 1000». Да и деньги на «лишние» 100-200 машин (даже при учете отказа от «Русланов») нужно будет привлекать дополнительно, особенно если закупать истребители и фронтовые бомбардировщики (при средней цене Су-30СМ в 40 млн. долларов за шт. получится астрономическая цифра – до четверти триллиона рублей за 200 машин, при том, что ПАК ФА или Су-35С — дороже).

Таким образом, наиболее вероятно увеличение закупок за счет более дешевых учебно-боевых Як-130 (тем паче, что очень надо), штурмовиков и БПЛА (вроде бы, по материалам СМИ, работы активизировались). Хотя и дозакупка Су-34 до 140 шт. тоже может состояться. Сейчас их порядка 24 шт. + около 120 Су-24М. Будет – 124 шт. Но для замены фронтовых бомбардировщиков в формате 1 х 1 потребуется еще полтора десятка Су-34.

Исходя из приведенных данных, представляется целесообразным принять усредненные цифры в 700 самолетов и 1000 вертолетов. Итого – 1700 бортов .

Теперь перейдем к модернизированной технике. В целом, к 2020 году по ВС доля новой техники должна составить 70%. Но этот процент для разных родов и видов войск неодинаков. Для РВСН – до 100 % (иногда говорят 90%). Для ВВС назывались цифры в те же 70%.

Допускаю, также, что доля новой техники «достигнет» и 80%, но не за счет увеличения ее закупок, а за счет большего списания старых машин. Впрочем, в настоящей статье используется соотношение 70/30. Поэтому прогноз получается умеренно оптимистичным. Путем нехитрых подсчетов (Х=1700х30/70), получаем (примерно) 730 модернизированных бортов. Иными словами, численность ВВС РФ к 2020 г. планируется в районе 2430-2500 самолетов и вертолетов .

С общим количеством, вроде бы, разобрались. Перейдем к конкретике. Начнем, пожалуй, с вертолетов. Это наиболее освещаемая тема, да и поставки уже идут полным ходом.

Вертолёты

По ударным вертолетам планируется иметь 3 (!) модели – (140 шт.), (96 шт.), а также Ми-35М (48 шт.). Итого планировалось 284 шт. (не учитывая некоторых машин, потерянных в авиационных происшествиях).

Просмотров