Зенитный пушечно-ракетный комплекс (зпрк) «тунгуска. Зенитный пушечно-ракетный комплекс "тунгуска" Отличия зрпк «тунгуска-м1» от предыдущей версии

«Тунгуска», по классификации NATO – SA-19 Grison, по индексу ГРАУ – 2К22 – это зенитный пушечно-ракетный комплекс РФ и СССР, зенитная самоходная установка, разработанная в Тульском конструкторском бюро (индексы 2С6 и 2С6М).

Скорее всего «Тунгуска» будет заменена на более лучший «Панцирь-С1».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

5. Устройство

Главные узлы «Тунгуски» это:

  • гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
  • два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
  • восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗПРК
  • Боевая масса, кг: 34000
  • Экипаж, чел.: 4

6.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 788
  • Ширина корпуса, см: 340
  • Высота, см: 402,1 — в боевом положении, 335,6 — в походном
  • База, см: 465
  • Колея, см: 326,5
  • Клиренс, см: 18 — 58

6.3 Бронирование

  • Тип брони: противопульная

6.4 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: две 2А38, калибра 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Боекомплект пушки: 1936
  • Дальность стрельбы, м: по наземным целям – до 2000, по воздушным – зенитная управляемая ракета (2500 – 8000); пушечная – 200 — 4000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

6.5 Подвижность

  • Тип двигателя: В-46-2с1
  • Мощность двигателя, л. с.: 710
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 по бездорожью, 40 по грунтовке
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная, оснащенная системой регулировки положения корпуса
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35°
  • Преодолеваемая стенка, см: 100
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

7. Применение

«Тунгуски» использовались в ходе Чеченских войн в качестве отличного средства огневой поддержки, но не всегда использовались правильно.

8. Модификации

  • 2К22М «Тунгуска-М». Главная цель модернизации заключалась в появлении возможности борьбы с множеством малоразмерных целей. Была установлена аппаратура для коммуникации с ППРУ-1 и пунктом управления 9С482М, из-за чего появилась система распределения целей между установками и значительно возросла боевая эффективность. Кроме этого произошла замена газотурбинного агрегата на новый, с вдвое большим ресурсом. Эта модификация была взята на вооружение в 1990 году.
  • 2К22М1 «Тунгуска-М1». В войне в Персидском заливе была применена новая стратегия. Сначала наносится активный удар беспилотной авиацией за пределами действия противовоздушной обороны в целях разведки ее радиолокационных средств, после этого происходило ее разрушение. Затем начинала действовать пилотируемая авиация. По итогам этого опыта в 1992 году начались работы по дальнейшему развитию комплекса. В результате чего ЗПРК был оборудован ИК пеленгатором ракеты, улучшенной системой измерения углов качки и аппаратурой реализации и приема автоматизированного целеуказания от командного батарейного пункта. Также поменялось шасси, на новое, ГМ-3975. У вычислителя увеличились память и быстродействие. Усовершенствованные ракеты получили обозначение 9М311-1М. Произошло увеличение зоны поражения по дальности до 10 километров и помехозащищенности. Трассер заменил импульсный и непрерывный источник света. Осенью 2003 года ЗПРК был взят на вооружение. В его составе оказались машины техобслуживания и ремонта 1Р10-1М1 и 2Ф55-1М1, машина технического обслуживания 2В110-1, мастерская технического обслуживания обслуживания МТО-АГЗ-М1, ЗСУ 2С6М1 и ТЗМ 2Ф77М.

9. Варианты ракет

  • 9М311 – основной
  • 9М311К (3М87) — морской вариант 9М311. предназначенный для комплекса «Кортик»
  • 9М311-1 – для продажи зарубежным государствам
  • 9М311М (3М88) – модифицированный. Усовершенствованы тактико-технические характеристики
  • 9М311-1М – модифицированный. Предназначенный для ракеты 2К22М «Тунгуска-М1».

После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс.

8 июня 1970 года вышло постановление СМ N° 427-151 о создании новой ЗСУ «Тунгуска». Головным разработчиком «Тунгуски» назначили КБП, а главным конструктором - А.Г.Шипу- нова. Конкретно КБП занималось ра- кетно-артиллерийской частью установки - 2К22. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора - Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением СМ от 8 сентября 1982 года, а модернизированный комплекс «Тунгуска-М» - приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.

Принципиальной особенностью комплекса 2С6 является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения, цифровой вычислительной системы и гидравлических приводов наведения. «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет - только с места, в крайнем случае - с коротких остановок.


Пушка 2А38. На конце правого ствола - определитель скорости, на конце левого - компенсатор.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуков- ском (Московская обл.), август 1992 года.




«Тунгуска» перед парадом в Самаре 9 мая 1995 года. Колонка РЛС обнаружения - в положении по-походному, установлены пусковые контейнеры ракет только внешнего ряда.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуковском. Стволы зенитных автоматов подняты на максимальный угол возвышения. Колонка РЛС обнаружения в положении по-боевому. Пусковые контейнеры ракет не установлены.



Башня РПК 2С6. В кормовой части башни - антенна РЛС обнаружения, в передней - РЛС сопровождения. Пушки и пусковые контейнеры ракет могут занимать боевое положение независимо друг от друга. Контейнеры серебристого цвета - габаритные макеты.





Командирская башенка и броневой колпак оптического прицела (справа).


ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/ 152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «утка». Наведение ее на цель - радиокомандное. РЛС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка - 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть - ос- колочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4 - 9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки - кубики весом 2 - 3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Гусеничное шасси ГМ-352 имеет высокую проходимость, маневренность, плавность хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.

Таким образом, «Тунгуска» представляет собой высокомобильную ЗСУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность действовать ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

Автор не располагает данными о боевом применении «Тунгуски» в борьбе с воздушными целями. В новогоднем штурме Грозного в 1994 году в составе Майкопской 131-й бригады Российской армии участвовало шесть «Тунгусок», которые были уничтожены в первые минуты боя.



Макетный образец гусеничного шасси ГМ-5975 для РПК2С6М2. Выставка, пос- " вященная 100-летию Мытищинского машиностроительного завода, май 1997 года.



Доказали, что данный комплекс в состоянии вести эффективную борьбу не только с низколетящим воздушным целями (в особенности в сложной помеховой обстановке), но также и с наземным противником. Несмотря на это «Шилка» обладала малой эффективной зоной поражения целей, а также низким поражающим действием боеприпасов. Также данный комплекс не обеспечивал своевременного обстрела воздушных целей, в особенности при ведении разведки в автономном режиме. Как результат – военные потребовали от промышленности разработать новую зенитную самоходную установку, которой стала «Тунгуска».

Низкое поражающее действие боеприпасов и малую эффективную зону поражения решили исправить, увеличив калибр автоматических пушек до 30-мм. Остановились именно на этом варианте, так как дальнейший рост калибра снарядов не обеспечивал технических возможностей для поддержания высокого темпа стрельбы. Комплекс «Тунгуска» предназначен для обеспечения противовоздушной обороны подразделений танковых и мотострелковых войск от ударов армейской и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, БПЛА, а также для уничтожения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.

Боевые возможности комплекса позволяют решать задачи непосредственного прикрытия войск и отдельных объектов в оборонительном и наступательном бою, во время марша и при расположении на месте от ударов систем воздушного нападения противника с предельно малых, малых и частично средних высот. Комплекс в состоянии уверено решать боевые задачи в любых климатических условиях. В состав комплекса ПВО «Тунгуска-М» включается боевая машина – 2С6, заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная станция, а также средства технического обслуживания и ремонта.

В качестве самоходной базы для нового комплекса было выбрано гусеничное шасси ГМ-352, унифицированное с ЗРК «Тор». Данное шасси имеет регулируемый клиренс и обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе – 65 км/ч. Использование гидропневматической подвески и гидромеханической трансмиссии обеспечивает «Тунгуске» хорошую маневренность, высокую проходимость и, что особенно важно, плавность хода.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска» стал 1-м в мире уникальным многоцелевым зенитным комплексом двойного назначения. Он был создан на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого комплекса «Адатс». По сравнению с другими комплексами ПВО ближнего радиуса действия (как иностранного, так и отечественного производства) он в наибольшей степени отвечает критерию «стоимость-эффективность».

Основным оружием комплекса является ракета 9М311. Эта бикалиберная твердотопливная двухступенчатая ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащается осколочно-стержневой боевой частью и контактным и неконтактным взрывателями. ЗУР обладает очень высокой маневренностью (выдерживает перегрузку до 18g), что позволяет уничтожать маневренные и скоростные цели. Наведение зенитных ракет на цель – радиокомандное.

Ракета поставляется в войска в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в снаряженном состоянии и не требует проведения какого-либо технического обслуживания в течение 10 лет. Боезапас ракет пополняется при помощи транспортно-заряжающей машины. ТПК обладает малым весом – до 55 кг, что позволяет заряжать ЗУР на ПУ вручную.

В башенной установке ЗПРК «Тунгуска-М» располагаются информационные оптико-электронные и радиолокационные средства, цифровая вычислительная система, пульты управления членов боевого расчета, средства связи. Для защиты экипажа «Тунгуска» оборудована специальными средствами защиты от оружия массового поражения и создания внутри установки нормальных условий обитания.

Артиллерийское вооружение комплекса представлено двумя двуствольными зенитными автоматами 2А38М, работающими в связке с СУО. Двуствольная схема автоматического оружия позволяет вести стрельбу в интенсивном режиме со скорострельностью до 5000 выстр/мин. Питание пушек – ленточное. Патронная лента пушек снаряжается 30-мм унифицированными боеприпасами при помощи специальной набивной машинки.

К середине 1990-х годов ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован, новый комплекс получил обозначение «Тунгуска-М». Основным изменением стало введение в состав комплекса новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом «Ранжир» и командирским пунктом ППРУ-1М. Помимо этого на машине был заменен газотурбинный двигатель, новый двигатель получил увеличенный ресурс работы (сразу в 2 раза – с 300 до 600 часов).

Следующая модификация комплекса получила обозначение «Тунгуска-М1», и была принята на вооружение в 2003 году. В данной модификации были автоматизированы процессы наведения зенитных ракет и обмена информацией с батарейным командирским пунктом «Ранжир». В самой ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели уступил место радиолокационному, что увеличило вероятность уничтожения ракет типа ALCM. Вместо трассера была смонтирована импульсная лампа. Дальность поражения ЗУР увеличилась до 10 км. В целом же уровень боевой эффективность ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях помех вырос в 1,3-1,5 раза по сравнению с предшественником.

Тактико-технические характеристики ЗПРК «Тунгуска-М1»:
Зона поражения целей ЗУР/пушками:
— по дальности 2,5-10/0,2-4 км
— по высоте 0,015-3,5/0-3 км
Максимальная скорость поражаемых целей – до 500 м/с.
Время реакции комплекса – до 10 с.
Боекомплект, ЗУР/снарядов – 8/1904
Скорострельность пушек 2А38М – до 5000 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда – 960 м/с.
Масса ЗУР/с контейнером – 42/55 кг.
Масса боевой части – 9 кг.
Вертикальный угол обстрела из пушек: -10 — +87 градусов
Масса ЗПРК в боевом положении – 34 т.
Время развертывания комплекса – до 5 мин.
Максимальная скорость движения по шоссе – до 65 км/ч.

ЗРАК «Кортик» 3М87 (экспортное обозначение «Каштан») – это универсальный всепогодный корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия, основным предназначением которого является самооборона надводных кораблей и вспомогательных судов от ударов различных воздушных целей с малых и предельно малых высот. Данный комплекс по наличию артиллерийского и ракетного вооружения, объединенных общей системой управления огнем, не имеет мировых аналогов. Комплекс был создан на основе сухопутной разработки «Тунгуска-М».

Особенностью данного комплекса является применение 2-х типов вооружений, которые обеспечивают последовательный обстрел воздушных целей ракетами, а также артиллерийским огнем на удалении в 8000-1500 метров и 1500-500 метров от корабля соответственно. Общий боевой потенциал данного комплекса в 2-4 раза превосходит обычный зенитный артиллерийский комплекс. С появлением новых перспективных целей данная разница будет лишь расти.

Модульное построение данного комплекса позволяет монтировать его на кораблях разного водоизмещения (от небольших ракетных катеров до авианосцев), а также наземных объектах. В совокупности с использованием интегрированной системы управления ЗРАК гарантирует высокую боевую живучесть. ЗРАК «Кортик» может одинаково успешно использоваться для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Используемое на комплексе ракетно-пушечное вооружение отличается высокой точностью, что обусловлено его компактным расположением в единой башенной установке, а также наличием современной СУО, телевизионно-оптического и радиолокационного каналов наведения с высокими точностными характеристиками.

Совместная обработка сигналов каналов сопровождения цели и ракеты, а также автоматический подбор оптимального режима боевой работы обеспечивают ЗРАК очень высокую помехозащищенность в условиях применения противником разного рода радиоэлектронных помех.

Комплекс обладает полной автоматизацией боевой работы, что позволяет ему вести огонь одновременно по 6 целям в минуту и обеспечивает кораблю высокую степень защиты от ударов высокоточного оружия (противокорабельные ракеты, управляемы авиабомбы и т.д.), а также низколетящих малоразмерных целей. По своей боевой эффективности ЗРАК «Кортик» в 1,5-2 раза превосходит иностранный комплекс «Кроталь-Наваль» и в 2,5-4 раза «Голкипер».

В состав ЗРАК «Кортик» входят боевой и командный модули, 30-мм выстрелы, ракеты с системой хранения и перезаряжания, береговые средства технического обслуживания, а также учебно-тренировочные средства. Командный модуль ЗРАК, оснащенный трехкоординатной РЛС и системой обработки информации, используется для обнаружения разного рода целей, а также их распределения с выдачей данных целеуказания боевым модулям.

Боевой модуль 3М87 (включает в себя 2 шестиствольных 30-мм зенитных автомата, а также ЗУР 9М311-1 в транспортно-пусковых контейнерах, СУО с телевизионно-оптическим и радиолокационным каналами). Артустановки комплекса обеспечивают скорострельность до 10 000 выстрелов в минуту. Один такой модуль может одновременно обстрелять до 3-4 целей и обеспечить защиту небольшому кораблю от атак воздушного противника при малой плотности средств воздушного нападения в налете.

На кораблях большого водоизмещения для отражения ударов высокой интенсивности с каждого борта может быть установлено 2 и более модулей ЗРАК «Кортик». Их число, наряду с водоизмещением судна, определяется также возможностями системы управления и может доходить до 6 штук (на ТАРКР «Петр Великий» используется 6 ЗРАК «Кортик»). Боевой модуль, по желанию заказчика, может быть выполнен только в артиллерийском варианте.

Система управления огнем обеспечивает комплексу получение данных целеуказания боевым модулем, выработку данных для наведения оружия на обстреливаемые цели, автоматическое сопровождение целей. Радиолокационный канал комплекса работает в миллиметровом диапазоне волн, а также обладает узкой диаграммой направленности, что обеспечивает ему достаточно высокую точность (2-3 м) наведения ЗУР на низколетящие ПКР без ограничений по высоте их полета. При использовании телевизионно-оптического канала с корреляционно-контрастным методом обработки сигналов и с устройством автоматического сопровождения цели возможно наведение зенитных ракет на цель с точностью до 1 метра на любой высоте полета цели.

Комплекс использует ЗУР 9М311. Это твердотопливная двухступенчатая ракета, которая спроектирована по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета предназначена для поражения вертолетов, самолетов и крылатых ракет в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной в 350 метров (вправо и влево) от боевого модуля на удалении до 8-10 километров.

В полете управление ракетой производится радиокомандной системой наведения в полуавтоматическом режиме с автоматическим выводом ракеты на линию визирования или с ручным сопровождением цели. Средняя скорость ЗУР доходит до 650 м/с, при этом зенитная ракета может маневрировать с перегрузками до 18g.

В настоящее время ракета 9М311 является единственной российской разработкой, которая оснащается осколочно-стержневой боевой частью, неконтактным (лазерным) и контактным взрывателями. Неконтактный взрыватель взводится на удалении до 1 км. от цели и обеспечивает надежный подрыв БЧ ракеты при ее пролете на удалении до 5 метров от цели. Во время стрельбы по надводным или наземным целям неконтактный взрыватель отключается.

Для увеличения эффективности поражения воздушных целей стержни (длиной до 600 мм и диаметром 4-9 мм) сверху покрыты специальной «рубашкой», на которой содержаться готовые поражающие элементы, выполненные в виде кубиков (массой 2-3 гр. каждый). В момент подрыва боевой части ЗУР из осколков и стержней образуется некое подобие кольца радиусом до 5 метров в плоскости, которая перпендикулярна оси ракеты. На расстоянии более 5 метров их действие является малоэффективным.

Ракеты комплекса «Кортик» помещаются в ТПК, который унифицирован с ЗУР войскового комплекса ПВО «Тунгуска-М». Ракеты собираются в 2 блока по 4 ЗУР в каждом. Они смонтированы на поворотной части боевого модуля комплекса. Боекомплект каждого модуля состоит из 8 ЗУР. При этом система перезаряжания и хранения обеспечивает хранение еще 32 ракет в контейнерах, их хранение в погребе, а также подъем ракет и заряжание ПУ.



Появившаяся в 1990 году комплексная система ПВО 2С6 «Тунгуска» была разработана для замены очень хорошо себя зарекомендовавшей ЗСУ 23 4 «Шилка». «Тунгуска», в отличие от нее, имеет пушки калибра 30 мм, а так же самонаводящиеся ракеты «земля-воздух» 9М311 (СА-19 Grison). В обеих системах используется общая система РЛС. 2С6 была разработана для того чтобы обеспечивать противовоздушную оборону, в том числе и от вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, мотострелковых и танковых частей и подразделений. «Тунгуска» представляет собой легкобронированную, гусеничную машину с вращающейся на 360° башней. Она базируется на шасси ГМ-352М. Корпус машины включает в себя отделение механика-водителя, турбо-дизельный двигатель и турбину мощностью 67 л.с., трансмиссию, электрооборудование, систему электро обеспечения, гироскопическое оборудование, гидравлический привод механизма поворота башни, систему внутренней связи, системы РХБ защиты, жизнеобеспечения, пожаротушения и оптические приборы.
Система РЛС включает в себя отдельный радиолокатор сопровождения, установленный на лобовой части башни, и радиолокатор захвата и определения цели, установленный на тыльной ее части. Информация, полученная РЛС, передается в цифровое вычислительное устройство, которое осуществляет управление вооружением. Дальность работы РЛС составляет 18 км, дальность сопровождения цели - 16 км.

Восемь ракет класса «земля-воздух» находятся в специальных контейнерах с каждой стороны башни. Полное перезаряжение установки (боеприпасов к пушечному вооружению и ракет) занимает 16 мин. Две дополнительные ракеты также могут размещаться внутри боевой машины. Это вооружение имеет полуавтоматическое управление РЛС и наведения. На ракеты установлены 9-килограммовые осколочно-фугасные боеголовки. Скорость ракет составляет 900 м/с, 9М311 способна поражать цели, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности от 2500 до 10000 м.
Угол вертикального наведения двух 30-мм автоматических пушек 2А38М (такие же используются на БМП 2 и вертолете Ка-50) составляет от -6 до +80°. Боекомплект состоит из 1904 бронебойных трассирующих, осколочных трассирующих и фугасных трассирующих снарядов. Темп стрельбы составляет 5000 выстрелов в минуту «Тунгуска» способна вести эффективный пушечный огонь по воздушным целям на дальности от 200 до 4000 м, пушки способны также поражать наземные цели. Максимальная высота цели при ведении эффективного огня составляет 3000 м, минимальная высота - Юм. Пушки способны поражать цель, двигающуюся со скоростью до 700 м/с, а комплекс в целом - поражать цели, двигающиеся со скоростью 500 м/ с. В настоящее время «Тунгуска» состоит на вооружении ВС России, Беларуси и Индии.


Практически сразу после создания знаменитой «Шилки» многие конструкторы пришли к выводу, что мощи 23-мм снарядов этого зенитного комплекса все-таки не хватает для выполнения стоящих перед ЗСУ задач, да и дальность стрельбы орудий несколько маловата. Естественно, возникла мысль попробовать установить на «Шилку» 30-мм автоматы, которые использовались на кораблях, а также другие варианты 30-мм пушек. Но она оказалась трудноосуществимой. А вскоре появилась более продуктивная идея: совместить в одном комплексе мощное артиллерийское вооружение с зенитными ракетами. Алгоритм боевой работы нового комплекса должен был быть примерно таким: он захватывает цель на дальней дистанции, опознает ее, наносит по ней удар управляемыми зенитными ракетами, а если противник все-таки ухитряется преодолеть дальний рубеж, то он попадает под сокрушительный огонь 30-мм зенитных артиллерийских автоматов.

РАЗРАБОТКА ЗПРК «ТУНГУСКА»

Разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» началась после принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР совместного постановления от 8 июля 1970 года № 427-151. Общее руководство созданием «Тунгуски» поручили тульскому Конструкторскому бюро приборостроения, хотя отдельные части комплекса разрабатывались во многих советских КБ. В частности, Ленинградское оптико-механическое объединение «ЛОМО» производило прицельно-оптическое оборудование. Ульяновский механический завод разрабатывал радиоприборный комплекс, счетно-решающее устройство создавал Научно-исследовательский электромеханический институт, а делать шасси поручили Минскому тракторному заводу.

Создание «Тунгуски» продолжалось целых двенадцать лет. Было время, когда над ней завис «дамоклов меч» в виде «особого мнения» Министерства обороны. Получилось так, что по основным характеристикам «Тунгуска» была сравнима с принятым на вооружение в 1975 году . На целых два года финансирование разработки «Тунгуски» было заморожено. Вновь приступить к ее созданию заставила объективная необходимость: «Оса», хотя и была хороша для поражения самолетов противника, никуда не годилась при борьбе с зависшими для атаки вертолетами. А уже тогда стало ясно, что вертолеты огневой поддержки, вооруженные противотанковыми управляемыми снарядами, представляли серьезнейшую опасность для нашей бронетехники.

Основное отличие «Тунгуски» от других ЗСУ малой дальности состояло в том, что на ней размешалось как ракетное, так и пушечное вооружение, мощные оптико-электронные средства обнаружения, сопровождения и управления огнем. На ней имелись РЛС обнаружения целей, РЛС их сопровождения, прицельное оптическое оборудование, высокопроизводительная вычислительная машина, система опознавания «свой-чужой» и другие системы. Кроме того, на комплексе стояло оборудование, которое отслеживало любые поломки и сбои в аппаратуре и агрегатах самой «Тунгуски». Уникальность системы была и в том, что она была способна уничтожать как воздушные, так и бронированные наземные цели противника. Конструкторы постарались создать комфортные условия для экипажа. На машине установили кондиционер, отопитель, фильтровентиляционную установку, позволявшую действовать в условиях химического, биологического и радиационного заражения местности. «Тунгуска» получила систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя. Кстати, в ходе последующей модернизации ресурс газотурбинного двигателя был увеличен в два раза - с 300 до 600 часов. Как и у «Шилки». броня «Тунгуски» защищает экипаж от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов и мин.

В качестве несущей базы при создании ЗПРК 2К22 было выбрано гусеничное шасси ГМ-352 с системой электропитания. На нем применена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлической натяжкой гусениц. Масса шасси составляла 23,8 тонны, и оно могло выдерживать нагрузку 11,5 тонны. В качестве двигателя применялись различные модификации дизеля В-84 жидкостного охлаждения, которые развивали мощность от 710 до 840 л.с. Все это вместе взятое позволяло «Тунгуске» развивать скорость до 65 км/ч, обладать высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода, что было очень кстати при ведении пушечного огня с ходу. Ракеты же по целям выпускались или с места, или с коротких остановок. Впоследствии поставки шасси для производства «Тунгусок» стало осуществлять Производственное объединение «Метровагонмаш», расположенное в подмосковных Мытищах. Новое шасси получило индекс ГМ-5975. Производство «Тунгусок» было налажено на Ульяновском механическом заводе.

В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» входят боевая машина (2С6), заряжающая машина, средства технического обслуживания и ремонта, а также автоматизированная контрольно-испытательная станция.

КАК РАБОТАЕТ «ТУНГУСКА»

Имеющаяся на машине станция обнаружения целей (СОЦ) способна обнаруживать летящие со скоростью до 500 м/с объекты на дальностях до 20 км и на высотах от 25 метров до трех с половиной километров. На дальностях до 17 км станция обнаруживает вертолеты, летящие на скорости 50 м/с на высоте 15 метров. После этого СОЦ передает данные целей на станцию сопровождения. Все это время цифровая вычислительная система готовит данные для уничтожения целей, выбирая наиболее оптимальные варианты ведения огня.

"Тунгуска" готова к бою

Уже на дистанции 10 км в условиях оптической видимости воздушная цель может быть уничтожена твердотопливной зенитной управляемой ракетой 9М311-1М. ЗУР выполнена по схеме «утка» с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления с ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования.

После того как двигатель за две с половиной секунды придаст ракете начальную скорость 900 м/с, он отделяется от корпуса ЗУР. Дальше маршевая часть ракеты массой 18,5 кг продолжает полет в баллистическом режиме, обеспечивая поражение скоростных - до 500 м/с - и маневрирующих с перегрузкой 5-7 единиц целей как на встречных, так и на догонных курсах. Ее высокая маневренность обеспечена значительной способностью к перегрузкам - до 18 единиц.

Цель поражается осколочно-стержневой боевой частью, имеющей контактный и неконтактный взрыватели. В случае незначительного (до 5 метров) промаха происходит подрыв боевой части, и готовые стержневые поражающие элементы массой 2-3 г каждый образуют осколочное поле, которое и уничтожает воздушную цель. Можно представить себе объем этого игольчатого поля, если учесть, что вес боевой части составляет 9 кг. Сама ракета весит 42 кг. Она поставляется в транспортно-пусковом контейнере, масса которого с ЗУР составляет 57 кг. Такой относительно незначительный вес позволяет устанавливать ракеты на пусковые установки вручную, что очень важно в боевых условиях. «Упакованная» в контейнер ракета готова к применению и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.

Основные характеристики ЗПРК 2К22 «Тунгуска-М 1» с ЗУР 9МЗП-1М

Экипаж, чел 4
Дальность обнаружения целей, км 20
Зона поражения целей ЗУР пушками, км
по дальности 2.5-10
по высоте 0,015-3,5
Скорость поражаемых целей, м/с
Время реакции, с 6-8
Боекомплект, ЗУР/снарядов 8/1904
Скорострельность пушек, выстр./мин.
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Вертикальный угол обстрела из пушек, град. -9 - +87
Масса ЗСУ в боевом положении, т до 35
Время развертывания, мин. до 5
Двигатель дизель В-84
Мощность двигателя, л.с. 710-840
Максимальная скорость движения, км/ч 65

Ну а если ракета промахнулась? Тогда в бой вступает пара 30-мм двуствольных зенитных автоматов 2А38, способных поражать цели на дальностях до 4 километров. У каждого из двух автоматов имеются свой механизм подачи патронов в каждый ствол из общей патронной ленты и один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой дистанционное, открытие огня осуществляется при помощи электроспуска.

Двуствольные зенитные автоматы имеют принудительное охлаждение стволов, они способны вести круговой огонь по воздушным и наземным, а иногда и надводным целям в вертикальной плоскости от -9 до +87 град. Начальная скорость снарядов - до 960 м/с. В боекомплекте имеются осколочно-фугасно-зажигательные (1524 шт.) и осколочно-трассирующие (380 шт.) снаряды, которые летят в цель в соотношении 4:1. Темп стрельбы просто бешеный. Он составляет 4810 выстрелов в минуту, что превосходит зарубежные аналоги. Боекомплект орудий составляет 1904 патрона. По отзывам специалистов, «автоматы надежны в эксплуатации и обеспечивают безотказную работу при температурах от -50 до +50 С°, при дожде, обледенении и запыленности, стрельбе без чистки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом до 200 патронов на автомат и с сухими (обезжиренными) деталями автоматики. Без смены стволов автоматы обеспечивают производство не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов». Согласитесь, эти данные впечатляют.

И все же, и все же... В мире нет абсолютно совершенной техники. И если все производители поднимают на щит исключительно достоинства своих боевых систем, то непосредственные их пользователи - армейские бойцы и командиры - больше озабочены возможностями изделий, их слабостями, ибо именно они могут сыграть самую плохую роль в реальном бою.

Мы редко обсуждаем недостатки нашего вооружения. Все, что пишется о нем, как правило, звучит в восторженных тонах. И это по большому счету правильно - солдат должен верить в свое оружие. Но начинается бой, и появляется порой разочарование, иногда весьма трагичное для бойцов. «Тунгуска», кстати, вовсе не «показательный образец» в этом плане. Это, без всякого преувеличения, совершенная система. Но и она не без недостатков. К ним можно отнести все-таки относительно малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС, с учетом того, что 20 километров современные самолеты или крылатые ракеты преодолевают в кратчайшие сроки. Одна из самых больших проблем «Тунгуски» - невозможность применения зенитных управляемых ракет в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

«ТУНГУСКИ» В ЧЕЧНЕ

Весьма показательны итоги применения ЗПРК 2К22 в ходе боевых действий в Чечне. В докладе бывшего начальника штаба СКВО генерал-лейтенанта В. Потапова отмечались многие недостатки реального применения зенитных пушечно-ракетных комплексов. Надо, правда, оговориться, что все это происходило в условиях партизанской войны, где многое делается «не по науке». Потапов рассказал, что из 20 «Тунгусок» были выведены из строя 15 зенитных пушечно-ракетных комплексов. Основным источником боевых повреждений явились гранатометы типа РПГ-7 и РПГ-9. Боевики вели огонь с расстояния 30-70 метров и поражали башни и гусеничные шасси. В ходе технического обследования характера повреждений ЗПРК «Тунгуска» было установлено, что из 13 проверенных боевых машин у 11 единиц оказался поврежденным корпус башни, у двух - гусеничное шасси. «42 ракеты 9М311 из 56, - подчеркивалось в докладе, - были поражены на направляющих боевых машин из стрелкового оружия и осколками мин. В результате такого воздействия на 17 ракетах сработали стартовые двигатели, но из контейнеров они не вышли. На двух БМ возник пожар и выведены из строя правые направляющие ЗУР».

«Поражение боекомплектов, - отмечалось далее в докладе, - было обнаружено на трех боевых машинах. В результате высокой температуры при возгорании топлива и короткого замыкания по цепи системы электропитания произошло уничтожение боеприпасов на одной боевой машине, а на двух других при пролете крупных осколков мин (диаметр отверстий до 3 см) через все короба артотсека, загруженные боеприпасами, произошла детонация только 2-3 снарядов. При этом личный состав расчетов не был поражен внутри боевых машин».

И еще одна интересная цитата из упомянутого доклада: «Анализ состояния автоматов 2А38 позволяет сделать вывод, что при незначительных поражениях кожухов охлаждения стрельба может вестись короткими очередями до израсходования всего боекомплекта. При многочисленных повреждениях кожухов охлаждения происходит клинение 2А38. В результате поражения датчиков начальной скорости снарядов, кабелей электроспуска, пирокассет происходит короткое замыкание по цепи 27 вольт, в результате чего выходит из строя центральная вычислительная система, при этом стрельба продолжаться не может, ремонт на месте невозможен. Из 13 боевых машин были повреждены автоматы 2А38 на 5 БМ полностью и на 4 по одному автомату.

Практически на всех БМ были повреждены антенны станции обнаружения целей (СОЦ). Характер повреждений свидетельствует о выводе из строя по вине личного состава 11 антенн СОЦ (сбиты деревьями при повороте башни) и 2 антенны повреждены осколками мин и пулями. Антенны станции сопровождения целей (ССЦ) повреждены на 7 БМ. В результате наезда на бетонное препятствие на одной БМ повреждена ходовая часть (отрыв правого направляющего колеса и первого правого опорного катка). На 12 поврежденных боевых машинах аппаратурные отсеки видимых повреждений не имеют, что свидетельствует об обеспечении живучести расчета...»

Такие вот интересные цифры. Радует здесь то, что в большинстве своем экипажи «Тунгусок» не пострадали. А вывод прост: боевые машины необходимо применять в тех боевых условиях, для действий в которых они предназначались. Тогда и проявится эффективность оружия, заложенная в него конструкторской мыслью.

Надо, правда, отметить, что любая война - это суровая школа. Тут быстро адаптируешься к реалиям. То же самое произошло и с боевым применением «Тунгусок». В отсутствие воздушного противника они стали использоваться по наземным объектам точечно: неожиданно появлялись из укрытий, наносили свой сокрушительный удар по боевикам и быстро возвращались обратно. Потери машин сошли на нет.

По результатам боевых действий были высказаны предложения по модернизации «Тунгуски». В частности, рекомендовалось предусмотреть возможность управления приводами боевой машины при отказе центральной вычислительной станции; внесено предложение изменить конструкцию аварийного люка, поскольку в боевых условиях экипаж сможет покинуть боевую машину в лучшем случае за 7 минут, что чудовищно долго; предлагалось рассмотреть возможность оборудования аварийного люка по левому борту - около оператора дальности; было рекомендовано установить слева и справа дополнительные смотровые приборы механику-водителю, установить устройства, позволяющие производить отстрел дымовых и сигнальных зарядов, увеличить мощность лампы для подсвета прибора ночного видения и обеспечить возможность наведения вооружения на цель в ночных условиях и т.д.

Как видим, нет пределов совершенствования боевой техники. Надо отметить, что «Тунгуска» в свое время была модернизирована и получила название «Тунгуска-М», была усовершенствована и ракета 9М311, получившая индекс 9М311-1М.

Просмотров