Анализ проблем. Принятие решений тренинг

Программа обучения развивает навыки анализа и поиска путей решения сложных, проблемных ситуаций, где цена управленческого решения очень высока. Участники тренинга освоят инструменты системного мышления, методики прогнозирования событий и оценки выработанных решений, рассмотрят основные логические ошибки при прогнозировании событий, принципы построения системных моделей, научатся концентрироваться на приоритетном, отказываться от второстепенного и присутствовать в настоящем моменте. Тренинг Русской Школы Управления предлагает не только теоретические знания, но и практические занятия, которые помогут закрепить пройденный материал.

Программа обучения

2 дня очного обучения 09:00 - 16:15

Системное мышление. Принятие решений

  • Система и системное мышление
  • Виды систем, законы и принципы в системе
  • Элементы и взаимосвязи в системе
  • Свойства системы и её частей
  • Взаимосвязи окружающих предметов, событий и явлений
  • Системное мышление и системный подход
  • Цели применений системного мышления
  • Практикум : Анализ систем
  • Информация в системах. Обратная связь
  • Источники информации для анализа
  • Обратная связь как источник информации для анализа и принятия решений
  • Петли обратной связи
  • Усиливающая и уравновешивающая обратная связь в системах
  • Причина и следствие: заблуждение и истина
  • Ошибки при установлении причинно-следственных связей
  • Практикум : Установление причинно-следственных связей
  • Инструменты системного мышления
  • Оценка факторов в алгоритме принятия решения
  • Формулирование определенных взаимосвязей
  • Использование "замещающего восприятия" для получения и анализа системной информации
  • Виды умозаключений (осуществления выводов)
  • Выработка решений
  • Прогнозирование событий и оценка выработанных решений
  • Основные логические ошибки при прогнозировании событий
  • Практикум : Применение системного мышления при прогнозировании и принятии решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Применение системного мышления в анализе данных
  • Построение системных моделей
  • Ограничения внешние и внутренние
  • Расширение горизонта мышления: многомерное и пространственное мышление
  • Практикум : Разбор практических систем и возможностей их изменения

Продуктивность. Развитие полезных навыков и привычек

  • Что такое продуктивность: определение, выгоды от повышения продуктивности, цели в области продуктивности
  • Что снижает продуктивность: лень, прокрастинация, слабое здоровье и нехватка энергии, стресс и эмоциональное выгорание, неясность целей, недостаток контроля
  • Три направления развития продуктивности
  • Здоровье и энергия: тело (спорт, питание, отдых), разум (осознанность, медитация, эссенциализм, опора на собственные ценности)
  • Профессиональные навыки: анализ структуры и перспективности, инструмент: «Колесо Профессионального Развития»
  • Привычки: развитие полезных, избавление от мешающих
  • Вдохновение и мотивация: что мотивирует, что демотивирует, «Волшебный пендаль»
  • Фокусировка: концентрация на приоритетном, отказ от второстепенного, присутствие в настоящем моменте
  • Реализация: дисциплина и сила воли, простой и чёткий План, теория малых шагов, оценка прогресса, график роста

Наши эксперты

Овчаренко Максим Витальевич

Прошел путь от юрисконсульта до генерального директора юридической компании. Опыт проведения обучения по лидерству и развитию команд - с 2007 года. С 2014 года проводит стратегические сессии, бизнес-обучение. Реализует консалтинговые проекты, направленные на развитие лидеров бизнеса, повышение эффективности команд и бизнеса в целом. Имеет опыт по "перезапуску" более 30-ти компаний. Основатель собственного тренингового центра. Автор ряда книг и публикаций в периодических изданиях

бизнес-тренер, консультант

  • Сонастройка команд, партнеров, подразделений
  • Развитие культуры сотрудничества в организациях
  • Развитие основных soft skills, лидерских компетенций

Практическая деятельность

  • 2015-2017 - Wilson Learning Russia, ведущий тренер департамента корпоративного консультирования
  • 2011-2014 - Центр развития «Легкость Бытия», главный тренер
  • 2006-2011 - Юридический центр АПЭК, генеральный директор

  • Московский государственный университет, психолог
  • Московская государственная юридическая академия, юрист

Дополнительное образование

  • Академия тренингов, тренинг тренеров (тренер личностного роста, тренер команд)
  • Академия Кристофера Ховарда, тренинг тренеров (мастер-тренер, мастер-коуч, мастер консультационных продаж, профессиональный спикер)
  • TOC Strategic Solutions, управление людьми, управление конфликтами на основе логических инструментов ТОС
  • Академия Wilson Learning, тренинг тренеров
  • Академия Абирой, тренинг тренеров (бизнес-тренер сессий быстрого обучения)

Основные публикации

Реорганизация юридических лиц. М.: Юрайт, 2001; 5 элементов сильной мотивации в компании // Компетенции. Управление развитием персонала. 2015. № 3; Преодоление сопротивления при изменениях в бизнесе // Компетенции. Управление развитием персонала. 2015. № 4; Личный и командный коучинг. Общность и различия // Управление развитием персонала. 2017. № 1; Возможно ли развитие сотрудника без развития его эмоционального интеллекта? // Компетенции. Управление человеческим потенциалом. 2015. № 3; «Прежде, чем управлять другими, нужно научиться управлять собой», Финансы Право, 2001

Бастриков Юрий Вячеславович

Бизнес-тренер, коуч, организационный консультант. Имеет большой опыт в коучинге руководителей ТОП уровня, обучении и развитии менеджеров среднего и линейного уровня в вопросах лидерства, искусства управления, переговоров. На протяжении более 18 лет обучает сотрудников компаний навыкам продаж, общения, работы в команде. За время работы реализовано более десяти консалтинговых проектов для крупных торговых компаний сегментов B2B и B2C, которые включали в себя диагностику, создание системы обучения и развития, тренинги, коучинг и другие формы работы

Бизнес-тренер, организационный консультант в сфере управления и мотивацией персонала, лидерства и руководства, эмоционального интеллекта

Сфера профессиональных интересов

Развитие управленческих навыков
Экзистенциальный менеджмент - управление по Смыслам
Эффективность руководителей
Коммуникации (переговоры, конфликты)
Консалтинг руководителей по вопросам личной эффективности

Практическая деятельность

Осуществляет полный цикл консультирования организаций по вопросам эффективности
структуры предприятия, управления персоналом, оценки и формирования кадрового
резерва.
Автор таких обучающих программ как:
"Экзистенциальный менеджмент"
"Мотивация по нотам"
"Власть!"

Образование, повышение квалификации, научные стажировки

1991 – 1997 Уральская государственная медицинская академия.
1991 – 1993 Санкт-Петербургский институт Гештальта, специализация:
организационное консультирование, тренинг, коучинг.
С 2001 года по настоящее время - регулярное участие в многоступенчатой
пролонгированной программе образования в области тренинга и коучинга.

Гамазин Олег Евгеньевич

Кузютина Ирина Вадимовна

Сфера профессиональных компетенций связана с развитием навыков управления людьми, переговоров и личной эффективности. Опыт работы в компаниях от 15 до 1800 человек, ведение консалтинговых проектов по организационному развитию, сервисному аудиту, постановке отделов продаж в крупных и средних компаниях, обучение персонала компаний в течении 13 лет. В активном опыте: создание и управление 10 лет собственной организацией, постоянное сотрудничество с организациями по «выращиванию» потенциала руководителей и сотрудников.

Михайлов Дмитрий Юрьевич

МВА, бизнес-тренер, консультант в сфере продаж и переговоров, управления персоналом и личной эффективности. Опыт работы бизнес-тренером 11 лет. Знание особенностей подхода к обучению продажам в разных городах России. Опыт работы HR директором. Генеральный директор и ведущий тренер консалтинговой компании

МВА, бизнес-тренер в сфере продаж и переговоров, эксперт по развитию управленческих навыков и лидерства

Сфера профессиональных интересов

МВА, бизнес-тренер, консультант в сфере продаж и переговоров, управления
персоналом и личной эффективности

Практическая деятельность

TOP LUMEN - директор, ведущий тренер
MTI - ведущий тренер-консультант
ADM - директор по персоналу
Start Personnel - исполнительный директор

Образование, повышение квалификации, научные стажировки

Московская международная высшая школа бизнеса|Институт (МИРБИС), мастер
делового администрирования (МВА стратегический менеджмент и
предпринимательство)
Санкт-Петербургский Государственный Университет, тренинг-менеджер
Официальный провайдер тренингов FranklinCovey, сертификат на право проведения
программ по личной эффективности
Бизнес Школа Арсенал, мастер–класс «Методология создания новых тренингов»,
Международный Институт Менеджмента, курс «Управление человеческими ресурсами»

Столыпин Никита Леонидович

Бизнес-тренер высшей категории, Projekt Manager. Сфера профессиональных интересов: управление проектами, внедрение культуры проектного менеджмента; создание организационной структуры и управление операционной деятельностью компании, организация службы продаж, управление продажами, создание системы и управление персоналом; обучение специалистов продающих подразделений навыкам продаж и ведения переговоров; фасилитационные сессии, сессии стратегического планирования; методическое обучение бизнес-тренеров, создание систем корпоративного обучения

Вы можете заказать корпоративный тренинг.

Результаты

В процессе тренинга по принятию решений участники научатся формулировать творческие задачи, выделять основные противоречия и видеть возможность их решения, продуцировать новые бизнес идеи. Практические индивидуальные и групповые упражнения на развитие креативных навыков. Отработка алгоритмов эффективного решения творческих задач. Поиск, нахождение и оценка новых бизнес идей. Решение задач прорыва в бизнесе.

Формат тренинга

Тренинг проходит в режиме деловых игр, направленных на решение различных творческих задач, разработки новых бизнес идей. Креативные дискуссии, мозговой штурм, постоянные конкурсы между отдельными творческими группами тренируют участников тренинга в освоении навыков работы в команде при решении творческих задач в условиях конкурентной борьбы. Психотестирование и видеозапись дают эффективную обратную связь и оценку успешности работы участников тренинга.

Цели тренинга

  • Системное понимание процесса принятия решений
  • Тренировка навыков мышления логического типа
  • Тренировка навыков интуитивного мышления

В программе

Введение.

Биоритмы головного мозга, биоэнерегизаторы головного мозга, функциональная ассиметрия, факторы, влияющие на работу головного мозга, психостимуляторы.

1. Что такое принятие решений?

  • Что такое проблема?
  • Распознавание проблемы. Анализ видимых и скрытых тенденций
  • Формулирование проблемы и прогнозирование последствий
  • Метод « Магические вопросы»
  • Структурирование проблемы.
  • Анализ причинно - следственных связей
  • Метод «Рыбий скелет»
  • Метод « Бурение вопросами »
  • Постановка целей и выработка критериев
  • Метод SMART
  • Метод « Шести шляп»
  • Конкретизация целей. Правило 5 шагов
  • Иерархия целей, задач, подзадач
  • Дерево решений. Классификация решений
  • Алгоритм принятия решений
  • Фильтры принятия решений Правило Парето
  • Матрица Эйзенхауера, Диаграмма Д. Аллена
  • Анализ последствий принимаемых решений
  • Оценка исполнения решений
  • Стили принятия решений

2. Что такое креативное мышление

  • Параметры креативного мышления.
  • Барьеры креативного мышления.
  • 3. Каноны креативного мышления
  • Концентрация внимания.
  • Приемы разогрева и тренировки креативного мышления.
  • Как сломать стереотипы
  • Креативные вопросы.

4. Логическое мышление.

  • Параметры логического мышления.
  • Алгоритм логического мышления.
  • Как создать успешную бизнес идею.
  • Креативная матрица.

5. Эффективный поиск возможностей улучшения бизнеса

  • Выявление ключевого препятствия. Модель бурения.
  • Таблица вопросов в анализе прорыва в бизнесе.
  • Анализ слабостей конкурентов

6. Интуитивное мышление.

  • Практика интуиции. Креативная спираль.
  • Переключатели.

7. Приемы запуска интуитивного мышления

  • Стимуляторы интуиции.
  • Ассоциативный метод. Проективные картины
  • Прием Альберта Эйнштейна.
  • Прием Леонардо Да Винчи.
  • Прием Взрыва.
  • Прием Уолта Диснея.
  • Мудрость поговорок.
  • Прием мудрых советников.

8. Анализ и оценка своих ограничений и ресурсов

  • Управление субличностями в креативном процессе.

9. Возможности НЛП в креативе и ресурсные состояния Как повысить эффективность Мозгового штурма

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к . Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак:

Упражнение 1. «10 желаний»

Цель – научиться лучше «слышать себя», осознавать свои желания и получить опыт действия в соответствии со своими желаниями.

Выполняется ежедневно, длительность выполнения – по вашему выбору (терапевтично – от 21 дня, но почувствовать «вкус» к собственных желаний можно и за неделю).

Итак, каждое утро вы выбираете время и в специально заведенном блокноте записываете 10 или больше желаний – того, что вы хотите сделать в данный момент или в течение дня. Желания могут быть как «большими» (например, съездить в гости к такому-то), так и «маленькие», на минутку (сижу пишу желания – захотелось потянуться или пойти выпить стакан сока). Если ничего в голову не приходит – посидите подождите, пока изнутри придет еще одно желание. Не надо придумывать специально, лишь бы выполнить упражнение, например: «ага, можно захотеть еще позвонить маме, все равно ей обещала», – если действительно хотите с мамой пообщаться – пишите.

И затем в течение дня выполняете эти желания (или не выполняете, откладываете некоторые – это тоже интересный опыт), наблюдая, как вы себя чувствуете, когда делаете то, чего действительно хотите, а когда выполняете что-то другое.

Упражнение 2. «Стоп»

В течение дня, как только вспомните – тут же обращайтесь к себе с вопросом: «Чего я сейчас хочу?»

Вы можете обнаружить, что делаете то, что вам вовсе не нужно – и более того, что делать это вовсе не обязательно! Или вы отметите какие-то мелочи, изменение которых сделает вашу жизнь значительно комфортнее. Например, мне как-то пришлось «перелопатить» большое количество печатного текста – и меня очень раздражала необходимость это делать. В какой-то момент я отметила, что большая часть раздражения связана с тем, что мне недостаточно имеющегося освещения и приходится напрягаться, читая. Настольная лампа решила проблему!

Для облегчения задачи можете поставить себе будильник, который будет звонить раз или два в час, и в момент звонка обращаться внутрь себя.

3. Свое и чужое. Отождествление с окружающими.

Когда мы говорим «быть собой», то подразумевается, что в определенные моменты мы собой не являемся. Но если не собой – то «кем» же? Чьи цели, желания, привычки мы взяли себе на вооружение – и вкладываем в их реализацию?

Все начинается с родителей. С любви ребенка к родителям и огромного желания быть на них похожим – хорошим, ведь они же точно хорошие! Тогда мы начинаем неосознанно копировать мимику родителей, речь, способы поведения в различных ситуациях, эмоциональные реакции – и так далее, вплоть до известных «семейных сценариев», до подсознательного принятия на себя обязательства воплотить нереализованные мечты родителей – прожить за них ту жизнь, которую они хотели, но не смогли создать.

Это подражание – естественный, природно целесообразный процесс: так ребенок учится действовать в пока что не знакомом ему мире – сначала в мире предметов, потом – в социальном окружении. С другой стороны, став взрослыми, мы вправе провести ревизию взятого из детства багажа и определить, что для нас по-прежнему полезно, а от чего стоит отказаться. Об этом – Упражнение 3 в этом выпуске.

Многие вещи – решение первых серьезных конфликтов, выбор профессии, выбор жены или мужа, принятие решения сменить работу - происходят при участии (хотим мы того или нет) наших близких – родителей, супругов, друзей, коллег. Мы обсуждаем это или получаем непрошенные советы – но в любом случае подвергаемся влиянию других людей, с их представлениями о мире, их верованиями и страхами, их целями в отношении нас...

Для тех, кто чувствует, что поддается такому влиянию очень сильно, предложено Упражнение 4, а Упражнение 5 позволит взглянуть на сделанные выборы прошлого и увидеть, какие из них были сделаны , а какие могут быть пересмотрены для более полной реализации себя.

Упражнение 3. «Что я возьму с собой из детства?»

Для этого упражнения выделите себе достаточно времени. Можете коротко записывать свои результаты – это поможет затем проанализировать все, не упустив важного.

Итак, подумайте о своих родителях. Вспомните те моменты из детства, когда их поведение восхитило вас, когда вы решили, что папа или мама поступили очень правильно, или смело, или сделали что-то выдающееся. Вспомните, насколько сможете, свои чувства в тот момент – какие качества родителей, или действия, или способ поведения в сложно ситуации вызывали ваше восхищение? Было ли внутри желание – хочу так же?

Запишите результат. Эти качества вполне могли стать вашими идеалами. Посмотрите на них – что вы по-прежнему считаете важным, к чему стремитесь? Может быть вы, как ваш отец, любите радовать детей неожиданными подарками – и получаете от этого массу удовольствия? А может быть, в 8 лет вас поразило то, как отца чествовали после защиты докторской – и вы который год бьетесь над диссертацией, не испытывая к науке ни малейшей тяги? Действительно ли это ваша цель?

Возможно, вы вспомните ситуации, в которых, наоборот, вам что-то сильно не понравилось в поведении родителей – вам было страшно, или стыдно за них, или вы видели осуждение по отношению к ним со стороны других людей. Проанализируйте эти воспоминания с такой точки зрения: где вы приняли решение «что угодно, только не это»? «Если кто-нибудь узнает о моей ошибке, я буду опозорен, меня засмеют! Никогда не делать ошибок!» «Нельзя быть агрессивным, это ужасно!» Какие из этих убеждений вы хотели бы оставить себе?

То же самое можете проделать для других важных для вас в детстве людей, которые, по вашему мнению, оказали влияние на ваше как личности.

Упражнение 4. «Свое решение»

Итак, если вы замечаете, что часто меняете решения под влиянием других людей, если вам кажется, что вы не способны принять решение самостоятельно, если ваши решения не всегда являются действительно вашими – предлагаю следующий алгоритм.

Каково ваше отношение к этому событию / человеку / предложению? Что оно для вас значит? Какие перспективы дает? Какие трудности могут возникнуть?

В этот момент, исходя из имеющейся у вас информации, какое решение вы бы приняли? Какой информации вам не хватает для окончательного решения?

Затем спросите себя: чего вы хотите от человека, с которым намерены обсудить ваш вопрос, какова ваша цель?

Или может быть, вы не желаете брать на себя ответственность за решение и хотите, чтобы этот человек сказал вам, какое решение верное, или чтобы он принял решение за вас?..

Упражнение 5. «Выбор пути»

В течение своей жизни мы делаем много выборов, которые в результате формируют наш жизненный путь. Что делать, если вы вдруг обнаружили, что путь, по которому вы идете, не радует вас? Или что вы вообще не знаете, куда дальше идти, что выбрать? Или вдруг поняли, что нет каких-то больших, по-настоящему привлекательных целей?

Спросите себя: может быть, когда-то вы знали, как вы хотите жить и куда хотите идти, - но отказались от своего решения по тем или иным причинам? Испугались, сдались после первой неудачи, поддались чьим-то уговорам и убеждению? Скорее всего, ответ будет положительным – ну, может быть не четкое понимание, каким должен быть ваш путь, но, по крайней мере, ощущение, что он точно есть и что вы смутно его помните...

Предлагаем проделать такое упражнение.

Вспомните моменты, когда вы принимали важные решения, определяющие вашу дальнейшую жизнь. Например, выбирали будущую профессию, дело, которым будете заниматься, решали переехать в другой город, страну, родить ребенка или развестись... Все, что сочтете нужным. Можете записать эти события, чтобы в ходе упражнения обратиться к каждому из них.

Затем вы берете каждое такое решение по очереди и вспоминаете – как вы принимали его? С кем советовались, обсуждали? Какие были варианты?

Вспомните (может быть, это потребует чуть больше усилий) – а чего тогда хотели вы? Перенеситесь мысленно в то время, представьте себя и все, что окружало вас, максимально ярко – в образах, звуках, ощущениях. Что вы чувствовали, когда думали о предстоящем выборе? О чем мечтали, чего хотели на самом деле? Чего боялись? Кого не хотели огорчать и кому хотели понравиться?

Что вы выбрали? Чьи мечты, желания, цели?

Свои? Великолепно!

Чужие? Порадуйтесь тому, что вы открыли это! Возьмите свои мечты – те, что остались актуальными для вас с того времени, или те, которые придут к вам после этого упражнения, - и начните воплощать их!

4. Свое и чужое. Культура.

Есть еще один уровень влияния – на уровне культуры, на уровне общества.

Все мы рождаемся в определенной социальной среде, в которой существуют общепринятые правила – как жить, к чему стремиться, чем заполнять свою жизнь. Из этого предложенного набора мы выбираем то, что нам кажется лучшим – и иногда это действительно то, что нам нужно. Но как отличить те цели, которые действительно близки нам, и те, которые мы присваиваем неосознанно?

Есть хороший критерий: если ваша жизнь и то, что вы делаете, доставляет вам радость – значит, вы все делаете правильно для себя. Если же ваша жизнь вас не удовлетворяет и вызывает лишь усталость – стоит разобраться: возможно, вы тратите силы на достижение тех целей, которые вам не нужны.

Упражнения 6 и 7 также помогут вам отделить свои истинные желания от навязанных.

5. Автоматизмы

Вспомните свой обычный вечер. Вы приходите домой. Вы включаете телевизор / компьютер / радио, вы берете примитивную (по вашему собственному мнению!) книжку и просиживаете с ней весь вечер, вы съедаете за ужином полкило конфет (а утром меряете талию и вздыхаете)... и многое-многое другое. Зачем вы это делаете? Вы действительно этого хотите?

Ответ прост – это привычки, действия, доведенные до автоматизма. Огромный процент времени человек живет автоматически – ест, пьет, общается с людьми, ходит на работу, занимается важными (часто важными в кавычках) делами...

Как перестать тратить время впустую, делать бесполезные или вредные для себя вещи и, наконец, заняться тем, что для вас действительно важно?

Для начала – поставить перед собой такую цель. Быть осознанным, отмечать в каждый момент, чем вы заняты – на это тоже нужна привычка:) Тренируйте ее – и вы высвободите массу времени для себя и своего удовольствия!

Эффективное упражнение, позволяющее разорвать привычный круг автоматических действий и приблизиться к своим истинным желаниям, приведено ниже (Упражнение 7).

Упражнение 6. «Если бы мне осталось жить 1 год...»

Спросите себя: «Если бы мне осталось жить 1 год (совершенно точно, и никакой надежды на то, что вы проживете дольше!) – что бы я сделал? чем бы я занимался? чему бы я посвятил оставшееся мне время жизни?»

Дайте себе время – 10-15 минут, чтобы поразмышлять над этим. Затем запишите результат.

Что для вас действительно важно?..

Упражнение 7. «Праздник осознанности»

Выберите вечер (или целый день, если у вас есть желание и возможность), который вы проведете дома только с собой. Предупредите друзей, что сегодня вы не отвечаете на звонки, не назначаете встречи. Предупредите семью, что сегодня вы будете необычно молчаливы и погружены в себя.

Итак, в этот вечер вы:

Не смотрите телевизор

Не слушаете радио

Не читаете газеты и журналы

Не читаете книги с целью убить время

Не сидите в интернете

Не разговариваете по телефону

Не общаетесь без надобности с родственниками

Не делаете всего того «привычного», что делает каждый день

Что же тогда можно?

Осознать, насколько вы зависимы от внешних «развлечений» - от СМИ, культуры, людей, разговоров...

Осознать, насколько пусто становится внутри, когда вам нельзя занять себя этими привычными вещами.

Пойти в эту пустоту – и прикоснуться к собственной сути, к своим истинным желаниям.

И когда в какой-то момент вам захочется чем-то отвлечь себя, задайте себе вопрос: «А какими своими идеями я мог бы развлечь себя? Каким своим творчеством я могу развлекать себя? Как я хочу себя развлекать, пользуясь только своими ресурсами?»

Отпустите этот вопрос внутрь себя и подождите ответа. Он придет. Ваши истинные желания – всегда рядом с вами.

А после того, как вы осознаете, чем вам хочется себя развлекать, возьмите по очереди каждое из этих дел и представьте, что вы решили реализовать себя в этом деле и добились успеха. Не обязательно представлять, что вы занимаетесь этим делом всю жизнь, но обязательно – что доводите каждое из дел до максимума. Спросите себя: «Хочу ли я этого? Нравится ли мне это?»

Осознавайте!

Эмоционально травмирующие ситуации

И наконец, отдельная тема – это сложные или травмирующие ситуации, в которых мы переживаем неуспех (реальный или нам так кажется), в которых не находим для себя «хорошего» выхода, решения. Часто это ситуации из детства, но и в течение дальнейшей жизни подобные события могут возникать не раз.

Переживая неудачу, чувство беспомощности перед нежелательными событиями, мы можем выбрать (принять подсознательно) какие-то решения, которые в этой ситуации кажутся нам спасительными, но в дальнейшей жизни только мешают нам.

Например, в школьном опыте одной моей клиентки была ситуация, когда она с огромным интересом и усердием готовила доклад по литературе, но ее видение темы не нашло понимания у учительницы и та жестоко раскритиковала девочку перед всем классом, а ученики посмеялись.

Став взрослой, эта женщина испытывала сильный страх всякий раз, когда ей приходилось выдвигать свои идеи и предложения, достаточно талантливые, по оценке ее руководства (а работает она в сфере рекламы, занимает достаточно хорошую должность - но каких неимоверных усилий это от нее потребовало!), а самые интересные и «любимые» свои идеи (как тот доклад) часто так и не решалась выдвинуть на обсуждение. Решение, принятое ею в детстве в результате описанного случая: «Лучше не высовываться, тогда не будет позора» дополнялось идеей о собственной бездарности, сомнениями в качестве любых идей, которые она может выдвинуть.

Эта женщина, обладая сильным характером, нашла возможность реализовать себя в деле, которое ей нравится. Но сколько тех, кто после подобных событий поставил крест на своем творчестве, таланте, увлечениях – отказался от того, чтобы быть собой?..

Интернет и популярно-психологическая литература пестрят примерами того, как можно изменить себя, «проработав» такие ситуации. Качественные, грамотные подходы предлагают методики, позволяющие сделать главное – осознать, что внутри нас привело к возникновению трудностей и найти новые, комфортные решения для ситуации в прошлом и на будущее.

Иногда человек может справиться с этим сам, применяя действительно работающую методику. Но зачастую требуется помощь специалиста – ведь не так-то легко по-новому взглянуть на ситуацию, освободиться от тяжелых эмоций и найти «хороший» выход, особенно если ситуация эмоционально значима и решение для нее, естественно (иначе бы она не мучила и не оказывала влияния!) до сих пор не найдено.

Отвечая на вопрос: «как мы перестаем быть собой?» - мы одновременно находим ответы, позволяющие нам вернуться к себе. Знание «ловушек», в которых мы добровольно или неосознанно оставляем часть своей индивидуальности, позволяет научиться обходить их – иногда всего лишь одним сознательным решением быть более осознанным. Предложенные упражнения помогут вам на пути возвращения к себе.

Как позволить себе быть собой?

Часто спрашивают: а как быть собой, если тебя, такого как ты есть, могут осудить? Если ты не будешь похож на других, если твое мнение будет иным – от тебя могут отвернуться люди, даже друзья? Если твоим действиям будет оказано сопротивление?

Действительно, иногда платой за возможность быть собой является расставание с каким-то делом, человеком, определенным образом жизни, которые не совместимы с вашими истинными желаниями, целями, мечтами. Вам выбирать, что важнее...

Но обычно все не так печально. Только наши страхи и неумение принять себя с любовью делают наши особенности (о которых мы часто и говорим – «быть собой»), нашу индивидуальность «страшной», «неприемлемой» или такой непохожей на других. Чаще всего человек, следующий голосу своей сущности, расслаблен, позитивен и гармоничен, и создает вокруг себя комфортное для людей пространство. Начните проявлять себя – и вы увидите, как много людей готовы поддержать вас и рады вашим изменениям!

Что же касается опасений «не вписаться в социум», то мне очень нравятся слова Ошо. Он пишет: «Невроз представляет собой «расщепление». Если ваши части снова соединены мостом, то вы снова становитесь ребен­ком, снова становитесь невинными. А раз вы узнали эту невинность, то вы можете продолжать требуемым образом вести себя в обществе. Но теперь это поведение в обществе является просто спектаклем, просто игрой. Вы в нее не вовлечены. Общество требует этого, поэтому вы так себя и ведете. Но вы не входите в это действие, вы просто играете.

Вы будете использовать нереальные лица, поскольку вы живете в нереальном мире; в противном случае мир раздавит и убьет вас. ...Ведите себя так, как этого требует общество; не создавайте ненужных беспокойств для себя и для других. Но раз вы познали свою истинную суть и свою целостность, то фальши­вое общество не сможет сделать вас невротиком; оно не сможет сделать вас сумасшедшим».
Быть собой просто!

https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/Bez-imeni4-150x150.png

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к первой части статьи. Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак: Упражнение 1....

Тренинг принятия себя

и раскрытия потенциала

Цели:

  • раскрытие своего творческого потенциала;
  • развитие лидерских качеств;
  • способствование познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне), мешающих принятию себя;
  • снятие напряжения, чувства тревоги;
  • развитие умений самоанализа и преодолению психологических барьеров.

Состав участников : 15-20 человек.

Возраст участников: старшеклассники 14-17 лет

Расположение участников : по кругу

Время упражнения : 25-30 минут

Занятие 1

1. «Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе, и самое главное, выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и, кто как может, выразим эту радость».

2.Анализ: чье приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

3. Предлагаю за 2-3 минуты узнать обо всех то, что хочешь.

4.Знакомство с правилами работы в группе.

Искренность в общении.

1) Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет наша работа.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

2) Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3) Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

4) Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем.

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.

5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю…», «я чувствую …», «мне кажется …». Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

Рассказать притчу о молодом человеке:

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

Занятие 2

Ведущий (весь текст произносится под музыку). Каждый раз, когда мы выходим из дома, мы попадаем в различные миры - живые и неживые, издающие звуки и молчаливые. Иногда мы проходим сквозь них, глядя себе под ноги, не замечая ничего, кроме пыльной дороги, зеленой травы, камней, которые лежат у нас под ногами. Бывает, мы останавливаемся, пинком отбрасываем камень, а порой, как в детстве, протягиваем руку и поднимаем какое-нибудь «каменное сокровище», рассматриваем его, бережно касаясь пальцами. Иногда нам кажется, что этот камень обладает определенной силой, что он может помочь, ведь он такой необычный и красивый.

Мы берем его и опускаем в карман. А потом… забываем о нем.

Через некоторое время, обнаружив камень в кармане, мы удивляемся: откуда он взялся?

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий. Вот и сейчас пришло время собирать камни. Достаньте из этого мешочка по одному камню.

(Участники вытаскивают из «чудесного мешочка» камешки.)

Какие ассоциации вызывает камешек? Как бы вы могли его назвать?

(Каждый по очереди сообщает о своих ассоциациях и имени камня.)

Упражнение «Каменная гряда»

Ведущий. Бывает такое время, когда мы должны оградить свой мир от посторонних, построить границы… (Участники раскладывают камни вдоль тренингового круга.) И тогда камни превращаются в стену, защищающую нас от других.

Упражнение «Каменистая дорога» Ведущий. Но камни могут стать не только защитой для нас, но и преградой, которую надо преодолеть. Путь, проложенный по камням, труден но, преодолевая препятствия и трудности, мы учимся понимать себя. Каменистый путь в жизни легче пройти вместе с другими людьми. Чтобы легче было в пути, мы подстрахуем себя веревкой, ибо нить, соединяющая с другими, дает возможность быть сильным и не одиноким.

Участники берутся за веревку и выполняют команды ведущего: образовать спираль, кольцо, другие геометрические фигуры, преодолеть препятствия, например в виде перевернутых стульев, и т.п. Последний шаг - участники опускают веревку над камнями, образуется круг. Необходимо одновременно перешагнуть через нее, оказавшись за пределами круга и «каменной гряды». В момент, когда участники выполняют это действие, ведущий просит их символически попрощаться с негативным прошлым, принять настоящее, не бояться будущего.

Ведущий. Какие чувства вы испытали, работая в одной связке?

Занятие 3

Упражнение «Каменный сад»

Ведущий. В Японии есть традиция устраивать «сад камней». Давайте и мы попробуем создать свой маленький «сад камней», найдя каждому из них свое особое место.

Участники подбирают свои камешки и располагают их на фотографиях со специально подобранными изображениями природных ландшафтов и явлений, выбирая ту среду, которая отражает их эмоциональное состояние на данный момент. При желании участники могут объединять свои композиции в общую, что может свидетельствовать о реализующемся процессе командообразования в группе.

Ведущий. Опишите свою композицию тремя предложениями, передавая в ней свои чувства…

Если вы были внимательны, то наверняка заметили, что на многих ваших композициях присутствуют деревья. Жизнь дерева полна сложности и совершенства. И мы, люди, часто восхищаемся ими. Растения совершенны, потому что они живут в согласии с миром природы, будучи ее частью. Они самые чистые, самые светлые создания, единственные на Земле, не питающиеся чужой жизнью, а отдающие себя другим. Деревья «помнят, любят, сострадают»...

Упражнение «Если бы деревья могли говорить»

(Использование элементов эвритмии)

Ведущий. Сейчас вам необходимо продемонстрировать такие жесты и звуки, которые, на ваш взгляд, вызвали бы раздражение у деревьев.

(Кто-то из участников предлагает свой вариант, группа повторяет жест и звук участника.)

А теперь предложите такие, которые, на ваш взгляд, понравились бы вашему дереву.

(Участники выполняют задание.)

Занятие 4

Упражнение «Образ моего дерева»

Ведущий. Представьте и нарисуйте себя в образе дерева. Для этого на листе бумаги обведите контур своей ладони, пальцами обозначьте листья, создайте крону дерева (техника отпечатков). Дополните свой индивидуальный образ дерева, используя имеющиеся материалы.

Беседа-опрос

(По Л.Д. Лебедевой)

1. Дайте название вашему дереву.

2. В какое время года растет ваше дерево?

3. Где растет дерево?

4. Что нужно ему для счастья?

5. Где найдет оно свои силы?

6. Что или кто окружает ваше дерево?

7. В какое время года растет ваше дерево?

По завершении беседы-опроса устраивается выставка образов деревьев.

Занятие 5

Дискуссия на тему «Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?»

6. Информирование «Немного из жизни наших Я».

«Познай себя». Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой. Первые признаки разлада в себе – психосоматические заболевание, (болит голова. сердце, кишечник, не пойму почему), а затем и соматические. Но вспомните свои попытки самоанализа, - чем больше думаешь о себе, тем сложнее ответить на вопрос: «Кто Я?» Иногда подозреваешь в себе гения, а уже на другой день ощущаешь, что ты – самое презренное существо на свете. Умело выходя из запутанной жизненной ситуации, пасуешь почему-то в незначительном уличном инциденте. Смелый и раскованный, в одном случае, неожиданно становишься робким и пассивным в другом. Так кто же я на самом деле?

На самом деле Я являюсь «совершенством» и «ничтожеством» одновременно. Эти две части совершенно равноправные. Настоящий самоанализ заключается не в нахождении какой-то главной части моего Я и отождествлении с ним. Например: «Я понял, что Я – трус, или Я – волевой человек». То, с чем человек себя отождествляет, сразу же его порабощает. Более верным является принятие всех качеств и проявлении своей личности как ценных.

К сожалению, пока еще малоизвестно о законах нашей психической жизни, о душе. Хотя уже сейчас можно выделить некоторые открытия «из жизни наших Я»:

Они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.

Если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка - дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.

Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется «вразнобой», а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния - в согласованной работе наших частей. Я говорю «люблю» и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя, человек будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.

Занятие 6

7. Упражнение «Кто Я»

Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.

Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я...». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство, Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это вслух. (Высказывания по кругу)

Занятие 7

8. Повторение упражнения «12-Я».

Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?». Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы.

Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.

9. Упражнение «Какая Я».

Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я, составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.

Занятие 8

10. Упражнение.

В группах по 5 человек обсудить понятие «харизма», «харизматический человек»

Написать 10 известных современников, 10 исторических личностей (можно из мифов и легенд), 10 человек, которых ты считаешь харизматическими в коллективе.

Рефлексия:

Какие харизматические качества ты выделил у этих людей? Какие качества из выделенных есть у тебя? Можешь ли назвать себя харизматической личностью.

Занятие 9

Игра «Баз». Задание: быстро сосчитать от 1 до 100. нельзя называть число 3, все числа, в которых присутствует цифра 3 и все числа, которые делятся на 3 вместо них говорить «Баз». Ошибавшиеся выходят в круг, вместе выполняют задания, данные группой.

11. Информирование.

Павлов, знаменитый наш физиолог, один из родоначальников нашей отечественной психологии считал, что сновидение – отражение внутреннего мира нашей личности. Фрейд считал, что в снах отражаются наши нереализованные желания. Есть предположение, что все, что нам видится во сне – это и есть отражение частей нашей личности. Но не прямое, а чаще символическое. Какая-то часть видится в виде ствола, какая-то в виде трамвая, знакомого, дерева, и так далее. Надо лишь вжиться в тот или иной образ и почувствовать, что он нам хочет сообщить. Я предлагаю вам выполнить довольно сложное упражнение: мы будем путешествовать по нашему бессознательному и видеть различные образы, которые вы потом будете зарисовывать.

12. Релаксация

Сейчас, прежде чем продолжить работу расслабимся. (Спокойная музыка)

Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте себе цифры: 3-выдох…2-выдох…3-выдох. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось. В таком состоянии Вы набираетесь сил. Побудьте немного в этом состоянии, получите удовольствие.… Сделайте глубокий вдох и медленный выдох и на третий раз с вдохом откройте глаза.

Упражнение «Путешествие в бессознательное» (инициированная проекция символов):

1.Вы видите луг, идете и оказываетесь в незнакомом месте. Что вы видите, что чувствуете? 2.Увидьте гору, поднимитесь по ней. Как вы поднимаетесь: сами или кто – то помогает. Легко или тяжело идти? Где вы: у подножия, в середине или вершине горы? 3.Стекает горный ручей. Какой он? 4.Вы идете дальше и видите дом. Рассмотрите его: какая крыша, стены, окна, двери. Войдите в него, рассмотрите убранство. Все ли нравится в нем? Отдохните. 5.Вы находитесь на равнине. И после моего хлопка вы назовете имя, которое придет вам в голову. Он или она идет к вам, увидьте его (её). Опишите вашу встречу. 6.У всех есть родители. Представьте, что вы стоите на равнине, они идут к вам. И вот, когда осталось немного расстояния, они превратились в животное. Как они ведут себя по отношению к вам? 7.Вы подходите к болоту. Для кого-то это болотце. Что вы чувствуете? Хотите сделать? Нет ли пугающего чего в нем? 8.Сейчас вы оказываетесь возле пещеры или норы. Возле него стоит дерево. Какое это дерево, рассмотрите ствол, листья. Видны ли корни. Вы прячетесь за него. Из норы выходит существо. Вы наблюдаете за ним. Какое оно, что делает. Что вы чувствуете? 9.Сейчас вы оказываетесь около вулкана, и вы знаете, что сейчас начнется извержение вулкана. Где вы находитесь? Что вы видите, что чувствуете? 10.Вы находитесь в африканской саванне. Вы – лев или львица. Вы идете по саванне, вы хозяин (хозяйка) этой территории. Навстречу вам идет человек или группа людей, которые вам неприятны на данный момент. Но вы знаете, что вы хозяйка этой территории и вы можете сделать все, что хотите с ними. Опишите, что вы делаете? 11.Вы идете по тропинке. Закат. До города далеко. Вдруг слышите рокот машины, останавливаетесь. Из машины выглядывает водитель, предлагает подвезти. Какой водитель? Машина? Что вы чувствуете по отношению к нему? 12.И вот вы в доме у себя. И точно знаете, что в доме есть подвал и есть земляной пол. И там есть старинная книга, которую вам надо достать. Вы достанете книгу и откроете только после моего хлопка. Найдите книгу, достаньте её (хлопок), откройте и на первой странице вы увидите то, что вам надо знать на сегодняшний день. Рефлексия: что вы прочитали на странице?

Анализ:

Что нового узнали сегодня?

Каковы ваши ощущения?

Занятие 10

1. Задание: придумай свое приветствие и передай его другому, прими чужое приветствие и передай его другому.

2. Презентация себя в образе.

Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.

3. Анализ рисунков.

Занятие 11

4. Игра «Броуновское движение»

Поиск сходства в парах, тройках, в пятерках. Рефлексия: что почувствовали в ходе игры?

5. Упражнение «Я – особенный, и это хорошо» (поиск различий по анкете в пятерках).

6. Рефлексия: что помогло собрать много баллов? Что почувствовали?

7. Упражнение в парах:

4 минуты молча смотреть друг на друга.

4 минуты говорить «я вижу …» - перечислять, все что видит, каждый раз начиная со слов «я вижу …» (упражнение «Зеркало»).

4 минуты говорить «я думаю, что в возрасте 5-6 лет ты была …»

Рассказать партнеру, что совпало с его представлением, что – нет.

Рефлексия:

Когда говорили обо мне, я чувствовала …

Когда я говорила о ком-то, я чувствовала …

Занятие 12

Упражнение «Волшебный магазин».

Сегодня мы имеем возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Запишите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в «Волшебный магазин» и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей.

Занятие 13

8. Игра «Баз»

Задание: быстро сосчитать от 1 до 100. нельзя называть число 3, все числа, в которых присутствует цифра 3 и все числа, которые делятся на 3 вместо них говорить «Баз». Ошибавшиеся выходят в круг, вместе выполняют задания, данное группой.

Рефлексия: что чувствуют наказуемые, что чувствуют наказывающие?

9. Задание: составить список ценных качеств в себе, закончив предложение:

Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе….

Рефлексия: трудно ли было дописывать…

Занятие 14

Сядьте удобно, расслабьтесь, увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)

Я – это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я - это замечательно!

Занятие 15

1.Игра «Рукопожатие». Отличаются ли рукопожатия, чье рукопожатие было более приветливым?

1.Игра: взять мяч из круга, назвать свой любимый цветок и кинуть мяч любому участнику, сказав при этом: «Роза, а какой твой цветок любимый?» Поймавший говорит: «Меня зовут Роза, мой любимый цветок астра, а какой любимый цветок у тебя …?» и кидает мяч следующему участнику игры. 1.Нарисовать график своей жизни по значимым этапам (радость, горе, болезни, перемены и т.д.) Анализ: что выделяли, как повлияли эти события на дальнейшую жизнь.

4.Задание: придумать сказку, быль, миф про свою жизнь. Что выделяется: зачин, кульминация, конец. 5.Упражнение «Карусель». Участники встают в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент. Анализ: что почувствовали? Понравился ли комплимент?

Занятие 16

Упражнение «Комплимент» еще раз подтверждает теорию «поглаживаний» Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка, заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию «поглаживаний». Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или «поглаживаниями». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

6. Задание: сделайте рисунок на тему «Моя жизнь» в виде трех кругов. Отметьте, пожалуйста, где прошлое, настоящее, будущее?

Анализ:

Посмотрите, как у вас соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

Какая между ними связь?

Кто хочет что-либо сказать по своему рисунку?

Чем отличаются рисунки участников?

Представьте свою жизнь и найдите 2 события, наиболее значимые в прошлом и 2 события, которые наиболее желанны в будущем. Это могут быть перемены в обществе, в профессиональной и личной жизни.

Как вы думаете, от кого зависит возможность осуществления этих планов?

В какое время они должны произойти?

Если эти перемены не произойдут, что ты будешь чувствовать?

Что может помешать тебе, осуществить эти планы? Рассказ о событиях можно начинать со слов: «Я верю, что …», «Для меня важно, чтобы…», «Мне бы очень хотелось…».

Обобщение ответов участников.

Занятие 17

7. Информирование: Маслоу, один из основателей гуманистической психологии, рассматривал потребности человека в иерархической последовательности в виде пирамиды. Фундаментальными потребностями, согласно его теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба, коллектив и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижеследующих потребностей актуализируется более высокая.

Анализ: на каком этапе находитесь вы? Какова цель вашей жизни на данный момент? С чем она связана? Нужно ли ставить себе цели? Ради чего? Чего вы хотите достичь в этом году, через пять лет, десять?

Важно уметь правильно ставить цели: необходимо знать что, зачем, ради чего и в какой срок – это нужно, проговорить и попросить всевышнего помочь в реализации этой цели.

Занятие 18

8. Упражнение «Письмо самому себе любимому».

Все мы очень разные. Но можно ли сказать, что образ «Я» бывает «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает правильного внутреннего мира. Но бывает гармоничное и не гармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает эмоционально принимаемый образ «Я».

Теперь соберите воедино все, о чем мы сегодня говорили и напишите письмо, обращение к самому себе любимому.

Это заключительное упражнение, письма можно зачитывать, но только с согласия авторов. Если группа не настроена читать письма, настаивать не стоит.

По окончании тренинга идет рефлексия. Вопросы для обсуждения:

Какие чувства Вы испытали?

Что нового о себе узнали?

Будете ли Вы хранить этот новый образ?


Просмотров