Урок оказание первой медицинской помощи. Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи

Малыши — неутомимые исследователи. Правда, иногда активное познание окружающего мира оказывается совсем не безопасным. Залез дерево и сорвался, опрокинул на себя горячий чай, попробовал на вкус хозяйственное мыло — чего только в жизни не происходит! Общее правило для всех нестандартных ситуаций: сохраняйте хладнокровие! Потому что именно от этого обстоятельства зависит здоровье, а может быть, и жизнь вашего ребенка.

Ушибы и ранения

Шишки. Не заметил угол стола, свалился с дивана — и вот уже на лбу растет красно-лиловая шишка. Оптимально — немедленно приложить к ушибленному месту холод: грелку со льдом, мокрую салфетку, ложку, отбивную из морозилки или пачку замороженных овощей (что именно — не важно). Только не забудьте обернуть лед в чистую ткань.

✔Ушибы. Если кожа не повреждена, приложите к месту травмы минут на 5 пакет со льдом. Если малыш категорически возражает, попробуйте холодный компресс и почаще его меняйте. Ушибленную конечность поднимите повыше, чтобы не было отека. На следующий день лед уступит место теплым компрессам. Намочите полотенце теплой водой и прикладывайте его к синяку на 5 минут несколько раз в день. Облегчить состояние может и йодная сеточка на пострадавшей конечности. Однако если малыш ушиб живот при падении с велосипеда, ударился головой, травмировал глаз, сустав сильно распух и причиняет боль — обратитесь к врачу.

✔Шишки и синяки, пожалуй, самые распространенные детские травмы. Здесь Вам поможет намоченная в холодной воде и отжатая салфетка, платок, компресс со спиртом, мешочек со льдом. Это охлаждает и снимает боль. К врачу следует обращаться, если боль не пройдет и ребенок не сможет свободно двигать ногой.

В домашней аптечке необходимо иметь бинт, пластыри разных размеров, эластичный бинт, дезинфицирующие средства, ножницы, болеутоляющие и жаропонижающие средства, градусник. Будьте здоровы! Успехов! И пусть Ваши знания останутся нереализованными.

✔Растяжения. Как только произошла неприятность, надо постараться, чтобы ребенок не нагружал больную конечность. Охлаждение и покой — лучшее лечение. Чтобы ограничить подвижность, можно воспользоваться эластичным бинтом, наложить шину из картона или повесить руку на повязке.

✔Ранения. Острые палки, камни, бордюры — все может стать причиной ранений головы. При этом, как правило, сразу развивается отек, рана сильно кровоточит — в коже головы очень много поверхностно расположенных сосудов. Самое лучшее — быстро с помощью чистой хлопчатобумажной ткани или бинта прижать края раны, чтобы остановить кровотечение. При сильном кровотечении вероятность попадания инфекции в рану не велика (если, конечно, края ссадины не загрязнены). Если рана глубокая и больше сантиметра, нужно обратиться к доктору — обычно края раны зашивают или соединяют с помощью специальных скрепок. Все остальные раны можно заклеить бактерицидным пластырем.

✔Если ребенок упал и получил ссадину, то рану необходимо очистить от грязи, мелких камешков с помощью носового платка или пинцета; промокнуть рану тампоном с теплой водой. Желательно не перевязывать. Только при мокнущей ране можно наложить пластырь или стерильную повязку.

✔Сотрясение мозга. Забраться на дерево — это так интересно! Но иногда занятия верхолазаньем заканчиваются печально — ветка под ногой ломается и малыш оказывается на земле. Если после падения ребенок жалуется на тошноту, сонливость, головную боль, вы чувствуете, что малыш ведет себя не так, как обычно, — обязательно вызывайте врача. Если он, упав, потерял сознание (пусть даже и на несколько секунд) — немедленно в больницу!

✔Переломы. Без рентгена даже врач не всегда определяет наличие перелома. Если ребенок не может пошевелить рукой из-за сильной боли, если произошла видимая деформация конечности, а отек нарастает буквально на глазах — скорее всего, у малыша перелом. До момента осмотра врача надо приложить к поврежденному месту холод и нало¬жить шину. Она поможет создать покой поврежденной конечности. Накладывая шину, обязательно зафиксируйте и два соседних сустава. Например, при повреждении костей предплечья фиксируются лучезапястный и локтевой суставы. В качестве шины можно использовать сложенный в несколько слоев картон. Оберните его ватой, обмотайте бинтом — самодельная шина готова. Положите в нее, как в люльку, больную руку и подвесьте на косынке. При повреждении ног трудно найти картон такого размера, поэтому подойдет и кусок фанеры, и небольшая доска.

✔Отравления

Нет ничего удивительного в том, что, начиная ползать, а потом и ходить, дети пытаются все попробовать на вкус. К счастью, 90% отравлений заканчиваются выздоровлением. Но здесь счет идет на секунды и прогноз зависит от действий родителей.

Первая помощь:

немедленно позвоните «03», будьте готовы сообщить вес ребенка, возможное отравляющее вещество, симптомы;
пальцем, обернутым влажным носовым платком, удалите изо рта малыша остатки ядовитого вещества;
если малыш без сознания, уложите его на бок таким образом, чтобы при рвоте он не задохнулся;
если кроха в сознании, давайте ему больше пить, лучше чистую воду. Но не молоко! Оно может привести к тому, что жирорастворимые яды быстрее попадут в кровь;
как можно быстрее дайте малышу раскрошенные в воде таблетки активированного угля, он адсорбирует на себя яды, не позволяя им проникать в кровь. Дозировка — грамм угля на килограмм веса ребенка;
не пытайтесь вызвать у малыша рвоту. Зачастую сама рвота опаснее, чем яд, попавший в организм крохи.

Чтобы не произошло беды:

уберите все химические вещества (духи, кремы, средства бытовой химии) так, чтобы малыш ни при каких обстоятельствах не мог до них добраться;
тщательно проверьте сроки годности лекарств, безжалостно избавьтесь от просроченных. Лучше не хранить препараты в медицинском шкафчике. Практика показывает, что такой шкафчик очень интересует малыша. Вместо этого приобретите чемоданчик, закрывающийся ключом, или просто убирайте коробку с лекарствами на антресоли. Даже обычные витамины станут ядом, если их съесть целую пачку;
всегда внимательно читайте этикетки лекарств, прежде чем дать их крохе, — так вы сможете избежать трагических ошибок. Особенно это актуально для внеплановых «ночных» ситуаций.

✔Удары электротоком

Розетка — предмет для малыша очень притягательный, ведь туда можно засунуть пальчик или гвоздик! Поэтому встаньте на четвереньки и попробуйте повторить путь своего ребенка по квартире. Сколько раз вам встретились розетки и удлинители, провода и досягаемые электроприборы? Дети — народ изобретательный, они могут перекусить провод и сильно обжечь себе лицо. Некоторые крохи, найдя включенный в розетку удлинитель, могут облизать его и тоже получить тяжелейшие ожоги.

А еще маленькие джентльмены, прогуливаясь по комнате без памперса, иногда случайно мочатся на розетку и — получают удар током.

Первая помощь:

если малыш лежит без движения, не прикасайтесь к нему руками, иначе и вас ударит током;
отключите электричество (если это невозможно, то — источник тока);
любым деревянным предметом (например, скалкой или ножкой стула) отбросьте провода или просто отодвиньте кроху от места удара;
малыш не дышит? Начинайте искусственное дыхание и непрямой массаж.

Чтобы не произошло беды:

установите заглушки на всех доступных малышу розетках;
все длинные шнуры электроприборов смотайте таким образом, чтобы они проходили только от электроприбора до розетки (закрепить смотанное кольцо проводов можно с помощью изоленты);
проследите, чтобы (по возможности, разумеется) все электрические провода были вне досягаемости ребенка. А если у вас что-то включено через удлинитель, примотайте место соединения изоляционной лентой, чтобы кроха не мог выдернуть вилку из розетки;
всегда убирайте электроприборы (утюг, миксер, мясорубка), когда закончили работу. Настольные лампы поставьте таким образом, чтобы малыш не мог к ним дотянуться;
не пользуйтесь электроприборами рядом с водой (душ, ванна).

Часто любимым местом игры маленького человечка становится кухня: мама готовит обед, а я пока займусь своими делами!! Вот тут-то юного исследователя и могут подстерегать опасности. Во-первых, ручки сковородок, кастрюль не должны находиться в поле досягаемости ребенка; брызги от пищи на плите могут попасть на ползающего малыша; электрический чайник также может стать объектом «любви» Вашего чада. Никогда не пейте чай с маленьким ребенком на руках, одно Ваше неловкое движение и чашка с чаем может опрокинуться.

Ожоги, как мы знаем из курса валеологии и ОБЖ, делятся на 4 группы. Первая, сама легкая: покраснение и отечность кожи. При второй степени появляются уже пузыри…

При ожоге нужно обязательно обращаться к врачу!!! Что необходимо сделать в первую очередь? Место ожога подставить под струю холодной воды, но не ледяной и так держать в течение 10-20 мин (можно подольше) для того, чтобы ожог не распространился в нижние слои кожи. «Домашние» средства, такие как растительное масло, всяческие кремы могут усугубить ситуацию тем, что ожог «уйдет» внутрь кожи. Так что оставьте до приезда врачей рану открытой. Если образовывается волдырь, то не надо его прокалывать, чтобы не занести инфекцию. Если поверхность ожога большая, то необходимо поместить ребенка под душ и после этого только вызвать врача.

Одежду не снимайте, чтобы не снять вместе и кожу

Первая помощь:

при ожогах надо прежде всего остановить распространение повреждения вглубь. Потому рану нужно охладить — для этого направьте на ожог несильную струю холодной проточной воды (из-под крана) или приложите к нему любой холодный предмет. Подойдет даже кусок мяса из морозилки, разумеется обернутый чистой тканью. Охлаждение проводите не более часа;
наложите стерильную повязку. Не вскрывайте образовавшиеся волдыри и тем более не срезайте «лишнюю» кожу. Так вы можете занести инфекцию в рану. Кстати, по этой же причине врачи не рекомендуют обрабатывать ожог мочой, даже детской;
привычные домашние средства (растительное и сливочное масло, белок, мука и прочее) уменьшают теплоотдачу поврежденного участка и, следовательно, «гонят» ожог вглубь, осложняя последующее лечение. Кроме того, они серьезно загрязняют рану;
немедленно отвезите ребенка в больницу.

Чтобы беды не произошло:

готовьте только на дальних конфорках, поворачивая ручки кастрюль и сковородок в сторону стены;
стоя у плиты, никогда не держите кроху на руках (пусть даже он настойчиво требует внимания) — на кожу ребенка могут попасть незаметные для взрослого капельки кипящего масла и обжигающий пар;
когда открываете дверцу духовки, убедитесь, что рядом никого нет;
малыши любят тянуть скатерть со стола и дергать незнакомые провода. Поэтому карапузы могут с легкостью опрокинуть на себя электрический чайник «моментального нагревания» или чашку свежезаваренного чая;
если вы пьете горячие напитки (кофе, какао, чай), никогда не делайте этого с ребенком на руках. Одно неловкое движение — и у малыша тяжелейший ожог. Хотите почаевничать? Выбирайте время, когда кроха спит в кровати;
выбирая обогреватель, отдайте предпочтение масляным — у них нет открытых спиралей. Не оставляйте бытовую технику без присмотра: утюги с отпаривателем — частая причина ожогов у малышей;
перед тем как купать кроху, проверяйте температуру воды с помощью специального термометра (или в крайнем случае локтем);
кроха может опрокинуть на себя емкость с кипятком во время проведения банальной ингаляции. Если хотите провести процедуру, приведите ребенка в ванную комнату, усадите его (но не в ванну), плотно закройте дверь и включите горячий душ. Этого будет вполне достаточно, особенно если в ванну поставить небольшую емкость со сбором трав или целебным раствором. Если доктор часто рекомендует вам подобные процедуры, лучше приобрести в аптеке индивидуальный ингалятор.

Когда мама дает ребенку небольшой кусочек фрукта, печенье то ведь и не придет в голову, что этим кусочком можно подавиться (сужу даже по собственному опыту). Некоторые детки выплевывают кусочки, которые не могут разгрызть. Другие же будут стараться, и усердие может сыграть с ними «злую шутку». Если ребенок подавился, это может грозить удушьем. Младенца в данном случае надо поднять кверху за ножки и легонько похлопать по спине или положить лицом вниз на свое плечо и также похлопать по спине. Если ребенку больше года, то можно положить его на колено так, чтобы верхняя часть свисала вниз, и похлопать между лопатками

Кроха может задохнуться, положив в рот самые обычные предметы — монетки, винтики, кусочки воздушных шариков, мелкие детали игрушек, бусины. Груднички могут задохнуться во время рвоты.

Первая помощь:

если какое-то инородное тело попало в дыхательные пути и ребенок начал надрывно кашлять, наклоните кроху вперед, уложите животом себе на колено и пошлепайте между лопатками;
если малыша рвет, уложите его на животик, с приподнятой головкой (ее лучше повернуть вправо).

Чтобы беды не произошло:

не связывайте решетки манежа или кроватки лентами, не привязывайте игрушки длинными шнурами, не украшайте манеж или кроватку привязанными на нитки воздушными шарами;
не следует размещать кроватку таким образом, чтобы рядом оказались шнуры от штор;
никогда не давайте малышам играть твердыми предметами, которые могут перекрыть дыхание;
проверяйте все игрушки малыша: а вдруг в них есть легко отламывающиеся детали, которые могут попасть крохе в рот;
если вы играете с воздушными шариками, внимательно следите за всеми кусочками лопнувших шариков. Попав в рот, они могут вызвать удушье;
снимите с чепчиков, распашонок все шнурки и завязки;
не вешайте на шею цепочки, зацепившись, кроха может задохнуться;
не разрешайте малышу бегать с пищей во рту.

✔Инородные тела в глазу

Частенько ребенок трет глаза при попадании инородного тела. Летом это может быть мушки, пылинки, соринки; дома может попасть в глаз что-то сухое: сахар, соль, пух. В первую очередь нужно промыть глаз. Намочите в кипяченой воде платочек и попытайтесь извлечь попавший предмет.

Для удаления мушки мягко проведите пальцем по закрытому веку в направлении века: по слезным канальцам инородное тело может выйти. Если не получается, то потяните веко так, чтобы ресницы попали под веко, чтобы попавшее тело за них зацепилось.

Бывает, что в глаз кто-то укусит. Веко от этого распухает и краснеет. Не стоит паниковать. Сделайте содовые примочки, они помогут снять зуд.

Пол-чайной ложки развести в половине стакана кипяченой воды. Марлю, бинтик или носовой платок смочить и прикладывать несколько раз в день на пять минут. Но: на закрытый глаз!

Насекомое можно удалить краешком чистого влажного платка. Если малыш плотно сжимает веки, попробуйте легкими штриховыми движениями прогнать инородное тело от наружного края глаза к внутреннему. Таким же образом можно удалить из глаза соринку или песчинку.
Однако, если вы подозреваете, что в глаз малыша каким-то образом попала железная или деревянная стружка, осколки стекла, никогда не пытайтесь самостоятельно пинцетом либо ваткой удалить эти инородные тела — можно повредить роговицу.
Играя в песочнице, малыш забылся и потер глазик грязной ручкой? Не прошло и пары часов, как глаз покраснел, а кроха жалуется на резь и боль? Скорее всего, у малыша развился конъюнктивит. Несколько раз в день промывайте детские глазки крепко заваренным прохладным чаем, выделите малышу отдельное полотенце для больного глазика и строго следите, чтобы кроха не касался его рукой, иначе инфекция может; перейти на другой глаз. Закапывайте несколько раз в день раствор альбуцида, а если через день ситуация не улучшится, отправляйтесь к окулисту.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

- Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике).

Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

- Что нужно сообщить , когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

- «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

- «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

- «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку - чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка. Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка.

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

- Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

Б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки. Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал .

Чтоб паденья избежать,

Надо крепко руль держать!

Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Физкультминутка. / Автор Петрова С.А./

Замёрзли пальчики немножко, / шевелят пальцами обоих рук

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка. С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». / Автор Петрова С.А. /

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- / шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. / изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, / руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья , /удары горизон. ладонями др. по

Др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, / разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

По очереди

Нории мокрые от лужи , с пальца кровь из-за стекла , /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки , ссадины , ушибы...- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

В сторон

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / п ружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, / шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис.4. Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.


Цели:

Обучающие:

  • формирование первичных навыков определения типа ранения,
  • изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях.

Развивающие:

  • развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.

Воспитательные:

  • воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.

Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 70 мин.

Метод проведения урока : информационно-наглядный

Технические средства и наглядные пособия:

  • Ккроектор
  • плакаты
  • опорные конспекты, текстовые задания
  • индивидуальный перевязочный пакет
  • аптечка
  • жгуты медицинские
  • бинты перевязочные

Этапы урока

Время

Организационный

Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала

Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений (сообщение темы, целей)

Формирование новых знаний

Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысление, первичного обобщения, систематизация нового для студентов материала

Закрепление новых знаний

Проверка понимания сущности новых понятий

Формирование умений и навыков

Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях

Подведение итогов урока

Анализ успешности достижения цели, оценивание работы студентов на уроке

Информирование студентов о домашнем задании

Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению

ХОД УРОКА

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, отсутствующих:

- Добрый день! Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Приложение №6 , слайд №1)

План работы:

  • повторение темы: «Первая медицинская помощь при кровотечениях»
  • новая тема
  • решение ситуационных задач по новой теме
  • выступление экспертов
  • подведение итогов
  • задание на дом

Студенты слушают эпиграф и план урока, записывают в тетрадь.

II . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Ребята, когда я на прошлом уроке просила Вас повторить тему «Первая медицинская помощь при кровотечениях», я говорила, что это очень важно не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни» Двум студентам я предлагаю подготовить свои вопросы индивидуально у доски.

Преподаватель вызывает двух студентов к доске, раздает задания.

Задание №1 : Указать соответствие между видом кровотечения и его признаками.

(на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)

Задание №2 : Рассмотреть рисунок, указать, что он иллюстрирует, расшифровать значение обозначений 1-10.

(на рисунке изображен человек, точки пальцевого прижатия при артериальном кровотечении обозначены цифрами 1-10)

Преподаватель задает вопросы всей группе:

  1. дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________» (кровотечением).
  2. назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (наружное, внутреннее)
  3. назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)
  4. какой вид кровотечения наиболее опасен?
    А. Паренхиматозное
    Б. Артериальное +
    В. Венозное
    Г. Капиллярное
  5. Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)
  6. Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)
  7. Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)

Теперь посмотрим, как ответили у доски.

Правильные ответы:

Задание №1 : Артериальное кровотечение :

  • кровь ярко-алого цвета
  • кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей.
  • лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр.

Венозное кровотечение :

  • кровь стекает пассивной струей с множеством затеков.
  • цвет крови темно-бордовый.

Капиллярное кровотечение:

  • кровь сочится по всей поверхности раны

Смешанное кровотечение :

  • характеризуется признаками артериального и венозного

Паренхиматозное кровотечение :

  • наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка и другие)
  • посинение кожи в области повреждения
  • бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь
  • чувство неутолимой жажды

Задание №2 : Височная, сонная, подключичная, подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, подколенная артерия, артерия тыла стопы.

Затем преподаватель по желанию приглашает двух студентов продемонстрировать на практике метод наложения жгута при артериальном кровотечении предплечья, один – демонстрирует, другой – статист.

Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Так же на прошлом уроке я рассказывала вам о самых необходимых правилах наложения повязок. Я просила вас, по возможности, закрепить повязки, которые я вам демонстрировала, дома, на своих близких. К этому мы вернемся в процессе нашего занятия.

А теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!

III . ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать тему и цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету.

Студентам предлагается видеоматериал на военную тематику с элементами ожесточенного боя (1,5 мин).

Преподаватель задает вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают с войной?»

Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.

Тема: «Первая медицинская помощь при ранениях» (Приложение №6 , слайд №2)

Ответьте мне, пожалуйста на вопрос: «Только в военное время мы сталкиваемся с ранениями?». Но сначала обратимся к статистике:

ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ :

  • бытовой и производственный травматизм – 100 тыс.человек
  • в ДТП – 30 тыс.человек
  • тонет – 15 тыс.человек

Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек. Демонстрация слайда (Приложение №6 ,слайд №3).

Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?

Цели:

1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения;

2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.

Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача , достигнув цели урока, ответить на вопрос: «ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»

IV . ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы:

В ходе лекции идет активное общение преподавателя со студентами

- У вас есть ко мне вопросы?

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение №2 , Приложение №3).

Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) правильные ответы. Исправления не допускаются. Время выполнения теста 5 минут.

Вторая часть заданий практическая. Мы пока его не выполняем.

Каждый студент получает свое задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Приложение №6 , слайд №10) . Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Результаты записывает на доске.

VI . ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Перейдем к выполнению второй части нашей ситуационной задачи. Сначала первому варианту отводится роль «потерпевших», а второму варианту – роль «очевидцев» происшествия. После оказания первой медицинской помощи им нужно поменяться ролями.

За процессом будут наблюдать эксперты: по 2 человека на каждом варианте. Они будут проверять правильность оказания первой медицинской помощи и заполнять экспертные листы (Приложение №4). В экспертных листах указаны нормативы выполнения данных повязок по времени, а так же штрафные балы, за которые снижается оценка. В ходе выполнения задания эксперты выставляют оценки каждому «очевидцу» и «потерпевшему», после этого они выступают с комментариями по позициям, обозначенным в экспертном листе.

Студенты по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи. Эксперты контролируют время выполнения норматива соответствующих повязок, они могут помогать, объяснять (

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях (практическая работа)

Оборудование и предварительная подготовка : ПК; презентации к уроку по данной теме (компьютер , экран, мультимедийный проектор), раздаточные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня открытый урок.

Начинаем наш урок.

Здоровье - это одна из главных предпосылок гармоничного развития человека.

Человек живет в сложных, изменчивых условиях, ежесекундно испытывая мощное влияние окружающей среды, в ряде случаев нарушающее течение физиологических процессов в организме, приводящее к ослаблению здоровья, развитию заболевания и травмам.

Защитные силы организма, как правило, активно справляются с неблагоприятными факторами, если те находятся в допустимых пределах. Когда же граница, допустимости нарушается, человеку требуется помощь извне, порой срочная, безотлагательная.

В критических ситуациях от оказывающего первую помощь нередко зависит все дальнейшее развитие и течение болезни, а может быть, и сама жизнь пострадавшего. Поэтому каждый из нас обязан владеть элементарными приемами оказания первой помощи, иными словами, уметь быстро оценить состояние больного и облегчить его страдания.

Охрана и укрепление здоровья людей - дело первостепенной важности и задача поистине всенародная. Важную роль в этой области должны занимать знания по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Ребята. Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о некоторых природных катаклизмах. Демонстрируется фрагменты из видеофильмов "Молния", "Наводнения", "Пожары".

Ваша задача : По ходу просмотра фильма выявить: Какие повреждения организма человека возможны при данных чрезвычайных ситуациях и записать их в таблицу, которая перед вами?

Памятка
по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях

Показать фрагменты жизненных ЧС природного и техногенного характера.

А сейчас скажите тему нашего урока? / Ребята предлагают свои темы урока/

(Я обобщаю и называю) . И так:

Тема урока: Первая помощь при несчастных случаях.

Наша задач : Научиться правильно оказывать первую помощь при несчастных случаях.

А какова же цель нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты). (Я обобщаю и называю ).

Цель урока: Изучить правила оказания первой помощи при несчастных случаях и научиться правильно выполнять приемы их оказания.

Вопрос: А с какой целью вы пришли на сегодняшний урок? Ответы учащихся:...

Наша цель не только изучить правила оказания первой помощи, но и

Научиться определять свои действия по оказанию первой помощи при различных видах травм;

Определить ситуацию, необходимость и вид оказания первой помощи.

Научиться накладывать кровоостанавливающий жгут, иммобилизационные шины и стерильные повязки на отдельные части тела.

А сейчас мы посмотрим слайд - фильмы, которые нацелят вас на выполнение практических занятий по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Начинается демонстрация слайд - фильма .

Первая медицинская помощь - это комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.

В первой медицинской помощи нуждаются лица, с которыми произошел несчастный случай или у которых внезапно возникло тяжелое, угрожающее жизни заболевание.

Несчастным случаем называется повреждение органов человека или нарушение их

функции при внезапном воздействии окружающей среды.

Несчастные случаи часто происходят в условиях, когда нет возможности быстро сообщить о них на станцию скорой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при несчастном случае должна быть оказана на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Раны - это нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, приводящие к расстройствам функций органов, или всего организма.

В зависимости от того, как и чем нанесены раны могут быть резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными, огнестрельными.

Особенно опасны для жизни ранения внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.

Под кровотечением понимается выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.

Наиболее опасно артериальное кровотечение.

1. Показать самому на практике порядок наложения кровоостанавливающего жгута.

Учитель показывает наложение кровоостанавливающего жгута на бедренную часть нижней конечности.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению кровоостанавливающего жгута.

А сейчас работая в парах научитесь накладывать кровоостанавливающий жгут при кровотечении из ран плеча, предплечья и ладони.

2. Показать самому на практике порядок наложения иммобилизационной шины .

Учитель показывает наложение иммобилизационной шины при переломе бедренную часть нижней конечности.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению иммобилизационной шины.

Работаем в парах.

(Практическая деятельность учащихся).

3. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голову в виде "чепца".

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на голову в виде "чепца".

А сейчас вы всё это продемонстрируете друг на друге.

(Практическая деятельность учащихся).

4. Показать самому на практике порядок наложения повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав.

Учитель показывает наложение спиральной повязки на палец.

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на указательный палец, кисть, локтевой сустав. (Практическая деятельность учащихся).

Наложение спиральной повязки на указательный палец показывают ученики...

5. Показать самому на практике порядок наложения повязки на голеностопный сустав .

Ваша цель : Научиться практическим действиям по наложению повязки на голеностопный сустав.

А сейчас наложение восьмиобразной повязки на голеностопный сустав показывают Мезенцева Мария и Мелкозерова Ксения. (Практическая деятельность учащихся).

И так, мы рассмотрели с вами несколько способов оказания первой помощи при ЧС природного и техногенного характера.

Вывод: А сейчас проверим, все ли задачи поставленные задачи.

А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение по сегодняшнему уроку.

Что вы хотели бы увидеть и узнать на следующих уроках?

Слушаем мнения и пожелания учащихся.

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай или острое заболевание могут произойти в любое время и в любом месте: дома, на улице, в школе, на производстве, при занятиях спортом и т.д. На экране высвечиваются слова .

"Быть готовым оказать первую медицинскую помощь необходимо всегда и каждому!"

Я благодарю всех за решение всех сегодняшних проблемных задач.

Оценивание результатов работы учащихся.

Домашнее задание : К следующему уроку подготовить: марлю, вату, иголку и нитку для изготовления ватно-марлевой повязки.

У кого есть вопросы. (Нет вопросов). Всем участникам урока раздаются памятки по оказанию ПМП.

Спасибо за работу.

До свидания.

Предварительный просмотр:

Обучающие:

Воспитывающие:

Развивающая:

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

5. Природный травматизм

Класс разбит на 3 группы.

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ

РАСТЯЖЕНИЕ

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЛОМЫ

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

3. Работа в группах.

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Травма головы

некоторые вопросы:

4. Какие виды ран вы знаете?

зависимости от времени).

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Ситуация 2.

В столовой.

Ситуация 3.

В классе.

Ситуация 4.

На перемене.

5. Итог урока

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (УРОК) "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ"

Дидактическая цель: Применение теоретических знаний в практической деятельности при ранениях и черепно-мозговой травме.

Вопросы урока:

  1. Повторить виды ран, виды кровотечения.
  2. Необходимость асептики и антисептики.
  3. Правила наложения повязок.
  4. Возможные осложнения при ранениях.
  5. Эвакуация пострадавших.

Вид занятия: комбинированный.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор), карточки с заданиями для групповой работы, памятки, бинты, песочные часы.

Подготовительная работа: Для проведения данного занятия класс разбит на 4 группы, подготовлены таблицы, схемы, плакаты «Виды перевязок», «Виды кровотечения», видеозапись, для иллюстрации рассказа преподавателя.

План урока:

  1. Вступительная часть – 1 мин.
  2. Организационный момент (раздача карточек контроля) – 1 мин.
  3. Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля – 2 мин.
  4. Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме – 34 мин.
  5. Подведение итогов урока – 2 мин.

Ход урока

Организационный момент

Проверить готовность класса к занятию. На доске афоризм «Дело умных – предвидеть беду, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла». Питтак.

Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по теме «Оказание первой помощи при ранениях и черепно-мозговой травме». Как вы думаете, для чего мы проводим это практическое занятие? Попробуйте сформулировать цель нашего занятия. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, в случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели занятия.

Ребята, раздел «Основы медицинских знаний» мы начали изучать с 5 класса и с каждым годом наши знания становились более углубленными и прочными. Сегодня на занятии мы повторим теоретические вопросы и научимся оказывать первую неотложную помощь при самом сложном ранении: черепно-мозговой травме.

Учащимся раздаются карточки с заданиями. За две минуты учащиеся согласно алгоритма ответа дают как можно более полный ответ по предложенной теме.

Проверка теоретических знаний. Один учащийся из группы в течение одной минуты дает ответы на все вопрос ы

  1. Определение «РАНА».
  2. Виды ран.
  3. Виды кровотечений. 1 МП при кровотечениях.
  4. Определение: асептика и антисептика.
  5. Перечислите возможные осложнения при ранениях.
  6. Первая помощь при ранениях.
  7. Что такое обморок. 1медицинская помощь при обмороках.
  8. Виды наложения повязок.
  9. Значение первой неотложной помощи.

После выполнения теоретического задания выполняем наложение повязок:

  • для пальца (спиральная повязка).
  • на область плеча и плечевого сустава (колосовидную повязку).
  • повязка на коленный сустав (спиральная повязка).
  • повязка на кисть (крестообразная).

Эти повязки могут сочетаться между собой в зависимости от места и сложности ранения.

Приступаем к изучению правильного оказания первой неотложной помощи при черепно-мозговой травме. Эта травма считается одной из самых опасных для жизни человека. В подтверждение своих слов я предлагаю вам послушать военного врача травматолога… (видеозапись).

Кто и когда обычно становится жертвой черепно-мозговой травмы? Расхожая фраза «его в детстве уронили» обычно сопровождается характерным жестом у виска. Так сложилось, что эта грустная тема чаще становится поводом не для шуток, нежели для сочувствия. Однако человеку, который на самом деле перенес черепно-мозговую травму, не до смеха. Ведь ее отдаленные последствия могут проявиться не только легким «повреждением ума», но и более серьезными осложнениями. Ведь подобный несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Младенцы падают с кроваток и столиков, дети постарше с качелей. Школьники страдают из-за собственных шалостей. Взрослые получают такую травму в автокатастрофах и других несчастных случаях. Для пожилых людей роковым становится скользкий тротуар.

Медицина различает три формы закрытой черепно-мозговой травмы. Сотрясение мозга – самая легкая и распространенная из них. Вообще любая травма, затронувшая головной мозг, - очень серьезное испытание для организма. Поэтому, от быстроты и правильности оказанной помощи, будет зависеть жизнь человека.

При травмах головы может произойти сотрясение и сдавливание головного мозга. Причины сотрясения могут быть различными, а самыми основными являются: ушиб головы, падение, уличные катастрофы. Признаки сотрясения головного мозга: кратковременная потеря сознания в момент повреждения, тошнота, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка.

Какие изменения происходят в головном мозге во время травмы?

Дело в том, что мозг изнутри и снаружи имеет полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. После травмы избыточное скопление этой жидкости в полости черепа приводит к повышению внутричерепного давления. В результате происходит сдавливание вещества головного мозга, что вызывает его медленную атрофию. Появляются и сосудистые расстройства – в виде дистонии или недостаточности мозгового кровообращения. Нарушается отток венозной крови из полости черепа.

Какие «сдвиги» в нервной системе может вызвать черепно-мозговая травма?

В последствии у некоторых травматиков развивается невроз с преобладанием депрессивных, эйфорических, истерических и других изменений личности. Человек может стать агрессивным, конфликтным или, наоборот, вялым и безразличным. Ухудшается память, снижается работоспособность. Одно из тяжелых последствий – посттравматическая эпилепсия.

Разумеется, благополучный исход в лечении черепно-мозговой травмы зависит от того, как быстро она будет выявлена. Поэтому надо запомнить основные его симптомы:

  • Отключение сознания на несколько секунд или минут, сразу после травмы;
  • Тошнота;
  • Головная боль, слабость, головокружение;
  • Двоение в глазах, светобоязнь;
  • Судороги;
  • Различная величина зрачков;
  • Высунутый язык отклоняется в сторону;
  • Ассиметрия лица;
  • Нарушение равновесия;
  • Онемение рук и ног;
  • Амнезия – пострадавший не помнит события, произошедшие идо и после травмы.

Какую помощь пострадавшему можно оказать самостоятельно?

Для оказания первой неотложной помощи необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как:

  1. уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой головой и верхней частью туловища;
  2. приложите к голове холодный компресс, чтобы уменьшить нарастание отека мозга;
  3. при рвоте голову пострадавшего повернуть на бок и удалить рвотные массы изо рта и глотки.
  4. расстегните одежду, которая мешает дышать;
  5. при остановке дыхания и сердца проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Помните! При потере сознания не надо выводить пострадавшего из бессознательного состояния, нужно ждать его самостоятельного возвращения. При возвращении сознания пострадавшего необходимо отправить в больницу в лежачем положении.

Прежде чем начать оказывать первую помощь пострадавшему, обязательно спросите у него разрешение на оказание помощи, так как по новому закону Министерства здравоохранения, мы не имеем права оказывать помощь без разрешения пострадавшего. Но зачастую люди при черепно-мозговой травме находятся в шоковом или бессознательном положении. В этом случае важно спокойно, убедить и объяснить пострадавшего о необходимости оказания ему первой помощи.

Если черепно-мозговая травма сопровождается повреждением костей черепа, проникающими осколками инородных тел, обрывками одежды, то ни в коем случае - нельзя удалять их. Это может повести за собой обильное кровотечение, боль пострадавшему и непоправимые последствия для жизни человека. При попадании пыли и грязи в рану в первую очередь - провести антисептические мероприятия. Для этого необходимо накапать несколько капель перекиси водорода в рану и наложить стерильную повязку без добавления порошков и мазей.

При наложении повязок необходимо придерживаться следующих правил:

  • Бинтовать в наиболее удобном для пострадавшего положении, наблюдая за его лицом;
  • Бинт обычно держат в правой руке, а левой удерживают повязку и расправляют бинт. Бинт ведут слева направо и раскатывают, не отрывая от поверхности тела. Каждый последующий ход бинта должен прикрывать предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины;
  • Бинтовать руку при согнутом под небольшим углом в локтевом суставе, а ногу при согнутом под небольшим углом коленном суставе. Бинтовать конечности начинают с периферии и ходы бинта ведут по направлению корню конечности. Неповрежденные кончики пальцев нужно оставлять открытыми, чтобы можно было следить за кровообращением;
  • При наложении повязки и по окончании бинтования проверяют, не туго ли лежит повязка, не слишком ли она свободна, не будет ли спадать и разматываться.

При ранении волосистой части головы применяют повязку типа «чепец».

  • Кусок бинта («завязку») длиной около 0,5 м кладут средней частью на теменную область.
  • Концы бинта, спущены вниз перед ушными раковинами, удерживают в натянутом состоянии помощник или пострадавший.
  • После двух туров вокруг головы через лоб и затылок, бинт доведенный до завязки, обводят вокруг нее и ведут через затылочную область к противоположному концу завязки.
  • На другой стороне бинт вновь обводят вокруг завязки и ведут косо, прикрывая лобно-теменную область.
  • После наложения повязки один конец бинта привязывают к одному из концов завязки под подбородком.

Наиболее прочная повязка для темени, затылка и нижней челюсти – «уздечка».
Объяснение правильного наложения повязки:

  • После закрепленного хода вокруг головы бинт ведут косо по затылку на правую сторону шеи и под подбородок.
  • Отсюда делают несколько вертикальных ходов, пока не накроют темя или подбородок, затем бинт ведут на затылок и закрепляют его ходом вокруг головы.
  • При бинтовании подбородка к этой повязке делают дополнительные ходы.
  • После закрепляющего хода вокруг головы бинт ведут косо в область затылка, по поверхности шеи и делают горизонтальные ходы вокруг подбородка.
  • Затем переходят к вертикальным ходам и закрепляют бинт круговым ходом вокруг головы.

А теперь работаем в парах.
Вызов скорой помощи:
- если вы не один, то сразу;
- если один, то только после оказания первой неотложной помощи!

Подведение итогов

Итак, сегодня на практическом занятии мы повторили раздел программы «Основы медицинских знаний» и научились правильно накладывать повязку при черепно-мозговой травме «ЧЕПЕЦ» и «УЗДЕЧКА». Поработали мы очень хорошо, я думаю все знания, полученные на уроках ОБЖ, смогут вам помочь в любой сложной ситуации найти правильное решение для спасения людей. Я знаю, в каждом доме есть место для хранения лекарственных средств и я хочу, чтобы памятки с правильным алгоритмом оказания неотложной помощи находились в вашей домашней аптечке.

Домашнее задание

Ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чем заключается первая медицинская помощь при таких травмах?

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской

помощи при различных видах повреждений"

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП”.

Обучающие:

Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;

Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение

накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);

Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря

сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение,

на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Воспитывающие:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у старших подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения

в экстремальной ситуации.

Техническое оснащение:

Бинты;

жгуты;

подручные шины;

перевязочный материал;

карточки с заданиями.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Оказание

ПМП при различных видах повреждений». Как вы думаете, для чего мы

проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся

самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения

полученных знаний, умение применить их на практике).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых

не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже

жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти

человека, мы и проводим этот урок. Давайте вспомним виды травматизма, которые чаще всего может

получить человек (учитель предлагает вид травматизма, а обучающиеся

говорят о предполагаемых травмах):

1. Школьный травматизм

2. Спортивный травматизм

3. Бытовой травматизм

4. Сельскохозяйственный травматизм

5. Природный травматизм

6. Производственный травматизм

2. Проверка теоретических знаний.

Класс разбит на 3 группы.

По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия” (карточка № 1).

Карточка № 1.

Задания – соответствия

ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ

РАСТЯЖЕНИЕ

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

ПЕРЕЛОМЫ

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно

восстановить эти соответствия. Спустя 3 минуты представители каждой

группы воспроизводят соответствие на магнитных досках (напротив каждого

вида повреждения указывают цифру соответствующего приема ПМП).

Учитель проверяет задание, используя ключ:ПОВРЕЖДЕНИЯ

УШИБ 4,6,7

РАСТЯЖЕНИЕ 6,4,7

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 1,2,7,4

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ 8,3

ПЕРЕЛОМЫ 5,7,4

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 4,9,10

3. Работа в группах.

Следующее задание носит практический характер по оказанию ПМП.

Предлагаю по одному представителю группы подойти к столу и выбрать

карточку с указанным видом повреждений, требующих немедленной

медицинской помощи. Вам дано 2минуты на обсуждение задания, после чего

от каждой группы должны выйти по 2 человека для его практического

выполнения.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Открытый перелом нижней конечности

Перелом в области предплечья

Травма головы

Пока ребята выполняют задание, остальным предлагается ответить на

некоторые вопросы:

1. Каковы задачи первой медицинской помощи?

2. Какие подручные средства можно применять при оказании ПМП?

3. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?

4. Какие виды ран вы знаете?

5. Какие кровотечения называются внутренними, а какие наружными?

6. В чем заключается опасность кровотечений?

7. Какие способы временной остановки кровотечения существуют?

8. Какие виды переломов вы знаете?

9. Что такое травматический шок?

10.Каким перевязочным материалом можно пользоваться при открытом

переломе, а каким - при закрытом?

4. Решение ситуационных задач

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где

– то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это

может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий

чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся,

кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-

таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненныхситуаций (Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается

их коллективно обсудить. Количество ситуаций рассматривается в

зависимости от времени).

Вам необходимо проанализировать ситуацию (определение сознания,

признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

В классе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом

острую боль в области голеностопного сустава.

5. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами

выполнили. Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые

вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной


Открытый урок по ОБЖ

Первая медицинская помощь

Учитель начальных классов

Седенкова Марина Юрьевна

Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Цели и задачи урока:

    Образовательные:

    • Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;

      учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

    Развивающие:

    • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;

      развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;

      позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.

    Воспитательные:

    • повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;

      формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;

      создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Межпредметные связи (интегрирование):

    Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку

    Обеспечиваемые:

    • медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
      анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;

      физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;

      условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе, на природе, дома).

Методическое обеспечение урока:

Презентация «Первая помощь», электронные физминутки

Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»

2. Актуализация знаний

Учащиеся читают стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)

Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)

В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)

3. Физминутка (музыкальная, презентация)

4. Работа по теме урока

Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.

(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)

Что случилось с вами, ребята?

(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)

Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.

Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)

Слайд – памятка

    При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.

    Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)

    Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.

    После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.

(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)

Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.

А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.

Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

Слайд – памятка

Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

    Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.

    Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.

    Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.

Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.

Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»

    Умываться по утрам.

    Смотреть телевизор, сидя близко к нему.

    Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.

    Смотреть на яркий свет.

    Пользоваться чужими очками.

    Делать гимнастику для глаз.

    Физкультминутка для глаз. (Электронная)


Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

    Продолжение работы.

Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).

При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)

Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.

Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.

6. Закрепление.

- Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)

Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.

Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.




На случай травм и порезов необходимо иметь:

    Резиновый жгут для остановки кровотечения;

    Стерильные бинты и салфетки;

    Бактерицидный пластырь;

    Липкий пластырь;

    Настойку йода;

    Перекись;

    Синтомициновая эмульсия на случай ожогов или обморожений;

Всем понятно, что лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Загадки

    Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)

    Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)

    Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)

    Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)

    Термометр. (Градусник)

    Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)

    Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A, B, C, D и др. (Витамины)

    Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)

    Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)

7. Итог.

Что вы запомнили на уроке?

О чём захотелось узнать больше?

Просмотров