Цель темы дикие животные в средней группе. Конспект занятия в средней группе «Дикие животные



Цели:

Обучающие:

Закрепить знания детей о диких животных.

Формировать представление, о том из каких частей состоит тело животных, чем они питаются, об их среде обитания.

Упражнять в умении называть детенышей диких животных.

Развивающие:

Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, активность, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации диких животных(лиса, медведь, заяц, волк, белка).
  2. Иллюстрации семей диких животных.
  3. Предметные картинки на каждого ребенка, с изображениями животных мам и с изображением их детенышей.

Предварительная работа:

Беседа на тему " Дикие животные"

Работа с загадками.

Разучивание физкультминутки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу! (Дети становятся на ковре в круг и передают друг другу мяч, желая хорошего настроения).

  1. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебную лесную полянку! Хотите побольше узнать о тех, для кого лес родной дом? Ну тогда закрывайте свои глаза. (Звучит музыка)

Воспитатель. Вот мы с вами и на волшебной лесной поляне. Открывайте глаза. Мы видим животных которые обитают в наших лесах. И они хотят рассказать нам о своем житье бытье. Давайте внимательно послушаем, что нам расскажут лесные жители. Присаживайтесь на свои места. (Воспитатель читает от имени животных).

Я - заяц . У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длин-ная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом се-рый, чтобы меня не видно было. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки-то нет. У зайчих весной появляются зайчата.

Воспитатель. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?

Я - лиса. Летом у меня шерстка рыжая, зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я го-няюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норке. Весной у меня появляются лисята.

Воспитатель. Где живет лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост? (Предполагаемые ответы детей).

Я - волк. Живу в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.

Воспитатель. Где живут волки? На кого охотятся? Зачем воет волк? (Предполагаемые ответы детей).

Я - медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех стано-вится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Всю зиму сплю я в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьев, корни и мед.

Воспитатель. Где зимуют медведь? Чем питается? Когда у медведиц появля-ются медвежата? (Предполагаемые ответы детей).

Я - белочка. Летом я рыжая, а зимой - серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было пе-репрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает мне держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Мы, белки, любим ягоды, грибы, орехи и заготавливаем все это на зиму.

Воспитатель. Где живет белка? Зачем белке хвост? Чем она питается? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. Интересно вам было слушать лесных зверей? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. А еще ребята, у каждого животного есть семья. Сейчас мы рассмотрим картинки и узнаем, с кем живут животные и чья это семья.

Воспитатель . С кем живет медведь? (Дети: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья семья.)

Воспитатель . С кем живет заяц? (Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья.)

Воспитатель . С кем живет белка? (Белка живет с папой белкой и бельчатами. Это беличья семья)

Воспитатель . С кем живет волк? (Волк живет с волчицей и волчатами. Это волчья семья)

Воспитатель. С кем живет лиса? (С лисом и лисятами. Это лисья семья).

Воспитатель. Вот мы с вами познакомились с семьями зверей. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Ребята вставайте, проходите на ковер, мы поиграем в игру «Звери шли на водопой». Вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Идут по кругу друг за другом).

За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисёнок,(Крадутся на носочках)

За мамой - ежихой катился ежонок,(Передвигаются вприсядку)

За мамой - медведицей шёл медвежонок,(Идут вперевалку)

За мамою - белкой скакали бельчата,(Скачут вприсядку)

За мамой - зайчихой косые зайчата,(Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат (Крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят.(Лицо в круг, лакательные движения языком)

Воспитатель. Вокруг себя вы повернитесь и в детишек превратитесь, отправляйтесь на свои места. Ребята я совсем забыла нам сегодня почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель открывает конверт с письмом).

Воспитатель. Это письмо нам пришло из леса, случилась большая беда, все мамы лесных жителей потеряли своих детенышей. Давайте поможем мамам найти своих деток. Посмотрите у вас на подносах лежат карточки одни с изображениями животных мам, а другие с изображением их детенышей. Вам нужно в ряд выложить животных мам, а под ними карточки с изображениями детенышей этих животных. Всем понятно задание? Приступайте.(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Давайте посмотрим у всех получилось? (Воспитатель по очереди спрашивает детей, у кого, что получилось).

Воспитатель. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы помогли найти мамам своих деток и они нам за это, очень благодарны. А теперь давайте поиграем еще в одну игру, я буду вам загадывать загадку, а вы если догадались должны показать картинку. Все готовы? Слушайте внимательно. (Воспитатель играет с детьми в игру " Отгадай и покажи")

Воспитатель. Трусливый, длинноухий, серый и белый (Зайчонок)

Воспитатель. Проворная, запасливая, рыжая или серая (Белка)

Воспитатель. Злой, голодный, серый (Волчонок)

Воспитатель. Ловкая, рыжая, хитрая (Лиса)

Воспитатель. Бурый, косолапый, неуклюжий (Медвежонок)

Воспитатель. Молодцы. Ну а теперь нам пришла пора возвращаться в детский сад!!! Закрывайте глаза. (Звучит музыка).

Итог занятия.

Воспитатель. Вот мы с вами вновь в детском саду, открывайте свои глаза. Расскажите где мы с вами сегодня были? Ребята вам понравилось?С какими животными вы встретились? Какое животное вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы сегодня очень постарались! Всем спасибо!

(образовательная область «Познание»).

Задачи: закреплять и расширять знания детей о диких животных, учить подбирать эпитеты, развивать двигательную активность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждет необычное приключение - это путешествие в лес. Я хочу вас познакомить с лесными жителями. Поехали! Ой, а на чем же мы поедем - дорога-то не близкая? (предложения детей)

Воспитатель: В машине мы все не поместимся, для самолета нужна посадочная полоса, на поезде и на автобусе - мы не услышим звуков леса. А давайте поедем на велосипедах. Управлять велосипедом все умеют? Тогда - руки на руль, последний звонок и в путь! (звучит песня кота Леопольда из мультфильма, затем переходит в музыку со звуками леса)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали. Оглянитесь вокруг! Как же здесь красиво! А воздух какой! (дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот) (слышится кряхтение)

Входит старичок Лесовичок.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, дедушка!

Лесовичок: Тише, тише! Ишь расшумелись - вы кто такие будете?

Воспитатель: Мы, ребята-дошколята, приехали в лес, с лесными жителями познакомиться, воздухом свежим подышать. А вы кто такой и почему в лесу один?

Лесовичок: Я - старичок Лесовичок. В лесу живу, за порядком слежу.

Воспитатель: Так вы значит все-все про лес знаете?!

Лесовичок: Конечно. Только лес не всякого рад у себя в гостях видеть и расскажет о себе не каждому.

Дети: А нам расскажите про лес, пожалуйста!

Лесовичок: Прежде чем рассказать да показать, я должен узнать: знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети: Знаем!

Лесовичок: Ну вот сейчас и проверим.(Лесовичок показывает картинку с нарисованными правилами - дети отвечают)

1.Не разводить огонь

2.Не разорять гнезда

3.Не разорять муравейники

4.Не обижать животных, насекомых и птиц

5.Не шуметь в лесу

6.Не сорить

7.Не ломать деревья и кусты

8.Не ломать ядовитые грибы, не рвать ядовитые ягоды

Лесовичок: Молодцы! Правила вы знаете! Тогда добро пожаловать в лес! Познакомлю вас с моими лесными жителями. Их еще называют дикими животными. А вы знаете - почему? (ответы детей) Правильно! Они живут в лесу и заботятся о себе сами: добывают еду, строят себе жилища, воспитывают детенышей. (звучат звуки леса) Пойдемте со мной по этой лесной тропинке. Только помните: в лесу шуметь нельзя.

Подвижная игра «Лесная тропинка»

По тропинке мы пойдем, мы пойдем, мы пойдем

Тише! Кто там за кустом?

(Дети идут по кругу. По сигналу Лесовичка садятся на корточки и прикрывают глаза ладошками. Это - кустик. Выглядывают из-за кустика. Называют животное, которое увидели. Все идут по кругу, изображая названное животное. Игра повторяется несколько раз)

Лесовичок: А вы молодцы! Зверей не распугали. Увидали моих лесных жителей? Увидали. А теперь давайте расскажем, какие они.

Дидактическая игра «Какой, какая?» (Лесовичок показывает картинку с изображением животного, дети называют его и отвечают - какой или какая она. После ответов детей Лесовичок дополняет ответы детей своим рассказом)

Это - медведь. Какой он? (косолапый, большой, бурый, мохнатый, страшный, сильный)

Лесовичок: Правильно - это медведь. Он питается ягодами, диким медом. Зимой медведь спит в берлоге. Там ему тепло и уютно.

Это - лиса. Какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)

Лесовичок: Лиса очень гордится своей шубкой. У нее пушистый хвост, которым она заметает следы. Живет лиса в норе. А питается мышами и зайцами.

Это - белка. Какая она? (рыжая, быстрая, пушистая, проворная)

Лесовичок: У белки тоже пушистый хвост, которым она закрывает вход в свой домик. А домик у белки находится на дереве и называется дупло. Питается она орехами, грибами, ягодами. Зимой белка серая, а летом - рыжая. На зиму она делает запасы.

Это - заяц. Какой он? (серый, длинноухий, трусливый, косой)

Лесовичок: У зайчика нет домика. Он живет под кустом. Зимой его шубка белая, а летом - серая. Питается заяц корой деревьев.

Это - волк. Какой он? (серый, зубастый, клыкастый, страшный, злой)

Лесовичок: У волка длинный серый хвост и острые зубы. Питается он, как и лиса, мышами и зайцами. Дом волка называется логово.

Это - еж. Какой он? (серый, маленький, колючий)

Лесовичок: Он питается насекомыми, мышами и даже змеями. Когда ежику угрожает опасность - он сворачивается клубком, защищая себя своими иголками. Зимой мы ежа не встретим, потому что он спит. Домик ежика - нора.

Лесовичок: Ну вот, рассказал я вам про моих жителей. У меня для вас и подарок есть - разрезные картинки с их изображением. (достает из своей сумки) Ой, а картинки кто-то все перемешал. Поможете мне проверить все ли части на месте?

Дети: Поможем!

Дидактическая игра «Собери животное» (дети собирают разрезные картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей)

Лесовичок: Хорошо, что все на месте. Это мой вам подарок. Будете в группе собирать да о нас вспоминать. А за то что вы мне помогли, я вам открою один секрет: вы знаете, что звери тоже умеют разговаривать, только на своем зверином языке. Хотите услышать? Тогда закрывайте глаза и слушайте. (звучит запись с голосами зверей, Лесовичок комментирует запись)

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок! Мы столько нового узнали о лесных жителях: увидели их, услышали.

Лесовичок: Это еще не все! Лес полон загадок и тайн. Много в нем интересного: и птицы, и цветы, и деревья. Надумаете - приезжайте! А я всегда рад буду вас видеть. Чудес покажу! Вот гостинец от меня и от моих жителей примите. (передает корзинку с грибочками)

Воспитатель: Спасибо вам и за гостинец, и за приглашение. А нам пора возвращаться! Ребята, садитесь на свои велосипеды и в путь!

Лесовичок: До свидания!

Дети: До скорой встречи!

Открытое занятие в средней группе на тему: «Дикие животные осенью в лесу»

Цель: Обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов, обогащение словарного запаса на тему.
Обучающие задачи:
Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».
Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).

Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережно относиться к животным.

Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, д/и «Назовите детенышей животных», д/и «Кто где живет?».

Материал:
Герой, сюрпризный момент, плакат леса, иллюстрации с изображением диких животных, предметные картинки, разрезные картинки.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, что вы умеете и чему уже научились. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями, которые пришли на открытое занятие)

Звучит Пых-Пых! (пом.воспитателя включает звуки ежика)
Воспитатель: Ой, что я слышу? Кто это?
В корзине лежит ёжик.


Дети: Ёжик!
Воспитатель: Что случилось, Ёжик?
Подносит к уху и слушает, что скажет ёжик
Воспитатель: Ёжик говорит, что делал запасы на зиму, шел, шел и заблудился. Поможем Ёжика вернуть домой?
Дети: Да!

2. Беседа.

Воспитатель : Ребята, скажите, а где Ёжик живёт, кто знает?
Дети : он живет в лесу, в норе.
Воспитатель: Тогда встаньте вокруг меня. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
1,2,3,4,5 – в лес идем ежа спасать! (Звучат звуки леса, шелест листьев), воспитатель разворачивает доску с декорациями леса.


Вот мы с вами и в лесу


3. Дидактическая игра. Угадай по описанию.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Давайте подойдем к мольберту, на котором есть картинки (висят оборотной стороной). Я сейчас буду называть вам слова, а вы подумайте, к какому животному они относятся?


-злой, голодный, серый (волк)
-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)
-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)
- маленький, колючий (ёжик)
(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)



Ребята, посмотрите, сколько мы много животных назвали


А как называют животных, которые живут в лесу?
Ребенок : Животных, которые живут в лесу, называют дикими.
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами заботятся о своих детенышах.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Садитесь на коврик


4. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Воспитатель
: У каждого животного есть свой домик. И я хочу узнать, знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?
Ответы детей:
Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове, белка живет в дупле. Ёжик живет в норе. А заяц прячется под кустами.
У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили животным, кто, где живет. А теперь Ёжик пусть идёт в свою нору.
Молодцы, ребята, мы нашли дом ежика и отпускаем его к себе. До свидания, Ёжик!
А теперь мы назовем детенышей животных (дети встают врассыпную напротив воспитателя и выполняют разминку для пальчиков со словами)
5. Пальчиковая гимнастика
Это зайчонок,
Это бельчонок,
Это лисенок,
Это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок



6. Дидактическая игра «Кто что любит?»
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, чем питаются дикие животные. У нас на доске изображены животные, а на столе у меня картинки, чем питаются они.
Картинки: малина, мед, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава.
Воспитатель: Подходим по-одному и прикрепляем нужную картинку к животному:




Заяц любит морковку, капусту.
Белка ест орешки, грибы.
Ежик любит грибы, яблоки.
Медведь любит мед, ягоды.
А сейчас мы покажем, как звери делают зарядку (дети встают врассыпную напротив воспитателя и выполняют движения со словами)
7. Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой (Дети идут спокойно друг за другом)
Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают
движения языком)



8. А теперь загадайте мне животное:
Дети загадывают животное и описывают его, воспитатель старается отгадать.
Она маленькая, у нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи (белка)
Он большой, неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, любит мед, ягоды (медведь)
Он маленький и колючий. Зимой спит в норке, любит грибы, яблоки (Ёж)
Молодцы, ребята!Вы со всеми заданиями справились отлично!
9. Воспитатель благодарит детей за помощь и дарит подарки-раскраски с изображением лесных животных.
А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова...


...1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять!
По окончании занятия детей на столах ждут раскраски диких животных и карандаши. Они с удовольствием садятся раскрашивать их!

Конспект НОД по окружающему миру

на тему «Дикие животные»

(средняя группа)

Цель:

  1. Познакомить детей с видами диких животных, познакомить со средой их обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Восп.: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес, там мы познакомимся с его обитателями, дикими животными.

Мы с вами поедем в лес на машине, возьмите руль и поедем: «Р-р-р-р»:

По дороге прямо … ехали,

На горку … въехали,

С горки … съехали,

Прямо … поехали,

Через мостик … переехали,

В лес … заехали,

На полянку … приехали.

Ну вот мы и в лесу. Здесь растут разнообразные деревья, кустарники, цветы, травы. А еще лес – это дом для различных животных и птиц. Какие же животные живут в лесу? Это лиса, заяц, белка, волк, медведь (воспитатель показывает иллюстрации и развешивает их на доске). Они сами добывают себе пищу, строят домики. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост. Тело животных покрыто шерстью. У лисы она рыжая, у волка серая, медведя коричневая или белая, а вот зайчик летом надевает серую шубку, а зимой меняет ее на белую. И белочка тоже переодевается к зиме, летом она рыженькая, а зимой серая. А меняют шубку животные с целью маскировки, так зайчику легче спрятаться на снегу от волка, лисички, а белочке среди веток. Ежик же отличается ото всех! Его тело покрыто острыми иголками с помощью которых он защищается от хищных животных. А сейчас я буду называть взрослое животное, а вас прошу назвать его детеныша:

У медведицы …- медвежонок,

У ежихи …- ежонок,

У белки … - бельчонок,

У волчицы …- волчонок,

У зайчихи …- зайчонок,

У лисы …– лисенок.

А сейчас я буду вам загадывать загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать. Тем ребятам, кто угадает, о ком я рассказала, разрешаю подойти и показать картинку с отгадкой!:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц) .

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка) .

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк) .

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса) .

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны

Там он спит и видит сны. (медведь)

Лежала под елками

Подушка с иголками.

Лежала, лежала,

Да и побежала. (еж)

Физкультминутка «На водопой» :

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом) ,

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) ,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) ,

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед) ,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку) ,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах) ,

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) ,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .

Игра «Помоги животным найти свой дом».

На столе перепутаны фигурки домашних и диких животных. Рядом макет леса и дома.

Здесь собралось много разных животных, которые перепутали, кто, где живет. Ребята, вы хотите помочь животным найти свои домики? (Ответы детей).Тогда расселите животных туда, где они живут (дом, лес).

(Дети выполняют задание).

Как называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние).

А почему их называют домашними? (Они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними, кормит их).

Правильно, ребята, человек заботится о домашних животных, а они приносят ему пользу.

Человек строит для коровы дом, как он называется? (Коровник).

А где живет лошадь? (В конюшне).

А у собаки, как называется домик? (Будка)

А где живут коза и овца? (В загоне).

Ребята, а где живут дикие звери? (В лесу).

Почему их называют дикими? (Они живут в лесу и сами добывают себе пищу).

Правильно, ребята, дикие звери живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают себе еду. Домик белки называется дупло. Не всех животных можно увидеть в лесу зимой. Например, медведь всю зиму спит в берлоге, а ежик в своей норе. Лиса тоже живет в норке, а волк в логове, а вот у зайца нет норки, он спит под кустом, а зимой в сугробе.

Вот мы и помогли животным найти свои домики! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Водитель, возьмите руль и поехали:

По дороге прямо …- ехали,

На горку … въехали,

С горки … съехали.

Прямо …поехали,

Через мостик … переехали,

В детский сад …приехали.

Воспитатель

Аграфенина Юлия Александровна

Конспект НОД в средней группе

«Дикие животные»

Цель: Расширять представления об образе жизни диких животных. Обогащать словарь: названиями диких животных; их жилищ; характерных признаков (лиса - хитрая, ловкая; заяц - трусливый). Закреплять умение составлять разнообразные словосочетания и короткие простые предложения. Воспитывать интерес к природе.

Материал: картинки с изображениями диких животных (волк, медведь, заяц, еж, белка); игрушки.

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Дикие животные с людьми не живут,

Постоянной помощи они от них не ждут.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют

Строят прочные жилища

И лекарства - травы ищут

Волки, зайцы, лисы еж,

Обо всех не рассказать

По своим живут законам

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным

А повсюду охранять.

Вопросы к детям:

О каких диких животных говорится в стихотворении?

Где живут эти животные?

Каких диких животных можно называть хищными?

Как хищные животные добывают себе пищу?

Что с ними будет, если они не будут охотиться на других животных?

Чем питается зимой заяц? Ёж? Белка.

Чем похожи животные друг на друга?

Чем отличаются?

Воспитатель . Ребята, в настоящий лес мы с вами пойти не сможем, да и животные там очень пугливые, они любят тишину. Но если мы с вами сейчас закроем глазки и представим, что мы невидимки, то тогда мы сможем понаблюдать за обитателями леса.

Ребята мы с вами входим в лес. Тихо. Где же звери? Смотрите, кто это? Я кого - то уже вижу. А сейчас отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Кто это? (Ответы детей). Правильно, белочка вот она. (Показывает игрушку).

Белка. Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая? Какая у меня шубка? (Ответы детей). Пушистая, мягкая, серая, густая.

Белка. Почему у меня шубка серая? (Ответы детей) . Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки не заметна на деревьях, когда она прячется от врагов.

Белка. Ребята, а чем я питаюсь? Какие запасы я приготовила себе на зиму? (грибы, орехи, шишки).

А где я живу? (в лесу на деревьях). А кто знает, как называется мой дом? (дупло). Ребята, зимой в дупле холодно, я замерзну, как же мне его утеплить? (Листьями, травой).

Белочка благодарит ребят, дети прощаются с ней и идут дальше по лесу.

Ой, а это кто?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной. (Ёжик).

Воспитатель. Правильно ребята это ёжик (показывает игрушку). Бежит, торопится куда-то. Ёжик, ёжик, куда ты так торопишься?

Ёжик. Потерялся я в лесу и тропинки не найду. Может быть вы мне подскажите где я живу? (Ты живешь в лесу в норке ). А что у меня на шубке? (Иголки). Попробуйте ручками мою спинку, какая она? (Колючая). И все враги меня поятся.

Ёжик. А скажите мне ребята, чем я буду зимой питаться? (Ответы детей).

Но ведь ягод, грибов, зеленых растений нет, червячки, жучки попрятались. Я зимой сплю. Нагуляю жир летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. А давайте-ка с вами поиграем в игру «Ёжик и мыши». Я ведь и мышек очень-очень люблю.

Все дети мышки встают в круг. Ёжик в руках у воспитателя или у ребенка. По сигналу все идут вправо, ёжик влево. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Бежит ёжик - туп - туп

Весь колючий остер зуб!

Ежик, ежик ты куда?

Что с тобою за беда?

Ежик ножками - туп - туп

Ежик глазками - луп - луп

Слышит ежик всюду тишь

Чу, скребется в листьях мышь!

(Ежик ходит, прислушивается)

Беги ежик, не жалей ножек

Ты лови мышей, наших детей.

(Дети разбегаются, ежик их ловит).

Воспитатель. Ребята тише! Кто еще из зверей спит? Правильно медведь(показывает медведя игрушку, что он спит, или картинку). Ребята, что он делает?(Спит). Где, спит медведь? (В берлоге). Где он ее сделал? (Под корнями упавшего дерева). Натаскает молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: «Он зимой холодной. Ходит злой голодный» (Волк).

Показывает иллюстрацию с изображением волка.

Воспитатель. Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится густой и теплой, чтобы не замерзнуть.

Где, живет волк? (В норе).

Волки живут зимой семьями. Кто, входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата).

На кого, охотятся волки? (Зайчиков, мышей).

Воспитатель. Поедемте, посмотрим, кто еще живет в лесу. Ой, ребята, кто это? (Показывает игрушечного зайчика).

Заяц. Здравствуйте ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета, у меня шубка? (Белая).

Заяц. А зачем мне зимой шубу менять надо? От кого я прячусь? А как я спасаюсь от лисы? (Заяц убегает, запутывает следы). А где же мой дом? (Днем заяц спит в снежной ямке, ночью выходит еду добывать). А что я ем зимой? (Обгладывает кору деревьев).

Заяц. Ой, ребята, что-то я заболтался с вами, слышу, сюда лиса бежит. (Заяц убегает).

Воспитатель. Показывает иллюстрацию с изображением лисы.

А вот и рыжая плутовка - лиса. Она зимой как в валенках, потому что отрастает у нее на лапках густая шерсть, и она не мерзнет. Ребята, скажите, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом достает, зайчиков ловит). Где лиса живет? (В норе).

Воспитатель. Давайте мы с вами поиграем в игру «Что умеют делать звери?»

Дети встают в круг (превращаются в зверей). Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Например: «Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу».

Воспитатель. Ну что же, наша прогулка подошла к концу. Давайте закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять.

Просмотров