Актриса Марлен Дитрих: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото. Личная жизнь марлен дитрих

Визитной карточкой этой знаменитой женщины был образ феминистической неприступности. В сжатых, в форме сердечка, губах – длинная сигарета, румяные высокие скулы, тонкие брови и мужская одежда на худощавой женской фигуре. Таким виделся типаж стильной успешной дамы тридцатых годов. И заслуга в этом, прежде всего, Марлен Дитрих. Она сделала модными расклешенные брюки, которые носила с удивительным изяществом и смелостью. Ослепительная женщина оставила в мире моды, кино и музыки неизгладимый и потрясающий след. Так в чем же был ее большой секрет?

Начало жизни и карьеры будущего кумира не предвещало ничего многообещающего и интересного. Она родилась 27 декабря 1901 года в Берлине, получив от своих небогатых родителей имя – Мария Магдалена Дитрих.

Девочка увлекалась музыкой, обучалась игре на скрипке и лютне. Позже ей пришлось отказаться от карьеры скрипачки из-за длительных болей в руке. Марлен решила найти более надежный хлеб для пропитания. Зарождающееся художественное кино, как ничто другое, манило молодую и уже очень красивую девушку.

Она испытала себя в роли певицы и танцовщицы в кабаре, много гастролировала, пока не устроилась работать в театре, одновременно изучая азы профессии в актерской школе. Марлен дали опробовать небольшие театральные роли, но, самое главное, она стала эпизодически сниматься в фильмах.

Образ роковой женщины

Так длилось до 1930 года, когда Марлен проявила себя в роли похотливой Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». Начинается длительный путь признания, о котором остальные женщины могли только мечтать. Известный режиссер Джозеф фон Штернберг приглашает дебютантку для «раскрутки» в Голливуд. Марлен ждет увлекательный съемочный марафон из семи фильмов. Ей предстоит стать одной из лучших исполнительниц женских ролей в мировой киноиндустрии и сотворить определенный эталон, икону неподражаемого стиля.

Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел»

Марлен работает над созданием нового видения идеальной женщины и усовершенствует свои природные данные, подчеркивая характерные черты красоты, данные ей от рождения – тонкие брови, своеобразные скулы, длинные ноги и симпатичный ротик в форме сердечка. Но этого явно недостаточно. Актриса с помощью строгой диеты убирает четырнадцать килограммов веса, а заодно и четыре коренных зуба – для визуализации более совершенного образа, за счет высоких скул.

Марлен Дитрих самозабвенно создавала образ идеальной женщины своего времени

Дочь Марлен Дитрих Мария после смерти матери в интервью газете «Spiegel» описала процесс «инициализации» будущей «звезды» приблизительно так:

«Она рассматривала такие шаги в качестве необходимого движения к совершенству. Понимаете, мать считала своим долгом выглядеть идеалом красоты. Здесь также сыграл важную роль режиссер Штернберг. Именно он создал портрет Дитрих как новый типаж для популярной актрисы. Она просто с удовольствием согласилась на эту роль. Моя мать стала заложницей своей собственной легенды – все для того, чтобы достичь вершины совершенной и недоступной гармонии. У нее было неистребимое желание быть образцом для подражания».

Быть чувственной во всем и всегда

Неважно во что одета женщина, носит она галстук или платье с блестками. Она должна вызывать желание. Настоящая леди – это всегда культ, высокий статус чувственности. Марлен Дитрих добивается харизмы уже в первом голливудском фильме «Марокко». Зрителям предстояло испытать шок от эмансипированного образа женщины в мужском брючном костюме. Режиссер преднамеренно пошел на скандал, ведь это был серьезный вызов тогдашнему представлению морали, но…

Настоящая леди – это высокий статус чувственности

Удивительно, вскоре женщины в самых разных уголках мира стали с удовольствием копировать великую актрису. Брюки и блейзеры легко и непринужденно вошли в женские гардеробы. Когда вы видите, с какой элегантностью их носят современные леди, вспомните, сколько мужества, силы воли и упорства пришлось проявить много лет назад Марлен Дитрих или Коко Шанель. Эти женщины беспощадно расправились с общепринятым представлением о красоте, поломали стереотипы, и стали новым непререкаемым образцом для дам, стремившихся к свободе самовыражения.

Марлен Дитрих предложила обществу собственные каноны красоты

Марлен Дитрих обожала одеваться в чувственную смесь тканей, подчеркивающих и женственность, и мужественность. Терпкий запах духов, смелый энтузиазм, проявляющийся в цилиндре, широких брюках, в боа из перьев и облегающих светящихся платьях – этот образ буквально пленял молодежь тридцатых годов. Но двойственный образ, созданный в гримерке, касался не только яркой искусственной жизни на большом экране. Он активно использовался популярной актрисой в жизни. О похождениях Марлен с мужчинами и женщинами ходили легенды. Она никогда не делала из этого секрета. Ей на самом деле было «наплевать», что скажут люди про любовные романы «звезды» в Голливуде или Берлине.

Имея многочисленные любовные связи, Марлен Дитрих оставалась в браке с Рудольфом Зибером

Театральный критик и писатель Кеннет Тайнан сказал однажды о Марлен:

«У нее всегда были интимные отношения, но никогда не было приверженности к чисто гендерным отношениям. Даже сегодня ее образ рассматривается не только в качестве определенного модного стиля, но и как популярная икона для людей нетрадиционной сексуальной ориентации».

Хемингуэй и Марлен встречались в жизни не более 10 раз, а любовная переписка длилась много лет

Тем не менее, Марлен до конца жизни официально оставалась в браке с Рудольфом Зибером. С ним она познакомилась еще до триумфа в Германии, а потом в Америке. Чета воспитывала дочь Марию, которая впоследствии написала о своей матери большую книгу. В ней она критиковала кулинарные способности Марлен Дитрих, а заодно и богемный способ жизни.

Марлен Дитрих и писатель Эрих Мария Ремарк, один из любимых мужчин актрисы

Марлен Дитрих и Жан Габен. Больше, чем друзья. «Габен был супермужчиной, которого ищет каждая женщина. Он был совершенством», — напишет о нем Марлен

Жан Габен и Марлен Дитрих, 1940 г.

С песнями и танцами против нацистов

Марлен успела отличиться не только в гомосексуальных отношениях. Пока она играла в американском кино, в Германии власть захватил нацистский режим. Актриса отнеслась к такому выбору с решительным осуждением и отказалась принять предложение Геббельса – изображать в пропагандистских фильмах типичную немецкую девушку. Еще до войны, Марлен переехала в Париж, а позже в США, где приложила немало усилий для всеобщей борьбы с фашизмом. Тем не менее, актриса всегда считала себя немкой и гордилась тем, что родилась в Берлине.

Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Гомосексуальные связи были частью жизни Марлен

Во время второй мировой войны Дитрих принципиально не снималась в большом кино и отдавала все свое свободное время поездкам на фронт с концертами для американских солдат. Несмотря на то, что отказ от ролей сильно разочаровал директоров киноиндустрии, Марлен эти представления считала единственной важной вещью в своей жизни.

Марлен Дитрих выступала с концертами для американских военных, 1945 г.

Заслуженная слава в мире и холодный прием в Германии

Позже, после войны, Марлен испытает разочарование и обиду. Вклад в войну против Гитлера ее соотечественники посчитали предательством. Американское правительство вручило актрисе медаль Свободы. Она также удостоилась французского титула Рыцаря Почетного легиона, но в самой Германии ее встретили холодно и почти враждебно, притом не только бывшие нацисты, но и простые немецкие солдаты. Этот упрек Марлен ощущала на себе все время. Немцы недвусмысленно указывали ей на то, что она оторвалась от Родины в трудное время, ради заокеанской славы.

В пятидесятых годах актриса начинает карьеру в образе популярной певицы. Кто не помнит ее глубокий хриплый голос в песне «Скажи мне, откуда цветы»? Этот мотив используется музыкантами до сих пор. Марлен активно выступала в ночных барах и престижных театрах, надевая на себя шикарно вышитые платьях и роскошные одежды. Ее пальто из лебединых перьев шокировало публику, но она надменно отвечала ей:

«Я не могу просто так петь. То, что видите на мне, должно стать сенсацией».

Когда на одном из выступлений в Германии недоброжелатель бросил на сцену яйцо, Марлен сухо заметила:
«Я не боюсь немцев. Моему пальто из перьев лебедя яйца и помидоры не страшны».

Больше Марлен Дитрих в Германии не выступала.

Легенда. По снисходящей траектории

Несмотря на известность и успех, Марлен Дитрих постигла участь большинства модных идолов – постепенное забвение. Последние годы своей жизни она провела в постели, находясь в маленькой парижской квартире, злоупотребляя алкоголем и таблетками. Померкнувшая «звезда» больше не появлялась на публике и не разрешала себя фотографировать.

Марлен Дитрих с внуками

«Я была сфотографирован еще до смерти», – любила повторять она.

Связь с внешним миром осуществлялась только через телефон. Марлен Дитрих общалась с друзьями, коллегами и политиками со всего земного шара.

«Голливуд не был ее миром. Голливуд принадлежит немногим людям из большого кино. Ее миром была вся вселенная», – заявила однажды дочь актрисы Мария.

Марлен часто разговаривала с десятками известных людей, включая британскую королеву, советского генсека Горбачева, президентов Франции и США. Она обсуждала с ними мировые события и давала многочисленные советы. Это были замечания очень умной, но одинокой женщины, которая любила внимание и развлекалась тем, что использовала свое привилегированное положение в обществе.

Питер Бермбах, один из активных ее собеседников, позже писал:

«Во время разговоров я начисто забывал, что Марлен – легенда, что она представляет ушедшую эпоху. На самом деле она была просто человеком, таким, как все мы».

Почётная могила Марлен Дитрих на кладбище в Берлине

Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года. Но не умерли ее идеи и представления. И дело не только в своеобразном образе и стилистике женщины в брюках, а в создании новых стандартов и подходов в направлении всей нашей цивилизации.

Лучшие цитаты от Марлен Дитрих

«Женщина прилагает максимум усилий, чтобы изменить своего возлюбленного, но, если это удается, она перестает любить его».

«Женщины гораздо умнее мужчин. Скажите, вы видели женщину, которая любит мужчину, потому что у него красивые ноги?»

«Никто вас не сделает более счастливыми, кроме вас самих».

«Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы совершила те же самые ошибки, но чуть раньше, чтобы у меня их было намного больше».

Мария Зильбер-Рива на презентации своей книги о матери

Ласло ЗУРЛА, специально для Леди-Шеф.Ру
.

Действительно, у Марлен Дитрих было множество поклонников, многие из которых возводились затем в ранг любовников. Перечислить всех, наверное, невозможно. Вот только начало списка: Джозеф фон Штернберг - режиссер, который ее «сделал», актер Гэри Купер, с которым Марлен снималась в своем первом американском фильме «Марокко», баскетболист Джонни Маккалиф, актер Брайан Эхерн, теннисист Фред Перри…

Приезжал в Америку из Германии частенько и муж, Рудольф Зибер, и они - Марлен Дитрих, кто-нибудь из любовников и ее муж - уютно, тихо завтракали или обедали. Марлен любила всех. Главное общение, ласки, а отнюдь не секс. В Париже у нее был роман с одним из Ротшильдов. В любовниках Марлен ходили герой венской оперетты Ганс Ярая и звезда немого кино Джон Гилберт. Гилберт страдал припадками (последствия пьянства) и скончался от удушья 9 января 1936 года в возрасте 36 лет. По словам дочери, Марлен была с ним, когда это случилось, но поняв, что бедняга умирает, сбежала - такой трагический эпизод мог очень плохо отразиться на ее карьере. Она приказала слугам уничтожить все следы ее пребывания в спальне. Вызвала врача. Посмотрела с печалью и содроганием на лицо умершего Джона и исчезла из квартиры. На похоронах Гилберта она лишилась чувств.

Гибель любовника не остановила актрису. Как пела ее героиня в «Голубом ангеле»:

Снова любовь в сердце моем,

Как ни крути - бесполезно

Пробовать дать ей под зад каблуком

Или поставить на место.

Прагматичная Дитрих была уверена в том, что любовные романы ее тонизируют и облагораживают. Подзаряжают жизненной энергией. Я не знаю, читала ли Марлен Чехова, но у Антона Павловича на этот счет точное определение: «Женщина без мужчины стареет, а мужчина без женщин глупеет».

Марлен не хотела стареть и поэтому то и дело ныряла в волны любви. Композитор Миша Шполянский. Молодой и полный сил Юл Бриннер, еще не снявшийся в своей «Великолепной семерке». Сладкозвучный Фрэнк Синатра, о котором Марлен сказала: «Самый нежный мужчина из всех, кого я встречала». Дуглас Фербенкс-младший, который вылепил Марлен нагой и преподнес ей скульптуру, оставив себе гипсовую копию. Марлен Дитрих была связана и с известным дипломатом Эдлаем Стивенсоном, по поводу которого актриса как бы мимоходом заметила: «И как только человек, который пишет такие великолепные выступления, может быть таким неинтересным?.. Я, правда, ответила Стивенсону согласием, когда он попросил об „этом“ - он так смущался и был так мил, словно маленький мальчик».

Еще встречался с Марлен великий физик Роберт Оппенгеймер. Известно, что он был одним из тех, кто открыл секрет атомной бомбы. Но неизвестно, открыл ли он секрет Марлен Дитрих. Для многих других, особенно артистов, секретов не было. Марлен Дитрих не держала секретов в области любви. И тут уместно привести слова режиссера Фрица Ланга:

«Когда она любила мужчину, то отдавала ему всю себя, но при этом продолжала поглядывать по сторонам. В этом заключалась главная трагедия ее жизни. Наверное, ей надо было постоянно доказывать самой себе, что на смену одному возлюбленному всегда может прийти другой».

Это с мужчинами. А с женщинами? Да-да, Марлен Дитрих была бисексуалкой. В Голливуде у нее была громкая связь со жгучей красавицей Мерседес де Акоста. Этой связи Марлен добивалась долго, ибо Мерседес являлась пассией самой Греты Гарбо. Марлен заваливала Мерседес цветами и подкрепляла атаку пряными комплиментами. Наконец, 16 сентября 1932 года крепость пала: женщины провели полдня в постели. Любовь эта продолжалась довольно долгое время и вызывала в обществе негативную реакцию - все-таки консервативные 30-е годы!

И еще одна любопытная деталь. В оставленных мемуарах Мерседес есть такое признание: «Дитрих была профессионалкой, а Гарбо художницей». То есть, в конечном итоге, Марлен Дитрих не удалось переиграть в постели свою извечную соперницу Грету Гарбо.

А еще была Эдит Пиаф, крохотный воробышек с могучим голосом и ярко выраженным либидо. И американская писательница Гертруда Стайн, о которой так отозвался Эрнест Хемингуэй: «Мне всегда хотелось с ней переспать, и она об этом знала». Что добавить к этому? Только одно: Марлен Дитрих спала и с Гертрудой Стайн, и с Хемингуэем, впрочем, последнее некоторые историки оспаривают, считая, что их роман был скорее платоническим.

Текст: Саша Глювейн

Фото: Getty/Fotobank; Rex/Fotodom

Роскошная блондинка умела кружить головы и сводить с ума: список ее поклонников едва ли не длиннее списка ролей, которые она сыграла в кино. Но кого любила сама кинодива? Ко дню рождения Марлен, которая появилась на свет 27 декабря 1901-го, вспоминаем тех мужчин, которые заставляли и ее сердце биться чаще. А их было не так уж много!

Рудольф Зибер: любовь со второго взгляда

Юная Мария Магдалена (прим. сайт: Марлен Дитрих сама себе придумала сценический псевдоним, сложив слоги первого и второго имени) «безумно влюбилась» в высокого белокурого красавца прямо на съемочной площадке (Зибер был ассистентом режиссера), как только он обратил на нее внимание. Однако сразу выскочить замуж за Руди (прим. сайт: Руди - уменьшительно-ласкательная версия имени Рудольф) ей... не разрешили (заметим, что времена, когда Дитрих вела себя так, как хотела ее мать, минули очень быстро)! По настоянию мамы Жозефины был назначен испытательный срок, который, впрочем, Руди успешно прошел. Через год, 17 мая 1923-го пара поженилась, 13 декабря 1924-го на свет появилась малышка Мария-Элизабет, первый и единственный ребенок будущей звезды.

«Он был мил, он был нежен, и он внушал мне чувство, что я могла ему доверять. И это чувство останется неизменным все годы нашей совместной жизни. Наше доверие было взаимным и полным», - охарактеризует Марлен своего первого и единственного супруга, с которым прожила вместе всего пять лет, но так никогда и не развелась. Это был, как сказали бы сейчас, открытый брак. Вскоре после рождения дочери Дитрих прекращает сексуальные отношения с мужем. У Руди появляется любовница Тами (прим. сайт: молодая балерина русского происхождения Тамара Матуль).

Далеко не среднестатистическими были отношения у этой пары! Марлен (об этом свидетельствуют документы, опубликованные ее дочерью) предлагала мужу... читать письма, которые получала от своих возлюбленных, а также отправляла ему самому копии посланий, которые писала им. Более того, любого, не побоимся этого слова, любовника, осмелившегося ревновать к Руди из-за его допуска к звездному телу, Марлен немедля осаживала: «При чем тут ты? Это мой муж!».

Эрих Мария Ремарк: «Слишком много в прошлом, а будущего нет»

«Это был удар молнии и всполох зарницы», – именно так Эрих Мария прокомментирует однажды свои впечатления от встречи с Марлен в 1937 году. Взгляните на ее портреты - вы бы могли предположить, что этот «Голубой ангел» зачитывается Кантом и обожает поэзию Рильке? Вот и Ремарк не мог. Она поразила его до глубины души тем, что декламировала наизусть стихи любимого поэта - любое стихотворение, с любой строчки!

«Чувственная гроза» была чертовски затяжной - зарницы полыхали целых три года, несмотря на то, что Дитрих делала все, чтобы она прекратилась. Можно ли назвать тот водоворот чувств, в который погрузились 35-летняя актриса, переживавшая творческий кризис и череду неудачных ролей, и 39-летний писатель, который после феноменального успеха своего творения «На Западном фронте без перемен» никак не мог снова взяться за перо, любовью? Скорее да, чем нет.

Его «сердечко, заветная мечта, свет над всеми лесами», «маленькая обезьянка», «ангел благовещенья», «мадонна его крови», «северный свет», «пламя над снегом» и даже «маленький меланхоличный блондин - партнер по зоопарку» сводила Ремарка с ума нежеланием разводиться с супругом, чтобы выйти за него замуж, и своими взглядами на отношения мужчины и женщины. Он написал ей триста писем (ни слова о политике, режиме, проблемах), а она ему - двадцать. Впрочем, дело вовсе не в количестве букв. Именно с подачи Дитрих Ремарк все-таки смог получить американскую визу и уехать.

Скучно не было! Вот Марлен меняет одного любовника на другого - Ремарк вне себя от ярости и гонит свою «Пуму» прочь (по крайней мере, пишет об этом желании в дневнике). Вот они снова вместе - и в том же дневнике появляется новая запись «Нет больше несчастья, ведь ты со мной». Несмотря на все эти обстоятельства, или, точнее, благодаря им, Ремарк снова взялся писать. Перечитайте «Триумфальную арку», подставляя вместо имени «Равик» Эрих Мария, а вместо «Джоан Маду» – Марлен.

Эрнест Хемингуэй: «Совершенно неважно, каким образом она разобьет ваше сердце, если она рядом и вылечит его»

Марлен и Эрнест познакомились в 1934-м, на теплоходе «Французский остров» (еще до того, как Дитрих встретила Ремарка). Писатель возвращался с сафари в восточной Африке через Париж в Ки-Уэст, а актриса – из нацистской Германии в Голливуд. Хемингуэя Дитрих «полюбила с первого взгляда», любовью «чистой, безграничной», но вспыхнувшие чувства не помешали обоим устраивать свою личную жизнь с другими. По признанию самой Марлен, их связывала... полная безнадежность. Роман (по большой части эпистолярный) тянулся долго - до смерти писателя, может быть как раз потому, что Дитрих и Хемингуэй так и не стали любовниками. Эрнест метко назовет то, что между ними происходило, «несинхронизированной страстью» – когда он был свободен, она была влюблена в другого (или других) и наоборот.

В их письмах полыхали такие чувства, что можно было удивляться, как только бумага не задымилась. «Ты так прекрасна, что твои фотографии на паспорт следовало быть делать трехметровыми», «Целую тебя горячо!», «Влюбляюсь в тебя, это ужасно!» - заканчивает свои послания Хемингуэй. «Любить тебя сильнее, чем я люблю, невозможно», «Я буду любить тебя вечность и еще дольше!» - заверяет его Дитрих.

Весьма показательным можно считать тот факт, что Ремарк ревновал Дитрих к коллеге по цеху Хемингуэю сильнее, чем к Габену (и нам кажется, что не зря, хотя бы потому, что именно Марлен была тем человеком, который читал рукописи Хемингуэя первым).

А что же Эрнест? Это он показал Марлен пару боксерских приемов, в том числе и «внезапный удар в челюсть», чтобы она смогла себя защитить в тот момент, когда Габен начнет распускать руки (увы, как бы дико это не звучало, темпераментный актер любил поскандалить и в пылу ссоры мог ударить женщину). Что же, Марлен не преминула применить на практике уроки, полученные от ее «Гибралтарской скалы», но это уже другая история...

Жан Габен: «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя»

История любви двух кинозвезд началась в 1941 году, в Голливуде. Говорят, что сама Марлен сделала первый шаг и пригласила Жана за столик в кафе, где она встречалась с Эрнестом Хемингуэем. «Я была его матерью, его сестрой, его подругой и даже больше. Я очень его любила!» - признается однажды Марлен. Настолько, что сама стояла у плиты в стильном фартуке от Hermes, готовя Жану обожаемые им супы и жаркое, говорила с любимым исключительно по-французски (благо, язык благодаря своей бонне знала отлично).

Он, кстати, как и Ремарк, неоднократно предлагал актрисе развестись с мужем и выйти за него замуж. Но Марлен так и не сказала ему «да». Однако когда Габен ушел на войну, вступив в войска де Голля, Дитрих отправилась в Алжир, где служил Жан, чтобы увидеться с любимым. После окончания Второй мировой Габен снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. И все было бы неплохо, если б не одно «но» – фильм «Мартин Руманьяк», в котором актеры сыграли вдвоем, кинокритики разгромили в пух и прах. Честолюбивая (и обеспечивающая всю семью, включая мужа и его любовницу) Марлен тут же задумалась о том, чтобы вернуться в Америку, но Жан был против. Мы не знаем, кто из них сделал бОльшую ошибку - Габен, который решил расставить точки над i и выдвинул ультиматум: «Если ты сейчас уедешь из Парижа, то между нами все кончено», или же Дитрих, которая все же собрала вещи и отправилась на съемки в Штаты. Потом она всю жизнь ждала, что он одумается и вернется, но, увы, этого так и не произошло. Габен в очередной раз женился, а как-то раз при случайной встрече и вовсе сделал вид, что не узнал свою бывшую возлюбленную. В 1976 году Габен скончался, «забрав с собой половину души» Марлен. Дитрих, которая не желала, чтобы публика запомнила ее старухой, в последние годы жизни стала затворницей. Она отказалась от общества живых людей, предпочитая проводить время в компании с портретом своего «идеального мужчины», который, как говорят, висел на стене в ее комнате.

Биографии знаменитостей

4121

27.12.14 11:34

Одна из самых легендарных актрис ХХ столетия, «голубой ангел» с неповторимым тембром голоса и резковатыми чертами лица, была всего лишь раз номинирована «Оскар», но награды не получила. Почти полтора десятка лет она была прикована к постели. Но Бог все еще не забирал ее, отмерив очень длинный жизненный срок – 90 лет.

Биография Марлен Дитрих

«Серая мышка», любящая скрипку

Она сократила два своих имени – Мария Магдалена, звучащие очень уж по-библейски, и получился короткий псевдоним: «Марлен Дитрих». Будущая звезда родилась в пригороде Берлина (позже Шёнеберг вошел в состав немецкой столицы) 27 декабря 1901-го года. Специалисты спорят о правильности этой даты: кто-то считает, что Марлен родилась в 1904-м, сама она говорила о 1900-м годе.

Мари была вторым ребенком в семье полицейского Луи Эриха Отто и Вильгельмины Йозефины, чьи родители остались недовольны мезальянсом (они были богаты: производили и продавали часы). Брак не удался: когда Элизабет и Мари были еще маленькими, родители расстались, а в 1906-м отца не стало. Мать была настоящим семейным деспотом, держала дочерей в строгости. Овдовев, она пошла в домоправительницы к богачам, чтобы прокормить детей.

В школе Марлен ничем не выделялась, была тиха и скромна – видимо, сказывалась «твердая рука» Вильгельмины. В детстве будущая звезда обожала музыку, стала учиться играть на лютне и скрипке, а ее кумирами были учительница-француженка Бреган и киноактриса Хенни Портен.

Когда разразилась Первая мировая, семья переехала в Дессау и лишь в 1917-м году вернулась домой. После окончания школы мать отослала Марлен в Веймар, где девушка продолжала брать уроки скрипки.

Несостоявшаяся оркестрантка

Первым рабочим местом Дитрих стал оркестр, сопровождавший сеансы в одном из берлинских кинотеатров. Ей очень нравилось там: ведь фильмы можно было смотреть бесплатно. Правда, счастье было недолгим: в оркестре посчитали, что красивая девушка мешает другим музыкантам.

Она стала заниматься вокалом, устроилась в кабаре, где с успехом участвовала в представлении. Ее голос был не сильным, но завораживал.

В 1922-м году со второй попытки Марлен удалось поступить в актерскую школу Рейнхардта, тогда же она начала играть на сцене.

Через год на съемках картины «Трагедия любви» Дитрих познакомилась с киноадминистратором Рудольфом Зибером и стала его женой. В конце 1924-го в семье было прибавление – дочка Мария. Вернувшись в театр, выпустив свои первые пластинки, Марлен не подозревала, что скоро ее жизнь изменится очень круто.

Вместе со Штенбергом

В 1929-м в одном из ревю актрису заметил постановщик фон Штернберг. Именно Джозеф сделал ее звездой, пригласив на главную роль в музыкальную драму «Голубой ангел». Дитрих сыграла Лолу Лолу, певицу из кабаре в цилиндре и откровенном наряде, манящую красотку с хрипловатым голоском, кошачьей грацией. Этот образ стал ее «вторым я». Лоле удалось поработить героя ленты – профессора Рата, влюбившегося в певицу как мальчишка, а Марлен – завоевать сердца миллионов.

Вместе со Штернбергом актриса отправилась в Голливуд и вплоть до 1935-го года работала вместе со своим «Пигмалионом». Они сняли еще 6 лент, среди них – драма «Распутная императрица», в которой Марлен сыграла Екатерину Вторую. Последней работой этого тандема стала лента «Дьявол – это женщина». Как понятно из названия, Марлен вновь предстает в облике роковой соблазнительницы. И никто не может устоять перед обаянием и сексапильностью ее героини, чья невинность столь обманчива!

Истинная патриотка

Немецкое правительство хотело заполучить обратно свою звезду: сам Геббельс сделал актрисе выгоднейшее предложение, но она отказалась, а летом 1939-го стала американской гражданкой. Мало того, в годы Второй мировой она показала себя настоящей патриоткой новой своей отчизны и давала концерты для войск союзников – с марта 1943-го до Победы.

Послевоенный период жизни звезды был более чем насыщенным: съемки в кино (к выбору ролей она подходила очень тщательно), собственные радиопередачи, сотрудничество с популярными журналами, выступления в качестве певицы и конферансье.

Гастроли в ФРГ провалились из-за того, что Дитрих была во время войны не на стороне Германии. Зато спустя 3 года, в 1963-м, ее концерты в СССР (в Москве и культурной столице, Ленинграде) прошли с аншлагом.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Красивые романы и одинокая старость

Марлен не разводилась с мужем, но ее жизнь с Рудольфом длилась всего пять лет, после этого супруги расстались. Говорят, что тому виной – пылкие отношения со Штернбергом. У звезды было много романов. Гениального Ремарка она вдохновила на написание «Триумфальной арки» и стала прообразом главной героини книги. Дитрих разбила сердце писателя, он долго не мог прийти в себя после разрыва.

С другим прозаиком, Эрнестом Хэмингуэем, актриса много лет переписывалась.

В числе ее «побед» – легендарный французский актер Жан Габен.

Последняя киноработа исполнительницы – драма «Прекрасный жиголо – бедный жиголо». А через год, в 1979-м, произошло несчастье – перелом шейки бедра приковал Дитрих к кровати. Больше на публике она не появлялась, не захотела и ложиться в больницу.

Она провела долгих 13 лет в своей парижской квартире (вплоть до кончины в мае 1992-го), общаясь с миром только по телефону и допуская избранных гостей. Среди них был Максимилиан Шелл, снявший о звезде фильм «Марлен» (он претендовал на «Оскар»). Она много разговаривала с режиссером, но снимать себя не позволила: Марлен хотела, чтобы ее запомнили соблазнительным «голубым ангелом», а не разбитой болезнью, алкоголем и обезболивающими старухой.

Роскошная блондинка умела кружить головы и сводить с ума: список ее поклонников едва ли не длиннее списка ролей, которые она сыграла в кино. Но кого любила сама кинодива? Ко дню рождения Марлен, которая появилась на свет 27 декабря 1901-го, вспоминаем тех мужчин, которые заставляли и ее сердце биться чаще. А их было не так уж много! «Собственническое чувство — это великолепное, безжалостное, лживое чувство! Оно такое яркое и сияющее, почти как любовь! Оно губительно, и это самый злодейский и опасный из всех сверкающих крючков, на который только может попасться мужчина в море любви» - считала Марлен Дитрих и никогда не изменяла... своим убеждениям

Рудольф Зибер: любовь со второго взгляда

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией-Элизабет

Марлен Дитрих с супругом Рудольфом Зибером и дочерью Марией -Элизабет

Юная Мария Магдалена (прим. Woman.ru: Марлен Дитрих сама себе придумала сценический псевдоним, сложив слоги первого и второго имени) «безумно влюбилась» в высокого белокурого красавца прямо на съемочной площадке (Зибер был ассистентом режиссера), как только он обратил на нее внимание. Однако сразу выскочить замуж за Руди (прим. Woman.ru: Руди — уменьшительно-ласкательная версия имени Рудольф) ей... не разрешили (заметим, что времена, когда Дитрих вела себя так, как хотела ее мать, минули очень быстро)! По настоянию мамы Жозефины был назначен испытательный срок, который, впрочем, Руди успешно прошел. Через год, 17 мая 1923-го пара поженилась, 13 декабря 1924-го на свет появилась малышка Мария-Элизабет, первый и единственный ребенок будущей звезды.

«Он был мил, он был нежен, и он внушал мне чувство, что я могла ему доверять. И это чувство останется неизменным все годы нашей совместной жизни. Наше доверие было взаимным и полным», - охарактеризует Марлен своего первого и единственного супруга, с которым прожила вместе всего пять лет, но так никогда и не развелась. Это был, как сказали бы сейчас, открытый брак. Вскоре после рождения дочери Дитрих прекращает сексуальные отношения с мужем. У Руди появляется любовница Тами (прим. Woman.ru: молодая балерина русского происхождения Тамара Матуль).

Далеко не среднестатистическими были отношения у этой пары! Марлен (об этом свидетельствуют документы, опубликованные ее дочерью) предлагала мужу... читать письма, которые получала от своих возлюбленных, а также отправляла ему самому копии посланий, которые писала им. Более того, любого, не побоимся этого слова, любовника, осмелившегося ревновать к Руди из-за его допуска к звездному телу, Марлен немедля осаживала: «При чем тут ты? Это мой муж!».

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк: «Слишком много в прошлом, а будущего нет»

«Это был удар молнии и всполох зарницы», - именно так Эрих Мария прокомментирует однажды свои впечатления от встречи с Марлен в 1937 году. Взгляните на ее портреты — вы бы могли предположить, что этот «Голубой ангел» зачитывается Кантом и обожает поэзию Рильке? Вот и Ремарк не мог. Она поразила его до глубины души тем, что декламировала наизусть стихи любимого поэта — любое стихотворение, с любой строчки!

«Чувственная гроза» была чертовски затяжной — зарницы полыхали целых три года, несмотря на то, что Дитрих делала все, чтобы она прекратилась. Можно ли назвать тот водоворот чувств, в который погрузились 35-летняя актриса, переживавшая творческий кризис и череду неудачных ролей, и 39-летний писатель, который после феноменального успеха своего творения «На Западном фронте без перемен» никак не мог снова взяться за перо, любовью? Скорее да, чем нет.

Его «сердечко, заветная мечта, свет над всеми лесами», «маленькая обезьянка», «ангел благовещенья», «мадонна его крови», «северный свет», «пламя над снегом» и даже «маленький меланхоличный блондин — партнер по зоопарку» сводила Ремарка с ума нежеланием разводиться с супругом, чтобы выйти за него замуж, и своими взглядами на отношения мужчины и женщины. Он написал ей триста писем (ни слова о политике, режиме, проблемах), а она ему — двадцать. Впрочем, дело вовсе не в количестве букв. Именно с подачи Дитрих Ремарк все-таки смог получить американскую визу и уехать.

Скучно не было! Вот Марлен меняет одного любовника на другого — Ремарк вне себя от ярости и гонит свою «Пуму» прочь (по крайней мере, пишет об этом желании в дневнике). Вот они снова вместе — и в том же дневнике появляется новая запись «Нет больше несчастья, ведь ты со мной». Несмотря на все эти обстоятельства, или, точнее, благодаря им, Ремарк снова взялся писать. Перечитайте «Триумфальную арку», подставляя вместо имени «Равик» Эрих Мария, а вместо «Джоан Маду» - Марлен.

Марлен Дитрих и Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй: «Совершенно неважно, каким образом она разобьет ваше сердце, если она рядом и вылечит его»

Марлен и Эрнест познакомились в 1934-м, на теплоходе «Французский остров» (еще до того, как Дитрих встретила Ремарка). Писатель возвращался с сафари в восточной Африке через Париж в Ки-Уэст, а актриса - из нацистской Германии в Голливуд. Хемингуэя Дитрих «полюбила с первого взгляда», любовью «чистой, безграничной», но вспыхнувшие чувства не помешали обоим устраивать свою личную жизнь с другими. По признанию самой Марлен, их связывала... полная безнадежность. Роман (по большой части эпистолярный) тянулся долго — до смерти писателя, может быть как раз потому, что Дитрих и Хемингуэй так и не стали любовниками. Эрнест метко назовет то, что между ними происходило, «несинхронизированной страстью» - когда он был свободен, она была влюблена в другого (или других) и наоборот.

В их письмах полыхали такие чувства, что можно было удивляться, как только бумага не задымилась. «Ты так прекрасна, что твои фотографии на паспорт следовало быть делать трехметровыми», «Целую тебя горячо!», «Влюбляюсь в тебя, это ужасно!» - заканчивает свои послания Хемингуэй. «Любить тебя сильнее, чем я люблю, невозможно», «Я буду любить тебя вечность и еще дольше!» - заверяет его Дитрих.

Марлен Дитрих и Жан Габен

Весьма показательным можно считать тот факт, что Ремарк ревновал Дитрих к коллеге по цеху Хемингуэю сильнее, чем к Габену (и нам кажется, что не зря, хотя бы потому, что именно Марлен была тем человеком, который читал рукописи Хемингуэя первым).

А что же Эрнест? Это он показал Марлен пару боксерских приемов, в том числе и «внезапный удар в челюсть», чтобы она смогла себя защитить в тот момент, когда Габен начнет распускать руки (увы, как бы дико это не звучало, темпераментный актер любил поскандалить и в пылу ссоры мог ударить женщину). Что же, Марлен не преминула применить на практике уроки, полученные от ее «Гибралтарской скалы», но это уже другая история...
Жан Габен: «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя»

История любви двух кинозвезд началась в 1941 году, в Голливуде. Говорят, что сама Марлен сделала первый шаг и пригласила Жана за столик в кафе, где она встречалась с Эрнестом Хемингуэем. «Я была его матерью, его сестрой, его подругой и даже больше. Я очень его любила!» - признается однажды Марлен. Настолько, что сама стояла у плиты в стильном фартуке от Hermes, готовя Жану обожаемые им супы и жаркое, говорила с любимым исключительно по-французски (благо, язык благодаря своей бонне знала отлично).

Марлен Дитрих и Жан Габен

Он, кстати, как и Ремарк, неоднократно предлагал актрисе развестись с мужем и выйти за него замуж. Но Марлен так и не сказала ему «да». Однако когда Габен ушел на войну, вступив в войска де Голля, Дитрих отправилась в Алжир, где служил Жан, чтобы увидеться с любимым. После окончания Второй мировой Габен снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. И все было бы неплохо, если б не одно «но» - фильм «Мартин Руманьяк», в котором актеры сыграли вдвоем, кинокритики разгромили в пух и прах. Честолюбивая (и обеспечивающая всю семью, включая мужа и его любовницу) Марлен тут же задумалась о том, чтобы вернуться в Америку, но Жан был против. Мы не знаем, кто из них сделал бОльшую ошибку — Габен, который решил расставить точки над i и выдвинул ультиматум: «Если ты сейчас уедешь из Парижа, то между нами все кончено», или же Дитрих, которая все же собрала вещи и отправилась на съемки в Штаты. Потом она всю жизнь ждала, что он одумается и вернется, но, увы, этого так и не произошло. Габен в очередной раз женился, а как-то раз при случайной встрече и вовсе сделал вид, что не узнал свою бывшую возлюбленную. В 1976 году Габен скончался, «забрав с собой половину души» Марлен. Дитрих, которая не желала, чтобы публика запомнила ее старухой, в последние годы жизни стала затворницей. Она отказалась от общества живых людей, предпочитая проводить время в компании с портретом своего «идеального мужчины», который, как говорят, висел на стене в ее комнате.

Марлен Дитрих и Жан Габен

Просмотров