Цыганская народность или национальность. Кто такие цыгане? Происхождение «загадочных египтян

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, так же, как и количество миграционных волн. Но известно, что падишах из Индии подарил в знак признательности шаху Персии 1000 человек. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI-X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти, мануш . Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке. Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет.

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли , то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным.

Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам были даны определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках - заклинатели змей, и только в более поздних - дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по всей видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.

При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:
Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.

Всемирный День цыган - 08.04.1971.

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.
В честь Первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

На протяжении веков происхождение цыган было окутано тайной. Появляясь то тут, то там, таборы этих смуглых кочевников с необычными нравами вызывали жгучее любопытство оседлого населения. Пытаясь разгадать этот феномен и проникнуть в тайну происхождения цыган, многие авторы строили самые невероятные гипотезы.

Европейцы впервые услышали о цыганах более пятисот лет тому назад. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникнув и в Австралию и в Америку.

И повсюду цыгане колдовали, пели, гадали и плясали до упаду, заклинали змей, водили на цепи дрессированных медведей, лечили и объезжали лошадей, работали кузнецами и лудильщиками. Чуждающиеся оседлой жизни и традиционных ремесел, равнодушные к крестьянскому труду, но не стремящиеся попасть и в число горожан, они были странны и подозрительны. Пришельцы — так их назвали бы сегодня, но и в прошлые века их считали едва ли не инопланетянами. Если к тому же признать, что цыгане определенно никогда не были ангелами во плоти, а нужда заставляла их нередко прибегать к бесчестным средствам добычи (и уж когда они решались на воровство, то делали это с лихостью, присущей им во всем), то легко понять, почему цыган боялись, не любили, порой это доходило до ненависти. В Европе цыгане впервые появились в XIV веке (по некоторым другим данным — в XV), а уже с XVI века против них применялись репрессивные меры.

Ключ к тайне происхождения цыган был найден в конце XVIII века немецкими учеными-лингвистами Е. Грюдигером и Г. Грельманом. Они обратили внимание на то, что важнейшие корневые слова цыганского языка относятся к северо-западным санскритским диалектам. Ученые также пытались найти причину исхода цыган из Индии в персидских текстах. Писавший в середине X века Хамза из Исфахана рассказывает о прибытии в Персию двенадцати тысяч музыкантов — зоттов (одно из названий цыган). Через полвека великий поэт и летописец Фирдоуси, автор «Шах-намэ», упоминает о том же факте: в 420 г. индийский царь подарил персидскому шаху десять тысяч «лури» — музыкантов. Г. Грель-ман считал, что цыгане происходят из касты судеров, которая в начале XIV века была бесчеловечно гонима браминами. В древней истории Кашмира были обнаружены упоминания о таборах «доми» — музыкантов, кузнецов, воров, плясунов. Они относились к одной из низших каст, название которой переводится как «едящие собак».

Вот что говорил Г. Грельман о полулегендарном происхождении цыган и причинах их появления в Европе:

«Когда сильный и могущественный Тимурленг, или Тамерлан, под предлогом истребления идолов покорил в 1399 г. северо-западную часть Индии и прославил свои победы чрезвычайной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цыганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством. Сие племя, состоявшее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своем языке гузу-ратском — ром (люди), а по черному цвету кожи — кола (черными), а по жительству на берегах Синда — синтами» (Синд — ныне река Инд).

В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Джона Симпсона, цыгане разделились на две ветви. Часть из них продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двинулись в северо-западном направлении. Эта группа цыган побывала в Армении (где заимствовала ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэллса, но совершенно не знакомых представителям первой ветви), затем проникла далее, на Кавказ, обогатившись там словами из осетинской лексики.

В конечном счете цыгане попадают в Европу и «византийский» мир. С этого времени упоминания о них в письменных источниках встречаются все чаще, особенно в записках западных путешественников, совершавших паломничество по святым местам в Палестине.

В 1322 г. два монаха-францисканца, Симон Симео-нис и Хьюго Просвещенный, заметили на Крите людей, похожих на потомков Хама; они придерживались обрядов Греческой православной церкви, но жили, как и арабы, под низкими черными шатрами либо в пещерах. В Греции их называли «атсиганос» или «аткинганос», по названию секты музыкантов и предсказателей судьбы.

Но чаще всего западные путешественники встречались с цыганами в Модоне — укрепленном и самом крупном портовом городе на западном берегу Морей, главном перевалочном пункте на пути из Венеции в Яффу. Они занимались в основном кузнечным делом и, как правило, жили в хижинах. Это место называлось Малым Египтом, возможно, потому, что здесь, среди иссохших земель, расположилась плодородная, как долина Нила, область. На этом, видимо, основано представление, одно время весьма распространенное, что цыгане — выходцы из Египта. А их предводители нередко величали себя герцогами или графами Малого Египта.

Греция разнообразила лексику цыган, она же дала им возможность познакомиться с образом жизни других народов, поскольку здесь, на перепутье цивилизации, они сталкивались с паломниками со всего света. Паломники пользовались многими привилегиями по сравнению с другими путешественниками, и когда цыгане вновь отправились в путь, они уже выдавали себя за паломников.

После долгого пребывания в Греции и жизни в соседних с ней Румынии и Сербии часть цыган двинулась дальше, на запад. Их политическое положение на территориях, неоднократно переходивших от византийцев к туркам, и наоборот, было затруднительным. И вот цыгане сотворили миф о том, что, покинув Египет, они были сначала язычниками, но затем их обратили в христианство, потом они вновь вернулись к идолопоклонству, однако под давлением христианских правителей-монархов они во второй раз приняли христианство и теперь совершают паломничество по всему миру во искупление многочисленных грехов. Эти формирующиеся легенды о происхождении цыган, о причинах их страннической доли включают в себя как политическую смекалку, так и заклятие от опасных людей, барского гнева, неожиданных несчастий и пр.

Таким образом, дорогой читатель, рождается магия дороги, прежде всего, как средство обезопасить себя и своих ближних от многочисленных мнимых и реальных бед, возможных в пути.

А пути цыганского народа все больше расходятся, распадаются на отдельные тропы. Но каждая группа цыган, начавшая самостоятельное странствие по Европе, старается оправдать свои намерения и придать своему кочевничеству осмысленный характер. Великие мифотворцы и романтики, цыгане умело сочетали в своих «легендах» практичность и красоту выдумки.

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии:

Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут.

Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:

жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк

По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.

Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.

В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии - различные молдовские цыгане; Крыма - крымские цыгане.

Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.

В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и венгерские цыгане: ловари, унгари (ромунгры), а также венгерские и румынские кэлдэрары.

Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также по цыганским артистам, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

После Гражданской Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.

Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».

В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.

В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.

С советской стороны, во время Великой Отечественной войны из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).

Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как пехотинцы, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.

Цыгане являются одной из самых многочисленных этнических групп мира, не имеющих своего государства. Их можно встретить в любой стране Европы, СНГ, в странах Америки, а их численность составляет около 8-10 миллионов человек. Как получилось, что цыгане стали вести кочевой образ жизни и расселились по многим странам мира, в то время как их ближайшие родственники продолжают жить на родине?

Как полагают генетики, предки современных цыган покинули Индию около VI-X века и переселились в Персию (территория современного Ирана). По одной из версий 1000 человек были переданы падишахом Индии в подарок шаху Персии. Согласно историческим сведениям, это были ювелиры и музыканты, а передача в дар представителей ценных профессий была обычным делом для того времени. Прожив там около 400 лет, цыгане направились на запад и в скором времени попали в Византию.


На территории Византии они приняли христианство и жили наряду с другими народами, являясь полноправными членами общества. Согласно письменным источникам, цыгане были знаменитыми мастерами кузнечного дела. Кроме того, они занимались изготовлением конской сбруи, разведением лошадей, а также дрессировали животных и давали представления.

Но после падения Византийской империи в XV веке цыгане в поисках работы и пропитания покинули обжитые места и переместились на север и запад Европы. В самой Европе были довольно сложные времена и переселенцам были не очень рады. Ситуацию осложняло то, что первыми цыганами, прибывавшими в новые страны, были, как правило, не самые лучшие представители цыганского общества. Не обремененные семьей и хозяйством искатели легкой жизни, они занимались воровством, жульничеством и попрошайничеством. Это привело к тому, что за цыганами закрепилась репутация бродяг и мошенников, им все сложнее было найти работу и стать частью европейского общества. В поисках лучшей жизни цыгане из Испании и Португалии стали переселяться в Латинскую Америку.


Благодаря непростой истории и постоянным скитаниям цыгане оказались в генетической и лингвистической изоляции от ближайших носителей своего языка - индийцев. Цыганский язык относится к индоарийской ветви индийских языков. Сам язык имеет несколько диалектов, сформировавшихся в разных регионах компактного проживания цыган. Помимо родного языка цыгане часто владеют языком страны, на территории которой они обитают.

Согласно статистике, наибольшее количество цыган живет в США, где их насчитывается около 1 миллиона. Более 500 тысяч цыган проживают на территории Бразилии, Испании и Румынии, а в России зарегистрировано около 200 тысяч представителей этого народа. Сегодня 8 апреля считается Днем цыган и, несмотря на то, что у этого народа нет своего государства, они имеют свой флаг, в центре которого находится символическое колесо кибитки.


1. «Цыгане» - собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т. ч. литература.

3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.

4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).

5. Поскольку цыгане группы рома - европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.

6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т. е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с дравидийской примесью (дравиды - коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).

8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.

В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дом» в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.

9. Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

10. Есть гипотеза, что прозвище «египтяне» цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово «цыгане»: «атсингане». Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли «рома» и сами себе дали прозвище «кале», т. е. чернявые, смуглые

11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган - III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.

18. В 18–19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

23. Цыгане - известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.

В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.

При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.

Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т. п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».

24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т. ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.

Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.

26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

27. По данными МВД, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.

28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.

31. Одно из самых интересных цыганских понятий - это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

32. Короткие волосы у цыган - это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.

33. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

34. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.

35. Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями - зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган - ёж, жареный или тушёный.

36. Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.

37. Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги».

38. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как с помощью Фейсбука завести настоящего друга

15 по-настоящему важных вещей, о которых постоянно забывают

Топ-20 самых странных новостей уходящего года

20 популярных советов, которые люди в депрессии ненавидят больше всего

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Просмотров