Международные организации названия и назначения. Международные организации и союзы

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

— наличием учредительного документа;

— постоянным или регулярным характером деятельности;

— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;

Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

Организация Объединенных Наций - международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств.

Европейский Союз - экономическая ассоциация 15-ти . В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) - картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую . ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

Всемирная торговая организация (ВТО) - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

Ассоциация Государств Юго-Восточной () - созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли , и . Цели АСЕАН - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.

Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) - военный политический союз, созданный по инициативе на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в США,

Под международной организацией понимается объединение государств-членов этого содружества, заключивших между собой договор, который соответствует всем нормам международного права, с целью экономического, политического, культурного, военного и других видов сотрудничества между ее участниками.

Основные признаки

Обязательным атрибутом этого явления в жизни общества является наличие:

Черты, которыми обладают подобные содружества

Очень часто возникает вопрос о том, какие именно характеристики должны иметь международные организации. Список основных признаков таких содружеств:

    Участие в объединении трех и более государств.

    Соответствие положений о создании альянса международному праву.

    Уважительное отношение к суверенитету каждого члена и невмешательство в его внутренние дела.

    Принцип международного договора в основе объединения.

    Целенаправленное сотрудничество в конкретных сферах.

    Четкая структура со специальными органами, каждый из которых выполняет определенные функции.

Классификация

Бывают двух основных типов: межправительственные и неправительственные. Отличаются они между собой тем, что первые основаны на объединении государств или уполномоченных органов, а вторые (их еще называют общественные) - на союзе субъектов из разных стран, не имеющих цели политического сотрудничества.

Кроме того, международные организации, список которых будет приведен ниже, могут также быть:

    Универсальными (задействованы участники со всех уголков планеты) и региональными (только для государств определенной местности).

    Общими (сферы сотрудничества обширны) и специальными, посвященными только одному аспекту отношений (здравоохранению, образованию, трудовым вопросам и т. д.).

    в) смешанные союзы.

Итак, как видим, существует достаточно развитая система классификации подобных учреждений, что связано с их распространенностью и большим влиянием на глобальные политические, экономические и культурные процессы.

Международные организации мира. Список наиболее влиятельных учреждений

На сегодняшний день существует огромное количество таких объединений, которые ведут активную деятельность на всей планете. Это как глобальные организации с большим количеством участников наподобие ООН, так и менее многочисленные: Союз для Средиземноморья, Южноамериканское сообщество наций и другие. Все они имеют абсолютно разные направления деятельности, начиная от культуры и заканчивая правоохранительной отраслью, однако наиболее популярны политические и Список и их задачи, как правило, многочисленны. Далее приведем названия и характеристики самых влиятельных учреждений.

ООН и ее подразделения

Одной из наиболее развитых и известных среди всех содружеств является Она была основана еще в далеком 1945 году для урегулирования послевоенных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня. Сферами ее деятельности являются: сохранение мира; отстаивание прав человека; в По состоянию на середину 2015 года членами этой организации являются 193 государства из разных регионов планеты.

В связи с тем, что потребности мировой общественности возрастали с течением времени и не ограничивались только чисто гуманитарными вопросами как сразу после создания ООН, так и на протяжении второй половины XX века, в качестве ее составных частей появлялись и другие, более специализированные международные организации. Список их не ограничивается всем известными ЮНЕСКО, МАГАТЭ и МВФ. Существуют и такие подразделения, как Почтовый союз и многие другие. Всего их насчитывается 14 штук.

Международные неправительственные организации: список, сферы деятельности, актуальность

Среди таковых мощнейшими по масштабам распространения и своей активности является, например, некоммерческая благотворительная организация Wikimedia Foundation, или International Rescue Committee, которая занимается проблемами беженцев. Вообще таких союзов насчитается более 100, и сферы их деятельности крайне разнообразны. Наука, образование, противодействие расовой или гендерной дискриминации, здравоохранение, отдельные отрасли промышленности и многое другое — всем этим занимаются специализированные международные неправительственные организации. Список ПЯТИ лучших из них также содержит такие сообщества, как Partners in Health, Oxfam и BRAC.

Участие нашей страны в жизни мирового сообщества

Российская Федерация состоит примерно в двадцати союзах разного типа (ООН, СНГ, БРИКС, ОДКБ и др.). Во внешней политике страны приоритетно сотрудничество и вступление в различные международные организации. Список в России тех учреждений, с которыми государство хотело бы работать, постоянно растет. В трех содружествах она является наблюдателем (IOM, OAS и OIC), ведет с ними активный диалог и участвует в обсуждении важных вопросов. Особенно перспективным видится вступление в международные экономические организации. Список их велик (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и т. д.).

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

Замечание

  • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

Признаки международной организации:

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом

1) Создание в соответствии с международным правом

Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

Учреждение на основе международного договора

2) Учреждение на основе международного договора

Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры

4) Наличие соответствующей организационной структуры

Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют:

Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

Наличие прав и обязанностей организации

5) Наличие прав и обязанностей организации

Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Самостоятельные международные права и обязанности организации

6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Классификация международных организаций

В числе международных организаций принято выделять:

  1. по характеру членства:
    • межправительственные;
    • неправительственные;
  2. по кругу участников:
    • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
  3. по компетенции:
    • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
  4. по характеру полномочий:
    • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
  5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
    • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
  6. по структуре:
    • с упрощенной структурой;
    • с развитой структурой;
  7. по способу создания:
    • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Юридическая основа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

  1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
  2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает:

  • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
  • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
  • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
  • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
  • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
  • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Правосубъектность международных организаций

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

  1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
  2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3) Право на свободное выполнение своих функций.

Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4) Право на заключение договоров.

Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5) Участие в создании норм международного права.

Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
  • выступать как автор проекта текста подобного договора;
  • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
  • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
  • после заключения договора выполнять функции депозитария;
  • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

  • путем представления докладов государствами-членами;
  • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

  • приостановление членства в организации;
  • исключение из организации;
  • отказ в членстве;
  • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8) Международно-правовая ответственность.

Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.

Международные организации - одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Они создаются на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется их уставом. Эффективность деятельности организаций зависит от степени согласованности, которой удается достичь государствам.

Организации различаются по направлениям деятельности (вопросы мира и безопасности, экономики, культуры, здравоохранения, транспорта и др.); по составу участников (универсальные, региональные); по объему полномочий и т. д.

Основными целями и задачами всех международных организаций является создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования.

Особое место среди межгосударственных международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН) - как универсальная международная организация общей компетенции.

В данной главе представлена информация о наиболее известных международных экономических и экономико-политических организациях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - UNITED NATIONS ORGANIZATION (UNO)

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 г. В настоящее время обсуждаются предложения по реформе ООН, в том числе по увеличению числа постоянных членов Совета Безопасности.

Система Объединенных Наций включает ООН с ее главными и вспомогательными органами. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). К системе ООН в качестве межправительственной причисляется также Всемирная организация по туризму (ВОТ).

Специализированные мероприятия ООН проводятся с целью укрепления международного сотрудничества и всеобщего взаимопонимания.

Государства-члены: в настоящее время членами ООН являются свыше 180 государств мира. Наблюдатели при ООН - , Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация Исламская конференция, Международный комитет Красного Креста и др.

Поддержка мира и международной безопасности.

Развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения.

Международное сотрудничество, по разрешению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера.

Поощрение уважения к правам человека.

Превращение ООН в центр согласования усилий наций и народов по достижению общих целей.

Структура:

  1. Генеральная Ассамблея.
  2. Совет Безопасности.
  3. Экономический и Социальный Совет.
  4. Совет по Опеке.
  5. Международный Суд.
  6. Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным органом ООН, объединяющим всех ее членов (по принципу «одно государство - один голос»). Она уполномочена рассматривать вопросы и давать рекомендации по проблемам, находящимся в политической и материальной сферах в пределах действия Устава. Хотя резолюции ГА носят рекомендательный характер и юридически они не обязательны для всех членов ООН, они подкреплены авторитетом Объединенных наций. Генеральная Ассамблея определяет политику и программу действия организации. Сессии ГА проходят ежегодно, но могут созываться и чрезвычайные сессии.

Совет Безопасности (СБ) является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для 148 членов ООН. Используя ряд мероприятий по мирному урегулированию международных конфликтов, в случае, когда противоборствующие стороны не готовы к участию в мирном процессе переговоров, Совет Безопасности может принимать меры принудительного характера.

Решения о введении военных санкций принимаются лишь в том случае, когда невоенные санкции оказываются недостаточными. В районы конфликтов направляются группы наблюдателей и Силы ООН по поддержанию мира («голубые каски»).

Совет безопасности состоит из 15 членов: пять постоянных кленов ( , Франция), обладающих правом «вето», и десять непостоянных членов, избираемых сроком на два года в соответствии с региональными квотами (пять мест для государств Азии и , одно - для государств Восточной Европы, два - для государств и два места для стран Западной Европы).

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) отвечает за деятельность Объединенных Наций в экономической и социальной сферах и выполняет задачи, возложенные на него в связи с реализацией рекомендаций Генеральной Ассамблеи (исследования, доклады и др.). Он координирует деятельность специализированных учреждений ООН.

Международный Суд является главным юридическим органом Объединенных Наций. Суд открыт для всех государств мира и физических лиц (даже не являющихся членами ООН).

Секретариат работает под руководством Генерального Секретаря и отвечает за выполнение текущей работы ООН. Генеральный Секретарь - главное должностное лицо ООН - назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Верховный комиссар по правам человека, назначаемый Генеральным Секретарем, отвечает за деятельность ООН в области прав человека.

Официальные языки ООН - английский, испанский, китайский, русский, французский.

Штаб-квартира - в Нью-Йорке.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Группа Всемирного банка включает четыре института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (MAP); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ

И РАЗВИТИЯ (МБРР) - INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT (IBRD) Идея МБРР была сформулирована на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН.

Цели: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; поощрение экономического и социального прогресса в развивающихся странах посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития с целью обеспечения роста производства; стимулирование роста международной торговли и развития производственных ресурсов государств-членов МБРР.

В настоящее время в МБРР входят около 180 государств (в т. ч. Россия). Открыто членство и для членов Мирового валютно- го фонда (МВФ) на условиях, определяемых МБРР.

Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) - INTERNATIONAL MONETARY FUND (IMF)

Международный валютный фонд начал функционировать в 1946 г. В качестве специализированного учреждения он входит в систему ООН. В составе МВФ около 180 государств-членов.

Цели: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; способствование росту мировой торговли; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами; предоставление при необходимости государствам-членам помощи кредитами.

Членство открыто для других государств на определяемых МВФ условиях (величина уставного капитала-квоты-право голоса, специальные права заимствования и др.).

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) являются инструментом МВФ, позволяющим создавать валютные резервы на основе международного соглашения с целью предотвращения опасности постоянной нехватки валютных резервов.

Источники финансирования: взносы государств-членов (квоты), дополняемые займами МВФ у своих членов. 150

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) -NORTH ATLANTIC TREATY ORGANISATION (NATO)

Была создана в 1949 г. на основе подписания и ратификации Североатлантического договора («Вашингтонского договора»). Процесс политических изменений в (распад СССР, прекращение деятельности Организации Варшавского Договора и др.) в последние годы стал причиной ряда заявлений НАТО, в т. ч.: Лондонская декларация «Североатлантический альянс в процессе перемен» (1990), «Римская декларация о мире и сотрудничестве» (1991); «Новая стратегическая концепция альянса» (1991); заявление Совета НАТО с приглашением присоединиться к программе «Партнерство во имя мира» (1994) и др.

Государства-члены (16): Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Франция. (Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру; Испания не участвует в интегрированной командной структуре; Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры).

Цели: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.

Штаб-квартира руководящих органов - в Брюсселе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) - ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE (OSCE)

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки () главами государств и правительств 33 стран Западной Европы, а также США и . Он стал долгосрочной программой развития процесса разрядки и сотрудничества в Европе.

Новый период в деятельности ОБСЕ начался с Парижской хартии для новой Европы, подписанной в 1990 г.

Отношения ОБСЕ с Организацией Объединенных Наций основываются на заключенном с Секретариатом ООН рамочном договоре и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Цели: содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; признание тесной взаимозависимости мира и безопасности в Европе и во всем мире.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) - EUROPEAN UNION (EU)

Договор о Европейском союзе (ЕС), подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейского экономического сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.

Предшественницей ЕС было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), образованное , Люксембургом, ФРГ, и в 1958 г. с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин и других ограничений в торговле, проведения согласованной торговой политики.

Позже в Сообщество были приняты Великобритания, Дания, Ирландия (1973 г.), Испания, Португалия (1981 г.) и Греция (1986 г.).

С 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция.

Официальные заявления с просьбой о вступлении в ЕС подали также Кипр, Мальта, Турция, страны Восточной Европы.

Европейский союз (ЕС) зиждется на трех основаниях:

  1. Европейские сообщества (Европейское объединение угля и стали - ЕОУС; Европейское экономическое сообщество - ЕЭС; Европейское сообщество по атоЬшой энергии - ЕВРАТОМ) с формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском союзе.
  2. Совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности.

3. Сотрудничество во внутренней и правовой политике. Государства-члены (15): Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Образование тесного союза народов Европы.

Содействие сбалансированному и длительному прогрессу, посредством: создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты.

Проведение совместной внешней политики, а в перспективе и совместной оборонной политики.

Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел.

Органы. ЕС: Европейский совет; Европейский парламент; Совет Европейского союза; Европейская комиссия; Европейский суд.

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ - NORTH AMERICAN FREE TRADE AGREEMENT (NAFTA)

Соглашение о НАФТА было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне и вступило в силу 1 января 1994 г.

Государства-члены: Канада, Мексика, США. Цели: соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли в в течение 15 лет; предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валютной системы и координацию внешней политики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT (OECD)

Организация была создана в 1961 г. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами-получателями этой помощи.

В настоящее время рассматриваются заявления о вступлении в ОЭСР Венгрии, Республики Корея, и . Россия сотрудничает с ОЭСР, подписав в 1994 г. Соглашение о привилегиях и иммунитете.

Цели: вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости и повышения уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов; содействие экономическому и социальному благополучию путем координации политики государств-членов; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ - COMMONWEALTH

Содружество Наций - это «добровольная ассоциация независимых государств», символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества.

Суверенные государства проводят самостоятельную политику и сотрудничают на почве общих интересов и в целях содействия международному пониманию. Взаимоотношения государств-членов определены в Вестминстерском статусе 1931 г. в качестве независимых и равноправных во внутренней и внешней политике.

Содружество состоит из 30 республик, 5 монархий, имеющих собственных королей, и 16 государств, которые признают в качестве главы государства британского монарха, представленного в этих странах генерал-губернатором.

Государства-члены (около 50): Австралия, Антигуа и Барбуда, Великобритания, Гренада, Греция, Доминика, Индонезия, Канада, Кипр, Малайзия, Мальта, Нигерия, Новая Зеландия, Сент-Китс и Невис, , . Цели: содействие благополучию народов.

На встречах глав государств и правительств государств-членов Содружества обсуждается международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества.

ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ) - ORGANIZATION OF AFRICAN UNITY (OAU)

Была создана в 1963 г. на конференции глав государств и правительств .

Цели: содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других важных областей жизни и др.

Штаб-квартира Генерального секретариата - в Джидде.

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ) - LEAGUE OF ARAB STATES (LAS)

Пакт Арабской лиги лег в основу образованной в 1945 г. Лиги арабских государств. Он был подписан семью арабскими государствами (Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания).

Государства-члены. (22): Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.

Цели: укрепление связей между государствами-членами в различных отраслях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-членов для защиты национальной безопасности и обеспечения их независимости и суверенитета; запрещение использования силы для урегулирования споров; уважение существующих в других странах режимов и отказ от попыток их изменения.

Штаб-квартира - в Каире.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ - ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)

Была организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав был принят в 1965 г., позже в него многократно вносились изменения.

Государства-члены (12): Алжир, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Цели: координация и унификация нефтяной политики государств-членов; определение наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников; изыскание способов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды и др.

СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА (САМ) -UNION OF ARAB MAGRIB (UAM)

Образован в 1989 г. Государства-члены (5): Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.

Цели: способствовать успешному решению вопросов экономического развития, обеспечить большую конкурентоспособность товаров стран региона на рынках мира.

АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - SOUTH ASIAN ASSOCIATION OF THE REGIONAL COOPERATION (SAARC)

Создана в 1985 г. Государства-члены (7): Бангладеш, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

Цели: ускорение экономического развития, социального прогресса и культурного развития стран-членов и установление мира и стабильности в регионе.

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО- - ASSOCIATION OF SOUTH EAST ASIAN NATIONS (ASEAN)

Цели: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и др.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) - ASIAN PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC)

Организация была создана по инициативе в 1989 г.

Государства-члены (18): Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили.

Цели: создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества на такие сферы, как торговля, окружающая среда и др. Группе видных деятелей стран АПЕК поручено выдвигать идеи о будущем организации и обсуждать пути их реализации.

Образована на основе Договора Монтевидео II, подписанного странами-членами ЛАСТ и вступившего в силу в 1981 г.

Цели: создание общего рынка стран и Мексики. В отличие от ЛАСТ, процесс интеграции ЛАИ предусматривает дифференцированное продвижение к созданию общего рынка с учетом уровня экономического развития стран-участниц.

В рамках ЛАИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна реки Ла-Плата, 1969 г. (члены - Аргентина, Бо-158 ливия, Бразилия, Парагвай, ), Картахенское соглашение, 1969 г. (члены - Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны, 1978 г. (члены - Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Эквадор).

СИСТЕМА АНДСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САИ) - SISTEMA DE INTEGRACION ANDINA (SIA)

Сформировалась на основе Андского пакта. Включает два самостоятельных блока учреждений: для политического сотрудничества и для экономической интеграции.

В развитие Картахенского соглашения 1969 г. об учреждении Андской группы субрегиональной интеграции был принят документ под названием «Андская стратегия», декларировавший развитие Андского экономического пространства, углубление международных связей, вклад в единство Латинской Америки. Тогда же был принят «Акт мира», предусматривавший углубление процесса интеграции, создание Андского общего рынка (зона свободной торговли, таможенный союз) к 1995 г.

АНДСКИЙ ПАКТ (АП) - ACUERDO DE INTEGRACION SUBREGIONAL ANDINA (AISA)

Создан на основе соглашения, вступившего в силу в 1969 г.

Государства-члены (5): Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В 1976 г. из состава вышло Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является .

Цели: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка к 1985 г.; координация экономической политики в отношении иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью совместных программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов.

ЛА-ПЛАТСКАЯ ГРУППА - ORGANIZACION DE LA CUENCA DE LA PLATA

Образована на основе Договора об экономической интеграции и совместном освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г.

Государства-члены (5): Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

Цели: оптимальное использование и охрана природных ресурсов бассейна Ла-Платы.

В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества - «Акт интеграции», к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. Парагвай.

ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА - EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)

Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.

Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Боливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.

Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.

АМАЗОНСКИЙ ПАКТ - EL РАСТО AMAZONICO

Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазонии и вступил в силу в 1980 г.

Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.

Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна , защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) - ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)

Образована в 1951 г. на конференции министров иностранных дел , Сальвадора, и Коста-Рики.

Цели: Экономическая и политическая интеграция государств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.

КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) - CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)

Политическая и экономическая организация по сотрудничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.

Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).

Государства-члены (13): , Багамские острова (член только Сообщества, но не Общего рынка), Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Ассоциированные члены: Британские и Виргинские острова, Терке и Кайкос.

Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в области просвещения и здравоохранения.

КАРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (КОР) - CARIBBEAN COMMON MARKET (ССМ, CARICOM)

Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Договору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.

Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые таможенные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Карибских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспективы членства КС-КОР в НАФТА.

АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) - ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)

Соглашение об учреждении АКГ было подписано представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.

Государства-члены: Ангилья, Антигуа, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка.

Цели: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) - ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) - ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)

Предшественницей ОАГ была Панамериканская система - совокупность органов и организаций, действовавших под контролем США в первой половине XX в.

ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.

Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-членами; организация совместных действий для отражения агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.

Международные организации - постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации - постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации - постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации она должна соответствовать следующим требованиям:

цель организации - некоммерческая деятельность международного значения;

учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;

результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Классификация по кругу участников

универсальные (то есть для всех государств; напр. - ООН)

региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. - Организация африканского единства, Организация американских государств)

межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства

надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

Нормотворческие консультативные посреднические операционные информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

общей компетенции (напр. - ООН)

специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. - Всемирный почтовый союз)

Крупнейшие международные организации:

ООН - (UN, United Nations)

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности.

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии.

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Интерпол - (Interpol)

Другие международно-региональные организации:

Андское сообщество -

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АСЕМ - Форум «Азия - Европа»

АТПФ - Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум

Африканский союз (бывш ОАЕ) - African Union

Европейская ассоциация свободной торговли - EFTA

Европейский союз - European Union

КАРИКОМ - CARICOM

ЛАГ - Лига арабских государств

Лига наций

НАТО - Организация Североатлантического договора - NATO

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли - NAFTA

INOBI - Международная организация по предпринимательству и инвестициям - INOBI

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОПЕК - Организация стран-производителей и экспортеров нефти - OPEC

Организация исламская конференция

Северный совет

СНГ - Содружество независимых государств англ. Commonwealth of Indenpendent States

ОВД - Организация Варшавского Договора

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

Коминтерн - Третий Коммунистический Интернационал

Союз православных государств

Роль международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации).

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства.

Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств.

Просмотров