Государственные публичные финансы представляют собой. Государственные, общественные и частные финансы

Понятие финансов – денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием денежных накоплений (фондов денежных средств) у субъектов хозяйствования и публично-территориальных образований.

Из этого общего понятия финансов нам нужно выделить публичные финансы (частные нас не интересуют).

Если мы попытаемся найти признаки, которые позволяют разграничить частные и публичные финансы, то мы можем выделить по крайней мере три признака.

Публичные финансы

Частные финансы

обеспечение публичного интереса

Обеспечение частного интереса (какими бы большими эти частные финансы не были)

публичные фонды денежных средств. Мы говорим о бюджете РФ, бюджете субъекта РФ и бюджете муниципальных образований. Но есть и еще некоторые публичные фонды – Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС.

Средства организаций и физических лиц

Субъект управления:

уполномоченный орган (тот орган, в компетенцию которого входит управление публичными финансами). Применительно к бюджетам, речь идет, прежде всего, о высшем органе исполнительной власти (РФ или субъекта РФ), местной администрации. Но на самом деле компетенция правительства закреплена за конкретными министерствами, службами, агентствами или другими органами. Поэтому в смысле бюджетных правоотношений для нас становится важным главный распорядитель бюджетных средств, которым как раз и является министерство, агентство или служба.

Организации и физические лица

Только совокупность признаков позволяет отграничить публичные и частные финансы. Пример: есть небольшая симпатичная компания «Норильский никель», у которой есть финансы. Она является налогоплательщиком, платит налог на прибыль за счет своих частных финансов.  частные финансы трансформируются через налоговые правоотношения в публичные финансы. Точно так же мы все либо потенциальные, либо реальные налогоплательщики, и наши частные финансы тоже становятся публичными. Затем эти публичные финансы возвращаются к нам, но уже в другом качестве (в виде соцпособий и т. д.)

Признаки публичных финансов

Первые три – в таблице.

4. Состав публичных финансов (в отношении частных финансов состав определить невозможно в силу их разнообразия):

    Средства бюджетов бюджетной системы РФ (дальше будет говориться – «в состав входят в бюджеты», но так просто удобнее и неправильно. В состав публичных финансов мы включаем средства бюджетов). бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

    Средства государственных внебюджетных фондов ПС; ФСС; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМСы)

    Обособленные денежные средства, имеющие режим публичной собственности (пример: госкорпорации. Олимпстрой – он получает средства из бюджета в целях обеспечения публичных интересов, эти средства обособлены на счете госкорпорации, имеют специальный правовой режим, сохраняют целевой характер. Дискуссионный вопрос – средства Олимпстроя остаются в публичной собственности или они перешли в собственность госкорпорации? С точки зрения бюджетных правоотношений мы исходим из того, что госкорпорация – это один из возможных примеров, когда возникает основание говорить о публичных финансах в силу того, что мы находим все три признака: уполномоченные органы (см. закон), публичный интерес и если не форма фонда, то специальный правовой режим, который позволяет говорить об обособлении).

Продолжая тему об иных обособленных денежных средствах, можно посмотреть и подумать, о каких еще денежных средствах мы можем говорить как о публичных финансах

    Денежные средства казенных учреждений. Казенные учреждения – это прежде всего все государственные органы (вот Конституционный Суд РФ – это обычное казенное учреждение). Это обособленные денежные средства – они выделены казенным учреждениям и отражены на лицевом счете. Они сохраняют свою публичность, потому что обеспечивают публичный интерес (они не могут быть потрачены ни на что иное, кроме как содержание КС РФ, обеспечение исполнения его функций), Есть уполномоченный орган, который ими управляет (председатель Конституционного суда) и, наконец, они имеют специальную форму – режим лицевого счета.

    Денежные средства бюджетных учреждений. (например, СПБГУ. Денежные средства, которые университет получает из федерального бюджета направлены на обеспечение публичного интереса, потому что это государственное образовательное учреждение и не важно – учится студент за свой счет или за счет бюджета; у этих средств, которые получает университет, есть специальный режим и они отражаются в особом порядке; есть уполномоченный орган(в данном случае это уполномоченное лицо - ректор), который отвечает за то, чтобы эти средства были использованы исключительно в рамках уставной деятельности университета.)

    Денежные средства автономных учреждений.

    Денежные средства унитарных предприятий. Имущество унитарных предприятий находится в собственности публичного субъекта (публичной собственности), в т. ч. денежные средства, у него нет собственности на денежные средства, которыми оно оперирует. Публичный интерес сохраняется – унитарные предприятия создаются в целях реализации публичного интереса в тех сферах, в которых неэффективны рыночные механизмы либо по каким-то другим причинам. При этом мы понимаем, что унитарные предприятия – это коммерческие организации, которые существуют с целью извлечения прибыли, но извлечения прибыли, которая увеличивает публичную собственность, т. е. унитарное предприятие работает на публичный интерес.

    Денежные средства ЦБ РФ. Еще более сомнительная категория. Можем ли мы сказать, что денежные средства ЦБ – это его частные финансы. Нет, не можем (даже в страшном сне сложно представить). Но если открыть закон о ЦБ, то увидим, что ЦБ - это даже не государственный орган. С точки зрения Финансового права – это экономическая служба, которая предусмотрена в ст. 71 Конституции. И в этом смысле данная служба также обеспечивает публичный интерес и, соответственно, средства, которыми оперирует ЦБ, являются публичными финансами. Хотя говорить здесь о какой-либо специальной форме не получается, потому что режим средств ЦБ ничем не отличается от режима, который существует у денежных средств любой другой компании, потому что это самофинансируемая организация.

    Денежные средства государственных корпораций. Еще более сложная конструкция с точки зрения отнесения к публичным или частным финансам. При всем том, что лектор обосновывает то, что денежные средства госкорпораций – это публичные финансы, но в законе черным по белому написано, что имущество находится в собственности госкорпорации.

    Денежные средства акционерных обществ со 100% участием РФ (?). понятно, что это АО, они подчиняются закону «Об АО», ГК РФ (нормы бюджетного права - только в силу прямого указания закона), но если РФ имеет в них 100% участие, то возникает вопрос – какой интерес обслуживают эти средства. Очевидно, что публичный.

Казна

Казна бывает государственная и негосударственная (муниципальная).

Статья 214 ГК РФ (говорит о государственной казне, а именно о казне РФ и субъекта РФ):

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Статья 215 (говорит о муниципальной казне)

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Нужно сопоставить понятия «публичные финансы» и «казна». Если вернуться к публичным финансам, то в их состав бесспорно включаются средства бюджетов и средства внебюджетных фондов.. В состав казны ГК включает средства бюджетов и иное имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями. финансы – это то имущество, которое является денежными средствами. Поэтому если у нас возникает иное имущество, незакрепленное за гос.предприятиями и учреждениями, то это имущество входит в казну, но не входит в состав публичных финансов. Средства внебюджетных фондов в казну не входят, это означает, что по обязательствам РФ обратить взыскание на средства, например, Пенсионного фонда, невозможно, потому что обращение взыскания идет только на казну.

Иное государственное имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями – это прежде всего недвижимость, которая по каким-то причинам не закреплена ни за унитарным предприятием, ни за учреждением. Другой пример: в пользу публично-правового образования присуждается имущество, но пока оно будет принято на баланс какого-то учреждения проходит время и это время, когда оно находится в казне.

Почему законодатель в ГК дает определение казны, причем оно появилось еще в 1994 году в первой части. Потому что тем самым законодатель определяет пределы ответственности публичного субъекта в гражданском обороте. Публичный субъект отвечает только средствами казны

Казна возобновляема – каждый год утверждается бюджет на следующий год

Соотношение понятий публичных финансов и казны.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Оксана Аркадьевна Ногина

После первой сессии зачет.

Что касается пособий, то у нас есть учебники под. ред. Карасевой, Грачевой и т.д.

Традиционные учебники – ими можно пользоваться. Но у нас не совсем традиционный взгляд на финансовое право. Есть УМК (его нужно обновлять, но пока еще оно нормальное). Что касается презентаций, то здесь есть нюанс: презентации – это лишь основные элементы.

2 семестра будем изучать собственно бюджетное право, а налоговое право будет изучаться отдельно.

Доходы – это не только приращение имущества, но и экономия. Любая экономическая выгода – это доход.

Есть доходы, есть расходы, а есть источники погашения дефицита (финансовые резервы) (то, что физические лица называют «заначкой»).

Если дефицит образовался, то можно привлекать средства из финансового резерва.

Пока резервы не востребованы, резервы не должны просто лежать, потому что они обесцениваются. Поэтому эти резервы находятся в инвестициях, чтобы они прирастали.

В долг лучше не влезать, потому что проценты.

Предмет ФП – финансовое хозяйство (распоряжение государством вещественных ценностей).

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования (лат. financia – наличность, доход).

Термин «финансы» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:

1) Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

2) Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

Годме: «Ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами».

Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.

Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.

Действительно, в настоящий момент времени всё, что касается имущественного комплекса, включая денежных средств физических лиц, юридических лиц, регулируется нормами гражданского права.



Публичные финансы :

Для целей финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Образуются путем использования властных предписаний (налоги), в ходе финансовой деятельности государственных органов.

Собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Используются и распределяются в основном государственными органами и государственными организациями.

Размеры государственных финансов намного больше.

Частные финансы :

Направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли.

Образуются за счет коммерческой деятельности.

Частная собственность.

По поводу предмета ФП много всяких натяжек. Пытаются натянуть публично-правовое регулирование на частные финансы. Если речь идет о деятельности ЦБ, то да, здесь регулирование публично-правовыми механизмами понятно и допустимо.

ФП – отрасль публичного права.

Мы не должны идти по пути натягивания ФП на частно-правовые отношения.

У государства специфические методы формирования финансовых средств, оно не может работать на чужого дядю. К тому же, у государства есть социальные функции. Как государство может сформировать финансовую базу? Путем властных предписаний (налогов). Да, можно, как в Бахрейне, с помощью неналоговых поступлений (нефть). Но в России это незначительная доля. Поэтому у нас используются властные предписания.

Поскольку у нас отношения имущественного характера, то мы понимаем, что специфическое сочетание властных методов деятельности с одной стороны, и имущественных отношений с другой стороны, приводит нас к выделению сферы финансового регулирования в самостоятельную отрасль.

Как отличить ГП от ФП? ГП регулирует частно-правовыми методами, а ФП – публично-правовыми методами.

Публичные финансы – система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.

Финансовая система понимается как (хотя законодательного определение нет):

Совокупность финансовых институтов, совокупность различных групп однородных экономических отношений , в процессе которых происходит образование фондов денежных средств.

Совокупность государственных органов и учреждений , осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание; то, как мы будем понимать финансовую систему).

Определите соотношение частных и публичных финансов. Как оно влияет на предмет Финансовое право

Финансы (от лат. financia -- наличность, доход) -- совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По поводу различий между государственными (публичными) и частными финансами известный французский теоретик финансового права Поль Мари Годме высказывался следующим образом «государственные финансы регламентируются специальными государственными нормами, дающими возможность распоряжаться средствами в достаточном их количестве (нормами, регулирующими доходы); точно учитывающими движение средств (казначейскими правилами); обеспечивающими их использование (бюджетными правилами)».

Для современного финансового права важно понимать, что частные финансы могут перерасти в публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово-правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают:

государственные финансы

муниципальные финансы.

Государственные финансы -- форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

распределительная

контрольная

регулирующая

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.) Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Для публичных финансов сущностными признаками являются: денежный характер сопутствующих экономических отношений, безвозмездность и безвозвратность платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и муниципальные бюджеты и во внебюджетные фонды, обязательность и принудительность денежных отношений с субъектами и населения.

Частные финансы - это финансы, которые приносят доход. Сейчас или в будущем,

Частные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета, в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:

Заработок

Пенсии и компенсации

Доход от банковских вкладов

Доход от сдачи в аренду недвижимости

Оплата жилья и коммунальных услуг

Оплата питания

Медицинское страхование

Оплата кредитов

Покупка товаров длительного пользования

Страхование рисков (собственности, здоровья и пр.)

Пенсионные накопления

Инвестиции

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными -- главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип финансового решения: «капитал должен приносить капитал». Если имеются свободные средства производства -- то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность -- то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Финансы -- это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления -- наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег, заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров, в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов -- это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию. Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.

Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент, то этот процент должен быть отражён в бюджете.

Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики -- конкуренция -- вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.

Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю» и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.

Страхование рисков -- непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8--12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.

Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов -- распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).

Инвестиции -- это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение -- это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Список использованных источников:

1. Сальников В.П, «Финансовое право». - Москва - 2005.

2. Финансовое право РФ: учебник под ред. М.В. Карасева. - М., 2002

3. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Юристъ, 2002г.

4. Древаль Л.Н. «Финансовое право России. Общая часть» Хабаровск - 2010.

5. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (постатейный). Под ред. проф. А.Н. Козырина. - М.: ЭКАР, 2002.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальные_финансы

7. http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&client=opera&h.

1. Государственный сектор и сектор государственного управления;

2. Состав и структура публичных финансов;

2.1. Понятие публичных финансов;

2.2. Структура публичных финансов;

3. Бюджет – как основа публичных финансов;

    Государственный и муниципальный кредит;

    Финансы юридических лиц как часть публичных финансов

    Управление публичными финансами

6.1. Субъекты, объекты и процессы управления публичными финансами;

6.2. Органы управления публичными финансами и их полномочия;

    Основные направления бюджетной политики, направленные на повышение эффективности управления публичными финансами

    Государственный сектор и сектор государственного управления

Сектор государственного (муниципального) управления – совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, созданных ими государственных (муниципальных) учреждений, а также иных юридических лиц, в отношении которых указанные органы и созданные ими государственные (муниципальные) учреждения выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) - владельца более 50 % акций, и деятельность которых связана с выполнением функций государственного (муниципального) управления;

Государственный (муниципальный) сектор – совокупность сектора государственного (муниципального) управления и юридических лиц, в отношении которых государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, созданные ими государственные (муниципальные) учреждения выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) - владельца более 50 % акций (долей), за исключением юридических лиц, являющихся единицами сектора государственного управления.

В настоящее время нормативный правовой акт, определяющий правила отнесения юридических лиц к государственному сектору и сектору государственного управления соответствующего публично-правового образования в Российской Федерации законодательно не утвержден.

Вместе с тем, исходя из международных стандартов финансовой деятельности публично-правовых образований, таких как Руководство по статистике государственных финансов (2000):

    к государственному сектору Российской Федерации можно отнести:

сектор государственного управления Российской Федерации;

подсектор рыночных единиц.

К сектору государственного управления Российской Федерации относятся:

главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств;

федеральные бюджетные учреждения;

федеральные автономные учреждения;

иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;

бюджетные учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;

автономные учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;

государственная корпорация Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

государственная компания «Российские автомобильные дороги»;

Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);

убытки покрываются из федерального бюджета;

государственные унитарные предприятия, убытки которых покрываются из федерального бюджета;

    К государственному сектору субъектов Российской Федерации можно отнести:

сектор государственного управления субъектов Российской Федерации;

подсектор рыночных единиц.

К сектору государственного управления субъектов Российской Федерации относятся:

главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств;

государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации;

государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации;

иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств;

бюджетные учреждения территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации;

автономные учреждения территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации;

юридические лица, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:

субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50 % акций (долей);

убытки покрываются за счет бюджета субъекта Российской Федерации

государственные унитарные предприятия, убытки которых покрываются за счет бюджета субъекта Российской Федерации;

    В муниципальный сектор муниципальных образований включаются:

сектор муниципального управления муниципальных образований;

подсектор рыночных единиц.

К сектору муниципального управления муниципальных образований относятся:

главные администраторы средств муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств;

муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований;

муниципальные автономные учреждения муниципальных образований;

иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований;

юридические лица, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:

муниципальные образования являются владельцами более 50 % акций (долей);

убытки покрываются за счет местного бюджета;

муниципальные унитарные предприятия, убытки которых покрываются из местного бюджета.

Финансы единиц сектора государственного управления образуют публичные финансы.

    Состав и структура публичных финансов

    1. Понятие публичных финансов

Публичные (централизованные) финансы представляют собой систему формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Публичные финансы включают в себя государственные финансы и муниципальные финансы.

Государственные финансы – это форма организации денежных отношений, участником которых выступает государство.

Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, систему образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные финансы – это форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

    Основные составляющие публичных финансов:

    характеризуют финансовую деятельность государства;

    предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые носят общегосударственный характер и отображают интересы государства в целом;

    определяются решениями государства.

    Общие черты государственных и муниципальных финансов:

они являются инструментом реализации функций государственных институтов и органов местного самоуправления;

и те и другие обслуживают не частные, не коллективные, а общественные интересы;

и те, и другие носят публичный характер.

Публичные финансы образуются за счет:

Взимания налогов и сборов;

Доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Выпуска и продажи государственных (муниципальных) ценных бумаг;

Внешних и внутренних заимствований;

Доходов юридических лиц, учредителем которых является соответствующее публично-правовое образование.

      Структура публичных финансов

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.

Многообразие видов местных бюджетов, предусмотренных статьей 10 Бюджетного кодекса РФ позволяет выделить финансы городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских районов и территорий городов федерального значения.

Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти и субъектов Российской Федерации.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств . Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те их них, посредством которых образуются денежные фонды государства и муниципальных образований.

По своему материальному содержанию финансы государства и муниципальных образований представляют собой фонды денежных средств, т.е. финансовые ресурсы страны. Как правовая категория финансы представляют собой только собственно публичные финансы.

Правовая категория финансов проявляется в тех формах, которые восприняты и используются сегодня законодательством. Поэтому необходимо различать финансы как систему отношений, регулирующих движение государственных денежных средств, и как систему понятий, категорий, закрепленных и используемых законодательством (доход, прибыль, себестоимость, цена и т. д.).

а) в широком (межотраслевом);
б) в узком (финансово-правовом).

В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т. д. - это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, и иными его отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно о денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение.



Итак, финансы – экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества .

При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным, отношения по выплате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с движением денег, но не являющиеся финансовыми.

В настоящее время в связи с развитием отношений рыночного типа финансы играют определяющее значение в жизни общества. Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция финансов заключается в том, что при посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. В результате их функционирования создаются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства. Посредством реализации распределительной функции организуется эффективное производство, развиваются все отрасли экономики.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Данная функция реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов в сфере образования, распределения и использования денежных фондов.

Распределительная Контрольная Регулирующая
В процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д. Контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально. Предоставлении дотаций государственным бюджетом.

Соотношение публичных и частных финансов.

Определение финансов. Финансы – экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления, которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).

В состав финансов страны включаются денежные средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.

Финансы страны подразделяются:

На государственные (публичные) финансы;

Частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы - это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и местные органы. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

В настоящее время различаются два вида государственных финансов:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

Государственные (публичные) финансы включают:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Российской Федерации;

Местные бюджеты;

Внебюджетные фонды;

· фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

На общие бюджеты;

Бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В другом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т.е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна - это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну РФ составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы. Наука финансового права изучает нормы финансового права, которые подвергают регламентации государственные финансы. Но данная наука в разделе о налоговом праве изучает также процесс превращения (трансформации) частных финансов в государственные финансы.

К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Частные финансы - это финансы, которые приносят доход. Сейчас или в будущем,

Частные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета , в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:- заработок,- пенсии и компенсации,- доход от банковских вкладов, - доход от сдачи в аренду недвижимости.

Оплата жилья и коммунальных услуг,- оплата питания,- медицинское страхование,- оплата кредитов,- покупка товаров длительного пользования,- страхование рисков (собственности, здоровья и пр.),- пенсионные накопления,- инвестиции.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

Для современного финансового права важно понимать, что частные финансы могут перерасти в публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово–правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

Просмотров