Геннадий лячин семья. Неземная любовь командира «Курска

Полгода назад Владимир Путин нашел время для встречи с командиром "Курска". Он рассказал обо всем, кроме одного...


- Геннадий Петрович, как случилось, что волгоградские степи вдруг подарили Военно-морскому флоту России морского волка, командира суперсовременной субмарины? Может, родители в том виноваты?

Нет, родители мои никакого отношения к морской службе не имели, кроме того только, что отец воевал. Но вот со школьной скамьи, подружившись со своей будущей женой, я познакомился и с ее отцом, бывшим военным. Он начинал службу еще юнгой, всю жизнь провел на флоте, с любовью к нему относился, много и с упоением рассказывал мне о флотской жизни, традициях. И как-то все это меня увлекло, стал много читать о флоте, а после окончания школы уже твердо решил: буду поступать в военно-морское училище. Ну, а уже подплав, как службу наиболее сложную и ответственную, как настоящую мужскую работу, выбрал сам и без колебаний. И вот уже 23 года служу в Видяеве, в дивизии именных атомных подводных лодок-ракетоносцев. Участвовал в нескольких дальних боевых походах.

- Расскажите, пожалуйста, о последней автономке.

Побывали в южных широтах Атлантики, в Средиземном море. Если раньше там у нас было целое объединение, включавшее управление подводными силами в этом регионе, свои базы, куда можно было зайти для пополнения запасов, заняться при необходимости ремонтом, дать отдых личному составу, то сейчас такой структуры нет. Лодка новая, и в первом же ее автономном походе наиболее важно было проверить, насколько окажутся надежными ее материальная часть, все жизненно важные системы, особенно в сложных условиях большого противостояния противолодочных сил флотов НАТО. В этой связи испытание на зрелость и стойкость проходил и сам экипаж. А задача была - поиск и слежение за авианосными и ударными группировками потенциального противника. Предстояло узнать все: состав его сил, маршруты развертывания, переходов, характер деятельности и многое другое.

- Реально проявлялось противоборство с противником или вы были лодкой-невидимкой, сродни Летучему голландцу, и просто курсировали по морским глубинам, никому не мешая, в качестве подводного разведчика?

Разумеется, задача скрытности передвижения всегда стоит перед подводниками. Но в этом походе было всякое: И мы не давали спокойной жизни многочисленным силам противника, и к себе ощущали, мягко говоря, повышенное внимание. Нам пытались активно противодействовать в первую очередь патрульная противолодочная авиация, а также надводные корабли и подводные лодки. Мы их своевременно обнаруживали, но случалось, что и они нас засекали. У них задача была - установить за нами длительное устойчивое слежение, что мы им постоянно срывали.

- Надо полагать, что сопутствовала тому не только соответствующая выучка экипажа, но и тактико-технические возможности подводного крейсера-ракетоносца ВМФ России?

Разумеется. Корабль наш вообще, можно сказать, уникальный, имеющий перед подлодками противника целый ряд преимуществ. К тому же такой класс кораблей, совмещающих торпедное и ракетное оружие, у них вообще отсутствует. У нас оружие превосходит их образцы и по мощности, и по дальности радиуса действия, и по спектру своих возможностей, поскольку при необходимости мы имеем возможность одновременно атаковать из глубин океана множество целей: то есть наносить удары по наземным объектам одиночным кораблям и крупным их соединениям. Кроме того, лодка имеет хорошую маневренность, высокую скорость движения в подводном положении.

- Как известно, на момент вашего похода была достаточно накаленной военно-политическая обстановка в регионе югославского конфликта и во всем Средиземноморье. Наверное, это обстоятельство сказывалось и на вашем походе, усложняло его задачи?

Да, конечно. Но при этом весьма интересно, что (как стало нам известно уже после возвращения на родную базу) страны Средиземноморья, такие, например, как Франция, Греция и Италия, приветствовали Российский военно-морской флаг в Средиземном море, которое американцы, форсируя там свое военное присутствие, хотели бы считать своим владением, хотя у него статус открытого международного моря.

- Автономный режим плавания, думаю, вовсе не означал, что родная база, руководство флота были в неведении: где вы, все ли живы и здоровы и как вообще проходит выполнение боевой задачи?

Нет, мы в назначенное время имели постоянную устойчивую связь с базой, производили обмен информацией и в этом плане не чувствовали никакой оторванности. Все без исключения члены экипажа спокойно и уверенно исполняли каждый свою задачу. Хотя, конечно, были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска.

- Геннадий Петрович, известно, что, учитывая высокую результативность похода, вас лично принял для доклада сначала командующий ВМФ России, а после даже председатель правительства, и.о. президента страны В. В. Путин. Как прошла эта встреча?

Владимир Владимирович внимательно выслушал короткий доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера "Курск" в Атлантике и Средиземноморье. Высокая оценка дана также главкомом ВМФ и Министерством обороны России. В частности, отмечалось, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких внештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден, бросив на поиски нашей лодки все свои силы, понести колоссальные затраты сил, средств и материальных ресурсов. Только топлива на поиски нашей лодки им было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.

Главный же вывод был таким: Россия не утратила возможности в целях собственной безопасности и своих национальных интересов обеспечивать свое активное военное присутствие во всех точках Мирового океана, и по-прежнему ее атомный подводный флот является надежным ракетно-ядерным щитом нашей великой морской державы.

На этом наш разговор с командиром атомного подводного ракетного крейсера Курск капитаном 1 ранга Геннадием Лячиным и закончился. Он рассказал обо всем, кроме одного: умолчал, что сам он за достигнутые результаты в этом уникальном боевом походе представлен к званию Героя России.



01.01.1955 - 12.08.2000
Герой Российской Федерации
Памятники


Л ячин Геннадий Петрович - командир атомного подводного ракетного крейсера "К-141" ("Курск") 7-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, капитан 1-го ранга.

Родился 1 января 1955 года в совхозе "Сарпинский" Сарпинского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Сын совхозного механизатора. Русский. В 1972 году окончил среднюю школу № 85 в городе-герое Волгограде.

В Военно-Морском флоте СССР с 1972 года. В 1977 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола (Ленинград), Направлен для прохождения службы командиром группы управления ракетной боевой части (БЧ-2) на дизельную ракетную подводную лодку "К-58" Северного флота (пос.Видяево, Мурманская область). С 1980 года старший лейтенант Лячин Г.П. - командир БЧ-2 подводной лодки, вскоре становится капитан-лейтенантом.

С октября 1984 года по 1986 год капитан 3-го ранга Г.П. Лячин - старший помощник командира подводной лодки "Б-77". В 1986 году его направляют на учебу в Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (окончил в 1987 году). В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ "Б-478".

В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Г.П. Лячин назначен командиром дизельной ракетной ПЛ "Б-304" (проект 651) 35-й дивизии подводных лодок Северного флота. В условиях сокращения ВМФ в апреле 1991 года Г.П. Лячин с понижением назначен старшим помощником подводной лодки, правда не дизельной, а атомной, проекта 949А, экипаж которой лишь формировался, а сама лодка ещё строилась на стапелях Северодвинска. С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре ВМФ, а по возвращении на Север - в Видяево - принял свой корабль - АПРК "К-119" ("Воронеж"). До 1996 года старший помощник командира ПЛ Лячин вместе с экипажем "Воронежа" несёт боевую вахту, отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПРК "Воронеж" три года подряд объявлялся лучшим в дивизии.

В феврале 1996 года "Воронеж" выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов". В боевом походе старпом нёс командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым, и тот был спокоен, когда Лячин его заменял. Однажды в штормовую погоду во время вахты Г.П. Лячина, в районе с очень интенсивным судоходством лодку выбросило на поверхность. Но капитан 2-го ранга Лячин не растерялся. Пока командир добежал из третьего отсека до второго, старпом уже заполнил цистерны, погрузился и дал ход.

В декабре 1996 года Г.П. Лячин назначен командиром "близнеца" "Воронежа" - АПРК "К-141" ("Курск"), вскоре ему присвоено звание капитана 1 ранга. На этом посту Г.П. Лячин фактически стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX-го века. Именно ему было поручено вывести атомоход "Курск" после долгого перерыва на просторы Средиземноморья, именно он сделал все от него зависящее для возвращения престижа российского флота.

В 1999 году капитан 1-го ранга Г.П. Лячин выводит "Курск" в средиземноморский боевой поход, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России. Поход АПРК "Курск" осуществлялся с 5 августа по 19 октября 1999 года по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В.А., который дал ему следующую характеристику: "Командиру "Курска" удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!"

Атомоход сначала скрытно прошёл через Фареро-исландский противолодочный рубеж, а затем незамеченным прошёл тщательно контролируемый флотами НАТО Гибралтарский пролив. Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки".

Из официального документа: "В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК "Курск" действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК "Курск" признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз "Лучшая подводная лодка Северного флота".

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23% членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77% - специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г.П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия вновь готовилась вернуться в Средиземное море…

10 августа 2000 года командир "Курска" выводит подводный атомоход в море, на трёхдневные плановые учения. 12 августа 2000 года Г.П. Лячин и все 117 членов экипажа АПРК "Курск" погибли в результате взрыва торпеды в первом отсеке подводной лодки.

У казом Президента Российской Федерации № 1578 от 26 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, капитану 1-го ранга Лячину Геннадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Все члены экипажа награждены орденами Мужества (посмертно).

10 августа 2001 года Президент России В.В.Путин передал "Золотую Звезду" Героя России вдове Г.П.Лячина - Ирине Лячиной. 16 марта 2002 года командир подводной лодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин был опознан по фрагментам, обнаруженным в поднятом со дна "Курске". Останки командира опознаны вдовой Ириной Лячиной. По информации Генеральной прокуратуры РФ, следствию удалось идентифицировать по телам и фрагментам личности 114 подводников из 118, находящихся в момент катастрофы на корабле. Родственниками опознано 110 членов экипажа.

23 марта 2002 года капитан 1-го ранга Лячин Г.П. похоронен на аллее героев Серафимовского кладбища города Санкт-Петербурга вместе с шестью членами экипажа "Курска".

В августе 2003 года, в третью годовщину трагедии, там, на самом крупном захоронении моряков с "Курска", где нашли свой "последний причал" 32 члена экипажа, открыт и освящён величественный памятник-мемориал (архитектор Г.С. Пейчев).

Почётный гражданин Курска (2001; посмертно). Имя Героя России носит средняя общеобразовательная школа № 85 города-героя Волгограда, в которой открыт музей в память о её бывшем выпускнике. 18 мая 2001 года на здании школы открыта мемориальная доска.

- Геннадий Петрович, как случилось, что волгоградские степи вдруг подарили Военно-морскому флоту России морского волка, командира суперсовременной субмарины? Может, родители в том виноваты?

Нет, родители мои никакого отношения к морской службе не имели, кроме того только, что отец воевал. Но вот со школьной скамьи, подружившись со своей будущей женой, я познакомился и с ее отцом, бывшим военным. Он начинал службу еще юнгой, всю жизнь провел на флоте, с любовью к нему относился, много и с упоением рассказывал мне о флотской жизни, традициях. И как-то все это меня увлекло, стал много читать о флоте, а после окончания школы уже твердо решил: буду поступать в военно-морское училище. Ну, а уже подплав, как службу наиболее сложную и ответственную, как настоящую мужскую работу, выбрал сам и без колебаний. И вот уже 23 года служу в Видяеве, в дивизии именных атомных подводных лодок-ракетоносцев. Участвовал в нескольких дальних боевых походах.

- Расскажите, пожалуйста, о последней автономке.

Побывали в южных широтах Атлантики, в Средиземном море. Если раньше там у нас было целое объединение, включавшее управление подводными силами в этом регионе, свои базы, куда можно было зайти для пополнения запасов, заняться при необходимости ремонтом, дать отдых личному составу, то сейчас такой структуры нет. Лодка новая, и в первом же ее автономном походе наиболее важно было проверить, насколько окажутся надежными ее материальная часть, все жизненно важные системы, особенно в сложных условиях большого противостояния противолодочных сил флотов НАТО. В этой связи испытание на зрелость и стойкость проходил и сам экипаж. А задача была - поиск и слежение за авианосными и ударными группировками потенциального противника. Предстояло узнать все: состав его сил, маршруты развертывания, переходов, характер деятельности и многое другое.

- Реально проявлялось противоборство с противником или вы были лодкой-невидимкой, сродни Летучему голландцу, и просто курсировали по морским глубинам, никому не мешая, в качестве подводного разведчика?

Разумеется, задача скрытности передвижения всегда стоит перед подводниками. Но в этом походе было всякое: И мы не давали спокойной жизни многочисленным силам противника, и к себе ощущали, мягко говоря, повышенное внимание. Нам пытались активно противодействовать в первую очередь патрульная противолодочная авиация, а также надводные корабли и подводные лодки. Мы их своевременно обнаруживали, но случалось, что и они нас засекали. У них задача была - установить за нами длительное устойчивое слежение, что мы им постоянно срывали.

- Надо полагать, что сопутствовала тому не только соответствующая выучка экипажа, но и тактико-технические возможности подводного крейсера-ракетоносца ВМФ России?

Разумеется. Корабль наш вообще, можно сказать, уникальный, имеющий перед подлодками противника целый ряд преимуществ. К тому же такой класс кораблей, совмещающих торпедное и ракетное оружие, у них вообще отсутствует. У нас оружие превосходит их образцы и по мощности, и по дальности радиуса действия, и по спектру своих возможностей, поскольку при необходимости мы имеем возможность одновременно атаковать из глубин океана множество целей: то есть наносить удары по наземным объектам одиночным кораблям и крупным их соединениям. Кроме того, лодка имеет хорошую маневренность, высокую скорость движения в подводном положении.

Лучшие дня

- Как известно, на момент вашего похода была достаточно накаленной военно-политическая обстановка в регионе югославского конфликта и во всем Средиземноморье. Наверное, это обстоятельство сказывалось и на вашем походе, усложняло его задачи?

Да, конечно. Но при этом весьма интересно, что (как стало нам известно уже после возвращения на родную базу) страны Средиземноморья, такие, например, как Франция, Греция и Италия, приветствовали Российский военно-морской флаг в Средиземном море, которое американцы, форсируя там свое военное присутствие, хотели бы считать своим владением, хотя у него статус открытого международного моря.

- Автономный режим плавания, думаю, вовсе не означал, что родная база, руководство флота были в неведении: где вы, все ли живы и здоровы и как вообще проходит выполнение боевой задачи?

Нет, мы в назначенное время имели постоянную устойчивую связь с базой, производили обмен информацией и в этом плане не чувствовали никакой оторванности. Все без исключения члены экипажа спокойно и уверенно исполняли каждый свою задачу. Хотя, конечно, были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска.

- Геннадий Петрович, известно, что, учитывая высокую результативность похода, вас лично принял для доклада сначала командующий ВМФ России, а после даже председатель правительства, и.о. президента страны В. В. Путин. Как прошла эта встреча?

Владимир Владимирович внимательно выслушал короткий доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера "Курск" в Атлантике и Средиземноморье. Высокая оценка дана также главкомом ВМФ и Министерством обороны России. В частности, отмечалось, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких внештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден, бросив на поиски нашей лодки все свои силы, понести колоссальные затраты сил, средств и материальных ресурсов. Только топлива на поиски нашей лодки им было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.

Главный же вывод был таким: Россия не утратила возможности в целях собственной безопасности и своих национальных интересов обеспечивать свое активное военное присутствие во всех точках Мирового океана, и по-прежнему ее атомный подводный флот является надежным ракетно-ядерным щитом нашей великой морской державы.

На этом наш разговор с командиром атомного подводного ракетного крейсера Курск капитаном 1 ранга Геннадием Лячиным и закончился. Он рассказал обо всем, кроме одного: умолчал, что сам он за достигнутые результаты в этом уникальном боевом походе представлен к званию Героя России.

Из книги "Дорога домой":

"...А хочется закончить моим собственным письмом – письмом героям-морякам подводной лодки «Курск», которые показали миру доблесть самопожертвования:

Героям-морякам

Наши любимые, наши дорогие,
На самой глубине,
Где и рыбе не быть,
Вы героями пали,
Задохнувшись стихией,
Где никто и ничто
Не могло вас укрыть
От волны беспощадной,
От бездонного ада,
Где от века веков
Лежат много таких,
Что без страха уплыли
От любимого сада,
От семейного дома,
От детей молодых.

Что мы знаем – кого
Бог Господь именует
Для грядущего дня
Среди славных Святых?
Пусть венец наших слез,
Братья, вам аллилует
И по Мурманскому морю
Навеки кадит!

ГЕННАДИЙ ЛЯЧИН

Рассказ сегодня посвящён герою,
Что в плаванья далёкие ходил –
За Родину свою вставал горою –
Погиб, но флота честь не посрамил!

Похожим был на капитана Немо,
Что создал самый лучший экипаж,
С любой готовый справиться проблемой –
Любой судьбы преодолеть вираж.

Год новый наступил, и день рожденья
Отметив, вновь прибавлю к жизни я
Год знания и силы возрожденья –
Год испытаний новых для меня:

Всем песни пел, играя на гитаре,
Но выбрал странствия подводный путь –
На годы расписанья составляя,
Им следовал, не отойдя ничуть –

В поход идти на острие атаки
И первым встретить гибельный удар
Из «ниоткуда» или в честной драке –
Таков мой жребий иль Небесный Дар.

Вода над головой и под ногами,
Вода вокруг меня на много миль –
Там наверху вновь плещется штормами,
А в доме нашем вечный полный штиль –

Обитель духа боевого братства
В себя вмещает наш железный дом,
И детям нашим нечего бояться –
Не дрогнем мы перед любым врагом.

Здесь кажется: одни мы в мирозданьи –
Вдали от суеты проходят дни –
Радиограммы вновь напоминанье
Нам говорит мы в мире не одни,

И снова ностальгия подступает,
Но дан приказ, и вспоминать о том
Сейчас нельзя, но каждый вспоминает
В минуты отдыха свой отчий дом.

Когда твои волнуются родные,
Предчувствуя безрадостную явь –
Им спать воспоминания о сыне
Мешают – ты письмо, сынок, отправь.

Не можешь написать – скажи их адрес,
Родителям письмо я напишу –
Не надо, чтобы мама волновалась –
Не первый год на АПЛ служу

И знаю, как растёт семьи волненье,
Коль не получат от сынка привет:
И чёрных дум преследует стесненье,
И сон нейдёт, и аппетита нет…

К морям чужим ходил один когда-то,
Инкогнито себя храня всегда,
Была б война – флот уничтожил НАТО
И растворился в море без следа.

За дерзновение американцы
Клялись найти корабль любой ценой –
При случае удобном поквитаться
Вдали от глаз под пенною волной…

Все чувствовали: что-то здесь не ладно,
Но вышли в море выполнять приказ –
Так самая надёжная команда
От пирса отошла в последний раз…

Случилось, что должно было случиться,
Но если духом дрогнул экипаж
И всплыл, за жизнь стараясь ухватиться,
Россия превратилась бы в мираж…

Геннадий Петрович Лячин родился 1 января 1955 года в Сталинградской области. Со школьной скамьи дружил с будущей женой – Ириной – дочерью моряка. Будущий тесть привил ему любовь к морю.
После школы Геннадий Петрович окончил высшее военно-морское училище и до 1991 года служил на дизельных подводных лодках, дослужившись до должности командира.
В 1991 году прошёл переподготовку и начал служить старпомом на АПРК «Воронеж».
В 1996 году получил звание капитана 1 ранга и должность командира АПРК «Курск».
В 1999 году впервые (за последние 10 лет ввиду недостаточного финансирования Российского флота) на АПРК «Курск» вышел в Средиземное море, где наблюдал за учениями флотов стран НАТО. Команда «Курска» смогла запеленговать расположение всех надводных и подводных кораблей противника при этом сам АПРК «Курск» покинул акваторию Средиземного моря незамеченным.

Отличался крупным телосложением за что имел среди матросов «Курска» прозвище «сто пятый». Характер имел спокойный, выдержанный – никогда ни на кого не повышал голоса, не показывал, что у него плохое настроение.
Не пил вина и не терпел пьянства.
Постоянно занимался повышением самообразования и набирал в свою команду только самых подготовленных матросов, мичманов и офицеров.
С заботой относился к своим подчинённым – следил за тем, чтобы матросы были сыты, одеты, чтобы не забывали писать письма родителям, а если матрос не мог написать письмо, сам писал от имени матроса.

Многократно команда АПРК «Курск» признавалась лучшей командой подводного крейсера по итогам военно-морских учений.

Погиб 12 августа 2000 года на боевом посту. По одной из версий – при столкновении с американской подводной лодкой, ударившейся рубкой о нос «Курска», что привело к детонации, повлекшей взрыв всех торпед в 1 отсеке. Взрыв был такой силы, что первые 4 отсека (в том числе отсек управления, где на тот момент находился Геннадий Петрович) сгорели мгновенно.

У экипажа был шанс спастись, если бы сразу после взрыва не был остановлен дополнительный атомный реактор, находившейся в 5 отсеке. Но тогда могла бы начаться необратимая реакция, которая бы привела к взрыву атомного реактора. Ущерб для России и мира вообще мог бы стать в разы губительнее Чернобыля!

Выросший в волгоградских степях Геннадий Петрович Лячин связал свою жизнь с морем. Командир суперсовременной субмарины обязан делом всей жизни отцу будущей супруги, потомственному моряку, привившему любовь к военно-морскому флоту. Её он передаст своему сыну, навеки оставшись в памяти современников капитаном трагически погибшего в водах Баренцева моря 12.08.2000 года АПРК «Курск».

Страницы биографии

Родители Геннадия Лячина - простые рабочие, проживавшие в совхозе Сарпинском (ныне территория Калмыкии). В школу мальчик пошёл уже в Волгограде (школа №85), оказавшись за одной партой с Ириной Глебовой, любовь к которой пронесёт через всю жизнь. Будучи самым высоким в классе, он пользовался вниманием одноклассниц, но с самого начала отличался серьёзностью и пониманием того, чего хочет от жизни. Увлекался футболом, но учился на четвёрки и пятёрки, выбирая профессию, в которой мог бы по-настоящему проявить себя.

Увлечённый рассказами будущего тестя о романтике и традициях морской службы, служить пошёл в ВМФ, выбрав для себя профессию подводника. С этой целью поступил в военно-морское училище, знаменитый Ленком, получив в 1977 году Геннадий Петрович Лячин всю жизнь посвятил прожив 23 года в посёлке-ЗАТО Видяево (Мурманская область).

Командир подводной лодки: этап военной карьеры

Служба офицера началась на где он в 80-е годы дослужится до старшего помощника командира после окончания Высших офицерских классов. В 1988-м его даже назначат командиром Б-478, но после списания корабля вновь переведут старшим помощником, но уже на атомоход К-119 «Воронеж». Это практически близнец будущего «Курска», требующий дополнительных знаний и умений. На полтора года весь экипаж сядет за парты, получая специальную подготовку в столице атомщиков - Обнинске.

Учёба не пройдёт даром, последующие три года «Воронеж» будет лучшим в дивизии, а после схода со стапелей Северодвинска в 1996-м подводного линкора «Курск» Геннадий Петрович Лячин получит и назначение командиром нового судна. Это был красавец водоизмещением 25 тысяч тонн размером с 9-подъездный 8-этажный дом. Атомные подлодки назывались в честь городов-героев, которым в сложные 90-е отдавались под шефство.

Звание Героя России

Став командиром АПРК К-141 «Курск», очень скоро Лячин вывел экипаж в передовые, куда стремились попасть настоящие моряки и офицеры. Его добродушно называли «Сто пятым» за большой вес, но это было признанием того, что стал он настоящим «батей» для профессионалов и матросов-срочников. Один из лучших в дивизии экипаж имел в своём составе только специалистов 1-го и 2-го классов и мастеров и выполнял задачи любой сложности, будь то стрельбы или автономный поход в августе-октябре 1999 в Атлантический океан.

1999-й - звёздный год для корабля, выполнившего сверхсекретное задание, осуществив наблюдение за учениями НАТО в Средиземном море. В условиях гражданской войны в Югославии морской флот России доказал свою способность стать надёжным щитом для своей страны - морской державы №1. Ибо на вооружении стран НАТО не было атомных подводных лодок, имеющих возможность наносить не только ядерный, но и торпедный удар. Российский корабль исчез с места учений через Гибралтар так же незаметно, как и появился, что сделало капитана Лячина личным врагом американцев. Многие офицеры НАТО поплатились своими должностями. А Геннадий Петрович был принят лично В. В. Путиным. Его представили к званию Героя России, а 72 члена экипажа - к ордену "За мужество". Но никому не было уготовано получить награду при жизни.

Подводная лодка «Курск»: история трагедии

В июле 2000-го, в свой профессиональный праздник, АПРК с гордостью принял участие в параде Северного флота в Северодвинске. В августе их ждали плановые трёхдневные учения с учебной стрельбой торпедами. Ничто не предвещало беды, когда субботним утром 12 августа командир доложил о нанесении условного удара противнику. На борту находился начштаба дивизии Владимир Багрянцев, опытный моряк, возглавивший поход. На 11-30 была назначена торпедная атака, но «Курск» молчал и больше не выходил на связь.

После облёта вертолётов и отсутствия факта всплытия корабля начались мероприятия по поиску и спасению подводной лодки. В 4-36 с крейсера «Пётр Великий» пришло донесение, что АПРК обнаружен лежащим на дне моря на глубине 108 метров. Неделю погодные условия не позволяли спуститься и проникнуть внутрь, а когда норвежские водолазы сумели это сделать, на борту в живых не оказалось ни одного человека. В нынешнем году исполнилось 15 лет с успеха беспрецедентной операции по поднятию затонувшего корабля с глубины моря и озвучивания официальной версии случившейся трагедии.

Из-за утечки водорода сдетонировала учебная торпеда, вызвавшая повторный взрыв ещё пяти торпед. По счастью, не пострадал атомный реактор, о котором в первую очередь думал экипаж, иначе масштабы трагедии могли быть гораздо серьёзнее. Родина потеряла 118 настоящих мужчин, гордость ВМФ, - личный состав корабля во главе с командиром. В 9-м отсеке некоторое время оставались в живых последние 23 человека, не успевшие подняться на поверхность через запасной люк из-за отравления угарным газом.

Послесловие

Подводная лодка «Курск» стала символом мужества и силы духа человека. Вся страна рыдала над прощальными строками, оставленными отдельными моряками командованию и близким. В них нет страха и обиды на судьбу. Экипаж просто выполнял свой долг. Эти письма уничтожены, а все записи засекречены на 50 лет, что не позволяет до конца поверить в официальную версию трагедии в Баренцевом море. Когда Генеральный прокурор Устинов первым высаживался на поднятый со дна моря корабль, его моторной лодкой управлял лейтенант Глеб Лячин, единственный сын погибшего героя. Сегодня он по-прежнему продолжает дело отца.

А ещё у Геннадия осталась дочь Дарья и жена Ирина, посвятившая своё время политике. Она баллотировалась кандидатом в Государственную думу, а затем стала помощником председателя Совета Федерации. В команде Сергея Миронова занималась вопросами соцзащиты военнослужащих. Родственники встречаются вместе на годовщину гибели экипажа, поддерживая друг и друга и отдавая долг памяти морякам. Геннадий Петрович Лячин не дожил до своего 47-го дня рождения, посмертно получив звание Героя России.

Просмотров