Национально-государственные интересы рф на современном этапе. Понятие национальных интересов государства Национально государственные интересы рф

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели , стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти , осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.



в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма , в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Состояние отечественной экономики:

1)несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества,

2)социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений,

3)рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма,

4)обострение межнациональных и осложнение международных отношений

Все эти факторы создают в совокупности широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.



Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.


Россия в зеркале политологии

В чём состоят национально-государственные интересы в современной России?

Национально-государственные интересы - это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.

Национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Сам термин “национальный интерес” пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение “государственного интереса”. Национальные интересы понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не сколько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. Западные политологи не испытывают особых затруднений в использовании такого понятия, как “национальный интерес”. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. Говорить сегодня о существенных различиях в основополагающих ценностях гражданского общества индустриально развитых стран не приходится. Граждане в нем вполне достигают рационально мотивированного взаимопонимания, т.е. взаимопонимания, свободного от чьего-либо господства. Подразумевается, что представители гражданского общества, независимой общественности оказывают влияние на государственную политику. Внутренние задачи, частные интересы граждан имеют приоритет при формировании внешнеполитического курса. Национальные интересы в такой интерпретации включают в этот курс такие параметры, как приобретение ресурсов и повышение материального благосостояния населения. “Что хорошо для граждан, то хорошо для государства” - таков принцип подхода к национальным интересам в странах с развитым гражданским обществом.

В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка в понимании национальных интересов России.

В России, где находится в начале становления гражданское общество, где осуществляется переход от традиционалистских структур к современным, идейно-политического консенсуса по вопросу национальных интересов нет. Продолжаются поиски цивилизационной идентичности, что вызывает острую и болезненную борьбу между западниками-либералами (“атлантистами”) и славянофилами-государственниками (“евразийцами”). В фокусе этой борьбы стоит вопрос: “Кто является субъектом национального интереса?” Первые считают Россию европейской страной и выделяют универсальное цивилизационное преимущество Запада. Следование в русле западноевропейской политики отвечает, по их мнению, национальным интересам. Гражданское общество они считают субъектом, определяющим содержание национальных интересов. Исходя из этого, высший интерес состоит в проведении экономической реформы, которая сделает Россию богаче и свободнее.

Другая часть политического спектра идентифицирует Россию как евразийскую страну и резко дистанцируется от либерального понимания национальных интересов. Для этой части национальные интересы обусловлены, в первую очередь, задачами сохранения и укрепления государственности. Именно государство обладает несомненным приоритетом при формировании внешнеполитического курса. Здесь “национальный интерес” приравнивается к “государственному”. Обеспечение государственной безопасности непосредственно связывается с программой усиления государственного регулирования экономики. Высший национальный интерес для них - возрождение России и ее державного величия.

Россия никогда не существовала как этническое государство, и сегодня им не является, однако абсолютное большинство государств постсоветского пространства ориентированы на построение этнических государств.

Россия исторически складывалась как союз этносов, культур, земель, основу которого составляла общая цель, скрепленная общегосударственными ценностями и интересами. Последние не отрицали многообразия этнических интересов населяющих ее субъектов, не фиксировали факт превосходства одной национальности над другой. Напротив, обстоятельства порождали формирование политического единства этносов. Это нашло отражение в том, что ряд общих условий при этническом многообразии предопределило в качестве национального интереса “всемерное укрепление государства как организующего начала, призванного обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность и выработать адекватные формы сосуществования различных национально-этнических, религиозных и культурных общностей. Вот почему исторически сложившиеся национальные интересы России стали преимущественно интересами государственными” (С. Кортунов).

Национально-государственные интересы России по своему содержанию и формам проявления не являлись идентичными на конкретно-исторических этапах ее развития. Менялись ориентиры, ценности, идеалы, механизмы и методы их достижения, что сказывалось на существенном понимании и осуществлении взаимосвязи общества, государства и личности. В зависимости от приоритета отдельного элемента этой триады выстраивались и формировались определенные интересы социальных субъектов. Скажем, превалирование роли государства вело к значительному ущемлению собственно общественных интересов и главное - интересов отдельных личностей. Государственные интересы ставились выше всех иных интересов, что порождало “имперский” характер России, ее великодержавность.

В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г., зафиксировала, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Концепция национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России также в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре. Например, во внутриполитической сфере эти интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и др.

Важнейшими задачами являются укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и Устного самоуправления. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного Функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочии между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее договорных отношении с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Главная цель защиты российского федерализма - не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные.

Приоритет во внешней политике отдается обеспечению безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах.

В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующие:

Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ “реорганизация” постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;

Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;

Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;

Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.


Внешняя политика того или иного государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Что же такое национальный интерес? Каковы его сущность и системообразующие параметры? Как он соотносится с понятием "государственный интерес"? Какова взаимосвязь национального интереса с национальной безопасностью? По этим и некоторым связанным с ними другим вопросам в последние годы развернулись довольно оживленные дискуссии.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. А это, в свою очередь, предполагает наличие волевого и деятельностного начал, а также средств для реализации поставленных государством целей. С данной точки зрения политику можно рассматривать как важнейшее средство реализации национальных интересов.

Государственные интересы понимают преимущественно как национальные интересы, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. Подразумевается, что представители гражданского общества, независимой общественности оказывают влияние на государственную политику. Внутренние задачи, частные интересы граждан имеют приоритет при формировании внешнеполитического курса. “Что хорошо для граждан, то хорошо для государства” - таков принцип подхода к государственным интересам в странах с развитым гражданским обществом.

Мы же будем использовать понятие "национально-государственные интересы".

Главная составляющая национально-государственного интереса - это императив самосохранения государства. Контуры, внешняя упаковка национального интереса во многом определяются идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некий комплекс критических параметров, нарушение которых дает основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При разработке национальных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные экономические, политические, географические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются также и возможные реакции на эти решения на международной арене со стороны тех государств, которые они, так или иначе, затрагивают.


Таким образом, главной детерминирующей силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный интерес. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. В формулировании интересов и в формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система ценностных ориентаций, установок, принципов и убеждений государственных деятелей - восприятие ими окружающего мира и оценка места своей страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество.

Таким образом, национально-государственный интерес - это интегрированная характеристика конкретно-исторического компромисса между различными социальными группами и слоями общества, правящей элитой по поводу характера, объема, иерархии и путей реализации основополагающих потребностей, связанных с обеспечением функционирования и развития нации как единого социального организма.

На формирование и становление национального интереса непосредственное влияние оказывают геополитические, национально-этнические, религиозные и другие особенности, исторически присущие данному народу и представляющей его интересы элите. Вследствие этого не только содержание, направленность, но и формы, методы достижения национально-государственных интересов имеют свою национальную специфику.

Следовательно, национально-государственные интересы определяются социальной, экономической и политической природой субъектов политики, их местом в социальной структуре (внутренней и внешней) и, главное, всей совокупностью культурно-ценностных, мировоззренческих позиций. Вследствие этого национально-государственные интересы не могут быть фиксированными и неизменными - интересы меняются в зависимости от изменений в самом субъекте (изменения в правящей элите, изменение в расстановки социальных или политических сил внутри страны), в окружающей социальной среде (в системе международных отношений, в других странах), в системе ценностных ориентаций субъекта (трансформация элиты может вызвать значительные изменения в ценностных ориентациях нации в целом. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей. Они имеют самую тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации.

Итак, национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточно устойчивые перспективы роста.

Необходимо отметить, что национально-государственный интерес представляет собой целостную систему интересов, основанную на целостности потребностей функционирования и развития нации как органического целостного организма. Системность национально-государственных интересов предполагает наличие их структуры, функциональных связей, иерархии.

Структура системы национально-государственных интересов обусловлена спецификой проявления и преломления национально-государственных интересов в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства.

С позиций иерархии системы национально-государственных интересов правомерно выделить коренные, основные и второстепенные интересы. Чем выше уровень интересов, тем меньше вероятность для поиска компромиссов в их реализации, тем ожесточеннее борьба за их достижение.

Основные интересы связаны с наиболее важными проблемами обеспечения жизнедеятельности и развития нации. К ним можно отнести, например, проблемы военной безопасности, экономического развития, социальной защиты граждан, воспитания и т.п.

Второстепенные интересы , хотя и лежат в русле всей системы национально-государственных интересов, тем не менее, имеют либо более отдаленные перспективы, либо охватывают те сферы жизнедеятельности, которые напрямую не связаны с обеспечением благоприятных условий для функционирования и развития нации. Например, проблемы, связанные с исследованием дальнего космоса, археологические изыскания и многие другие, хотя и необходимы для нормального развития нации, но напрямую не вызывает угрозу национальным интересам. Исходя из этого, второстепенные национально-государственные интересы могут быть на время отложены, либо реализация их осуществляется по усеченной программе.

Коренные национальные интересы напрямую связаны с самим существованием нации как социального организма, как целостной системы. К ним относятся вопросы целостности, национально-культурной самоидентификации, безопасности существованию нации, без их реализации ни одна нация не в состоянии просуществовать сколько-нибудь длительного времени, поэтому именно эти интересы составляют высший уровень всей системы национально-государственных интересов, ее стержень, и они никогда и ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву любым другим интересам.

Могут меняться формы и средства достижения коренных интересов, главные интересы уходить на второй план, а второстепенные занимать их место, но в любом случае все эти эволюции будут совершаться вокруг коренных интересов нации.

Определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.

Следует, однако, отметить, что государство не может обеспечить реализацию всех целей в полном объеме. В большинстве случаев это связано с трудными переговорами или торгами с другими государствами. Зачастую основополагающие национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими государствами. Например, разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии стал возможен именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологические различия, удалось создать коалицию для противодействия общему врагу. Эта цель была достигнута благодаря не только разработке дееспособной стратегии совместного ведения военных действий, но и созданию для ее осуществления мощной производственно-технической базы.

Национально-государственные интересы.

1) Национально-государственные интересы – понятие для обозначения совокупности общих интересов в едином государственном пространстве, которая характеризуется следующими признаками:
1) определяется экономическими и геополитическими отношениями государства, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности и т.д.
2) складывается в процессе исторического развития

2)В западной политологии национальные интересы отождествляются с государственными, поскольку западные страны представляют собой мононационалные государства. Нация представляет собой двуединство гражданского общества и государства, поэтому национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречия между интересами государства и гражданского общества и включает в себя такие параметры, как приобретение ресурсов и повышение материального благосостояния населения.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка в понимании национальных интересов.

3) В российской политологии различается фиксированное (неизменное, постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни т.д.
Выделяют два уровня национальных интересов государства:
ü уровень главных внешнеполитических интересов – связан с обеспечением государственной безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, что обеспечивается всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
ü уровень специфических интересов – охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

4) В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. Национально-политические интересы России также охватывают область экономики, внутриполитическую, международную, оборонную и информационную сферы, социальную область, духовную жизнь и культуру.
В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующее:
завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. реорганизация постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств;
дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;
предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Национально-государственные интересы - это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.

«Национальные интересы РФ " - совокупность внутр. и внешн. потребностей гос-ва в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства (по стратегии нац. без-сти).

Национальные интересы - это осознанные потребности гос-ва, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешн. угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Нац. интересы явл. абсолютным приоритетом над любыми др. интересами, присущими как гос-ву, обществу, так и личности. Нац. интересы делятся на 3 категории по своей значимости:

1. Постоянные нац. интересы. Суть: к ним относится защита физической, национальной, политической, эк-кой и культурной целостности гос-ва. Все, что относится к пост. нац. интересам ни при каких условия не может быть предметом торга, договоров, соглашений. Они не обсуждаются, их судьба защищаться всеми возможными силами.

2. Приходящие или переменные. К ним относятся нац. интересы, кот. в данный конкретный момент следует рассматривать важными для гос-ва, и кот. гос-во рассматривает как свои нац. инетерсы. Они подразделяются на: 1) жизненные интересы , все то, что представляет серьезную угрозу для гос-ва (нации ) в данный конкретный момент. 2) Интересы выживания , все то, что представляет угрозу существованию гос-ва в данный конкретный момент. 3) Важные интересы , к ним относя все то, что представляет возможность нанести серьезный ущерб для гос-ва.

Эти три типа, так же как и постоянные интересы не явл. предметом торга, соглашения, переговоров.

3. Периферийные интересы или локальные интересы, только эти нац. интересы при определенных условиях могут стать вопросами для обсуждения, соглашения.

Само понятие нац. интересы оч. уязвимо, оно трудно поддается четкому определению, особенно в многонациональных гос-вах, когда интересы разных наций, входящих в состав одного гос-ва, могут не совпадать и впадать в противостояние. Не формулировать нац. интересы не возможно.

Т. обр., нац. интересы и госуд-ные интересы это не одно и то же, они часто вступают в противоречие. Нац. интересы всегда относительны, их в любом гос-ве всегда формулируют национальные элиты. Элиты – те группы, кот. принимают управленческие решения на уровне гос-ва, не всегда находятся у руководства.

Нац. интересы вкл. в себя:

1. Общегосударственные интересы в целом.

2. Интересы различн. наций и этносов, проживающих в гос-ве.



3. Интересы правящих элит.

4. Международные интересы (интересы межд. Без-сти в первую очередь).

Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:

· обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

· минимизации угроз личной и обществ. безоп-ти граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.

Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся такими объект-ми параметрами, как:

· геополитич. положение гос-ва на мир. арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;

· положение в системе межд. эк. отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере межд. общения может меняться и содержание нац. интересов.

Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс, кот. осущ-ся в сложном переплетении эк, соц, нац-психологич. и иных факторов, в совок-ти определяющих содержание и хар-р нац-исторического опыта данного народа или страны.

Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. На практике полный консенсус труднодостижим по причинам:

1. В оценке объект. параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац. интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию нац-х интересов.

2. На полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.

Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, напр., ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.

Проблема соответствия нац. интересов, в том виде в каком они опред-ся гос-вом, действительным интересам общества стала особенно острой в 20 в. Противоречия м/д объектив. интересами общ-ва и концепцией нац. интересов в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся междунар. орг-ии, которым их участники добровольно передают права и полномочия, вытекающие из своей суверенности как субъектов межгос. отношений.

1) К НГИ среднесрочного типа можно отнести те интересы, которые важны для всего общества и гос-ва и осуществление кот-х требует их объединенных усилий в течение достаточно длит. периода времени, напр., нескольких десятилетий (в современных усл-ях – это возрождение реального сектора эк-ки), реализация кот-й требует больших усилий всей нации в течение длит-ого пера вр, нередко многих десятилетий.

2) Кратковрем, или краткоср НГИ вытекают из конкретных проблем развития или кризисных ситуаций, например, эк-их кризисов или фин-ых. Интересы этого типа и масштаба формул-ся в офиц документах представителей власти (президента, правительства, партий). Обычно в этих документах указывается конкретный пер вр, в течение кот предполагается решить ту или иную задачу, производную от НГИ: 1 год, 2 года, 5 лет, т.д.

3) Т.к соврем Россия попала в необычайно тяжелую ситуацию всеобщего кризиса, ее НГИ и соответственно задачи, стоящие перед ней, значительно усложнились. К примеру, постоянный интерес и вытекающая из него задача сохранения страны, дополнилась задачей предотвращения ее распада и колонизации.

4) Не менее острой является также задача физич. сохранения населения и его воспроиз-ва.

5) глубокое реформирование пол, эк, правовой и др. систем общ-ой жизни на базе демократии и в соответствии с идеологией, кот не противоречит менталитету преобладающей части гр-н, их истор-му жизн опыту.

6) решение проблемы взаимоотн-ий с внеш. миром вообще и со странами СНГ в особенности.

7) Возрождение промыш-ого и научно-технич потенциалов. Без такого возрождения международный статус и возможности внешней политики России будут неуклонно снижаться.

8) Поддержание на должном уровне оборонного потенциала в соответствии с принципом разумной достаточности. Такой потенциал – одна из важнейших составляющих фундамента внешнепол-ой деят-ти любого гос-ва. Ракетно-яд-ый щит играет в нынешней российской ситуации особую роль.

9) развитие науки, образования, культуры, активное участие в решении различных глоб-ых проблем, сохранение политики открытости внеш миру и т.д.

10) дальнейшее обустройство и освоение ее обширной территории, особенно Сибири и Дальнего Востока

Приоритет во внеш. политике отдается обеспечению без-сти и целостности как соц.-эк-кой, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой эко-кой и политической независимости гос-ва, развитию отношений России с ведущими гос-вами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских эк-ких и политических структурах.

В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующие:

· завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского гос-ва, т.е. выгодная для РФ “реорганизация” постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных гос-в;

· дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;

· предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;

· включенность в мирохоз-ные связи на максимально выгодных для национальной эк-ки условиях.

Стратегия нац. без-сти определяет нац.-гос-ные интересы России также в области эк-ки, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в соц. области, духовной жизни и культуре.

47. Понятие «национальная безопасность». Геополитические и др. факторы национальной безопасности.

«Национальная без-сть » – состояние защищённости личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и ур-нь жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и без-сть гос-ва.

«Угроза нац. без-сти » – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и ур-ню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности гос-ва.

Законодат-ми основами обеспеч. безоп-ти явл.: 1) Конституция РФ; 2) ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010; 3) законы и НПА РФ (напр., указ президента «О стратегии нац. без-сти РФ до 2020 г.»).

"Система обеспечения нац. без-сти" вкл.: "силы обеспечения нац. без-сти" - Вооруженные Силы РФ, др. войска, воинские формирования и органы, федеральные органы гос. власти, принимающие участие в обеспечении нац. без-сти гос-ва на основании законодательства РФ; "ср-ва обеспечения нац. без-сти" - технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, и т.п., используемые в системе обеспечения нац. без-сти для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии нац. без-сти и мерах по ее укреплению.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: 1) соблюдение и защита прав и свобод чел-ка и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, др. гос. органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения без-сти; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения без-сти; 5) взаимодействие федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, др. гос. органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения без-сти.

В формировании и реализации политики обеспечения нац. без-сти РФ принимают участие: президент РФ; Федеральное собрание РФ; правительство РФ; Совет безопасности РФ; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов. Общее рук-во всеми структурами сист. безоп-ти осуществляет президент РФ. Координирует усилия всех структур сист. безоп-ти секретарь Совета безопасности.

Национальная безопасность включает в себя :

· государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

· общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

· техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

· экономическую безопасность;

· энергетическую безопасность;

· информационную безопасность;

· безопасность личности.

Геополитика – одна из важнейших составных частей теории нац. без-сти. Геополитика - определенный подход к обоснованию политики, вытекающий из территориально-пространственного положения государств.

Под геополитическими факторами понимают совокупность географических параметров, обусловливающих соответствующее направление в политике гос-в по обеспечению их жизненно важных интересов. К ним относятся: размеры территории, местоположение, протяжённость границ, климат, рельеф местности, флора и фауна, полезные ископаемые, кол-во и качество населения, его этнический и конфессиональный состав. Исходя из географических параметров, определяются приоритеты в области нац. без-сти. Современная геополитическая карта мира представляет собой следующую картину:

· зона теллурократии представлена внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии;

· зона талассократии включает, прежде всего, американский континент, находящийся в бассейнах Атлантического и Тихого океана.

Россия представляет собой гигантскую континентальную страну, находящуюся в центре Евразии, с теллурократической направленностью, континентальную геополитическую ось, вокруг которой расположены различные цивилизации, где своеобразно переплетаются теллукратические и талассократические формы.

В результате распада СССР территория России сократилась на 5,3 млн. км 2 , произошло смещение западных границ на восток, потеря первого и второго эшелонов обороны в Европе. В России усиливаются тенденции к национально-территориальной разобщённости: южные районы России экономически тяготеют к черноморскому региону; Дальний Восток всё более тяготеет к Китаю; Сахалин и Курильские острова – к японскому экономическому пространству; геополитическое положение России усугубляется сужением доступа к морским портам на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях; снижение возможностей железнодорожного сообщения России с зарубежными гос-вами и между регионами внутри страны; усугубление демографической ситуации. В результате произошедших изменений в мире геополитическое положение России существенно ухудшилось: страна возвратилась к границам допетровских времён и оказалась буквально задвинутой вглубь евразийского континента, что создаёт условия для усиления угроз различных видов безопасности:

· экономической – вследствие коренной дестабилизации хозяйственных связей, развала транспортных артерий, сужением выхода к морям;

· военной – вследствие сокращения стратегического пространства, снижением качества людских мобилизационных ресурсов;

· информационной, экологической, культурной – вследствие нарушения геополитического баланса в пользу «атлантизма».

Главной угрозой для России является возможность оказаться в стороне от мирового развития. На геополитическом уровне Россия рассматривает в качестве оппонента атлантическую Америку, а не «береговые цивилизации», отсюда важнейшим интересом является – превращение «береговых территорий» в своих союзников и стратегическое проникновение в эти зоны.

Геополитический императив заключается в том, чтобы Россия не только восстановила своё влияние в регионах Ближнего зарубежья и союзнические отношения с Восточной Европой, но и в том, чтобы включила в новый Евразийский стратегический блок государства континентального Запада и Востока. Необходим быстрый переход России к нормальному устойчивому и бесконфликтному развитию перед растущей напористостью Запада, США и НАТО на мировые военно-политические процессы и на саму Россию.

В нынешний период основными угрозами безопасности России являются:

· попытки военно-силового давления в условиях тех или иных международных кризисов;

· любые действия, как извне, так и внутри страны, направленные на подрыв государственности и территориальной целостности РФ;

· глобальное экономическое и информационно-технологическое отставание РФ от индустриально развитых стран;

· спад производства;

· сокращение производственной базы;

· ослабление экономической самостоятельности страны;

· закрепление за РФ топливно-энергетической специализации и блокирования доступа к мировым рынкам и передовым технологиям;

· региональный сепаратизм;

· международные трения и конфликты как внутри страны, так и на периферии ближнего зарубежья;

· неурегулированность статуса русскоязычного населения, проживающего на территории ряда новых независимых государств;

· организованная преступность, коррупция и терроризм;

· вооружённые конфликты различного калибра и интенсивности в непосредственной близости российских границ;

· распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

· нарушение целостности обороны государственных границ РФ;

· дальнейшее ухудшение экономической ситуации;

· эрозия генофонда нации.

Геополитические факторы:

Цивилизационный фактор. Цивилизация – термин возник в кон. 18 в., его ввел в научный оборот – граф Мирабо, с его т. з. означало общество, основанное на началах разума и справедливости. Энгельс вводит свою градацию, все общество прошло 3 ступени развития, 1 ступень – дикость, 2 – варварство, 3 – цивилизация. С его т. з. цивилизация – это общество, стоящее на высокой ступени экономического развития и связанное с расцветом товарного производства, прои-во создается не для потребления, а для продажи. В 20 веке ситуация изменилась. Наиб. разработанные концепции Данилевского, Вебера, Шпенглера, Тонге. Все эти концепции увязывают понятие цивилизации с понятием культура, а иногда это просто синоним. Шпенглер – цивилизация – заключительная стадия развития культуры, цивилизация – мертвая культура. Характерные особенности по Шпенглеру: развитие индустрии, техники; деградация литературы и искусства, высокая степень урбанизации, появление громадных городов, космополитизм. Питирим Сорокин – цивилизация - большие культурные суперсистемы, которые обладают своей собственной исключительной ментальностью (образ мышления, общая духовная настроенность чел-ка, группы.). Тойнби разработал цивилизационную теорию, никакого общего развития нет, кажд. гос-во развивается абсолютно неувязано, никто не проходит стадии капитализма федализма и т.д.

Восточная цивилизация Западная
Понятие мы, эгоистичная, коллективистская цивилизация. В основе лежит понятие я, поэтому оно оч либерально по своей основе.
Общественный интерес. В основе понятие гос-во, как реализатор личностных интересов.
Власть стоит над з-ном, она дает з-он, формирует его под себя, власть от бога, власть дар свыше. Несправедливость подчиняется справедливости, справедливость подчиняется закону, а з-он подчиняется власть (японская пословица). Отношение к праву. З-он стоит над властью, а власть действует строго в соответствии с з-ном и в силу этого требует з-ного обоснования.
Гос-во стремится подчинить не только дела чел-ка, но и его душу, требует поклонения и подчинения, т.к. власть от бога. Лидер это данность. Подчиненность чел-ка з-нам гос-ва, но при сохранении собственного индивидуализма.
Эмоциональное мышление. Чувственное восприятие. Мышление. Мышление теоретично, рационально, практично, всегда со взглядом зачем это нужно.
Нет четкой грани, в хорошем всегда есть что-то плохое. Четкое деление на добро и зло.

Религиозные факторы. Один из ключ. факторов геополитики, т.к. религия есть духовное воплощение идеи и характера нации и гос-ва. Любая религия выполняет множество важнейших функций. Глав. ф-ция религии – примиряет с неизбежностью смерти. 3 мировые религии: христианство делится на 5 ветвей, ислам – 3 ветви; буддизм – 3 ветви. Существуют большое кол-во нац. релиий, которые сконцентрированы в какой-то одной стране, одном этносе, к примеру иудаизм, сикхизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм.

Особое место занимает нац. фактор геополитики. Гос-во в конечном итоге институцинализируется, становится институтом политики, как продукт развития нации. Именно межэтнические противоречия лежат в основе основных конфликтов современности.

Гос. границы не в состоянии разрешить противоречия, т.к. гос. границы никогда не совпадают с границами расселения этноса. Любое гос-во сталкивается с проблемами нац. меньшинств. Нац. проблема сталкивает 2 основополагающих принципа мировой политики, кот. лежат в ее основе, право нации на самоопределение, с д.р стороны этому базовому праву противостоит принцип суверенитета. Этнически чистых наций в мире не существует.

Любой народ имеет соотечественников за рубежом, что к неизбежности приводит к межэтническим конфликтам, которые приводят к нац. освободительным движениям, столкновениям, потом к столкновениям межгосударственным.

Межэтнические войны и конфликты не имеют ни пространственной, ни временной локализации. Они имею свою логику развития, их нельзя предотвратить, они будут с неизбежностью повторяться раз за разом. Предотвратить межэтнические конфликты нельзя, но можно учитывать их аспекты и стремиться их блокировать, с ними необходимо считаться и изучать, но не переходить в открытую стадию.

Этнические факторы геополитики: 1. Несовпадение естественных границ с гос. границами, этносы расселены не т. к. проведены границы. 2. Внешн. политика гос-ва никогда не бывает этнически нейтральной. 3. Любое гос-во стремится наладить тесные связи с этнически близкими группами в др. гос-вах и в свою очередь стремится всеми силами воспрепятствовать таким связям своих нац. меньшинств. 4. Опора в геополитическом соперничестве на нац. меньшинства соперника. 5. Гос. границы не защищают от этнических конфликтов, а провоцируют их. 6. Сепаратизм это инструмент с помощью кот. можно взломать гос-ва изнутри, тот инструмент, кот. ведет к постоянному переделу мира.

Если смотреть на геополитику с т. з. военного фактора, то геополитика – есть совокупность физических, соц., моральных и др. ресурсов гос-ва, которые в своей совокупности составляют потенциал, определяющий его силу и позволяющий ему добиваться своих целей на международной арене. Можно сказать, что забота о силе го-сва есть основная забота самого гос-ва. Гос-во должно увеличивать сою силу. В геополитики это передается понятие мощь. Элементы составляющие мощь гос-ва или понижающие ее:

1. Географическое расположение, удобное для обороны, нападения или нет.

2. Наличие или отсутствие естественных ресурсов, полезных ископаемых и энергетических источников.

3. Людские ресурсы.

4. Промышленный потенциал, кот. способен обеспечить свою страну и ее мощь.

5. Кол-во вооруженных сил.

6. Качество вооруженных сил.

7. Национальный характер.

8. Нац. мораль. Как относится общество страна к вооруженному насилию над противниками.

9. Качество дипломатии, чем выше оно, тем меньше приходится действовать армии.

10. Уровень гос-ного руководства.

Экономический фактор геополитики. В наст. момент военная мощь гос-ва продолжает играть важную роль, но все большую роль начинает играть экономическая мощь. Все гос-ва стремятся к экономической экспансии и ведут острейшую борьбу за контролем над рынками сырья. Попытки контролировать нефтяные потоки. Сила гос-ва во многом зависит в наст. время от людских ресурсов, которые можно использовать для производства, от наличия или отсутствия природных ресурсов, кот. могут способствовать расцвету эк-кой мощи, но не всегда отсутствие ресурсов явл. отрицательным фактором, важную роль играет расходы на доставку сырья, т.к. без сырья работать нельзя, большую роль в эк-кой мощи играет место кот занимает гос-во в междун. разделении труда. Особую сложность в современ. время для геополитического анализа представляет разнонаправленные, прямо противоположные тенденции в эк-ке. 1 тенденция – зародилась со становлением капитализма в 19 в. и продолж. действовать сейчас. Суть: неравномерность экономического развития (развитые, развивающиеся, слаборазвитые и т.д.)– ведет к противоречиям между гос-вами, ведет к обострению борьбы за рынки сырья между ведущими эк-кими державами, ведет к разделу мира на эк-кие сферы влияния (на какой-то период времени это привело к колониальному разделу, но к 50-60 году они развалились, т.к. политический контроль оказался излишним), ведет к периодическим кризисам перепроизводства, кризисы перепроизводства ведут к обострению борьбы за рынки сбыта, что в перспективе делает неизбежным столкновение всех против всех. С др. стороны начиная с сер. 20 в. появилась тенденция складывания мирового рынка, все большую роль начинает играть ТНК, кот. имею формально штаб-квартиру в одной стране, но имею свои интересы, заводы во множестве стран, что соединяет их и дает общ. поле деятельности, кризисы производства начинаю приобретать глобальный характер. Кризис бьет по всем без исключения, он вынуждает создавать некие органы наднациональные, цель которых будет управление экономикой - всемирный банк, всемирн. торг. организация, что в свою очередь выталкивает экономику за пределы нац. границ.

Просмотров