Понятие. Что такое понятие

Одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов...

Одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов нек-рого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по к-рым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих осн. содержание П., выводятся др. общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знании. Развитие знании выражается гл. обр. в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение. П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл (Значение и смысл) соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (Т. 29. С. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения - сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о нек-рых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Чтобы наиболее точно отражать действительность, П. должны быть, по выражению Ленина, “обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир” (Т. 29. С. 131). Это положение - одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только н становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. Диалектико-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.

Понятие

Форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились...

Форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П. молекулы, атома, электрона. Они образовались не только через сравнение наглядных образов, но и путем применения логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, идеализации и т.д. Каждое П. характеризуется со стороны его содержания и объема. Содержание П. – это совокупность отраженных свойств предметов. Например, в содержании П. “атом” в числе других признаков входит признак “быть мельчайшей частицей химического элемента, сохраняющей его свойства”. Объем П. – это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, объем П. “атом” составляет множество, к которому относятся атомы всех химических элементов. Применительно к содержанию и объему П. действует закон их обратного отношения: чем больше содержание П., тем меньше его объем, и наоборот. Если, например, к содержанию П. “химический элемент” добавить признак “неметалл, обладающий наибольшей активностью”, то мы получим новое П., объем которого меньше объема исходного П. и которое выражается термином “фтор”. Вступая в связи между собой, П. образуют различные виды отношений. Так, объемы П. могут находиться в отношении совместимости (когда они хотя бы частично совпадают) или несовместимости (когда они даже частично не совпадают). В свою очередь, отношение совместимости может быть отношением тождества (объемы понятий полностью совпадают – например, “столица Беларуси” и “самый большой город в Беларуси”); пересечения (объемы совпадают лишь частично – например, “студент” и “спортсмен”); подчинения (объем одного понятия входит в объем другого, но не наоборот – например, “студент” и “учащийся”). Среди отношений несовместимости выделяются: соподчинение (два или более непересекающиеся П. подчинены общему для них П., не исчерпывая его объем; таковы, например, П. “физика” и “биология” по отношению к П. “научная дисциплина”) и противоречия (два непересекающихся П. подчинены общему для них П., исчерпывая его объем; например, “справедливая война” и “несправедливая война”). Знание отношений между П. по объему предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение, деление, обобщение и др., способствует углубленному пониманию текстов.

В.Ф. Берков

Понятие

абстрактная и общая идея, основная форма мышления. К области философии относится проблема реальности понятий: различают...

абстрактная и общая идея, основная форма мышления. К области философии относится проблема реальности понятий: различают «эмпириков» или «номиналистов», для которых понятие – это всего лишь слово (Локк, Юм), и «рационалистов», наделяющих его реальностью в уме (Платон, Кант).

Понятие

Является одной из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса...

Является одной из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия должны быть определены. Применение неопределенных понятий является одним из приемов демагогии. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Существуют слова-омонимы – одинаково звучащие, но выражающие различные понятия (например, коса, мир, земля), и слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, то есть выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (земля – почва – гумус, мир – земля – биосфера, мир – вселенная – космос и т.п.).

Классическим примером омонима является слово коса, которое обозначает вещь, образованную пересечением двух образующих. Для людей, живущих в мире слов: речная или морская коса, женская коса, и коса для скашивания травы -вещи разные. В мире понятий слово коса является недоопределенным и требует второго слова или контекста, который позволяет определить, о чем конкретно идет речь. В то же время существует, очевидно, понятие косости антагонистом которого является “прямизна”, прикладывание которого к различным вещам может быть выражено словом с корнем кос: скосить, укос, косный, косой.

Другим классическим примером неопределенного понятия является слово свобода, которое образует понятие только в словосочетаниях, так как является понятием относительным.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ и синтез, которые, в свою очередь, можно разбить на составные части: сравнение, абстрагирование, обобщение и т.п. .

Причем последние три являются основой первых двух, что делает нелогичным их объединение в одном списке, как это иногда делается в литературе по логике.

Понятие

Отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект,...

Отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект, группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов. П. возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, поэтому в П. соприсутствуют предметные, коммуникативные и рефлексивные аспекты деятельности. Это значит, что в П. фиксируется не только способ бытия какого-то предмета, но и его выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие П. сопряжено не только с изменением предметов в мышлении, но и с модификациями социальных форм, позиций и установок поведения людей.

Философия традиционно занималась логическими трактовками П., его характеристиками как мыслительной и познавательной формы. В этом плане истолкования П. связаны с процедурами обобщения, абстракции, идеализации, сравнения, определения. Различение П. во многом связано с определением сущности предметов; если такое определение тяготеет к характеристикам особого способа бытия предмета, то оно дает нам конкретное П., если же определение ориентировано на отвлечение и обобщение каких-то свойств объектов, то оно “замыкает” абстрактное понятие. Разумеется, абстрактные и конкретные аспекты бытия П. взаимообусловлены; в “живом” познании и мышлении выработка абстрактных П. о каких-то природных или социальных формах оказывается предпосылкой становления конкретных П. о способах бытия этих форм. Более жесткое разграничение и противопоставление абстрактных и конкретных П. оказывается возможным, когда мышление отделяется от процесса познания (или исследования), когда логика начинает ориентироваться на оперирование П., отвлеченными от их предметного содержания.

Когда в XIX в. формальная логика фактически отделилась от философии, последняя вынуждена была сконцентрировать внимание на процессуальности П., на его связях с реальной историей познания и науки, на социальных и культурных контекстах его бытования. Выяснение различных функций П., выполняемых ими в сферах человеческой деятельности, в общении и самореализации социальных индивидов, сместило фокус философских исследований П. с отношения человека к предмету на отношение человека к человеку (социуму, культуре, истории). Это стимулировало привлечение в философское изучение П. техники исследования П., выработанной науками о языке.

Как семантическая категория П. выражает момент развертывания мысли к тому, что явлено в языке. Слово “понятие” происходит от образного корня “пояти”, т. е. “взята”. В латинском языке ему соответствует conceptus, в основании которого лежит глагол сареге, что значит “хватать, схватить на месте”.

Для семиотики в рассмотрении П. принципиальным является указание на связь понятийности с ее выразительным аспектом. Ф. де Соссюр, например, писал: “Какой бы способ мы ни приняли для рассмотрения того или иного явления речевой деятельности, в ней всегда обнаруживаются две стороны, каждая из которых коррелирует с другой и значима лишь благодаря ей” (Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 46). В отношении П. это означает, что оно не существует само по себе, но образует со звуком сложное, выражаясь по-соссюровски, физиолого-мыслительное единство. Иными словами, существует связь между словоупотреблением и образованием П. Принято думать, что П. происходит путем абстрагирования: берется общее, отвлекается единичное. Но ситуация с абстрагированием в действительности выглядит иначе, ибо отвлечь нечто от другого нечто можно лишь тогда, когда уже имеют то, от чего абстрагируют, когда оно уже установлено. Когда произносят общее имя, то сознанию нечто представляется, причем в виде не какого-то конкретного денотата, а как произнесенное слово. Предпониманием того, что такое то или иное П., мы обладаем с детства и еще до рефлексии несем его в языке. Апелляцией к языку (знаковой системе) семиотика пытается преодолеть поверхностную альтернативу, отдающую предпочтение либо понятийному мышлению, либо чувственному переживанию.

В семантике вместо термина П. употребляется термин “концепт”, соответствующий явлению того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемый в несколько иной системе связей: значение – в системе языка, П. – в системе логических отношений и форм, исследуемых как в лингвистике, так и в логике.

П. в общем виде определяется одинаково в логике и лингвистике и представлено всегда по крайней мере одним общим именем или его эквивалентом – словосочетанием. В лингвистике поднималась проблема относительно того, связано ли П. с корнем (основой) слова или с полной формой слова как части речи. Была выявлена нежесткость связи П. с его знаковой формой и совершено сближение с логикой. В дальнейшем при этом сближении П. (концепт) стало выводиться из употребления разных слов и конструкций. За основу берутся и предложения, и их номинализация, и существительные конкретного и общего значения с учетом контекстов употребления. Эта процедура называется “концептуальным анализом”, одна из целей которого сделать концепт более определенным.

С. А. Азаренко

Понятие

Форма мышления, отражающая общие свойства явлений действительного мира.

Понятие

Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., “химический...

Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., “химический элемент”, “закон”, “сила тяготения”, “астрономия”, “поэзия” и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к ним, не существует. “Астрономия” уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как “сила тяготения” до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к П.

В истолковании содержания самого имени “П.” единства мнений нет. В одних случаях под П. имеют в виду все имена, включая единичные и пустые. В др. случаях П. понимаются как общие имена, отражающие предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда П. отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем. Термин П. широко употреблялся в традиционной логике, где выделялись три общезначимые “формы мысли”: П., суждение и умозаключение. В современной логике этот термин почти не используется.

Понятие

Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации...

Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Понятие

1) в философии – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная...

1) в философии – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса;

Понятие

Общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. являются,...

Общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. являются, напр., “дом”, “квадрат”, “молекула”, “кислород”, “атом”, “любовь”, “бесконечный ряд” и т. п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к П., не существует. “Атом” уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как “кислород” и “молекула” до XVIII в. вряд ли могли быть отнесены к П.

Имя “П.” широко используется и в повседневном языке, и в языке науки. Однако в истолковании содержания этого имени единства мнений нет. В одних случаях под П. имеют в виду все имена, включая и единичные, и пустые. К П. относят не только “столицу” и “европейскую реку”, но и “столицу Белоруссии” и “самую большую реку Европы”. В других случаях П. понимается как общее имя, отражающее предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда П. отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем.

Термин “П.” широко употреблялся в традиционной логике, которая начинала с анализа П., затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из П., и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термины “П.”, суждение и умозаключение употребляются редко. Схема изложения логики “понятие -> суждение -> умозаключение” отброшена как устаревшая. Изложение современной логики начинается с логики высказываний, которая лежит в фундаменте всех иных логических систем и в которой простое высказывание не разлагается на составляющие его части.

Понятие

Термин, который в философских текстах следует, как правило, избегать. Понятия – значения, вырожденные в идеальность,...

Термин, который в философских текстах следует, как правило, избегать. Понятия – значения, вырожденные в идеальность, потерявшие нативную определенность и психологичность. Они могут быть атрибутами науки, но никак – философии. Главная причина такого положения вещей даже не абстрактность и идеальность понятия, но его лимитность (предельность). Понятия задаются, но не осуществляются. В строгом смысле их не существует вообще.

В терминах книги “реальное понятие” – основной смысл (каркасный смысл, смыслорадикал), относимый к тому или иному феномену, предмету, отношению, явлению, фикции и т. д. Тем самым главным является не предполагаемая понятийная фокальность и обслуживающие понятийное смыслы, образы и другие психологические феномены (ссылки изнутри субъекта на идеальность), но наиболее существенный, откорректированный реальный смысл.

Выведения его вполне возможны. Одно из таких выведений: пересечение (логическое) всех смыслов определенного слова в однородных контекстах.

2. Понятие – абстракция, идея чего-либо вне его самого, стоящая над всеми рядами сходных объектов. Такое понятие может иметь чисто практическое значение в том плане, что опора только на знаки обиходно затруднительна. Тем не менее, именно знак подменяет собой понятие. Последнее только слабо предполагается. Однако еще чаще предполагается дефиниция, а понятие лишь полагаетcя, допускается. Все это наряду с неточными образами производит упрочение знака, с которым фактически и приходится иметь дело.

3. Понятие как определенная совокупность суждений об отличительных существенных признаках предмета и даже понятие как дефиниция – неоперативны, фактически рассыпаны, бессвязны. Перечни признаков, дефиниции, рассмотрения и т. п. – только подготовительный этап к получению идеи, интенции или смыслорадикала.

По этому признаку понятия делятся на:

    конкретные и абстрактные;

    положительные и отрицательные;

    соотносительные и безотносительные;

    собирательные и несобирательные.

Конкретное понятие – понятие отражающее сам предмет или явление, обладающее относительной самостоятельностью существования (алмаз, дуб, юрист).

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов (твердость, долговечность, компетенция).

Положительное понятие – понятие, в котором отражается наличие у предмета мысли какого-либо свойства, качества («металл», «живое», «действие», «порядок»).

Отрицательное понятие – понятие, характеризующее отсутствие у предмета мысли какого-либо качества, свойства. Такие понятия в языке обозначаются с использованием отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес­-») и др., например «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок».

Логическую характеристику понятий как отрицательных и положительных не следует путать с аксиологической оценкой обозначаемых ими явлений и предметов. Например, понятие «невиновный» логически отрицательное, но отображает положительно оцениваемую ситуацию.

Соотносительное понятие – понятие, неизбежно предполагающее существование другого понятия («родители» – «дети», «учитель» – «ученик»).

Безотносительное понятие – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, отдельно от других: «природа», «растение», «животное», «человек».

Собирательное понятие – понятие, соотносимое с группой предметов в целом, но не соотносимое с отдельным предметом из этой группы.

Например, понятие «флот» обозначает совокупность судов, но не применимо к отдельному судну, «коллегия» состоит из отдельных лиц, но один человек – не коллегия.

Несобирательное понятие – относится не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Например, «дерево» – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности.

Различение собирательных и несобирательных (различительных) понятий важно при построении умозаключений.

Например:

Вывод правильный потому, что понятие «студенты юридического факультета» употреблено в разделительном смысле: каждый студент факультета изучает логику.

Вывод неправильный, потому, что в данном случае понятие «студенты юридического факультета» использовано в собирательном смысле, а то, что верно по отношению ко всей совокупности студентов в целом, может быть неверно по отношению отдельных из них.

2.2. Виды понятий по их объему

Если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то деление понятий по объему характеризует их количественные различия.

Пустые и непустые понятия. Они характеризуются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли.

Пустые понятия – понятия с нулевым объемом, т.е. представляющие пустой класс «идеальный газ».

К пустым относятся понятия, обозначающие реально не существующие объекты – как фантастические, сказочные образы («кентавр», «русалка»), так и некоторые научные понятия, обозначающие или гипотетически предполагаемые объекты, чье существования в дальнейшем может быть опровергнуто («теплород», «магнитная жидкость», «вечный двигатель»), либо подтверждено, или идеализированные объекты, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство).

Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет.

Деление понятий на пустые и непустые в некоторой мере относительно, так как граница между существующим и несуществующим подвижна. Например, до появления первого реального космического корабля понятие «космический корабль», с необходимостью появившееся на стадии творческого процесса человека, было с точки зрения логики пустым.

Единичные и общие понятия.

Единичное понятие – понятие, объем которого составляет лишь один предмет мысли (единичный объект, или совокупность предметов, мыслимая как единичное целое).

Например, «Солнце», «Земля», «Грановитая палата Московского Кремля» – единичные предметы; «солнечная система», «человечество» – единичные понятия, употребляемые в собирательном смысле.

Общее понятие – понятие, объем которого составляет группа предметов, притом такое понятие применимо к каждому элементу данной группы, т.е. употребляется в разделительном смысле.

Например: «звезда», «планета», «государство» и пр.

Е.А. Иванов 1 отмечает, что формально-логическое деление понятий на виды необходимо, но имеет существенные недостатки:

    условность деления понятий на конкретные и абстрактные; реально всякое понятие одновременно и конкретно (имеет вполне определенное содержание) и абстрактно (как результат абстрагирования);

Поэтому Е.А. Иванов предлагает исходить из принятого в диалектико-материалистической философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Тогда можно выделить следующие виды понятий по их содержанию:

    субстанциальные понятия (от лат. substantia – первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова («человек»);

    атрибутивные понятия (от лат. atributium – присовокупленный), или понятия свойства («разумность» человека);

    реляционные понятия (от лат. relativus – относительный) («равенство» людей).

Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дет возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные, как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика.

Термины понятие и определение относятся к диалектической философии. Известно, что между ними существует принципиальная разница. Чем отличаются эти важные научные категории друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Понятие – обобщение предметов или явлений по каким-либо характерным для них признакам, отображенное в мышлении.

Определение – процесс закрепления с помощью логики конкретного смысла за языковыми терминами.

Сравнение

Понятие представляет собой форму мышления, которая способна охватить множество вещей, воспринимаемых нами на уровне чувств, и, выделив их общие и частные свойства, классифицировать их. Понятие по сути своей бесконечно, оно вырабатывается универсальным Разумом.

Определение (иногда его называют дефиницией) по сути своей конечно, оно является итогом рассудочной деятельности. Определение относит некий объект к какой-то из категорий, описывая его главные отличительные признаки. Определение, согласно Гегелю, соотносится с непосредственным представлением, оно не соответствует Абсолюту. Задача философии – перевести каждое представление в понятие, избавившись таким образом от конечных определений и обратившись к бесконечным понятиям.

Понятие бесконечно, потому что оно представляет собой познание, не ограниченное никакими внешними условностями по отношению к Разуму. В понятии заключен смысл, а определение представляет собой действие, направленное на выявление этого смысла. Понятие – это слово, получившее определение. И в определении нуждается каждое из понятий. Без определения слово (даже самое широко распространенное) понятием не является. Дать понятию определение – значит объяснить его значение со всеми возможными уточнениями. Причем важно сделать это именно в рамках данной философской системы. У каждого философа свое определение понятия, свое понимание конкретного слова. Поэтому в философской беседе, даже воспроизводя чужое понятие, обязательно требуется его определять, так как каждый понимает по-разному.

Выводы сайт

  1. Понятие не существует без определения.
  2. Понятие бесконечно, определение – конечная дефиниция.
  3. Понятие вырабатывается Разумом, определение – рассудком.
  4. Понятие ближе к Абсолюту, оно не ограничено никакими внешними условиями.
  5. Понятие содержит смысл, а определение представляет собой действие, направленное на выявление этого смысла.

1.Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

2.Виды понятий.

3.Отношения между понятиями.

4.Ограничение и обобщение понятий.

5.Определение понятий.

6.Деление понятий. Классификация и ее виды.

По определению, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. При изучении этой темы с необходимостью обращаемся к общефилософским проблемам: что такое признак? какие признаки являются суще-ственными? какие – несущественными? какие признаки называются единичными? какие – общими?

Языковыми формами выражения понятий являются слова и словосочетания. Напри-мер, «книга», «человек, который смеётся», «спортсмен-перворазрядник».

Основными методами образования понятий являются: анализ – мысленное расчле-нение предметов на их составные части, свойства, признаки, синтез – мысленное со-единение в единое целое частей предмета или его признаков; сравнение – установ-

ление сходства или различия между рассматриваемыми предметами; абстраги-рование - мысленное отвлечение от одних признаков и выделение других; обобщение – прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых

признаков объединяются в группы однородных предметов.

Всякое понятие имеет объем и содержание. Объем понятия это совокупность (класс) предметов, мыслимых в нем, а содержание – совокупность существенных признаков, на основании которой этот класс образуется . Объем и содержание поня-тия тесно связаны между собой. Четко фиксированное содержание ведет к четкому представлению об объеме. И наоборот, неясное содержание ведет к неопределенному объему. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содер-жанием: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Например, в объем понятия «студент» входят все объекты, обладающие признаком «быть учащимся вуза». Добавив в содержание понятия признак «отличник», видим, что объем понятия значительно сократился.

Виды понятий различают по двум основаниям: содержанию и объему.

По объему (количеству) различают:

1)единичные понятия , в объем которых входит только один объект (первый пре-зидент России, Организация Объединенных Наций); 2)общие понятия, в объем которых входит более одного объекта (школа, государство, озеро); 3)нулевые (пустые) понятия , в объем которых не входит ни один реально существующий объект (баба Яга, кентавр, леший). К нулевым понятиям относятся не только фантастические порождения человеческого сознания, но и научно значимые, такие как «идеальный газ», «абсолютно твердое тело, «несжимаемая жидкость» и др.

Общие понятия могут быть регистрирующими , объем которых конечен, множество объектов, входящих в него в принципе поддается учету (планета Солнечной системы, наука, студент СПбТЭИ) и нерегистрирующими , объем которых бесконечен (атом, существо, песчинка)


1)конкретные понятия , в которых мыслится самостоятельно существующий предмет (человек, здание, карандаш) и абстрактные , в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (белизна, несправедливость, честность);

2)положительные понятия , в которых мыслится наличествующий у предмета

признак (алчность, отстающий ученик, грамотный человек) и отрицательные , в которых мыслится отсутствие у предмета признака (неграмотный человек, некрасивый

поступок).

3)соотносительные понятия , в которых мыслятся предметы, существование одно-го из которых предполагает существование другого (родители – дети, начальник – под-чиненный, ученик – учитель) и безотносительные , в которых мыслятся предметы,

существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (дом, книга, страна);

4)собирательные понятия , в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (стая, созвездие, студенческая группа) и несобирательные , содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса (река, тетрадь, институт); собирательные понятия бывают общими (роща, полк, стадо) и единичные (созвездие Большая Медведица).

Понятия, в содержание которых входят некоторые общие признаки, называются сравнимыми (студент и человек, черный и красный, береза и растение). Несравнимые понятия не имеют общих признаков (музыка и кирпич, беспечность и дом). Сравнимые делятся на совместимые , объемы которых частично или полностью совпадают, и несовместимые , объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Типы совместимости: равнообъемность (тождество), пересечение и подчинение . В отношении тождества находятся понятия, объемы которых полностью совпадают друг с другом (река Волга и самая длинная река Европы, квадрат и прямоугольный ромб). Понятия, объемы которых частично совпадают, находятся в отношении пересечения (студент и спортсмен, школьник и филателист). В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (кошка и млекопитающее, студент МГУ и студент).

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность и противоречие .

В отношении соподчинения находятся понятия, исключающие друг друга, но при-надлежащие некоторому, более общему родовому понятию (ель, береза, липа при-надлежат объему понятия дерево) В отношении противоположности находятся два понятия, относящиеся к одному и тому же роду, одно из которых содержит какие-то

признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исклю-чающими признаками (храбрость – трусость, белый – черный). Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. В отношении противоречия нахо-

дятся два понятия, которые являются видами одного и того же рода, одно из которых указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками (честный – нечестный, грамотный ученик – неграмотный ученик). Отношения между объемами понятий схематически изображаются с помощью круговых схем.

ПОНЯТИЯ

Сравнимые несравнимые

совместимые несовместимые

тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие

Операции над понятиями – наиболее сложная и важная часть учения о понятии.

Обобщить понятие – значит, перейти от понятия с меньшим объемом. но с большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием (школа – учебное заведение). Обобщение не может быть беспредельным. Пределом обобщения являются философские категории.

Ограничить понятие – значит, перейти от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом посредством увеличения его содержания (геометрическая фигура – прямоугольник) Пределом ограничения является единичное понятие (юрист – следо-ватель – следователь прокуратуры – следователь прокуратуры Выборгского района города Санкт-Петербурга И.П.Михальченко)

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия или устанавливающая значение термина, называется определением . Если раскрывается содержание понятия, то определение называется реальным , например, «Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления». Если определяется термин, то определение будет номинальным , например, «Слово «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости».

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неяв-ные . Явными называются определения, в которых объемы определяемого и опреде-ляющего понятия находятся в отношении равенства, эквивалентности. Самое рас-пространенное явное определение – это определение через род и видовое отличие . Сама операция определения включает в себя два этапа: 1)подведение определяемого понятия под более широкое родовое понятие и 2) указание видового отличия, то есть признака, отличающего определяемый предмет от других предметов, входящих в данный род. «Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – нет». Родовым понятием в данном случае является «четырехугольник».

К явным определениям относятся и генетические определения , в которых указы-вается способ образования, построения данного предмета. Например, «Цилиндр - это геометрическая фигура, образованная путем вращения прямоугольника относительно

одной из сторон»

Правила явного определения.

1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. При нарушении этого правила возникают ошибки:

а) слишком широкое определение, когда объем определяющего понятия больше

объема определяемого;

б) слишком узкое определение, когда объем определяющего понятия меньше объема определяемого.

в) определение в одном отношении широкое, а в другом – узкое.

2) Определение не должно содержать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3) определение должно быть ясным, четким, не должно содержать в себе дву-смысленностей. Ошибкой будет подмена определений метафорами, сравнениями и т.д.Встречается и такая ошибка, как определение неизвестного через неизвестное

4) определение не должно быть отрицательным.

Большинство понятий можно определить при помощи определения через род и ви-довое отличие. Но как быть с определениями категорий – предельно общих понятий, так как они не имеют рода? Не могут таким образом быть определены и единичные понятия, поскольку не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям или приемам, заменяющим определения.

К неявным определениям относятся: контекстуальное, остенсивное, аксио-матическое, определение через отношение к своей противоположности и некоторые другие. Например, понятие «категорический» может быть установлено в контексте «В своих письмах я прошу у вас только категорического, прямого ответа – да или нет»

(А.П.Чехов). Остенсивным называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Можно под-вести к столу и сказать: «Это стол, и все вещи, похожие на него». Остенсивные, как и

контекстуальные определения отличаются незавершенностью, неокончательностью. Принципиальное отличие аксиоматических определений в том, что аксиоматический контекст строго ограничен и фиксирован. Аксиомы – это утверждения, принимаемые без доказательства. «Сила равна массе, умноженной на ускорение» - это положение не является явным определением, но здесь указывается связь этого понятия с другими понятиями механики. Философские категории часто определяются через отношение к своей противоположности: «Действительность – реализованная возможность».

В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров .

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением . В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого следует

раскрыть, члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие (результат деления), и основание деления – признак, по которому производится деление. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам.

Различают два вида деления: 1) по видообразующему признаку и 2) дихото-мическое деление . В первом случае основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия: «В зависимости от формы

государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные» Выбор основания деления зависит от цели деления и от практических задач. Но в любом случае в качестве основания должен выступать только объективный признак. Не следует, например, делить книги на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга интересна для одного и неинтересна для другого.

Дихотомическое деление – это деление объема делимого понятия на два про-тиворечащих понятия: «Все современные государства моно разделить на демо-кратические и недемократические». Здесь не надо перечислять все виды делимого понятия: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включены все другие виды. Но этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким и неопределенным. Во-вто-

рых, строгим и последовательным является по существу лишь два первых проти-воречащих понятия, а далее эта строгость и определенность может быть нарушена.

ПОНЯТИЕ

Посредством отд. П. и систем П. отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными науками и науч. теориями. Ф. Энгельс указывал, что «... результаты, в которых обобщаются данные его (естествознания.- Ред.) опыта, суть понятия...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 14) . В П. часто отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа.

При помощи П. отображаются как фрагменты действительности, рассматриваемые в отвлечении от изменения и развития, так и процесс постоянного изменения и развития изучаемой действительности, процесс углубления наших знаний о ней. Ленин подчёркивал: «Понятия не неподвижны, а - сами по себе, по своей природе - п е p е х о д» (ПСС, т. 29, с. 206-07) ; «... человеческие понятия...вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, бел этого они не отражают живой жизни» (там же, с. 226-27) .

Нередко под П. понимают системы знаний, представляющие собой фрагменты тех или иных науч. теорий. Подобные системы знаний предполагают определения П., установление их связей с иными П, системы. Из совокупности таких знаний могут быть логически выведены новые знания об изучаемых объектах. Так, напр. , К. Маркс, определив как обществ.-экономич. формацию, специфич. особенностью которой являются товарные отношения высшего типа (когда рабочая сила выступает как товар) , показал, как противоречия товара объясняют специфику капиталистич. отношений, и логически вывел из соотношений соответств. "П. противоречия капиталистич. общества. Эта совокупность знаний характеризует П. о капитализме как систему.

Уточненная формулировка закона обратного отношения выглядит так: WaA(a) cWaB(a), если и только если Г, (а) |= В(а) и Г, Β(α)μΑ(α).

В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объемов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WaA(oi) и WaB(a) представляют собой фактические объемы понятия, а Α(α) и B(a) - записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.

Закон обратного отношения действует и для логических объемов и содержаний: WaA(a) с WaB(a), если и только если A(a)|=B(a) и B(a)|,tA(a).

В данном случае множество Г пусто, А(а) и В(а) представляют собой языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WaA(a) и WaB(a) - их логические объемы, ι е. подмножества универсума абстрактно возможных объектов, вьщеляемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.

Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, т. е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.

В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, напр. “разумное существо”) и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр. “существо, способное летать и плавать”), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр. “древний город”) и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам, напр. “город, расположенный южнее Москвы”).

По количеству элементов объема различают пустые понятия (не содержащие элементов объема) и непустые понятия. (объем которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (напр., “король, правивший во Франции в XX веке”) или в силу законов природы (напр., “вечный двигатель”), такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (напр., “режиссер, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской “Чайки””), их называют логически пустыми.

Непустые понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов). На основании отношения объемов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объемы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (напр., “металл, проводящий тепло”), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (напр., “человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь”).

По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., “человек, родившийся в 1900 году”) или их кортежи - пары, тройки и т. д. (напр., “люди, родившиеся в одном и том же году”), подобные понятия имеют вид ai... c(„A(c(i,..., α„)), и , их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., “политическая партия”). По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обобщают индивиды (напр., “электропроводное вещество”), кортежи индивидов (напр., “изотопы”) или множества индивидов (напр., “пучок параллельных прямых”). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов - свойства, отношения и т. п. (напр., “способность вещества проводить электричество”), кортежи характеристик (напр., “взаимно обратные отношения”) или множества характеристик (напр., понятие фенотипа - “совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды”). Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объемов, либо содержаний. Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объему: совместимость (в объемах поня

тий имеется по крайней мере один общий элемент), исчерпываемость (объединение объемов совпадает с родом), включение (каждый элемент объема первого понятия входит в объем второго). Все остальные объемные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике. Имеется всего семь такого рода отношений: равнообьемность, подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот), обратное подчинение, перекрещивание (совместимость , отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода), дополнительность (совместимость , отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода), соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость), противоречие (несовместимость и исчерпываемость).

Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ(α) и аВ(а) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы А(а) и В(а). Если, напр., последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из А(а) логически следует В(а), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго и т. п.

Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.

Деление понятий - это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчиненных ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объема исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объемы результирующих понятий - членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, наличия или отсутствия у элементов объемов делимого понятия оА(а) некоторого признака В(а) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов - обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α(Α(α)&Β(α)) и α(Α(α)&-ιΒ(α)), а само называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (напр., рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъемности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объему, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного расчленения предмета на части (напр., “Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов”), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент важнейшей и широко используемой в науке познавательной процедуры - классификации, которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.

Обобщением понятия называется переход от понятия с данным объемом к понятию с более широким объемом, но тем же родом (напр., понятие “роман, написанный русским писателем” можно обобщить до понятия “роман, написанный русским или украинским писателем”). Обратный переход от понятия с данным объемом к более узкому по объему непустому понятию называют ограничением (в результате ограничения понятия “роман, написанный русским писателем” можно получить, напр., понятие “роман, написанный русским писателем в 19 веке”). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения - универсальные понятия (объем которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержащими и объемами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить - к более информативному понятию.

Поскольку объемы понятий суть множества, над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объемам понятий булевых операций (см. Алгебра логики) - объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству - состоит в том, что в результате получается множество, которое является объемом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объему понятия αΑ(α) является объем отрицательного понятия α-ιΑ(α). Объединение объемов понятия αΑ(α) и аВ(а) дает объем разделительного понятия α(Α(α)νΒ(α)), пересечение их объемов - объем соединительного понятия

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е. К. Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в символической логики, применив к анализу понятия такие ее средства, как формализованные языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая , введено различение логических и фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближенный к естественному, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.

В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е. Орловской, 3. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени позна

ются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т. д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т. е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т. е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.


Просмотров