Выступления аль фараби. Аль-фараби: биография жизнь идеи философия: аль фараби

Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Возможно, некоторые их взгляды и понятия кажутся сегодня устаревшими, но в свое время они направляли людей в сторону наук и просвещения. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году.

Жизнь великого философа

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам.

Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти.

Точно известно:

  • Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе.
  • Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.
  • Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона.
  • Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно.
  • Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица и крупный культурный и научный центр.
  • По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).
  • Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно.
  • Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым.

Жизнь в Дамаске и мировая известность

Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно.

  • В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты.
  • В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени.
  • Известно, что в 949 году ученый был в Египте.
  • Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим - был ограблен и убит по пути в Аскалан.

Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

Научный подход к обучению

Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел.

Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби - это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

  • Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.
  • Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.
  • Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии.

Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

Вклад в развитие наук

Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на таких ученых средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений - это его умственные изыскания и практические опыты.

Философские труды Аль-Фараби

Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

  • Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.
  • Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.
  • Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.
  • Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.
  • Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно-политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

Основа бытия по учению Аль-Фараби

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

  • Первая ступень - это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.
  • Вторая - появление всего.
  • Третья ступень - это деятельный и находящийся в развитии разум.
  • Четвертая - душа.
  • Пятая ступень - это форма.
  • Шестая - материя.

Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида:

  • Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования.
  • Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

Вторая причина - это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

Взаимосвязь формы и материи

Немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи - как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, - это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

Бог

Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него.

Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

Учение об идеальном городе-государстве

Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы:

  • “Трактат о достижении счастья”;
  • “Пути счастья”;
  • “Трактат о войне и мирной жизни”;
  • “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”;
  • “Гражданская политика”;
  • “Трактат об изучении общества”;
  • “О добродетельных нравах”.

Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховность. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды.

О музыке

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

Это вывело изучение и сочинение музыки на новый уровень. Он познакомил другие народы с музыкой Востока, оставив после себя трактаты “Слово о музыке” и “О классификации ритмов”. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являются вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Учение о познании

Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание.

Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

Логика, как форма познания

Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби - это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям.

Ученые Востока и других стран поддержали его работы “Введение в логику” и “Вводный трактат по логике”. Логика - это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый.

Память о великом ученом

В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Например, есть об Аль-Фараби биография на казахском, ему посвящены улицы городов и даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники, а 1975 году широко отмечался 1100-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Биография (казакша) не передает всего величия мудрости этого человека.

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан". Умер в 950 году.

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.

Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.

И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.

Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.

Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ".

Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.

Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.

Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.

9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".


Источник

по-латински назван Альфарабием, перс и

величайший аристотелевский философ своей эпохи. Родился в 950

году н.э. и, как сообщают, был убит в 1047 году. Он был

герметическим философом и обладал способностью гипнотизирования

посредством музыки, заставляя тех, кто слушал его игру на лютне,

смеяться, плакать, плясать и делать то, что ему было угодно.

Некоторые из его трудов по Герметической философии можно найти в

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аль-Фараби (870-950)

выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище "Второй учитель". (Первый - это сам Аристотель.) Об его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: "Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова "интеллект"", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др. Проблему возникновения мира аль- Фараби решает в духе неоплатоновской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр. Аль-Фараби придавал большое значение уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный. Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Аль-Фараби идет вслед за Платоном, руководствуясь этическими установками Аристотеля., Он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" [Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. С. 305]. Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными. Анаксагор Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин. Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все". Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Великий ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока.


Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".

Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.

Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание "второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду Аристотель.

И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем, близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и последовательно отстаивал свои убеждений.

Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.

Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. "Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ".

Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.

Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.

Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.

9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".

Среди великих ученых с мировыми именами почетное место занимает энциклопедист, великий философ Абу-Наср аль-Фараби. Он был поистине человеком глобального, мирового уровня, который сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, тюркской, греческой, индийской и своей собственной, персидской, культуры.

Рождение, детские и юношеские годы Фараби

Философ, ученый Абу Наср Мухаммед, сын Тархана, родился около 870-950 г.г. в области Фараб (Фарьяб), которая находилась в Мавераннахре, а ныне находится в Афганистане. От места рождения и происходит его фамилия — Фараби. Под этим именем и прославился Абу Наср Мухаммед, сын Тархана.

Семья Фараби была авторитетной и влиятельной. Тархан - псевдоним отца или деда в переводе означает «влиятельный начальник, руководитель», «человек, который может без разрешения может войти к шаху». Отец Фараби был командующим войском и ответственным за охрану некоторых из приграничных городов.

В Мавераннахре Фараби начал изучать арабский язык, фикх, хадис и тафсир - комментарии Корана. Он достиг успехов в этих науках, в результате чего стал казием (судьей) и работал на этом ответственном посту некоторое время.

Именно в это время Фараби увлекся античной мудростью и творением великого мыслителя и философа Аристотеля, основателя школы в Ликее, расположенном близ греческих Афин, (отсюда произошло название «лицей»).

Аль-Фараби покинул пост судьи и посвятил себя изучению трудов Аристотеля, творца «организованного знания». Согласно легендам Фараби прочел книгу Аристотеля «О душе» сто раз, а «Риторику»- двести, пока не выучил труды наизусть. Вскоре Фараби оставил родные места и отправился в Багдад для глубокого постижения гуманитарных наук.

Жизнь в Багдаде и Дамаске

В Багдаде аль-Фараби изучал науки, с особым пристрастием математику, логику, медицину, теорию музыки и языки.

В то время Багдад был научным и культурным центром исламского мира, вторым после Бухары. В этот город стекались знаменитые ученые, философы, поэты, музыканты. Открывались университеты, была создана Академия наук. Большой вклад в развитие научной мысли внесли персоязычные ученые, среди которых и Абу-Наср аль-Фараби, обладатель незаурядного таланта, проявивший себя во многих отраслях знаний.

До приезда в Багдад аль-Фараби владел только своим родным персидским языком, и арабским. В Багдаде же он стал полиглотом, человеком, изучившим в совершенстве более двадцати иностранных языков. В это же время аль-Фараби начал также усердно занимался различными науками, с особенным усердием он изучал логику у одного из известнейших ученых. И вскоре аль-Фараби достиг заметных успехов.

В Багдаде, политическом и культурном центре Халифата, Абу-Наср аль-Фараби провел значительную часть своей жизни.

Но жажда знаний и предписание Пророка Мухаммада (мир ему!), который говорил: «Ищите знание, даже если за ним вам придется отправиться в Китай», заставила аль-Фараби отправиться в город Харран (город на севере Ирака), где он продолжил занятия логикой, диалектикой, риторикой, поэтикой.

С 941 года аль-Фараби, будучи к этому времени уже известным ученым, жил в Дамаске. Стоик по этическим убеждениям и аскет по образу жизни, аль-Фараби, как сообщают некоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды. В Дамаске он закончил писать начатое в 940 году фундаментальное сочинение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Вернувшись в Багдад аль-Фараби вновь погрузился в изучение философии. Досконально изучив фундаментальные науки, ученый вошел в контакт с видными, маститыми деятелями науки и культуры, и довольно быстро стал самым авторитетным среди них. В общей сложности аль-Фараби прожил в Багдаде 25 лет.

Аль-Фараби слыл философом, ученым-рационалистом, носителем традиций просвещения. Поэтому, опасаясь обвинения в ереси и клевете, он решил эмигрировать в Египет. Однако, последовало приглашение от Сейф уд-Доуле Хамдан, храброго военачальника и щедрого покровителя искусств, правившего Северной Сирией в 944 — 967 годах.

Аль-Фараби принял приглашение и отправился в Алеппо (Халаб), один из городов Сирии. В 944 году Халаб был резиденцией независимого эмирата хамданидского князя Сейф уд-Доуле. Процветающий город стал домом великого поэта аль-Мутанабби и философа аль-Фараби.

Дворец Сейф уд-Доуле в то время был местом сбора ученых, языковедов, мудрецов и поэтов, которые приезжали из разных мест.

Аль-Фараби в Алеппо пользовался большим уважением, ему была предоставлена возможность в нормальной обстановке продолжить свою научную деятельность.

Хотя аль-Фараби и был известным ученым, но, зная лицемерие придворных, он мало участвовал в дворцовых собраниях и большую часть своего времени проводил на природе, занимаясь наукой и собственными научными сочинениями. Из всех льгот и привилегий ученый довольствовался только получением маленькой зарплаты из дворца, всего четыре дирхема в день. Но такая спокойная жизнь продлилась недолго. Спустя несколько лет она завершилась смертью ученого. Творческое наследие аль-Фараби насчитывает до 160 научных трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока.

В 12-13 вв. многие трактаты аль-Фараби были переведены на древнееврейский и латинский языки. Аль-Фараби считают одним их великих философов.

Аль-Фараби в течение долгих лет в Багдаде и Харране полностью изучил греческую логику, систематизированную известным ученым и мудрецом Аристотелем, и преподавал ее в исламских научных кружках. В связи с отрицательным отношением некоторых мусульман к этой науке, Аль-Фараби написал трактат, собрал в нем хадисы о Величайшем Пророке ислама, в которых были заметки о задачах и объектах логики. Кроме того, оученый добавил в логику новые темы.

Аль-Фараби и Абу Али Сина считаются двумя великими философами в истории ислама. Фараби был продолжателем философского пути известного философа Абу Исхака Кинди и находился под сильным влиянием греческой философии.

Тематика трудов аль-Фараби весьма обширна. Прежде всего его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл. Комментарии аль-Фараби охватывают почти все логические сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды древнегреческого астронома, астролога, математика, оптика, теоретика музыки и географа Птолемея, философа Александра Афродизийского, древнегреческого математика Евклида, древнегреческого философа, теоретика музыки, астролога, математика Порфирия. Аль-Фараби дополнил философские трактаты Аристотеля и написал комментарии к ним. Таким образом, он облегчил для мусульман понимание предмета и сути греческой философии. Рассказывают, что известный философ Абу Али Сина однажды сказал: «Некоторые философские трактаты Аристотеля о метафизике я читал несколько раз, но ничего не понял, пока не прочитал книгу-комментарий аль-Фараби и только с ее помощью понял взгляды Аристотеля».

Несомненно, одной из причин удивительного влияния логических и философских взглядов на исламский мир были старания ученого. Он так хорошо знал греческую философию, что решил соединить противоречивые взгляды Аристотеля и Платона, и написал об этом книгу «Ал-джам байиа рай-ил-хакимайн» (”О единстве взглядов двух мудрецов”).

Аль-Фараби ввел новшества в философию. Он старался согласовывать взгляды греческой философии с исламскими идеями и принципами. Аль-Фараби достиг успехов в этом направлении, поэтому некоторые считают его основоположником исламской философии, так как ученый смог создать систематизированную и гармоничную философию. За такие достижения аль-Фараби называют «Муаллим сани» (”Второй учитель”) и его работу считают продолжением идей Аристотеля, которого называют «первым учителем».

Систематизация наук

Одной из заслуг аль-Фараби является систематизация и характеристика распространенных наук того времени. В исламском мире он был первым человеком, приступившим к такой фундаментальной работе. Аль-Фараби свой многолетний труд подытожил в книге под названием «Ихса ул-улум» (”Подсчет наук”). В этой книге ученый описал разные отрасли знания и науки, вкратце объяснил их объект. Книга «Ихса ул-улум» состоит из пяти глав. Первая глава - филология, вторая глава - логика, третья глава - математика, четвертая глава - естественные науки и теология, пятая глава - гражданская наука, фикх, калам.

Большую же часть трудов аль-Фараби составляют его оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий бытия, познавательной деятельности человека, логике, пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению философского содержания практических наук.

Фараби можно считать первым великим исламским философом, который высказал взгляды о политике согласно условиям исламского мира. Самой известной его книгой в этой области является «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла» (”Воззрения жителей идеального града’”).

В этой книге он описал прослойки общества и их пути к счастью и несчастью. Он убежден, что «Мадина фазыла» (”идеальное общество”) - это город и общество в нем, основанное на взаимопомощи и сотрудничестве в делах, которые ведут народ к счастью. В этой книге он раскрыл сущность человеческого характера, рассказывал о народном образовании, о путях достижения счастья, об особенностях предводителя общества и др. Управление обществом, государством должен осуществлять правитель-философ. Тогда государство становится «добродетельным городом», население которого, в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе иерархии функцию.

Значительное место в наследии аль-Фараби занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам, таким, как государственное устройство и управление, этика, педагогика, изложенные в работах: «Гражданская политика», «Трактат о достижении счастья», «Афоризмы государственного человека».

Набожный мудрец

Аль-Фараби был мыслителем верующим и набожным. Он, для того, чтобы доказать неверующим философам и безбожникам существование Всевышнего, привел философские доказательства, которыми и в настоящее время пользуются философы и мыслители.

В IX-X вв. появилась группа людей, которая отрицала пророческую миссию пророков. Самым известным из них был Ибн Раванди. Аль- Фараби, который был набожным мудрецом, убежденным в Единстве Бога и пророческой мысли, выступал в защиту этих верований и доказал истинность пророческой миссии с помощью фактов и аргументов. Его взгляды в этом вопросе были настолько обоснованными, что через некоторое время Абу Али Сина также стал их последователем. В последние столетия даже такие ученые, как Сейид Джамал уд-Дин Асадабаде и шейх Мухаммед Абдух также приняли эти взгляды.

Характер аль-Фараби

Аль-Фараби придавал большое значение морали. Он считал, что счастье и величие положения философа заключается в уединении и отшельничестве, а также был убежден в том, что результат науки и истоки счастья кроются в морали. По его мнению, ученый, который не придерживается моральных принципов, не станет счастливым и совершенным. Аль-Фараби был убежден еще и в том, что если человека не украшает нравственность, то он несчастен. Сам он следовал моральным принципам. Например, несмотря на то, что он был энциклопедически образованным ученным, он не был высокомерным, жил очень скромно, одевался просто, не интересовался богатством. Большую часть своего времени и в Багдаде, и в Сирии, он проводил в одиночестве, в раздумье, занимался исследованием и сочинением трактатов. В Алеппо (Халаб), несмотря на то, что его уважал даже сам Сейф уд-Доуле, и была возможность накопить большое богатство и деньги, он не стремился к этому и довольствовался лишь получением четырех дирхемов в день на пропитание.

Труды

Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, автором множества книг число которых превосходит боле сто названий: почти все эти книги писал на своём родном персидском и на арабском языках. Половина этих произведений относится к логике, а другая половина относится к таким наукам, как философия, математика, природоведение, музыка и другим. Самыми важными из них считаются следующие книги: «Фосус ул-хекам» (”Гамма мудрости”), «Ара ахл ул-мадинат ул-фазыла», «Ихса ул-улум», «Ал-мусики ул-кабир» и другие. Аль-Фараби большинство своих трактатов сочинил в Багдаде, а некоторые в Сирии. Следует отметить, что он многие свои книги написал в последние тридцать лет своей жизни, то есть когда он уже был с точки зрения научной подготовки зрелым ученым.

Стиль аль-Фараби - особый. Он писал кратко и точно. Вместе с тем он предпочитал сочинение маленьких трактатов большим произведениям. Конечно, эти маленькие трактаты имеют глубокий смысл и подтверждают глубину его знаний. Аль-Фараби свою восьмидесятилетнюю жизнь провел в раздумьях, в исследованиях и сочинении. Он держался вдали от политических и общественных событий и все свое время посвящал науке.

Аль-Фараби умер в Шам (Сирии) в 339/950-51 году, и согласно завещанию, Сайф уд-Доуле с несколькими людьми совершил намаз у его тела, и после этого его похоронили.

Его произведения и идеи в X-XIвеках распространились на западе и востоке исламского мира. Его философия была встречена с большим интересом, а некоторые его произведения были переведены на арабский, турецкий, английский и латинский языки. Эти произведения в XIX веке были переведены на живые языки Европы, и это повлияло на мировоззрение европейцев, особенно французов.

Чествование имении памяти великого ученого-энциклопедиста в международном масштабе является свидетельством необходимости освоения культурного наследия прошлого как важнейшего звена борьбы за социальный прогресс, за гуманизм.

Более десяти веков отделяет от нас эпоху аль-Фараби. За это время человечество добилось огромных успехов во всех областях знания, но всегда следует помнить о тех, кто прокладывал путь к истине. Пусть высказанное ими не отвечает запросам сегодняшнего дня, но они положили кирпичи в фундамент, на котором построена современная культура.

Хайриддини Абдулло – Руководитель отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного Движения «Таджикские трудовые мигранты»

Просмотров