Борьба с коррупцией в медицине. Невролог Зайцев Детская перинатальная Неврология Психология Психиатрия Диагностика нервных болезней: Эпилепсия Головные боли ВСД Нарушения сна Тревога Страхи Депрессия Тики Заикание Энурез, Задержка психоречевого развития,

Глава 1. Общая характеристика коррупции в здравоохранении.

§ 1. Понятие коррупции как социально-правового явления.

§ 2. Состояние, структура и динамика коррупционной преступности в здравоохранении.

Глава 2. Основные коррупциогенные факторы в здравоохранении.

§1. Причины и условия, порождающие коррупцию в здравоохранении.

§2. Криминологическая характеристика личности преступника-коррупционера в здравоохранении.

§3. Виктимологический аспект коррупционных преступлений в здравоохранении.

Глава 3. Предупреждение коррупционных преступлений в здравоохранении.

§ 1. Общие меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении.

§2. Специально - криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование"

Актуальность темы диссертационного исследования.

Криминогенная ситуация в стране характеризируется возрастанием масштабов коррупции, пронизывающей все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение.

Для здравоохранения любое проявление коррупции является более опасным, чем для любой другой сферы общественных отношений. Ведь здравоохранение выступает основой для развития любого общества и государства, поскольку позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, высокий уровень жизни всех представителей общества, равные возможности для удовлетворения бытовых условий жизни и трудовой деятельности разных социальных слоев. При этом пораженность сферы здравоохранения коррупцией препятствует реализации задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства.

На основании и во исполнение международных документов в Российской Федерации был принят ряд федеральных законов и подзаконных актов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Однако с учетом постоянной изменчивости, приспосабливаемости к новым реалиям действительности и высокой степени латентности коррупции разработать всеохватывающий и долгосрочный план борьбы с ней в настоящее время не удалось. Более того, коррупция в здравоохранении имеет тенденции к росту, во многом опережая в своем развитии принимаемые государством антикоррупционные меры. В связи с этим коррупция в здравоохранении и меры по ее противодействию нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Степень научной разработанности темы.

Исследование коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения, проводилось, в частности, такими авторами как

А.П. Соловьев, Е.В. Червонных1. В то же время в современной научной литературе отсутствуют специальные криминологические исследования, посвященные проблемам коррупции в здравоохранении. Так, до настоящего времени не были рассмотрены личностные особенности преступника-коррупционера и виктимологический аспект коррупции в медицине; не осуществлялся анализ причин и условий коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере; глубоко не изучались проблемы правового регулирования борьбы с коррупцией, в том числе с учетом криминологических рекомендаций и практики борьбы с ней именно в здравоохранении. Таким образом, единое криминологическое исследование, предметом которого явились бы исключительно коррупционные преступления в здравоохранении, в российской науке отсутствует.

Цель диссертационного исследования состоит в оценке эффективности нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в здравоохранении, установлении негативных закономерностей, связанных с ее проявлениями, и разработке научно-практических предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение распространения коррупционных преступлений в здравоохранении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать коррупцию в здравоохранении России с позиций криминологической науки;

Выявить структуру коррупционной преступности в здравоохранении;

Охарактеризовать лиц, совершающих коррупционные преступления в здравоохранении, и разработать типологию личности преступника -коррупционера в здравоохранении;

Раскрыть понятие жертвы коррупционного преступления в здравоохранении;

1 См.: Соловьев А.П. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения: Дисс. . канд. юрид. наук. - М., 2007. Червонных Е.В. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждение: Дисс. . канд. юрид. наук. - Саратов, 2009.

Определить условия и причины, способствующие формированию и развитию преступной коррупции в здравоохранении;

Сформировать комплекс мер по предупреждению коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении.

Объектом исследования выступают сложившиеся в сфере здравоохранения России общественные отношения, связанные с нарушением правовых норм и морально-этических предписаний, выражающиеся в совершении коррупционных преступлений как медицинскими работниками, занимающими определенное должностное положение, так и рядовыми медицинскими работниками.

Предметом исследования являются коррупционные преступления как акты единичного коррупционного противозаконного поведения и коррупционная преступность как массовая совокупность соответствующих преступлений, а также негативные социальные явления, сопутствующие этим процессам.

Методологическую основу исследования составили диалектический, статистический и сравнительно-правовой методы познания. Кроме того, широкое применение в работе получил социологический метод - опрос в виде анкетирования различных категорий респондентов.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения криминологической науки, уголовного права, социологии, психологии, представленные в трудах отечественных ученых Ю.М. Антоняна, Г.А. Аванесова, В.В. Астанина, И.Я. Богданова, C.B. Бородина, В.Н. Бурлакова, К.В. Вишневецкого, А.К. Возженкова, Б.С. Волкова, Е.А. Горобец, А.И. Долговой, В.Г. Ившина, К.Е. Игошева, П.А. Кабанова, И.И. Карпеца, А.И. Кирпичникова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, C.B. Максимова, А.Б. Малюткина, Г.М. Мишина, A.B. Наумова, Д.В. Ривмана, В.Е. Эминова и других.

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе внутриведомственного и межведомственного характера, касающиеся правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили данные статистической отчетности Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, данные Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ, Главного управления Следственного комитета РФ по Самарской области, а также результаты проведенного автором в 2008-2012 годах социологического опроса, посвященного исследованию общественного мнения по проблеме коррупции и осуществлению мер по предупреждению коррупционных преступлений в здравоохранении. В анкетировании приняло участие 228 человек: пациенты, .проходившие амбулаторное или стационарное лечение в учреждениях здравоохранения Северо-Западного и Северо-Восточного административных округов города Москвы; медицинские работники учреждений здравоохранения; студенты Российского национального исследовательского медицинского университета им Н.И. Пирогова (РНИМУ) и Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ); работники правоохранительных органов и жители Москвы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на монографическом уровне проведено одно из первых комплексных криминологических исследований коррупции в здравоохранении в условиях современной России.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Разграничены формы и виды коррупции, дана характеристика каждого выделенного элемента. Приведена классификация коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении, с подразделением всех коррупционных преступлений на три группы:

1) коррупционные преступления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников;

2) коррупционные преступления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении;

3) коррупционные преступления медицинских работников, непосредственно связанные с медицинской деятельностью.

2. Дано авторское определение коррупции в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

3. Установлена сложная структура субъектного состава коррупционеров, поскольку не каждый работник здравоохранения может быть субъектом коррупционного преступления. К признакам, используемым автором для установления статуса должностного лица в сфере здравоохранения, относятся следующие:

Работа в медицинской организации вне зависимости от ее формы собственности;

Осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в данной медицинской организации;

Исполнение указанных функций либо на постоянной основе, либо временно или по специальному полномочию;

Осуществление медицинской деятельности;

Оказание медицинской помощи.

Низкий уровень правосознания, выражающийся в умышленном нарушении уголовно-правовых норм;

Завышенная самооценка и ослабленный контроль за собственным поведением;

На первый план всегда выступает стяжательство и личное обогащение, интересы как отдельных граждан, так и общества в целом принижены;

Отсутствие рецидива.

5. На основании проведенного исследования предложен следующий обобщенный криминологический портрет коррупционера в сфере здравоохранения: мужчина среднего возраста, с высшим медицинским образованием, как правило, имеющий семейные традиции врачебного дела, занимает высокое должностное положение, пользуется авторитетом среди коллег, имеет семью, в то же время не испытывает сочувствия к пациентам, уверен в том, что главное - это материальный достаток, использует должностное положение в корыстных целях, к уголовной ответственности не привлекался.

6. Причины и условия, порождающие коррупционные преступления в здравоохранении, классифицированы на шесть групп:

1) экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.);

2) политические (неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.);

3) социальные (несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.);

4) организационные (недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, принятие решений, несогласованных с представителями профессионального круга медицинских работников, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, не умеющих выявить и расследовать преступления в здравоохранении, общее недоверие населения к правоохранительной системе, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении);

5) правовые (наличие в законодательстве коррупционных норм и правовых пробелов);

6) нравственно-духовные (преломление норм морали, общее одобрение девиантного коррупционного поведения и др.).

7. Установлено, что коррупционное поведение медицинского работника во многом предопределено поведением жертвы. Жертва коррупционного поведения определяется автором как физическое или юридическое лицо, равно как и группа лиц, которому (или которым) коррупционной деятельностью был причинен физический, материальный, моральный либо репутационный вред или в отношении которого (которых) была создана опасность причинения такого вреда. При этом важно отметить, что жертвой коррупционных преступлений в здравоохранении, как правило, является физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи и обратилось за ней в соответствующее медицинское учреждение.

Поведение жертвы коррупционных преступлений в здравоохранении может быть нейтральным, позитивным или негативным.

Применительно к коррупции в здравоохранении выделяются несколько видов виктимности: индивидуальная, групповая и массовая; объективно-видовая и субъективно-видовая; виновная и невиновная.

8. Доказано, что коррупционная преступность в здравоохранении носит неперсонифицированный, анонимный, массовый характер. Жертвы изученных преступлений обладают, как правило, невиновным поведением и находятся в прямой или опосредованной угрозе причинения вреда от одного или нескольких актов преступной коррупции.

9. Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении разработаны применительно к сферам жизнедеятельности общества, в которых они должны реализовываться:

В сфере социально-экономических отношений - это проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов, в том числе в здравоохранении;

В сфере политических отношений - укрепление государственности; усиление демократических начал; развитие общественного контроля; развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти;

В духовной сфере общественной жизни - внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения; развитие идей социальной справедливости;

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития - выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении; постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере - четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции; искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права; постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов.

10. К специально-криминологическим мерам предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении отнесены следующие:

Разработка и применение новых образовательных стандартов и методик с целью повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, а также с целью выработки ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников;

Совершенствование системы оплаты труда медицинских работников;

Внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения;

Безусловная открытость деятельности медицинских учреждений;

Развитие культуры соблюдения этических принципов медицинскими работниками, включая разработку и принятие единого Кодекса врачебной этики;

Организационный контроль за медицинской деятельностью;

Информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав;

Реализация мер виктимологической профилактики.

11. Предложено внести изменения в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также - УК РФ), указав в дополнительном пункте 6 Примечания к данной статье, что к должностным лицам приравниваются медицинские работники, а также в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив часть 1 в следующей редакции: «Использование лицом, выполняющим функции в коммерческой или иной организации, а также медицинским работником своих полномочий.».

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что проведенное исследование, по мнению автора, способствует углублению криминологического знания в области характеристики и классификации коррупции в здравоохранении на основе сравнительного анализа с коррупцией в стране в целом.

Практическая значимость исследования определяется реализацией результатов исследования при дальнейшем совершенствовании антикоррупционного законодательства, разработке методических рекомендаций по выявлению коррупционных преступлений в здравоохранении, развитию в России механизма предупреждения коррупции и защиты прав пациентов, а также при разработке государственных программ по противодействию коррупции в здравоохранении и проведению контрольнопрофилактических мероприятий на уровне отдельных медицинских учреждений.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проходило ее обсуждение и рецензирование. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 статей в научных журналах и сборниках, общим объемом 4,9 п.л. (в том числе 5 статей - в журналах, рекомендуемых ВАК РФ). Отдельные положения диссертации изложены на Международном конгрессе по здравоохранительному праву стран СНГ и Восточной Европы, проходившем в городе Москве (ноябрь, 2012 год); пятой Международной научно-практической конференция «Право как основа современного общества» (Москва, 2012 год); восьмой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права» (Москва, 2009 год).

17 мая 2012 года автор принял участие в работе круглого стола по теме «Противодействие коррупции: национальные и международные правовые инструменты», проводившегося в рамках Второго Петербургского Международного юридического форума.

Структура диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации по теме "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Балебанова, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования коррупции в здравоохранении России, основанного на теоретических изысканиях, собранном эмпирическом материале, критическом анализе отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной рассматриваемым проблемам, как мы полагаем, цели и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.

Прежде всего следует отметить, что сложность криминологической характеристики коррупционных преступлений в здравоохранении объясняется двойственностью природы самой коррупции, выступающей и как правовое, и как социальное явление, что затрудняет точную законодательную регламентацию форм и видов коррупции. Так, нет ни одного международного правового документа, включая международные конвенции по борьбе с коррупцией, в котором определение коррупции было бы дано в достаточной мере четко и недвусмысленно. Российское законодательство не является исключением, поскольку также не содержит исчерпывающего перечня коррупционных преступлений. В то же время отсутствие подобной законодательной регламентации значительно усложняет рассмотрение единой структуры преступной коррупции исследователями и правоприменителями. Это, в свою очередь, создает препятствия для обобщения статистического материала и анализа отдельных групп и видов рассматриваемых преступлений.

Несмотря на это, нам удалось проанализировать федеральные и региональные нормативные правовые акты и представить собственную оценку осуществляемых мероприятий по противодействию коррупции, а также посредством проведенных исследований установить негативные закономерности, связанные с проявлениями преступной коррупции в здравоохранении.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что на общее состояние коррупции в здравоохранении России повлияли такие распространенные в обществе социально вредные установки, как восприятие коррупционных действий в качестве привычного фактора формирования и развития общественных отношений, ориентированность на максимально возможное обогащение с опорой на несовершенство российского законодательства и недостатки контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Подобное отношение общества к коррупционному поведению оказало самое негативное влияние на сферу здравоохранения, в которой приоритетный мотив оказания качественных медицинских услуг и помощи больным людям подменили мотивы корысти и обогащения. В результате самая важная область общественных отношений оказалась зараженной коррупцией, обнаружить и пресечь формы и виды которой в полном объеме в настоящее время практически невозможно.

Нами определены детерминантами коррупции в здравоохранении, среди которых наиболее важное значение имеют экономические, организационные и нравственно-психологические факторы, а также недостатки правового регулирования.

Обосновываются основные характерные черты коррупционных преступлений в здравоохранении: высокая латентность, виктимологические аспекты коррупционного поведения, особый правовой статус субъекта преступления.

Среди наиболее распространенных форм преступной коррупции в здравоохранении, удалось выявить следующие:

Взяточничество;

Злоупотребления и нарушения при проведении государственных и муниципальных закупок;

Выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами;

Использование врачами выделенного администрацией учреждения здравоохранения помещения и оборудования для нелегального приема пациентов;

Злоупотребление полномочиями государственными служащими при использовании средств федерального бюджета;

Нарушение правил проведения клинического эксперимента. В ходе исследования установлено, что центральной проблемой коррупции в здравоохранении является личность медицинского работника -коррупционера, которая характеризуется общим негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых побуждает к криминогенному поведению. Посредством обобщения статистических сведений и материалов уголовных дел мы типологизировали личность медицинского работника-коррупционера и сформировали обобщенный криминологический портрет, подчеркивающий, что коррупция в здравоохранении имеет большой интеллектуально-образовательный окрас.

Кроме того, по смыслу уголовного закона субъект коррупционного преступления в здравоохранении обладает сложным правовым статусом, который в настоящее время не позволяет привлечь к уголовной ответственности любого медицинского работника, уличенного в коррупционном поведении. Поэтому мы предлагаем ввести расширительное толкование должностного лица применительно к здравоохранению. Мы полагаем, что незаконное денежное вознаграждение медицинских работников приобрело в масштабах страны характер массовых поборов. Часто деньги берутся у больных и их родственников за то, что медицинские работники обязаны делать, поскольку это прямо входит в предмет их трудового договора. Но масштабы незаконных поборов настолько глубоко проникли в здравоохранение, что, даже присвоив деньги, медицинские работники все равно не оказывают больным необходимую медицинскую помощь. Без радикальных средств здесь, по нашему мнению, не обойтись.

Признаки коррупционных преступлений в здравоохранении предопределяют тип личности жертв преступной коррупции. Наиболее опасной виктимологической тенденцией распространения коррупционных преступлений в здравоохранении является то, что хотя индивидуальная виктимизация происходит при совершении коррупционного преступления в отношении одного конкретного лица, но в действительности однотипных виктимологических ситуаций развития одного и того же преступного коррупционного намерения множество. В результате индивидуальная виктимность приобретает характер массового явления.

Предметом виктимологической коррупции в сфере здравоохранения выступает жертва коррупционного поведения. Как правило, это физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи и обратилось за ней в соответствующее медицинское учреждение. Зависимая роль пациента предопределяет повышенную виктимность, что не позволяет окончательно укрепить в сознании жертвы желание противостоять коррупционному поведению медицинского работника.

С учетом особенностей коррупционных преступлений в здравоохранении нами разработаны меры их предупреждения. Сложность внедрения системы мер противодействия заключается в том, что большая часть антикоррупционных мер должна быть реализована на уровне, максимально приближенном к отношениям по формуле «врач - пациент».

К общесоциальным мерам отнесены экономические, политические, идеологические и законодательные преобразования, преследующие такие цели, как устранение резкой дифференциации населения по имущественному признаку, реализация государственных программ по поддержке малоимущих слоев населения, пропаганда семьи как основополагающей ячейки современного общества, развитие форм общественного контроля, искоренение правовых пробелов и совершенствование законодательной техники.

В числе специально-криминологических мер предлагаются следующие:

Внедрение организационного контроля над платными услугами во всех лечебно-профилактических учреждениях;

Принятие федерального закона «О правах пациентов» и Типового кодекса врачебной этики с целью формирования и развития правовой культуры пациентов и медицинских работников;

Создание условий, исключающих возможность фальсификации официальных медицинских документов;

Специализация деятельности правоохранительных органов в целях повышения качества проводимых следственных действий по уголовным делам о коррупционных преступлениях в здравоохранении.

Таким образом, полагаем, что нам удалось доказать не только имеющийся рост коррупционной преступности в здравоохранении, но и то, что этот рост сопровождается совершенствованием форм коррупционных проявлений, снижением качества оказываемых медицинских услуг и препятствует эффективному выполнению государством приоритетной функции по обеспечению здоровья граждан.

Для достижения реальных результатов в противодействии с коррупцией необходимы устойчивая политическая воля, активизация различных социальных групп, сотрудничество ученых и практиков в непрерывном поиске наиболее эффективных антикоррупционных мер. Принимаемые государством законодательные акты должны обеспечивать неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления, а осуществляемая борьба с коррупцией должна сопровождаться развитием форм обратной связи общества с государством, подразумевающих общественное обсуждение антикоррупционных мероприятий и законодательных инициатив. Только посредством совместного участия населения и государства возможно предотвращение роста коррупционной преступности и развитие антикоррупционной правовой культуры у всех представителей общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Балебанова, Татьяна Александровна, 2013 год

1. Международные правовые акты.

2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года. // «Советская юстиция». 1992. - № 9-10.

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка Электронный ресурс. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». // http://www.consultant.ru (дата обращения 05 октября 2012 года).

4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173, Страсбург, 27 января 1999 года). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст. 3424.

5. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995.-13 April.

6. Нормативные правовые акты Российской Федерации.

7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009. № 4. - Ст. 445.

8. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 . // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 года. № 33. Ст. 1318.

14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

15. Федеральный закон от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

16. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1815.

17. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

18. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3534.

19. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

20. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

21. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3609.

22. Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

23. Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

24. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции». // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

25. Закон Смоленской области 28 мая 2009 года № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области». // Смоленская газета. 2009. № 42.

26. Закон Краснодарского края от 23 июля 2009 года № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае». // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2009. № 21 (151). С. 82.

27. Закон Ленинградской области от 17 июня 2011 года № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области». // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2011. № 3.

28. Закон Псковской области от 17 июля 2008 года № 784-03 «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления». // Псковская правда. 2008. № 188-189.

29. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №37. Ст. 4182.

30. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №21. Ст.2429.

31. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст. 3196.

32. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 . №20. Ст. 2444.

33. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 10. Ст. 1084.

34. Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 года № 266 «Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации». // Российская газета. № 135 (дополнительный выпуск). 10 июля 2003 года.

35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности». // Российская газета, 2011. № 132.

36. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

37. Проекты нормативно-правовых актов.

38. Законопроект № 96700403-2 «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». Электронный ресурс. // Автоматизированная системаобеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения 16 ноября 2012 года).

39. Законопроект № 97802398-2 «О правах пациентов». Электронный ресурс. // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения 16 ноября 2012 года).

40. Законопроект № 97120-3 «О правах пациентов». Электронный ресурс. // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения 16 ноября 2012 года).

41. Монографии, учебная литература.

42. Абдуллаева Н.Д. Правовая ответственность медицинских работников: проблемы квалификации. М.: ФГУКУ ВНИИ МВД РФ, 2012.

43. Алексеев А.И., Солопанов Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. М.: Изд.-во МВД СССР, 1979.

44. Аминов Д.И., Гладких В.И, Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. М.: Юрист, 2002.

45. Антонян Ю.М., Блувштейн Д.Ю. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. М.: Академия МВД СССР, 1974.

46. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. М.: Норма: ИНФРА, 2010.

47. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. М.: Европейский учебный институт МГИМО (У) МИД России, 2011.

48. Балебанова Т.А., Волошина Т.О., Прыгунов С.Е. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ с комментариями юристов компании «ГАРАНТ». М.: ЭКСМО, 2011.

49. Беккариа Ч.О. О преступлениях и наказаниях (сост. B.C. Овчинский). М.: ИНФРА-М, 2011.

50. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд-во: Институт социально-политических исследований РАН, 2001.

51. Борков В.Н. Должностные преступления: квалификация, система и содержание уголовно-правовых запретов. Омск: Омская академия МВД России, 2010.

52. Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника.- СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского гос. ун-та., 2006.

53. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. М.: М.,ЮНИТИ: Закон и право. - 2010.

54. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, Изд-во Казанского унта, 1982.

55. Голубев В.В. Квалификация коррупционных преступлений. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002.

56. Гришаев П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин и условий преступности. М.: ВЮЗИ, 1984.

57. Дагель П.С. Потерпевший в советском уголовном праве. / Потерпевший от преступления (под ред. П.С. Дагеля). Владивосток: Полиграфический комбинат Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Приморского крайисполкома, 1974.

58. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. М.: Вече: ACT. - 2001. - Т. 1.

59. Никитин Е.В. Должностные преступления: общая уголовно-правовая характеристика и юридический анализ составов. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.

60. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011.

61. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права: По изданию 1896 года. М.: Спартак, 1997.

62. Земска М. Семья и личность (перевод с польского Титаренко В.Я.). -М.: Прогресс, 1986.

63. Ившин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. Виктимология: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер. 2011.

64. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1974.

65. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск: Издательско-полиграфический центр. «Гузель»,1995.

66. Ковалева Н.М. Должностное лицо и должностное преступление в законодательстве, теории и судебной практике России. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

67. Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство полиграфической литературы, 1967.

68. Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. Монография. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.

69. Криминология. / Под ред. Г.А. Аванесова М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.

70. Криминология. / Под ред. В.Н. Бурлакова В.Н., Н.М. Кропачева. -СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского гос. ун-та, 2005.

71. Криминология. / Под ред.А.И. Долговой. М.: НОРМА, 2005.

72. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристь, 2007.

73. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.: Волтерс Клувер, 2005.

74. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского.-М.: МГУ, 1994.

75. Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство полиграфической литературы, 1967.

76. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.: Форум. ИНФРА-М, 1998.

77. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Проспект, 2007.

78. Латов Ю.В. «Образ коррупции в общественном сознании россиян». // Материалы международного научно-практического семинара от 07 декабря 2007 года «Противодействие коррупции: проблемы и перспективы реализации антикоррупционной политики». Казань, 2008.

79. Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. Монография. М.: Юридическая литература, 1980.

80. Максимов C.B. Коррупция. Закон. Ответственность. М.:ЗАО ЮрИнфоР, 2008.

81. Максимов В.К„ Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). Монография. М.: Изд-во Академии МВД России, 2006.

82. Малюткин А.Б., Возженков A.B. Коррупция как системно-правовая проблема государства и общества. М.: ООО «Техполиграфцентр», 2010.

83. Майоров A.B. Основы виктимологии: учеб. пособие. Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.

84. Михлин A.C. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. Фрунзе: Кыргызстан, 1980.

85. Мысловский E.H. Коррупция в России: преступление или образ жизни? М.: Экон-Информ, 2007.

86. Набережная Ж.Б., Набережная И.Б., Сердюков А.Г. Частные социологические исследования в практическом здравоохранении Астрахань: Изд-во: Астраханская гос. мед. академия, 2007.

87. Новая популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. В.И.Покровского. М.: Энциклопедия, 2004. С. 265.

88. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. М.: Издательство ООО «Мир и образование» «ОНИКС», 2011.

89. Побегайло Э.Ф. Криминологическая характеристика лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления. М., 1976.

90. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт, 2008.

91. Результаты контрольных и надзорных мероприятий, проведенных

92. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2010 году. М., 2011.

93. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002.

94. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности в органах внутренних дел. Лекция. М.: МВШМ СССР, 1984.

95. Сергеев Ю.Д. Ерофеев C.B. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи. М.: Москва-Иваново, 2001.

96. Смирнов Т. А. Семья. Личность. Общество. (социально-философское исследование проблемы социализации личности в семье). -Норильск: ГОУВПО Норильский индустриальный институт, 2011.

97. Стеценко С.Г. Медицинское право. СПб.: Юр"ид. центр Пресс, 2004.

98. Стенограмма выступления Глазьева С.Ю. на заседании круглого стола

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

КОРРУПЦИЯ В МЕДИЦИНЕ

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно – на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться – понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины – это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для «блатных», особое отношение к «платным пациентам» и скотское – к «простым смертным», частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц – все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Страшнее взятки

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод – коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

И все же взятки

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

За выписку «нужного» рецепта.

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

Продается Ваше здоровье

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Платная медицина – рассадник коррупции?

В последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники, с надеждой на то, что там работаю специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и, причем, не малые. А что на самом деле? Деньги-то мы платим, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может и хуже. А почему так происходит? Во-первых, оценить качество предоставляемой в данном случае услуги компетентно, Вы не в состоянии (ведь Вы же не врач, посему не можете судить). Поэтому и бытует мнение в народе, дескать «Вы, конечно, можете и не платить, если результат лечения и состояние Вашего здоровья Вас не волнует». Именно поэтому, оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, на которую сможет его «выдоить», и как говорится, слава Богу, если в итоге проведения всевозможных ненужных анализов и обследований, будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Во-вторых - все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии. Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает не жалко дать чиновнику в министерстве здравоохранения «на лапу», чтобы он не посылал в его больницу проверки. Поэтому-то и закрывают глаза на нарушения всех правил все те, кому положено наказывать непрофессионалов. Получается, что, приходя в частную больницу и отдавая деньги за услуги, мы рискуем не только не вылечиться, но и пострадать еще сильнее. И после этого мы не сможем доказать, что мы пострадали, так как все эксперты, даже самые независимые, будут в один голос утверждать, что все хорошо. Именно поэтому, когда ведется речь о коррупции, в частности в медицине, сложно ограничиться однобокими решениями – прекратить давать врачам взятки (благодарить), искоренить частную (платную) медицину и прочими подобными мерами, так как это всего лишь следствие. К данной проблеме стоит подходить более глобально, то есть принимать самые кардинальные меры, выражаясь медицинским термином – использовать исключительно «оперативное вмешательство», так как компрессы и горчичники в данном случае неэффективны. Ведь здравоохранение – это одна из самых важных сфер и коррупция, которая поглотила и полностью вжилась в систему, должна быть полностью искоренена самым радикальным способом.

Кто и как нас "разводит" на лечение? Надуманные болезни


Выдуманные болезни - большая проблема современного здравоохранения. Надуманными являются не столько сами заболевания, сколько их последствия для здоровья. И дается только один рецепт: заплати за лечение и спасешься! Вот только так ли велика опасность, как нам ее преподносят?

Эпизод из жизни
Нас постоянно призывают заботиться о своем здоровье, не уповать на официальную медицину и помнить, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Моя знакомая, женщина средних лет, много работающая, со средствами и с вечным недостатком времени решила пройти обследование в известной частной клинике. То есть, она давно собиралась это сделать, но тут случай подвернулся. просто на ловца и зверь, как говорится. Перед новым годом ей вручили рекламный купон этой самой фирмы с предложением пройти обследование с хорошей скидкой. Филиалы клиники расположены практически во всех районах мегаполиса. Оны выбрала ближайший. И пошла. Ей сделали некоторые анализы, ее осмотрел врач. Наконец, ей сообщили: у вас обнаружен цитомегаловирус. У вас мастопатия. Не исключено, что у вас - предрак. Чтобы сообщить более точный диагноз, нужно пройти более подробное обследование. И тогда, по результатам уже расширенной диагностики, врачи клиники смогут точно сказать, угрожает вам рак или все-таки нет. Доплатить за точность придется 43 тысячи рублей…

Зашла здоровой - вышла больной
Хотя должно было быть совсем наоборот. Можете представить состояние моей знакомой - зашла здоровой - вышла больной. Ожидающей летального исхода в самое ближайшее время. Она уже решила вместо подарков родным и поездки к теплым морям заплатить за "расширенную диагностику". И писать завещание, сообщая срывающимся голосом ужасную информацию всем, кто звонил поздравить ее с наступающими праздниками.
Совершенно СЛУЧАЙНО у нее состоялся разговор с молодой коллегой, которая:
а) Просветила ее насчет вирусов, сообщив, что миллионы людей на планете спокойно живут с миллионами вирусов, которые находятся у них в организме. Поэтому присутствие цитомегаловируса ни о чем не говорит. б) Мастопатия также имеется в наличии у 90% женщин. в) 43 тысячи рублей платить за обследование нет необходимости - можно пойти в районный онкодиспансер или межрайонный диагностический центр и сделать все процедуры бесплатно. Правда, это не будет слишком быстро. Но зато и подводить женщину к мысли, что она третий день лишний живет, поскольку не платит за диагностику- там тоже никто не будет. Зачем себе лишнего больного приписывать? - Настоящих больных хватает.

Место "развода"
Как вы догадываетесь, дело происходило в Москве. И здесь наличие широкого выбора лечебных учреждений сыграло дурную шутку с человеком, который ответственно относится к своему здоровью. Трудно представить себе подобную ситуацию, например, где-то в небольшом городе. Там хочешь - не хочешь - иди в одну больницу или поликлинику. Плохо? Наверное, не очень хорошо. Но зато, если потребуются "подношения", то размер их будет в разы меньше.
Кстати, многие профессиональные врачи не идут работать (и даже подрабатывать) в частные медучреждения именно по этой самой причине - чтобы была прибыть их заставляют посылать клиента на ненужные анализы и проходить лишние диагностические процедуры. Тем, кому это претит, кто по-прежнему видит пациента, а не клиента, в "частном секторе" не задерживаются…

В последнее время люди стали все больше обращаться в частные клиники, с надеждой на то, что там работаю специалисты, которые действительно смогут им помочь. Ведь за эту помощь они платят деньги, и, причем, не малые. А что на самом деле? Деньги-то мы платим, а обслуживание получаем такое же, как и в обычных поликлиниках, а может и хуже. А почему так происходит? Во-первых, оценить качество предоставляемой в данном случае услуги компетентно, Вы не в состоянии (ведь Вы же не врач, посему не можете судить). Поэтому и бытует мнение в народе, дескать «Вы, конечно, можете и не платить, если результат лечения и состояние Вашего здоровья Вас не волнует». Именно поэтому, оценив навскидку уровень платежеспособности пациента, врач уже примерно прикидывает смету, на которую сможет его «выдоить», и как говорится, слава Богу, если в итоге проведения всевозможных ненужных анализов и обследований, будет выявлено действительное заболевание и назначено соответствующее лечение. Во-вторых - все дело в том, что частные клиники находятся под защитой и покровительством тех, кто призван отзывать у них лицензии.
Платная медицина – это настоящий бизнес, на котором зарабатываются огромные деньги. И тем, кто эти деньги зарабатывает не жалко дать чиновнику в министерстве здравоохранения «на лапу», чтобы он не посылал в его больницу проверки. Поэтому-то и закрывают глаза на нарушения всех правил все те, кому положено наказывать непрофессионалов. Получается, что, приходя в частную больницу и отдавая деньги за услуги, мы рискуем не только не вылечиться, но и пострадать еще сильнее. И после этого мы не сможем доказать, что мы пострадали, так как все эксперты, даже самые независимые, будут в один голос утверждать, что все хорошо. Именно поэтому, когда ведется речь о коррупции, в частности в медицине, сложно ограничиться однобокими решениями – прекратить давать врачам взятки (благодарить), искоренить частную (платную) медицину и прочими подобными мерами, так как это всего лишь следствие. К данной проблеме стоит подходить более глобально, то есть принимать самые кардинальные меры, выражаясь медицинским термином – использовать исключительно «оперативное вмешательство», так как компрессы и горчичники в данном случае неэффективны. Ведь здравоохранение – это одна из самых важных сфер и коррупция, которая поглотила и полностью вжилась в систему, должна быть полностью искоренена самым радикальным способом.

Коррупция - это использование занимаемой позиции в личных целях. Считается одним из основных видов теневой экономики, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Transparency International определяет коррупцию как «злоупотребление вверенными полномочиями в целях достижения личной выгоды».

Подвержено коррупции и здравоохранение. В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи, или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

a) Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Типичный вид воровства в крупном масштабе - растрата и расхищение средств , выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

Вообще, лекарственные препараты воруют практически на всех уровнях системы распределения. Врачи при выписке рецептов часто начинают отдавать предпочтение определенным лекарствам, вымогая у поставщиков различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

Для здравоохранения нашей страны характерна также коррупция в сфере государственных закупок . Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами, для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать неоправданно значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования за счет государства.

Кстати, риск коррупции еще более увеличивают форс-мажорные обстоятельства, с которыми постоянно сталкивается здравоохранение во всем мире. Например, в случаях широкомасштабных катастроф, необходимость максимально быстрого предоставления медицинской помощи позволяет зачастую обходить существующие надзорные механизмы.

Одним из распространенных способов корпоративного мошенничества в медицине является использование врачами казенного помещения и оборудования для нелегального приема пациентов как средство «левого» приработка. Безусловно, чаще всего подобное практикуется в государственных медицинских учреждениях. Поэтому не случайно, что износ оборудования там происходит гораздо быстрее положенного амортизационного срока.

Коррупция в платежных системах . Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов . Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Использование помещения в собственных целях .Одним из распространенных способов корпоративного мошенничества в медицине является использование врачами казенного помещения и оборудования для нелегального приема пациентов как средство «левого» приработка. Безусловно, чаще всего подобное практикуется в государственных медицинских учреждениях. Поэтому не случайно, что износ оборудования там происходит гораздо быстрее положенного амортизационного срока.

Сегодня в медицинской среде также очень популярно мошенничество, связанное с выкачиванием врачами денег из страховых компаний - как по обязательному, так и по добровольному медицинскому страхованию. Причем здесь есть несколько вариаций. Так, некоторые врачи при обращении застрахованного за медицинскими услугами «раздувают» счет путем приписывания фактически не оказанных услуг. Бороться с этим можно, если ассистанс-компания проводит тщательный контроль над деятельностью медучреждений. К примеру, по ориентировочным подсчетам, за один только год сотрудники компании «Класс-Ассист» отказали клиникам в оплате по таким случаям на общую сумму в несколько тысяч долларов. Иногда при обращении застрахованного лица врач выставляет двойные счета. Один счет оплачивает сам страхователь, а второй направляется в страховую компанию. Это попытка получить двойную оплату.

Несколько чаще можно столкнуться с ситуацией, когда врач оказывает плановую помощь, а выставляет счета на экстренную. Например, большинство страховых компаний не покрывают удаление серных пробок в ухе. Врачи, зная это, указывают в диагнозе «острый отит», что формально является страховым случаем и оплачивается страховой компанией.

b) Виды взяток.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Так и не дав внятный ответ на сакраментальный вопрос «где посадки?», российские власти, похоже, спешат окончательно избавить общество от иллюзий относительно своей готовности переломить «становой хребет» коррупции, пишет портал "Свободная пресс". Судя по итогам пленума Верховного Суда РФ «каста неприкасаемых» (наличие которой продемонстрировал скандальный «сердюковгейт») не ограничивается высокопоставленными персонами. Борьбой с так называемой «бытовой коррупцией» власти, похоже, также заниматься на собираются.

В канун Дня медицинского работника, который в этом году выпадает на 16 июня, государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента или оказание образовательных услуг. Отныне под определение взятки будут подпадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников и учителей, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах».

О том, чем отличаются добровольные подарки от вынужденных подношений, а административная деятельность от профессиональной, в постановлении умалчивается. Это довольно странно, учитывая, что право врача-«профессионала» выписать рецепт на дорогостоящее лекарство по программе ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), дать направление на госпитализацию в профильное медучреждение более высокого уровня или выдать талончик на УЗИ по большому счету является все тем же самым административным ресурсом. Со всеми вытекающими последствиями в виде процветающих (пускай закамуфлированных под понятие «благодарность») коррупционных практик.

По большому счету, новая трактовка понятия мздоимства возрождает и узаконивает феодальную традицию «кормлений». Хроническое недофинансирование сферы медицины и образования решается посредством повторного (после выплат всех полагающихся страховых взносов) «нырка» в кошельки налогоплательщиков. Еще одним проявлением трогательной заботы о душевном спокойствии потенциальных взяткополучателей становится отказ считать взятку преступлением, если она была спровоцирована сотрудниками правоохранительных органов. Видимо, есть веские подозрения считать, что многие мздоимцы не выдержат соблазна взять меченные купюры в качестве «благодарности» от переодетых агентов правоохранительных органов.

Справедливости ради стоит заметить, что в постановлении Верховного Суда указано, что следует отличать передачу взятки под контролем оперативников (в случае, если потерпевший сам обратился в правоохранительные органы) от самодеятельных проверок. Последние объявляются вне закона. К тому же, ВС согласился признать, что «ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки». Впрочем, повторим, эти прогрессивные нововведения касаются только должностных лиц (главврач, завотделения, глава департамента здравоохранения и так далее).

Адвокат Лиги защиты прав пациентов Дмитрий Айвазян согласился с тем, что действия рядовых врачей, не наделенных властными полномочиями, не подпадают под определение взятки, поскольку они не являются должностными лицами. Если же специалист обещает оказать медицинскую помощь, при том, что у медучреждения отсутствует такая возможность, или если по факту это совершенно другая процедура, а денежные средства уже получены, то следует говорить не о взятке, а о мошенничестве. Впрочем, бывают случаи, когда врач пытается повлиять на лечебный процесс в том духе - отблагодарите, тогда получите хорошее лечение. Или вы заплатите, и тогда вообще будет хотя бы какое-то лечение. В такой ситуации уместнее говорить о неоказании медицинской помощи (124 статья УК) или оставление в опасности (125 статья УК). Точнее говоря, речь идет о покушении на преступление. Проблема в том, что эти статьи не предполагают столь жестких санкций, как получение взятки, поэтому следствие не любит их применять. Так что уголовные дела по этим составам практически не возбуждаются.

«СП»:- Получается, чтобы эти статьи заработали, нужно ужесточать наказание?

Другого выхода я не вижу. И наши законодатели, если им задать такой вопрос отреагируют однозначно «ну, конечно же, надо». А что они еще могут ответить? Если же задать этот вопрос тому бедняге, который попал в ДТП или его родственнику, а его доставили в «травму» в субботу вечером или в выходной день и один доктор на приеме, то он начнет вытаскивать все, что у него есть в карманах.

«СП»: - Почему многие пациенты предпочитают «благодарить» врачей? «Порыв души» или скорее пресловутое «не подмажешь, не поедешь...»?

Как правило, это происходит, когда речь идет об угрожающем для жизни больного состоянии. Порой приходится слышать «заплатил бы тогда деньги, сын бы остался жив». Но либо не было средств, либо человек находился без сознания и некому было уведомить родственников. Когда речь идет о жизни и здоровье, никто не думает о том, чтобы начать «качать права». Это называется «игра в одни ворота» - «отблагодаришь», человек останется жить, не дашь…

«СП»: - Как объяснить нежелание бороться с бытовой коррупцией?

Это системная проблема. У нас за что ни возьмись, все сферы сверхкоррумпированные. Допустим, начнем мы выжигать коррупцию «каленым железом» в отдельно взятом сегменте медицины. Это ни к чему не приведет в условиях, когда человеческая жизнь в нашей стране, к сожалению, почти ничего не стоит. Формально компенсация за смерть по уголовным делам в некоторых регионах составляет не более 60 тысяч рублей. Компенсация за тяжкий вред здоровью от государственных и муниципальных учреждений - это вообще копейки. Да, страховые компании в рамках системы ОМС нещадно штрафуют поликлиники и больницы за перерасход лекарственных средств. Они же осуществляют экспертизу качества оказания медицинской помощи. В общем, система действует, но она больше работает не на пациента, а на кошелек страховой компании. Критерии качества оказания медицинских услуг, по меркам страховой компании, не связаны напрямую с выздоровлением больного.

«СП»: - Как с этим бороться?

Должен заработать механизм страхования ответственности. Причем не учреждения в целом, но и конкретных врачей. Тогда специалист сто раз подумает, стоит ли связываться и вымогать деньги. Поскольку он рискует в таком случае не только своей зарплатой, но и профессией. Это был бы самый действенный метод. Однако, такие инициативы даже не выдвигаются. Потому что медики и учителя получают нищенскую зарплату. Государство им как бы говорит - «мы делаем вид, что платим, а вы делаете вид, что лечите». Не может быть хорошей качественной медицины при хроническом недофинансировании. В свою очередь, в условиях коррупции, сколько ни вливай в медицину, деньги исчезают в «черной дыре». Ситуация осложняется усугубляющимся процессом коммерциализации медицины. У нас уже ничего нельзя вылечить без денег. Я считаю, что пока население в основной своей массе неплатежеспособно, коммерческая модель в здравоохранении не имеет права на существование.

Член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников обращает внимание, что в решении Верховного Суда есть еще один важный момент. Отныне пойманные с поличным мздоимцы в белых халатах будут освобождаться от преследования, если будет доказано, что на получение взятки их «спровоцировали» правоохранительные органы.

«СП»: - К чему это может привести?

Правоохранительные органы научились пользоваться этим инструментом для выявления коррупционеров. Многих «посадок» просто не было бы, если бы сотрудникам органов правопорядка не удалось поймать с поличным человека при получении взятки. Сегодня, когда у жертвы шантажа вымогают взятку, он может обратиться в соответствующие структуры и попросить документально зафиксировать этот факт. Если такой возможности не будет, то люди просто перестанут обращаться в правоохранительные органы для того, чтобы изобличить вымогателя. Формулировка «спровоцировали» звучит достаточно неопределенно.

«СП»:- Еще один спорный момент в постановлении - плохо различимая грань между «административной» деятельностью и сугубо «профессиональной».

На мой взгляд, тем самым государство признает, что готово бороться с коррупцией чиновников, но не знает, что делать с бытовой коррупцией. Профессионал тоже принимает решения, которые влияют на качестве медицинской помощи. Порой трудно обозначить грань между профессиональным долгом и дополнительной профессиональной деятельностью. В отношении тех же врачей профессиональный долг является всеобъемлющим. Невозможно быть более профессиональным или менее профессиональным врачом. Ты либо врач, либо не врач.

«СП»: - В таком контексте пресловутые «благодарности» - это взятка или нет?

Конечно, это взятка. Люди оказываются в неравных условиях: у кого нет денег, те не могут рассчитывать на качественную бесплатную медицинскую помощь и образовательные услуги. Отказ бороться с бытовой коррупцией означает углубление общественного неравенства. Все это не добавляет социальной стабильности. Такой подход развязывает руки тем людям, которые раньше принимали «подношения» с некоторой опаской. И чувствовали свою вину, когда брали «подарки». Теперь они будут наживаться без зазрения совести. Лучше, если бы в судебной практике это шло по статье «взятка». На многих людей это слово действует предостерегающе. Это была бы действенная профилактика коррупции. А сейчас все возомнят себя великими профессионалами, которым недоплачивает государство. И у которых, соответственно, есть моральное право претендовать на благодарности от пациентов.

Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что основным недостатком нового толкования понятия коррупционного преступления является недостаточно четко прописанное понятие посредничества при получении взятки. «Не понятно, как устанавливать, давал ли человек деньги в качестве взятки» - отметил эксперт. По его словам, установить факт вымогательства можно оперативным путем (на основании материала прослушивания телефонных переговоров, например). Но в подробно описанной процедуре нуждаются и те, кого обвиняют в получении взятки, чтобы избежать нарушений со стороны правоприменителей.

«СП»: - В чем плюсы предложенной трактовки?

В том, что Верховный Суд запретил практику провокаций к получению взятки. А также исключил категорию врачей и учителей из категории взяткополучателей. Я считаю, что бытовую коррупцию следует искоренять другими методами. Она провоцируется государством, которое не выполняет свои социальные обязательства. Когда врачи или учителя жалуются, что они мало получают и поэтому не возражают против подарков, то так оно и есть. Если врач вымогает деньги, то это другая статья и другой состав. Раньше же этот состав подводился под статью о взяточничестве. Нужно платить людям нормальные деньги. Сегодня фельдшеры, как мы узнали из прямой линии с президентом, порой получают меньше 4000 рублей. И обсуждается, добавить ли им еще 300 рублей. От бытовой коррупции легко избавиться нерепрессивными методами, а просто путем повышения размера денежного довольствия. Другое дело, что наши правоохранители раньше отчитывались о борьбе с коррупцией, подверстывая к рапортам дела о «подарках» врачам и медсестрам. А теперь этого не будет. Теперь нужно будет бороться с реальной коррупцией.

Медицина – сфера, которую уж точно не должна касаться коррупция. Однако взяточничество распространено. С какими ситуациями может столкнуться любой житель России, обратившийся за медицинской помощью, расскажем в нашей статье.

Борьба с коррупцией: три проблемы, которые существуют в медицине

Ведущие новостей ежедневно вещают нам о растрате государственных средств, выделенных на покупку лекарств нуждающимся, передаче взятки врачу и перепродаже медицинских препаратов. Да, коррупция в здравоохранении процветает и в России, и за рубежом. Давайте узнаем, какие 3 проблемы особенно актуальны.

Фальсификация справок

Если верить статистике, один из семи призывников получает от медкомиссии отметку «не годен». Однако сколько молодых людей из этого числа действительно подходят под категорию Д – вот в чем вопрос. Приобрести поддельную справку подписью от врача довольно легко – в Интернете найдется не один десяток организаций, предоставляющих такие услуги.

Просмотров