Будьте индивидуальны цитаты. Социальный и личный статус индивида

Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии сего полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д.

Люди имеют не один, а множество статусов:

1) предписанный (полученный от рождения);

2) достигнутый;

3) экономический;

4) личный;

5) политический, социальный, культурный.

Социальная роль – это определённые действия, который должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным статусом.

Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе, то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции.

ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ТЕСТЫ.

1. Раскройте содержание понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

3. Что такое социальный статус личности? Какие виды социальных статусов вы знаете? Опишите свой статусный набор.

4. Что такое социальная роль? Какие социальные роли вы выполняете?

5.Почему возникает конфликт социальных ролей? Как он преодолевается?

6. Как вы можете подтвердить наличие статусно-ролевого принуждения?

7. Согласны ли вы с Э.Дюркгеймом, считавшим, что «чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами?

8. Дайте определения следующих понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «ролевой конфликт», «социальная роль», «статусная дистанция», «статусные символы», «социальный статус», «человек», «экспектации» (ролевые ожидания).

Литература:

1. А.И.Кравченко «Социология и политология» стр.115-120.

2. И.Д.Коротец, Т.Г.Тальнишних «Основы социологии и политологии» стр.85-109.

3. В.В.Латышева «Основы социологии» стр.65-86.

1.Социальная роль – это...

1) вклад индивида в дело своего народа;

2) осознание человеком значимости своего труда;

3) поведение, ожидаемое от носителя социального статуса;

4) оценка обществом деятельности индивида.

2.Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит, называется:

1) образованием; 2) социализацией; 3) интеграцией; 4) адаптацией.

3. Социализация личности длится:

1) с начала подросткового периода;

2) до окончания формирования человека как личности;

3) до вступления в трудовую жизнь.

4.Социальный статус показывает:

1) какое поведение общество ждёт от индивида;

2) какое место занимает индивид в обществе или группе;

3) в какой среде формируется личность.

5.Совокупность ролей, соответствующих определенному статусу, называется:



1) ролевым исполнением; 2) ролевым набором; 3) ролевым ожиданием.

6. Что означает понятие «личность»?

1) свойства, которые делают человека непохожим на других;

2) то же самое, что и понятие «человек»;

3) система социальных качеств индивида.

7. Нормативная (базисная) личность – это:

1) человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества;

2) эталон, образец личности как идеал данного общества (группы);

3) тип личности наиболее распространенный на данной территории.

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Еще один результат социализации - приобретение людьми различных статусов, т. е. определенныхпозиций в обществе. Различают статусы социальный и личный. * Социальный ста­тус - это положение индивида (или группы лю­дей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, проис­хождением, собственностью, образованием, родом занятий, дол­жностью, семейным положением и т.д. К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил трудовую деятельность по возрасту, - статус пенсионера; потеряв­шие работу - статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.

Люди имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром, и автолюбителем, и меценатом и т. д. Вме­сте с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один глав­ный статус (обычно должностной), который имеет для данного индивида определяющее значение.

Яркий пример - известный российский хозяйственный и поли­тический деятель 1990-х гг. Юрий Лужков (род. в 1936). Несмотря на богатое разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенато­ра, почетного профессора Российской Академии наук и автора по­пулярной книги о Москве), все-таки должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека. В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приоб­ретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный ста­тус (его еще называют приписанным или приписываемым) - это тот, который получен от рождения, по наследству или по стече­нию жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рожде­ния, или прирожденные, статусы, связанные с полом (женщина, мужчина), с национальностью (египтянин, чилиец, белорус), с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоид­ной расовых групп), с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка), с наследуемыми титулами (королева, император, ба­ронесса). К предписанным можно отнести и такие «невольно» приобретенные статусы, как падчерица, пасынок, теща и т. п.

В отличие от предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан ♦ с получением образования и трудовой квалифика­ции (учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер), ♦ с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер, банкир, директор, майор, генерал, доктор наук, министр, член парламента), ♦ с ка­кими-либо особыми заслугами (народный артист, заслуженный" учитель, почетный гражданин города) и т. п.


По мнению западных аналитиков, в постиндустриальномоб­ществе все более определяющую роль играет именно достигае­мый (а не предписанный) статус людей. Современные социумы тяготеют к так называемой меритократиц, предполагающей оценку людей по их заслугам (знания, квалификация, професси­онализм), а не по доставшемуся наследству или личным связям с «Ви-Ай-Пи».

Достигнутый и предписанный статусы - это два основных вида статусов. Но жизнь, как всегда, «причудливее» схем и может созда­вать нестандартные ситуации, В частности, статусы безработного, эмигранта (ставшего таковым, скажем, из-за политических пресле­дований), инвалида (в результате, например, дорожной аварии), экс­чемпиона 4 , бывшего мужа. Куда отнести эти и другие подобные «не­гативные» статусы, к которым человек, конечно же, изначально ни­как не стремится, но которые, к несчастью, все-таки получил? Один из вариантов отнести их к смешанным статусам, поскольку они могут содержать в себе элементы и предписанного, и достигнутого статусов.

Если социальный статус определяет место индивида в обще­стве, то личный - его позицию в среде непосредственно окружа­ющих его людей. * Личный статус - это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (тру­дяга - лентяй, добряк - жмот, серьезный человек - пустышка, доб­рожелательный - злой и т. п.). В соответствии с подобными оцен­ками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе.

Уровни социального и личного статусов часто могут не со­впадать. Так, скажем, министр (высокий социальный статус) может быть скверной и нечистой на руку личностью (низкий личный статус). И наоборот, «простая» уборщица (низкий со­циальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высо­кий личный статус).

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом. Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность. Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология (прилаг.: социальный), статус и личность. · Социология -это наука об обществе. · Личность - это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. · Статус - это социальная позиция занимаемая личностью в обществе. Виды статусов: · Личный статус - это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. · Социальный статус - это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). · Статусный набор - это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду. · Предписанный статус - статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству) · Достигаемый статус - положение которого человек достигает благодаря своим усилиям. · Естественный статус - этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.) Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей. Социальный статус зависит от: · возраста; · пола; · профессии; · происхождения; · семейного положения; · дохода; · образования. Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли. Социальный статус и социальные роли - это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д. Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась. Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают. Социальная роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию. Аспекты социальной роли: · способ поведения; · формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор- студент на занятии); б) общение в не формальной обстановке (пр-р.: те же при случайной встрече на улице); · приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности; · масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения (пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье); · эмоциональный аспект - судья, актер; · мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное. Деление социальных ролей: · поведение личности; · ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.) · социальные роли (деятельность человека в группах); · межличностные роли (семья, друзья). Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества. Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека. Агенты социализации - это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается. Конформизм - пассивное принятие существующего порядка. Формы социализации: · Адаптация - пассивное приспособление к среде; · Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду. Степень завершенности социализации определяется: · Умением распоряжаться финансами независимо от других. · Возможностью обеспечить себя средствами к существованию. · Способностью проживать отдельно от родителей. · Способностью в выборе образа жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Что значит понятие социальный статус личности? 2. Назвать три составляющие социального статуса личности. 3. Назвать виды социальных статусов. 4. От чего зависит социальный статус личности? 5. Какова суть понятия социальная роль? 6. Что входит в статусный набор человека? 7. Каковы основные аспекты социальной роли личности? 8. Социализация личности, что это?

Вкус - это мускул, который можно тренировать.(NN)

Первая Заповедь Настоящей Женщины: сняла каблуки - сошла с дистанции. (NN)

Мода – вопрос денег. Стиль – вопрос индивидуальности. (NN)

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально. (Коко Шанель)

Отсутствие наряда служит иногда лучшим нарядом. (Петроний)

Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и с другими. (Пьер Карден)

Существует легенда, что есть такие женщины, которые, открывая шкаф, знают, что наденут. (NN)

Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать. (Жан де Лабрюйер)
***
Большинство людей живет модой, а не разумом. (Георг Кристоф Лихтенберг)
***
Есть люди, даже мысли свои облачающие согласно требованиям моды. (Бертольд Авербах)
***
Наряд - предисловие к женщине, а иногда и вся книга. (Себастьян-Рош Никола де Шамфор)
***
Выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды. (Дейл Карнеги)
***
Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого. (Марк Твен)
***
Мы едим для собственного удовольствия, одеваемся - для удовольствия других. (Бенджамин Франклин)
***
Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться. (Английское изречение)

***
Скромность умерла, когда родилась одежда. (Марк Твен)
***
Женская одежда - живопись, мужская одежда - скульптура. (Барнетт Ньюмен)

***
Если мужчины в наше время серьезнее женщин, то лишь потому, что их одежда темнее. (Андре Жид)
***
Женщины лучше всего одеваются в тех краях, где они часто раздеваются. (Фортунат Стровский)
***
Краткость - душа дамского белья. (Дороти Паркер)
***
Мужчина не любит женщин в дешевой одежде, если не считать его собственной жены. (NN)
***
Мужчина, которому предстоит сделать какой-либо решительный шаг, думает: «Что я скажу?», а женщина: «Как я оденусь?». (Мадлен де Пюизье)
***
Если женщина хорошо выглядит в слаксах, она будет выглядеть хорошо в чем угодно. (NN)
***
Суди о человеке не по его одежде, а по одежде его жены. (Томас Дьюар)

***
Если бы женщины одевались только для одного мужчины, это не продолжалось бы так долго. (Марсель Ашар)
***
Если женщины так тщательно наряжаются, то лишь потому, что глаз мужчины развит лучше, чем его ум. (Дорис Дей)
***
Женщины верят, что они наряжаются ради мужчин или для собственного удовольствия; а по правде, они наряжаются друг для друга. (Франсис де Миомандр)
***
Я одеваюсь для женщин, а раздеваюсь для мужчин. (Анджи Дикинсон)
***
Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди. (Эдит Хед)
***
Слишком долго носить одно платье вредно для организма. (Янина Ипохорская)
***
Что мужчинам нравится в женском платье больше всего? Их представления о том, как выглядела бы женщина без всякого платья. (Брендан Франсис)
***
Современные платья как колючая проволока: защищают территорию, но позволяют ее осмотреть. (Денни Кей)
***
Декольте - это еще одна форма сохранения материи. (Тамара Клейман)
***
Женское платье не должно быть облегающим, но если женщина одета, я хочу видеть, где именно в этом платье она находится. (Боб Хоуп)

***
Нелюбимый костюм никогда не изнашивается. (NN)

***
Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит. (Ив Сен-Лоран)
***
В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке. (Лоренс Дау)
***
Моль обожает менять гардероб. (Антоний Регульский)
***
Мода проходит, стиль остается. (Коко Шанель)
***
Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей. (Коко Шанель)
***
Можно следовать за модой или бежать за модой. Но бежать можно только, если ты достаточно молод. (Жанна Моро)
***
Нет некрасивых женщин - есть только женщины, не знающие, что они красивы. (Вивьен Ли)
***
Во всем, что касается грехов, следует тщательно следить за модой. (Лилиан Хеллман)
***
Что бы выглядеть как богиня, нужно двадцать минут. Чтобы выглядеть естественно, нужно три часа. (Женская народная мудрость)
***
Остерегайся оригинальности. В женской моде оригинальность может привести к маскараду. (Коко Шанель)
***
Лучшее украшение девушки - скромность и прозрачное платьице. (Евгений Шварц)
***
Черные туфли на плоской подошве носят к лысеющим низким мужчинам. (Женская народная мудрость)
***
Мода существует для женщин, которым недостает вкуса, этикет – для женщин, которым недостает воспитания. (Королева Румынии Мария)
***
Под одеждой все люди голые. (Гейне)
***
Многие женские проблемы, перед которыми пасуют лучшие психиатры, часто решает парикмахер второй категории. (Мэри Маккарти)
***
Одежда на женщине должна быть в меру скромной, такой чтобы не бросалась в глаза, и в то же время было заметно, что она на ней есть. (Стас Янковский)
***
Мода – традиционализм в квадрате: быть как все и, причем, наперегонки. (А. Круглов)
***
Носи богатые одежды – они откроют перед тобой все двери. (Фуллер)
***
Каждая мода выглядит так, будто она будет существовать вечно.(Георг Зиммель)
***
Слишком всерьез воспринимать моду - это уж наверняка глупость. (Ханс Георг Гадамер)
***
Сущность моды состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы, группа же в целом находится только на пути к ней. (Георг Зиммель)
***
Нарушение моды королями становится модой для их подданных. (Эмиль Герман)
***
Последний крик моды, как правило, отдается гулким эхом в пустом кармане любящего мужчины. (Эдуард Александрович Севрус (Ворохов))
***
Я люблю одежду и не люблю моду. (Миучиа Прада)
***
Стремление к новизне – особый дар, объясняющий абсолютное господство французов в области моды. (Валери Жискар Д"эстен)
***
В модных магазинах ищите не вещь, а себя. (NN)
***
Парфюм – это визитная карточка. Без аромата женщина анонимна. (Юбер де Живанши)
***
Туфли делаются для того, чтобы даже в одежде женщина казалась обнажённой.
(Кристиан Лубутен)
***
Стоимость сумки должна быть выше стоимости её содержимого. (Журнал GQ)
***
Платье не имеет никакого смысла, если оно не вселяет в мужчин желание снять его с вас.
(Франсуаза Саган)
***
Вы можете носить что угодно и как угодно, главное, чтобы это выглядело женственно и сексуально. (Вивьен Вествуд)
***
Секрет успеха наших костюмов – в мелких деталях, понятных на уровне ощущений.
(Кристиано Корнелиани, директор компании Corneliani)
***
Если нет одежды, которую ты хотел бы носить, создай её сам. (Принцип hand-made)

***
Вкус – это умение в разных обстоятельствах находить выход в самом естественном.
(Фазиль Искандер)
***
Я люблю вульгарность. Хороший вкус – смерть. Вульгарность – жизнь. (Мэри Куант, изобретальница мини-юбки)
***
Стиль человека – это голос его души. (Ральф Уолдо Эмерсон)
***
Только поверхностные люди не судят по внешности. (Оскад Уайльд)
***
Хорошо повязанный галстук – это первый серьёзный шаг в жизни. (Оскад Уайльд

***
Настоящий мужчина ходит в костюме, а не в джинсах, но этот костюм выглядит так, как будто человек в нём спал. (Сьюзен Вега)
***
Она выглядела так, будто её налили в платье, слегка перелив через край. (Пэлем Вудхауз)
***
Лучше две складки на лице, чем одна на чулке. (Заповедь парижанки)
***
Раздевать женщину должен тот, для кого она одевается. (NN)
***
Чтобы быть красивой, недостаточно быть красивой. (Поль Рейналь)
***
Очарование-это красота в движении. (Готхольд Лессинг)
***
Очень дорогая одежда старит. (Коко Шанель)
***
Молодежная мода - плеоназм; старческой моды не бывает. (Коко Шанель)
***
Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда. (Коко Шанель)
***
Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм. (Коко Шанель)
***
Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций. (Коко Шанель)

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться. (Коко Шанель)

Мода - это то, что выходит из моды. (Коко Шанель)

Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает. (КокоШанель)

Одежда похожа на холст, который на разных людях драпируется по-разному. (Донна Каран)

Если женщина плохо одета, окружающие запомнят её одежду. Если женщина одета хорошо, окружающие запомнят её саму. (КокоШанель)

Женщина, а не одежда выражает сексуальность. (ДжаниВерсаче)

Стиль- это человек. (Бюффон, французский натуралист)

Мода - это то, во что одеваемся мы сами. Немодно то, что носят другие. (Оскар Уайльд)

Модно то, что ношу я! (Коко Шанель)

Мода живет не только в платьях, мода витает в воздухе, ее приносит ветер, мы предчувствуем ее, дышим ею, она в небе и на дороге, она неотделима от людей, нравов, событий. (Коко Шанель)

Хорошо одетый человек - тот, кто считается с собой и с другими. (П. Карден)

Настоящую женщину можно сразу узнать по ее непокорности модному стандарту, она носит лишь то, что ей идет. (И. А. Ефремов)

Любителю редкостей дорого не то, что добротно или прекрасно, а то, что необычно и диковинно, то, что есть у него одного. Модное и труднодоступное он ценит больше, чем совершенное. (Ж. Лабрюйер

Капризы женщин неподвластны моде, мода же - всегда в их власти. (Валерий Афонченко)

Не в деньгах счастье, а в покупках. (Мерлин Монро)

Плохой вкус - показатель упадка нравов».В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество. (Сократ)

Смотря по средствам, одевайся пышно, Но не смешно, богато - не пёстро. Одежда говорит о человеке. (Шекспир)

Элегантность - это больше чем легкость, больше чем свобода от неловкости и ограничений. Элегантность подразумевает вдохновенную, но изысканную точность, доведенность деталей и блеск. (Гарлиц)

Каждое новое поколение смеется над старой модой, переходя в религию новой. (Торо)

Большинство, обладающее недостатком тщеславия, следует за новой модой, забывая старую. (Юбер)

Мода - единственная попытка преобразовать искусство в форму социального взаимодействий. (Оливер Уэнделер Холмс)

В любой своей форме избыточность вызывает возмущение, поэтому каждый разумный человек должен придерживаться этого правила как в одежде, так ив речи. Старайтесь избегать чужих влияний во всем, но следуйте, без излишней спешки, изменениям моды. (Мольер)

Старайтесь не опережать моду и не отставать от нее, и уж тем более не впадайте в ее крайности. (Лаватер).

Признайся, ты продала душу, когда впервые надела туфли от Jimmy Choo! (к/ф Дьявол носит Prada).

Лучший шкаф для одежды - это стул! (NN)

Дешево только то, что носишь без чувства уверенности в себе. (NN)

Ещё больше новых афоризмов о моде и стиле читайте на нашей странице

Просмотров