Обзор современных технологий переработки коммунальных отходов. Переработка ТБО: методы и технологии

* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Отходы в общем смысле – это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Все отходы можно классифицировать по нескольким признакам:

По происхождению

    промышленные / производственные (топливо-энергетический комплекс, металлургия и др.)

    коммунальные

    медицинские

По составу

    техногенные

    биологические

По агрегатному состоянию

  • газообразные

По классу опасности (для человека и/или окружающей среды); в Российской Федерации принята следующая классификация

    1 класс – чрезвычайно опасные

    2 класс – высоко опасные

    3 класс – умеренно опасные

    4 класс – малоопасные

    5 класс – практически неопасные

2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ

В среднем в России ежегодно образуется около 3,5 млрд. т отходов, 40 млн. т или 16% из которых приходится на так называемые твердые коммунальные (или бытовые) отходы. В настоящее время из этого объема утилизируется 10%, из которых 3% сжигается, 7% поступает в промышленную переработку. Потенциал же переработки ТБО оценивается на сегодняшний день в 14 млн. т. Около 90% (более 35 млн. т мусора) вывозятся на мусорные полигоны с целью захоронения.

Рисунок 1. Структура отходов в России


Рисунок 2. Структура ТБО в России

Рисунок 3. Структура рынка переработки ТКО

Согласно статистическим данным, полученным в ходе анализа рынка, можно выделить следующие факты:

    на свалки ежегодно попадает 15-20 млн. т органических отходов, что составляет 30-40% от общего объема органических удобрений, используемых сельским хозяйством в России

    ежегодный объем отходов бумаги и картона (около 15 млн. т) в три раза превышает объем производимой в России целлюлозы

    ежегодный объем отходов стекла (3,1 млн. т) практически равен объему стеклотары, производимому в Германии

    при захоронении безвозвратно теряется примерно 11,3 млн т, что эквивалентно объему производства бумаги и картона в Финляндии, которая является основным экспортером данного вида товаров

    требуемые инвестиции в развитие вторичной переработки в России, в результате чего можно достичь переработки на уровне 40% от общего объема, - 44 млрд. евро

Состав ТБО теоретически позволяет использовать 60-80% общего объема в качестве сырья для промышленности (35-45%) или для компостирования (25-35%). Однако, из-за отсутствия раздельного сбора мусора, извлечь этот объем не представляется возможным. Сортировка перевезенных ТБО в смешанном контейнере позволяет получить не более 11-15% вторичных ресурсов. Биоразлагаемые (органические) отходы в этом случае использовать практически невозможно.

Рынок сбора и переработки отходов всех видов считается одним из наиболее прибыльных. В России на сегодняшний день под утилизацией прежде всего понимается складирование твердых бытовых отходов на мусорных полигонах. При этом, переработки как таковой не происходит. В небольших объемах перерабатываются электронные отходы, доля полимерных отходов, что связано с более простым дальнейшим использованием продуктов переработки и спросом на них.

Таким образом, основными бенефициарами рынка на сегодняшний день являются владельцы мусорных полигонов. По оценкам экспертов, в 2016 году только на полигоны Подмосковья попало 5 млн. тонн мусора, а выручка полигонов составила 1,5 млрд. рублей. Таким образом, можно подсчитать, что стоимость выгрузки 1 тонны мусора составляет 300 рублей. Складирование отходов на полигонах вредит окружающей среде, но это значительно более дешевый способ утилизации, чем вторичная переработка.

Еще одна тенденция рынка сегодня – это конкуренция операторов, осуществляющих вывоз бытовых отходов. В некоторых регионах (например, Новосибирск, Пермь) это приводит к проблемам, отражающимся, в первую очередь, на населении: мусор не вывозится неделями, появляются стихийные свалки в пределах жилых районов.

В 2016 году Правительством прорабатывался вопрос о возможности монополизации рынка сбора отходов в регионах. Согласно законопроекту, в каждом регионе определяется оператор-монополист, отвечающий за сбор отходов; он будет обращаться со всеми твердыми коммунальными отходами, а также с отходами, приравненными к ним – например, отходы от бизнес-центров. Оператор имеет право нанимать субподрядчиков для выполнения части работ. С точки зрения Правительства, это позволит упорядочить деятельность операторов и повысить их ответственность. С точки зрения переработчиков отходов, такой шаг негативно повлияет на рынок утилизации и вторичной переработки. В частности, потому что монополист сможет устанавливать завышенные цены на сдачу собранных отходов переработчикам.

Готовые идеи для вашего бизнеса

По словам переработчиков, структура работы на рынке сегодня выстроена неверно, что затрудняет процесс вторичной переработки и отпугивает многих новых игроков. В частности, зачастую отходы приобретаются у перекупщиков, а не напрямую о оператора, что влияет на цену. Отсутствует одно из важных звеньев – заготовители, которые занимаются сбором отходов у населения и его предварительной сортировкой. Мусор сейчас практически не сортируется – только в отдельных местах установлены урны для раздельного сбора мусора. Под некоторыми местами следует понимать некоторые торговые центры и единичные кварталы некоторых городов России – то есть менее одного процента от общего объема.

Переработчики отмечают также значительный дефицит сырья, производственные мощности по переработке, например, ПЭТ-тары загружены на 50-60%. Это связано с низким качеством приобретаемого сырья, которое требует досортировки, что влечет финансовые и временные затраты. В некоторых случаях переработчики заключают прямые договоры с организациями на забор отходов, а также самостоятельно устанавливают урны для определенного вида отходов в жилых районах городов.

Увеличить объема отходов, попадающих к переработчикам, теоретически возможно при отсутствии промежуточного звена перекупщиков, когда сырье будет напрямую попадать от регионального оператора к переработчику. Тем не менее, и при такой схеме существует опасность того, что оператор сможет устанавливать завышенные цены, по которым работать будет невыгодно. Появление оператора-монополиста также автоматически сделает невозможным самостоятельный сбор мусора у населения напрямую переработчиками.

По оценкам экспертов, в России ежегодно образуется 1 200 тысяч тонн отходов электронного и электротехнического оборудования. По данным Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники, перерабатываются только 70 тысяч тонн в год. В этом сегменте наблюдается следующая тенденция: население в целях экономии сдает старую технику не специализированным переработчикам, а организациям, заготавливающим лом черных и цветных металлов. Такая ситуация отрицательно сказывается на экологии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Из положительных новостей в этом сегменте можно выделить создание технологии, которая позволяет утилизировать климатическую и холодильную технику без потерь фреона и прочих хладагентов, разрушающих озоновый слой, что ранее было невозможно. Кроме того, техника утилизируется полностью, вплоть до полимеров.

В торможении развития раздельного сбора мусора заинтересованы также владельцы мусорных полигонов, зачастую имеющие и собственный автопарк, что позволяет зарабатывать еще на порядок больше. Ситуацию может исправить только государственное регулирование, если будут приняты нормы по раздельному сбору бытовых отходов. Сегодня за решение этих вопросов отвечают местные комитеты по благоустройству, которые регулируют тарифы на сбор мусора. Участники рынка считают, что основным мотивирующим фактором для населения будет разница в тарифах на вывоз раздельно собранного и смешанного мусора. При этом, разница должна быть весьма существенной, чтобы заставить население пойти на дополнительные трудозатраты при сортировке.

К проблемам рынка можно отнести значительную часть теневого сектора. Согласно отчетности, утилизация в стране практически не проводится. На деле же, без реальной отчётности невозможно ввести адекватные тарифы.

Изменения, которые произошли в законодательстве в 2015-2016 гг.:

ФАС утвердила «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

Минстрой России завершил разработку подзаконных нормативных правовых актов, определяющих четкий порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения и утилизации ТКО

Минстрой России внес предложение об изменении законодательства по отходам:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утвердила форму расчета суммы экологического сбора

Готовые идеи для вашего бизнеса

2017 год объявлен Годом экологии в России; затраты на проведение мероприятий, приуроченных к Году экологии, оцениваются в 194 млрд рублей

Утвержден регламент по лицензированию работ с отходами

Сформирован перечень отходов, подлежащих утилизации

Вводится запрет на захоронение:

    с 1 января 2017 года – лом и отходы черных и цветных металлов, а также отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

    с 1 января 2018 года – отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла, изделий из стекла

Вводятся твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

В обязательном порядке вводится разработка территориальных схем в области обращения с отходами в регионах

В обязательном порядке проводится выбор регионального оператора по обращению с отходами

По оценке Федеральной антимонопольной службы, рынок отличается весьма низкой конкурентоспособностью, особенно на региональном уровне. По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы для городов с численностью населения более 100 тыс. чел.:

45% городов – деятельность по вывозу отходов осуществляет один хозяйствующий субъект, преимущественно муниципальные предприятия

39% городов – деятельность осуществляют одновременно два-три субъекта

При этом, на рынке сортировки и переработки ТБО деятельность ведет значительно более количество субъектов, в частности, предприятия малого бизнеса. Основные виды деятельности, осуществляемые данными предприятиями:

Сбор и транспортировка ТБО к месту сортировки

Сортировка отходов с отбором тех видов, которые могут быть переработаны в дальнейшем (утильных фракций)

Прессование утильных фракций

Вывоз неиспользуемых в переработке отходов для их захоронения

В результате этой деятельности получаются брикетированные отходы. В случае раздельного сбора мусора и при отсутствии необходимости дополнительных работ по сортировке выход брикетированной утильной фракции, пересылаемой промышленным предприятиям для дальнейшей переработки, может составлять до 97% общего объема мусора; оставшиеся 3% отправляются на захоронение или уничтожение.

К перспективам рынка отходов эксперты относят следующие:

    Объем рынка переработки отходов – до 3,5 млрд долларов в год, из них ТБО – 1,5-2,0 млрд долларов

    малое количество мусороперерабатывающих заводов (около 250), мусоросортировочных комплексов (около 50), мусоросжигательных заводов – (11), что означает большие возможности для роста

    Основные перерабатывающие предприятия расположены в преимущественно в крупных городах (особенно в Москве)

    Отсутствие заводов переработки полного цикла

    Твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

    Недостаток современных технологий и механизмов утилизации отходов

    Изменения в законодательстве Российской Федерации

Все эти факторы делают сферу инвестиций в мусоропереработку России перспективной и привлекательной. Наибольшее количество компаний осуществляют деятельность в сфере перевозки бытовых отходов, либо специализируются на переработке одного вида отходов (макулатура, пластик).

При низкой конкуренции, стоимость входа на рынок переработки бытовых отходов достаточно велика – от 2 млн евро для открытия мусоросортировочного комплекса и от 20 млн. долларов для строительства мусороперерабатывающего завода. Наиболее прибыльным видом бизнеса на сегодняшний день является специализация на переработке определенного вида отходов, но только в том случае, если есть гарантированный доступ к этим отходам.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

49 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22006 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Рынок гороха в России демонстрирует рост. Так как внутренние потребности обеспечены на 99%, наибольшими темпами растет экспорт (+124,6% по сравнению с 2014 г.).

Расчетная ёмкость рынка перепелиного мяса по Ростовской области в натуральном выражении составила 21,22 тонны/год. Следовательно, емкость рынка мяса перепела в ценовом выражении составляет около...

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как...

Учитывая долгосрочные программы развития отрасли, можно сделать вывод о том, что она имеет значительный потенциал развития и высокую инвестиционную ценность.

На сегодняшний день наиболее популярными программами лояльности в России являются дисконтные и дисконтно-накопительные. Их преимуществами являются наибольшая понятность для потребителя и легкость подд...

Новая услуга с 2017 года - обращение с твердыми коммунальными отходами. Какая разница с ТКО и ТБО, какие изменения это влечет и что обязана делать УК

Сам термин «твердые коммунальные отходы» введен 1 января 2016 года. Впервые это отразилось в Жилищном Кодексе РФ, в ст. 154 указано, что ТКО - коммунальная услуга Затем стала разрабатываться правовая база, которая состоит на момент 2017 года из:

  • Правила обращения с ТКО,
  • изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг <...> №354,
  • также большое влияние на реформы в сфере ТКО оказывают экологические законы.

Ответственность за обращение с ТКО

Оказывает эту коммунальную услугу региональный оператор совместно с управляющей компанией. Обязанности разделяются следующим образом:

  • УК обязана содержать контейнерные площадки , следить за чистотой и правильностью размещения;
  • Оператор собственно вывозит мусор на свалки или другие предусмотренные места сбора отходов.
  • Если МКД не имеет централизованной системы водоотведения, то вывоз жидких отходов остается на плечах управляющей домом организации.

ТКО в квитанции идет в отдельной графе, теперь они не входят в работы по содержанию общедомового имущества.

Что делает оператор, кроме как вывозит мусор? На него возлагается вся ответственность за полный цикл переработки: прием отходов (вывоз с площадок), транспортирование (перевоз до свалки и подобного), обработка и обезвреживание, а также захоронение (для этого есть отдельные нормативные акты).

Время перехода к новым порядкам

Вопрос стоит в том, когда региональный оператор по обращению с ТКО сможет начать свою работу. Чтобы заключить договор, требуется:

  • чтобы в регионе был сформирован единый тариф на обращение с ТКО, - тогда оплата ТКО будет прозрачнее;
  • заключить договор на вывоз ТКО между оператором и администрацией.
  • дом через УК заключает типовой договор по обращению с ТКО.

Способ заключения договора разнится:

  • если управляет домом УК, то составляется договор управления МКД.
  • если домом управляет ТСЖ и проч., то составляется договор о предоставлении коммунальной услуги.
  • частые дома также могут заключать договор с оператором, непосредственно сами.

Но всегда это будет договор непосредственно с собственниками жилых помещений и прочего.

Нормы и требования

Обращение с ТКО регулируется правилами, нарушение которых влечет за собой расторжение контракта и штрафы. В вывозе мусора ТКО главное - то, как часто он вывозится. Согласитесь, что иметь во дворе заваленные контейнерные баки - то еще удовольствие.

Частота вывоза зависит от температуры окружающей среды и делится на холодное и теплое время года (среднесуточная температура должна быть ниже или выше 5°C соответственно):

  • не реже 1 раза в 3 дня зимой;
  • ежедневно летом.

Отклонения от сроков не должны превышать 72 часов за весь месяц (в сумме всех раз), а единожды допустимо задержать вывоз мусора на 24 часа в теплое время и 2 суток в холодное. За нарушение сроков есть наказания - снижение размера платы. Каждые 24 часа в одном расчетном периоде - это минус 3,3%.

ТКО в квитанции


  • идет отдельной строкой; плата за ТБО должна быть исключена из состава квитанции.
  • плата распределяется по количеству зарегистрированных в доме человек или размера жилого помещения (в зависимости от принятого в вашем субъекте метода).
  • цена также зависит от того, раздельный ли сбор ТКО организован для этого дома.

Отличие ТКО от ТБО

В чем же принципиальное отличие ТКО и ТБО, что власти ввели новую услугу и отменяют старую с 1 января 2019 года?

Вообще, принципиальной разницы между ними нет. Это тот же мусор, который мы выносим на контейнерные площадки. Раньше определение говорило о том, что это только жилой мусор, который различался для жилых помещений. А теперь норматив учитывает скорость накопления и устанавливается не по принципу жилой/нежилой, а для разных потребителей по-разному. То есть, среднестатистическая семья и кафе на первом этаже дома будут накапливать мусор, очевидно, с разной скоростью. Поэтому первые будут платить меньше, а владелец кафе - больше.

Вопрос утилизации коммунальных отходов всё острее и острее встаёт перед жителями Земли. Для того чтобы не настало время «Х» для всех нас, когда мусор «накроет» города, на данный момент в мире существуют десятки ИТ- и технологических компаний, которые решают вопросы цифровизации в сфере трансформации ТКО. Именно за ними будущее в решении одной из самых серьёзных экологических проблем человечества.

На днях были опубликованы результаты исследования международной консалтинговой компании Frost & Sullivan , согласно которым к 2020 году объём мирового рынка технологий цифровой трансформации в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в денежном выражении увеличится до 3,6 млрд долл., по сравнению с 3,3 млрд долл. в 2017 г. При этом среднегодовые темпы роста (CAGR) этого рынка составят 2,74%.

Мировые тренды в решении вопроса утилизации мусора

Авторы исследования The Impact of Digital Transformation on the Waste Recycling Industry пишут , что развитие рынка цифровых решений в мусороперерабатывающей отрасли идёт по четырём основным направлениям:

- Производство смарт-систем для сбора отходов (т.н. «умные контейнеры»),

- Оптимизация логистических цепочек и оснащение автопарка специализированным программным обеспечением и датчиками («умные мусоросборщики»),

- Производство и внедрение интеллектуальных систем переработки и утилизации ТКО,

- Разработка и применение облачных технологий и пользовательских интерфейсов.

По состоянию на октябрь 2018 года наибольшее количество смарт-технологий и оборудования для обращения с отходами разрабатывается в странах Западной Европы и Северной Америки. Помимо «умных» контейнеров и мусоросборщиков, к ним также относятся роботизированные системы для сортировки ТКО, специализированные мобильные приложения, системы учета и аналитики, программное обеспечение и др.

«Самым крупным сегментом рынка остается разработка облачных вычислительных платформ, пользовательских интерфейсов и программного обеспечения - в 2017 году на него приходилось $2,8 млрд, тогда как на долю систем интеллектуальной переработки ТКО - около $138 млн. В то же время, темпы цифровизации в сегменте переработки остаются одними из самых высоких - по нашим прогнозам, к 2020 году объем этого рынка составит $232 млн», - считает Алексей Волостнов, управляющий директор Frost & Sullivan в России.


Объем мирового рынка цифровых технологий в сегментах разработки ПО и интеллектуальных систем переработки ТКО, млн долл США. Источник: Frost & Sullivan

Причём аналитики Frost & Sullivan называют несколько основных тенденций рынка технологий цифровой трансформации в области обращения с ТКО:

Представляя паспорт проекта, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев подчеркнул, что это только «стартовый документ, который намечает ориентиры. Мы готовы его обсуждать и шлифовать». По этой причине текст проекта пока не публикуется.

Но стоит отметить уже сейчас, что проект преследует две основные цели: обеспечение устойчивого развития городов и повышение качества жизни проживающих и пребывающих в городах людей посредством цифровой трансформации отрасли городского хозяйства; повышение эффективности использования муниципальных ресурсов за счёт применения цифровых технологий и расширения государственно-частного партнерства.

Документ также включает задачи и результаты федерального проекта «Цифровой город». К концу 2022 года планируется реализовать лучшие инновационные проекты в сфере городского хозяйства, отобранные в рамках ежегодных конкурсов, и реализовать набор мероприятий в рамках пилотных проектов. А к 31 декабря 2024 года планируется организация системы тиражирования лучших проектов, в том числе, путем их включения в Базу знаний умных городов и внедрения механизмов государственной поддержки.

К тому же, к 31 декабря 2024 года должны быть внедрены цифровые платформы управления городскими ресурсами, сервисы информирования граждан и предоставления им доступа к муниципальным услугам в цифровом виде, сервисы вовлечения граждан в принятие городских решений, повышение эффективности ЖКХ с учётом новых информационных стандартов и так далее.

Предварительно финансирование по федеральному проекту предполагается в размере 132,221 миллиарда рублей.

Как рассказали D-Russia.ru , на середину июля для участия в «Умном городе» подали заявки 25 муниципалитетов из 20 субъектов Российской Федерации, которые готовы стать пилотными площадками для тестирования технологий, список которых приводит издание.

Стоит напомнить и о том, что ещё в январе 2018 года состоялось 17-е заседание Профессионального энергетического клуба (ПРЭН-клуб), на котором члены клуба обсудили проблемы и перспективы перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) энергокомплексов крупных городов и вопросы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) в системах тепло- и электроэнергетики.

С 2019 года, отмечалось на концеренции, начнётся процедура получения комплексных экологических разрешений (КЭР). КЭР – это смесь программ энергоресурсосбережения, экологической безопасности и экологического паспорта.

На сегодняшний день «Бюро НДТ» разработало 51 справочник, все они выложены на сайте бюро. Большинство справочников – отраслевые. 7 штук – т.н. горизонтальные, межотраслевые. Внедрение принципа НДТ дает новые рычаги для модернизации промышленности.

Сергей Белобородов, член ПРЭН-клуба, вице-президент НП «Энергоэффективный город»., тогда же рассказал о своей статье , в которой сравнил эффективность энергосистем разных стран с энергосистемой Российской Федерации по вопросу выбросов СО2 с точки зрения структуры производства электрической энергии, коэффициента использования тепла топлива (КИТТ), коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) ВИЭ, стоимости электроэнергии ВИЭ и стоимости электроэнергии для конечных покупателей, а также влияния приоритета загрузки ВИЭ на объем комбинированной выработки электроэнергии ТЭЦ.

В результате оказалось, что сектор электроэнергетики РФ является одним из мировых лидеров в вопросах снижения выбросов СО2. Удельные выбросы СО2 на выработку электрической энергии (г СО2/кВтч) в целом по энергосистеме РФ ниже, чем в США, Германии, Китае, значительно ниже среднемировых значений, и соответствуют Дании .

А с 4 по 6 октября 2018 года в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА ».

Что касается облачных технологий как таковых, в том числе, с прицелом на близкое будущее, и в решении вопроса утилизации ТКО, то, как говорят международные эксперты, именно с Россией есть все шансы подписать соглашения о сотрудничестве. Компания NetApp, например, уже реализует ряд облачных проектов в нашей стране, правда, пока в финансовой сфере, нефтегазовой отрасли и частном бизнесе. Но, как отмечает Томас Кайзер (Thomas Kaiser), директор NetApp в Восточной Европе, Турции, России и СНГ, именно Россия наиболее готова к принятию новых технологий, поскольку российские заказчики заглядывают на шаг вперед. «Мне кажется, что даже в Европе пока используются более традиционные подходы в этих отраслях, чем в России», - сказал Томас Кайзер.

Насколько скоро это произойдёт, посмотрим. А пока 23-25 октября 2018 года в КВЦ Сокольники в Москве состоится 15-я Юбилейная международная выставка оборудования и технологий для переработки, утилизации отходов и очистки сточных вод WASMA-2018 , где в то же время пройдёт и семинар специалистов отрасли.

С начала 2019 года система сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) кардинально изменится. Согласно ФЗ № 458 от 29.12.2014 письма Минстроя № 45067-АЧ/04 от 30.12.16, каждый субъект Российской Федерации будет разделен на зоны, где выберут региональных операторов, занимающихся вывозом и утилизацией ТКО.

Региональный оператор будет выбираться по правилам, установленным Пост. № 881 от 05.09.2016. Компания, выбранная на конкурсной основе, будет отвечать за все этапы сбора, переработки и утилизации .

У фирмы, планирующей стать региональным оператором, должны быть гос. регистрация на территории РФ, комплект документов на работу с отходами 1-4 кл., а также необходимые технические, технологические и транспортные условия и возможности.

Кроме того, компания не должна находиться в стадии банкротства, иметь долги и штрафы за нарушение законов об обращении отходов. Предпочтение будет отдаваться фирмам, использующим передовые экологичные методы работы с отходами, а также делающим упор на сортировку мусора.

Заботу о местах сбора мусора возложат на региональных операторов

Выбранные региональные операторы будут отвечать за все вопросы, связанные с вывозом . Кроме текущей работы, на них возложат задачи по ликвидации незаконных свалок на принадлежащей территории. В зоне ответственности будет находиться также чистота мусорных контейнеров в месте сбора ТКО. В результате у каждой выброшенный бумажки появится хозяин, который будет отвечать за её утилизацию.

Исчезнет правовой пробел, из-за которого многие места сбора мусора выглядят непрезентабельно. Сейчас за зоны сбора ТКО, находящиеся на муниципальной земле, отвечает муниципалитет, а за площадки для мусорных контейнеров, расположенные на придомовых территориях, отвечает управляющая компания. С 2019 года такого больше не будет. Ответственным за все площадки станет региональный оператор. Именно его представителю нужно будет жаловаться, если после мусоровоза остался разлетевшийся и неубранный мусор.

Сбор ТКО станет раздельным

Операторы должны будут обеспечить население достаточным количеством контейнеров для бытового мусора. В один контейнер будут собираться отходы, подлежащие сортировке, а в другой – несортируемые. При нарушении этих правил с компаний, занимающихся сбором и транспортировкой отходов, будут брать повышенную плату за принятие полигоном несортированного мусора. В некоторых регионах за 1 м² мусора, не прошедшего сортировку, придётся заплатить в 10 раз больше.

К сожалению, все издержки, связанные с внедрением новых законов, зачастую будут заложены в стоимость услуг и переложены на плечи жильцов. Как показывает практика, во многих регионах именно так и произошло. Из регионов уже поступают сведения о значительных повышениях платы за вывоз ТКО. Согласно N 486-ФЗ от 28.12.16 г., все россияне до 1 июля 2018 г. будут ознакомлены с новыми расценками на эту услугу.

Мусорным полигонам не будут выдавать лицензии без оборудования участков сортировки ТКО

Такое решение было принято во многих областях, в том числе в Ленобласти, где было официально объявлено, что с 2019 г. ни один мусорный полигон, не имеющий системы сортировки, не сможет получить или продлить лицензию. Это позволит снизить объем захораниваемых ТКО на 20%.

Похожие решения приняли и другие области РФ, где на мусорных полигонах спешно возводятся участки сортировки. Многие из них строятся по иностранным технологиям, позволяющим извлекать из мусора материалы, подлежащие повторной переработке – стекло, пластик, металл, бумагу, резину, электронику. Такое положение дел полностью отвечает Распоряжению № 1589-р от 25.07.2017 о товарах, не подлежащих захоронению. Поэтому, начиная с 2019 г., российские полигоны для сбора мусора постепенно переоборудуют в технопарки с многоэтапной сортировкой отходов.

Какие еще сложности возникнут на пути внедрения новой системы сбора и утилизации ТКО неизвестно. Но с 2019 года все нововведения вступят в силу, и Россия, возможно, станет страной цивилизованных свалок.

Однако этот процесс будет сопряжен с переоформлением большого количества разрешающих и лицензирующих документов. Поскольку процедура сбора бумаг, получения разрешений и лицензий связана с большим количеством спорных и неопределённых вопросов, ее лучше поручить компании, оказывающей такие услуги.

ТКО – аббревиатура, появившаяся сравнительно недавно. Ранее во всех документах фигурировало название «ТБО». Помимо изменения в наименовании группы отходов, были внесены некоторые поправки в закон, касающийся правил обращения с ТКО и порядка расчетов нормативов. Поэтому тема статьи является актуальной для большей части нашего населения.

Понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) было установлено и определено в Федеральном законе от 29.12.2014 №458-ФЗ (в редакции от 28.11.2015). Аспекты данного закона регламентируют определенные требования к обращению с отходами.

Согласно закону ТКО – это отходы, постоянно образующиеся в жилых домах в результате использования каких-либо товаров жильцами. Также к ТКО относят предметы, пришедшие в негодность в процессе их потребления жильцами домов в личных и бытовых целях. Помимо отходов, накапливающихся в ходе жизнедеятельности физических лиц, группу ТКО составляет мусор, возникающий в работе организаций и лиц, зарегистрированных как ИП, который по своему компонентному содержанию близок к отходам жилых помещений.

Состав ТКО

В законе прописаны права и обязательства органов власти разных уровней в сфере, касающейся обращения с ТКО. Там же указаны правила получения лицензии организациями, которые желают осуществлять сбор, транспортировку, переработку, утилизацию коммунальных отходов.

В каждом субъекте Российской Федерации по закону должны быть созданы специальные организации, производящие все действия с ТКО, – региональные операторы. При выборе региональных операторов, являющихся юридическими лицами, проводится конкурс, по итогу которого победившая организация получает разрешение на реализацию деятельности по обращению с ТКО на области всего субъекта РФ сроком минимум на 10 лет.

На производителей и импортеров продукции в соответствии с законом накладывается обязанность утилизировать образующиеся после потребления отходы этих продуктов. Если данное обязательство не выполняется, то импортерами и производителями уплачивается определенная сумма экологического сбора.

Данный закон начал действовать с 1 января 2015 г., кроме некоторых его аспектов, для которых были определены (или изменены) другие даты начала действия.

Класс опасности

Весь перечень видов мусора, составляющих ТКО можно посмотреть в ФККО. Согласно данному классификационному каталогу также можно определить класс опасности того или иного вида коммунальных отходов. Как правило, большее число разных групп ТКО относят к IV или V классу опасности отходов.

Правила обращения

Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.

В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.

Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.

Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.

Места складирования ТКО для потребителей определяются в договоре, заключенном с региональным оператором. Сбор отходов может производиться:

  • в домах в мусороприемные камеры, оснащенные специальными контейнерами;
  • в емкости разных объемов, находящиеся на специально отведенных площадках на улице;
  • в одноразовые (пакеты) или иные емкости, которые предоставляет сам оператор.

Крупногабаритный мусор должен складироваться:

  • в бункерах на площадках;
  • на специально выделенном участке территории для отходов крупных размеров.

Согласно Правилам приоритетной технологией обработки ТКО является та, которая позволяет производить автоматизированную сортировку мусора. Также предпочтение при утилизации отходов дается технологиям, которые обеспечивают получение в итоге вторичного сырья для разных отраслей производства.

Важным пунктом при обработке ТКО является исключение из общей массы опасных отходов (I и II классов) для их непопадания на полигоны.

В Правилах прописаны все возможные причины, в соответствии с которыми может быть прекращена деятельность региональных операторов.

Нормативы накопления

Нормативы накопления ТКО указаны в Постановлении Правительства России от 4 апреля 2016 г. №269.

Обратите внимание! При определении нормативных значений также осуществляется учет мусора, образующегося в ходе уборки придомовых территорий.

Для любой дифференцированной категории объектов нормативы определяются раздельно. Для установления нормативных значений замеряются отходы в соответствии с установленными правилами.

С целью расчета нормативов используются специальные формулы, определяющие следующие показатели:

  1. Средний в сутки норматив за сезон, который может быть выражен разными единицами измерения в зависимости от использования массовых или объемных значений.
  2. Средний в разные сезоны (периоды года) суточный норматив, который также может быть выражен единицами массы или объема на 1 расчетную единицу/сут.
  3. Среднемесячные и годовые нормативы.

Плотность

Плотность ТКО (ранее ТБО) определяется в процессе расчета нормативов накопления отходов. Это важный показатель, для установления которого необходимо знать объем и массу мусора. С этой целью осуществляют выравнивание накопившихся отходов и измерение их параметров, используя специальную линейку. После этого ТКО взвешивают и из полученного значения общей массы вычитают массу емкости. С помощью полученных чисел производится последующий расчет средней плотности отходов, при котором необходимо определить суточную норму накопления (зависит от количества жильцов), среднемесячный и среднегодовой нормативы, годовую норму ТКО. Только рассчитав нормативы, можно определить значение средней плотности.

Дополнительная информация! Вышеописанные расчеты должны производиться специалистами в условиях соблюдения норм и формул, указанных в нашем законодательстве. Кроме того, для проведения таких работ необходимо определенное оборудование.

Утилизация ТКО

Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.

Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.

Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.

Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.

Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.

Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.

Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.

Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.

Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.

Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.

Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.

Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.

Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.

Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.

Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).

Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.

Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео

Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Просмотров