Сказуемое подлежащее дополнение обстоятельство существительное. Члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство

на какие вопросы отвечают Дополнение - ---- Обстоятельство._._._._. Определение ~~~~~


  1. 1 Наступило лето, и парк ожил.
    2.Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.
    3.Победила та девушка, чей платок поднял герой.
    4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачт.
    5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.
    6.Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrf
    rmg
    rigbtsgvbmogl

  2. Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:


    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?


    Автобусный маршрут изменн



    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  3. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  4. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  5. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  6. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  7. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  8. Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)
  9. незнаю
  10. и так далее...
  11. спасибо
  12. Определение- прилагательные
    Дополнение- в косвенном (все кроме И. п.)
    Обстоятельство-где? куда? когда? зачем?
  13. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки
    31 Нравится Пожаловаться
    3 ОТВЕТА
    Танюша Капуста Профи (655) 3 года назад
    Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
    35 Нравится Пожаловаться
    Ална Шарапова Профи (711) 3 года назад
    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д.)
    Определения (какой? Какая? Какие? и т. д.)
    Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)

    😀
    8 Нравится Пожаловаться
    Катерина Шилова Ученик (174) 3 месяца назад
    Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?
    Дополнение. это обычно добавление к перечисленному - сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.
    Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие?
    Нравится Пожаловаться

  14. 1-Обстоятельство-где?, когда?, куда?, откудо?, почему?, зачем? и как?...
    2-Дополнение-какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чь?,чью?...
    3-Определение-это вопросы всех падежей кроме ИМ. П.
  15. я не знаю
  16. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  17. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (деяния, состояния, характеристики), нареченного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом.

Отвечает на вопрос кто? что. Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро 1-го не ожидают. Курить вредоносно.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой. Он читает . Жить – значит бороться . Сестра врач . Сын высокого роста . Погода тёплая . Она теплее . чем вчера. Эта книга твоя . Этот урок третий . Учиться интересно . Учёба играет большую роль . Дочь становится взрослой и хочет быть врачом .

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

Согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

Несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение – это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой . студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Она, голубушка . чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени. по фамилии. В газете Комсомольская правда интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая .

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за хлебом .

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев . Нельзя работать спустя рукава .

Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы . Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столбище.

Вводные слова и предложения – слова и предложения, равнозначные слову, занимающие в предложении независимую позицию, выражающие разные аспекты отношения говорящего к предмету речи: безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т. п.

Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты – их было трое – ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) . как жесток я был с нею.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Как часто нам приходится отвечать на вопрос о том, что такое второстепенные члены предложения? В повседневной жизни довольно редко. Но тем, кто учится и имеет дело с грамматикой и синтаксисом русского языка, ответ на этот вопрос следует знать. Именно для них мы и подготовили данный материал. Мы обсудим и структуру предложения, и ее составляющие. Но основное внимание будет уделено сегодня таким членам предложения, как дополнение, определение и обстоятельство.

Предложение

Прежде чем обсуждать, что такое второстепенные члены предложения, нужно разобраться в самой его структуре. Давайте вкратце вспомним о том, что такое предложение и какого типа они бывают. Итак, предложение - это набор слов, объединенных между собой общим и находящихся по отношению друг к другу в грамматически обоснованных формах. По типу высказывания оно может быт:

  • повествовательным (Маша идет в магазин);
  • вопросительным (Куда он уехал?);
  • отрицательным (Мы не купили продуктов).

По структуре:

  • простым (Папа работает в большой фирме);
  • сложным (сложноподчиненные и сложносочиненные).

Слова в предложениях не стоят так, как кому хочется. Все они имеют свое место и форму. Более того, спрягаются по лицам, склоняются по падежам, имеют разные временные формы. Но нас сейчас интересует, какие именно члены предложения наполняют его смыслом.

Главная грамматическая основа

Подводя читателя к теме, что такое второстепенные члены предложения, нужно для начала разобраться в том, а какие вообще бывают члены предложения. Если есть второстепенные, значит, есть и главные. Ими являются такие члены, как:

  • подлежащее;
  • сказуемое.

Подлежащее - это слово, которое является главным исполнителем действия, совершающегося в предложении, и отвечает на вопрос «кто? что?». Например:

Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении - Сережа, это и есть подлежащее).

При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.

Сказуемое - это слово, которое выражает непосредственно действие, совершающееся подлежащим, и отвечает на вопрос «что делает? что сделал? что сделает?» в разных временах и для разных лиц. Например:

Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).

При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.

Другие члены предложения

А теперь пришло время поговорить о том, что такое второстепенные члены предложения. Ведь кроме главных членов, в предложении есть и другие слова. Это могут быть либо простые, либо однородные второстепенные члены предложения:

  • дополнение;
  • определение;
  • обстоятельство.

В случае простого варианта данные слова стоят в единственном экземпляре, выполняя свою функцию в предложении. Если же какой-то из членов стоит в компании с таким же словом, то это показывает их однородность. Например, сравните:

  1. Папа любит готовить. Папа и мама любят готовить (однородные подлежащие).
  2. Катя плавает хорошо. Катя плавает и бегает хорошо (однородные сказуемые).

Ниже, разбирая каждый из второстепенных членов, мы сделаем акцент на их однородности, показав на примерах их использование.

Дополнение

Разбирая второстепенные члены предложения, дополнение всегда рассматривают первым, и не напрасно. Данное слово играет очень важную роль. Оно уточняет признак или является непосредственно объектом действия в данном предложении. Если говорить о вопросах, на которые отвечает данный участник высказывания, то это:

  • «кого? что?»;
  • «кому? чему?»;
  • «кем? чем? чего?»;
  • «о ком? о чем?».

При этом употребление может быть как с предлогом, так и без. Дополнение может выражаться с помощью разных частей речи: существительного, наречия, числительного. В зависимости от того, какую роль играет и при каком члене предложения оно стоит. Так, дополнение может стоять в паре с глаголом. В этом случае различают прямое и косвенное дополнение. Прямое отвечает на вопрос «кого? что?» и не имеет никаких предлогов перед собой. А косвенным дополнением считаются все остальные варианты.

  • Дедушка принес щуку. Дополнение «щука» отвечает на вопрос «что?» и является прямым по отношению к глаголу.
  • Я думаю о тебе. Дополнение косвенное, так как вопрос «о ком?».

При разборе дополнение всегда подчеркивают штриховой линией. Если в предложении стоят два дополнения, то они подчеркиваются оба, причем это могут быть как однородные, так и неоднородные слова. Например:

  • Я попросил ее спеть .
  • Мария насыпала сахар и соль .
  • Она посмотрела на мужчину и женщину .

Таким образом, можно сказать, что это самый простой из всех второстепенный член предложения.

Определение

Иначе обстоит дело с определением. Данное слово также не отличается трудностью в использовании и достаточно легко определяется в предложении. Определение - это слово, показывающее и описывающее признаки предметов. Отвечает оно на вопросы «какая? какое? чей? чьи?» и все их производные. По типу данный член предложения может быть двух вариантов:

  • согласующийся;
  • не согласующийся.

Здесь берется согласование определения со словом, которое оно описывает. Если происходит полная гармония в форме падежа, числа и рода, то это первый вариант. Например:

  • На улице сегодня прекрасная погода.
  • Он приобрел недавно красивую машину.

При разборе определение подчеркивают волнистой линией. В случае если мы имеем дело с не согласующимся типом, то здесь могут быть разные варианты:

  • Мы увидели дом дяди (принадлежность).
  • Свет луны придавал ситуации романтичность (описание признака).
  • Париж сегодня - это совсем другой город (обстоятельственное наречие).
  • Я купил книгу поинтереснее и поновее (сравнительная степень прилагательного, однородные слова).
  • Желание нравиться - естественное стремление для женщины (инфинитив).
  • Его лицо, с красными щеками , стояло у меня перед глазами (словосочетание).

Таким образом, мы видим, насколько многогранно употребление определения и как по-разному могут выглядеть второстепенные члены предложения.

Обстоятельства

Данное слово играет роль условия, при котором происходит действие. В зависимости от вопроса, различают разные обстоятельства:

  • времени;
  • места;
  • причины;
  • цели;
  • образа действия;
  • меры и др.

При этом главное - правильно задать вопрос к слову. При разборе предложения обстоятельство подчеркивают штрихпунктирной линией. Лучше всего разницу обстоятельств можно увидеть на примерах:

  • Слева стоял рояль (где? - обстоятельство места).
  • Мы приехали накануне (когда? - время).
  • Он запрыгал от радости (почему? - причина).
  • Она пришла в магазин покупать платье (зачем? - цель).
  • Они ехали медленно и тихо (как? - образ действия, однородные слова).
  • Мы дважды заходили сюда (как много? - мера).

В конце отметим, что вне зависимости от того, с каким предложением вы имеете дело, с простым или сложным, для определения его члена нужно правильно задать вопрос, и трудностей с разбором у вас не возникнет.

Просмотров