Труды абу насыр аль фараби. Аль-Фараби: биография, личная жизнь, достижения, фото

Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед - философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими.

Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой.
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад.

Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья.

Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".

Литература

Сочинения

    Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.Математические трактаты. Алма-Ата, 1972.Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
  1. Аль-Фараби.

Богатое научное наследие, оставленное Аль-Фараби, принесло ему мировую известность. Главными темами, волновавшими его всю жизнь и ставшими основой всей системы мировоззрения, были темы личности, совершенствования ее нравственности, повышение интеллектуального уровня, достижения свободы и счастья всего человечества.

Дошедшие до нас сведения о жизни знаменитого восточного философа довольно немногочисленны и противоречивы. Некоторые из них напоминают легенды. Точно известна лишь дата его смерти и годы переезда в Дамаск.

Библиографы предполагают, что родиной Фараби является небольшой город Васидж, расположенный в местности Фараб, сегодня это Отрар в Южном Казахстане. Согласно традиционной версии он появился на свет в 872 году в одной из знатных семей, относящейся к сословию привилегированных тюрков. На это указывает слово «тархан», входящее в полное имя мыслителя: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Однако с середины прошлого века не утихают споры вокруг вопроса об его этнической принадлежности. Так, некоторые ученые приводят аргументы в пользу персидского происхождения Аль-Фараби.

В Отраре он прожил до 20-и лет. Именно там начало формироваться его мировоззрение под влиянием научных трудов и философских трактатов знаменитых мыслителей со всего света. Это был значительный культурный и политический центр, где находилась известная библиотека, уступающая по количеству книг только Александрийскому книгохранилищу.

По дошедшим до нашего времени сведениям мыслитель в течение некоторого времени совмещал обучение и работу в Ташкенте и Бухаре, затем он покинул родину, чтобы продолжить образование. Первоначально Аль-Фараби остановился в Багдаде, который был столицей Арабского халифата, и являл собой не только политический центр, но и сосредоточение науки, культуры и искусства.

Примечательны высказывания философа относительно жизни людей и общественного устройства в этом городе. Он называл его «самым восхитительным и счастливым из невежественных городов», а также полагал, что здесь существуют все условия для того, чтобы в будущем в нем могли жить и работать талантливые философы, ученые и поэты.

С именем Аль - Фараби связано интересное предание о том, как он ступил на путь науки. Первоначально в Багдаде за ним была закреплена должность судьи, но через некоторое время он оставил ее ради преподавательской деятельности. В этот период времени один из близких друзей обратился к нему с просьбой о хранении огромного количества книг, в числе которых находились и философские трактаты Аристотеля. Читая их на досуге, будущий ученый настолько проникся идеями знаменитого грека, что решил всю дальнейшую жизнь посвятить служению наукам.

Аль-Фараби обладал прекрасной памятью и упорством, известно, что до приезда в столицу Арабского халифата, ему было известно только несколько языков. Однако к концу жизни он в совершенстве знал уже более семидесяти.

Помимо освоения языков мыслитель практически все свободное время отдавал изучению медицины и логики. По разным источникам одним из его главных наставников был Абу Бишр Матта, получивший известность, как выдающийся переводчик античных текстов на арабский язык. Современники описывали его как чрезвычайно умного человека и талантливого комментатора трудов Аристотеля. И хотя его влияние на Аль- Фараби было чрезвычайно велико, ученик довольно быстро превзошел учителя.

К этому же периоду относится и его путешествие в город Харан, предпринятое с целью освоения уникальных приемов логики знаменитого христианского мыслителя Йуханны бен-Хаилана. По возвращению Аль-Фараби посвящает себя углубленному изучению философии Аристотеля. Ему удается достигнуть свободного восприятия идей, методов и проблем, отмеченных гениальным греком.

Основным принципом для понимания любой философии, по его мнению, являлось регулярное возвращение к одним и тем же источникам. Действительно, без буквального понимания и запоминания античных текстов невозможно осуществлять их подробное комментирование.

Итогом кропотливой научной работы Аль-Фараби стал труд «О классификации наук». В нем ученый собрал и систематизировал все известные науки своего времен, определив предмет, основные цели и задачи каждого. Это было уникальное исследование, никогда не проводимое ранее, а потому значение его для «изучающей науки» чрезвычайно велико.

Во время пребывания в Багдаде Аль-Фараби тесно общается с талантливыми учеными и благодаря своей образованности, сильному характеру и эрудиции вскоре становится самым видным из них. В тот же период мыслитель получает возможность изучить знаменитый трактат Аристотеля «Вторую аналитику». Этот факт заслуживает особого внимания, так как отраженное в нем теоретико-познавательное мировоззрение значительно умаляло роль теологического восприятия окружающей действительности. Поэтому со стороны религиозных обществ неоднократно предпринимались попытки сократить и не допустить его распространения среди широкой общественности.

Рациональное мировосприятие Аль-Фараби, нацеленное на поиски решений для осуществления «земного рая» для людей при их жизни, а не после смерти, встречало протест теологически настроенных богословов. Это послужило одной из причин для его отъезда из города.

Доподлинно известно, что Аль-Фараби решает поселиться в Дамаске в 941 году, где и остается до последних дней своей жизни. Первое время он испытывает определенные денежные затруднения. Некоторые источники утверждают, что ему приходилось весь день работать сторожем в саду, и лишь ночью он мог позволить себе заниматься научной деятельностью.

Однако через пару лет положение ученого значительно улучшается. В этот период на него обращает свое внимание властитель Халеба Сайф ад-Даула Али Хамдани, известный свои покровительственным отношением к ученым, поэтам и другим передовым людям своего времени. Аль-Фараби назначается ежедневное денежное содержание, и он получает возможность беспрепятственно заниматься наукой и философией.

О последней предпринятой им поездке в Каир между 949-950 годами содержится упоминание в книге ученого «Гражданская политика». В ней он представляет счастье в качестве высшей ценности и блага человеческой жизни.

Помимо этого известного политического труда в период жизни в Сирии, ученый систематизирует свои политические воззрения в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В нем получает развитие идея о городе во главе которого стоит мудрый и проницательный мыслитель, внимательно относящейся к своим подданным и обучающий их жизненным истинам.

Вся философия Аль-Фараби проникнута безграничной верой в добродетель и разум человека. Кроме того, в политических и социальных идеях мыслителя большое значение придается геополитическому фактору. Соглашаясь с Аристотелем, он полагает, что в основе любых политических преобразований лежат естественные, географические причины. В этой связи интересна его теория о делении городских поселений на добродетельные, невежественные, властолюбивые, города обмена и другие. При этом идеальной формой организации общественной жизни он считал коллективный город. Его жители равны и все имеют право делать то, что желают. Органы власти избираются населением и осуществляют деятельность, направленную на обеспечение свободы жителей.

По мнению, Аль-Фараби главная задача истинного правителя в стремлении к подлинному счастью не только для себя, но и для подданных. Способность к достижению поставленных целей и есть искусство управления.

По свидетельствам современников философ практически все время проводил в саду возле бассейна. Он трудился над научными трактами и вел дискуссии со своими учениками. Самыми выдающимися из них были Яхья ибн Ади из Багдада и Ибрагим ибн Ади из Алеппо, именно они продолжили комментировать его работы и после смерти.

На сегодняшний день отсутствуют точные сведения о причинах ухода из жизни Аль-Фараби. Одни источники утверждают, что он умер дома естественной смертью, другие полагают, что философ погиб от рук бандитов по дороге в Аскалан. Доподлинно известна лишь дата сметрти Аль-Фараби - январь 951 года.

Интересно, что он был похоронен за стенами города без участия духовенства, молитву по нему читал сам правитель. Данный факт пытаются опровергнуть некоторые авторы, описывая его истинно верующим мусульманином.

По словам самого Фараби добродетельный человек не должен страшиться смерти, он обязан сохранять достоинство и не впадать в панику, стремясь продлить жизнь, ведь она всего лишь средство для творения блага.

Аль-Фа-ра-би Абу-Наср Ибн Му-хам-мед - фи-ло-соф, уче-ный-эн-цик-ло-пе-дист, один из глав-ных пред-ста-ви-те-лей вос-точ-но-го арис-то-те-лиз-ма, пе-ре-пле-та-ю-ще-го-ся с не-оп-ла-то-низ-мом. Про-зви-ще – Вто-рой учи-тель (пос-ле Арис-то-те-ля). Жил в Баг-да-де, Алеп-по, Да-мас-ке. Ос-нов-ные со-чи-не-ния: "Гем-мы муд-рос-ти", "Трак-тат о взгля-дах жи-те-лей добро-де-тель-но-го го-ро-да", трак-тат о клас-си-фи-ка-ции на-ук, "Боль-шая кни-га о му-зы-ке".
Аль-Фа-ра-би ро-дил-ся в 870 го-ду в рай-о-не Фа-ра-ба, в го-род-ке Ва-сидж, у впа-де-ния ре-ки Арысь в Сыр-дарью (тер-ри-то-рия со-вре-мен-но-го Ка-зах-ста-на). Он вы-хо-дец из при-ви-ле-ги-ро-ван-ных сло-ев тюр-ков. Пол-ное имя – Абу-Наср Му-хам-мад Ибн Му-хам-мед Ибн Тар-хан Ибн Уз-лаг аль-Фа-ра-би ат-Тур-ки.

Стре-мясь по-знать мир, аль-Фа-ра-би по-ки-нул род-ные ме-с-та. По од-ним све-де-ни-ям, он ушел в юнос-ти, по дру-гим – в воз-рас-те око-ло со-ро-ка лет. Аль-Фа-ра-би по-бы-вал в Баг-да-де, Хар-ра-не, Ка-и-ре, Да-мас-ке, Алеп-по и дру-гих го-ро-дах Араб-ско-го ха-ли-фа-та.
Су-щест-ву-ет сви-де-тель-ст-во о том, что до сво-е-го увле-че-ния на-ука-ми аль-Фа-ра-би был судь-ей. Рас-ска-зы-ва-ет-ся так-же и о том, как он при-об-щил-ся к зна-ни-ям. Од-наж-ды один из близ-ких лю-дей от-дал аль-Фа-ра-би на хра-не-ние кни-ги, сре-ди ко-то-рых бы-ло мно-го трак-та-тов Арис-то-те-ля. Аль-Фа-ра-би и на-чал лис-тать эти кни-ги и увлек-ся ими.

Аль-Фа-ра-би до при-ез-да в Баг-дад вла-дел тюрк-ским язы-ком и не-ко-то-ры-ми дру-ги-ми, но не знал араб-ско-го, к кон-цу же жиз-ни вла-дел бо-лее чем семь-ю-де-сятью язы-ка-ми. Жи-вя в Баг-да-де, аль-Фа-ра-би на-чал за-ни-мать-ся раз-лич-ны-ми на-ука-ми, преж-де все-го ло-ги-кой. В это вре-мя в Баг-да-де на-ибо-лее по-пу-ляр-ным мыс-ли-те-лем был Абу-Бишр Мат-та бен-Йу-нис. Ря-ды его уче-ни-ков по-пол-нил аль-Фа-ра-би, ко-то-рый за-пи-сал со слов Абу-Бишр Мат-та ком-мен-та-рии к тру-дам Арис-то-те-ля по ло-ги-ке. Аль-Фа-ра-би уг-лу-бил-ся в изу-че-ние на-сле-дия Арис-то-те-ля, он об-ре-та-ет лег-кость вос-при-я-тия идей и со-во-куп-нос-ти за-дач и про-блем, по-став-лен-ных ве-ли-ким гре-ком.

Ре-зуль-та-том раз-нос-то-рон-них на-уч-ных изыс-ка-ний аль-Фа-ра-би явил-ся трак-тат "О клас-си-фи-ка-ции на-ук", в ко-то-ром в стро-гом по-ряд-ке бы-ли пе-ре-чис-ле-ны на-уки то-го вре-ме-ни, опре-де-лен пред-мет ис-сле-до-ва-ния каж-дой.
В Баг-да-де аль-Фа-ра-би ос-но-ва-тель-но по-пол-ня-ет свои зна-ния, вхо-дит в кон-такт с вид-ны-ми уче-ны-ми и до-воль-но быст-ро ста-но-вит-ся са-мым ав-то-ри-тет-ным сре-ди них. Но в сре-де дог-ма-ти-чес-ки на-стро-ен-ных бо-го-сло-вов воз-ни-ка-ет не-при-язнь ко все-му строю мыш-ле-ния аль-Фа-ра-би, на-це-лен-но-му на от-кры-тие ра-ци-о-на-лис-ти-чес-ких пу-тей по-зна-ния и по-ис-ки до-сти-же-ния для лю-дей счастья в зем-ной жиз-ни. В кон-це кон-цов аль-Фа-ра-би вы-нуж-ден по-ки-нуть Баг-дад.

Он на-прав-ля-ет-ся в Еги-пет че-рез Да-маск. В сво-ей кни-ге "Граж-дан-ская по-ли-ти-ка" он упо-ми-на-ет, что на-чал ее в Баг-да-де, а кон-чил в Ка-и-ре (Миср). Пос-ле пу-те-шест-вия аль-Фа-ра-би вер-нул-ся в Да-маск, где про-жил до кон-ца сво-их дней, ве-дя в нем уеди-нен-ный об-раз жиз-ни. Свои со-чи-не-ния он за-пи-сы-ва-ет на от-дель-ных лис-тах (по-это-му поч-ти все со-здан-ное им при-ня-ло фор-му от-дель-ных глав и за-пи-сок, не-ко-то-рые из них со-хра-ни-лись лишь в фраг-мен-тах, мно-гие не бы-ли за-кон-че-ны). Умер он в воз-рас-те вось-ми-де-ся-ти лет и был по-гре-бен за сте-на-ми Да-мас-ка у Ма-лых во-рот. Со-об-ща-ют, что мо-лит-ву по не-му на че-ты-рех па-пи-ру-сах чи-тал сам пра-ви-тель.

Фи-ло-соф-ская де-я-тель-ность аль-Фа-ра-би мно-гог-ран-на, он был уче-ным-эн-цик-ло-пе-дис-том. Об-щее ко-ли-чест-во ра-бот фи-ло-со-фа ко-леб-лет-ся меж-ду 80-ю и 130-ю.

Аль-Фа-ра-би стре-мил-ся по-стичь кон-струк-цию ми-ра сис-те-ма-ти-чес-ки. На-ча-ло вы-гля-дит впол-не тра-ди-ци-он-но – это ал-лах. Се-ре-ди-на – это иерар-хия бы-тия. Че-ло-век это ин-ди-вид, по-сти-га-ю-щий мир и дей-ст-ву-ю-щий в нем. Ко-нец – до-сти-же-ние под-лин-но-го счастья.

Боль-шое зна-че-ние аль-Фа-ра-би при-да-вал уяс-не-нию ме-с-та че-ло-ве-ка в по-зна-нии. Чув-ст-вен-но-го по-зна-ния не-до-ста-точ-но для по-сти-же-ния сущ-нос-ти. Это воз-мож-но толь-ко по-сред-ст-вом ра-зу-ма.

"Трак-тат о взгля-дах жи-те-лей добро-де-тель-но-го го-ро-да" – од-но из са-мых зре-лых про-из-ве-де-ний аль-Фа-ра-би. Он со-здан в 948 го-ду в Егип-те.

Здесь со-дер-жит-ся уче-ние о "добро-де-тель-ном го-ро-де", во гла-ве ко-то-ро-го сто-ит фи-ло-соф. Аль-Фа-ра-би по-ла-га-ет, что цель че-ло-ве-чес-кой де-я-тель-нос-ти – счастье, ко-то-ро-го мож-но до-стиг-нуть лишь при по-мо-щи ра-зум-но-го по-зна-ния. Об-щест-во мыс-ли-тель отож-дест-влял с го-су-дар-ст-вом. Об-щест-во – тот же че-ло-ве-чес-кий ор-га-низм. "Добро-де-тель-ный го-род по-до-бен здо-ро-во-му те-лу, все ор-га-ны ко-то-ро-го по-мо-га-ют друг дру-гу, с тем, что-бы со-хра-нить жизнь жи-во-го су-щест-ва".

Ли-те-ра-ту-ра

Со-чи-не-ния
Аль-Фа-ра-би. Фи-ло-соф-ские трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1970.
Аль-Фа-ра-би. Ма-те-ма-ти-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1972.
Аль-Фа-ра-би. Со-ци-аль-но-эти-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1973.
Аль-Фа-ра-би. Ло-ги-чес-кие трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. Ком-мен-та-рии к «Аль-ма-гес-ту» Пто-ле-мея. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. О ра-зу-ме и на-уке. Ал-ма-Ата, 1975.
Аль-Фа-ра-би. Ис-то-ри-ко-фи-ло-соф-ские трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1985
Аль-Фа-ра-би. Ес-тест-вен-но-на-уч-ные трак-та-ты. Ал-ма-Ата, 1987
Аль-Фа-ра-би. Трак-та-ты о му-зы-ке и по-э-зии. Ал-ма-Ата, 1993.

О нём
Га-фу-ров Б. Г., Ка-сым-жа-нов А. Х., Ал-Фа-ра-би в ис-то-рии куль-ту-ры. М., 1975.
Да-у-ке-е-ва С. Фи-ло-со-фия му-зы-ки Абу Нас-ра Му-хам-ма-да аль-Фа-ра-би. Ал-ма-ты: Фонд Со-рос - Ка-хах-стан, 2002.
Ка-сым-жа-нов А. Х. Абу-Наср аль-Фа-ра-би. М.: Мысль, 1982.
Ку-бе-сов А. Ма-те-ма-ти-чес-кое на-сле-дие ал-Фа-ра-би. Ал-ма-Ата, На-ука, 1974.
Са-га-де-ев А. В. Уче-ние Ибн Руш-да о со-от-но-ше-нии фи-ло-со-фии, тео-ло-гии и ре-ли-гии и его ис-то-ки в тру-дах ал-Фа-ра-би. В кн.: Ал-Фа-ра-би. На-уч-ное твор-чест-во. М., 1975.
Хай-рул-ла-ев М. М. Фа-ра-би, эпо-ха и уче-ние. Таш-кент, 1975.
Хай-рул-ла-ев М. М. Абу Наср ал-Фа-ра-би: 873-950. М., 1982.
Шай-му-хам-бе-то-ва Г. Б. Уче-ние Пла-то-на об иде-ях и те-о-рия ра-зу-ма ал-Фа-ра-би. В кн.: Ал-Фа-ра-би. На-уч-ное твор-чест-во. М., 1975.
Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996.
Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.
Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. In Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge UP, 2005.
Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.


Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки, употребительное сокращение имени - аль-Фараби (в латинизированной форме - Alpharabius; 872 ,Фараб - между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск ) - философ, математик, теоретик музыки, ученый Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.
Биография
Сведения о жизни Фараби скудны. Часть сведений о Фараби, как и о других выдающихся исторических личностях, является легендарными. Достоверно известны только годы смерти Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Такая ситуация вызвана тем, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно, в XII-XIII веках. Среди биографов Фараби можно указать Бейхаки, Кифти, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хелликана. Позднейшие авторы опираются на биографические сведения, сообщенные в работах указанных авторов. Существуют упоминания более ранней биографии Фараби, приведенной в справочном труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI века, но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.
Считается, что Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар, Южный Казахстан), там где река Арысь впадает в Сырдарью . Современник Фараби, Ибн Хаукал, указывал, что к числу городов Фарабского округа принадлежит Весидж, из которого происходит Абу-Наср аль Фараби.
Для однозначного определения этнической принадлежности Фараби имеющихся фактов недостаточно . Традиционным считается происхождение Фараби от среднеазиатских тюрков. В то же время существует и равноправная [ источник не указан 119 дней ] версия о персидском происхождении Фараби. С середины ХХ века некоторыми авторами также ведется не имеющая научного основания дискуссия о принадлежности Фараби к какой-либо конкретной национальности Средней Азии.
Предполагают, что первоначальное образование Фараби получил на родине. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал.
Продолжать образование философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908-932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Относительно имён учителей Фараби не наблюдается согласия. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык.
Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно обстоятельство из годов учения Аль-Фараби в Багдаде: он получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.
Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя - халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани (943-967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава, Абул Фатх Кушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб ал-Лугави ал-Фариса и др. Впрочем, придворным ученым Фараби не стал и не перебрался в Халеб, лишь приезжал туда из Дамаска. В 949-950 Фараби побывал в Египте.
Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй - убит грабителями при поездке в Аскалан . Также известно, что Фараби был похоронен без участия духовенства . В то же время отдельные мусульманские авторы стремятся показать Фараби правоверным мусульманином .
Упоминаются ученики Фараби - Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.
Интеллектуальное наследие и вклад в развитие науки
Философия
Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма . Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также - неоплатонизма.
Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины - небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
К философским сочинениям аль-Фараби относятся:
    «Слово о субстанции»
    «Существо вопросов»
    «Книга о законах»
    «Книга о постоянстве движения вселенной»
    «О смысле разума»
    «Книга о разуме юных»
    «Большая сокращенная книга по логике»
    «Книга введения в логику»
    «Книга доказательства»
    «Книга об условиях силлогизма»
    «Трактат о сущности души»
    «Слово о сновидениях»
    «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
    «Книга об определении и классификации наук»
    «Книга о смысле философии»
    «Книга о том, что нужно знать для изучения философии»
    «Примечания к философии»
Учение об образцовом городе-государстве
Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
Во главе добродетельных городов находятся правители- философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Музыка
Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейско й школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена.
Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».
Математика и астрономия
Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
Естественные науки
    «Слово о пустоте»
    «Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»
    «О необходимости искусства химии»
    «Об органах животных»
    «Об органах человека»
Филология
    «Книга об искусстве письма»
    «Книга о стихе и риторике»
    «О буквах и произношении»
    «Книга о риторике»
    «Книга о каллиграфии»
    «О словарях»
Память
    Его имя носит самый крупный университет Казахстана - КазНУ им. Аль-Фараби.
    Шымкентский педагогический институт культуры им. Аль-Фараби.
    В многих городах Казахстана есть улицы, названные в его честь.
    В городах Алматы и Туркестан установлены памятники.
    В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Аль-Фараби.
Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед - философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище – Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя – Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим – в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби и начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой.
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад.
Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно – это аллах. Середина – это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец – достижение подлинного счастья.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города" – одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".
Литература

Краткая биография аль-Фараби на русском, пересказанная в этой статье, поможет читателю лучше понять этого загадочного мыслителя. В арабской философской традиции он упоминается под величественным прозвищем «Второй Учитель», в то время как Аристотель был известен на Востоке как «Первый Учитель». Аль-Фараби приписывают сохранение оригинальных греческих текстов в Средние века. Он повлиял на многих видных философов, таких как Авиценна и Маймонид. Благодаря своим работам он стал известен как на Востоке, так и на Западе.

Общие сведения

Историки классифицируют аль-Фараби как представителя восточной группы мусульманских философов, на которых повлияли арабские переводы греческих философов несторианскими христианами в Сирии и Багдаде. В течение своей жизни он уделял большое внимание логике и считал, что каждый человеческий индивидуум обладает способностью различать добро и зло, что он считал основой всей морали. Историки приписывают ему сохранение произведений Аристотеля, которые иначе могли быть забыты и впоследствии уничтожены во времена Темных веков. Он получил прозвище Маллим-э-Сани, которое часто переводится как «второй мастер» или «второй учитель» после Аристотеля, которого считали первым мастером.

К 832 году в Багдаде была группа переводчиков, занятая переводом греческих текстов Платона, Аристотеля, Фемистия, Порфира и Аммониуса на арабский язык. Эти усилия привели к тому, что прародители исламской философии приняли неоплатонический подход к религиозной мысли, и аль-Фараби в этом отношении считается первопроходцем. Под влиянием исламского суфизма и чтения Платона Фараби также исследовал мистику и метафизику, поместив созерцание выше действия. Аль-Фараби попытался обеспечить рациональное объяснение таких метафизических концепций, как Пророчество, Рай, Предопределение и Бог. Он писал об этом в своих интерпретациях исламских религиозных теорий, основанных на чтениях Платона и Аристотеля. Аль-Фараби также считал, что пророки развили свой дар, придерживаясь строго морального образа жизни, а не просто рождаясь с божественным вдохновением. Фараби также считается выдающимся музыкальным теоретиком. Среди его работ по музыкальной теории - Китаб Маусики аль-Кабир (Великая гармоничная музыка), «Стили в музыке» и «О классификации ритмов», в которых он определил и представил подробные описания музыкальных инструментов и изучил акустику. Он также писал серьезные работы по математике, политологии, астрономии и социологии.

Аль-Фараби: биография

Существуют различия в версиях, касающихся происхождения и родословной ученого. Сведения об аль-Фараби свидетельствуют о том, что при жизни он не проявлял интереса к составлению своей официальной биографии или написанию мемуаров, а все факты о его жизни основаны на слухах или догадках (как это происходит с другими современниками великого философа). Мало что известно о его жизни. Ранние источники включают автобиографический отрывок, в котором аль-Фараби прослеживает историю логики и философии вплоть до своего времени, а также краткие упоминания аль-Масуди, ибн аль-Надима и ибн Хакала. Саид аль-Андалуси написал в свое время написал биографию этого незаурядного философа. Но у арабских биографов XII-XIII веков было мало фактов о жизни аль-Фараби, и аль-Андалуси использовал вымышленные истории о его жизни.

Этнические корни

Из различных случайных источников известно, что он провел значительное время в Багдаде с христианскими учеными, включая священнослужителя Юхана ибн Айлана, Яхья ибн Ади и Абу Исхака Ибрагима аль-Багдади. Позже философ жил в Дамаске, Сирии и Египте, прежде чем снова вернуться в Дамаск, где он умер в 950 году.

Его звали Абу Наур Мухаммад Фараби, иногда с фамилией семьи аль-Ṭarḵānī. Его дедушка не был известен среди его современников, но его имя, Awzalaḡ, внезапно появляется позже в трудах ибн Аби Уайбии и его прадеда в ибн Халликане.

Его родиной могло быть любое из многих мест в Средней Азии - многие считают, что это был Хурасан. Название «parab / farab» является персидским термином для региона, который орошается сточными источниками или вытекает из близлежащей реки. Существует много мест, которые носят это название (или его различные формы) в Средней Азии, такие как Фараб на Джаксартесе (Сырдарья) в современном Казахстане, Фараб (современный Туркменабат) в Туркменистане, или даже в Фарябе в Большом Хорасане (современный Афганистан). Более древний и распространенный персидский топоним Pārāb (в Лудуд аль-Алам) или Fāryāb (также Pāryāb) переводится как «земли, орошаемые утечкой речной воды». К XIII веку город Фараб на Джаксарте был известен как Отрар.

Ученые сходятся на том, что этническая принадлежность Фараби на данный момент не может быть установлена. Тем не менее многие биографии аль-Фараби на казахском языке (с переводами) утверждает, что легендарный персидский философ был казахом.

Возможное иранское происхождение

Мухаммад Джавад Машхор утверждает, что Фараби происходил из ираноязычного населения Средней Азии. Биографии аль-Фараби на английском также сходятся на том, что он был персом или туркестанским иранцем.

Теория о тюркском происхождении

Димитрий Гутас, американский арабист греческого происхождения, критикует версию о тюркском происхождении философа. Он утверждает, что отчет Ибн Халликана, в котором она обосновывается, направлен на более ранние исторические рассказы Ибн Аби Уайиби и служит цели «доказать» тюркское происхождение аль-Фараби, например, упоминая дополнительную "нисбу" (фамилию) «аль-турк» (араб. «турок»). На самом деле эта фамилия никогда не была частью имени Фараби. На сегодняшний день тюркское происхождение философа доказывается лишь в биографиях аль-Фараби на казахском языке и на других тюркских языках.

Жизнь и образование

Прославленный философ провел почти всю свою жизнь в Багдаде. В автобиографическом пассаже, хранящемся а архиве ибн Аби Ушайбии, аль-Фараби заявил, что изучал логику, медицину и обществознание вплоть до и Аристотелевской аналитики. Его учитель, бин-Хайлан, был несторианским священнослужителем. Этот период обучения, вероятно, проходил в Багдаде. Фараби был в этом городе, по крайней мере, до конца сентября 942 года, если верить его биографическим запискам. Он закончил свою первую книгу в Дамаске в следующем году, т. е. к сентябрю 943 года. Он также учился в Тетуане, Марокко, некоторое время жил и преподавал в Алеппо. Фараби позже посетил Египет, закончив шесть произведений, вошедших в сборник «Мабаде», который был опубликован в Египте в июле 948 года. После этого он вернулся в Сирию, где ему покровительствовал правитель Хамданид Сайф аль-Даулла. Аль-Масуди, утверждал, что Фараби умер в Дамаске в Раджабе между 14 декабря 950 и 12 января 951 года. Точные годы жизни аль-Фараби, однако, окончательно так и не установлены.

Философия

Будучи философом, он был основателем собственной школы ранней исламской философии, известной как «фарабизм», которая стала предтечей авиценнизма. Эта школа пересекается с философией Платона и Аристотеля и переходит от метафизики к методологии, опережая таким образом то время. На уровне философии аль-Фараби теория впервые в истории объединилась с практикой в политической сфере. Его неоплатоническое богословие также не столько связано с метафизикой, сколько с риторикой. В своей попытке осмыслить природу Первопричины Бытия аль-Фараби обнаруживает пределы человеческого знания.

Он оказывал большое влияние на науку и философию на протяжении нескольких столетий и был признан вторым после Аристотеля по части мудрости (о чем говорит его гордый титул «Второго Учителя»). Его работы, направленные на синтез философии и суфизма, проложили путь для работы ибн Сины (Авиценны).

Влияние Платона и Аристотеля

Аль-Фараби также написал комментарий к работе Аристотеля, и одна из его наиболее заметных работ - Аль-Мадина аль-Фадила (اراء اهل المدينة الفاضلة و مضاداتها) - посвящена поиску идеального государственного устройства вслед за Платоном. Фараби утверждал, что религия передавала истину через символы и убеждения, и, подобно Платону, он считал обязанностью философа давать указания государству. Аль-Фараби использовал платоновский метод, проводя параллель изнутри исламского контекста. Его идеалом было теократическое государство под управлением имамов. Аль-Фараби утверждал, что идеальным государством всех времен является город-государство Медина во времена правления в нем Пророка Мухаммада. Правитель Медины и основатель Ислама, по мнению Фараби, был идеальным государем, поскольку находился в прямом контакте с Аллахом.

Метафизика и космология

Процесс эманации бытия по Фараби начинается (метафизически) с Первопричины, основной деятельностью которой является самосозерцание. И именно эта интеллектуальная деятельность лежит в основе ее роли в создании Вселенной. Первопричина, думая о себе, наполняется собственной эманацией, и из нее исходит бестелесная сущность второго разума. Как и его предшественник, второй разум также думает о себе и тем самым создает свою небесную сферу (в данном случае сферу неподвижных звезд), но помимо этого он также должен размышлять о Первопричине, и это вызывает эманацию следующего вселенского разума. Каскад эманаций продолжается до тех пор, пока не достигнет десятого разума, под которым находится материальный мир. И поскольку каждый разум должен рассматривать как себя, так и все большее число предшественников, каждый последующий уровень существования становится все более сложным. Следует отметить, что этот процесс основан на необходимости, а не воле. Другими словами, у Бога нет выбора, создавать ли вселенную или нет, но в силу Его собственного существования Он исторгает ее из себя. Эта точка зрения также предполагает, что Вселенная вечна, и оба эти пункта были подвергнуты критике аль-Газзали в его нападении на философов. История аль-Фараби и его философии показывает, что интеллектуализм средневековых арабов сильно переоценен в современной историографии и массовой культуре.

Практическая философия (этика и политика)

Практическое применение философии было главной проблемой, выраженной Фараби во многих его работах, и, хотя на большинство его философских работ влияла аристотелевская мысль, его практическая философия была безошибочно основана на Платоне и платонизме как таковом. Подражая великому греку, Фараби всегда подчеркивал, что философия является одновременно теоретической и практической дисциплиной. Он называл философов, которые не применяют свою эрудицию к практическим занятиям, «бесполезными».

По заветам Платона

Идеальное общество, писал он, стремится к осознанию «настоящего счастья» (которое можно понимать как философское просвещение), и как таковой идеальный философ должен оттачивать все необходимые искусства риторики и поэтики для передачи абстрактных истин простых людей, а также добиться самого просветления. Аль-Фараби сравнивал роль философа в отношении общества с ролью врачей по отношению к телу. Долг философа, писал он, состоял в том, чтобы создать «добродетельное» общество, исцеляя души людей, устанавливая справедливость и направляя их к «истинному счастью». Годы жизни и смерти аль-Фараби доказывают, что сам он до последнего следовал собственным идеалам.

Просмотров