Новые маргинальные слои. Маргинальный слой в российском обществе

НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. С повышением общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг. проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не способное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируют-ся. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов - жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов - это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становится почти профессией по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более что предприниматели предпочитают брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило будучи людьми семейными, считаются более ответственными. Молодежь материально также обеспечивается системой пособий, но ее участие в жизни общества завершается за порогом учебного заведения. Первичные социальные связи теряются, новые не приобретаются, итогом становится маргинализация. В развитых странах при среднем уровне безработицы в 7-8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше - 16-17%.

Нередко фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим, с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушенным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным - от 22,7% в Австрии до 2,3% в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность «быть кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд, случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно, в развитых странах и в XXI веке будет сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка. Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо, напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.



Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная - Баскония - добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшейся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы их развития, предпринимающиеся на общегосударственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С. 332, 336:

«Ныне каждый человек, каким бы бедным он ни был, знает, что ему предоставлены любые школы. Людей испытывают на тесты вновь и вновь <...> Но в случае получения общей оценки «тупица» они уже не могут больше претендовать на что-либо. И их собственное представление о себе почти совпадает с истинным и весьма нелестным образом. Впервые в человеческой истории низшие не находят никаких оснований для самоуважения <...> Человек, утративший самоуважение, рискует утратить и жизнеспособность (особенно если этот человек оказывается хуже своих родителей и падает на низшие ступени социальной шкалы) и, соответственно, легко выпадает из ранга хорошего гражданина и хорошего человека <...>

Профсоюзы, естественно, не делали различия между умными и неумными. Для них люди, труд которых упразднялся благодаря техническим новшествам, оставались такими же членами союза, как и все прочие. Они подлежали защите, и профсоюзы настаивали на том, чтобы людей, рабочие места которых ликвидировали в силу применения трудосберегающей техники, не увольняли, а оставляли на производстве для выполнения никому не нужной работы, иногда просто в качестве наблюдателей за роботами, лишенных управленческих функций. Члены союзов с более высоким интеллектом, со своей стороны, тоже не понимали, что вся эта ситуация касается лишь наименее квалифицированной части рабочих, тех, кто не способен выполнять сложную работу. Исходя из общих эгалитаристских представлений, согласно которым люди так похожи друг на друга, они отождествляли себя с остальными сокращаемыми, поддерживая попытки профсоюзов помешать увольнениям. И предприниматели нередко уступали, так как не желали портить отношений с персоналом <...> Понадобилось немало времени, чтобы предприниматели четко осознали необходимость максимального снижения затрат на труд».

Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С. 130:

«В крупномасштабной экономике, охватывающей целый континент, нельзя ожидать равномерного экономического роста во всех регионах. Но разброс темпов роста реальных доходов по регионам на порядок представляет собой впечатляющий феномен. Он показывает несостоятельность общенациональных макроэкономических моделей и соответствующей политики. С точки зрения темпов прироста населения, в США есть регионы, охваченные стагнацией, и другие, где численность населения растет быстрее, чем в развивающихся странах».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Почему актуальна проблема включения маргиналов в систему общественных отношений и связей?

4. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите примеры.

5. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

Во все времена в каждом обществе были люди, которые в связи с разнообразными причинами оказывались на обочине общественной и социально- экономической жизни.

Причины и формы возникновения социальных аутсайдеров

После окончания Второй Мировой войны, численность представителей маргинальных слоев общества значительно выросла - моральный стресс связанный со смертью близких, разрушения привычных жизненных устоев, потеря нравственных идеалов привели к тому, что некоторые люди не нашли в себе силы влиться в новый темп послевоенной жизни.

В большинстве капиталистических стран таким людям была предоставлена социальная защита государство фактически брало их на иждивение. Ситуация изменилась в начале 70-х годов, когда Европу окутали экономические и политические кризисы. Именно с этого периода проблема маргинальных слоев общества приобрела максимальную остроту, которая существует и поныне.

Ряды маргинальных слоев общества пополнились также в результате научно-технического прогресса второй половины ХХ века.иВнедрение новых технологий в промышленный комплекс требовало соответствующе подготовленных специалистов.

Многие рабочие, которые привыкли трудиться возле станка, не выдержали конкуренцию нового образованного поколения. Многие рабочие профессии стали не востребованными, ввиду компьютеризации всех сфер хозяйства, а их обладатели так и не смогли адаптироваться к новой экономической реальности.

В современном мире прослеживается тенденция «омоложения» маргинальных слоев общества: университеты, массово обеспечивающие молодежь высшим образованием, не всегда подкрепляют его предоставлением рабочего места. Социальная жизнь представителей молодого поколения зачастую заканчивается с моментом получения диплома.

Даже в экономически развитых странах, во второй половине XX века, уровень безработицы среди молодых специалистов достиг 10%, на сегодняшний день их численность возросла в 2 раза.

К маргинальным слоям общества относятся люди, имеющие заболевания, которые не позволяют им полноценно работать физические, умственные недостатки, а также алкогольные и наркотические зависимости. Представители маргинальных слоев общества в XX веке были очагом преступности.

Особенно ярко это проявлялось во время массовых забастовок и демонстраций, когда маргиналы, пользуясь хаосом в стране, активно занимались мародерством и вандализмом.

Зональность социального упадка и маргинальности

Концентрация маргинальных слоев общества в отдельных государствах и регионах была неравномерной. В XX веке прослеживалась логическая закономерность: повышенное количество маргинальных представителей концентрировалось в наиболее «беспокойных» и революционно настроенных областях государства.

К примеру, население провинции Квебек в Канаде было наиболее социально незащищенным по сравнению с остальными гражданами государства. Именно здесь в 80-х годах усиливались требования предоставления провинции статуса автономии.

Подобная ситуация повторялась и в Уэльсе, где с упадком угледобывающей отрасли в начале 90-х годов, увеличилось количество безработных. В середине 70- х, внутренние противоречия обострились в Италии беднота аграрного Юга не могла смириться с зажиточной жизнью в северной индустриальной части страны.


Сборник подготовлен в память о нашем коллеге, безвременно погибшем докторе экономических наук, профессоре Андрее Николаевиче Нестеренко. В книге представлены его работы последних лет, опубликованные на страницах журнала `Вопросы экономики`, главы из монографии `Россия-2015: оптимистический сценарий`, главы из учебника `Экономика`, а также неоконченная рукопись монографии `Проблемы российской экономики: институциональный подход`.

История мировой экономики - это история человечества. Она аккумулирует хозяйственный опыт общества, воспитывает историзм, масштабность и реализм мышления, поскольку дает возможность познать и сопоставить развитие экономики разных стран в различные эпохи. Изучение истории мировой экономики показывает, как менялись от первобытности до настоящего времени производительные силы и отраслевая структура экономики, производственные отношения и формы организации производства, хозяйственный механизм управления и экономическая политика государства, а также социальная структура общества. Хронологический и страновой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов, обусловивших это развитие. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей.

Рассматривается общая концепция функционирования экономики на основе математического анализа поведения отдельных участников экономического процесса в соответствии с преследуемыми ими целями и особенностями их взаимодействия. Первая часть книги посвящена содержательному анализу экономических процессов и не предполагает специальной математической подготовки читателя, вторая - его математическому обоснованию. Для специалистов в области общей экономики и теории управления, студентов вузов соответствующих специальностей, а также всех интересующихся нетрадиционными подходами к основам экономической теории.

Настоящая книга предлагает системный взгляд на политические механизмы выработки экономической политики в современном мире. Регулирование экономических процессов на национальном, региональном и глобальном уровне рассматривается как результат рыночного взаимодействия между группами, предъявляющими спрос на экономическую политику и осуществляющими ее предложение. На основе данного подхода формулируются рекомендации по широкому кругу практических вопросов экономической политики России. Книга предназначена для специалистов, исследующих вопросы экономического регулирования и занимающихся разработкой рекомендаций по его совершенствованию, а также для студентов, изучающих экономические дисциплины, политологию, мировую политику и международные отношения.

Предлагаемая вниманию читателя книга является продолжением двух опубликованных в 1998 и 2003 гг. работ под общим названием "Экономика переходного периода". В книге рассмотрены основные тенденции в экономическом развитии России в 2000 2007 гг. Подробно проанализированы макроэкономические, отраслевые и институциональные аспекты проводимых в стране экономических реформ. Выделены основные факторы, обеспечившие устойчивость экономического роста на протяжении рассматриваемого периода, а также ключевые нерешенные проблемы реформ, которые будут сдерживать дальнейшее развитие, в том числе ограничивать возможности по преодолению последствий развернувшегося финансового кризиса. Книга предназначена для специалистов в области экономической политики, для преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.

Данная книга представляет собой компендиум опубликованных работ автора за 1988-2009 годы по проблемам трансформации российской экономики от плана к рынку, с упором на вопросы приватизации, развития финансовой системы и накопления в России. Первые работы относятся к рубежу 1990-х годов - времени кризиса плановой системы хозяйства и начала реформ. Последние пришлись на период мирового системного кризиса современного рыночного хозяйства либерального толка. Данная книга подготовлена не только как обычная научная монография для коллег по цеху, но и как "книга для чтения по истории и теории трансформации" для широких масс экономистов и всех работающих над теоретическими и практическими проблемами переходного периода и экономической политики в России. Она может быть полезна в университетах для преподавателей и студентов, для кого трансформация российской экономики и общества прошедших двух десятилетий представляет интерес.

В основе макроэкономического анализа российской экономики лежит критически переработанная доктрина Кейнса, а также концепции кейнсианско-неоклассического синтеза, "левых кейнсианцев", неравновесного анализа. Исследуется специфика проявления в российской экономике основных зависимостей, формулируемых кейнсианцами: эластичность агрегированного спроса по проценту и доходу, зависимость процента от предложения денег, мультипликативный эффект независимого спроса, влияние внешних факторов на распределение, инвестиции, экономический рост. Обосновывается необходимость модификации традиционных методов экономической политики, рекомендуемых кейнсианцами. Для научных работников, преподавателей экономических дисциплин, аспирантов, студентов экономических вузов.

Данная книга представляет собой компендиум опубликованных работ автора за 1988-2009 годы по проблемам трансформации российской экономики от плана к рынку, с упором на вопросы приватизации, развития финансовой системы и накопления в России. Первые работы относятся к рубежу 1990-х годов - времени кризиса плановой системы хозяйства и начала реформ. Последние пришлись на период мирового системного кризиса современного рыночного хозяйства либерального толка. Данная книга подготовлена не только как обычная научная монография для коллег по цеху, но и как "книга для чтения по истории и теории трансформации" для широких масс экономистов и всех работающих над теоретическими и практическими проблемами переходного периода и экономической политики в России. Она может быть полезна в университетах для преподавателей и студентов, для кого трансформация российской экономики и общества, прошедших двух десятилетий представляет интерес.

Данная монография является целостным научным исследованием индийской экономической истории и актуальных проблем ее современного экономического развития. Авторы рассматривают динамику и особенности развития страны на разных этапах ее доколониальной, колониальной и современной истории. Основное внимание в работе уделено анализу экономической политики, роли государственного сектора, аграрной экономики, социальной и экономической структуры промышленности, роли и места Индии в мировом хозяйстве, состоянию ее денежно-кредитной системы, государственных финансов, корреляции экономического роста и социальных процессов, российско-индийским экономическим отношениям. Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов и тех, кто интересуется состоянием и перспективами национального хозяйства одного из крупнейших государств современного мира.

В книге рассмотрены основные тенденции в экономике современной России. Подробно проанализированы макроэкономические, отраслевые и институциональные аспекты происходящих в стране экономических трансформаций. Выделены основные факторы изменений, а также ключевые проблемы, которые будут сдерживать дальнейшее развитие и ограничивать возможности преодоления последствий развернувшегося финансового кризиса. Для специалистов в области экономической политики, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов, а также всех интересующихся современной экономической ситуацией.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Впервые это понятие было введено американскими социологами, изучающими в 20-х годах ХХ века социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения.

Категория «маргинальная личность», введенная Парсонсом, использовалась для обозначения социально-психологических последствий неадапатации мигрантов к требованиям урбанизма как образа жизни. С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в американскую социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перемещением на другую равную по престижности статусную позицию. В ходе такого переход потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Принципы такого «запоздания» обусловлены особенностями индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультурной среды, формирования нового типа идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого и осуществляется субъективная адаптация.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Маргинальный человек, вырванный из деревни и брошенный в жесткие джунгли города – самый распространенный герой Бальзака и Золя, Гюго и Мопассана, Чехова и Горького. Поведение такого человека отличается крайностью: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и др.), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

В Украине демонтаж прежней социальной структуры сопровождается интенсивным процессом маргинализации общества, все больше появляется промежуточных слоев (своего рода «перекати-поле»), людей, которые оторвались от традиционных социокультурных систем, но не вписались в новые структуры.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация приобретает массовый характер, или, как говорят социологи, происходит структурная маргинализация, которая связана с утратой целыми слоями своего прежнего статуса, с разрывом прежних связей, утратой устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, пониманием происходящего.

Вопросами такой массовой нисходящей мобильности в условиях общественных кризисов занимался П. Сорокин, который волею судеб сам оказался в таких «жерновах». Ситуация всеобщей социальной деструкции наступает не только в условиях революций, но в периоды экономической депрессии, модернизации и др.

Следует заметить, что маргинальный статус не обязательно несет в себе негативное содержание, это может быть и временное состояние, которое завершается довольно быстрой адаптацией. Сколько талантливых людей (писателей, артистов, ученых и др.) пришли в город из села и довольно быстро вписались в новую социокультурную ауру.

Вообще технические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультур и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (бомжи, наркоманы, алкоголики). Можно сказать, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может привести и к падению, опусканию на «социальное дно».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Одесский национальный экономический университет.. Назарова Н С..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назарова Н.С.
Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2013. - с. В учебном пособии освещены основные темы курса социологии, включающие вопросы истории и теории социологии, методологии и методики социолог

Место социологии в системе общественных наук
Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и орган

Предмет и объект социологии
Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить об

Функции социологии и методы социального познания
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информаци

Структура социологии
Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научн

Роль социологии в жизни общества
Возрастание роли и значения социологии в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств: 1. В мире происходят быстрые социально-политические изменения. Наша страна переживает период

История социологической мысли
В истории развития социологической мысли различают два этапа: Классический(1850-1920 гг.). Это время О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и д

Социологические школы
В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская школа – одна из первых школ в социологической

Развитие социологической мысли в Украине
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево-Мо

Типы и структура (этапы) социологического исследования
Социологические исследования являются важным инструментом познания социальной реальности, они позволяют «поставить диагноз» социальным недугам, помогают найти пути лечения. Исторические корни прикл

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это научный документ, который содержит методологические и процедурные основы исследования социального объекта. Социологическое исследование начинается с ра

Анализ документов и наблюдение как методы сбора эмпирического материала
В социологии под документом понимают специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи информации. По способам фиксирования информации различают документы

Опрос как метод сбора эмпирического материала
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить

Интервью
При всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, пр

Выборка и обработка данных
После определения исследовательской стратегии составляется план выборки, который представляет собой комплекс принципов и процедуру формирования обследуемой (выборочной) совокупности. В социологии х

Предмет социологии социальной структуры общества
Социология социальной структуры общества и ее динамика – ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение, что такое социальная структура, каки

Модели изучения социальной стратификации общества
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему. Для изучения этой многомерной си

Теория социальной стратификации
Страта в переводе с латинского означает слoй. В отличие от класса, страта позволяет проанализировать социальную структуру общества более детально. Это более гибкий и «тонкий» инструмент. Л

Статус и роль
Теория социального статуса составляет часть концепции социальной стратификации. Социальный статус обозначает положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхожден

Социальная мобильность
Составной частью теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, введенное в социологию П. Сорокиным. Сорокин исследовал большое количество различных обществ, включая тради

Виды, типы и формы социальной мобильности
№ Виды, типы и формы Краткая характеристика 1. Горизонтальная мобильность Изменения положения и

Средние слои
В стабилизации современного демократического общества так называемые средние слои играют определяющую роль. Большое внимание средним слоям или среднему классу уделял М. Вебер. Ведь в экономически р

Сущность и структура личности
На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личнос

Теории личностного развития
Тип теории Родоначальники Ключевые положения теории «Я» - теория Ч. Кули (Концепция «зеркального «Я») &n

Социализация личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индиви

Доверие versus Недоверие (младший возраст)
2. Автономия versus Стыд и сомнение (возраст 1 – 2 года). 3. Инициатива versus Чувство вины (от 3 до 5 лет). 4. Прилежание versus Нерадивость (младший школьный возраст).

Регуляция и саморегуляция личности
Проблема регуляции и саморегуляции личности – объект пристального внимания зарубежных социологов, предмет многочисленных исследований. На основе таких важных критериев, как отношение личности к цел

Сущность девиантного поведения
Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии. Откло

Причины девиантного поведения
Преступность на планете растет быстрее, чем численность населения, валовый национальный доход и другие показатели. Корни же девиантного поведения социологи ищут в различных факторах. В нау

Суицид и некрофилия
Некоторые относят к отклоняющемуся поведению и самоубийство, хотя на самом деле здесь речь должна идти, скорее всего, о проблеме психологического здоровья человека и об усилении заботы общества о с

Структура культуры
В социологии выделяют следующие элементыкультуры: 1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания

Функции культуры
В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые. Гуманистическая – или ее еще назы

На общественную жизнь
Мир человеческой культуры выступает сферой развития, формирования и выявления сущностных сил человека, их реализации в природе и обществе. С позиций социологии выделяют три основные сферы проявлени

Социальные нормы и ценности. Символические и знаковые системы
Поведение людей в обществе, социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все

Культурное наследие. Преемственность и традиции в культуре
Культурное наследие – это та часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, принята и усвоена ими. В отличие от этого категория «образ жизни личности», группы ил

Конфликт и диалог культур
В социологии культуры принято деление на западную и восточную культуры. К западной, в основном, относят: западноевропейскую, североамериканскую, всю среднеземноморскую и, пожалуй, мусульманскую кул

Смысл и причины возникновения субкультур
Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на

Цивилизация и культура
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени развития общества. Постепенно его стали трактовать как совокупность обычаев, ве

Массовая культура
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую (а также две ее разновидности: субкультуру и контркультуру, о которы

Социальные последствия науки
Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же, как таковой относят к VI веку до нашей эры, ког

Проблемы современного образования и пути их решения
Сейчас во всем мире говорят о кризисе образования. Вообще редко когда-либо общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благополучное время типичны разговоры о кризис

Социальная сущность семьи и брака
Семья является предметом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом и

Ролевые отношения в семье
Ролевые отношения в семье зависят от ряда факторов. И успех выполнения семейных ролей зависит от: - правильности ролевых представлений исполнителя (если в семье сын привык получать из рук

Функции семьи
Сфера семейной деятельности Общественные Индивидуальные Репродуктивная Биологическое воспроизводство населен

Семейное воспитание
Семья – реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка, воздействия, в сфере которого одновременно оказывается и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, вкусы

Структура, типы и формы семьи
Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо родственных отношений между ее членами, также и систему духовных, нравственных отношений, в том числе

Проблемы современной семьи
Семья – это социальный институт, который многие столетия почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические, культурные изменения общества, которые прох

Демографические проблемы и демографическая политика
Демографическая подсистема общества находится в тесной взаимосвязи с другими подсистемами: экономической, политической, культурной, религиозной, от них зависит и на них влияет.

Семья и здоровье нации
Поскольку мы сейчас во многом повторяем издержки западной цивилизации, то вступили в полосу «сексуальной революции» то бишь либерализации норм сексуального поведения. А отсюда и целый ряд проблем:

Становление социологии религии
Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль религии в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает религию как социальный инс

Социальные функции религии. Свобода совести
Социальная сущность религии реализуется через те функции, которые она выполняет. В числе важнейших следует отметить следующие. Компенсаторная. Эта функция связана с той ро

Типология религий
Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: като

Религиозные организации
Религия не может существовать без своих организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций. Церковь – религиозная организация (открытая, формальн

Конфессиональаня ситуация в Украине
В настоящее время в Украине зарегистрировано около 60 конфессий, что является свидетельством свободы совести в стране. На смену тоталитаризму приходит возможность свободно исповедовать любую религи

Сущность и причины конфликтов
Проблема конфликта стара как мир, истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория конфликта одна из центральных в

Типология конфликтов
В современной социологии нет единой типологии конфликтов. Классификация конфликтов может строиться по: · структуре конфликта (горизонтальные, вертикальные);

Функции конфликтов
И в связи с этим следует отметить, что конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. К позитивным функциям конфликтов относятся: - стимулирование к изменениям

Динамика конфликта
Социальный конфликт, как правило, проходит три основные стадии: - конфликтная ситуация или предконфликтная; - открытая стадия, собственно конфликт; - завершение конфликта

Разрешение конфликтов
В социологии разработано немало рекомендаций, которые касаются различных аспектов конфликтной ситуации, поведения людей в этих условиях, выбора соответствующей стратегии поведения, а также средств

Объект и предмет социологии молодежи
В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим толь

Социализация молодежи
Молодежь – это субъект истории, мощный фактор социальных перемен. Освоение молодежью культурных норм и социальных ролей осуществляется в процессе социализации, обусловленной экономическими, политич

Молодежная субкультура
Наиболее рельефно духовные искания молодежи проявляются в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура – это культура молодежных общностей и групп с определенными типами ценностных ориентаций. Эт

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Впервые это понятие было введено американскими социологами, изучающими в 20-х годах ХХ века социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения.

Категория «маргинальная личность», введенная Парсонсом, использовалась для обозначения социально-психологических последствий неадапатации мигрантов к требованиям урбанизма как образа жизни. С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в американскую социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перемещением на другую равную по престижности статусную позицию. В ходе такого переход потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Принципы такого «запоздания» обусловлены особенностями индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультурной среды, формирования нового типа идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого и осуществляется субъективная адаптация.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Маргинальный человек, вырванный из деревни и брошенный в жесткие джунгли города – самый распространенный герой Бальзака и Золя, Гюго и Мопассана, Чехова и Горького. Поведение такого человека отличается крайностью: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней, такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и др.). а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

В Украине демонтаж прежней социальной структуры сопровождается интенсивным процессом маргинализации общества, все больше появляется промежуточных слоев (своего рода «перекати-поле»), людей, которые оторвались от традиционных социокультурных систем, но не вписались в новые структуры.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация приобретает массовый характер, или, как говорят социологи, происходит структурная маргинализация, которая связана с утратой целыми слоями своего прежнего статуса, с разрывом прежних связей, утратой устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, пониманием происходящего.

Вопросами такой массовой нисходящей мобильности в условиях общественных кризисов занимается П.Сорокин, который волею судеб сам оказался в таких «жерновах». Ситуация всеобщей социальной деструкции наступает не только в условиях революций, но в периоды экономической депрессии, модернизации и др.

Следует заметить, что маргинальный статус не обязательно несет в себе негативное содержание, это может быть и временное состояние, которое завершается довольно быстрой адаптацией. Сколько талантливых людей (писателей, артистов, ученых и др.) пришли в город из села и довольно быстро вписались в новую социокультурную ауру.

Вообще технические, социальные, культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивные взаимодействия между носителями разнородных этнокультур и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (бомжи, наркоманы, алкоголики). Можно сказать, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может привести и к падению, опусканию на «социальное дно».

Просмотров