Как побороть стеснительность ребенка выступать перед публикой. Что делать, если ваш ребенок боится публичных выступлений — советы психолога

Представьте, что вас попросили выступить с небольшой речью на тему, с которой вы хорошо знакомы. Вы много раз репетировали перед зеркалом и в кругу своей семьи. Выучили свою речь наизусть и полностью готовы к выступлению. И вот наступает важный момент, объявляют ваш выход. Вы стоите на сцене лицом к аудитории. По спине проходит холодок, во рту все пересыхает. Вы чувствуете, как стучат ваши зубы, дрожат колени, лоб покрывается испариной. Вы забываете слова, которые еще несколько минут назад прекрасно помнили. Это полный провал!

Поверьте, нечто подобное случалось с каждым. Даже самые выдающиеся ораторы хотя бы раз в жизни испытывали страх перед публичным выступлением. Если такое случается со взрослыми, неудивительно, что это может произойти и с детьми. Страх перед публичными выступлениями – один из самых распространенных страхов среди детей. И родителям следует понимать о том, что, для того чтобы ребенок научился выступать публично, ему нужно преодолеть этот страх.

Волноваться перед выступлением – нормально

Помните, что залог успешного выступления кроется не в отсутствии страха. Сам по себе страх не преуменьшает способностей вашего ребенка. Даже испытывая страх, можно научиться мастерству публичных выступлений. Кроме того, ребенок может научиться справляться со страхом, чувствуя поддержку родителей и следуя приведенным ниже рекомендациям.

Учитесь выступать перед публикой с раннего возраста

Подобно иностранным языкам, выступать перед публикой следует учиться с раннего возраста. Тренируйте навыки ораторского мастерства дома. В раннем возрасте вы можете помочь ребенку развить навыки бытовой речи. Например, ребенок может рассказать о том, как провел выходные. Со временем научите ребенка общаться с продавцом, почтальоном, отвечать на телефонные звонки. Не стоит ждать, пока ребенок сам захочет выступать перед публикой.

Развивайте коммуникативные и речевые навыки ребенка

Развитие речевых навыков крайне необходимо для того, чтобы научиться выступать перед публикой. Так или иначе, ребенку приходится использовать речь в различных жизненных ситуациях. Начните с того, что позвольте ребенку говорить, когда он этого хочет. Когда ребенок высказывает свои мысли и его не перебивают, он развивает свою речь. Неуверенный в себе ребенок с маленьким словарным запасом вряд ли сможет стать хорошим оратором. Родители должны способствовать развитию речи ребенка и создавать условия для того, чтобы он мог высказываться свободно. Задавайте ребенку вопросы. Позволяйте ему самому свободно их задавать.

Чтобы овладеть ораторским мастерством, важно также развивать культуру речи. Естественно, этим нужно заниматься постоянно. Учите вместе с ребенком правила грамматики, увеличивайте словарный запас, работайте над правильным произношением и интонацией.

Учитесь весело

Известная пословица гласит: «Тяжело в учении, легко в бою». Если ребенок никогда не выступал публично, ему поможет постоянная практика. Не стоит без подготовки выступать сразу перед большой аудиторией. Такая подготовка может проходить в игровой форме, чтобы у ребенка еще до выступления не развилась неприязнь к выступлениям. Например, ребенок может репетировать перед своими друзьями. Для этого нужно, чтобы он хорошо выучил текст. Это поможет преодолеть страх перед аудиторией. Позвольте детям собираться у вас дома и выступать по очереди. Учредите маленький приз для лучшего оратора. Так дети сами охотно будут участвовать в такой деятельности, а ваш ребенок сможет практиковаться в публичных выступлениях и вместе с тем весело проводить время.

Репетируйте перед аудиторией

Детям, которые учатся выступать публично, нужна аудитория. Еще лучше, если она будет состоять из взрослых – так дети смогут легко устанавливать контакт с аудиторией. Поддерживайте выступающих. Воздержитесь от критики. Оценивая детей, укажите, в чем они могут усовершенствовать свое выступление. Слушайте, как зрители отзываются о выступлении вашего ребенка, и продолжайте развивать его навыки публичных выступлений.

И напоследок несколько правил для того, чтобы развивать у ребенка навыки публичных выступлений:

  • Поощряйте стремление ребенка выступать публично.
  • Ставьте цели. Поощряйте ребенка, когда он достигает поставленной цели.
  • Не заставляйте ребенка выступать публично, если он к этому не готов.
  • Записывайте выступления ребенка на видео (или диктофон) и пересматривайте вместе с ним. Это воодушевит его и поможет развивать свои навыки конструктивно.
  • Смотрите выступления других ораторов разных возрастов.

Эти простые, но эффективные советы помогут вашему ребенку освоить навыки ораторского искусства и стать успешнее в повседневной жизни.

Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? В кабинете преподавателя отлично играет на скрипке, а когда выходит на сцену - так переживает, что забывает ноты? Не решается принять участие в спортивных соревнованиях? Отказывается декламировать стихи? На самом деле, научить малыша быть с аудиторией «на ты» легко. Нужно только знать, как.

Высокая планка
«В первую очередь необходимо установить причину страха - почему так происходит? - говорит детский и подростковый психотерапевт, семейный психолог, директор центра развития и лечения детей «Клякса» Оксана Суржина . - Обычно боязнь публичных выступлений встречается у детей, чьи родители (также это могут быть бабушки, дедушки или, к примеру, няня - в общем, ближайшее окружение) сверхтребовательны. То есть они все время ждут от крохи достижений, а он боится не оправдать их ожиданий».
Ребенок может опасаться и осуждения сверстников, особенно в школьные годы. Почему? Просто малыш не уверен в себе. И этот момент также «идет» из семьи, считает специалист.
«Взрослые должны перестать мотивировать свое чадо на успех. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть, - советует Оксана Федоровна. - Любить не за что-то, а просто так. Это ключ к решению многих психологических проблем».
Боремся вместе
Итак, вы снизили планку своих ожиданий. Это уже полдела. А вот еще несколько практических советов, которые должны помочь малышу побороть страх перед аудиторией. Но учтите, это не универсальные «рецепты» (их просто не существует, ведь каждый ребенок индивидуален).
Совет № 1. Не заставляйте. Принуждать ребенка выступать, если он не хочет, категорически нельзя. И уж тем более неприемлемо применять шантаж, вроде: «Если ты не сделаешь это, то…» или «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю...» Лучше дать крохе возможность понаблюдать за ходом мероприятия со стороны или принять участие в коллективных состязаниях. При этом объясните, что ничего страшного не произошло и в следующий раз он обязательно справится.
Совет № 2. Будьте рядом. Присутствуйте на выступлениях своего ребенка (особенно это касается первого раза). Это даст ему ощущение уверенности в себе и безопасности. Так у него обязательно все получится.
Совет № 3. Не накручивайте. Не нужно возводить событие в ранг чего-то особо важного, давать валерьянку «для успокоения» и так далее. Наоборот, скажите, что это обычное дело. Накануне старайтесь не обсуждать предстоящее, лучше говорите на отвлеченные темы.
Совет № 4. Репетируйте. Положительную роль играет опыт, ведь умение выступать на публике - это навык, которым можно овладеть. Так что чем чаще малыш выступает, тем лучше. Отличный вариант - устраивать домашние концерты и представления. Пусть первыми зрителями станут близкие люди, которые своими аплодисментами и словами поддержки помогут ребенку приобрести уверенность в своих силах. Если и здесь он начнет стесняться - используйте кукол: за ширмой, от лица зверушки будет говорить намного проще.
Совет № 5. Объясняйте. Донесите до своего чада, что волнение накануне ответственного мероприятия - вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно с ним справиться с помощью дыхательных упражнений.
Совет № 6. Поддерживайте. Не ругайте за неудачи. Помните: только слова поддержки и совместный анализ допущенных ошибок - залог его будущих побед!
Совет № 7. Повышайте самооценку. Тревожным деткам обязательно нужно повышать самооценку. В этом вам поможет обсуждение их увлечений, интересов и талантов.
В конце концов страх перед публичными выступлениями у малыша обязательно пройдет - это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Звезды и боязнь сцены. Такое возможно?

Барбара Стрейзанд так переживала перед первым выходом на большую сцену (в 1967 году актриса должна была выступить перед 135 тысячами зрителей на бесплатном концерте в Центральном парке в Нью-Йорке), что забыла слова всех трех песен, которые собиралась исполнить. В итоге будущая знаменитость надолго забросила публичные выступления и в следующий раз взяла в руки микрофон лишь в 1993 году.

Американская актриса, певица и модель Аманда Сейфрид в одном из интервью как-то призналась, что раньше нервничала при одной только мысли о том, что ей нужно будет подняться на сцену. Вместе с тем девушка всегда хотела быть «слугой Мельпомены». И в прошлом году ее мечта сбылась - Аманда исполнила роль в постановке The Way We Get By. «Не бегите от своих страхов, боритесь с ними!» - прокомментировала звезда свой смелый поступок.

А вот красотка Меган Фокс , наверняка знакомая зрителям по фильму «Трансформеры», свою фобию пока не преодолела. По этой причине актриса и не играет в театре. «Нужно быть очень смелым и бесстрашным человеком, а я невротик! Я бы не пережила целую постановку. Если ты все испортил, то ты испортил и выступление других актеров, и нет возможности сделать еще один дубль! Это невероятно страшно!» - считает девушка.

РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД КЛАССОМ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Данная статья подготовлена на основе статьи психотерапевта Натальи Лобановой.

Как и когда возникает страх?

Наталья Лобанова: «Страх отвечать у доски или на экзамене возникает не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется, ведь здесь трудно избежать выступления, ребенок стоит под огнем оценивающих взглядов соучеников и педагога»

Испытывающих страх детей можно разделить на две группы:

  • дети, получившие разовый негативный опыт выступления . Для коррекции этот вариант наиболее простой - достаточно обсудить с ребенком и помочь ему пережить случившееся;
  • застенчивые дети , которые в принципе смущаются и робеют перед ответом на публику. Такое поведение могло возникнуть на фоне семейной системы - например, никто из близких не любит публичных выступлений, а может стать результатом высоких ожиданий от ребенка, когда родители так и видят, что их сын или дочь будут блистать на публике. Как следствие, ребенок боится разочаровать, смущается, у него возникает страх быть непринятым родителями, и он попадает в психологическую ловушку: ты не имеешь права ударить в грязь лицом, ты обязан встать и ответить.

Как помочь справиться?

Приведены некоторые способы помощи детям

  • Вслух признать факт, что испытывать тревогу перед выходом «на люди» - это нормально.
  • Поддержать. Каждому ребенку нужна своя поддержка. Кому-то важно сказать: «Иди, я в тебя верю». Кого-то нужно привести за руку, кому-то предложить: «Хочешь, я постою рядом, пока ты расскажешь стишок». Когда родитель предлагает разные варианты поддержки, вплоть до крайнего: «Не захочешь - не будешь рассказывать!», - ребенок понимает, что у него есть выбор, и напряжение спадает.
  • Помочь найти опору в себе и дать выплеснуться здоровой тяге к публичности: «Да, я тревожусь, но я не теряю себя, мне не хочется сбежать, ведь я же готовился, меня влечет будущее выступление, я пойду и сделаю это».
  • Оцените, получает ли ребенок поддержку, действительно ли он может опереться на нас, родителей? Вполне возможно, мы просто не умеем этого делать. Например, критические комментарии, приправленные фразой, которую мы сами часто слышали в детстве: «Я тебе правду говорю, кто ж тебе еще правду-то скажет, кроме матери», - поддержкой не являются и имеют ровно противоположный эффект.
  • Стараясь поддержать, проверьте, ту ли поддержку вы оказываете ребенку, которую он ждет. В моей практике был случай, когда родители приходили поддерживать сына на соревнования с дудками и плакатами, а он мечтал, чтобы они тихонько дождались его за дверью.
  • Иногда, когда тревоги очень много, ее удается снять с помощью ритуалов - например, «счастливый свитер», «удачная дорога в школу», «пять рублей под пятку наудачу». Важно не зацикливаться на этих ритуалах, но в разумных пределах это помогает.
  • Задача родителя - помочь наладить внутренний монолог по схеме: я готовился, я читал и знаю, у меня есть опыт успешных выступлений, если я выступлю неудачно, то трагедии не случится. Этот внутренний поддерживающий голос формируется, если есть внешняя поддержка, исходящая от родителя, друга, учителя.
  • Поддерживая ребенка, помогите ему вспомнить уже приобретенный опыт выступлений. Если это позитивный опыт, он должен быть проговорен и присвоен: «Я такой молодец, я это сделал сам, я и правда был крут, это произошло не случайно, я это умею, так проявились мои сильные стороны!». Если опыт был неудачный, он тоже должен быть прожит, возможно, проплакан и конструктивно проанализирован, что стоит делать, а что нет: «Пожалуй, не надо во время выступления отвлекаться на тех, кто показывает тебе язык!».
  • Еще одна из форм поддержки - показать ребенку, что кто-то из его окружения будет его поддерживать, а кто-то - нет. Очень неплохо переговорить с учителем, чтобы этим разрушающим фактором - вольно или невольно - не стал именно учитель. Объясните ребенку, что те, кто его не поддерживают, необязательно хотят идти на конфронтацию, возможно, у них просто иное мнение. Тем самым смещается точка зрения, и возможный оппонент ребенка уже перестает выглядеть врагом.

Что нельзя делать?

  • Ни в коем случае нельзя давать ребенку успокоительное перед выступлением.
  • Нельзя внушать, что он чемпион и всех сейчас победит. Это опасная позиция. Один-два раза с таким настроем он выступит неплохо, а потом найдется учитель или соученик, которые свергнут его с пьедестала. И тогда ребенок будет страшно переживать, именно по поводу того, что он не лучший. «Чемпионский» настрой надо менять на: «Я хорошо делаю свою работу, я готов, я это сделал так, как я мог, на свои 100%, я не могу все на свете выучить, но сделал все, что мог»».
  • Не надо давить на ребенка: «Тебе сейчас предстоит выступление, и это так важно!». Так вы усилите его переживания.
  • Если родитель сам боится публичных выступлений, он может «заразить» этим страхом ребенка. Поэтому, в первую очередь, именно родителю нужно научиться справляться со своим страхом. Если не получается, можно честно признаться: «Я тоже боюсь выступать, в этом ничего стыдного нет, страх - нормальное и необходимое нам чувство».

Что делать нужно?

  • Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает. Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда - смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.
  • Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает - это очень полезное чувство, и оно нам необходимо. Поэтому бояться того, что ты боишься - не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх - одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.
  • Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка. Нужно очень хорошо готовиться, и тогда ответ/выступление имеет все шансы быть хорошим. Если ребёнок понимает, что сделал работу на 100% хорошо и сделал все зависящее от него, то с таким настроем выступать будет намного легче. Боязнь определенного педагога можно преодолеть, донеся до ребенка мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают». Мне могут возразить, рассказав о детях, круглых отличниках, которые до дрожи боятся выступать. Такими детьми нужно сказать: «Да, страх есть, он с тобой, но ты его переживешь, начинай говорить, и он от тебя отступит». Мы зацикливаемся на страхе, потому что только о нем и думаем. А стоит думать об ответе.
  • Робким детям поможет, как при обучении вождению, «наездить определенное количество часов» - выступать и все, не стесняться, поднимать руку, «проходить» через свой страх. В то же время не нужно ребенка заставлять раз за разом тренировать будущее выступление, достаточно прорепетировать один раз, да и то лучше постараться превратить это в игру, заинтересовать материалом. Например, когда мы с сыном, когда учим стихи, не зазубриваем неистово, а сначала разбираем, о чем в стихотворении говорится, какая должна быть интонация, где расставляются акценты. Надо постараться добавлять больше удовольствия в обучение. Школа и так режимное заведение, зачем еще и дома муштра?
  • Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет. Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.
  • В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей - там ребенка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений».
  • В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя - общаться с аудиторией. Публичное выступление - это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.
  • Главное - помнить, что на формирование любого навыка нужно время. Не требуйте от детей немедленного результата, дайте им возможность полюбить ораторское искусство»!

Родина ораторского искусства - Древняя Греция. Именно оттуда берут начало наука о красноречии, риторика… Те принципы публичных выступлений, которыми мы пользуемся по сей день. Но даже великие мыслители и ораторы могли испытывать беспокойство перед публикой и тщательно готовились к выступлениям.

Помогите своему крохе если не стать Демосфеном, то хотя бы справиться с боязнью публики!

Тип личности

Учитывайте характер ребенка. Есть дети - холерики и сангвиники, подвижные и артистичные от природы. Им легко даются выступления, они сами проявляют инициативу при выборе роли. С такими всегда «легко договориться». Другой типаж - замкнутые тихони. Флегматичные, ранимые, сосредоточенные на себе. Мальчики и девочки такого типа, как никто другой, нуждаются в поддержке родителей и воспитателей.

По желанию

Никогда не заставляйте кроху выступать, если он категорически отказывается. Стресс у ребенка будет такой, что он возненавидит детсадовские утренники и школьные праздники на много лет вперед. И, когда вырастет, не преминет сказать, что в этом виноваты именно вы.

Домашние репетиции

Дома обязательно отрепетируйте выступление с малышом. Можете побыть сначала в качестве зрителя, затем - в качестве воспитательницы. Потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть юный артист побудет и в зрительном зале, и в роли наставника. Это поможет снять страх.

Полезные игры

Готовясь к выступлению, поиграйте. Устройте кукольный театр, где игрушки будут исполнять роли всех героев спектакля. Пусть кукла ребенка «говорит» за него. Порой чувство ответственности за другого (в данном случае - за кукол) убирает собственные зажимы. Кукольный театр можно и нарисовать.

Импровизируют все!

Почаще устраивайте домашние праздники и концерты. Приглашайте друзей малыша в гости. И ни в коем случае не выделяйте какого-либо одного маленького исполнителя.

Так было принято в моем детстве. Собираются взрослые и в разгар встречи одного-единственного ребенка ставят на табурет. Он набирает в грудь побольше воздуха и на одном дыхании выпаливает заученный ранее стих! Родители в восторге, гости полны умиления. Забудьте этот губительный метод. Малыш не понимает, почему должен выступать перед незнакомыми людьми.

Вместо этого возьмите за правило: выступайте все вместе, по очереди или по желанию. Пусть свои импровизации показывают и дети и взрослые.

Визуальный контакт

Когда будете присутствовать на выступлении ребенка, постарайтесь сесть так, чтобы ваш малыш видел ваше лицо, одобрительный взгляд. И можете посоветовать: если он растеряется, пусть найдет глазами маму и рассказывает только ей, как вы репетировали дома.

Кстати, даже выступающим взрослым советуют «встретить» глазами среди слушателей того, чей взгляд полон внимания и участия. И можно спокойно говорить только с ним. Такой прием снимает напряжение.

Мы все одинаковые

Обязательно расскажите малышу, что все люди волнуются перед выступлениями, и это нормально. Даже самые известные политики и артисты тренируются перед выходом на сцену.

Кстати

Узнайте, чего именно боится ребенок при мысли о публичном выступлении:

  • оценки окружающих («Меня все высмеют, я опозорюсь);
  • осуждения со стороны слушателей (неприятия коллектива);
  • наказания (порицания воспитателя или ваших укоров);
  • потерпеть неудачу (слишком завышенная планка к себе).

И помогите ему избавиться от иррациональных страхов.

Просмотров