Киевская русь в 9 12 веках хронология. Киевская Русь в IX - XII веках

Одним из самых могущественных в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в XIX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

Русский каганат

По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

Правление Рюрика

Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

Княжение Олега

После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

Князь Игорь

После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник - Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

Период правления Владимира Великого

В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

Крещение Руси (988 год)

Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

Правление Ярослава Мудрого

Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

Начало распада Киевской Руси

Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

Упадок Киева

В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

К причине образования государства у восточных славян в 9 веке можно отнести стремление

обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков власть была сконцентрирована в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления

и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства,

во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.



Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление

системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель. В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника, Русь была поделена между братьями.

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод

законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников

не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья. По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами против литовских племен. Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам) земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной

переходной экономикой.

Трое братьев Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины. Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между

братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правил он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей. Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне – смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей – закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец – холопец – холоп), а со временем всех невольных людей.

Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.

Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен – личное владение князя. К X – XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодаль­ная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу – государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю.

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые). Были судебные чиновники – мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица – бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы – волости под управлением князей – наместников Великого князя.

Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке – 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.

Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси.

В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей.

В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды.

Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство.

Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко.

Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.

На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.

Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями русской церкви.

В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Епархиальный епископ Киевской Руси, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования. Церковь через епископа благословляла князя на княжение.

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей.

И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Принятие христианства – это первая попытка «модернизации» культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов. Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, «нехоженых» лесов с центрами культуры.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Кроме способа «узелковой» фиксации информации применялась и иная система записи, известная как «черты и резы», или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – «глаголице», совершенных форм, создании «кириллического» алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от «словенского», «славянского» языка. Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту.

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX - X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др.

Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало.

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

5. Внешняя политика киевских князей

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов – наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо-Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие – княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть.

Заключение

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.

Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.

В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления - дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.

Список использованной литературы

1. Георгиева Т.С. История России: учебник. – М.: Юнити, 2001

2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1998

3. История Государства Российского: учебное пособие \ А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003

4. Кондаков И.В. Новая история России: учебник. – М.: Университет, 2000

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1991

6. Павлов А.П. История: учебник для вузов. – СПб., 2005

7. Россия в 9-20 века: учебник \ под. ред. А.Ф. Покрапивного. – М.: Юнити, 2004

8. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М.: «АиФ Принт», 2003

9. Хрестоматия по истории России: В 4-х т., - Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС, Международные отношения, 1994


В конце VIII-начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства. за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре условия, ограничивавшие свободу действий его дружины и пр. Князь Олег возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян - Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути "из варяг в греки" (от Балтийскогоморя к Черному). Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь, Территориальный рост государства продолжался и в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

Характерными чертами продвижения славянского общества к государству стало смешение родов и племен, этническое объединение северославянских и южно-славянских племен.

В результате трагической смерти мужа в 945 г. правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала княгиня Ольга. Княгиня Ольга сумела в столь неспокойное время сохранить целостность и независимость государства. Княгиня довольно долго и жестоко мстила древлянам за убийство Игоря. ров. Почти два десятилетия правила княгиня Ольга, отличавшаяся редким умом и способностями. Ею фактически упразднена система сбора дани "полюдье" и заменена централизованным сбором фиксируемой дани - уроком, установив время и место (погосты) ее сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с германским императором Отгоном I. Уже на склоне лет она решила стать христианкой

Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью. ...

Князь Святослав отказавшийся принять христианство, сославшись на своих дружинников - язычников, посвятил свою жизнь возвышению славы русского оружия и вошел в историю как князь - воин. Болгария так понравилась Святославу, что он даже задумал перенести столицу Русского государства из Киева в Переяславль (в устье Дуная) Отсутствием Святослава в Киеве воспользовались кочевники и печенеги, осадили Киев. Вовремя подоспевший князь отбросил нападавших в степи.

Смерть княгини Ольги ускорила решение Святослава вернуться в Болгарию. Но нерадостно встретили князя болгары, им помогали греки. Изнурительная для обеих сторон битва завершилась обещанием Святослава никогда не возвращаться в Болгарию и не воевать с греками. При возвращении домой он и его истощенная дружина, вопреки советам разведки обойти днепровские пороги, были уничтожены печенегами

После смерти Святослава между братьями начались раздоры. Ярополк пошел на Олега и в одном из сражений князь Олег был убит. Владимир, хитростью погубив Ярополка, занял киевский престол Имя младшего сына Владимир связано с важным событием отечественной истории - принятием христианства. Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью,

Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные Церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз и зрение вернулось к нему. Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить "божьею властью" свои права великого князя киевского. Возвра- в Киев, он крестил своих сыновей В 988-989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти, Крещение приняла большая часть Древней Руси- Хотя долго сосуществовали две религии - язычество и христианство.

По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Владимир, будучи первым князем книжной культуры, способствовал распространению новой веры и просвещения. По распоряжению князя дети состоятельных родителей обучались грамоте. Формировалась плеяда русских проповедников христианства.

Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойников, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко.

В период правления Владимира территория Руси значительно расширилась: на севере - от Балтийского моря, на юге - до Р- Буг. Особое беспокойство на юге доставляли печенеги. битвы на берегах р. Трубеж. Блестящая победа. А на месте поединка Владимир велел заложить город Переяславль, Владимир участвовал в многочисленных битвах. Воевал с Польшей, литовскими и булгарскими (волжскими) племенами, наложил дань на вятичей. В целях защиты русских пределов от чужеземцев возводились оборонительные линии, крепости и города с расселением на южных границах части славян, кривичей, чуди и вятичей.

После смерти отца князя Владимира в междоусобной борьбе братьев за киевский престол победил Ярослав (ок. 978-1054), ставший единым правителем Киевской Руси. Правление Ярослава, прозванного народом Мудрым, было отмечено подлинным расцветом Русского государства. При нем была принята "Русская Правда" (XI в.) - свод русских законов, в котором запрещалась месть за убийство, побои. А за нарушение закона виновник платил князю виру, размер которой был дифференцированным.

При Ярославе последняя в русской истории война с Грецией. Мир был закреплен браком сына Ярослава - Всеволода и дочери греческого императора Константина Мономаха - Марии (их сын князь Владимир Мономах). Была также одержана победа над печенегами, в честь разгрома которых в Киеве Ярослав на месте ожесточенной битвы воздвиг церковь Святой Софии.

Ярослав Мудрый положил начало русской метрополии. Вместо присылаемых из Византии главных духовных пастырей он поставил митрополитом русского священника.

При Ярославе Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Он был обнесен каменной стеной, а главные ворота названы Златыми. В столице, а также Новгороде, Чернигове, Переяславле осуществлялось широкое церковное и светское строительство. Были построены новые города: Юрьев, Ярославль и др. Он поощрял создание школ и библиотек. Часто духовными и политическими центрами становились монастыри

Со смертью Ярослава усилились междоусобицы между пятью его сыновьями. Съезд Ярославичей в г. Любече (1097) утвердил решение о наследовании земель своих отцов. Внук Ярослава Мудрого - великий князь Владимир II Мономах (1053-112. Он участвовал более чем в 80 крупных военных походах как по Руси, так и в Европе и половецких степях.

В целях укрепления власти своего рода Владимир передал важные княжеские столы (в Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском) своим сыновьям.

Владимир Мономах был хорошо образован, знаком с русской и европейской литературной традицией и стал, пожалуй, одним из первых мирских писателей. Им была дополнена "Русская Правда" специальным "Уставом", в котором упорядочивалась система взимания процентов (резов) ростовщиками, регламентировалось положение зависимого крестьянства (холопов, закупов), вводились меры по охране имущественных прав купечества.

С развитием Древнерусского государства сложился строй Раннефеодальной монархии. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь. Князь управлял территорией при помощи Боярской думы (совета), куда входили старшие дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Органом местного крестьянского самоуправления была соседская, территориальная община - мир или вервь Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Фактически государственное устройство Руси Народное вече держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече, На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона города, неурожай, мор, одобрялись или изгонялись князья, принимались и отменялись законы, вершился суд ит.д. Великий Новгород и Псков с округой были вечевыми республиками, народное собрание обладало высшей законодательной ц судебной властью. В распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Однако уже в XI в. роль вече начинает ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших", городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Киевская Русь IX-XII вв. - раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина не только не отчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Киевская Русь славилась своими городами. Их число постоянно росло. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов.

Широкой известностью пользовалось изделия русских искусных ремесленников. Насчитывалось более 60 видов ремесел. . Продукция ремесленников расходилась и за рубеж. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших Из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX-X вв., носила преимущественно меновый характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот и меха. были и металлические деньги. Чеканка своей монеты из золота и серебра на Руси относится к X-началу XI вв. На ее лицевой стороне был изображен князь, на оборотной - Иисус Христос. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун. С XIV в. эта денежная единица была вытеснена рублем. Наряду с русскими имели хождение и иноземные монеты - византийские, арабские, европейские.

Полюдье - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X в., а локально - и до XII в. .

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Византию, Болгарию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдад по пути в Индию.

Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Был уточнен размер дани определены время и место ее сдачи. К концу X в. функция сбора дани была возложена на наместника волости.

В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.



Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. Стоит отметить, что данное государство было достаточно могучим и влиятельным. За время своего существования древнерусское государство завоевало большое количество земель. Те, кто интересуется историей, знают, что существуют две основные теории образования представленного государства: норманская, а также антинорманская. Если точнее, то возникло древнерусское государство на достаточно востребованном и важном пути «из варяг в греки».

Территория этого государства заняла земли следующих племен:

  • ильменцы;
  • кривичи;
  • вятичи;
  • поляны;
  • дреговичи;
  • древляны и многие другие.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке. Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства. Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Раннефеодальная монархия

Не секрет, что благодаря достаточно стремительному развитию древнерусского государства образовался так званый строй Раннефеодальной монархии. Такие особенности образования древнерусского государства являются уникальными. Если точнее, то раннефеодальная монархия представляла собой своеобразную федерацию княжеств, главой которых был князь. Если точнее, то князья могли с легкостью управлять различными территориями с помощью боярской думы. Необходимо отметить, что в эту думу входили дружинники, духовенство, местная знать, а также различные представители городов.

Вообще, боярская дума являлась символом автономию вассалов, а также символом права. Территориальная, а также соседская общины представляли собой орган местного крестьянского самоуправления. Вече представляло собой наиболее важное государственное устройство Руси, где обсуждали следующие вопросы: изгнание князей, мир, война, неурожай и т. д. На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Просмотров