Понятие социальной организации. Социальная организация: понятие, виды социальных организаций

Социальный институт, его признак и виды. Институт семьи

Тема V. Институты и организации

Понятие социальной стратификации. О классовой структуре общества

До сих пор мы исследовали социальные группы, в том числе большие и малые, границы которых более или менее четко оформлены: производственный коллектив, семья, бригада, армейское подразделение. В этих социальных группах отношения между членами могут быть формальными или личностными.

Но существуют общности другого типа, границы которых являются неопределенными и отношения между членами нельзя охарактеризовать ни личностными, ни формальными. Эти отношения строятся на основе символического взаимодействия. Речь идет о сходстве образа жизни и стандартов потребления, близости культурных образцов, интересов и мотивов. Здесь свой узнает своего по тому, что тот тоже живет в престижном районе и тоже имеет счет в банке. Общность может заключаться в обладании одной марки машины, которая выступает символом принадлежности к определенному кругу.

Люди могут признать другого за “своего” потому, что этот человек такого же знатного происхождения. Таким образом, люди здесь делятся по рангам, то есть по принципу “выше-ниже”.

Другое деление может быть на основе признаков, которые не зависят от самого человека: например, по полу, или расе, или языковой принадлежности. Так получилось, что человек родился мужчиной или женщиной. Тем не менее и здесь может быть деление по принципу “выше-ниже”.

Вот такие общности, которые объединяют людей на основе символического взаимодействия, называются социальными слоями, или стратами , а деление общества на страты называется социальной стратификацией .

Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства . Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным.

Социальное пространство необходимо отличать от физического. Два человека могут соприкасаться физически, могут даже обняться в групповом снимке, но в социальном пространстве они могут находиться очень далеко друг от друга. Допустим, что кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании объезжает страну, здоровается со всеми за руку и даже может сплясать в какой-нибудь деревне с дояркой под гармошку. Но все равно в социальном пространстве они на разных полюсах. И потом этот кандидат в президенты вернется в свой роскошные кабинет в столице, а доярка так и останется жить в своей деревне в заботах о дровах для печки.

Социальное пространство многомерно. Индивид может занимать высокий социальный статус, например, на работе, а дома в своей семье оказывается под каблуком у жены, и статус его там совершенно другой. Но зато в политической деятельности он может занимать место, близкое к лидерам партии. Таким образом, индивид может одновременно находиться в разных ячейках социального пространства.



Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, имеют более близкие контакты и тесные отношения друг с другом. Они обладают сходными установками, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами. Тем самым они объединяются в социальный слой или страту .

Среди показателей, которые определяют место индивида в социальном пространстве, можно различать так называемые номинальные и ранговые параметры.

Номинальные параметры – пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык. То есть имеются в виду такие показатели, которые объективны и не зависят или мало зависят от самого индивида. Индивид не может изменить свою расу или свою национальность, свой основной язык, легко поменять профессию, стать по желанию из деревенского жителя городским.

Важной особенностью номинальных параметров является то, что на их основе нельзя определить, какое место – высокое или низкое – занимает данный индивид в социальной структуре. Нельзя поставить мужчину выше женщины на основании лишь того, что он мужчина, или жителя города выше жителя деревни.

Именно поэтому, например, в современном обществе идет борьба за равноправие женщин или национальностей, или за равенство прав провинции по отношению к столице и т.д. Вот эта борьба говорит о том, что данные параметры являются номинальными. И наоборот, если выясняется, а фактически так оно и есть, что женщины в своей массе за ту же работу получают меньше, чем мужчины, или есть преследование за политические взгляды, то такие явления оцениваются как проявление несправедливости.

Но реально в некоторых обществах именно номинальные показатели являются основой для того, чтобы оценивать людей по принципу “выше-ниже”: например, если культура определенного общества строится на признании того, что одна раса выше другой. Так, в прежней Южно-Африканской республике расизм был официальной политикой, владеть землей и занимать высокие должности в соответствии с конституцией могли лишь белые люди. Или, например, должность чиновника оценивается как более почетная и важная, чем любая другая, – так происходит во многих африканских странах. Там даже мелкий служащий смотрит на простого человека сверху вниз, даже походка у него иная.

Но общественный прогресс состоит в том, что признаются несправедливыми какие-либо привилегии на основе номинальных параметров.

Ранговые параметры – образование, доход (заработная плата), богатство (полученное в результате наследства или накопления), престиж, власть, возраст, административная должность, интеллигентность. Ранговые параметры отличаются от номинальных параметров тем, что они объективно обусловливают социальное неравенство индивидов. Так, ясно, что более высокое образование дает определенные преимущества и в получении социальных благ, тем самым оно определяет более высокое социальное положение данного индивида. Так и власть может быть большей или меньшей, и соответственно социальное положение индивида будет более или менее высоким.

То есть ранговые параметры можно измерить количественно, и они обеспечивают количественное измерение социального статуса индивида.

В то время как стремление к равенству на основе номинальных параметров, то есть к равенству, независимо от пола, расы, места жительства, воспринимается как борьба за справедливость и объективно приводит к прогрессивному развитию общества, борьба за равенство независимо от ранговых параметров может привести к революционной ситуации. Но рано или поздно вновь будет восстановлено неравенство, и все равно людей будет разделять их положение во властных структурах, или они будут неравны по богатству или по происхождению и т.д.

После Октябрьской революции, когда закончилась гражданская война, снова было восстановлено социальное неравенство, но уже не на прежней основе, не на делении на дворян и крестьян, а на новой основе: стало господствующим деление на начальство и остальных, на коммунистов и беспартийных, на партийное начальство и остальную партийную массу. И снова одни имели привилегий больше, чем другие – в виде спецпайка, роскошных кабинетов, дач и т.д.

Интересно, что Борис Ельцин начал свой поход во власть с борьбы против привилегий государственной и партийной верхушки, демонстративно ездил в троллейбусе, как все. Но его приход к власти обернулся еще большими привилегиями уже новым начальникам-демократам. История показывает, что неравенство на основе ранговых параметров неустранимо и борьба за его ликвидацию приводит лишь к смене формы неравенства, а часто к еще большему неравенству.

Поэтому имеет смысл бороться за устранение неравенства на основе номинальных параметров и за то, чтобы неравенство на основе ранговых параметров находилось в определенных границах и не приводило к расстройству и развалу общества как целого.

Но в конечном счете естественно, что люди, занимающие более высокую административную должность, или более образованные, или получившие от своих родителей более высокий первоначальный капитал, имеют более высокий социальный статус.

Фиксируя положение индивида по ранговым параметрам, можно построить так называемый статусный профиль данного индивида в определенный момент времени.

Допустим, что мы рассматриваем социальный статус индивида Петрова по следующим показателям: доход − средней величины, возраст − сравнительно молодой, должность − высокая, происхождение − низкое (отец – рабочий невысокой квалификации, мать – уборщица) и, наконец, властные полномочия − невысокие.

Отмечаем все эти данные на таблице и получаем ломаную линию, изображающую статусный профиль Петрова.

Теперь, если мы объединим индивидов, имеющих примерно такую же линию статусного профиля, то получим определенный социальный слой, или страту. Индивиды, входящие в эту страту, будут иметь общую им субкультуру, то есть культурные нормы, представления о хорошем и плохом, общий стереотип поведения и т.д. Между этими индивидами будут контакты более частые, чем между ними и индивидами другой страты, которая будет выступать для них аутгруппой.

Если же при сходстве линии статусного профиля в целом какой-то показатель у конкретного индивида будет выделяться, например, человек будет отличаться происхождением (пусть его родители будут не рабочими, но инженерами), то данный индивид будет в этой страте не совсем своим, то есть он будет маргиналом.

Если у индивидов статусный профиль таков, что все или почти все показатели являются достаточно высокими, то данная страта относится к элите общества. И наоборот, статусный профиль с низкими показателями говорит о том, что данный индивид относится к низам общества. Между этими полюсами можно распределить всех остальных индивидов и все остальные страты общества.

Необходимо выделить власть в качестве особого рангового параметра. Власть отличается универсальностью статуса. При обладании высокой властью индивид может быстрее достичь высоких показателей и по другим параметрам – образованию, происхождению, богатству и т.д. Можно использовать власть для получения дворянского титула или доступа к должности, обеспечивающей высокий доход.

С другой стороны, все остальные показатели, если они достаточно высокие, автоматически обеспечивают и более высокий показатель власти. Если человек образован, знатен по происхождению, богат и интеллигентен, то все это обеспечивает и приобретение реальной власти в обществе.

О социальной стратификации . Социальная стратификация – это распределение социального неравенства в обществе. Социальная стратификация может быть различной в разных обществах и может меняться с течением времени в одном и том же обществе.

Кажется естественным иерархическое распределение неравенства в обществе: немногочисленные высшие слои обладают максимальными привилегиями, и большая часть общества обладает минимальными привилегиями. Между этими полюсами находится среднее звено – с привилегиями, которые не такие большие, как у высших слоев, но и немалые по сравнению с низшими слоями. Распределение привилегий и неравенства в таком обществе можно выразить линией A (см. рисунок ниже).

Однако в результате получается общество с высоким уровнем неравенства. Такое общество делится на два противоположных полюса: ничтожная часть очень богатых и обеспеченных людей, с высокими привилегиями, − и большая масса людей, ведущих нищенский образ жизни. Исторический опыт показывает, что такие общества неустойчивы, в них постоянно возникают социальные конфликты и возможны социальные революции. В ходе этих революций средняя часть, опираясь на недовольство низов, приходит к власти, оставляя при этом низы там, где они находились ранее. Так, в России в ходе перестройки средний партийный слой – секретари областных и районных партийных комитетов − сменил высшее партийное руководство и занял его место. Но народ в целом остался при своих прежних интересах, поэтому сохранилась почва для конфликтов и кризисов.

Современные так называемые развитые общества имеют другую социальную стратификацию. Здесь господствующим по численности является средний класс, а высшая элита и низшие слои населения примерно одинаково малочисленны. Схема распределения неравенства здесь может выражаться линией B (см.: рисунок).

Ясно, что наиболее устойчивым и застрахованным от социальных конфликтов и кризисов будет общество, социальная стратификация которого соответствует линии В . К таким обществам относятся современные европейские страны и Соединенные Штаты с Канадой.

В современной социологии не следуют марксистскому определению классов, главным признаком которых было обладание либо не обладание средствами производства. Теперь исходят из более общих признаков, решающим из которых является возможность распоряжения определенной частью ресурсов или богатств данного общества, причем независимо от того, на основе чего происходит это распоряжение, – на основе политической власти, или собственности, или профессиональных знаний, или на основе других личных достоинств – талантов, физических данных (например, выдающийся спортсмен) и т.д.

Используется модель трехзвеньевого классового деления общества: высший класс, средний класс и низший класс. Причем внутри каждого класса различают два дополнительных уровня, и таким образом общество делят на следующие шесть классов:

1. Высший-высший класс . В него входят представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что не зависит от каких-либо социально-экономических изменений в обществе. Часто эти люди даже не знают точно размеров своих богатств. Здесь можно назвать семью английской королевы, семьи арабских правящих шейхов, может быть, пару десятков миллиардеров Америки и Европы.

2. Низший-высший класс . Сюда входят банкиры, видные политики, собственники крупных фирм, получившие свои состояния в жесткой конкурентной борьбе. Их богатство зависит от экономической и политической ситуации, то есть в принципе эти люди могут разориться и перейти в более низшую категорию.

3. Высший-средний класс. Он включает в себя преуспевающих бизнесменов, управляющих крупными фирмами, известных юристов, врачей, особо выдающихся спортсменов, крупных ученых. Эти люди занимают достаточно прочное и устойчивое место в своих областях. Считается, что эти люди составляют главное богатство нации.

4. Низший-средний класс . В него входят наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители на предприятиях, квалифицированные рабочие. Этот класс в развитых странах наиболее многочислен. Его представители стремятся к повышению статуса в рамках своего класса. Этот класс заинтересован в стабильности общества и поэтому является основой поддержки существующей власти.

5. Высший-низший класс . Его составляют наемные рабочие, создающие прибавочную стоимость. Этот класс постоянно борется за улучшение условий своего существования, создавая для этого профсоюзы и соответствующие политические движения.

6. Низший-низший класс . Эти нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, выполняющие самую грязную и низкоквалифицированную работу. В целом это маргинальная часть населения.

Данная схема применима для анализа социальной структуры современных европейских обществ. Но она неприменима к современной России. Социальную структуру нашего общества можно представить схемой, включающей семь подразделений:

1. Общероссийские элитные группы, которые соединяют в своих руках, с одной стороны, богатства, сравнимые с крупнейшими западными состояниями, а, с другой стороны, власть на общероссийском уровне. К ним относится политическая верхушка нашего государства. Не исключено, что сюда по крайней мере раньше входила семья Ельцина (богатство + возможность влиять на важные политические решения), так называемые олигархи, близкие к тем, кто принимает важные решения в правительстве.

2. Региональные элиты, обладающие значительными состояниями и влиянием на экономику своих областей и районов. Здесь можно назвать некоторых губернаторов, денежных воротил областного масштаба.

3. Российский верхний-средний класс. Это люди с доходами, которые могут обеспечить уровень жизни, который соответствует западным стандартам.

4. Российский динамический средний класс. Динамический, то есть продвигающийся к более высокому уровню потребления; он социально активен, для него характерны легальные способы получения доходов.

5. Аутсайдеры. Это те, кто так и не приспособился к новым условиям, у них низкая социальная активность, невысокие доходы и они также используют легальные способы их получения.

6. Маргиналы, то есть люди, находящиеся вне системы. Все то же, что и у аутсайдеров, но они ориентируются на антисоциальную деятельность: различные протесты, забастовки и т.п.

7. Криминалитет. У них высокая социальная активность, готовность к приходу к власти, но деятельность противоречит легальным нормам.

Ясно, что если удастся обеспечить развитие динамического среднего класса, то это будет означать устойчивость всего российского общества, которое начнет превращаться постепенно в нормальное общество европейского типа.

Социальный институт – это прежде всего социальная общность или социальная группа. Но это особенная социальная общность или группа. Ее отличие состоит в том, что здесь люди объединяются для определенной совместной сознательной деятельности. Эта деятельность обязательно регулируется каким-либо документом, текстом, договором в виде закона, или постановления, или правил. Само слово институт происходит от латинского institutum – установление, учреждение. То есть что-то учреждается, устанавливается сознательно.

Например, в основе института семьи лежит кодекс законов о семье и браке, то есть некий документ, слово. И создание конкретной семьи фиксируется брачным свидетельством − особым документом, который превращает двух конкретных людей в мужа и жену. В одном африканском племени мужчина и женщина считаются мужем и женой после того, как они подходят к старейшине и он им говорит: “Ну, вот теперь живите вместе”. То есть здесь семью создает слово старейшины.

Также и государство как особый социальный институт регулируется конституцией или системой договоров; или армия как социальный институт регулируется уставом и системой правил и распоряжений.

Можно сказать, что в отличие от других социальных общностей и групп, таких как класс, или деление на мужчин и женщин, или по месту жительства – городское и сельское население и т.д., в основе социального института лежит слово, некий сознательный акт. Поэтому социальный институт можно определить следующим образом.

Социальные институты есть исторически сложившиеся формы сознательной совместной деятельности людей.

Любой социальный институт характеризуется двумя признаками.

Первый . Удовлетворение определенной социальной потребности. Например, русское государство возникло первоначально из военных дружин, которые создавались для отражения набегов степных кочевников. Эти дружины обеспечивались населением за счет добровольных пожертвований. Постепенно дружины превратились в постоянное войско, возглавляемое князем, который уже принудительно стал собирать налоги с сельских общин на свое содержание и постепенно начал регулировать жизнь этих общин на основе указов и законов.

Семья призвана удовлетворить потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, в регуляции отношений между полами и т.д. Институт образования обеспечивает подготовку грамотной рабочей силы для общественного производства и передачу культуры данного общества новому поколению.

Второй . Социальный институт есть некое надындивидуальное образование с собственными законами развития. Например, армия есть нечто большее, чем совокупность людей, одетых в определенную форму; она может действовать как одно целое, в котором конкретный индивид уже не принадлежит самому себе. Можно сказать, что социальный институт есть некая человеческая машина, то есть машина, состоящая из людей, где каждый выполняет определенную, предписанную ему функцию.

Такой же машиной, состоящей из людей, выступает, например, такой социальный институт, как система здравоохранения. В ней индивиды – врачи, работники соответствующих служб, министерства, департаментов должны выполнять определенные функции. Даже семья как особый социальный институт тоже может быть представлена как особая машина для воспроизводства человеческого рода, и индивиды здесь тоже не предоставлены самим себе, но выступают как муж, жена; тот и другой несут определенные обязанности.

При рассмотрении социального института как системы мы выделяем следующие его три элемента.

Первый – это совокупность ценностей, норм, идеалов и образцов поведения. Они обеспечивают единство деятельности людей, ее согласованность, стабильность данного института. Например, врачи дают так называемую клятву Гиппократа; в армии есть акт принятия присяги, есть, может быть, негласный кодекс чести офицеров, нормы поведения работника государственной службы и т.д.

Второй − деятельность по специальному обучению, идеологическая работа с индивидами и т.п. − так называемая интернализация норм, ценностей и образцов поведения, то есть перевод их во внутренний мир личности. Люди должны выполнять свои функции не как нечто внешнее и принудительное, но как то, что они сами признают необходимым и правильным. Например, в армии проводится определенная работа с личным составом, чтобы солдаты, офицеры и другие военнослужащие сознательно вели себя в соответствующих ситуациях так, как от них требуется.

Или в школе с подростками проводятся специальные занятия по воспитанию соответствующих качеств, которые бы обеспечивали возможность и способность учеников быть в будущем хорошими супругами.

Можно сказать, что нормальное функционирование социального института предполагает определенное идеологическое воздействие на членов данного института.

В западных крупных фирмах проводятся особые мероприятия по воспитанию у работников патриотизма по отношению к данной фирме. Праздники отмечаются вместе, так что за одним столом сидят представители высшей администрации, сам глава фирмы, среднее звено, работники низовых звеньев (ночные уборщики, вахтеры и т.п.). Произносятся речи, жмут друг другу руки. Считается желательным одеваться в одежду, которую производит фирма, или покупать автомобили только своей фирмы; везде висят лозунги типа “Наша фирма – одна семья”. Отмечаются дни рождения у работников, причем крупный начальник пожмет руку работнику, похлопает по плечу, спросит, как жена и детишки; подарит авторучку и т.п.

Третий − организационное оформление социального института. Институт − это совокупность определенных подразделений и служб, связанных между собой по вертикали и горизонтали.

Так, институт образования состоит из различных министерств, которые сами состоят из различных подразделений и служб, которые контролируют учебные высшие и средние заведения, которые в свою очередь регулируют деятельность преподавателей, учителей, обслуживающего персонала. Ко всему этому прилагаются определенные материальные ценности – здания школ, департаментов, все эти здания начинены оборудованием, бухгалтериями, которые регулируют финансовые потоки и т.п.

Это не значит, что есть обязательно единое начальство. Может существовать совокупность учреждений, которые организационно не связаны друг с другом. Но они все объединены какими-то едиными документами, или законами, или уставами, общими исходными идеями.

Скажем, в основе американского образования лежат одни исходные идеи – прагматизм, ориентация прежде всего на практические нужды. Поэтому в массовых школах учат ведению домашнего хозяйства, стенографии, спорту, как пользоваться противозачаточными средствами, а также определенным теоретическим знаниям. И лишь в особых, так называемых престижных дорогих заведениях дают более или менее серьезное образование, так как выяснилось, что для процветания нации достаточно, чтобы лишь около 5% населения было хорошо образованным.

Российское образование, в том числе массовая школа, ориентировано на воспитание всеобщей интеллигентности и духовности. Поэтому главными занятиями являются не спортивные или по домашнему хозяйству, но освоение мировой литературы, в том числе русской – Достоевского, Толстого и т.д. Осваивают знания по квантовой физике, по высшей математике, которые в жизни никогда не потребуются 90% населения, но воспитывают определенную глубину мышления и достаточно широкий кругозор. Поэтому Россия и поставляет всему миру высококлассных математиков, лучших физиков, художников и т.п.

Ранее мы говорили о том, что одним из признаков социального института является его нацеленность на удовлетворение определенной социальной потребности. В зависимости от того, о какой потребности идет речь, социальные институты можно подразделить на три главных вида.

Политические институты. Это учреждения и организации, связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство, партии, армия, правоохранительные учреждения, профсоюзы, политические движения, в том числе различные женские, молодежные, расовые и национальные движения – за равноправие женщин, за права молодежи, национально-освободительные организации.

Экономические институты.Это учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, финансами, распределением собственности и т.п. Сюда входят заводы, банки, торговля, рынок как особый институт со своей идеологией, ценностями и системными связями.

На первый взгляд, рынок – это то, что развивается стихийно, без всякой идеологии. Рынок − это обмен товаров по стоимости, он действительно возникает стихийно и присутствует во всяком обществе. Но рынок как система экономических отношений, пронизывающая все общество и перестраивающая все его стороны жизни: правовую, семейную, психологическую и т.д., – такой рынок нуждается во внедрении в общественное сознание соответствующих ценностей, культурных норм и ожиданий, то есть в определенной идеологической обработке членов общества. Если этого внедрения не произошло, то и рыночные отношения не будут развиваться, они как бы будут присутствовать, но не в нормальном виде, а через криминализацию общества, через коррупцию и т.п. В западных обществах рыночные ценности внедрила в массовое сознание протестантская религия, возникшая в XVI веке. В российском обществе соответствующая идеология пока не возникла в качестве господствующей. Русское сознание до сих пор ориентируется на коллективизм, до сих пор считается, что не индивид сам себя должен обеспечивать, но это должно делать государство, или профсоюзы или еще кто-то. Еще не сформировалась в качестве массовой установка, что мне никто ничего не должен, и если я плохо живу, то я сам в этом виноват. Или как говорят американцы: если ты такой умный и хороший, то почему небогатый? В России до сих пор бедность не порок; считается, что если ты бедный, то значит добрый и честный.

Наконец, третий вид − институты культуры и воспитания . Сюда входят образование, наука, художественные учреждения, семья.

В реальной жизни один и тот же институт часто совмещает в себе деятельность по удовлетворению различных потребностей, и поэтому может являться одновременно как экономическим, так и культурным институтом; или экономическим и политическим институтом. Например, государство является субъектом как политической, так и экономической жизни. Семья является и хозяйственной, и воспитательной ячейкой общества.

Некоторые социальные институты трудно отнести к какому-то виду: например, общество собаководов, или защиты окружающей среды, или филателистов, или общества вегетарианцев, любителей восточной музыки и т.п. Но в принципе и они могут бороться за расширение своего влияния в обществе и в этом смысле участвовать в распределении власти, то есть могут приобретать характер политического или полуполитического движения.

Экономические институты в борьбе за существование и выживание в конкурентной среде могут тоже приобретать политические черты. Например, хозяйственники, интересам которых противоречит проводимая государством налоговая политика, могут создать политическое движение, чтобы обеспечить присутствие своих представителей в парламенте и влиять на принятие государством законов.

Поэтому можно сказать, что политические институты, во всяком случае в современном обществе, играют ведущую роль.

Перейдем к рассмотрению такого социального института, как семья . Семья возникает вместе с человеческим обществом. В основе появления семьи, как и всякого социального института, лежит некоторый сознательный акт, один из тех, с которых началось существование человека в качестве человека. Вообще, возникновение человека не очень понятно. Все началось не с использования орудий, то есть не каких-то материальных вещей, но с сознательных актов – с самозапретов. Например, с запрета ходить на четвереньках. Тот, кто не выпрямлялся, изгонялся из стада и тем самым обрекался на гибель. Решили вот так отличаться от животных. Мы не животные − и точка. И начался процесс формирования человечества. И лишь через сотни тысяч лет началось изготовление орудий.

И семья началась с самозапрета: начали сами себе запрещать инцест, или кровосмешение; возник запрет на близость между близкими родственниками. Можно брать невест лишь из другого племени, чтобы отличаться от животных. Ясно, что в то время люди не могли осознавать отрицательные последствия инцеста, вести статистику отклонений от нормы среди череды поколений, тем более, что немногие доживали до возраста более 30 лет. Главным здесь было стремление не походить на животных.

Как и во всяком социальном институте, в основе семьи лежит сознательный акт, документ, договор, социально санкционируемый. И обязательно семья строится на определенных ценностях, идеалах, нормах, которые в разных обществах могут быть различными. В европейской семье идеалом является моногамия, в семьях многих восточных обществ естественной нормой представляется полигамия. В европейских обществах супружеская неверность рассматривается как что-то отрицательное. В восточных обществах может вообще отсутствовать понятие супружеской неверности, особенно для мужчин. Например, в Японии муж имеет право отправиться в конце трудовой недели в ресторан с гейшами, которые затем приводят его домой, и жена благодарит гейш за то, что они занимались ее мужем. Ясно, что в России такая норма неуместна.

Семья как социальный институт обладает обоими признаками, которые мы выделили раньше. Первый – удовлетворение определенных общественных потребностей: воспроизводство человеческого рода, социализация личности, регуляция сексуальных отношений, решение определенных хозяйственных задач. До сих пор в большинстве обществ семья является важнейшей хозяйственной единицей, особенно на селе.

Второй признак – семья представляет из себя систему, состоящую из элементов: муж, жена, дети, старшее поколение, внуки и т.д. Эта система наделяет членов семьи определенными функциями, которые в какой-то степени ограничивают свободу личности.

При рассмотрении семьи как системы возникает вопрос о структуре семьи. С точки зрения структуры различают два основных типа семьи: родственная и супружеская .

Родственная семья основывается на кровном родстве большого числа членов малой группы. Такая семья есть объединение родственников вместе с их супругами и детьми. В рамках такой семьи одновременно вместе проживают как минимум три поколения – дедушки и бабушки, супруги и внуки. Основой такой семьи являются братья и сестры вместе с мужьями и женами и их детьми. Здесь женатый мужчина или замужняя женщина в первую очередь привязаны к родительской семье и лишь затем входят в семью жены или мужа. Человек связан главными обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился. Так, женщина при воспитании детей может не зависеть от своего мужа, но полностью зависеть от своих братьев и сестер. То есть братья и сестры женщины решают, как воспитывать детей, какое им давать образование и т.п.

У ребенка в такой семье появляется большая возможность для общения и социализации, подготовки к большему числу социальных ролей. В случае ухода матери из семьи ее роль могут играть ее родственники. В таких семьях дети больше защищены от общественных проблем.

Данный тип семьи был распространен до ХХ века, да и сейчас он распространен в обществах с неевропейской культурой. В этих семьях главой признается мужчина, и с этим связаны определенные экономические обстоятельства, прежде всего институт частной собственности. Так как мужчина должен быть уверен, что все созданное им имущество и богатство перейдут именно к его детям, то женщина в таких семьях теряет свою свободу, она попадает под контроль: не должна, например, одна выходить из дома; за ней должны приглядывать, если муж надолго уезжает из дома, например, в военный поход, если он феодальный рыцарь. Чтобы была гарантия, что его дети – это его дети.

Если продвигаться в глубь времен, то мы обнаруживаем в примитивных обществах так называемую матриархальную семью, когда родство ведется по женской линии, а не по мужской, потому что браки кратковременны, половые связи достаточно свободны и точно можно определить только мать ребенка. Здесь мужчина своим трудом обеспечивает не женщину, родившую ему детей, но своих сестер и их детей. И только с ростом богатства, создаваемым мужчиной, постепенно меняется форма семьи и совершается переход от матриархата к патриархату.

Супружеская семья становится распространенной в ХХ веке. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Муж и жена вместе с детьми живут отдельно от остальных родственников, которые имеют незначительное влияние на дела такой семьи. Более старшее поколение тоже, как правило, живет отдельно и самостоятельно. Те и другие в то же время могут оказывать друг другу помощь как экономическую, так и моральную.

В литературе по социологии понятия “социальный институт” и “социальная организация” либо отождествляются, либо противопоставляются, особенно когда социальная организация приравнивается к производственной организации или к трудовым коллективам. Мы будем исходить из того, что социальная организация есть особый вид социального института или может входить в социальный институт как его составная часть.

Итак, будем отличать социальный институт от социальной организации. Сначала мы укажем их общие признаки. Социальная организация, как и социальный институт, всегда создается сознательно, на основе какого-либо документа, распоряжения, установления, приказа. То есть в основе социальной организации тоже лежит слово.

Поэтому социальную организацию можно определить как объединение людей для определенной совместной сознательной деятельности.

Социальная организация также обладает двумя признаками, общими для социального института. Она создается, во-первых, для удовлетворения определенной потребности. И во-вторых, всегда выступает в качестве системы. В этом смысле она тоже есть надындивидуальное образование, некая человеческая машина, работающая по собственным законам.

Чем отличается социальная организация от социального института? Социальный институт ориентирован на удовлетворение определенных социальных потребностей. Эти потребности удовлетворяются через достижение конкретных целей, которые могут меняться, хотя сама потребность остается той же самой.

Например, потребность в сохранении здоровья граждан удовлетворяется таким социальным институтом, как система здравоохранения – совокупность различных учреждений, в том числе соответствующих министерств, систем поликлиник, больниц, а также идеологическое воздействие на население, скажем, призывы “мыть руки перед едой”, “пить только кипяченую воду”, “практиковать безопасный секс” и т.д.

Но для того, чтобы обеспечить воздействие на население перечисленными лозунгами, оказывается необходимым наладить производство соответствующих листовок и распространить их в трудовых коллективах, в общественном транспорте, разложить их в почтовые ящики в подъездах и т.д. А для производства этих листовок создается особый коллектив с со своим руководством, с исполнителями, с технологией и т.п. И этот коллектив, или социальная группа, будет называться социальной организацией.

Или, например, есть социальная потребность в обеспечении населения обувью. Эта потребность реализуется через производство определенного вида обуви, скажем, модными стали ботинки с квадратным носком. И для производства именно таких ботинок создается предприятие, или прежнее предприятие переоборудуется, его работники переучиваются на новую технологию. Данное предприятие, то есть определенный коллектив, производящий именно данный продукт, будет социальной организацией.

Но продуктом может быть необязательно что-то материальное. Скажем, нужно обеспечить продвижение Петрова в президенты в таком-то году. Под эту конкретную цель создается партия или движение, которое после выборной кампании может прекратить свое существование или перестроиться на другую конкретную цель. Вот эта партия тоже будет социальной организацией.

Итак, отличие социальной организации от социального института состоит в том, что речь идет не вообще об удовлетворении определенной социальной потребности, но об удовлетворении социальной потребности определенным, конкретным способом. Теперь можно дать определение социальной организации.

Социальная организация есть социальная группа, создаваемая для достижения конкретного результата в определенной области человеческой деятельности.

Поэтому, например, банковская система данного общества будет социальным институтом, а конкретный банк по обслуживанию сельских предпринимателей определенного региона будет социальной организацией.

Эта нацеленность социальной организации на определенную конкретную цель и достижение конкретного результата приводят к высокой степени формализации функций и способов деятельности. В них правила и нормы охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Специальные распоряжения предписывают ролевые действия каждого индивида независимо от его личностных свойств. Здесь тоже индивиды не принадлежат самим себе.

Социальная организация включает в себя следующие элементы.

Структура , которую можно определить как совокупность взаимосвязанных ролей и упорядоченных взаимоотношений между членами организации. В этих взаимоотношениях можно выделить в качестве важнейших отношения власти и подчинения .

Цели , ради достижения которых осуществляется вся деятельность организации. Среди целей можно различать цели-задания , которые определяются вышестоящей организацией или изменившимися общественными потребностями. Например, предприятиям цели определяются министерством или диктуются рынком. Далее различаются цели-ориентации . Это цели, которые ставят перед собой сами члены данной организации, например, продвижение в карьере или материальное обогащение.

Цели-ориентации могут соответствовать целям-заданиям, тогда организация работает наиболее эффективно. Но могут и расходиться, тогда организация начинает выполнять цели-задания чисто формально, сама же работает вхолостую.

Наконец, можно различать цели-системы . Это – стремление самой организации как целого к самосохранению и саморасширению. Эти цели тоже могут совпадать или не совпадать с целями-заданиями. Может быть, с точки зрения общественного интереса нужно данную организацию распустить и заменить ее другой организацией или преобразовать ее в организацию с другими целями и другим назначением. Но это привело бы к тому, что многие отделы организации стали бы ненужными, какие-то работники, а может быть, и все ее члены должны быть уволены. И вот тогда организация начинает сопротивляться, создает видимость своей необходимости, начинает влиять на вышестоящую организацию, интриговать против тех, кто пытается ее распустить или перепрофилировать.

Кроме перечисленных целей перед организацией могут ставиться (или она сама себе может ставить) промежуточные цели , которые служат средством для достижения конечных целей: например, укрепление дисциплины, создание системы морального и материального стимулирования работников, борьба за лучшие помещения, за более высокие ставки, за расширение штатов.

Следующим элементом организации являются ее члены – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать соответствующими знаниями, навыками, психологическими свойствами, опытом и т.д. Все эти качества должны позволять индивиду занимать определенную позицию в структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Следующий элементтехнология . Это совокупность методов достижения целей, ради которых создана данная организация

Также особым элементом считается внешнее окружение организации. Чтобы нормально функционировать, организации должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: другими организациями, вышестоящими или смежными, например, поставщиками, покупателями готовой продукции, правоохранительными организациями, пожарной инспекцией, политическими организациями и т.д.

В структуре организации имеется в качестве особого звена управление . Управление осуществляет планирование действий и предвидение; организацию человеческих и материальных ресурсов; выдачу распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координацию действий работников и контроль за их поведением в соответствии с существующими правилами и нормами и т.д.

По-видимому, невозможно точно перечислить функции управления в современных сверхсложных социальных организациях. Управление в настоящее время все чаще становится близким к искусству и высокой науке, где необходимость соответствующих знаний должна сочетаться со способностью чисто интуитивно находить единственно правильное решение.

В современной социологии разрабатывается понятие бюрократии , которое отражает важные особенности современного учения об управлении социальной организацией.

Бюрократия – это организация, в которой должности и функции индивидов образуют иерархию и подчиняются формальным правилам .

Учение о бюрократии разработано немецким социологом Максом Вебером. Он выдвигает следующие важные ее черты:

– индивиды действуют в рамках безличных иерархических отношений и соотносятся друг с другом лишь в соответствии своим должностям и постам;

– продвижение по службе осуществляется по реальным заслугам или по старшинству на основе четких формальных критериев, независимо от суждений начальника;

– индивиды нанимаются и работают на основе контракта.

Эти черты характеризуют бюрократию как некий идеальный тип, как то, что должно быть. Важным условием этого является соответствие знаний и способностей конкретного работника его должности. Но реально вполне возможно расхождение между должностью и знаниями. Например, нижестоящий работник более образован или имеет большие знание в этой области, чем его начальник. И тогда приказы сверху могут не выполняться или выполняться формально, вся организация перестанет работать как слаженный механизм.

Замечено также, что принцип строго иерархического построения организации более или менее применим при решении простых целей. Если же организация призвана решать сложные и неопределенные задачи, которые требуют и творческого подхода, то иерархический принцип построения оказывается неприменимым. Это означает, что веберовская модель бюрократии не является универсальной.

Термин «организация» (от лат.organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  • как элемент ;
  • как вид деятельности какой-либо группы;
  • как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженер Федерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженер (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации сводилась лишь к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.

Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

  • иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
  • деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
  • строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
  • продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии , по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Таким образом, бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

Российский социолог А.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующие признаки современной организации:

  • целевую природу;
  • распределение членов организации по ролям и статусам;
  • разделение труда и специализацию функций;
  • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
  • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей:

  • цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;
  • цели-ориентации — совокупность целей, реализуемых через организацию;
  • цели-системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

  • добровольные , члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
  • принудительные , членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):
  • утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:

  • деловые , членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • общественные , представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);
  • промежуточные , сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);
  • ассоциативные , возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типологию организаций можно произвести по отраслевому признаку : промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.

Современные организации имеют сложную систему управления, включающую следующие характеристики:

  • выработка стратегии управления организацией;
  • деятельность по руководству персоналом организации;
  • получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;
  • рациональное распределение ресурсов организации;
  • проведение кадровой политики;
  • ведение деловых переговоров;
  • внедрение принципов инновационного управления;
  • распространение рекламы;
  • планирование и проектирование работы в организации;
  • контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организации». В свою очередь, организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. При этом социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий эффективного функционирования организаций.

Виды социальных организаций

Выделяют два основных типа организации — и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. Однако на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.

Формальный аспект организации — главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном

уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Классический функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) рассматривает формальную организацию как самоуравновешивающуюся систему, самодостаточную в своей объективности. Главное, что отличает организацию от всех других видов групп, — это сознательное целеполагание. Организация создается с конкретной, ясно осознаваемой целью и сознательно планирует действия своих членов. Этциони указывает натотальный характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть своего существования... Большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций — государство — должна выдать разрешение на захоронение».

Степень организованности социальных отношений и повседневной жизни максимальна в индустриальном обществе. Возникновение крупных форм производства и капитала в конце XIX в. потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать трудовой процесс и управление производством, как достигнуть поставленных целей и одновременно максимально удовлетворить потребности участников их достижения. Ответ на эти вопросы попытались дать Ф. Тайлор в своей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции

бюрократии. Обе концепции объединяла вера в возможность идеальной социальной организации, которая может обеспечить бесперебойную, идеально скоординированную трудовую деятельность и такое же идеальное управление. Залогом всего этого, по Веберу, становилось следование принципу рациональности.

Согласно концепции М. Вебера , образование формальной структуры общества — его организация — происходит на основе прогрессирующей рациональности. Чем более зрелым становится общество, тем рациональнее оно стремится организоваться. Оно освобождается от иррациональных представлений и традиций. В нем складывается бюрократическая организация, основанная на профессиональном управлении, стабильности и жестко фиксированной иерархии.

Описывая «идеальный тип», т.е. не существующую реально теоретическую модель бюрократии, выделил семь основных отличительных черт, характеризующих бюрократическую организацию:

  • разделение труда, закрепленное в формальных правилах или законах (перечень должностных обязанностей);
  • вертикально-иерархический порядок подчинения;
  • наличие публичного офиса, или канцелярии, где хранятся письменные документы, отражающие деятельность организации, ведется деловая переписка, принимаются жалобы;
  • наличие официальной процедуры подготовки должностных лиц;
  • наличие штатных работников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации;
  • наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации, распределение выходных и рабочих дней, часы перерыва, приема посетителей и т.д.;
  • лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого.

Эта формальная система регламентации направлена на то, чтобы действия индивидов, включенных в организацию, были максимально предсказуемыми, легко координируемыми и просто контролируемыми.

Вебер считал, что предельное развитие бюрократии должно обеспечить абсолютную эффективность управления, идеальную быстроту и слаженность функционирования социального механизма. Ее преимуществами выступают безличность, отчужденность от индивида, однозначность отношений, поскольку это скорее жесткая абстрактная схема, голый чертеж, главным достоинством которого является четкость. Одновременно Вебер отмечал и недостатки бюрократического управления, такие, как нехватка гибкости, необходимой для адекватного реагирования на нестандартные ситуации, шаблонность мышления и действий, что влечет за собой неспособность допустить возможность непредвиденных последствий любого действия, не вписывающихся в шаблон.

Из исторической практики и позднейших исследований социологов (например, Р. Мсртона, показавшего неизбежность «непредвиденных последствий») стало ясно, что не может быть в принципе идеально функционирующей формальной организации. Формальная организация ригидна, в то время как живая социальная действительность изменчива и всегда богаче и многообразнее бюрократической схемы. Более того, формальная организация оперирует лишь ролями — начальник, подчиненный, секретарь, ревизор — и не видит за ними реальных людей, поскольку не может учитывать индивидуальности индивидов, их психологии, межличностных отношений, возникающих между ними. Она действуете простой и четкой логикой и настолько безлична в своей механической инерции, что порождает феномены «мертвых душ» и подпоручиков Киже.

Современная социология организаций критически воспринимает веберовскую теорию бюрократии. Т. Парсонс, А. Гоулднер и многие другие социологи видят основное противоречие в том, что реальное лицо, находящееся на вершине бюрократической пирамиды, далеко не всегда обладает достаточными специальными знаниями. Его статус формального лидера дает ему большие властные полномочия в рамках организации, тогда как профессиональный авторитет и компетенция принадлежат неформальному лидеру. Поэтому рядом с формальной иерархией возникает неформальная, и такое состояние может стать источником постоянных конфликтов.

Бюрократическая организация может стать препятствием на пути творческих поисков и нововведений. По мнению французского социолога М. Крозье, творчество возможно в таких организациях, где существуют нормы, поощряющие нововведения, но уклад бюрократической организации, ориентированный на единообразие и беспрекословное подчинение вышестоящим структурам, не дает необходимой свободы для введения инноваций.

Система бюрократического контроля поощряет не независимость мышления, а конформность и дисциплину, поэтому бюрократическая организация является позитивным фактором при решении простых задач и несовместима с творческим процессом.

Решение сложных задач, предполагающих высокую степень неопределенности и непредсказуемости условий, требует иной организации управления.

В бюрократической организации собственные интересы индивидов преобразуются во всеобщие интересы и цели организации как единого субъекта. Это обусловливает нивелирование индивидуально-творческого начала во имя сохранения бюрократической структуры. Кроме того, при таком сплавлении интересов цели верхушки иерархии отождествляются с интересами организации в целом. В конечном счете целью бюрократии становится сохранение материальных и иных привилегий правящей элиты, сложившейся системы социальной регламентации и в целом управленческого статус-кво.

В западной социологии разработана иная типология организаций, включающая различные модели организаций, предложенные зарубежными исследователями. Рассмотрим наиболее известные.

Организация как трудовой процесс (тайлоризм), основу которой составляет блок «человек — труд». Поведение работника, согласно этой модели, полностью детерминировано извне по рационализированной схеме.

Организация — машина , рассматривающая организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Такая система предполагает полную управляемость, контролируемость, человек в ней выступает не в конкретных проявлениях, а лишь как абстрактный «человек вообще» (А. Файоль, Л. Урвик и др.).

Организация — община , где главным регулятором выступают принятые в организации нормы поведения. Большую роль в этой среде играют неформальные отношения в виде возникающих довольно часто неформальных ассоциаций. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через остракизм, осуждение). Эта естественно возникшая система слабо поддается управлению, действующему прежними методами. Она представляет собой «организацию в организации» и единственно эффективным методом управления для нес является включение в эту систему (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.).

Социотехническая модель организации, основывающаяся на зависимости внутри групповых связей от технологии производства. В то же время существует и влияние социально-психологической организации группы на производительность.

Интеракционистская модель , рассматриваемая как система длительных взаимодействий между работниками. Индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности в зависимости от ситуации, оказывая влияние на цели и структуру организации. В результате формальных и неформальных взаимодействий и значительного влияния последних возникает большая неопределенность для управления, риск для решений (Ч. Барнард, Г. Сай- мен, Дж. Марч и др.).

«Естественная» организация (основанная на идеях Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.). Функционирование организаций рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим. Под организованностью в рамках этой модели понимается гомеостатическое состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействиях извне или изнутри. Большая роль в функционировании этой организации принадлежит специально не планируемым, стихийным факторам. Такой подход позволяет рассматривать организацию как специфическое социальное явление, развивающееся по собственным, мало известным закономерностям, вследствие чего возникают многочисленные непредвиденные ситуации.

Бюрократическая модель организации М. Вебера, близкая к модели организация-машина, в основе которой находится концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях.

Типы социальных организаций

Рассмотрим типологию социальных организаций по общественным системам. Важнейшим демосоциальной организацией доиндустриального обществе была семья. Она управлялась по законам обычного права и функционировала на основе системы обычаев, традиций, обрядов, жесткого подчинения начальнику — отцу. В индустриальном европейском обществе семья стала социальным институтом, регулировалась любовью, моралью, правом. При переходе к постиндустриальному обществу семья превращается в социальную группу, теряя свои институциональные черты. Это еще раз показывает сложную диалектическую связь между социальной группой, институтом и организацией.

Экономические организации — это сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, строительные и т. п. предприятия, занятые производством, распределением, потреблением и обменом материальных социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков, сберкасс и т. п. финансовых организаций. Производственные и финансовые организации обеспечивают функционирование и развитие экономической системы общества. Они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.

В рыночных обществах производственные и финансовые организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для производства каких-то товаров и получения прибыли. Они объединяются постепенно в холдинги, тресты, корпорации, банки, образуя рыночную экономику мира. В государственных обществах подобные организации создаются государственной властью — например, ГАЗ в СССР. Они входят в состав отраслевых монополий-министерств, образуя государственную экономику страны.

Предприятие включает в себя орган управления производством (дирекцию, производственно-экономическую бюрократию), который разрабатывает устав, план, выбирает средства, контролирует деятельность предприятия. Предприятие функционирует на основе разделения и координации труда множества профессиональных групп, регулируемых моральными, административными и т. п. нормами.

Важнейшей политической организацией общества является государственная власть , которая включает в себя: 1) законодательную, исполнительную, судебную ветви; 2) госаппарат (аппарат управления, или бюрократию (чиновничество)); 3) правовые нормы (конституцию, законы, должностные инструкции), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей; 4) вещественные ресурсы власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т. п.

Государственная власть создается и совершенствуется на протяжении постпервобытной истории человечества. Целями-функциями государственной власти является защита от иных государств (или нападение на них), поддержание порядка, организация хозяйственной жизни. Она представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом, парламентом, правительством и т. д. Эта система действует на основе жесткой дифференциации деятельности статусов и ролей. Систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных, материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций и т. п.).

Духовная система общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии и т. п.), художественные (творческие ассоциации и т. п.), образовательные (школа, вуз и т. п.), научные организации (академии наук и т. п.). В данной системе общества преобладают социальные институты, а не организации. Это значит, что отношения между управляющими органами и управляемыми организациями-институтами определяются не административными и правовыми нормами, а идеологией, ментальностями, моралью (совестью, долгом и т. п.). В советском обществе — как разновидности тоталитарного — КПСС, Академия наук и т. п., были в большей мере организациями, чем институтами.

Тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. В постиндустриальной (постэкономической) эпохе, которую открывают сейчас передовые страны, появляются постиндустриальные (постэкономические) транснациональные корпорации (ТНК). Их характеризуют следующие черты: 1) их деятельность основана не на командно-административном управлении, строгой иерархии статусов и ролей, а на модульной схеме, когда небольшие ассоциированные группы работников работают на основе общего мировоззрения, ментальности, установок; 2) собственностью работников становится процесс творчества, а не его условия, вследствие чего происходит усиление зависимости руководства и владельцев корпораций от работников; 3) работники в таких корпорациях воспринимают работу как творчество, т. е. деятельность, побуждаемую духовными (самореализация) интересами.

С социальными институтами тесно связаны и социальные организации. Общество невозможно без организаций - банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы и других. Мы начинаем нашу жизнь в организации и везде с ними связана наша деятельность: роддом, детский сад, школа, институт, армия, служба и т. П. Все они - разновидности организаций и часто отождествляются с социальными институтами. В широком смысле, социальная организация - это такая форма и таким образом совместной деятельности людей, за которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Однако термин "социальная организация" используется в нескольких значениях:

■ как элемент социальной структуры общества;

■ как вид деятельности определенной группы;

■ как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Итак, можно сказать, что каждый человек будто опутана нитями связей, отношений, отношений, видим, как поддерживается связь, как собираются группы, как выполняются действия. И вся эта система действует ровно, без путаных. Такая система послужила основанием для введения понятия "социальная организация". В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем (элементами которых являются люди и отношения, которые возникают между ними).

Социальная организация имеет следующие характерные черты:

■ обладает целевой природой, поскольку создана для реализации определенных целей. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута каждым одиночку;

■ это сложная взаимосвязанная система социальных позиций и ролей, которые выполняют члены организации; здесь имеют место вертикальные (взаемопидпорядковани) и горизонтальные структуры;

■ наличие механизмов и средств регулирования, а также контроля за деятельностью элементов организации.

Термин "социальная организация" имеет несколько понятий:

■ целевая группа, объединение людей институционального характера, которые стремятся к реализации определенных целей организованным образом (предприятие, орган власти, союз);

■ это средства управления, управления людьми, это способы координации функций людей, это гармония сил, направлений деятельности людей на достижение определенной цели;

■ система средств деятельности людей, институтов, социального контроля, социальных ролей, системы ценностей, которые обеспечивают общежития членов общности, обеспечивают порядок в общественной жизни (определенная структура, тип связей, свойство-атрибут определенного объекта).

Синтезируя вышеуказанные векторы понимание категории "организация", можно дать следующее определение: социальная организация - это большая социальная группа (целевая группа), которая создана для реализации определенных целей с помощью рациональных средств, экономии усилий, рационального разделения труда между членами группы, координации руководящих органов. В широком смысле - это совокупность образцов поведения, учреждений, социальных ролей, средств социального контроля, которая обеспечивает общежития членам сообщества, гармонизирует множество их стремлений и действий в процессе удовлетворения потребностей, а также способствует решению проблем и конфликтов.

Все организации имеют собственные названия, уставы, цели, сферы деятельности, порядок работы. Но самое главное, с точки зрения социологии, - это наличие в ней социальной иерархии, статусов, распределение ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей присуща иерархия (вертикальное размещение людей по рангам) и управления (механизм, который упорядочивает взаимодействия людей, которые стремятся получить более высокий статус и место). Сравнивая с социальной структурой общества, следует отметить, что люди в ней распределены согласно каст, сословий, классов, в социальной организации иерархия разделяет людей согласно должностями.

В обществе возникают такие организационные формы:

■ деловые организации (фирмы, учреждения);

■ общественные союзы, массовые организации;

■ промежуточные формы организаций (артели, звенья, бригады)

■ семья, научная школа, неформальная группа.

Наиболее крупной организацией общества является государство.

Специалисты-социологи подают разную типологию социальных организаций. Критерием такого деления является степень формализации норм, связей, статусов, которые существуют в этих системах (формальные и неформальные социальные организации). Формальная возникает, как правило, в результате определенного административного политического решения. Деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами. Распределение статусов здесь выступает как система статусов-должностей, и каждая из них обладает определенными функциями. Фактически это большие вторичные группы, не в первую очередь производят влияние на формирование личности, сознательно создаются для достижения определенных целей - от системы государственной администрации, правительства в муниципальные "ячеек". Наряду с формальными, в обществе действуют и неформальные социальные организации. Они появляются не по приказу, а стихийно. Это система социальных связей, взаимоотношений, которые складываются спонтанно. Члены неформальной организации более самостоятельны в достижении индивидуальных и групповых целей, обладают большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия.

Одним из критериев, по которому формальную организацию отличают от неформальной, является принцип легальности. Формальным есть все, что легальное, установлено распоряжениями или посредством демократических процедур волеизъявления. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Э. Мэйо. Благодаря своим социальным экспериментам (Хоторнского эксперименты, 20-е годы) он обнаружил, что в любой компании, то на заводе, кроме официальных служебных отношений (элементы формальной организации) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (элементы неформальной организации), не меньше влияют на эффективность деятельности организации.

В социальной организации являются: единственная цель (круг деятельности, услуги), система власти и управления, требует иерархического подчинения, распределение функций (полномочий, обязанностей, субординация должностей) между работниками, система коммуникаций (средства и каналы передачи информации).

Социальные институты тесно связаны с социальными организациями. Некоторые социологи называют социальные организации разновидностью социального института или сложные институты. Однако существует определенная разница в содержании этих терминов. Не всякий социальный институт можно считать организацией, и не каждую организацию институтом (см. Разд. "Социальные институты"). И социальные институты, и социальные организации создаются с целью регулирования процесса удовлетворения потребностей индивидов и групп, служить реализации социальных интересов. Социальный институт - это организация социальных отношений, которая сформирована для решения главных социальных проблем, это разновидность "социального действенного проекта", который определяет, какая именно существенная деятельность должна быть организована, как направлена и реализована.

Социальные организации представляют собой целостную систему. А целое, как известно, больше суммы своих частей. Поэтому на базе сочетания элементов организации создается своеобразный организационный кооперативный эффект, прирост вспомогательной энергии. Этот эффект означает прирост дополнительной энергии (синергетика), которая превосходит сумму индивидуальных усилий ее участников. Слово синергетика производное от термина "синергетизм", который в биологии означает сотрудничество между различными органами. Это слово было введено в научный оборот И. Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компаний. Синергетика означает стратегическое преимущество, которое возникает при сочетании двух или более элементов. Это тот эффект, который возникает в совместной деятельности людей от определенного сложение сил, когда 2x2 = 5 или и больше. Этот прирост, по мнению специалистов, возникает в результате того, что в организации интегрируются усилия всех элементов, субъектов. Координация, единодушие и одновременность усилий этих субъектов дает прирост энергии.

Особое место в организации занимает система управления (методы, способы, формы, культура). Совокупность норм, ценностей, мнений, отражаются в действиях на всех уровнях организации и создают неписаный кодекс поведения, можно назвать организационной культурой. Организационная культура открывает большую палитру понятий, описывающих и объясняющих поведение людей в организации (престиж, мотивация, власть, авторитет, лидерство).

Власть и авторитет являются наиболее важными переменными организационного поведения. Власть - это форма социальных отношений, которая характеризуется свойством влиять на поведение других благодаря административно-правовым механизмам. Авторитет - это персональная характеристика, общепринятое значение, влияние, которым пользуется определенное лицо в силу своих качеств и заслуг. Он основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств человека. Если авторитет, прежде всего, является добровольное подчинение лица, то власть - вынужденное. С этими понятиями тесно связан феномен лидерства.

Лидерство - это отношения подчинения, влияния и подражания в системе внутригрупповых отношений (социально-психологический процесс воздействия на других формально равных людей). Во лидером понимают члена группы, по которым она признает право решения в наиболее важных ситуациях. Подобно и в противоположность лидерству существует форма руководства - как юридически регламентирован административно-правовой процесс организации и контроля действий формально нервных (подчиненных) человек.

Одним из первых, кто научно обоснованно исследовал природу организаций, был выдающийся немецкий социолог М. Вебер. Он же высказал и предположение о превращении формальных организаций в своеобразный феномен, название которого бюрократия. Трансформация организации в более сложную бюрократическую систему возникает вследствие того, что здесь управленческая деятельность, контроль, функционирования власти осуществляется постоянно, и управленческая функция документируется, расчленяется на ряд узких подфункций, проявляется принцип безособистисности, четкости иерархии власти. Бюрократия является наиболее сложной и рациональной устроенностью, которую придумал человек. Бюрократическое господство является одним из существующих стилей руководства наряду с:

Патриархальным (отношения полной подчиненности подчиненных обладателю и их зависимость от него, проявление глубокой веры людей в незыблемость издавна существующих обычаев и власти обладателей - это господство людей знатного происхождения);

Становым (власть осуществляется не одним обладателем или его слугами, а членами состояния, "сословия" по относительно независимых от обладателя, кто получил часть власти как привилегия)

Харизматичным (вид власти над массами, который имеют пророки, военные герои, большие демагоги; власть такого рода основывается на вере людей в харизму (Божией), которой якобы наделен тот, кому они подчиняются (примеры: Ж. д"Арк, Наполеон Лютер и др.).

Доминирующая черта бюрократии - четко установлена иерархия позиций, в которой ниже позиции контролируются и подчиняются выше. Основу бюрократии составляет формальная организация, то есть система ролей, статусов, целей, функций и стандартов деятельности. А стержнем формальной организации выступает особый код поведения чиновников, который включает в себя нормы, правила и процедуры. Каждый из них знает или должен знать свой круг обязанностей, прав, ответственности, систему поведения и подходов в условиях каждой ситуации. Проявления бюрократической формы управления существовали и существуют всегда и везде, как в высокоразвитых странах, так и в других.

Более подробно природу и механизм функционирования социальных организаций рассматривает специальная социологическая теория - "социология организаций".

Контрольные вопросы:

1. Понятие социальной связи. Структура социальной связи.

2. Механизм социальных отношений.

3. Понятие социального института. Функции, типы и виды социальных институтов.

4. Социальный контроль и его элементы. Понятие девиации.

5. Характеристика и классификация социальных организаций.

Тема реферата:

1. Система образования как социальный институт.

Дополнительная литература (к теме А):

Войтович С. А. Социальные институты общества: род, власть, собственность. - М.: Ин-т социологии НАН, в 1998.

Войтович С. А. Проблемы социальных институтов в социологии // Социология: теория, методы, маркетинг. -1999, № 2.

Кравченко А. И. Общество и социальные институты // Социология. Уч. пос. - М., 1997..

Оссовский В. Социальная организация и социальный институт // Социология: теория, методы, маркетинг -1998, № 3.

Пригожин А. И. Социология организаций. - М., 1980.

Социальные институты: содержание, функции, структура / Под ред. Андреева Ю. П. - Свердловск, Изд-во С ГУ, 1989.

Социальные отклонения: введение в общую теорию. - М., 1994.

Франчук В. М. Основы современной теории организаций. - М., 1995.

Организации можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае это любые организованные сообщества людей либо совокупность социальных групп, взаимосвязанных между собой. Во втором - это социальная подсистема. В социальной организации происходит взаимодействие различных члены которых объединены общими интересами, ценностями, нормами и целями, возникающими в связи с совместной деятельностью. Так, социальная организация предприятия - это система социальных групп (состоящих из работников), выполняющих направленные на достижение единой цели - получения продукции и в последующем материальных средств. Таким образом, она формируется в связи с заинтересованностью членов групп в получении материальной выгоды.

Социальная организация обладает определенными признаками:

  • существованием системы управления и власти, подчинения работников руководству предприятия;
  • наличием единой цели - оказание услуг, производство продукции и т.д.
  • распределением между взаимодействующими друг с другом работниками обязанностей и полномочий.

Структура социальной организации

Любая организация - один из элементов общественной системы. Общество включает в себя совокупность взаимодействующих организаций. Последняя является посредником между обществом и человеком.

Характерная особенность социальной структуры - обязательная иерархическая упорядоченность, позволяющая регулировать социальные позиции разных уровней. То есть в зависимости от должностей происходит подчинение нижестоящих сотрудников (работников) вышестоящим. и позиции, которые входят в структуру, фиксируются в документации, в которой за каждым закрепляется определенный круг обязанностей. Одно из важных условий функционирования организации - возможность продвижения по служебной лестнице. Вторым таким условием является наличие системы налаженной коммуникации. Взаимный обмен информации необходим для координации деятельности людей и принятия важных управленческих решений.

Социальная организация и ее типы

Существует несколько подходов к типологии.

В первом из них выделяется 3 вида:

  1. учреждения (культурные, финансовые, образовательные, научные, управленческие);
  2. предприятия (торговые, производственные, обслуживающие);
  3. общественные организации (добровольные, профессиональные, религиозные).

В другом подходе классификация производится по признаку а именно:

  • экономические;
  • культурные;
  • социальные;
  • управленческие.

В третьем походе выделяются следующие группы:

  1. принудительные, когда членами социального общества становятся принудительным способом. К ним в частности относятся: армия, лечебно-трудовой профилакторий, тюрьма и т.д.;
  2. добровольные, когда членство возникает на добровольной основе. Это различные профсоюзы, партии, политические движения, религиозные объединения;
  3. утилитарные, когда члены объединены для достижения каких-то общих и индивидуальных целей. К ним относятся фирмы, банки, предприятия.

Социальная организация может быть также:

  • общественной - это массовые объединения для удовлетворения социальных, экономических, культурных, политических и других потребностей. К ним относят партии;
  • деловой - благодаря которой работники обеспечиваются средствами к существованию. Это фирмы, банки и предприятия;
  • ассоциативной - возникает для взаимной реализации интересов. и клубы;
  • промежуточной - сочетает в себе признаки общественных и деловых организаций. Это кооперативы и товарищества.

Просмотров