Верхнее мячково церковь рождества пресвятой богородицы. Родник, святой источник иконы божией матери страстная и во имя святого пророка илии село верхнее мячково

До революции рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково находился святой источник. В советское источник был осквернен, забросан мусором, на месте источника была устроена свалка. Силами прихода с 1999 года начались первые работы по расчистке источника от мусора. Прихожанами был расчищен и восстановлен родник. Его Высокопреосвященство Высопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий торжественно освятил святой источник 26 августа 2001 года в день празднования иконы Божией Матери «Страстная». Родник был освящен в честь иконы Божией Матери «Страстная» и Святого пророка Илии.

Случаи исцеления на этом святом источники продолжаются до сих пор, о чем свидетельствуют прихожане и паломники. Местность вокруг источника очень живописная: бревенчатые постройки, беседка, грот, аккуратно выложенный из серых камней, деревья, кусты и цветы, словно в сказке. Всегда на Руси считалось, источник у храма – это особая благодать и милость Божия и Царицы Небесной.

Святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Ежегодно паломничество к святому источнику рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково неуклонно растет. Ежегодно совершается крестный ход на святой источник в день празднования святого пророка Илии, в праздник иконы Пресвяятой Богородицы «Страстная», на праздник Крещения Господне.

По многочисленным свидетельствам верующих, после омовения в купальне источника происходили исцеления от различных заболеваний.

В комплекс источника входят: декоративный шар из искусственного и природного камня, внутри которого по деревянному лотку сливается железистая вода, часовня-купальня с купелью, стела с распятием Христа, два колодца с куполами, крытыми деревянной «чешуей», беседка. Колодцы накапливают воду, которая по трубам попадает в лоток шара. От бетонной дороги через калитку вниз к роднику ведут ступени, выложенные тротуарной плиткой. у первого колодца площадка для отдыха со скамейкой. К источнику и купальне спускается дорожка из искусственной плитки. Вход на территорию закрывается на замок, ключи в храме. Территория огорожена и благоустроена благодаря трудам протоиерея Александра Шередекина и прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы. Источник находится справа от храма (нужно спуститься метров 200 вниз по дороге). Ключи от источника находятся в почтовом ящике в калитке (с левой стороны от храма).

Как добраться:

на общественном транспорте из Москвы от метро «Кузьминки» автобусами №№ 348, 348э до автостанции Лыткарино, далее автобусом № 3 до села Верхнее Мячково.

на личном транспорте из Москвы выезжаем по Новорязанскому шоссе (М5), расстояние от МКАД 22 км. В деревне Островцы направо на Лыткарино, у Тураевской промзоны левый поворот по дороге мимо Лыткарино. От поворота у базы 2 км до храма Рождества Пресвятой Богородицы, перед которым поворачиваем вправо на дорогу из бетонных плит к дачным домам. По ней 150 м вниз до благоустроенной территории святого источника.

Координаты:

N55° 32"43.80"
E37° 58"56.59"

Верхнее Мячково - село в Раменском районе Московской области, входит в состав Островецкого сельского поселения, расположено у впадения реки Пахры в Москву-реку, на расстоянии 16 км от Московской кольцевой автомобильной дороги. Здесь находится Белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. Сооружена в духе московского зодчества конца XVII в.

Во второй половине XIV века к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому в Москву явился сродник Тевризского царя Олбуга (Тевризским царством называли на Руси юг Золотой орды). Он остался жить в Московии и при крещении получил имя Еремий. Его внук Иван Яковлевич, живший приблизительно во второй половине XIV века, получил прозвище Мячка (от слова «мячить» - мямлить, говорить протяжно и неясно). Он стал основателем рода Мячковых. Неподалеку от впадения реки Пахры в Москву-реку Иван Яковлевич Мячка основал село Мячково. Это место славилось залежами белого камня (известняка).

Впоследствии ставший знаменитым белый камень, который в больших количествах добывался на каменоломнях в устье реки Пахры в районе села Мячково, стали называть «мячковским мрамором». Позднее Иван Яковлевич продал село Мячково Островецкого стана великой княгине Софье Витовтовне, в 1453 году княгиня в своем завещании упоминает село как куплю. Новым владельцем стал Юрий Васильевич, внук великой княгини. Разработка белого камня в каменоломнях приносила хороший доход, благодаря чему село Мячково быстро разрасталось. На другом берегу реки появились постройки жилых домов, образовав новое поселение. Так возникло Нижнее Мячково, оно впервые упоминается в документах 1472 года как «другое Мячково, что за рекою», а за старым поселением закрепилось название Верхнее Мячково. Известно, что из «мячковского камня» строили Новоиерусалимский храм (город Истра), который, по замыслу патриарха Никона, должен был превзойти оригинал. Сохранилось описание села, изложенное в «Космографии», русском географическом издании XVII века, в котором сказано: «Близ царствующего града Москвы, в веси, именуемой Мячково, есть гора превелика, все белый камень, зело премножество… и на всякие домовые строения и на палаты и на всякие каменные дела потребный тот камень и на известь. Близ пристани ломают и на иные окрестные грады бесчисленно много отвозят».

По сохранившимся в окладных книгах Патриаршего казенного приказа сведениям, церковь Рождества Пресвятой Богородицы уже в 1680 г. была каменной. До конца XIX в. на церковном кладбище стояла часовня из белого камня с надписью на стене "построена в 1624 году". В 1731 г. был издан указ о починке ветхой каменной церкви и пристройке к ней каменного придела во имя святителя Николая Чудотворца. Строительные работы велись с 1767 по 1772 гг. Позднее построили колокольню. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы имелся пятиярусный иконостас из сосны, вызолоченный, с колоннами и резьбой. Царские двери резные, в виде виноградной лозы. Во время Отечественной войны 1812 г. французы на несколько дней заняли Мячково. Церковь была разграблена и осквернена: престолы сдвинуты с места, антиминсы похищены, драгоценные ризы с икон сняты, слюда, покрывающая царские врата, выломана. В 1840 г. причт и прихожане обратились с прошением о пристройке к храму придела пророка Илии. Строительство закончили в 1847 г., и храм освятили. Тогда же были устроены придельные иконостасы. Трапезная с Никольским и Ильинским приделами и шатровая колокольня построены вновь в 1840-1847 гг. К 1858 г. стены и потолки в пристроенных приделах святителя Николая и пророка Илии были расписаны.

В советские времена храм не закрывался. В Ильинском приделе находится одна из главных святынь храма - икона Божией Матери "Страстная". В начале XIX в. ее перенесли сюда из Страстного монастыря в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села. С иконой совершались крестные ходы вокруг сел, перед ней служились молебны, и заступничеством Пречистой люди были избавлены от беды. С XVIII в. почитается как чудотворная икона Божией Матери "Троеручица". Расчищен и восстановлен святой источник в честь иконы Божией Матери "Страстная". Освящен в 2000 г. митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием. В комплекс источника входят: декоративный шар из искусственного и природного камня, внутри которого по деревянному лотку сливается железистая вода, купальня, бассейн, стела с распятием Христа, два колодца с куполами, крытыми деревянной «чешуей».



Церковь Рождества Богородицы в с.Верхне-Мячково известна каменной с 1680 г., капитально перестраивалась в 1764-72 гг. на средства прихожан и причта. Трапезная с приделами Илии Пророка и Николая Чудотворца с шатровой колокольней реконструировалась в кирпиче в 1840-1858 гг. по проекту арх. И.П. Лутохина. Представляет ряд храмов "мячковской округи", своей архитектурой восходящих к формам московского посадского зодчества 2 пол. XVII в. (Колычево, Зеленая Слобода). Храм не закрывался. Святыни церкви: образы Божией Матери "Страстной" и "Троеручицы", мощевик с частицами мощей угодников Божиих.

Церковь Рождества Богородицы в с.Верхнее Мячково является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).

Источники: каталог "Памятники архитектуры Московской области", т.2, М., 1975. Справочник "Подмосковье Монастыри Храмы Источники" М, УКИНО "Духовное преображение", 2008 г.



По данным окладных книг Патриаршего Казённого приказа, церковь в нач. ХVII в. была уже каменной. До 1887 года на кладбище существовала маленькая часовня из белого камня с внутренней надписью "построена в 1624 году", что свидетельствует о ранней истории храма. О старой каменной церкви никаких письменных свидетельств не сохранилось. Возможно, что часть здания того храма было использовано для строительства новой церкви, сохранившейся до наших дней.

В 1646 году село Верхнее Мячково принадлежало царскому двору Алексея Михайловича: "дворцовое село, у церкви поп Илья, да в селе живут каменщики, ломают белый государев камень и к Москве возят, тягла никакого не несут". Село Мячково на протяжении всей своей истории оставалось в числе дворцовых, а затем удельных владений и являлось центром особой волости. В 1680 году в окладных книгах была сделана запись: "... июля 25 Государево село Мячково церкви Рождества Богородицы поп Кирилл Иванов сказал: та де церковь каменная, строение государево, старое, Пехрянской десятины Ратуева стана". В нач. ХVIII в. село Верхнее Мячково перешло из дворцового ведомства в личное владение А.Д. Меншикова. После смерти Петра I, в 1728 году село вновь возвратилось в казну. В записной книге исходящих бумаг синодального казённого приказа за 1731 год значится: "... 22 сентября запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского Уезда, Пехрянской десятины, дворцового села Мячково старосты и крестьян..., велено в дворцовом селе Мячково каменную церковь ветхую во имя Рождества Пресвятые Богородицы починить, да к настоящей церкви построить вновь каменный придел во имя Николы Чудотворца...". По указу 1731 года основной объём церкви Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца был поновлён. Клировые ведомости церкви Рождества Богородицы села Мячково называют год строительства 1767. При перестройке основной объём церкви и придел Николая Чудотворца остался незыблем. На северном фасаде храма сохранилась доска, текст которой сообщает: "Построена сия церковь Рождества Пресвятые Богородицы в селе Мячково сего 1772 года июля 5 дня при священнике Стефане Иванове старанием старостою церковным того ж села Мячково крестьянином Ефимом Харитонявым".

Противоречивость данных о строительстве здания церкви объясняется разночтением церковных метрик, которые фиксировали и описывали состояние храма в разные годы ХIХ в. На северном фасаде церкви, на закладной храмозданной белокаменной доске вырезана дата 1772 г. Подлинность этой доски не вызывает сомнений, орфография надписи подчёркивает народность строителей храма. Возведение храма велось при священнике Степане Иванове. В 1781 году, после смерти священника Степана Иванова, в храм был назначен священник Прокопий Никифоров. По данным Московской Духовной Консистории в 1782 году в селе Мячково при церкви Рождества Пресвятой Богородицы числились: предписанный священник Прокопий Никифоров, 42 лет; дьякон Яков Петров, 29 лет; дьячок Никита Алексеев, 30 лет. В конце ХVIII в. село Верхнее Мячково в составе Мячковской волости принадлежало непосредственно царской семье и со времён Павла I управлялась специально созданным Удельным ведомством. В клировой ведомости о церквах и приходах за 1785 год говорится: " Никитской округи Пехрянской десятины село Мячково церковь Рождества Пресвятые Богородицы каменного здания с приделом Николая Чудотворца, в твёрдости. В селе 116 дворов. Оное село дворцовое". В 1812 году церковь Рождества Богородицы была разграблена и осквернена французскими солдатами. Престолы были сдвинуты с места, антиминсы похищены, сняты драгоценные ризы с икон, возведённая сень над Святым престолом сломана, слюда, покрывающая царские врата, выломана.

По данным метрики за 1827 год, в храме были проведены внешние строительные работы местной крестьянской артелью. Клировая ведомость о церкви и приходе села Мячково сообщает следующие сведения: "... церковь Рождества Богородицы, построена 1767 года, тщанием прихожан, зданием каменная с таковою колокольней. Престолов в ней два: в настоящей холодной - Рождества Богородицы, в приделе холодном же - во имя св. Чудотворца Николая". В середине 19 века настоятелем храма Рождества Богородицы был назначен священник Феодор Сахаров, служивший в храме 42 года. Он то и стал инициатором перестройки трапезной, обратившись с прихожанами в 1840 году в Московскую Духовную Консисторию с прошением о строительстве новой трапезной с приделами Илии Пророка и Николая Чудотворца. В июне 1843 года началась перестройка трапезной по проекту архитектора И.П. Лутохина. По данным метрической книги за 1847 год, в ходе строительства были построены два больших с колоннами перестиля, сделаны главы над приделами, для обогревания храма под трапезною была устроена камера духового отопления. Были устроены придельные иконостасы. При перестройке храма мячковские прихожане сами продиктовали архитектору И.П. Лутохину строго следовать "образцу и подобию" внешнего убранства храма.

Архитектурной особенностью церкви являлось соединение древнерусских допетровских традиций и традиций екатерининской и николаевской эпох. Отличительной особенностью оформления внешнего декора храма были кокошники, которые завершали фасад с каждой стороны. Кокошники расположили по три с каждой стороны, этот архитектурный декоративный элемент символизировал солнечные лучи. Строительство вела артель мастеров высокого уровня. Ими в дальнейшем были построены храм Покрова Богородицы в Зелёной Слободе и храм Воскресения Христова в селе Колычёво.

Буклет: "Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячкове. История и Современность". 2012 г.

Село Верхнее Мячково.

Название села пошло по прозвищу первого владельца, Ивана Яковлевича Мячко (середина XV в.) - внука Олбуги, знатного человека, выехавшего из Теврижского государства (Армении) к великому князю Дмитрию Донскому . Иван Яковлевич продал село княгине Софье Витовтовне (оно упомянуто в её завещании). Затем оно перешло к её внуку Юрию Васильевичу.

С XIV в. здесь производилась разработка белого камня. Село всегда наводилось в Дворцовом ведомстве, кроме 1709-1728 г., когда принадлежало Д. Меншикову.

Церковь в 1680 г. была уже каменной.

В 1731 г. Дан указ о починке ветхого храма и пристройке придала Святителя Николая.

Храм построен заново в 1767 г. В 1847 г. перестроена трапезная (в которой освящены престолы Святителя Николая и Пророка Илии) и колокольня . Иконостас - первой четверти XIX в. При церкви на приходском кладбище с давних времен существовала каменная, но ветхая часовня.

Причт церковный издавна: священник, диакон, дьячек, пономарь. В середине XIX в. настоятелем храма был священник Феодор Климентович Сахаров (род. 1800), сын дьячка. По окончании Московской Духовной семинарии в 1824 г. со званием студента (т.е. был из лучших учеников своего выпуска) определен учителем обоих классов Перервинского Духовного училища. По увольнении от училищной службы рукоположен во священника в храм с. Верхнее Мячково. Позднее определен благочинным, награжден набедренником и скуфьей. Определен, по приглашению удельного начальства, с утверждением начальством духовным, преподавать первоначальные наставления в вере поселянским детям в Мячковском сельском Удельном училище. Получил от Архипастыря разрешение обучать безмездно детей прихожан в домашнем церковном училище (закрыто в 1843 г.). Со времени поступления на должность о. Феодором Сахаровым присоединено ко Святой Церкви 34 раскольника и крещено 2 еврея.

В 1885,1889 и 1891 г. в семье Николая Петровича Миневрина, священника церкви с. Мячково, родились сыновья Пётр, Василий и Сергей, окончившие, соответственно в 1898,1904 и 1906 г. Донское училище, и в 1904,1910 и 1913 г. - Московскую семинарию.

В 1892 и 1895 г в семье диакона церкви с. Каменное-Мячково Михаила Васильевича Любимова родились сыновья Василий и Николай окончившие Перервинское училище (1909) и Московскую семинарию (в 191Я и 1917).

В престольный праздник Рождества Божией Матери у церкви собиралась ярмарка. В 1912 г. в селе имелись двухклассное училище, земское женское училище (1885), приходская богадельня, больница, 3 чайные, 6 лавок, пекарня.

Богадельня при Богородицерождественской церкви села Мячком Бронницкого уезда построена на средства умершего крестьянина с Нижнего Мячкова Павла Торопова, деревянная, 12 на 14, крыта железом. В ней проживаете престарелых женщин, содержатся на свои средства и на доброхотные подаяния от прихожан.

Настоятель священник Николай Минервин.

В семье диакона церкви с. Мячкого Владимира Георгиевича Розанова в 1885 г. родился сын Павел, окончивший Заиконоспасское Духовное училище в 1901 г., и Московскую семинарию в 1907.

В 1890-х гг. священником церкви с. Нижнего Мячково был Василий Иванович Смирнов. В 1890 г. у него родился сын Василий в 1904 г. окончивший Донское Духовное училище, и в 1910 г. - Московскую Духовную семинарию. В с. Нижнем Мячкове, в 1904 г., местным священником Василием Ивановичем Смирновым, была открыта церковноприходская школа. Отец Василий и состоял её заведующим. Поводом к открытию школы послужило переполнение школы Верхне-Мячковской, вследствие чего не все дети с. Нижнего-Мячкова могли попасть туда, и неудобство сообщения с Верхним-Мячковым, отделенным от Нижнего-Мячкова рекою Москвою, почему и поступившие в названную школу не могли исправно посещать её. Школа помещалась в собственном, очень просторном здании, построенном на средства церкви, попечителя и пожертвования прихожан. Чисто учащихся было около 100 человек. Школа-двухкомплектная. Попечителем школы состоял местный крестьянин И. Т. Пенкин.

29 ноября 1918 г. настоятель Богородице-Рождественского храма о. Василий Смирнов был арестован. У о. Василия дома нашли брошюру Совета объединенных приходов г. Москвы , и это послужило для Бронницкого ЧК достаточным основанием для его ареста. Отец Василий был одной из первых жертв декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Следователь Барышников, через 4 с половиной месяца после ареста о. Василия требовал для него суда трибунала: «15 апреля 1919 г. Расследование этого дела установило, что священник Смирнов пытался на почве религиозных воззрений восстановить наиболее темные массы крестьян против Советской власти, чему служит ряд доказательств, имеющихся в деле в виде переписки и воззваний к верующим, чтобы они отстаивали церковь от всяких посягательств, которые на нее в настоящее время обрушиваются. Священник Смирнов, безусловно, имел в виду декрет СНК об отделении церкви от государства и неправильно истолковывал его содержание... я закачаю: что священник Смирнов является виновным в неправильном Толковании крестьянам декрета СНК об отделении церкви от государева с целью восстановления их против Советской власти, а потому полагаю дело священника Смирнова передать в Московский губернский революционный трибунал...»

Допрошенный в следственной комиссии 30 июня 1919 г. священник Смирной показал, что доклад был дан ему благочинным священником Тузовым для сведения, что доклада этого он, Смирнов, не распространял, в проповедях ничего по поводу этого доклада не говорил, а также не касался темы отделения церкви от государства. Автора доклада Полозова на знает...Дело же против священника В.И. Смирнова, за недоказанностью преступления, следствием прекратить».

Арест священника вызвал ходатайства прихожан и родственников.

Прошение В.В. Смирнова в следственную комиссию при Московском ревтрибунале об ускорении рассмотрения дела его отца священника В.И. Смирнова: «19 июня 1919 г. В настоящее время в Бутырской тюрьме заключен мой отец Василий Иванович Смирнов. Он был арестован 29 ноября 1918 г. по предписанию Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии и содержался в Бронницкой тюрьме до 6 мая с.г, когда был переведен в Таганскую тюрьму и оттуда 16 мая с.г. в Бутырскую. За все долгое время пребывания в Бронницкой тюрьме заключенный ни разу не был вызван на допрос, тогда как арестованный вместе с ним по подозрению в совместной контрреволюционной деятельности гр. деревни Титовой Королев по прошествии месяца со дня ареста был допрошен и освобожден из тюрьмы.

При неоднократных справках в Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии о причинах ареста и содержания в тюрьме В.И. Смирнова давался один ответ, что содержится в тюрьме потому, что контрреволюционер; и вопрос - где основания к такому утверждению - всегда оставался без ответа. Прошлое В.И. Смирнова вовсе не свидетельствует о его контрреволюционности. Ни в каких монархических организациях он не принимал участия.

Стараясь оградить интересы населения от кулаков, он был постоянным поборником кооперации. По его инициативе и благодаря его трудам в 1909 г. в с. Мячкове открыта потребительская лавка; он же принимал деятельное участие при организации в с. Мячкове молочной артели и кредитного товарищества.

Считая ненормальным явлением в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике содержание в тюрьме более 6 месяцев человека, виновность которого не установлена, прошу возможно скоро разобрать дело. Мое желание, чтобы дело было закончено скорее, обуславливается еще следующим обстоятельством. Кроме меня, у заключенного есть один только сын - Иван Васильевич Смирнов, который взят на военную службу в октябре 1918 г. и теперь находится на фронте, состоя красным офицером в 6-й роте 220-го Иваново-Вознесенского полка; я, будучи учителем в Константиновской советской школе вблизи Мячково, имел возможность следить за домом и Хозяйством, но в недалеком будущем я тоже могу быть призванным на военную службу как рядовой старой армии, вернувшийся из германского плена, и тогда дом и хозяйство останутся на попечение неработоспособной 65-летней тетки моей гр. К.В. Григорьевой, что, конечно, не может меня не беспокоить.

Ввиду всего вышеизложенного еще раз прошу ускорить расследование дела В.И. Смирнова. Гражданин с. Мячкова В. Смирнов».

Фото: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячково

Фото и описание

Каменная Богородицерождественская церковь в Верхнем Мячково впервые упоминается в документах, датированных 80-ми годами XVII столетия. Точную дату возведения этого храма историкам установить не удалось.

До конца XIX века на территории церковного кладбища находилась белокаменная часовня, построенная в 20-е годы XVII столетия (дата постройки была указана на стене здания). В настоящее время этой часовни не существует.

Во второй половине XVIII века Богородицерождественский храм был отремонтирован, к нему был пристроен новый придел. Позже была возведена колокольня. В храме находился сосновый иконостас, состоявший из пяти ярусов, украшенный резьбой и позолотой.

В период Отечественной войны 1812 года церковь была разграблена французским войском (в частности, исчезли драгоценные ризы образов и антиминсы). В 40-е годы XIX века была перестроена трапезная. Проект перестройки был разработан И. П. Лутохиным.

Вскоре после революции 1917 года новыми властями была предпринята попытка закрыть церковь. Жители села отстояли храм, но был арестован настоятель. Благодаря ходатайству местных жителей он вскоре был отпущен на свободу и продолжил служение в церкви. В 30-е годы XX века власти вновь попытались закрыть храм. Было принято решение использовать церковный придел в качестве зернохранилища, туда даже начали ссыпать зерно, но местные жители вновь отстояли церковь.

В середине 80-х годов XX века в здании, пришедшем в упадок, были начаты ремонтно-восстановительные работы. В 90-е годы оно было возвращено верующим.

Просмотров