Православные центры реабилитации для наркоманов. Сибирский Федеральный Округ




Есть новое кладбище, расположенное за АЗС у границы леса по дороге на с. Столовое. Здесь необходимо отметить, что месторасположение этого кладбища выбрано крайне неудобно и добираться, особенно в распутицу, туда проблематично. Кладбище расположено довольно далеко от автодороги и к нему ведет грунтовка. С Новой Ляды до него можно добраться напрямик через лес также грунтовкой.



Рядом нет остановок общественного транспорта. В связи с этим данное кладбище производить плачевное впечатление своей неухоженностью, где все заросло бурьяном. Родственникам проблематично добираться туда для ухода за могилами. Также там много могил стариков из Дома престарелых в Пригородном лесу, за которыми тоже никто не ухаживает



Из-за этого местные жители всякими правдами и неправдами пытаются хоронить близких на старом кладбище.



Раньше напротив на другом берегу от кладбища стояла церковь дореволюционной постройки, которую после Великой Отечественной войны разрушили. В наши дни от этого храма ничего не осталось – весь кирпич растащили на различное строительство. Долгое время оставалась большая металлическая купель для крещения, которая стояла около местной школы-семилетки, где дети мыли в ней грязную обувь, перед тем как войти в школу. Вот, что об этом храме пишет писатель и краевед Борис Юдин в свой книге «Старая Новая Ляда»:



В наши дни храм в Малой Талинке решили восстановить. На прежнем месте строить не получилось, так как там уже была частная застройка. Поэтому храм построили около кладбища. Вот, что писала областная пресса об этом строительстве:

В Тамбовском районе заложили камни в основание новой церкви

В субботу 28 августа в день праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в селе Малая Талинка Тамбовского района состоялись освящение и закладка капсулы с напутствием нашим потомкам, с именами тех, чьми трудами и возводится новый храм в честь преподобного Силуана Афонского.


Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий провел положенную чином службу, освятил уже возведенный фундамент будущей церкви, сказал почтительные слова в адрес тех, чьми стараниями здесь, в Малой Талинке, скоро возникнет дом Божий.

Сие действие, - сказал он в своем интервью газете "Тамбовский курьер", - вызывает чувство большой благодарности в адрес вице-президента региональной общественной организации "Старт-Инвест" Геннадия Викторовича Арзамасцева и депутата Тамбовской областной Думы Александра Петровича Малина, чьими стараниями воздвигается храм.


Сейчас мы, в сиюминутности быта, еще не понимаем, что совершаем шаг в будущее, закладываем ростки Веры в поколение сегодняшнее и завтрашнее. И каждое такое событие, а их уже немало было на святой земле Тамбовской, гарантия выздоровления общества после долгих лет безверия.



До прихода большевиков только в Тамбове было более тридцати церквей на почти пятьдесят тысяч жителей. Значит, еще не один раз мы будем проводить такие вот освящения и закладки первого камня в основания храмов на Тамбовщине. И путь этот - неотвратим.

В дополнение к словам владыки скажем, что совсем недавно, в июле 2010 года, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий в основание новостроящегося храма в честь великомученика Георгия Победоносца, находящегося в Тамбове на улице Комиссара Московского, заложил капсулу с грамотой.

Было время, когда разбрасывали камни, - припомнил он старинную мудрость, - теперь настало время их собирать.



На торжества, посвященные знаменательному событию, собрались десятки людей. Долго, очень долго ждали люди, когда в их селе Малая Талинка появится Дом Божий. В свое время он существовал, но большевики разрушили его. И верующим приходилось, чтобы обратиться к Господу, ехать либо в Тамбов, либо в Рассказово.



- Понимаете, - продолжил нашу беседу Геннадий Арзамасцев, - несколько десятков лет местные жители мечтали о том, что в их селе вновь появится церковь. Они собирали пожертвования на построение храма. И вот мечта их сбылась: через полтора-два года здесь будет действующий храм.

Да и нам самим, местным уроженцам, хотелось, чтобы на нашей малой родине взметнулись к Господу золотые купола. И мы с Александром Петровичем Малиным не могли отказать простым людям в содействии словом, делом, строительными материалами, организацией работ. Это - святое дело.

Пусть их ожидания сбудутся. Хочу также отметить, что строительство храма проводится большей частью за счет частных пожертвований жителей поселка Новая Ляда.


Нашу беседу продолжил протоиерей Георгий Неретин, заведующий архитектурно-строительным отделом Тамбовской епархии:


Идея храма в селе Малая Талинка вызревала давно, действительно, здесь, только на другом берегу реки, был храм. Но советские лихие годы разметали его по кирпичикам. К нам в епархию поступали десятки писем, обращений граждан с просьбой помочь в строительстве храма.

И идея вскоре получила свое подтверждение. Сейчас, как мне кажется, пришло время, когда состоятельные люди, бизнесмены стали понимать, что все, что у них имеется: деньги, интересные и доходные проекты, успех в карьере - промысел Божий. И долги Владыке нашему надо возвращать.


Скорее, это возвращение к истокам нашей русской культуры и быта, когда каждый человек понимает, что благотворительность - это основа душевного и морального спокойствия. А сейчас это стало тенденцией. И это не просто слова. Что-то защемило в душах Геннадия Арзамасцева и Александра Малина, когда они решили взять на себя ответственность за строительство в Малой Талинке храма.

Поначалу речь шла о небольшой часовенке на местном кладбище, но затем они приняли решение содействовать появлению в селе большого храма. И это их решение поддержали десятки людей, одобрили, поняли, что главное - это отдавать людям, а деньги и успех все-таки вторичны.

Началась подготовка. Епархия связалась с очень интересным воронежским архитектором Александром Радиным, руководителем небольшой фирмы. Он представил замечательный проект, который вписался в данную местность, скоро облик новой церкви придаст этому уголку села Малая Талинка новый вид, а колокола новой церкви разнесут окрест церковный звон. Это как раз то, что просит наша русская душа. Кстати, по проекту Александра Радина уже сооружается церковь в селе Вишневое Староюрьевского района.

Момент освящения церкви и закладки камней также был довольно интересен. В первую очередь тем, что закладных камней было четыре: один со святой горы Афон, где совершал свои подвиги преподобный Силуан Афонский, уроженец нашей губернии, другой камень - со святой горы Фавор, еще один - со дна реки Иордан, четвертый - из монастыря на острове Ваалам. Идеей стало духовное воссоединение со всеми этими православными святынями. И чувствуется - молитвы старца Силуана уже здесь, уже с нами.


Если вы внимательно присмотритесь к рисунку будущего храма, то найдете в нем черты русских витязей. Купола напоминают шлемы, а сам абрис церкви - уверенного, коренастого воина, про которого всегда говорили, что крепок, как дубок. И это тоже не случайно. Ведь по историческим хроникам церковь воздвигается на засечной черте, где русские воины стояли на страже своих домов, храмов, семей.

Десятки людей собрались на освящение нового храма. В их числе были глава города Тамбова А. Ю. Ильин, глава Тамбовского района

Ю. А. Лямин, руководитель аппарата Тамбовской областной Думы

Н. Д. Сошкин, депутаты областной Думы А. П. Малин и А. В. Егоров, депутаты Тамбовской городской Думы А. А. Воробьев, В. В. Вутнанс,

К. В. Болдырев. Также здесь присутствовали жители поселка Новая

Ляда и села Малая Талинка, представители духовенства, представители подрядных организаций, сооружающих храм, - генеральный директор ООО СУ-3 О. А. Гриднев, генеральный директор ОАО "Тамбовский завод ЖБИ" А. В. Андреев.

В качестве главы Тамбовского района, - сказал Юрий Лямин, - я впервые присутствую на таком событии. Скажу ответственно, в будущем они станут для нашего района частыми явлениями. В селе Большая Липовица полным ходом уже ведется постройка храма, в наших планах - приведение в порядок территории Трегуляевского монастыря.



С утра из серых туч, закрывавших небо, лил сильный августовский дождь, но как только владыка Феодосий совершил молебен, облака расступились и над всей Малой Талинкой, как, впрочем, и над Тамбовом, засияло летнее солнце. Это ли не знак Божий, не Божие напутствие новому храму в честь преп. Силуана Афонского, благодарность тем людям, чьими стараниями произошло это событие.

В поселке Новая Ляда строится храм в лучших традициях древнего северного церковного зодчества

Время разбрасывать камни и время их собирать - эта библейская мудрость в очередной раз очень зримо показала себя на минувшей неделе, когда состоялось воздвижение креста на строящийся в рабочем поселке Новая Ляда православный храм.

Это событие стало ярким подтверждением того, что наши дни - время складывать воедино разметанное по кирпичикам в недавние годы духовное наследие предков, собирать по крупицам нашу историю и полагать фундамент нравственного возрождения Отечества.

Мы воздвигаем крест еще на один храм, который строится в нашем крае, - обращаясь к собравшимся на торжество руководителям области, города Тамбова и Тамбовского района, депутатам областной Думы, жителям Новой Ляды, сказал Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. - Это само по себе уже очень показательное и знаменательное событие, ибо если мы возводим церкви, воздвигаем на них кресты, значит, мы понимаем, что не хлебом единым жив человек.



Действительно, заботясь о теле, необходимо помнить о том, что духовное начало также нуждается в пище. И пища эта - молитва к Богу, которая возносится, прежде всего, в храме, который неслучайно назван домом молитвы. Тем домом, где человек находит успокоение своей душе.

И неслучайно то, что новый храм будет освящен в честь преподобного Силуана Афонского - одного из величайших подвижников духа прошлого столетия. Наш земляк, родившийся и выросший в пределах Тамбовской губернии, в полной мере явил себя на святой горе Афон, заняв особое место в ряду духовных светочей монашества.

Видео YouTube


Как отметил на церемонии воздвижения креста заместитель главы администрации Тамбовской области Сергей Чеботарев, строящийся храм - не просто первый на территории Тамбовской области, посвященный Силуану Афонскому, но и, пожалуй, вообще один из первых храмов в России, освящаемых в честь этого замечательного человека, который сегодня почитается всем православным миром как один из выдающихся святых двадцатого века.



Очень часто мы говорим о том, что монашество не понимает мира, что монашество - это некая форма эгоизма, уход от мира, - отметил Сергей Чеботарев. - В Силуане Афонском наиболее ярко было показано, что монах - это человек, который молится за мир и все время печется о каждом человеке. Так пусть этот добрый знак воспоминания о Силуане Афонском распространяется и слава об этом человеке расходится по всему лицу земли. Уверен, что вслед за этим храмом и в других епархиях будут созидаться такие церкви в его честь.

Как отметил принимавший участие в церемонии глава города Тамбова Алексей Кондратьев, верой силен человек, а вера определяется делами. И что может быть более зримым проявлением такой веры, как не дело строительства дома Божия?

Преподобный Силуан Афонский явил величайшую силу духа, которую каждый человек способен приобрести, если будет следовать законам Евангелия, высоким нравственным христианским ценностям, - считает епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. - Я верю, что если мы строим храмы, значит, мы стремимся стяжать эти ценности. Значит, мы хотим не только сохранить богатейшее духовное наследие наших великих предков, но и приумножить его, передать грядущим поколениям, чтобы никогда не прерывалась на Руси незримая духовная связь веков.


Эта незримая духовная связь будет иметь и свое зримое проявление в строящемся храме. Как рассказывает один из инициаторов строительства церкви, вице-президент Тамбовского регионального общественного объединения "Стартинвест", депутат Тамбовской городской Думы Геннадий Арзамасцев, идея возведения, а по сути, возрождения дома Божия витала в воздухе уже давно, пока не подошел такой момент, когда это решение созрело окончательно и приобрело форму конкретного архитектурного проекта.

Его отличительными особенностями станут внешний вид и внутреннее содержание, характерные для русских храмов пятисотлетней давности. Иконы и роспись в стиле Андрея Рублева будут полностью гармонировать с наружными архитектурными решениями. Уже сейчас характерной чертой церкви является шлемообразный купол, присущий церковному зодчеству Северо-Западной Руси.

Зачем это лично таким людям, как Геннадий Арзамасцев?

Рано или поздно наступает такой период в жизни, когда чувствуешь внутреннюю потребность совершить нечто подобное, - размышляет он. - Я сам родом из этих мест, и я вижу, что храм нашему поселку необходим, что он нужен людям. Эта ниша, которая до сих пор ничем не заполнена. Что бы мы ни говорили, у нас сегодня существует очень сильное расслоение общества. Сегодня мало что способствует его единению. Единственное, что нас действительно сегодня объединяет, - это Церковь, вера. Ведь в храме мы все равны.


Подобные мысли высказывает и еще один активный участник строительства, депутат Тамбовской областной Думы Александр Малин:

Мы - православный народ. И возведение храма - это, пожалуй, наиболее яркое подтверждение того, что мы живем своей верой. Православие - это то, в чем мы родились и должны прожить свою жизнь, то, что объединяет всех нас. Это самое святое, что есть у нас. Поэтому я уверен, это наш долг - построить церковь, вернуть людям утерянные культурные и нравственные традиции, а нашему поселку - его историческое лицо.

Строительство храма - занятие особое. Оно не терпит спешки и суеты. Люди, которые занимаются возведением новой церкви, хорошо это понимают. Поэтому Геннадий Арзамасцев говорит о том, что, несмотря на серьезные успехи при строительстве дома Божия, работы форсироваться не будут. Ведь главная цель - построить храм, в котором жители многих окрестных сел будут возносить свои молитвы Господу. Значит, все должно быть сделано качественно, на многие годы.

А местные жители давно и с нетерпением ждут открытия церкви.

Мы очень довольны тем, что у нас откроется такой храм, - говорит жительница поселка Новая Ляда Галина Ивановна Мананникова. - Все мы очень благодарны и нашей епархии, и тем людям, по чьему доброму сердечному помыслу все это делается.


24 декабря 2014 года, в день памяти преподобного Даниила Столпника (489-490), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил чин малого освящения храма в честь преподобного Силуана Афонского посёлка Новая Ляда и возглавил Божественную литургию в сослужении клириков Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова: ключаря собора, заведующего Архитектурно-строительным отделом протоиерея Георгия Неретина, протоиерея Андрея Махоренко и др.

За богослужением присутствовали заместитель председателя Тамбовской областной Думы Тамара Ивановна Фролова, заместитель Тамбовской городской Думы Марина Алексеевна Подгорнова, иконописец-реставратор из города Санкт-Петербурга Светлана Евгеньевна Большакова, главный архитектор, автор проекта храма Александр Александрович Радин из города Воронежа, благотворители и благоукрасители, жители и уроженцы посёлка.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Феодосий совершил совершил панихиду по новопреставленной родительнице, матушке Марии Васневой, и славление с молитвой преподобному Силуану Афонскому.



После богослужения Его Высокопреосвященство обратился к присутствующим в храме с архипастырским словом.

Митрополит Феодосий поздравил со освящением храма жителей посёлка Новая Ляда, а также всех, кто принял участие в его строительстве и благоукрасительстве. Высокопреосвященнейший Феодосий пояснил, что храм освящён в честь преподобного Силуана Афонского потому, что этот святой является нашим земляком, хотя сейчас эти пределы, где он родился и входят в состав Липецкой епархии, когда-то это была обширная Тамбовская губерния, именно из неё преподобный Силуан отправился на Святую Гору Афон и там подвизался, вознося молитвы о нашем Тамбовском крае.



Его Высокопреосвященство заметил, что это первый храм, освящённый в честь преподобного Силуана Афонского на нашей Тамбовской земле, и первый построенный храм в современное время, росписи стен в котором выполнены в древнерусском стиле.

С этого дня в храме будут совершаться богослужения. Митрополит Феодосий призвал жителей посёлка приходить сюда на молитву и выразил надежду на то, что храм станет духовно-просветительским центром не только этого посёлка. Сюда будут стремиться приходить люди, чтобы очистить душу покаянием, вознести к Богу своё сердце, помолиться за своих близких, в том числе и почивших, окрестить детей, отпеть родственников, повенчать сыновей и дочерей.



Иногда скептики говорят: «Зачем строить столько храмов?» Но, сегодня, когда Россия возвращается на забытый путь, по которому она шла тысячелетия и развивалась на основах православной культуры, храмов не хватает. Пока ещё не в каждом селении они есть, поэтому мы не должны останавливать в храмостроительстве и, по примеру земляков и уроженцев этого посёлка, воздвигнувших у себя храм, строить дома молитвы там, где их ещё нет.

Возвращение к свои корням позволит нам достойно созидать нашу жизнь, воспитывать на ценностях Православия нашу молодёжь, которая примет нашу эстафету веры, любви и надежды, эстафету храмостроительства, а значит, Россия будет и дальше созидаться на этой духовной христианской основе, на фундаменте веры и имени Христовом. Ибо Христос основал Церковь, и поэтому мы сегодня строим и восстанавливаем храмы, так как нуждаемся в том, чтобы здесь объединялись со Христом.


Мы Церковь земная, но есть Церковь и Небесная, а глава один - Христос. И мы должны помнить это, особенно здесь, на кладбище, когда возносим молитвы за своих почивших близких. Мы понимаем, что жизнь на земле не вечна, и мы её должны прожить достойно, чтобы переселиться в вечность и быть со Христом. Вот почему мы строим храмы, чтобы сохранить веру, и чтобы жизнь наша земная прошла не зря.

Душа живёт вечно, и как мы проживём на земле, такая участь нас будет ожидать и в загробном мире. Поэтому необходимо стремиться очистить свою совесть, чтобы мы могли всегда сказать, что мы живём по тем традициям, которые получили от равноапостольного князя Владимира, в соответствии со своей совестью, поступаем по заповедям Господним. И тогда никакие соблазны, приходящие из-за приделов нашего Отечества нам не будут страшны и не смогут нас поколебать, если мы будем сохранять Православие. Воздвижение таких прекрасных храмов, как этот, и является свидетельством сохранению наших православных традиций на Тамбовской земле, которая за последние десятилетия очень преобразилась.

24 декабря 2014 года, в день памяти преподобного Даниила Столпника (489-490), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил чин малого освящения храма в честь преподобного Силуана Афонского посёлка Новая Ляда и возглавил Божественную литургию в сослужении клириков Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова: ключаря собора, заведующего Архитектурно-строительным отделом протоиерея Георгия Неретина, протоиерея Андрея Махоренко и др.

За богослужением присутствовали заместитель председателя Тамбовской областной Думы Тамара Ивановна Фролова, заместитель Тамбовской городской Думы Марина Алексеевна Подгорнова, иконописец-реставратор из города Санкт-Петербурга Светлана Евгеньевна Большакова, главный архитектор, автор проекта храма Александр Александрович Радин из города Воронежа, благотворители и благоукрасители, жители и уроженцы посёлка.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Феодосий совершил совершил панихиду по новопреставленной родительнице, матушке Марии Васневой, и славление с молитвой преподобному Силуану Афонскому.

После богослужения Его Высокопреосвященство обратился к присутствующим в храме с архипастырским словом.

Митрополит Феодосий поздравил со освящением храма жителей посёлка Новая Ляда, а также всех, кто принял участие в его строительстве и благоукрасительстве. Высокопреосвященнейший Феодосий пояснил, что храм освящён в честь преподобного Силуана Афонского потому, что этот святой является нашим земляком, хотя сейчас эти пределы, где он родился и входят в состав Липецкой епархии, когда-то это была обширная Тамбовская губерния, именно из неё преподобный Силуан отправился на Святую Гору Афон и там подвизался, вознося молитвы о нашем Тамбовском крае.

Его Высокопреосвященство заметил, что это первый храм, освящённый в честь преподобного Силуана Афонского на нашей Тамбовской земле, и первый построенный храм в современное время, росписи стен в котором выполнены в древнерусском стиле.

С этого дня в храме будут совершаться богослужения. Митрополит Феодосий призвал жителей посёлка приходить сюда на молитву и выразил надежду на то, что храм станет духовно-просветительским центром не только этого посёлка. Сюда будут стремиться приходить люди, чтобы очистить душу покаянием, вознести к Богу своё сердце, помолиться за своих близких, в том числе и почивших, окрестить детей, отпеть родственников, повенчать сыновей и дочерей.

Иногда скептики говорят: «Зачем строить столько храмов?» Но, сегодня, когда Россия возвращается на забытый путь, по которому она шла тысячелетия и развивалась на основах православной культуры, храмов не хватает. Пока ещё не в каждом селении они есть, поэтому мы не должны останавливать в храмостроительстве и, по примеру земляков и уроженцев этого посёлка, воздвигнувших у себя храм, строить дома молитвы там, где их ещё нет.

Возвращение к свои корням позволит нам достойно созидать нашу жизнь, воспитывать на ценностях Православия нашу молодёжь, которая примет нашу эстафету веры, любви и надежды, эстафету храмостроительства, а значит, Россия будет и дальше созидаться на этой духовной христианской основе, на фундаменте веры и имени Христовом. Ибо Христос основал Церковь, и поэтому мы сегодня строим и восстанавливаем храмы, так как нуждаемся в том, чтобы здесь объединялись со Христом.

Мы Церковь земная, но есть Церковь и Небесная, а глава один — Христос. И мы должны помнить это, особенно здесь, на кладбище, когда возносим молитвы за своих почивших близких. Мы понимаем, что жизнь на земле не вечна, и мы её должны прожить достойно, чтобы переселиться в вечность и быть со Христом. Вот почему мы строим храмы, чтобы сохранить веру, и чтобы жизнь наша земная прошла не зря.

Душа живёт вечно, и как мы проживём на земле, такая участь нас будет ожидать и в загробном мире. Поэтому необходимо стремиться очистить свою совесть, чтобы мы могли всегда сказать, что мы живём по тем традициям, которые получили от равноапостольного князя Владимира, в соответствии со своей совестью, поступаем по заповедям Господним. И тогда никакие соблазны, приходящие из-за приделов нашего Отечества нам не будут страшны и не смогут нас поколебать, если мы будем сохранять Православие. Воздвижение таких прекрасных храмов, как этот, и является свидетельством сохранению наших православных традиций на Тамбовской земле, которая за последние десятилетия очень преобразилась.

Его Высокопреосвященство посоветовал пастве почаще возводить очи от внешней красоты к внутренней и созидать такое же великолепие в нашем сердце, чтобы там всегда пребывали любовь, милосердие, сострадание и не было место равнодушию.



Скит с храмом в честь образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в д. Пирозеро

В 1997 году в 20 км от Тервеничей, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в деревне Пирозеро был основан Скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Каждое утро здесь служится акафист Пресвятой Богородице, и по Ее молитвам многие получают исцеления от страстей пьянства и наркомании. С 2000 года на территории Скита живут и трудятся около 20 наркозависимых молодых юношей и девушек. Живут ребята одной большой семьей и все делают своими руками. За пять лет построена трапезная. На месте сгоревшего в 2003 году деревянного храма построен новый каменный, возведен мост через овраг, посажен сад, облагорожена земля под огород и т.д

\r\n

\u0412 1997 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 20 \u043a\u043c \u043e\u0442 \u0422\u0435\u0440\u0432\u0435\u043d\u0438\u0447\u0435\u0439, \u043f\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044e \u043c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0430 \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u041b\u0430\u0434\u043e\u0436\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440\u0430, \u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435 \u041f\u0438\u0440\u043e\u0437\u0435\u0440\u043e \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0421\u043a\u0438\u0442 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f, \u0445\u0440\u0430\u043c \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u043e\u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d \u0432\u043e \u0438\u043c\u044f \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u00ab\u041d\u0435\u0443\u043f\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f \u0427\u0430\u0448\u0430\u00bb. \u041a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0435 \u0443\u0442\u0440\u043e \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0441\u044f \u0430\u043a\u0430\u0444\u0438\u0441\u0442 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u0435, \u0438 \u043f\u043e \u0415\u0435 \u043c\u043e\u043b\u0438\u0442\u0432\u0430\u043c \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0438\u0441\u0446\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043f\u044c\u044f\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438. \u0421 2000 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0421\u043a\u0438\u0442\u0430 \u0436\u0438\u0432\u0443\u0442 \u0438 \u0442\u0440\u0443\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 20 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u0445 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u0445 \u044e\u043d\u043e\u0448\u0435\u0439 \u0438 \u0434\u0435\u0432\u0443\u0448\u0435\u043a. \u0416\u0438\u0432\u0443\u0442 \u0440\u0435\u0431\u044f\u0442\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435\u0439 \u0438 \u0432\u0441\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430\u044e\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c\u0438 \u0440\u0443\u043a\u0430\u043c\u0438. \u0417\u0430 \u043f\u044f\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0430 \u0442\u0440\u0430\u043f\u0435\u0437\u043d\u0430\u044f. \u041d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441\u0433\u043e\u0440\u0435\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e \u0432 2003 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439, \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d \u043c\u043e\u0441\u0442 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043e\u0432\u0440\u0430\u0433, \u043f\u043e\u0441\u0430\u0436\u0435\u043d \u0441\u0430\u0434, \u043e\u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0440\u043e\u0436\u0435\u043d\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u0438 \u0442.\u0434","coordinates":"60.2275038591809,33.951835476196266","placemark":"","address":"

\u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u043a\u0430\u044f \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c, \u041b\u043e\u0434\u0435\u0439\u043d\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0440-\u043d, \u0434\u0435\u0440. \u041f\u0438\u0440\u043e\u0437\u0435\u0440\u043e","pastor":"\u0423\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0430\u044f: \u043c\u043e\u043d\u0430\u0445\u0438\u043d\u044f \u0421\u0438\u043b\u0443\u0430\u043d\u0430 (\u0424\u0440\u043e\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0412\u0430\u043b\u0435\u043d\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u043d\u0430)","clergy":"","photo":"images\/person\/default_person.jpg","email":"","state":"1","checked_out":"0","checked_out_time":"0000-00-00 00:00:00","ordering":"153","access":"1","params":"","language":"","created":"2015-09-02 17:01:28","created_by":"587","created_by_alias":"","modified":"2015-09-06 16:18:14","modified_by":"587","metakey":"","metadesc":"","metadata":"","publish_up":"0000-00-00 00:00:00","publish_down":"0000-00-00 00:00:00","version":"1","images":""}"/>

августа 2016

Матушки монахини и двадцать братьев

Пирозеро - это очень далеко. Полчаса от Лодейного Поля по не самым лучшим дорогам, и в глухой деревне - вдруг белые резные ворота, зеленые крыши, купола. В скиту Покрово-Тервенического монастыря в Пирозере ровные дорожки, цветочные клумбы, а пройдешь чуть дальше - новенький деревянный мост, перекинутый через овраг. Всё это - храм, часовня, домики для гостей - создавалось среди дремучего леса в течение почти двадцати лет силами нескольких монахинь и пары десятков трудников, спасающихся от наркотической зависимости.

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА, НОВЫЙ ПОЧИН

Как было дело? 16 лет назад приехали я, матушка Мария, которой в прошлом году исполнилось сто лет, матушка Стефанида и двадцать наркозависимых. Денег - ни копейки. Поэтому, что здесь построено - это Господь строит. И вдохновляет, и вразумляет, и сил дает. Бывает, что люди в городе церковь не могут никак построить, а в этом лесу, где за всяким гвоздем ехать семьдесят километров, - есть. Значит, дело нужное, - говорит управляющая монастыря монахиня Силуана (Фролова).

Идея помогать наркозависимым пришла возродителю Покрово-Тервенического монастыря и тогдашнему его духовнику, а ныне епископу Благовещенскому и Тындинскому, Лукиану (Куценко). В 1997 году обитель открыла в Пирозере, где еще с прошлых времен сохранилась церковь, скит. Храм, правда, пришлось возводить почти заново, настолько плохим было его состояние. Вновь отстроенную освятили в честь

Работа и созидание в скиту считается обязательным условием очищения. Каждый день, кроме воскресного, после утренней службы реабилитанты идут на послушания: сеять, сажать, готовить еду, строить, заготавливать дрова. В скиту стараются жить на своем, сводить к минимуму заботы о покупках в Лодейном Поле или Петербурге. Так, кирпичи для строительства уже делают сами, а пекарня только строится. Главное, что всякий насельник, создавая свой дом своими руками, уже чувствует себя привязанным к нему. Можно уйти, всё бросить, но это уже не так легко.

ИРИНА И НАДЕЖДА

Я не понимаю тех, кто сюда приезжает, остается на несколько месяцев, возвращается в город, начинает по новой, потом снова возвращается. Получается, ты занимаешь чье-то место, место кого-то, кому бы это действительно могло помочь. Такая тебе жизнь нужна или другая, ты реши, - рассуждает Ирина, одна из двух живущих в скиту женщин.

Когда-то их было больше, и здесь даже зародилось несколько семейных пар, но мать Силуана признается, что сопутствующие сложности ее утомили. Итого, теперь женщин две, в порядке исключения: Мария, главная по кухне, и Ирина, которая однажды пришла сюда за последней надеждой. За много лет до того в скиту реабилитировался ее молодой человек:

Когда его привезли, он был как тень, - вспоминает она. - В баню его втроем вели - двое по бокам, один сзади поддерживал. Думали, не жилец. Ничего, выжил, а потом стал старшим братом здесь. Такая сила воли была. Вернулся в город ко мне, я еще кололась, он - нет.


Жених возил Ирину в скит, звал остаться, но ее вроде как не привлекло ничего, напугала дисциплина, кажущаяся скудость «развлечений». Она уехала и еще четыре года жила в городе по-старому. Вставший на путь трезвости сожитель в конце концов ушел к другой женщине, у Иры осталась только престарелая мать. Появилась даже работа, но положение казалось невыносимым, и все эти годы внутри жило воспоминание о другом месте, где всё иначе. Она пришла и осталась.

У Ирины четырнадцатилетний стаж наркомании. Теперь, говорит, уже не хочется притрагиваться к наркотикам. Когда же возникает соблазн уйти из скита в мир, от послушаний и насельников, она вспоминает евангельские слова о том, что «много званых, да мало избранных» (Мф. 20, 1). Ирине хочется думать, что шанс выпал ей не зря.


СИЛЬНАЯ ПОЛОВИНА

Когда человек, что называется, «переломался», когда решил, что ему больше не грозит искушение, наступает самый сложный момент. Многие возвращаются в Петербург или в родной город «отдыхать», работать, к старым друзьям. Все считают, что могут удержаться.


Бывает, поехал с желанием жить нормально - и не смог. Жизнь засасывает, перестаешь ходить в церковь, молиться. Я им говорю: произносите хотя бы «Господи, благослови!», уж без этого-то из дома не выходите. Враг ведь таится и готов ударить в самый неожиданный момент, - говорит мать Силуана.

Она показывает стенд с фотографиями на стене, напротив входа в свои покои. Около пятидесяти снимков молодых людей, которые строили скит, трудились и молились здесь, а теперь покинули этот мир. Мало кто умер именно от наркотиков: большинству отозвались болезни, нажитые за годы безответственной жизни. Мать Силуана помнит их по именам, помнит, какие они были и как погибли, говорит пару слов о каждом, водя указательным пальцем от одной карточки к другой.

Меньше двадцати лет работы и сотни человек, прошедших через опыт очищения в скиту. На вопрос о том, сколько из бывших здесь действительно реабилитировались, настоятельница отвечает: «По крайней мере, половина». Есть те, кто добился успеха в обществе, есть бизнесмены, помогающие монастырю деньгами, есть один бывший наркозависимый, который стал монахом и настоятелем храма. Человек сорок, говорят, приезжали сюда на минувшую Пасху.

ОН НЕ ХОЧЕТ В БОЛЬШУЮ ТУСОВКУ

Сколь разные судьбы были у тех, кто покинул обитель, столь же непохожие истории у тех, кто приезжает сюда сегодня. В возрасте от «двадцать с чем-то» до «за шестьдесят», сироты и дети из богатых семей, сидевшие в тюрьмах и жившие без забот. Дмитрию двадцать восемь, он говорит, что у него в жизни было всё: богатые родители, квартира. Папа с мамой однажды буквально оставили его перед монастырскими воротами. Что искать в жизни, когда всё есть?

Здесь жить намного тяжелее, чем в городе. Намного. Именно общаться, взаимодействовать. Скажешь кому-то не так, а он сидел, допустим, двадцать лет. Под тридцать человек тут, и все разные. И никого нельзя исключить - это подобно кубику Рубика, где, упустив одно звено, ты уже никогда не соберешь целое. Поэтому, вместо того чтобы подливать масла в огонь ссоры, начинаешь думать: что я делаю не так? Где я задел ближнего? Со временем понимаешь, что обида, злоба в тебе - это невыносимое ощущение, ты не можешь жить с этим.

Мы говорим о кино, о видеоиграх, «фэнтези». Дима, кажется, даже моложе и «современнее» многих своих сверстников, только возвращаться в большой город и в большую тусовку уже не хочет. Его пугает, что люди за день в городе могут ни разу не посмотреть тебе в глаза - кассиры в супермаркете, прохожие, попутчики в метро. Там, говорит Дима, быстро растворяешься, привыкаешь, погрязаешь в этой отчужденности.

Конечно, надо учиться нести с собой этот дух братства, надо жить в миру, как здесь. Сказано, что, если сам спасешься, вокруг тебя спасутся тысячи. Когда-нибудь я буду готов.

Ладить с товарищами тяжело, тяжело работать, тяжело быть одному со своими мыслями - и при всем этом настроение в скиту ни капли не тягостное, не ощущается утомления и озлобленности. Все чему-то будто бы рады, может быть - как раз своей тяжелой работе. Конечно, жизнь - не только работа и молитва. Есть и отдых, и беззлобные перешучивания, и библиотека, и кинозал. Выбор фильмов в видеотеке, кстати, вовсе не пуританский, но насельники говорят, что совсем уж бессмысленное кино не хотят смотреть сами. Есть в скиту, неожиданно, место для курения - чего не запретишь, того не запретишь.


НЕПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Наступает суббота, в этот день все трудники чуть ли не впервые за полгода выезжают за пределы деревни, купаться на озеро. Путь туда - на внедорожнике и тракторе, мимо лесозаготовок, по таким дорогам, где и пешком ходить боязно. Озеро большое и совсем еще холодное, но некоторые купаются, и все катаются на моторной лодке. На такой скорости кажется, что тебя не слышно, как ни кричи, вода, проносящаяся за бортом, представляется твердой, как асфальт. На берегу костер, шашлыки. В веселой суете пробуешь с кем-то разговориться. У Артема жена и дочь, сегодня они приехали его навестить. Он говорит, что двенадцать лет кололся безудержно, а здесь прозрел.


Утром молишься, и после чувствуешь себя обновленным, очистившимся. Затем работа, приятная усталость. Помолился и на боковую. Нет времени для навязчивых мыслей, для праздности. Праздность в городе - это сразу всё насмарку.

Николаю исполнился 31 год, он в скиту с сентября и надеется остаться до следующей Пасхи. Он уверен, что, не попади сюда, очутился бы за решеткой. Теперь же дистанционно учится на правоведа, осенью нужно будет ехать сдавать экзамен. После будет новая жизнь, новая работа.

Сюда привела мать, она верующая, а я не верил. После поверил, когда помогло. Что помогло? Молитва. Когда молиться стал со всеми.

Грише двадцать лет, он из Москвы, и он младший из насельников. Его тоже привели сюда родители. На руках и ногах самопальные татуировки, в том числе - с наркотической символикой.

В городе скучно, и что делать еще, когда в компании все торчат, - просто поясняет он свою проблему.

Больше всего, по его собственным словам, в монастыре пока ему нравится не работа, а отдых, а к церковным службам он относится равнодушно. Тем не менее, настроен Гриша очень серьезно: в скиту он хочет пробыть два года. Слышал, что столько надо, чтобы отказаться от привычки.

Поодаль сидит на бревнышке пожилой худощавый мужчина в очках. Спрашивает иронически: «Хотите услышать печальную историю?». Говорю, что можно не печальное, а хорошее, про это место, например.

Это необычное место, «родное» место. Место, объединившее людей, верующих в Господа нашего Иисуса Христа и желающих избавиться от греха. Случайностей в жизни не бывает, и вы здесь, видимо, неслучайно.

Он вспоминает, как здесь когда-то были тележурналисты, начавшие свой репортаж со слов: «Мы одни в лесу, а вокруг нас - двадцать наркоманов»:

Почему он не возмущается, когда каждый день в миру сталкивается с сотнями наркотизированных людей - своими коллегами, друзьями, начальниками? Наркомания - это зеркало общества, общества стяжательства. Дети этого общества стремились к чему-то другому, к любви, и нашли себе ловушку.

Мой собеседник еще говорит о Достоевском, о «месте, куда можно пойти» из «Преступления и наказания». Кто-то проходит мимо и называет говорящего «Фёдор Михайлович», и я думаю, что так собратья прозвали его в шутку. Оказалось, действительно Фёдор Михайлович. Потом мне говорят, что он объездил все монастыри, и что он очень хороший портной, шил и облачения для монахинь Покрово-Тервенического монастыря.

Место, куда можно пойти - куда это? К Богу. Здесь как раз такое место, такая ситуация, созданная искусственно. Таких мест должно быть больше, чтоб люди знали: можно жить иначе, чем они привыкли.


Компания на озере шумит и веселится так непосредственно, что издали можно подумать: люди выпили. Конечно, ничего подобного, никакой агрессии и напряжения в воздухе. Лодка, бороздившая озеро, вдруг останавливается. Сын насельницы Марии, маленький Макар, не удержался на носу и упал в воду. Оказывается, он не умеет плавать. Не умеют и многие из тех, кто остался на берегу. С лодки спрыгивает человек, доплывает до мальчика, держит его, но до берега еще далеко - замерли на середине озера. Фёдор Михайлович в одежде бросается в воду, быстро доплывает до них, помогает вытащить ребенка на берег. Тревожная суматоха сменяется радостно-возбужденной, все поздравляют Макара, который отлично держался на воде и практически научился плавать.

Я больше в воду не полезу никогда! - говорит спасенный.

Почему? Всё же обошлось, будешь еще плавать, - увещевают его старшие.


ПОСИЛЬНАЯ ВЕРА

На следующее утро в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» идет Литургия. Совершающий службу иеромонах живет в скиту три года. Певчими в храме выступают насельники - здесь большинство тех, кто вчера веселился на озере. Завтра будут новые послушания. Гриша стоит позади всех, у дверей, порой выходит, но возвращается в храм. В крестном ходе под утренним солнцем с трудниками смешалисьпаломники, кричат «Христос воскресе», весело жмурятся, когда лица окропляет святая вода. Отец Никифор читает из Евангелия от Иоанна об исцелении расслабленного у овечьей купели. Парализованный лежал у источника без движения тридцать восемь лет, пока Христос не повелел ему встать.



Тридцать восемь лет было некому помочь больному, некому окунуть его в купель. Как это, к сожалению, похоже на нас! - говорит священник. - Когда исцеленный вновь встретил в толпе Христа, Тот ему сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». И мы, когда просим чего-то у Бога, когда просим здоровья, должны думать, для чего оно нам? Чтобы жить, как раньше? Ведь сказано: сколько лет грешил, столько и кайся. Это, может быть, суровые, но верные слова.

Мать Силуана считает своей главной задачей, чтобы пришедшие в скит могли однажды вернуться в мир и адаптироваться в нем. Кому-то это удастся легко, кто-то оступится, но опыт жизни в тесном и едином коллективе очень разных людей учит чему-то важному на всю жизнь.

Воцерковленный человек, имеющий четкие координаты в виде заповедей Божиих, уже не может делать многие вещи, которые раньше делал легко. Мы даем эту систему координат, знание, что это есть, а дальше… Бог по силе восприятия отдельному человеку дает и силу веры. Одному, может, достаточно будет ходить в церковь, исповедоваться, ставить свечки. Другой же пойдет на подвиги.

Просмотров