Презентация добывание огня разведение костра. Костер: пожарная безопасность и правила разведения в лесу

Каким бы романтическим ни казалось пребывание в лесу у костра, следует смириться с тем фактом, что стремление к романтике может стать причиной серьезной трагедии – . В 2016 году ущерб от таких пожаров в РФ исчисляется примерно 15 млрд. рублей. На всей планете в этом же году произошло 300 тыс. лесных пожаров. Если рассматривать пятилетний период, самый территориально крупное происшествие было замечено в Канаде (504,4 тыс.га). Не только в России, но и в Северной Америке, Финляндии, Португалии, Испании, Австралии сгорели значительные лесные пространства.

Оборудовать специальные зоны с общественными грилями и местами для костра гораздо легче в тех странах, где леса произрастают на не столь обширных территориях, как в России. Поэтому в РФ четко действуют и , препятствующий разведению огня в лесах и парковых зонах в течение всего пожароопасного периода, который может быть определен в различных регионах по-разному, в зависимости от погодно-климатических условий.

Любителям пикников следует помнить, про пожарную опасность костра и каковы размеры административных штрафов за разведенный на природе костер. Безопасность – главное условие пребывания в лесу, потому что каждый сгоревший гектар леса соизмеряется с убытком на сумму 1 млн. рублей, не говоря о том, насколько это безответственно по отношению к погибшим обитателям леса и владельцам строений, оказавшихся на пути распространения огня.

Если действия отдыхающих, разжегших костер, не повлекли значительного урона, граждане могут отделаться предупреждением. Но чаще всего их наказание составляет штраф на сумму от 2-4 тыс. рублей. Должностные лица могут быть наказаны штрафом в размере 15 – 30 тыс. рублей, юридические лица – 250-500 тыс. рублей.

Так как в регионах и на отдельных территориях действуют свои законодательные акты, сумма штрафов по РФ колеблется. Например, Административный кодекс Москвы определяет взыскание на сумму 5000 рублей за размещение мангала во дворе дома или в парковой зоне. Разжигающему костер в неположенном месте выписывается штраф в 4,5 тыс. рублей. Строго карается распространение мусора (500 рублей) и повреждение растений (4,5 тыс. рублей). В Москве имеются специальные зоны, отведенные любителям шашлыков.

Требования

Если кто-то собирается заняться костром в лесу не в пожароопасный период, он должен знать и соблюдать определенные требования (меры) безопасности:

  1. Выбор места для лагерного очага зависит от наличия природного укрытия от дождя и ветра. Это может быть скала, но ни в коем случае не кроны деревьев. Желательно, чтобы вблизи от кострища находился водоем, а само кострище было удалено от кромки леса на 15-20 м. Идеальное место – песчаная коса реки.
  2. Следующие меры пожарной безопасности при разведении костра в лесу рекомендуют, чтобы поблизости не находились такие факторы риска, как сухостой и , недавно взошедший молодняк, скопления мусора между камнями, а также – шалаши, навесы, палатки.
  3. Точки проживания туристов должны быть расположены не ближе, чем в 3 м от костра, с наветренной стороны.
  4. Во избежание (и просто распространения огня) лучше снять верхний слой дерна с площади, немного большей, чем предполагаемый очаг (от 30 до 40 см в каждую сторону). Если обнаруживается, что на выбранном месте – торфяные болотистые почвы, даже высохшие, лучше искать другое место. Торфяные пожары проявляются не сразу и могут продолжаться десятки лет глубоко в земле.
  5. Когда огонь разводится в снегу, тонкий слой снега расчищается, глубокий – утаптывается, не возбраняется сделать настил из мокрых бревен.
  6. Правильный костер зависит от правильно собранного топлива. Главное, что требуется для очага в вашем лагере – способность согреть и сготовить, при этом, не заставляя прятаться от обильного дыма. Именно такой жар дают сухие дрова из таких лиственных пород, как дуб, береза.
  7. Опытные рыбаки и охотники, зная о том, что здоровые деревья не разрешено срубать в молодых лесах, привозят топливо с собой.
  8. Сухой хворост быстро сгорит и не даст количества калорий, достаточного для приготовления пищи. В местах со скудной растительностью в виде деревьев, можно использовать в качестве топлива скрученную в жгуты сухую траву, высохший помет, торф, на охоте – животный жир.
  9. Если река рядом, можно собрать плавник. Если вы находитесь в пустыне, подойдут любые кустарники.
  10. Чем больше размеры костра, тем больше потребуется топлива. И если дров мало, следует заранее подумать о размерах кострища, огонь высотой 30-40 см достаточен для готовки чая и пищи.
  11. Топливо собирают заранее, а не тогда, когда огонь уже разведен. Собранные дрова держать в сухости, накрывать корой, хвоей, полиэтиленом.
  12. В костер кладут мокрые сгнившие куски деревьев лишь тогда, когда необходимо подать сигнал о помощи с густым обильным дымом.

Правила

Чтобы огонь разгорелся быстро, существуют особые правила пожарной безопасности при разведении костров:

  • заранее подготовленная растопка, состоящая из легковоспламеняющихся субстанций, лучше – происхождения (береста, гнилушки, найденные в дупле, кора хвойных деревьев со смолой), бензин, дизтопливо и другие нефтепродукты запрещены в пожароопасный период и не рекомендованы в остальное время, так как могут стать причиной опаленных лица, бровей;
  • сложенная из кусочков растопки пирамидка гарантированно загорится, если в одно из отверстий ее основания вставить зажженную спичку, другой способ розжига костра – уложенные параллельно друг другу и перпендикулярно по отношению к направлению ветра сухие чурки, между ними складывается растопка, в состав которой может войти и газета, а сверху конструкция накрывается хворостом;
  • вокруг костра могут быть разложены сырые дрова для просушки, у очага должен дежурить костровой все время, пока огонь не потушен;
  • чтобы потерявшему или намочившему спички не пришлось поддерживать огонь круглосуточно, следует позаботиться об этом заранее;
  • верхняя часть спички с головкой окунается в расплавленный воск, а затем высушивается;
  • фрагмент коробка для поджигания и обработанные спички лучше хранить в герметично закрытом пенале из жести;
  • для розжига костра с помощью линз, необходимы яркое солнце и собранный птичий пух, сухая труха листьев, мох;
  • перед уходом со стоянки следует убедиться, что костер затушен хорошо, лучше всего – потрогать руками кострище, и не оставлять в нем и вокруг него мусор.

Зная требования пожарной безопасности при разведении костра на природе, невозможно игнорировать общепринятые условия поведения в лесу в пожароопасный период:

Запрещено:

  • разбрасывать догорающие спички, окурки, куски стекла;
  • очищать поля и дачные участки методом «выжигания»;
  • делать костры;
  • передвигаться по лесным дорогам на автомобилях, не снабженных искрогасителем;
  • применять пыжи из пожароопасного сырья;
  • оставлять вне специальных площадей использованный обтирочный материал;
  • осуществлять заправку двигателей ВС, находящихся в рабочем режиме;
  • зажигать спички, курить поблизости от заправляемых автомобилей.

Если начался пожар

Помимо вышеназванных запретов, есть и призывающие к активным действиям рекомендации тем, кто оказался в районе пожара:

  • вызовите пожарные и спасательные службы (номера «01», «112», районные мобильные, если знаете номера работников лесного хозяйства, можно звонить в милицию – «02»), обязательно сообщите, приняли ли вы решение скрываться или тушить огонь;
  • используйте имеющийся водоем для намокания (себя +одежды для оборачивания);
  • дышать через мокрую ткань и передвигаться как можно ближе к земле требуется для профилактики нехватки кислорода;
  • оптимальный способ передвижения по отношению к направлению ветра – поперечный, но стоит осмотреться, каким образом распространяется огонь;
  • пережидать стоит на местах, где трава уже выгорела;
  • до приезда пожарных бригад целесообразно тогда, когда пожар не распространился на значительную площадь, и не угрожает вашей жизни;
  • в качестве противопожарных объектов можно использовать: воду из водоема, пучки ветвей, длиной от 1,5-2 м, мокрой тканью;
  • огонь можно затаптывать, закидывать песком, сбивать с помощью лопаты, резко присыпая землей.

Самыми пожароопасными районами России считаются Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье. Жителям данных территорий приходится проявлять особую сознательность.

Информационный час

Тема: «Правила разведения костров»

Цель занятия : создать условия для ознакомления учащихся с правилами разведения костров, содействовать пониманию опасности костров.

Задачи:

Ознакомить учащихся с целями разведения костров, различными видами костров;

Формировать навыки правильного выбора места для безопасного разведения костров;

Формировать навыки учащихся по соблюдению правил пожарной безопасности и предотвращению различного травматизма;

Способствовать предупреждению возникновения пожаров в лесах.

Форма проведения : информационный час.

Ход урока

Учитель приветствует учащихся и призывает их быть собранными и внимательными, чтобы успешно усвоить новый материал. Желает учащимся интересной и плодотворной работы, обеспечивает положительный эмоциональный настрой и психологическую готовность к предстоящему общению.

Актуализация знаний

1. Какие природные комплексы являются «лёгкими» нашей планеты?

А) горы; Б) лес; В) болото; Г) пустыня.

2. Перечислите причины лесных пожаров.

А) брошенные окурки, спички;

Б) брошенные стеклянные бутылки, осколки;

В) удар молнии;

Г) не затушенные костры;

Д) сжигание сухой травы;

Е) неисправности выхлопной системы транспортных средств.

3. Лесные пожары, в зависимости в каких ярусах леса распространяется огонь, делятся на:

А) низовые; Б) верховые; В) подземные.

4. Скорость распространения лесного пожара зависит от:

А) площади загоревшегося леса;

Б) влажности окружающей среды;

В) ветра.

5. Перечислите ваши действия при обнаружении лесного пожара.

А) позвонить дежурному МЧС по телефону 101;

Б) если огонь небольшой - постараться потушить его своими силами;

В) быстро покинуть опасное место, ни кому не сообщать о пожаре;

Г) выходить из зоны пожара в наветренную сторону, перпендикулярно кромки пожара;

Д) при выходе из зоны пожара использовать рельеф местности (поляны, реки, озёра, ручьи, заболоченные места).

Введение

А теперь отгадайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут,

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)

Для чего нужен в лесу костер? (ответы детей)

Сообщение темы и постановка задач

Правильно, без него нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях. Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой - для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды и типы костров бывают? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего занятия «Правила разведения костров».

План:

1.выбор и подготовка места для костра, правила разведения костра, заготовка дров.

2.виды костров

3.действия в случае пожара.

Первый пункт нашего урока выбор и подготовка места для костра? Почему так важно уметь выбрать место для костра? (ответы детей).

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

Где можно разводить костер? Как вы думаете?

А как вы думаете, где нельзя разводить костры? (ответы детей).

Для поддержания огня следует позаботиться о дровах. Их можно заготовить засветло не только для приготовления пищи, освещения и обогрева лагеря.

Разведение костров может производиться с различными целями: для подачи сигнала бедствия, приготовления еды, сушки одежды, выполнения каких-либо ритуальных действий (праздники Масленицы, Купалы), но чаще всего их разжигают во время краткосрочного отдыха на природе. Наиболее опасен последний вариант.

Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида».

Такой костер разводят, когда требуется получить много тепла за короткое время - быстро обогреться, просушить вещи. Костер очень жаркий и прожорливый, требует много дров. Дает много света, очень хорош, когда надо осветить лагерь.

Костер "Звезда" («Звёздный»).

Экономичный, долго горящий костер. Удобен для приготовления пищи и ночлега нескольких человек. Люди укладываются вокруг костра и периодически придвигают "свои" бревна к центру.

Костёр «колодец» (поленья сложены срубом). Даёт низкое и широкое пламя. Долго горит. Дает много тепла, годится и для приготовления пищи и обогрева, расход дров ниже, чем у "шалаша", но тоже высокий. Быстро дает много углей. Растопка ставится "шалашом", вокруг нее строится "колодец".

Костёр «таёжный» образуют несколько бревен длиной 2—3 метра, горит он долго, не требует частой подкладки дров. На нем можно готовить еду, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Несколько часов горит ровным пламенем, затем тлеет и даёт сильный жар.

Костёр «нодья». Даёт сильное широкое пламя. Греет со всех сторон. Долго горит.

Физкультминутка

Теперь давайте представим, что мы идем по лесу.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Действия в случае загорания сухой травы или веток

Малые очаги пожара тушить, забрасывая песком, землей, заливая водой, затаптывая ногами. При косвенных признаках пожара оглядеть местность с возвышенной точки, установить очаг и. направление распространения пожара;

Почувствовав запах дыма, подойдите ближе, определите: что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, наличие детей в зоне движения огня. Решайте сразу — будете ли вы пытаться тушить пожар или поспешите за помощью, т. к., переоценив свои возможности, вы рискуете потерять время и дать огню набрать силу. Сообщите о случившемся по ближайшему телефону или через посыльного в пожарную охрану.

Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; прижимайте ветви при следующем ударе поэтому же месту и, поворачивая, охлаждайте их таким образом. Затаптывайте небольшой огонь ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев. При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на его пути (кроной от места пожара).

Знакомство со статьями 15.29, 15.57, 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

1.Статья 15.29. Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин.

2.Статья 15.57. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов.

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках - влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

3.Статья 15.58. Разведение костров в запрещенных местах.

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Закрепление новых знаний

Решение проблемных ситуаций (работа по вариантам).

Ситуация 1. Тебе необходимо посушить одежду. Ты ее повесишь поближе или подальше от огня костра?

Ситуация 2 . Случайно твоя шапка упала в костёр или лежит возле огня. Что надо сделать, чтобы она не сгорела: вытащить ее рукой или палкой?

Ситуация 3. Из костра выпал уголек. Что надо сделать: залить его водой, чтобы остудить, и бросить обратно в костёр или оставить догорать у костра?

Проверка знаний

1. На разведение костра была использована последняя спичка. Что необходимо сделать, чтобы сохранять добытый огонь длительное время:

а) постоянно поддерживать костер, организуя дежурство;

б) изготовить веник из сухих растений и поджечь;

в) наполнить ведро прогоревшими углями и поддерживать их тление;

г) поджечь сухой трухлявый пень;

д) наполнить ведро еловыми или сосновыми шишками и поджечь?

2. Каким должно быть место для разведения костра:

б) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м;

в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега?

3. Какие основные обстоятельства для обеспечения безопасности вы будете учитывать при разведении костра:

а) костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, палаткой, стенкой из камней и т. п.;

б) костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ;

в) для обогрева разводится широкий костер, а для приготовления пищи — конусообразный?

4. Вас одиннадцать человек и вам нужно не только приготовить пищу, но и высушить мокрые вещи, согреться. Какой тип костра для этого вы выберете?

А) Костер "Звезда" («Звёздочка»). Б) Костер "шалаш".

В) Костер «таежный». Г) Костер "колодец".

Д) Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида.

Подведение итогов

Понимать, любить и беречь природу, заботиться о ней, умножать ее бесценные богатства — долг каждого. Ведь любовь к природе — это частичка любви к Родине. Верным другом и защитником природы призван быть отдыхающий. Он обязан не только сам охранять ее, но и учить этому других. Бережно относитесь к лесу. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. Для разведения костров используйте только валежник. Отходы и мусор сжигайте или закапывайте в землю.

Учитель подводит учащихся к осознанию достижения поставленных целей. Учащиеся формулируют правила безопасного поведения в лесу.

Рефлексия.

В заключение учитель просит продолжить предложения (на выбор)

На уроке я узнал (а), что...

Меня особенно удивило...

Я понял (а), почему...

Я бы хотел (а) узнать...

Я учился (училась)...

Я могу рассказать, научить…

Список использованных источников:

1.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Вангородский С.Н., Латчук В.Н.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (2011, 207с.).

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П., Юрьева М.В. и др. (2012, 144с.).

Учебные вопросы:

  1. Выбор места и правила разведения костра.
  2. Виды и типы костров.
  3. Способы добывания и сохранения огня.

Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.

Основное содержание урока:

1. Функции костра. Слайд 2. Приложение .

Порой бывает очень важно вовремя развести костер. Не одну человеческую жизнь в автономном существовании спас костер.

Функции костра многогранны:

  • приготовление пищи;
  • сушка одежды;
  • освещение;
  • обогрев;
  • отпугивание насекомых и зверей;
  • подача сигнала.

2. Место для костра. Слайд 3.

Итак, вы собираетесь разжечь костер:

  • определить место;
  • выбрать поляну, защищенную от ветра (если не удается, соорудить заслон);
  • очистить место для костра от сухой травы, листвы;
  • обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);
  • на сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

3. Как правильно развести костер.

Чтобы развести костер, нужны спички и дрова. Но крупные поленья вы спичкой не зажжете. Поэтому прежде, чем достать спички, соберите мелкие сухие веточки и сухую траву для растопки . Для этой цели подойдет и березовая кора (только не сдирайте ее с живых деревьев). Лучшая растопка – тоненькие, сухие веточки, которые вы увидите на нижней части ствола молодой елочки или на концах высохших нижних ветвей взрослой. Недаром туристы эти веточки называют порохом . Они разгораются моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.

Приготовив растопку, приготовьте ветки потолще. Ведь как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще. А потом уже укладывать толстые поленья.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.

Костер разгорелся, и вам стало хорошо. Но теперь вы должны следить за костром, ведь его надо постоянно “кормить” дровами. Дрова надо заготовить заранее в большом количестве, чтобы не пришлось ночью ходить по лесу, собирать сушняк.

Для заготовки дров не обязательно иметь пилу и топор. В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

4. Разведение костра. Слайд 4.

5. Что нельзя делать, разводя костер. Слайд 5.

6. Виды и типы костров. Слайды 6–11.

Выбирать тип костра надо по обстоятельствам. Общее правило: дров необходимо запасти заранее и побольше, чтобы, например, вместо отдыха не провести всю ночь в поисках топлива. Нельзя, однако, забывать, что при любом количестве дров за костром нужно постоянно следить: костер все время живет, меняется.

Еще важно знать, что греет не только прямой огонь, но и отраженный.

У костра можно даже замерзнуть. Вот поэтому необходимо костер объединить с временным жилищем или навесом – отражателем тепла. Он может быть и летним, и зимним.

Зимой навес особенно важен, даже на коротком привале. И сделать его нетрудно. Можно на воткнутые в сугроб палки или ветки нагрести снег. Он подтает и образует козырек. А можно воткнуть в снег крепкие палки и повесить на них кусок полиэтилена или ткани.

Костры бывают трех основных видов:

  • пламенные;
  • жаровые;
  • дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения бивуака, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми , если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошкары и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое.

Самый простой костер – “шалаш” . Дрова ставят над растопкой по кругу так, чтобы они соприкасались верхними концами. При такой конструкции пламя получается узким и мощным. На таком костре можно быстро вскипятить воду.

Если над костром надо повесить два-три ведра или котелка, то разводят костер, пламя у которого широкое и низкое. Это “колодец” , или “решетка” . Чтобы дрова хорошо горели, им необходим кислород. Поэтому не кладите дрова вплотную друг к другу. Если и неплотно уложенные дрова горят плохо, раздувайте костер, дуя на него или размахивая кепкой, куском коры, густой веткой. При этом поток воздуха надо направлять не на пламя, а под основание костра.

Жаровые костры, как правило, горят долго и дают много тепла. Для них используют крупные бревна, а для разжигания – сухие ветки. Среди них назовем “звездный”, “таежный” и “нодью” . Чтобы бревна быстрее разгорелись, их надо затесать топором, т. е. сделать на бревне насечки.

Отдельно нужно сказать о костре “нодья” (еще одно название – “три бревна”). Главное его достоинство – сильный и долгий жар. Сухостойное бревно диаметром больше 40 сантиметров, разрубленное на три части по 2–3 метра длиной, будет гореть в таком костре несколько часов. Это позволит не заботиться о дровах и долгое время практически не заниматься костром (надо только очищать время от времени бревна от золы и пепла, постукивая обухом топора или поворачивая их). Легко понять эти преимущества, если ты хочешь выспаться.

Укладывая нодью, между бревнами надо оставлять зазоры; если бревна ложатся слишком плотно, между ними следует вставить ветки-клинья. Сверху должно быть самое толстое бревно (например, нижняя часть ствола), потому что верхнее бревно горит быстрее. Разжигать нодью надо с середины. Чтобы разгореться, такому костру обычно требуется не меньше получаса.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

7. Способы добывания огня. Слайд 12–13. Приложение .

Для разжигания костра нужны спички. А если их нет?

Вы, наверное, знаете, что в каменном веке огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. Роль кремня может играть твердый камень, огнива (или кресала) – топор, нож или какой-то другой предмет из твердой стали. В качестве трута подойдет любой сухой легковоспламеняющийся материал: мох, вата, гнилушки, распушенные куски веревки, мелко раздробленная кора, птичьи гнезда, древесная пыль, которую образуют насекомые под корой засохших деревьев.

Ударяя огнивом по кремню, высекайте искры. Трут расположите так, чтобы искры падали на него. Как только трут начнет тлеть, аккуратно раздувайте его до появления огня.

Вы знаете, что, используя увеличительное стекло , лупу, в солнечную погоду несложно; воспламенить трут . Выпуклое стекло собирает солнечные лучи на маленькой поверхности трута, вследствие чего там значительно повышается температура, становясь достаточной для возгорания. Для этого можно использовать линзы от оптических приборов: фотоаппаратов, биноклей, других приборов.

Можно воспользоваться еще одним способом, пришедшим к нам из древнейших времен. Заостренную палочку вставьте в углубление куска древесины или коры и терпеливо вращайте до появления дымка. Затем раздувайте тлеющий трут , который предварительно надо уложить в углубление и возле него. Некоторые племена, находящиеся на низкой стадии развития, до сих пор пользуются таким способом добывания огня.

Этот способ можно усовершенствовать.

Вращение можно осуществлять при помощи лука. В качестве тетивы используйте веревку, ремень, шнурок от ботинка...

8. Сохранение огня. Слайд 14.

Если нет спичек, возникает еще одна проблема – как сохранить огонь. Можно постоянно жечь костер. Тогда ночью у вас должен быть дежурный. Можно угли от прогоревшего костра засыпать слоем золы, утром их раздуть и положить на них сухую растопку. И костер вспыхнет с новой силой. Только постарайтесь вечером использовать дрова, дающие хорошие угли, ведь некоторые породы деревьев прогорают, оставляя только золу.

Но как быть, если вы выходите к населенному пункту и после ночлега должны двигаться? Тогда можно сделать переносное хранилище огня" – факел . Для этого надо приготовить кору, сухой мох, тонкие длинные лучины. Прокладывая мох между лучинами, плотно оберните полученную конструкцию корой. Факел толщиной до 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

9. Хитрости для кострового. Слайд 15.

  • При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;
  • отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;
  • не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

10. Викторина. Слайд 16. Приложение

  1. Необходимый предмет для разведения огня? (Спички.)
  2. Мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора для костра, что это? (Растопка.)
  3. Что используют при разведении костра на глубоком снегу, болоте, сырой земле? (Настил.)
  4. Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет.)
  5. Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет.)
  6. Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет.)
  7. На каком костре можно быстро вскипятить воду? (Шалаш.)
  8. Переносное хранилище огня? (Факел.)

11. Итог урока.

Государственное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Г. Гомеля

Правила
разведения костров

Учитель ОБЖ

Кравченко Анна Владимировна

Гомель, 2009

1. План-конспект занятия 3

2. Литература 15

3. Приложение 16

План-конспект занятия

ПРЕДМЕТ: Основы безопасности жизнедеятельности

КЛАСС: 7

РАЗДЕЛ: Правила пожарной безопасности

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

обучающая – способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

развивающая – создать условия для развития у учащихся умений анализировать, делать правильный выбор; формирование мышления, внимания и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса учащихся, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

воспитательная – воспитание ответственного отношения к противопожарной безопасности, личной безопасности и безопасности окружающих людей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи; развития навыков коллективной работы и совместного поиска решений; умения адекватно оценивать чрезвычайные ситуации.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный кабинет

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: коллективная, индивидуальная

ТИП ЗАНЯТИЯ: изучение нового материала

ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (учащиеся сознательно усваивают новые знания, понимают и запоминают);

ОБОРУДОВАНИЕ: парты в классе расставлены полукругом;

презентация к уроку в программе Power Point«Правила разведения костров»; видеоролик о природе; видеоролик «Отдых в лесу»;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

карточки, материал для проведения игровых приемов (рюкзак, походный дневник, кепки, «дрова»); рисунки на которых нарисованы: пожары (3 рисунка)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: физика, экология, биология, химия

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Учащиеся должны знать, как правильно развести костер; как определить место для костра; в чем опасность костра; виды и типы костров; знать места, где нельзя разводить костры;

Демонстрировать умение анализировать, делать выводы;

Владеть навыками речевой культуры, доводить информацию до собеседника посредством сообщения;

План занятия

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Б) Функции костра.

В) Правила разведения костров.

Г) Виды и типы костров.

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

4) Закрепление программного материала.

5) Рефлексия.

6) Подведение итогов.

Ход занятия

Представление. Слайд 1. (Приложение 4)


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я приветствую, вас на очередном занятии по основам безопасности жизнедеятельности. На очень важном предмете для каждого человека, который ценит свою жизнь и жизни окружающих людей.

2) Сообщение темы и цели занятия.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРОВ ;

Слайд 2. (Приложение 4)

(учащиеся записывают тему занятия)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: способствовать формированию умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях; ознакомить с видами и типами костров, а также действиями в случае загорания сухой травы или веток; способствовать овладению знаниями противопожарной безопасности;

3) Объяснение программного материала.

А) В поход.

Сегодня я хочу научить вас правилам разведения костров в походных условиях. А для этого, давайте отправимся в поход.

Общение учителя с учениками . Слайд 3 . (Приложение 4)

Для похода нам понадобятся рюкзаки. У меня есть, (учитель показывает свой рюкзак) а у вас?-

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

Походный дневник, … то есть ваша рабочая тетрадь.

Имеется? Конечно, имеется, ведь мы уже записали тему занятия.

Хорошее настроение и заряд бодрости.

Имеются? Учащиеся отвечают – имеются.

И, конечно, ваше воображение.

Имеется? Учащиеся отвечают – имеется.

Ещё в походе нам понадобятся головные уборы, которые я вам приготовила.
Учитель раздает ученикам кепки, на которых заранее прикреплены «функциональные обязанности туриста во время похода».(см. Приложение 1)

Рассмотрите вашу кепку и найдите записку с возложенными на вас обязанностями во время похода.

Общение учителя с учениками .

Какая обязанность у тебя? А у тебя?

А кто из вас врач (завхоз)? Что обязательно должно быть в твоем рюкзаке?

(ответы учащихся)

А в моем рюкзаке собраны не только теплые вещи и продукты питания, но и полезная информация, разнообразные задания и мой большой опыт.

Слайд 4. (Приложение 4) (ребята с рюкзаками идут в поход)

Теперь я вижу, что вы готовы в путь. Ведь в походе каждый человек узнаёт для себя что-то новое, интересное, знакомиться с родным краем, любуется природой. Вперёд!

Звучит куплет песни Ю. Визбора « Изгиб гитары желтой».

Видеоролик о природе.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Лес - это национальное богатство, принадлежащее многим поколениям. Но в жизни порой то, что природа создавала десятилетиями, человек может разрушить за минуты. Оставленные непотушенные костры или окурки в местах отдыха, игры детей с огнем, неконтролируемое сжигание мусора владельцами приусадебных участков, выжигание сухой травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях – все это может привести к пожарам, результаты которых могут быть непредсказуемыми.

Наибольшую опасность для леса представляет небрежность или незнание правил разведения костров, а так­же забывчивость некоторых граждан затушить костер, остав­ляя место отдыха.

Я думаю что, многие из вас знают, как развести костёр, но не каждый знает, как это сделать правильно? Сейчас, во время привала мы всё узнаем.

Как командир отряда я объявляю - ПРИВАЛ.

Слайд 5 . (Приложение 4) (поляна, палатки)

А какой привал без костра?! Слайд 6. (костёр) (Приложение 4)

Скажите ребята, какие функции выполняет костёр? Для чего он служит? (ответы учащихся на фоне слайда 6)

Б) Функции костра. Слайд 7. (Приложение 4)

«Костёр – приспособление для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды» . Однако согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома. А вот в полевых условиях (в походе) без костра не обойтись. Костёр - это больше, чем огонь. Это центр туристической стоянки. Костёр - это и сухая одежда, и горячая вода, и вкусная еда, и защита от комаров; это место общения, тепло, уют и песни под гитару. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

Ребята, вы хоть раз в жизни разводили костер?

Учащиеся вспоминают: как они сами разводили костры, или видели, как их разводят, или читали о том, как надо разводить костры.

А знаете ли вы особенности разведения костров в походных условиях?

И сегодня мы познакомимся с требованиями выбора места для костра, узнаем, где нельзя их разводить, познакомимся с видами и типами костров. И в этом мне поможет мой рюкзак, где с нужными в походе вещами, я всегда с собой беру полезную и практичную книгу.

Учитель достает из рюкзака и показывает учебник ОБЖ 7-8 классы.

Рассаживайтесь поудобнее! Приготовьте к записям ваши «дневники похода».

В) Правила разведения костров. Слайд 8 -9 . (Приложение 4)

Наиболее безопасным местом для костра является песча­ный берег реки или озера, открытая поляна. Вместе с тем необходимо учитывать направление ветра и его скорость. При сильном ветре искры от костра могут разлетаться, по­этому обращайте внимание на расстояние до ближайших де­ревьев. Особенно много искр разлетается при горении ели, сосны, от которых может загореться палатка, а так­же одежда и обувь, находящиеся на просушке.

От предполагаемого места под костер необходимо уда­лить не менее чем на 0,5 метра все, что может гореть: сухие ветки, траву и листья. Затем нужно снять дерн и отложить его в сторону. Сняв дерн по размеру будущего костра, мы заботимся, таким образом, о природе. Вспомните, сколько выгоревших пятен остается на земле после отдыхающих! А ведь для восстановления травяного покрова на выгоревшем месте необходимо много лет.

Выбрать место возле водоёма на песчаном берегу или на открытой поляне, с учётом направления ветра и его скорости;

Очистить место для костра от сухой травы, листвы и всего что может гореть на расстояние 0,5м.

Снять часть дёрна и положить его в стороне;

Если есть поблизости камни, то необходимо обложить костер камнями (быть внимательным, некоторые камни, нагреваясь, с треском лопаются);

На сырую почву положить несколько веток, на них – растопку.

(учащиеся записывают в тетрадь пункты слайда 8-9 )

Но я как бывалый турист скажу вам, что костёр всегда:


  • надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём;

  • может выйти из под контроля, если относиться к нему пренебрежительно;

  • потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.
По информации, предоставленной мне центром пропаганды МЧС Гомельской области, только с начала 2009 года произошли возгорания в лесах и на торфяниках. Выгорели торфяники на площади - 27,53 га , лес – 803,92 га, кустарники – 465,44 га. Наиболее пожароопасные районы в Гомельской области: Лельчицкий, Ельский, Житковичский, Наровлянский.

А как же всё-таки правильно развести костёр?

Как правильно развести костер. Слайд 10. (Приложение 4)

Для разжигания костра нужны спички и дрова.

Учитель из рюкзака достает материал для проведения игровых приемов (спички и «дрова» - счетные палочки). У учащихся на партах уже лежат «дрова».

На парте у каждого из вас имеется материал для костра (растопка и дрова), давайте правильно его сложим. А мне будет помогать в этом представитель отряда костровых.

(представитель отряда костровых подходит к столу учителя). Повторяйте наши действия.

1. сначала помещаем растопку

2. укрываем сверху шалашиком.

3. если идет дождь, постарайтесь накрыть растопку бумагой.

Больше всего подходят дрова из сосны и березы. Лучше всего для костра отыскать сухо­е дерево. Дров должно быть заготовлено в достаточ­ном количестве. Параллельно с дровами заготавливаем и растопку, чтобы легче и быстрее развести костер. Для растопки подойдут мелкие и сухие, толщиной со спичку, ветки сосны и ели, сложенные в пучки. На подготовленное место сначала помещаем растопку и укрываем сверху шалашиком. Шалашик образуют тонкие и сухие ветки с небольшими просветами между ними.

Затем поджигаем растопку двумя вместе сложенными спичками с той стороны, откуда дует ветер. По мере разгорания костра подкладываем сначала ветки, а затем уже и заготовленные дрова, сохраняя форму шалашика. Когда пламя будет сильным и появятся раскаленные угли, тогда можно подкладывать более толстые дрова, в том числе и сырые. Но при этом не нужно увеличивать размер костра больше, чем подготовленное для него место.

Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. Постарайтесь тогда чем-нибудь накрыть растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы – оргстекло, бумага, резина.

Большая просьба к вам: без нужды не используйте для костра живые деревья. К тому же они плохо горят.

Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья.

Кто не справился с заданием? Кому нужна помощь друга? (в случае необходимости учащийся помогает своему соседу по парте)

А сейчас я вас познакомлю с видами и типами костров. Посмотрите на экран.

Г) Виды и типы костров

Виды костров: Слайд 11. (Приложение 4)


  • пламенные;

  • жаровые;

  • дымовые.

Пламенные костры используют для приготовления пищи, освещения, жаровые – для приготовления пищи, обогрева, сушки вещей. И те и другие могут стать дымовыми, если подбросить в них зеленую траву или ветки. Используют их для отпугивания комаров, мошек и для подачи сигналов.

Жаровые костры значительно безопаснее, чем пламенные, так как пламя у них низкое. Мы рассмотрели виды костров, а есть ещё и типы.

Типы костров: Слайд 12-16. (Приложение 4)


  • - «шалаш» - для приготовления пищи.

  • - «колодец» или «решетка» - для приготовления пищи.

  • - «звездный» - для обогрева на ночь и приготовления пищи.

  • - «камин» - для обогрева и просушки вещей.

  • - «нодья» - для обогрева на ночь

  • - «полинезийский» - устраивается в углублении в земле при дожде и сильном ветре, давая много углей и золы. Ис­пользуется для приготовления пищи.

А теперь закрепим пройденный материал. Учитель достает из рюкзака секундомер.

За 10 секунд вам необходимо сложить костер любого типа. Время пошло.

Учащиеся складывают костер. Отряд костровых проверяют правильность выполнения действий.

А какой тип костра ты сложил? А ты? Хорошо!

Я, как опытный турист, хочу обратить ваше внимание, что не везде можно разводить костры.

Записываем в наш дневник похода: Костры запрещается разводить :

Слайд 17. (Приложение 4)

Давайте подумаем, где нельзя разводить костры? И я с этим вопросом обращаюсь к отряду спасателей. Ответы отряда.

Необ­ходимо знать, что правилами пожарной безопасности запрещено разводить костры на старых горельниках (местах, где уже был пожар), хвойных молодых посадках, на нефтепроводах. Особенно запрещены костры в сухую погоду при сильном ветре, вблизи скирд сена или соломы. Нельзя также разводить костры на торфяниках, под нависающими ветками, а также около лежащих на земле веток, сучьев, деревьев и старых пней. Дело в том, что в старых пнях тление сохра­няется долгое время. При ветре оно раздувается и затем переходит в сильный огонь, который впоследствии и может явиться причиной лесного пожара.

А сейчас я проверю находчивость и сообразительность начинающих туристов и предлагаю следующее задание.

Найдите ключ к заданию и решите его. Слайд 18. (Приложение 4)

Ответы принимаются в письменном виде в вашем походном дневнике.

Вам даётся 2 минуты. Время пошло.


  • на протенефдахво;

  • на прозовогадах;

  • под минакро редееввь;

  • вблизи хойсу вытра, говсто насе или ломысо, рыхста пней;

  • на фяторкахни;
Кто справился с заданием? Загляните в дневник своего товарища и помогите ему. (учащиеся записывают в дневник похода свои ответы )

Проверьте себя: Слайд 19. (Приложение 4)


  • на нефтепроводах;

  • на газопроводах;

  • под кронами деревьев;

  • вблизи сухой травы, стогов сена или соломы, старых пней;

  • на торфяниках;

А еще в моем рюкзаке есть серьёзная книга, которая называется «Кодекс РБ об административных правонарушениях», выдержку, из которой я зачитаю:

Статья 15.58. Разжигание костров в запрещенных местах

Разжигание костров в запрещенных местах - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

(Одна базовая величина составляет - 35000рублей.)

Впереди нас ждет ночлег. Присаживайтесь ближе к костру. И тихонечко подпевайте любимую туристами песню. Звучит куплет песни

Слайды с красивыми фото во время походов. (50 сек)

Слайд20 – 26. (Приложение 4)

Д) Дежурство у костра. Тушение костра.

Чтобы не произошло несчастных случаев, и не возник пожар в лесу, необходимо организовать дежурство у костра. Дежурный должен вести постоянное наблюдение за огнем.

Оставляя место отдыха, обязательно нужно потушить костер. Для этого залейте его водой или присыпьте землей. Не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что не осталось ни одного тлеющего уголька или головешки. Если ранее был снят дерн, то уложите его на прежнее место.

В случае загорания рядом с костром сухой травы, листьев или веток необходимо как можно скорее погасить этот огонь.

А теперь предлагаю провести физкультминутку.(2 варианта)

1.Сидя на своих местах, вытяните ноги. Поднимите руки вверх и потрясите кистями рук. Поставьте ноги на место. Займите исходное положение. Наклонитесь влево и коснитесь пола. Примите исходное положение. Наклонитесь вправо и рукой коснитесь сиденья (снизу) своего стула. И достаньте спрятанную информацию.

2. Мы сидели и писали

Мышцы тела все устали

Потянулись и зевнули

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево -

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянули вперёд

Влево, вправо, поворот,

Влево, вправо, поворот,

И на место их поставили.

Тело влево наклонили,

А затем и вправо,

Где рукою мы достали

Спрятанную информацию.

(На сиденье (снизу))

Учащиеся достают карточки разного цвета с текстами. (Приложение 2.)

Ознакомьтесь с содержанием вашей карточки, какого она цвета и какой у неё номер. Учащиеся, на столах которых оказались карточки синего цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках)

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках)

1.) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2.) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3.) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4.) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Теперь, сделаем запись в наших походных дневниках. Смотрим на экран. Слайд 27. (Приложение 4)

(учащиеся записывают в дневник похода пункты слайда 27)

Хитрости для кострового. Слайд 28. (Приложение 4)

А у кострового есть свои маленькие хитрости. Внимание на экран.

Если вы ночуете под навесом, то желательно как можно больше тепла от костра направить на себя. Для этого за костром, разведенным перед навесом, можно устроить экран. За таким костром надо следить и ночью, назначая для этого дежурных.

Е) Запрет разведения костров в сухую погоду. Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Ребята, а ведь не всегда можно разводить костры! У кого красные карточки?

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках)

Известно, что лесные пожары в большинстве случаев происходят по вине человека. В связи этим в летний период при очень жаркой сухой погоде местные органы власти принимают специальные постановления по ограничению доступа в лес. На это время запрещается вообще разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности. Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Поэтому, собираясь в лес в эту пору, нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Действия в случае загорания сухой травы или веток.

Взлетает в прозрачное небо дымок:

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком понеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул,- загорелась трава-

И лес запылал, как сухие дрова.

(Во время чтения стихов учитель на доске укрепляет 3 рисунка пожара в лесу.)

В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар возле костра (загорелась сухая трава, листья, ветки), и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его потушить. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой тканью (одеждой). Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток лиственных пород. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону очага пожара. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть.

(Во время объяснения учитель закрывает рисунок с пожаром другим рисунком, на котором изображено средство пожаротушения: ведро с водой, мокрая ткань, веник)

Чтобы не допустить пожара в лесу – необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.


  1. Закрепление программного материала.

Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю посмотреть следующий видеоролик, героями которого стали ученики нашей школы и указать ошибки.

Видеоролик « Отдых в лесу». Состоит из двух частей. В первой части (найди ошибки) (ответы учащихся). Во второй части (проверь себя).

5.Рефлексия.

Задача: инициирование обратной связи с учащимися, направленной на выяснение отношения их к уроку.

Осталось несколько минут до конца урока и сейчас мы подведём итоги. Сегодня на уроке мы узнали: о функции костра; о выборе и подготовке места для костра в походе; о правилах разведения костров; о видах и типах костров; о дежурстве у костра; как и чем можно потушить костёр; о запрете разведения костров в сухую погоду и действиях в случае загорания сухой травы или веток.

Учащимся предлагается зафиксировать своё состояние на уроке, выразить отношение к уроку.

Предлагаю поиграть в блиц - турнир. На каждый вопрос вы должны дать 3 ответа. Все ваши ответы я соберу в рюкзак, для того чтобы вместе с вашим хорошим настроением передать ученикам других классов. И так…

1. Назовите 3 места где можно разводить костер?

2. Назовите 3 места где нельзя разводить костер?

3. Назовите 3 способа тушения костра?

4. Назовите 3 действия, если вы увидели, что огонь перекинулся на сухую траву?

5. Назовите 3 полезных навыка, которые вы получили во время занятия?

6. Назовите 3 момента, которые вам больше всего понравились на занятии?

6.Подведение итогов .

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Ребята, огромное спасибо за хорошую работу на занятии.

(Учитель анализирует работу как класса в целом, так и отдельных учащихся.)

Наш поход благополучно подошел к завершению. Мы с вами достигли намеченной цели. И перед тем, как закрыть свой рюкзак в знак признательности, хочу вручить на память каждому из вас памятку с правилами противопожарной безопасности в лесу. (Приложение 3)

На фоне слайда 29. (Приложение 4) и песни « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» вручаются памятки.

Все молодцы! До свидания!

Литература


  1. Методическое пособие по обучению школьников правилам пожарной безопасности Министерства народного образования РБ, МВД РБ. – Минск, 1992.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Н.Н.Яковлева (и др.); под науч. ред. Н.Н.Яковлевой. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007.

  3. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения с 11-летним сроком обучения. - Минск, 2008.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / М.К.Мишкевич. - Минск: Национальный институт образования, 2009.

  5. Береги лес! Гомельское областное управление МЧС / Центр пропаганды и обучения.

  6. Безопасность жизнедеятельности /Авт.-сост.И.Н.Кузнецов. – 2-е изд. – М.:Издательство деловой и учебной литературы – Мн.: Амалфея, 2004.

Приложение 1

Функциональные обязанности туриста во время похода:

1) отряд костровых – 4 ученика

2) отряд спасателей – 4 ученика

3) отряд пожарных – 5 учеников

4) повар – 3 ученика

5) завхоз – 1 ученик

6) врач – 1 ученик

7) помощник врача – 1 ученик

8) отряд экологов – 3 ученика

9) фотограф – 1 ученик

10) журналист – 1 ученик

11) командир отряда – 1 ученик

Приложение 2

Во время стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на синих карточках - одно правило на отдельном листе)

1) никогда нельзя оставлять костер без присмотра!

2) на ночь надо организовать дежурство у костра.

3) приготовленное про запас топливо необходимо держать метрах в трех-пяти от горящего костра.

4) нельзя разводить очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например).

5) необходимо следить за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду.

6) надо запастись водой, если поблизости есть водоем.

Учащиеся, на столах которых оказались карточки оранжевого цвета, прошу вас четко и громко прочесть правила по порядку. Итак,

Уходя со стоянки:

(учащиеся зачитывают правила на оранжевых карточках - одно правило на отдельном листе)

1) костер нужно тщательно затушить, залить водой или присыпать землей.

2) закрыть костёр ранее снятым дерном,

3) снимаясь окончательно, надо убедиться, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода.

4) за собой уберите мусор, оставьте порядок, и в добрый путь.

Запрет разведения костров в сухую погоду.

(учащиеся зачитывают правила на красных карточках - одно правило на отдельном листе)

1.В летний период при очень жаркой сухой погоде запрещается разводить костры в лесах по причине повышенной пожароопасности.

2.Для массового отдыха населения могут быть выделены менее опасные участки. Для этого нужно позвонить в местный исполком или службу МЧС и получить необходимую информацию.

Приложение 3

Как не допустить пожара в лесу? (памятка )

2. Для одиночного похода (не только из-за вероятности пожара) рекомендуется приобрести складную саперную лопату с чехлом и заточить ее края. Таким образом, она послужит вам и лопатой, и топором.

3. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще.


  • Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте.

  • Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни.

  • Костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, стенкой из камней.

  • Помните, костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ.

  • Необходимо знать, как выбрать место для костра или постараться использовать попавшееся старое кострище.
Приложение 4

Представлено в презентации.

Просмотров