Храм знамения в ховрино история. Храм иконы Божией Матери "Знамение"

Иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. Источник: google.com.ua.

Упоминания о Ховрино встречаются с 1585 года, а о храме в нём – с 1623-1624 гг. Нет точных сведений по поводу церквей в этом селении, однако историки полагают, что в конце ХVІ ст. некий Третьяков-Ховрин, потомок сурожского купца по прозвищу Комра построил здесь Великомученика Георгия.

Смутное время не пощадило , она была уничтожена отступниками. В 1646 г. построили Святителя Николая, а в 1682-м в селе уже возводят вторую святую обитель.

иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине строил боярин В. Б. Шереметьев. После его смерти вотчина отошла в государственную казну. А в 1700 г. Пётр І подарил Ховрино графу Головину, которое позже перешло во владение его вдове. Она и построила каменную на старом погосте.

К началу XIX ст. храм требовал ремонта, но как-то не заладилось. А в 1812 г. он пострадал ещё больше от нашествия французов. После победы над Наполеоном дела пошли немного лучше – храм перестраивали и ремонтировали, заново освящали пределы. Сменялись хозяева Ховрино, менялся и ландшафт усадьбы. После того, как там появился большой пруд, церковь и вовсе обветшала, — сырость и небрежность хозяев (Столыпиных) чуть не привели к её закрытию. Тогда всё обошлось.

Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. 1992 г. Источник: znamenie-hovrino.ru.

«расцвёл» по-настоящему при Евграфе Молчанове. Этот московский фабрикант умел жить на широкую ногу. Приглашённый им архитектор, Быковский построил новую церковь Знамения (старую разобрали). Закладка храма состоялась в июле 1868 г.
К сожалению, Евграф Владимирович умер раньше открытия нового храма. Доводила дело до ума уже его вдова. Даже после продажи усадьбы Елизавета Иосифовна продолжала заботиться о церкви.

Интерьер храма отличался великолепием. Очень светлое впечатление (благодаря тонам и изящному узору) производили мозаичный пол и стены, облицованные разноцветным мрамором, а также красивый мраморный иконостас.

Архитектура сооружения волновала сердца ещё больше. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине – это невероятный, завораживающий синтез московского барокко и итальянского ренессанса с элементами византийского орнамента. Высокий массивный четверик завершён восьмериком, вокруг которого располагаются четыре звонницы. Белокаменный фриз фасадов красиво контрастирует с общим фоном, а золочёные маковицы храма на солнце, будто пылают огнём.

Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. 2015 г. Ичточник: znamenie-hovrino.ru.

Ховрино являлось излюбленным местом отдыха поэтов, художников, писателей. Осенью 1897-го в храме Знамения поэт Валерий Брюсов венчался с Иоанной Рунт.
Но вот, пришло советское время… Сначала службы стали нерегулярными, а в 1939-м храм закрылся окончательно. В нём размещались и госпиталь, и производственные помещения, и гараж Рыбстоймонтажа.

В 1991-м Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине передали Русской Православной Церкви. А через несколько лет он возобновил свою работу.

Построен в 1884 г. по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума.

Только отгремела Куликовская битва, в которой святой благоверный князь Димитрий Донской по заступничеству Пресвятой Богородицы и по молитвам преподобного Сергия Радонежского разгромил полчища Мамая.

В это время в Москву приезжает сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто первым из них получил во владение вотчину на речке Лихоборке, мы не знаем, но известно, что в конце 16-го века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время.
Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь имела приделы Преподобного Сергия Радонежского и Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.
Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну.

В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь.

В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел Мученика Севастиана и дружины. Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и "плодовитый сад". Усадьбу с двух сторон фланкировали сельские улицы. Церковь стояла справа от барских построек, на берегу Лихоборки, окружённая кладбищем, на котором с конца XV века хоронили местных крестьян.

В 1766 году происходило генеральное межевание Московского уезда. В межевом плане этого времени церковная земля в селе Ховрине не была выделена, а находилась в пользовании владелицы, княгини Барятинской (внучки С.Н. Головиной). Священнику же с дьячком и пономарём выплачивалось годовое жалованье.
Подробно планировка усадьбы отмечена на военно-топографической карте Московской губернии 1800 года.

В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский.
К этому времени церковь уже требовала ремонта. Новый владелец собирался также расширить Никольский придел. Но в скором времени на Россию напал Наполеон Бонапарт. Началась Отечественная война, которая принесла на Русскую землю много страданий.
И это нашествие было попущено Богом, потому что слишком много русских людей, особенно образованных, стало перенимать французский (западный) образ жизни, забывая и даже стыдясь своей веры, языка, истории.
Не обошла война стороной и Ховрино. В 1812 году, когда Москва пылала в пожарах, наполеоновские солдаты нагрянули в усадьбу, ограбили её и сожгли, осквернили храм.
После победы русских войск под командованием генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова над Наполеоном жизнь на Руси начала потихоньку налаживаться. В 1813 году Н.П. Оболенский всё же перестроил Никольский придел, Знаменский и Никольский престолы были вновь освящены, а Севастиановский придел более не возобновлялся.
Не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Последние изменили рельеф местности: на Лихоборке появился длинный широкий пруд. Отстроили новый дом, парк стал более компактным, полукруг фруктового сада был развёрнут на юг.
Старая церковь оказалась на самом берегу пруда. Небрежение новых хозяев и сырость привели храм в совершенную ветхость. В донесении епархиальному начальству в 1825 году благочинный священник писал: "... оная церковь до того обветшала, что на настоящей Знаменской во многих местах снаружи стали показываться трещины, а на придельную Николаевскую сквозь обветшавшую деревянную крышу проходит теча, отчего на потолке сделались расселины. От исправления таковых ветхостей он, г-н Столыпин, отказался, сказав таким образом: пусть духовное начальство запечатывает церковь, а к поправлению её его никто принудить не может".
Столыпины повысили годовое жалованье причту с 350 рублей до 500 и сочли себя свободными от забот об усадебном храме. Церковь чуть было не закрыли. Столыпиным всё же пришлось её немного подремонтировать, и богослужения в храме продолжались.
Шли годы, менялись хозяева. Столыпины, Жемчужниковы…
В 1836 году Л.И. Жемчужников, профессиональный карточный игрок, вернул причту Знаменской церкви часть церковной земли, так как платить жалованье оказалось теперь невыгодно. Постепенно храм получил в собственность всю свою исконную землю - 33 десятины. Однако в план села она так и не была внесена. Зато на карту Московской губернии 1848 года нанесли новое сельское кладбище, выделенное из крестьянской земли за речкой Лихоборкой.
В предреформенное время старый уклад жизни рушился. Перерезавшая усадебный парк Николаевская железная дорога открыла путь в Ховрино дачникам. Крестьяне из землепашцев превращались в дачевладельцев, огородников, извозчиков, рабочих "чугунки" и фабрики в соседнем сельце Михалкове.
Поместье Ховрино, к счастью, не попало в руки перекупщиков и не было распродано по частям... Самая благоприятная эпоха в жизни ховринского храма наступила в 1859 году, после покупки имения московским миллионером, фабрикантом Евграфом Владимировичем Молчановым.
Свою подмосковную усадьбу новый владелец, Евграф Владимирович Молчанов, устроил на широкую ногу. О строительстве усадьбы при нём написал в "Подмосковных прогулках" журналист А. Ярцев: "На голом почти, но красивом месте, благодаря красивым прудам и речке, был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч. Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты.
Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей... Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка."
Молчанов известен как благотворитель, строивший общежития для рабочих и школы. Он был старостой церкви Троицы на Грязех, рядом с которой имел дом на Покровке. На средства Молчанова этот храм был перестроен выдающимся московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским.

Евграф Владимирович Молчанов, перестроил усадьбу, пригласив в Ховрино знаменитого архитектора. Старый храм на берегу пруда было решено снести. Для строительства новой церкви Быковский выбрал сухое возвышенное место, которое огибалось сельской дорогой (сейчас это поворот с Клинской улицы на Фестивальную).
Вероятно, Быковский перестроил в Ховрине весь усадебный комплекс и перепланировал парк. Но документально известно лишь о единственной постройке архитектора в усадьбе: о новой церкви Знамения. Проект её, подписанный Быковским 14 мая 1868 года, сохранился в Центральном историческом архиве г. Москвы.

Старый храм у пруда разобрали, места престолов традиционно обозначили каменными чвсовенными столбами-голубцами. Для новой церкви Молчанов пожертвовал участок земли на повороте усадебной дороги в сторону села Дегунина (теперь угол Клинской и Фестивальной улиц), который указал ему Быковский.

7 июля 1868 года состоялась закладка новой церкви.
Об этом событии газета "Русские ведомости" писала: "Храм этот строится на деньги, пожертвованные г. Молчановым, и будет иметь до 30 саженей в окружности. По форме своей он будет совершенно схож с Московским Храмом Спасителя; особой колокольни не будет, а колокола поместят в одной из башен..."

Евграф Владимирович не дожил до открытия церкви, он почил о Господе в 1869 году и был похоронен в Андрониевом монастыре. Отделкой храма занималась его вдова, Елизавета Иосифовна. В 1879 году она продала усадьбу, но даже и после этого продолжала заботиться о Знаменской церкви.

По смерти храмоздателя в 1869 г., как пишет историк Ярцев, "все заботы о церкви приняла на себя его супруга Елизавета Иосифовна, по указаниям которой завершена была вся отделка храма. Небольшой, но очень вместительный для села, Ховринский храм вместе с тем представляет редкое явление среди деревенских церквей по своей внутренней отделке. Внутри она производит своим изяществом чрезвычайно светлое впечатление. Мозаичный пол и облицовка стен разноцветным мрамором дают для этого общий фон. Мраморный иконостас, сделанный с большим вкусом, заключает в себе иконы художественной работы, писанные художником Малышевым, так же как и несколько других икон вне иконостаса. Иконы, живопись на стенах и вообще вся внутренняя отделка производилась под руководством и наблюдением Е.И.Молчановой."
Чем же так поражал современников небольшой сельский ховринский храм? Чем он выделялся среди окрестных храмов, выстроенных в середине - второй половине XIX века в Дегунине, Бусинове, Аксиньине?
Знаток русской архитектуры второй половины XIX века, автор монографии о М.Д.Быковском Е.И.Кириченко секретом власти произведений этого художника над зрителем считает глубокую пронизанность их романтической взволнованностью.
Задуманный Быковским храм, несмотря на малые размеры, не был похож на обычную сельскую церковь. В облике храма слились черты московского барокко, итальянского ренессанса, византийского орнамента. В грандиозном ансамбле Ивановского монастыря, который Быковский строил в те же годы, и стилистически близком к нему Знаменском храме мечта о синтезе черт архитектуры разных эпох воплотилась с наибольшей последовательностью.
Высокий четверик на подклете завершён восьмериком, который окружают четыре звонницы. Пять куполов храма увенчаны золочёными маковицами. Фасады украсил белокаменный арочный фриз. Оси фасадов акцентированы четырьмя горельефами с изображениями Богоматери ("Знамение"), Спасителя, Николая Чудотворца и небесного покровителя Молчанова - мученика Евграфа. Западная паперть с венецианским окном и аркадой напоминала галереи Ивановского монастыря. Характерен для церковных построек Быковского и мозаичный пол. Рисунок пола ховринского храма отличался особым изяществом и богатой световой гаммой. Стены были облицованы искусственным мрамором светлых тонов, что скрадывало недостаток освещения интерьера. Низкий одноярусный иконостас также был отделан искусственным мрамором. Ризница Знаменской церкви считалась в округе богатейшей.
Верхний, холодный Знаменский храм был освящён в 1871 году, а тёплый Никольский придел в подклете в 1874-м.
Подробнее о строительстве храма, Е.И. Молчанове и М.Д. Быковском см. приходскую газету "Лампада" № 8, стр. 5
После постройки железнодорожной платформы Ховрино стало настоящим дачным местом. В молчановские дачи приезжала публика побогаче, в сельских домах летом жили мелкие чиновники, артисты, интеллигенция.
Купец С.Е.Панов, приобретший усадьбу в 1879 г., оказался мрачным самодуром, привыкшем на строительстве железных дорог иметь дело с уголовниками. Он притеснял ховринских крестьян так, что они, доведённые до отчаяния, хотели убить его. Сохранился архивный документ - жалоба Панова на священника Иоанна Поморцева, защищавшего местных крестьян, которые воспротивились тирании помещика таким отчаянным способом, как поджог барского дома.
В 1884 г. в Ховрино был назначен молодой священник Василий Руднев, прослуживший в Знаменской церкви 18 лет. Он завёл церковную летопись, в которую вносил все известные ему сведения из древней истории и современной жизни прихода. Рукопись погибла, однако Ярцев подробно пересказал её в своих "Подмосковных прогулках".
Е.И.Молчанова в это время очень помогала церкви, но в 1890 г. она покинула Ховрино, пожертвовав свою землю для устройства земского приюта для дете-сирот Подмосковья. В приюте была открыта начальная школа, где учились и ховринские крестьянские дети.
В 1895 г., после смерти "дикого барина" Панова, усадьбу приобрёл 1-ой гильдии купец Митрофан Семёнович Грачёв.
Грачёв в очередной раз перепланировал, заново перестроил усадьбу. На месте сожжённого дома по проекту выдающегося архитектора Л.А.Кекушева был выстроен великолепный дворец, прообразом которого стал знаменитый игорный дом в Монте-Карло. Ходили легенды, что владелец Ховрина выиграл целое состояние в карты. Вновь отстроенную усадьбу с тех пор называют Грачёвкой.
В Ховрине по-прежнему процветала дачная жизнь. Оно являлось любимым местом отдыха писателей, художников, поэтов. В жизни одного из них наш храм стал судьбоносным. 28 сентября 1897 года в церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов с Иоанной Рунт.
Отдыхающие Ховрина посещали Знаменскую церковь, отправляли обряды, крестили детей...
М.С. Грачёв умер в 1899 г. Хозяйкой усадьбы вплоть до революции была его вдова Варвара Николаевна. На её средства архитектор Г. А. Кайзер перестроил отопление в Знаменской церкви: изначально тёплым был лишь Никольский придел, а с 1911 г. стал отапливаться и верхний храм.
В 1900 г. сиротский приют был из Ховрина переведён, его место заняла больница. Закрылась школа, крестьянским детям стало негде учиться. У о. Василия Руднева появилась новая забота - устроить в селе церковно-приходскую школу. Батюшка написал Молчановой, и она откликнулась, пожертвовав на строительство школьного здания крупную сумму. Вторым крупным жертвователем на школу стал замечательный художник-передвижник Кирилл Викентьевич Лемох, владелец небольшого хутора рядом с селом. Лемох подолгу жил здесь, хорошо знал нужды местных жителей, рисовал крестьянских детей, женщин, стариков. Помогли строительству церковный староста, владелец гончарного завода близ Ховрина В. С. Корсаков, архитектор Г. А. Кайзер, плотник Сорокин. Землю под школу выделили крестьяне. Деревянное здание было выстроено за два месяца и 9 сентября 1900 г. освящено епископом Можайским Парфением (Левицким). Преосвященный совершил в Знаменской церкви Божественную литургию. Это было единственное в дореволюционное время посещение Знаменского храма архиереем.
В эти годы в Никольском алтаре появился приставной престол мученика Евграфа, устроенный по-видимому по просьбе Молчановой.
В 1902 году о. Василий умер, оставив семерых детей. Вдова поехала к епархиальному начальству просить мужа для дочери своей Елизаветы, который стал бы преемником о. Василия. Выбор пал на сына московского диакона, выпускника Духовной Семинарии Константина Виноградова. Молодой священник оказался достойным преемником своего тестя. Старожилы помнят, что службу он вёл превосходно, имел хороший голос. Вместе с регентом Д. И. Кутузовым создал из местной молодёжи хор, который славился по всей округе. Отец Константин состоял законоучителем в Знаменской церковно-приходской школе, железнодорожном училище при станции Ховрино, двух земских училищах Петровских выселок.
В начале XX века приход церкви Знамения не ограничивался селом Ховриным. В состав его входили хутора арендаторов церковной земли и стремительно растущий пристанционный посёлок. На ховринском кладбище стали хоронить не только местных крестьян, но и временных поселенцев. Новое кладбище быстро заполнялось, а старое закрыли ещё в 1868 г. В 1910 г. о. Константин просил епархиальное начальство возобновить старый погост. Но плана церковной земли не существовало, территория древнего погоста граничила с усадебным парком, и В. Н. Грачёва привыкла считать эту землю своей. Помещица сделала всё возможное, чтобы замять дело о возрождении старого кладбища, и более этот вопрос не поднимался.
Церковь Знамения не имела ограды, её окаймляло плотное кольцо из акации. Поодаль стояли три усадьбы: священника и двух причётников. Отцу Константину, у которого было семеро детей, разрешили построить ещё один дом.
Конечно, в жизни Знаменского прихода были свои трудности. Но каким безмятежным счастьем веет от фотографии, на которой запечатлён красивый, непорушенный храм!
В 1918 г. Грачёвых из усадьбы выгнали, во дворце и службах разместился сначала санаторий, а потом больница, находящаяся здесь и по сей день.
Именно Константину Виноградову и довелось испытать все муки и страдания, которые обрушились на Русскую Православную Церковь после Октябрьского переворота 1917 года.
За церковь и "чуждых трудовому народу служителей культа" новая власть взялась не сразу. Но уже в 1923 г. руководство Петровской сельскохозяйственной академии, которой передали церковную землю, потребовали закрыть храм и устроить в нём общежитие. Церковь тогда не закрыли, лишь заставили прихожан заключать бесконечные условия с властями на право "отправлять культ" и сохранять за собой церковное здание и имущество. Подробная опись имущества, составленная в 1925 г., послужила в наши дни основой для восстановления главного иконостаса.
В 1928 г. разобрать храм требовали уже железнодорожники со станции Ховрино. На её месте они намеревались построить клуб. Это им не удалось, но удар был нанесён. Сфабриковав донос на о. Константина, власти лишили его прихода, а семью выгнали из дома. Священник стал "бродячим попом". Чтобы прокормить семью, он совершал заказные панихиды на Ваганьковском кладбище. Вместе с другими священниками служил он и на могиле любимого москвичами батюшки Валентина Амфитеатрова, что явилось поводом для обвинения о. Константина в контрреволюционной деятельности. В 1932 году он был арестован и отправлен в концлагерь, из которого не вернулся.
При новом священнике Николае Касаткине в ховринском храме часто служил архимандрит Чудова монастыря Амвросий (Астахов). Его приютила одна из матушек Казанского Головинского монастыря, купившая в Ховрине дом. В 1937 году о. Николая и архимандрита Амвросия, а с ними и безместного священника Василия Лихарева в доме матушки арестовали и вскоре расстреляли. Подробнее об о. Амвросие (Астахове) см. приходскую газету "Лампада" № 6, стр. 3.
С тех пор богослужения в Знаменском храме проводились эпизодически, а в 1939 г. церковь закрыли официально. Некоторое время опечатанный храм не трогали, унесли лишь особо ценную утварь. Старожилы помнят, что до войны купола ещё стояли, а затем начался разгром: снесли купола и звонницы, сломали три горельефа, сожгли иконы. Уцелели только две из главного иконостаса - образа Спасителя и Богоматери "Знамение", а также образ святителя Николая из нижнего храма; их перенесли в Аксиньино.
Акацию вокруг церкви вырубили, территорию обнесли забором. В храме устроили фабрику для слепых, поставили станки, мозаичный пол залили асфальтом, а искусственный мрамор пропал под синей масляной краской.
В 1960 г. Ховрино вошло в состав Москвы. Сельские дома снесли, кладбище ликвидировали, некогда богатый рельеф исчез под кварталами пятиэтажек и высотных домов. Речку Лихоборку упрятали в трубу, пруд спустили, сильно пострадал усадебный парк. Дворец и другие строения Грачёвки поддерживались в относительном порядке.
Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.
Вскоре после 1985 г., начала всесторонней "либерализации" общественно-политической жизни в стране, некоторое время над дверьми нижнего Никольского храма красовалась вывеска "Дискотека", - так местная молодёжь под руководством райкома комсомола поддержала "перестройку".
Но Бог поругаем не бывает. По заступничеству Пресвятой Богородицы, молитвам святителя Николая, мученика Евграфа и всех новомучеников и исповедников российских в 1991 г. храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Когда в 1991 году образовалась православная община, храм довольно быстро и безболезненно был передан Русской Православной Церкви. Но в каком состоянии! Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца:
В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма, есть и новые пожертвованные образа: Богоматерь "Знамение", "Благодатное небо", "Скоропослушница" из Афонского Свято-Пантелиимонова монастыря. Восстановлен центральный купол и горельефы, завершается возведение четырёх звонниц. Выстроен вместительный кирпичный церковный дом, готовы ажурные ограды:
Территория у Знаменского храма небольшая, всего полгектара. И на этом участке предстоит возвести ещё несколько сооружений, необходимых для полноценной жизни современного московского церковного прихода. Основная же часть исторической церковной земли застроена в настоящее время гаражами.
Приходская жизнь в Ховрине возродилась. Богослужения проводятся ежедневно. Теперь здесь несколько священников. По воскресеньям дети занимаются в приходской воскресной школе, проводятся беседы священника для взрослых. Возобновлён церковный архив, где собраны документы по истории и строительству храма, обнаруженные в архивах Москвы и Петербурга. По традиции, установленной в XIX веке о. Василием Рудневым, ведётся церковная летопись.
Началось освоение 47 га земли в подсобном хозяйстве прихода в селе Варваренки Калужской области. Здесь восстанавливается полуразрушенный Троицкий храм.
Литературные источники и многочисленные архивные материалы: клировые ведомости, метрические книги, прошения и рапорты духовенства, указы из Духовной Консистории за разные годы, - донесли до нас имена большинства служивших в Ховрине священников и причётников, которые поминаются теперь за богослужением.

1646 г. священник Василий, дьячок Иосиф
1676 г. священник Иоанн
1680 г. священник Павел
1683 -
1720-е гг. священник Акиндин, диакон Алексий, дьячки Григорий и Иоанн
1750 - 1760-е гг. священник Григорий Васильев
1770 - 1780-е гг. священник Иоанн Данилов и Симеон Иванов, дьячок Петр Антипов
1823 - 1836-е гг. священник Михаил Иванов-Кудрявцев, Илья Иванов-Грузов, дьячок Иоанн Никифоров, пономарь Иоанн Филиппов
1836 - 1850-е гг. псаломщик Федор Алексеевич Солнцев
1841 - 1848-е гг. священник Тимофей Никифорович Страхов
1843 - 1850-е гг. пономарь Антип Николаевич Соловьев
1848 - 1850-е гг. священник Николай Александрович Буравцев
1870 - 1874-е гг. священник Павел Виноградов
1874 - 1876-е гг. священник Петр Алексеевич Соловьев, псаломщик Илья Смирнов

Служивший с 1874 г. псаломщик Алексей Никифоров Тихомиров в 1882 году стал диаконом. Он и заступивший в 1882 году на место псаломщика Николай Успенский прослужили здесь до 1917 года, а может быть и дольше.

1876 - 1884 гг. священник Иоанн Иоаннович Поморцев
1884 - 1902 гг. священник Василий Васильевич Руднев
1902 - 1930 гг. священник Константин Николаевич Виноградов
1930 - 1937 гг. священник Николай Касаткин, а с ним архимандрит Амвросий (Астахов) и священник Василий Лихарев
С 1991 года настоятелем храма является священник Георгий Полозов.
В 1994 г. чтеца Георгия Лылова рукоположили во диакона, а в 1996 г. - во священника († 03.06.1997).
В 1995 г. в Ховрино переведён диакон Борис Куликовский, вскоре рукоположённый в сан священника.
В 1995 г. рукоположён во диакона чтец Димитрий Туркин.
В 1996 году в число братии приняты иерей Андрей Полторацкий и диакон Сергей Сидоров, в 1997 г. последний рукоположён во священника.
После возвращения храма Русской Православной Церкви его не раз посещал и служил в нём Божественную литургию архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московский.
В Великую Субботу 25 апреля 1992 года и в день престольного праздника и пятилетия возрождения церкви 10 декабря 1996 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
Наш храм восстанавливается уже десятилетие, и реставрация близится к завершению. За последние три года сильно изменился внешний облик храма. Проделана большая работа.
Восстановлены четыре звонницы, храм Божий приобрёл свой первоначальный вид. На звонницах установлены купола и золочёные кресты.
Осенью 2005 г. стены храма наконец-то полностью освободились от строительно-реставрационных лесов!
Сегодня мы можем видеть новую роспись под куполом храма. В шатре написаны 16 икон, голубой фон алтарной апсиды поновлён и украшен золотыми звёздами. Выполнена роспись западной стороны над хорами.
Над Царскими вратами - новая писаная икона Тайной Вечери. А на солее установлена специально изготовленная решётка. Отреставрирована храмовая икона Божией Матери "Знамение". Выполнена реставрация и роспись паперти храма. На фасадах заменены обветшавшие иконы Божией матери "Знамение" с южной стороны и святителя Николая Чудотворца с северной стороны на новые копии икон. Также начата замена белокаменной разрушенной лепнины всех фасадов на новую.
Коснулись реставрационные работы и территории храма. Установлен новый павильон - церковная лавка, где верующие могут приобретать различную литературу, иконы, церковную утварь, сувениры. Для наших маленьких прихожан благоустроена детская площадка, где в выходные и праздничные дни много родителей с детьми. Заасфальтирована стоянка для автомашин и все подъезды к ней.
Над часовней у входа на территорию храма установлен золочёный крест.
Паломническая служба храма постоянно приглашает прихожан в поездки. В последнее время мы поклонились святыням, помолились у чудотворных икон и мощей таких твердынь Православия, как Троице-Сергиева лавра, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Свято-Успенская Почаевская лавра. Наша последняя поездка состоялась Великим постом. Прихожане побывали в Годенове у Животворящего Креста Господня, непостижимым образом сошедшего с небес и явленного ныне всем нам для почитания. Также были мы и у мощей преподобного Никиты Столпника, Переяславского чудотворца, житие которого как образ истинного покаяния достойно того, чтобы мы обращались к нему вновь и вновь.
В храме много лет действует воскресная школа, в которой обучаются примерно 70 прихожан храма, детей и взрослых. На Рождественские и Пасхальные праздники ученики воскресной школы обязательно готовят праздничные спектакли, которые запоминаются надолго и детям, и их родителям.
Начала вновь выходить приходская газета "Лампада", первый номер которой увидел свет в Светлое Христово Воскресенье 1 Мая 2005 года. До возобновления выпуска газеты совместно с редакцией и добровольными помощниками было проведено анкетирование прихожан, в котором приняли участие более 80 человек.
Все предложения, пожелания, вопросы, советы читателей учтены и будут учитываться в дальнейшем при подготовке новых выпусков приходского издания. На страницах газеты по многочисленным просьбам читателей найдут отражение новости православной и культурной жизни столицы, информация приходского совета, новинки православной литературы, в том числе литературы детской, рассказы о паломничествах и, конечно же, любимая детьми и взрослыми детская страничка "Лампадка", к участию в подготовке которой приглашаются все прихожане.
С электронной версией издания вы можете ознакомиться в разделе Приходская газета "Лампада".

Объект культурного наследия регионального значения.

Информация предоставлена.

Деревянный храм в селе Ховрино известен с 16 века. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь имела приделы Преподобного Сергия Радонежского и Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы.

Первая каменная церковь была построена в 1748 г. С.Н. Головиной. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел Мученика Севастиана и дружины его.

Ныне существующий пятиглавый храм был выстроен в 1868-1870 гг. на средства Е.В. Молчанова. Небольшой, но очень вместительный для села, Ховринский храм представлял редкое явление среди деревенских церквей по внутренней отделке: мозаичный пол, мраморная облицовка стен, мраморный иконостас, иконы художественной работы, живопись на стенах; ризница храма считалась богатейшей в округе. Знаменский храм был освящен в 1870 году, а Никольский придел в подклете – в 1874 году.

В 1923 году руководство Петровской сельскохозяйственной академии, которой передали церковную землю, потребовали закрыть храм и устроить в нём общежитие. Церковь тогда не закрыли, лишь заставили прихожан заключать бесконечные условия с властями на право "отправлять культ" и сохранять за собой церковное здание и имущество. Подробная опись имущества, составленная в 1925 году, послужила в наши дни основой для восстановления главного иконостаса.

В 1928 году разобрать храм требовали уже железнодорожники со станции Ховрино. На её месте они намеревались построить клуб. Это им не удалось, но удар был нанесён. Сфабриковав донос на о. Константина, власти лишили его прихода, а семью выгнали из дома. Чтобы прокормить семью, он совершал заказные панихиды на Ваганьковском кладбище. Вместе с другими священниками служил он и на могиле любимого москвичами батюшки Валентина Амфитеатрова, что явилось поводом для обвинения о. Константина в контрреволюционной деятельности. В 1932 году он был арестован и отправлен в концлагерь, из которого не вернулся. При новом священнике Николае Касаткине в ховринском храме часто служил архимандрит Чудова монастыря Амвросий (Астахов). Его приютила одна из матушек Казанского Головинского монастыря, купившая в Ховрине дом. В 1937 году о. Николая и архимандрита Амвросия, а с ними и безместного священника Василия Лихарева в доме матушки арестовали и вскоре расстреляли.

С тех пор богослужения в Знаменском храме проводились эпизодически, а в 1939 году церковь закрыли официально.

В 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы. Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.

Когда в 1991 году образовалась православная община, храм довольно быстро и безболезненно был передан Русской Православной Церкви. Храм буквально поднимали из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма. Восстановлен центральный купол и горельефы, возведены звонницы, отлиты новые колокола (в том числе 3-тонный и 5-тонный). Приходская жизнь в Ховрине возродилась.

В конце XIV века в Москву переселился сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто-то из потомков этого рода получил во владение вотчину на речке Лихоборке, которая получила название Ховрино по фамилии владельца. В конце 16-го века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время. Возродил храм могущественный боярин Василий Борисович Шереметев. К 1646 году был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, а в 1682 году - вторая летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну.

В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь. В 1749 году в небольшой трапезной был устроен тёплый придел Святителя Николая, а в 1753-1754 годах - придел мученика Севастиана и дружины его. Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и "плодовитый сад".

В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский. К этому времени церковь уже требовала ремонта. Новый владелец собирался также расширить Никольский придел. Но его планам помешала Отечественная война 1812 года. Наполеоновские солдаты ограбили и сожгли усадьбу, осквернили храм.

В 1813 году Н.П. Оболенский всё же перестроил Никольский придел, Знаменский и Никольский престолы были вновь освящены, а Севастиановский придел более не возобновлялся. Не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Столыпины построили новый дом в усадьбе, однако не желали ремонтировать церковь, и она пришла в ветхость. В донесении епархиальному начальству в 1825 году благочинный священник писал: "... оная церковь до того обветшала, что на настоящей Знаменской во многих местах снаружи стали показываться трещины, а на придельную Николаевскую сквозь обветшавшую деревянную крышу проходит теча, отчего на потолке сделались расселины. От исправления таковых ветхостей он, г-н Столыпин, отказался, сказав таким образом: пусть духовное начальство запечатывает церковь, а к поправлению её его никто принудить не может". Столыпины повысили годовое жалованье причту с 350 рублей до 500 и сочли себя свободными от забот об усадебном храме. Церковь чуть было не закрыли. Столыпиным всё же пришлось её немного подремонтировать, и богослужения в храме продолжались.

После Столыпиных Ховрино перешло в собственность Жемчужниковых. В 1836 году Л.И. Жемчужников, профессиональный карточный игрок, вернул причту Знаменской церкви часть церковной земли, так как платить жалованье оказалось теперь невыгодно. Постепенно храм получил в собственность всю свою исконную землю - 33 десятины.

Самая благоприятная эпоха в жизни ховринского храма наступила в 1859 году, после покупки имения московским миллионером, фабрикантом Евграфом Владимировичем Молчановым. Молчанов перепланировал парк, заново отделал главное здание усадьбы, выстроил несколько новых флигелей. Старый храм в усадьбе было решено снести. Для строительства новой церкви Молчанов пригласил в Ховрино знаменитого московского архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Быковский выбрал сухое возвышенное место, которое огибалось сельской дорогой (cейчас это поворот с Клинской улицы на Фестивальную). Евграф Владимирович Молчанов скончался в 1869 году и не дожил до открытия церкви. Отделкой храма занималась его вдова, Елизавета Иосифовна. В 1879 году она продала усадьбу, но даже и после этого продолжала заботиться о Знаменской церкви.

Задуманный Быковским храм, несмотря на малые размеры, не был похож на обычную сельскую церковь. В облике храма слились черты московского барокко, итальянского ренессанса, византийского орнамента. В грандиозном ансамбле Ивановского монастыря, который Быковский строил в те же годы, и стилистически близком к нему Знаменском храме мечта о синтезе черт архитектуры разных эпох воплотилась с наибольшей последовательностью.

Высокий четверик на подклете завершён восьмериком, который окружают четыре звонницы. Пять куполов храма увенчаны золочёными маковицами. Фасады украсил белокаменный арочный фриз. Оси фасадов акцентированы четырьмя горельефами с изображениями Богоматери ("Знамение"), Спасителя, Николая Чудотворца и небесного покровителя Молчанова - мученика Евграфа. Западная паперть с венецианским окном и аркадой напоминала галереи Ивановского монастыря. Характерен для церковных построек Быковского и мозаичный пол. Рисунок пола ховринского храма отличался особым изяществом и богатой световой гаммой. Стены были облицованы искуственным мрамором светлых тонов, что скрадывало недостаток освещения интерьера. Низкий одноярусный иконостас также был отделан искусственным мрамором. Ризница Знаменской церкви считалась в округе богатейшей. Верхний, холодный Знаменский храм был освящен в 1871 году, а тёплый Никольский придел в подклете в 1874-м.

В конце XIX века Ховрино и его окрестности стали популярным дачным местом. Здась любили отдыхать многие писатели, художники, поэты. 28 сентября 1897 года в ховринской церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов и Иоанна Рунт.

В 1918 году усадьба Ховрино была отнята у ее тогдашних владельцев (Грачевых). В 1923 году руководство Петровской сельскохозяйственной академии, которой передали церковную землю, потребовали закрыть храм и устроить в нём общежитие. Церковь тогда не закрыли, лишь заставили прихожан заключать бесконечные условия с властями на право "отправлять культ" и сохранять за собой церковное здание и имущество. В 1928 году разобрать храм требовали уже железнодорожники со станции Ховрино. На её месте они намеревались построить клуб. Однако это не получилось.

В 1937 году священника Знаменской церкви о. Николая еще нескольких священнослужителей арестовали и вскоре расстреляли. С тех пор богослужения в Знаменском храме проводились эпизодически, а в 1939 году церковь закрыли официально. Некоторое время опечатанный храм не трогали, унесли лишь особо ценную утварь. Старожилы помнят, что до войны купола ещё стояли, а затем начался разгром: снесли купола и звонницы, сломали три горельефа, сожгли иконы. Уцелели только две из главного иконостаса - образа Спасителя и Богоматери "Знамение", а также образ святителя Николая из нижнего храма; их перенесли в Аксиньино. Акацию вокруг церкви вырубили, территорию обнесли забором. В храме устроили фабрику для слепых, поставили станки, мозаичный пол залили асфальтом, а искусственный мрамор пропал под синей масляной краской.

В 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы. Сельские дома снесли, кладбище ликвидировали, некогда богатый рельеф исчез под кварталами пятиэтажек и высотных домов. Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.

В 1991 году храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма.



Существовавшая ранее церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ховрине.

Ховрино было некогда селом, на речке Лихоборке; в 1585 г. значится деревнею, принадлежавшею Семену Фомичу Третьякову, а от него перешло к его сыну Василию. По писцовым книгам 1623 г. «за стольником Василием Третьяковым старинная отца его вотчина пустошь, что была деревня Ховрина, на речке Лихоборке».

В селе Ховрине исстари существовала церковь св. вмч. Георгия, когда и по какому случаю уничтожена - неизвестно. По смерти Василия Семеновича Третьякова Ховриным владела его жена вдова Ульяна и за ней числилась на оброке с 1634-73 гг. церковная земля, принадлежавшая церкви св. Георгия. Потом Ховрино стало деревнею и в ней построена новая церковь деревянная во имя св. Николая чудотворца, отчего деревня стала по-прежнему селом.

По переписной книге 1646 г.: «за стольником Василием Борисовичем Шереметевым, что было за Василием Третьяковым, село Ховрино, а в нем церковь Николая чудотворца древянна, у церкви поп Василий, во дворе дьячок Иосифко Титов, да крестьян 9 дворов, в них 33 чел.». При этом же владельце в селе Ховрине была построена другая деревянная церковь во имя св. муч. Георгия.

За 1683-1740 гг. в окладных книгах того же казенного приказа под Селецкою десятиною в селе Ховрине значилась церковь св. муч. Георгия. В 1678 гг. в селе Ховрине находились дворы: вотчинников, конюшенный и скотный, 11 дворов крестьянских, в них 43 чел., и 4 двора бобыльских, в них 13 чел.

В 1680 г., при досмотре церквей и церковных земель в Московском уезде Романом Владыкиным, по указу патриарха Иоакима, священник села Ховрина Павел показал: «ныне в селе Ховрине церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделы, построена на старом церковном месте; а дано ему, попу, земли с полдесятины в поле, сена копен с 20, и ему дают хлебную и денежную ругу».

После В. Б. Шереметева в 1682 г. село Ховрино дано его дочери Афимее, жене князя Якова Голицына, а от нее перешло в 1683 г. к ее теткам Аксинье Васильевне Третьяковой, жене князя Ивана Пронского, и Авдотье Васильевне Третьяковой, вдове князя Семена Пожарского, и за ними оно отказано того же года, а в отказной книге записано: «в селе церковь Знамения Пресвятой Богородицы, да другая церковь Николая чудотворца обе деревянные, да в селе двор вотчинников, в нем живут дворовые люди, да крестьян 18 дворов».

В 1694 г. половина этого села по смерти Аксиньи Пронской отдана ее родной сестре княгине Авдотье Пожарской, а после нее это имение было отписано на государя. В 1700 г. село Ховрино по государеву указу пожаловано Федору Алексеевичу Головину. В 1704 г. в селе числилось: 21 двор крестьянский, в них крестьян 67 чел. В 1709-20 гг. оно принадлежало его сыну Николаю Федоровичу Головину; в 1758 г. - жене принца Петра Федоровича фон Голштейн-Бек Екатерине Михайловне, а в 1818 г. Наталье Алексеевне Столыпиной.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Просмотров