Определите однородными или неоднородными являются определения. Однородные определения: примеры

От однородных определений (на письме разделяются за-пятыми) надо отличать неоднородные определения , между которыми запятая не ставится.

При разграничении однородности/неоднородности определений нужно учитывать значение определений, способ их выражения, положение по отношению к определяемому существительному, а также общий характер контекста.

I. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, обозначают разные признаки предмета, например его величину, форму, цвет, материал, местоположе-ние и т. п. Например: 1) На краю порубки валялась... большая железная (размер и материал) печка, свидетельст-вующая о том, что лес рубили зимой (В. Солоухин). 2) Бестужев снял с её руки зелёную вязаную (цвет и материал) перчатку и поцеловал холодные пальцы (К. Паустовский). 3) Толстая черновая (размер и предназначение) тетрадь, в которую я записывал планы и черновые на-броски, была уложена на дно чемодана (В. Каверин). 4) Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких (форма и местоположение) облаков... (И. Тургенев).

Как правило, неоднородными являются определения , выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательного (см. выше примеры 1—3).

Неоднородными могут быть и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп (см. выше 4-й пример): 1) Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Горький). 2) Добродушные маленькие серые глаза прищуриваются (Н. Гарин-Михайловский).

Следует отметить, однако, что подобные примеры допускают разное понимание, а следовательно, и разное произношение и разную пунктуацию (неоднородность в подобных случаях необязательна и определения могут рассматриваться как однородные ; см. об этом ниже). Ср., например: Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки (И. Тургенев).

II. Однородные определения характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку, на каком-либо общем основании.

Всегда однородны :

1. Определения , стоящие после определяемого существительного (независимо от их значения): 1) ...Я буду тогда об-ладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев). 2) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (А. Блок). 3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бе-жит (А. Пушкин). (Исключение составляют некоторые сочетания термино-логического характера: астра ранняя махровая; пшеница озимая морозоустойчивая и т. п.)

2. Определения , с помощью которых обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении (по цвету, материалу, назначению, географическому положению и т. д.), например: 1) Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде (К. Паустовский). 2) Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (В. Каверин).

3. Определения -синонимы (они по-разному называют один и тот же признак, т.е. характеризуют предмет с одной.стороны), причём синонимичность их часто возникает в, контексте: 1)На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звёзды (Л. Толстой). 2) Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в весёлом, праздничном настроении (А. Чехов). 3) Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов). 4) Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький) (слова гибкий и звериный, не являющиеся синонимами в языке, в данном контексте оказываются синонимичными).

4. Определения , из которых первое одиночное, а второе — причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): 1) Ночами над кораблём глубокое, густо засеянное звёздами небо (И. Соколов-Микитов). 2) Од-нажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем берёзу (К. Паустовский). 3) Хорошо топтать мягкое, забирающееся под рубашку сено (И. Соколов-Микитов). 4) Его чёрная, ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах (И. Тургенев).

Примечание . Обратите внимание на то, что запятая ставится между прилагательным и причастным оборотом, а не после причастного оборота.

Обычно однородны :

1. Определения , которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друга; такие определения связаны между собой причинно-следственными отношениями, между ними можно вставить союзы так как, потому что или наречия потому, поэтому, оттого: 1) Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую, тяжёлую (густую, потому тяжёлую) гроздь (С. Маршак). 2) Молодая, пахучая (пахучая, так как молодая) трава чуть пробилась (И. Бунин). 3) Впереди ехал свежий, красивый (свежий, поэтому красивый) старик... (Л. Толстой). 4) Просыпаешься среди тёмной, безлунной (тёмной, потому что безлунной) мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься (А. Куприн).

Однородность таких определений не обязательна (хотя и предпочтительна).

2. Художественные определения (определения -эпитеты). С помощью таких определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания (хотя они и характеризуют предмет с разных сторон): 1) Сытые, белые, важные птицы шли по плотине (А. Толстой). 2) Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым, пухлым, лицом... (А. Чехов). 3) И теперь, глядя на большое, бледное лицо Лужина, она... исполнилась... жалости (В. Набоков).

Разноплановые определения в условиях контекста часто объединяются каким-либо общим признаком, общим элементом значения (сходством производимого впечатления, положительной или отрицательной оценкой и т. п.): 1) Се-рый, маленькийдом Власовых всё более притягивал вни-мание слободки (М. Горький) (однородные определения имеют в этом контексте общий элемент значения «незаметный», «невзрачный»). 2) Паровоз с воем пробивался вперёд, в смутный, душный мрак (А. Платонов). 3) Весёлое, яркое утро ворвалось в комнату (В. Вересаев).

III. Особую разновидность составляют определения , связанные пояснительными отношениями (второе определение поясняет первое); обычно между ними можно вставить сою-зы то есть, а именно: 1) Иные, лучшие мне дороги права;

иная, лучшаяпотребна мне свобода... (А. Пушкин).

2) Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (В. Катаев).

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.

Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.

Между однородными определениями обычно можно вставить союз и .

Например: В комнату вбежала веселая , громко смеющаяся девочка. (Весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние, между ними можно поставить союз и .) В вазе стояли красные , оранжевые и желтые цветы. (Красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак – цвет.)


Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением.

Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и .

Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным ).

Например: В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка. (Маленькая , смеющаяся – неоднородные определения, между ними нельзя поставить союз и .)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Признаки однородности определений

Обозначают признаки однородных предметов: синие , желтые , красные шары ;
обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный , ясный вечер (= ясный , потому что лунный );
обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые , погасшие глаза ;
присутствует смысловая градация: радостное , праздничное , лучезарное настроение ;
одиночное определение расположено перед распространенным: пустое , запорошенное снегом поле ;
расположены после определяемого слова: женщина молодая , прекрасная , добрая , интеллигентная , обаятельная ;
обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое , золотистое облачко; длинный , узкий ковер ;
в позиции после определяемого слова: облака круглые , высокие , золотисто-серые , с нежными белыми краями .
обозначают синонимичные в условиях контекста признаки, при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную , опухшую , грязную руку; Тяжелые , холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых , темных волосах блестели седые пряди; бледное , строгое лицо; веселый , добродушный смех; пустынный , неприветливый дом; ласковые , живые глаза; гордый , храбрый вид; сухие , потрескавшиеся губы; тяжелое , злое чувство; серый , непрерывный , мелкий дождь и т.д.

Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая .

Например: Красные , белые , розовые , желтые гвоздики составили красивый букет. Странный , резкий , болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой.

Признаки неоднородности определений

Обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи.

Например: В конце ноября выпал первый лёгкий снежок. (Слова первый и лёгкий первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов). Мой старый дом. (Слова "мой" и "старый" относятся к разным частям речи: мой – местоимние, старый – прилагательное, они также не образуют ряда однородных членов). Запущенный фруктовый сад. (Слова "запущенный " и "фруктовый" относятся к разным частям речи: запущенный – одиночное причастие, фруктовый – прилагательное).

Обращаем ваше внимание на то, что неоднородным будет одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (причастный оборот) входит в ряд однородных определений, причем причастный оборот должен стоять на втором месте.

Например: чёрные причёсанные волосы (неоднородные определения); чёрные, гладко причёсанные волосы (однородные определения). Запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится.

Между неоднородными определениями запятая не ставится .

Однородные и неоднородные приложения

1. В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми.

Например: Лауреат Нобелевской премии, академик А.Д. Сахаров – почетные звания; доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг ученая степень и звание; обладатель Кубка мира, чемпион Европы – спортивные звания; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров, кандидат технических наук, профессор – перечисление разных званий.

Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются .

Например: первый заместитель министра обороны генерал армии – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук – должность и ученая степень.

2. При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка Института физкультуры; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира студент Института физкультуры.

17 июля 2015

Неправильная постановка знаков препинания - одна из типичных ошибок, допускаемых в письменной речи. К числу наиболее сложных пунктуационных правил обычно относят постановку запятых в предложениях, где есть неоднородные или однородные определения. Только четкое представление об их особенностях и различиях помогает сделать запись правильной и хорошо читаемой.

Что такое определение?

Это второстепенный член предложения, обозначающий признак, свойство или качество предмета, обозначаемого существительным. Чаще всего выражается именем прилагательным (белый шарф ), причастием (бегущий мальчик ), местоимением (наш дом ), порядковым числительным (второе число ) и отвечает на вопросы "какой?" "чей?". Однако возможны случаи употребления в качестве определения имени существительного (платье в клетку ), глагола в форме инфинитива (мечта о возможности летать ), прилагательного в простой сравнительной степени (показалась девушка постарше ), наречия (яйцо вкрутую ).

Что такое однородные члены

Определение данного понятия дается в синтаксисе и касается строения простого (или предикативной части сложного) предложения. Однородные члены выражаются словами одной части речи и одинаковой формой, зависят от одного и того же слова. Следовательно, они будут отвечать на общий вопрос и выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию. Однородные члены связываются между собой сочинительной или бессоюзной связью. Также нужно отметить, что обычно возможна их перестановка в составе синтаксической конструкции.

Опираясь на приведенное выше правило, можно сказать, что однородные определения характеризуют предмет на основе общих (похожих) признаков, качеств. Рассмотрим предложение: «В саду над своими собратьями-цветами гордо возвышались белые, алые, бордовые бутоны еще не распустившихся роз ». Используемые в нем однородные определения обозначают цвет, а значит, характеризуют предмет по одинаковому признаку. Или другой пример: «Вскоре над изнывающим от жары городом нависли низкие, тяжелые тучи ». В этом предложении один признак логически связан с другим.

Видео по теме

Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Этот вопрос часто вызывает сложности. Чтобы разобраться в материале, рассмотрим подробнее, какими признаками обладает каждая группа определений.

Однородные

Неоднородные

Каждое определение относится к одному определяемому слову: «Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек »

Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: «В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу »

Все прилагательные, как правило, качественные: «На плече Катюши висела красивая, новая сумка »

Сочетание качественного прилагательного с относительным или с местоимением, причастием, числительным: большой каменный замок, мой хороший знакомый, третий междугородний автобус

Можно вставить соединительный союз И: «Для поделки понадобились белые, красные, (И) синие листы бумаги »

Невозможно употребление с И: «В одной руке Татьяны была старая соломенная шляпа, в другой она держала авоську с овощами »

Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного

Относятся к разным частям речи: «Наконец-то дождались первого легкого морозца (числительное+прилагательное) и отправились в дорогу »

Это главные признаки, знание которых позволит без труда различать предложения с однородными определениями и неоднородными. А значит, правильно расставлять знаки препинания.

Кроме того, выполняя синтаксический и пунктуационный анализ предложения, нужно помнить о следующих важных моментах.

Определения, которые всегда однородны

  1. Стоящие рядом имена прилагательные характеризуют предмет по одному признаку: размеру, цвету, географическому положению, оценке, ощущениям и т.п. «В книжном магазине Захар заранее приобрел справочники по немецкой, итальянской, французской культуре ».
  2. Употребленная в предложении группа синонимов: они один и тот же признак называют по-разному. «С раннего утра все в доме пребывали в веселом, праздничном настроении, вызванном вчерашней новостью ».
  3. Определения, стоящие после имени существительного, за исключением терминов, таких, как кран мостовой грейферный. Например, у А. Пушкина в стихотворении находим: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ». В этом случае каждое из прилагательных относится непосредственно к имени существительному, при этом логически выделяется каждое определение.
  4. Однородные члены предложения представляют собой смысловую градацию, т.е. обозначение признака по нарастанию. «Сестры, охваченные радостным, праздничным, лучезарным настроением, не могли больше скрывать эмоций ».
  5. Несогласованные определения. Например: «В комнату бодро вошел высокий человек в теплом свитере, с сияющими глазами, завораживающей улыбкой ».

Сочетание одиночного прилагательного и причастного оборота

Нужно остановиться также на следующей группе определений. Это употребленные рядом и относящиеся к одному существительному прилагательное и причастный оборот. Здесь пунктуационное оформление зависит от положения последнего.

Однородными практически всегда являются определения, соответствующие схеме "одиночное прилагательное + причастный оборот". Например, «Вдали виднелись темные, возвышающиеся над лесом горы ». Однако если причастный оборот употреблен перед прилагательным и относится не к существительному, а ко всему сочетанию, правило «знаки препинания при однородных определениях» не работает. Например, «На влажную землю плавно опускались кружащиеся в осеннем воздухе желтые листья ».

Нужно учитывать еще один момент. Рассмотрим такой пример: «Посреди густых, потемневших в сумерках, развесистых елочек с трудом можно было разглядеть узенькую тропку, проложенную к озеру ». Это предложение с обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами. Причем первое из них располагается между двумя одиночными прилагательными и уточняет значение слова «густых». Потому по правилам оформления однородных членов выделяется на письме знаками препинания.

Случаи, когда запятая не обязательна, но предпочтительна

  1. Однородные определения (примеры их часто можно найти в художественной литературе) обозначают разные, но обычно сопровождающие друг друга причинные признаки. Например, «На ночных, (можно вставить ПОТОМУ) пустынных улочках отчетливо виднелись длинные тени от деревьев и фонарей ». Другой пример: «Вдруг до слуха старика донеслись оглушительные, (ПОТОМУ) страшные удары грома ».
  2. Предложения с эпитетами, дающими разноплановую характеристику предмету. Например, «И теперь, глядя на большое, бледное лицо Лужина, она... исполнилась... жалости » (В. Набоков). Или у А. Чехова: «Наступила дождливая, грязная, темная осень ».
  3. При употреблении прилагательных в переносном значении (близки к эпитетам): «Большие, рыбьи глаза Тимофея были грустны и внимательно смотрели прямо перед собой ».

Подобные однородные определения - примеры это показывают - являются прекрасным средством выразительности в художественном произведении. С их помощью писатели и поэты подчеркивают отдельные значимые детали в описании предмета (лица).

Исключительные случаи

Иногда в речи можно встретить предложения с однородными определениями, выраженными сочетанием качественного и относительного прилагательных. Например, «Еще недавно на этом месте стояли старые, низкие дома, теперь же красовались новые, высокие ». Как показывает данный пример, в подобном случае выделяются две группы определений, относящихся к одному существительному, но имеющих противоположное значение.

Еще один случай касается определений, связанных между собой пояснительными отношениями. «Совсем другие, чужие мальчику звуки послышались из открытого окна ». В этом предложении после первого определения будут уместны слова «а именно», «то есть».

Правила постановки знаков препинания

Здесь все зависит от того, как связаны между собой однородные определения. Запятые ставятся при бессоюзной связи. Пример: «На крыльце сидела на стуле невысокая, морщинистая, горбатая старуха, молча указавшая на раскрытую дверь ». При наличии сочинительных союзов («как правило», «и») знаки препинания не нужны. «Бабы в белых и синих домотканых рубахах всматривались в даль, надеясь узнать приближавшегося к ним всадника ». Таким образом, на данные предложения распространяются пунктуационные правила, применимые ко всем синтаксическим конструкциям с однородными членами.

Если определения неоднородные (их примеры рассмотрены в таблице), запятая между ними не ставится. Исключение составляют предложения с сочетаниями, допускающими двоякое толкование. Например, «После долгих споров и размышлений было решено прибегнуть к другим проверенным методам ». В данном случае все зависит от значения причастия. Запятая ставится, если перед словом «проверенными» можно вставить «а именно».

Заключение

Анализ всего вышесказанного подводит к выводу, что пунктуационная грамотность в большей степени зависит от знания конкретного теоретического материла по синтаксису: что такое определение, однородные члены предложения.

В русском языке между неоднородными определениями запятая не
ставится, между однородными определениями запятая ставится.
Несколько согласованных определений, не связанных между собою
союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным)
словом, тогда как между собой они находятся в отношениях
перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между
ними можно поставить союз и):
Приведем пример:
Красные, желтые тюльпаны. Желтые тюльпаны. Красные тюльпаны. Красные
и желтые тюльпаны.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной
интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и.
Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным)
словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с
определяемым словом, тогда как второе связано уже со
словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:
Приведем пример:
Короткий пассажирский состав.
В данном предложении с главным словом состав связано ближайшее к
нему определение – короткий.
Определение короткий связано со всем словосочетанием – пассажирский
состав (Пассажирский состав является коротким).

Определения являются однородными, если
:

Обозначают отличительные признаки разных предметов;
Приведем пример:
Синие, белые мячи – синие и белые мячи; мячи были синими; мячи были
белыми.

Обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с
одной стороны;
Приведем пример:
Деревянный, сгоревший сарай – деревянный и сгоревший сарай; сарай был
деревянным; сарай был сгоревшим.

Характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте
объединяются каким-то общим признаком;
Приведем пример:
Солнечный, прекрасный день – «Солнечный, а потому и прекрасный»;
пасмурные, тоскливые дни – «пасмурные, а потому и тоскливые».

В условиях контекста между определениями создаются синонимические
отношения;
Приведем пример:
острая, режущая боль в ноге – в данном контексте формы острая и
режущая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по
значению.

Представляют собой художественные определения – эпитеты;
Приведем пример:
Овальные, кошачьи глаза.

Образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает
выражаемый им признак;
Приведем пример:
радостное, праздничное, лучезарное настроение.

За одиночным определением следует определение, выраженное причастным
оборотом, то есть причастием с зависимым словом;
Приведем пример:
Седые, аккуратно причёсанные волосы.

Стоят после определяемого слова;
Приведем пример:
Волосы седые, причёсанные.

Второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно.
Приведем пример:
Нормальное, мирное сосуществование государств – нормальное, то есть мирное сосуществование государств.

Определения являются неоднородными, если они:

Характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:
Приведем пример:
маленький деревянный сарай – «размер и материал»,
деревянный сарай был маленьким;
серые овальные тучи – «цвет и форма»,
овальные тучи были серыми;
пузатое ореховое бюро – «форма и материал»,
ореховое бюро было пузатым;

Неоднородные определения чаще выражаются :

Местоимением и прилагательным;
Его новая машина.

Качественным и относительным прилагательными;
Маленький деревянный сарай.

Относительным прилагательным и одиночным причастием;
Запущенный фруктовый сад.

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

Просмотров