Разновидности культурно массовых мероприятий. Методика проведения массовых мероприятий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы:

  • 1) традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;
  • 2) элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
  • 3) массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что в клубном деле не бывает мелочей. Каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

  • 1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.
  • 2. Рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).
  • 3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).
  • 4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.
  • - организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;
  • - проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;
  • - короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;
  • - проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;
  • - дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

К частным методикам социально-культурной деятельности относятся методики массовых, групповых и индивидуальных форм воздействия.

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов, ибо массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными по организации и проведении

Массовые формы социально-культурной деятельности носят активный характер, являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме социально-культурной деятельности имеются 4 основных компонента методики; содержание, композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве.

Праздники связанны с массовостью, большим количеством людей. Массовые формы предполагают большое количество людей, одновременно и в одинаковой степени участвующих в воспитательных, развлекательных мероприятиях учреждения досуга.

Характерные особенности массовой аудитории:

  • - Состав массовой аудитории нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию даже в течение одной акции.
  • - При значительном сходстве устремлений и интересов массовой аудитории, она состоит из людей, заметно отличающихся друг от друга. Даже сравнительно однородная аудитория (вечер старшеклассников, профессиональные праздники) объединяет людей разных вкусов, склонностей, интересов.
  • - В целом, фактор публичности благоприятен для формирующего воздействия, но налагает некоторые ограничения, так в содержании массовых форм приоритет должен отдаваться проблематике, тематике, которые затрагивают общие взгляд, чувства.

Организационно-методические черты массовых мероприятий: популярность изложения фактов, средства и приемы активизации аудитории должны иметь сильную эмоциональную окраску, тщательно разрабатываются эпизоды, которые построены на общих действиях, собравшихся, на ярком проявлении общих чувств.

Аудиторию массовых мероприятий надо целенаправленно формировать. Лишь в некоторых случаях (праздники, гуляния, ярмарки) приглашаются все.

Массовая форма имеет верхний и нижний предел в зависимости от формы мероприятия, (например: аудитория диспута должна быть многочисленной, чтобы были представлены различные точки зрения. Но собрав слишком большую аудиторию, можно сорвать диспут, каждый не выскажет свое мнение) Стабилизация массовой аудитории должна быть предметом постоянной заботы. Если мероприятие прошло сухо, формально, то на следующей встрече вы будете иметь вновь дело нестабильной аудиторией.

Формы организации массовой аудитории:

  • - лекции, доклады, информации; конференции;
  • - экскурсии, концерты, представления, диспуты;
  • - вечера отдыха, массовые праздники, шествия, демонстрации;
  • - массовые гуляния, карнавалы, аукционы;
  • - фестивали, дискотека, конкурсы, интеллектуально-игровые программы;
  • - шоу-программы.

Групповые формы работы.

Очевидное отличие групповых форм от массовых - численность, но это не главный признак. Точную грань провести сложно (лекция для 25 и беседа для 25 человек).

Признаки групповых форм работы:

  • - Состав отличается значительной однородностью (образование, возраст), общность интересов.
  • - важный показатель - индивидуальные особенности людей, главное их социально - психологическое отношение (симпатии и антипатии, лидерство)
  • - массовые формы создают благоприятные условия для проявления эмоций, то групповые формы работы направлены, прежде всего, на познавательные интересы, поисковые, творческие формы активности.
  • - групповые формы возникают, как правило, на основе профессиональных или возрастных интересов (имеет значение специфика местных условий);
  • - групповые формы дают возможность контакта каждого с каждым. Легче преодолевается барьер неуверенности в своих способностях.

Методика подготовки групповых форм социально-культурной деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы, общения друг с другом. При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, потому что методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличие материальных средств.

Методика подготовки групповых форм предполагает: изучение закономерностей творческого процесса в творческих коллективах и любительских объединений.

Методика групповых форм имеет структуру, которая соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует, воспитанию участников коллектива позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников. При организации групповых форм работы необходимо учитывать: национальные, возрастные, профессиональные особенности.

В коллективе художественного творчества и любительских объединениях участники реализуют свои творческие возможности через совместную творческую и общественно- полезную деятельность. Публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей, конкурсов, смотров. Анализ деятельности творческих объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, они часто выступают как субъекты технологического процесса. В объединениях происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками участников.

Групповые формы организации:

  • - беседа, консультация, творческая встреча, викторина,
  • - клубные объединения, творческие коллективы;
  • - коллективы научно-технического творчества,
  • - кружки прикладного творчества.

Инициативные группы:

Клубная гостиная, музыкальный салон, деловые игры, аукцион.

Сочетание массовых и групповых форм работы:

Рациональное сочетание массовых и групповых форм работы способно не только расширить охват аудитории, но и обогатить воздействие на посетителей. Поочередное включение одних и тех же людей то в групповые, то в массовые формы работы могут идти в 2 основных вариантах:

"От группы к массе" Успех многих праздников, конкурсов, диспутов, концертов в решающей мере зависит от ярких эмоциональных реакций аудитории, от подготовки организаторов, участников самодеятельности.

Способ "от массы к группе" главная задача этого способа - стабилизировать заинтересованность группы и в дальнейшем включить их в активную жизнь учреждения.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговых учреждениях предполагает: сознательное, целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Поэтому необходимо учитывать:

  • - социальные, национальные особенности;
  • - психологические и эмоциональные черты;
  • - возрастные и демографические данные;
  • - образовательные и профессиональные качества личности.

Методика индивидуального воздействия на личность приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в культурно-досуговых учреждениях условий для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей. Посетитель всегда должен найти в культурно-досуговых учреждениях то, что ему может быть интересно: общение с друзьями в уютной обстановке, бильярдные комнаты, игровые залы, кафе, читальный зал, компьютерный зал, тренажерный зал и (неорганизованный досуг). Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание на базе культурно-досуговых учреждений информационно-справочного стола (график работы, подбор дежурных консультантов, журнал учета поступающих вопросов) В качестве консультантов могут выступать: юристы, психологи, педагоги, врачи, работники государственных органов (военкомат, отдел социального обеспечения) Значительное место в методике СКД занимают индивидуальные занятия, которые проводятся коллективах самодеятельного творчества, (кружки прикладного творчества - резьба, чеканка, вышивание)

Вывод: методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов:

Всестороннее изучение личности и определения основных форм.

Рассмотрим структуру анализа культурно-массового мероприятия:

  • 1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую информацию о мероприятии: его наименование, порядковый номер, уровень, периодичность, категорию участников, форму проведения и т. п.
  • 2. Дата проведения мероприятия.

Этот параметр также анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарного мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию личности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь проводится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия.

3. Время проведения мероприятия.

Здесь проводится анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия.

4. Цель проведения мероприятия.

Здесь описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структурирование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

5. Анализ структуры мероприятия.

Анализируется удачное использование формы культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, выставка, спектакль, концерт, лекторий, народный университет, тематический вечер, устный журнал, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности.

  • 6. Производственные показатели приоритетных направлений клубной деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:
    • а) Просвещение.

Оценка этого показателя содержит ответ на вопрос: использовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное, правовое, экологическое и т. д.?

б) Организация досуга.

Здесь следует указать, на какие категории населения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).

в) Развитие жанров народного творчества.

Рассказывается, какие жанры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.).

г) Сохранение традиционной народной культуры!

Здесь говорится о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т. д.).

7. Количественные показатели. Анализируются количественные показатели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информационных) с точки зрения их взаимосвязи в периодическом изменении данного мероприятия.

В предлагаемой структуре анализа приводятся наиболее часто используемые показатели деятельности учреждений культуры клубного типа, хотя они могут варьироваться в зависимости от особенностей учета культурно-досуговой деятельности, принятого в муниципальных образованиях.

Количественные показатели лучше привести в виде таблицы.

Таблица 4. Количественные показатели культурно-массового мероприятия

Наименование показателя

Планируемое значение показателя

Фактическое значение показателя

Соотношение фактического и планируемого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение фактического показателя с аналогичным предыдущего периода

Количество участников мероприятия. Из них:

Количество зрителей. Из них:

детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Бюджетные средства

Внебюджетные средства, полученные за счет предпринимательской деятельности

Целевые средства и пожертвования

8. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.

Анализ культурно-массового мероприятия, проведенный по данной форме, заменяет и детализирует простую справку о проведении мероприятия, на основании которой вносится запись в журнал учета массовых мероприятий учреждения культуры клубного типа. Анализирование культурно-массового мероприятия позволяет создать базу данных о проводимых однотипных мероприятиях. Это позволяет улучшить качество проводимых однотипных мероприятий, а также на основании имеющейся статистики более эффективно планировать творческие проекты.

Проведение анализа культурно-массового мероприятия - это функция методическая. В учреждениях культуры клубного типа с большой штатной численностью, таких как межпоселенческий (районный) Дом культуры или городской Дворец культуры в штатном расписании предусмотрена ставка методиста. В небольших по штатной численности учреждениях это должен выполнять специалист, ответственный за проведение культурно-массового мероприятия. Предложенная расширенная структура анализа позволяет дифференцированно анализировать, что значительно облегчает труд специалиста.

Как наверное известно читателям, прошедшим летом был принят закон, резко ужесточивший ответственность за нарушения, связанные с проведением массовых мероприятий. Об обстоятельствах принятия этого закона писал и я .

Однако закон был принят и подписан. Среди различных вводимых им новелл, была и :

"Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры...".

Статья эта достаточно революционна и направлена, как следовало из обстоятельств ее принятия, против акций наподобие "прогулки писателей по Москве", состоявшейся в мае 2012 г. В знак протеста против действий правоохранительных органов. Однако сразу после принятия статья зажила самостоятельной жизнью. И вот, не прошло и трех месяцев после ее принятия – а автор данных строк участвует чуть ли не в первом России процессе, когда кого-либо привлекают по данной статье.

Возможно, жители Санкт-Петербурга даже могли слышать об этом деле – 25 июня сего года ряд поклонников Майкла Джексона по традиции (это день его смерти) пришли к консульству США в Санкт-Петербурге на Фурштатской улице, чтобы возложить цветы, поставить свечи и отдать дань памяти его деятельности.

Эта благая попытка закончилась тем, что в отношении одного из поклонников возбудили дело по указанной статье, обвинив его в организации "массового одновременного пребывания граждан", повлекшем помехи движению пешеходов или транспортных средств".

"Массовое пребывание" – это сколько?

Первый и ключевой вопрос дела вынесен в подзаголовок. В самом деле, что такое "массовое пребывание"? Сама статья () ответа на вопрос не дает. А ведь отсутствие правовой определенности – очень большой недостаток закона. В рассматриваемом нами случае у консульства, по данным полиции, присутствовало около 15 человек – неужели в нашем сознании эта цифра ассоциируется со словом "массовое"?

Автор данных строк в своей работе над делом нашел только две небольшие точки опоры для решения вопроса. Прежде всего, это статья 8 Закона "О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях ", исправленная тем же законом, что ввел в КоАП РФ статью 20.2.2. Согласно указанной статье, установлена обязанность органов власти установить "единые специально отведенные … для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения … места". При этом законом должна быть определены "нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек".

Исходя из совокупности данных норм, можно, как мне кажется, сделать вывод, что для массового пребывания требуется не менее 100 человек. Дополнительной весомости этот вывод получит, когда начнут приниматься и вступать в силу соответствующие законы субъектов Российской Федерации.

Другим косвенным ориентиром может выступать Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 "О противопожарном режиме". В пункте 5 данного Постановления упоминаются объекты "на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей". Можно ли утверждать, что для зданий и для открытых мест "массовое пребывание людей" должно значительно отличаться?

А сроки давности какие?

Вторым важным правовым вопросом, подлежащим разрешению в суде, является вопрос о сроках давности по указанной статье. Согласно статье 4.5. КоАП РФ , "постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено … по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев.

В нашем случае, спорные события имели место 25 июня, а очередное заседание назначено на 03 октября. Так что же, победа в любом случае?

Не спешите, отвечает суд. Мы считаем, что по данному составу срок давности составляет один год – и ссылается на выдержку из той же статьи 4.5.:

"за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях – по истечении одного года".


Однако именно указанная позиция суда вызывает у меня сомнения.

Дело в том, что в той же главе 20 КоАП РФ содержится самостоятельная статья 20.2, озаглавленная "нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". При этом ее заголовок полностью подходит к формулировке из статьи 4.5. Коап РФ, в отличие от нормы статьи 20.2.2.

Сам же Закон "О собраниях …", упомянутый выше, никакого правового регулирования "массового пребывания граждан" не содержит. Получается любопытная ситуация. Ориентиров для определения численности соответствующий закон нам не дает, как не регулирующий данную сферу, в то же время мы ссылаемся на него, чтобы оправдать увеличение срока давности по делу. Я с указанной позицией не согласен.

Ну что ж, дождемся официальных выводов суда по обоим вопросам, отраженных в судебном акте, вступившем в законную силу, после чего вернемся к этому, увы, ставшему актуальным, вопросу.

Виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, спортакиады, праздничные представления.

3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно:

Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;

Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;

Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих

специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;

Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;

Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы. Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.

Организаторы мероприятия, а также лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.

Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.

При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.

Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать уровень безопасности напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его огромным потоком энергии для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социальных и культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, уровень альтернативности в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении наболевших проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов, программ и мероприятий дл молодёжи.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные уровни,формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».Мазаев А.И.. . Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес - PR./ Современные аспекты экономики № 14(85) - СПб.: «Инфо-да», 2005.

Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника объясняется взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею и найти другой подход.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные правила, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы,праила, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать всю полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

· абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

· свободный выбор молодёжью разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мировозрение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных гуманных действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил его личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие молодёжи. И действительно, диапазон задач молодёжных праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, молодёжных клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему молодёжных праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации молодёжного праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. . Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1986

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании молодёжью окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

Можно выделить следующие виды праздников:

1. Религиозные праздники

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

2. Языческие праздники

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны.

В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.

3. Частные праздники

Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

4. Корпоративные праздники

Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

5. Детские праздники

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Нужно рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. . Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - /СПб.: «Инфо-да», 2005

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней». Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

Фестиваль первоначально возник в Великобритании вначале 18 века. С французского фестиваль (festival) переводится как празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный. В 20 в. получили распространение международные музыкальные фестивали.

Музыкальные фестивали это циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.

Музыкальный фестиваль посвящается музыке. Так постепенно стали входить в традицию публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация умений. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями. Если присутствует соревновательный момент - то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.

У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Тем самым общество становится активным сторонником развития музыкальной культуры, более внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.

Одна из главных задач музыкальных фестивалей - лоббирование интересов музыкальной культуры и искусства. Не менее важная задача - пропаганда различных музыкальных направлений, привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей.

Проведение массовых профилактических мероприятий и акций неразрывно связано с пропагандой здорового образа жизни. Целесообразно проводить их одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, коммерческих структур, частных лиц, средств массовой информации. Данные мероприятия должны быть нацелены на привлечение широкого круга подростков и молодежи.

Планируя профилактическую работу, стоит учитывать основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля -- Всемирный день здоровья, 31 мая - Международный день отказа от курения, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 10 октября - Всемирный день охраны психического здоровья, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

Мероприятия и акции по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах, исходя из специфики каждого мероприятия.

В зависимости от цели мероприятия, от того, какой общественный резонанс вы хотите получить, предполагаемого количества участников, а также иных факторов, они могут иметь различный масштаб: от микроучастка учреждения, который акцию проводит, до краевого уровня. К проведению этих мероприятий привлекаются не только молодежь, но и родительская общественность, творческие и спортивные коллективы, учреждения культуры или спорта, общественные организации, спонсоры из числа предпринимателей и другие заинтересованные организации и лица из числа жителей района, города (артисты, спортсмены, общественные деятели). Подготовка и проведение этих мероприятий отражаются в средствах массовой информации (печатные издания, радио- и телеканалы).

Мероприятия профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни по своим формам могут быть организованы как конкурсы творческих работ (изобразительного искусства, прикладного творчества, литературного творчества, социальной рекламы), праздники здоровья, концерты, молодежные акции и многое другие.

Цели мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания молод?жи к проблемам распространения и употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ через активизацию творческого потенциала подростков и молод?жи;

Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни; массовое молодёжное мероприятие праздник

Профилактика различных видов зависимостей (курение, алкоголизм,

наркомания);

Пропаганда физкультуры и спорта и др.;

Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодежи и взрослого

населения как необходимого условия развития человека и достижения

социального успеха;

Выявление отношения подростков и молодежи к здоровому образу жизни и употреблению наркотических веществ посредством литературного творчества.

Молодежные акции

Одна из форм первичной профилактики зависимого поведения -

молодежные акции различной направленности: музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, лотереи и др.

Важна наполняемость любой такой акции ненавязчивыми элементами

профилактики. В любой акции должна быть музыка. Но она должна сопровождаться различными элементами познавательного и позитивного характера, побуждающими к размышлениям по заданной проблеме.

В зависимости от места проведения, масштаба (школа,район,город),финансирования -сценарии различны.

Разработка акции:

Любое мероприятие, в том числе и массовое, начинается с обсуждения

концепции. Инициативная группа оговаривает тематику, идеи и цели, на какую аудиторию рассчитана акция, какую смысловую нагрузку должна нести.

Определяется и согласовывается место и время проведения. Массовые мероприятия могут проводиться с 9 до 21 часов. Мероприятия на открытых 10площадках вблизи жилых домов могут проводиться с 9 до 22 часов.

Определяются партнеры акции и их роль в проведении мероприятия.

Распределяются зоны ответственности среди организаторов акции:

Например, кто отвечает за подбор творческих номеров, кто за PR-компанию, кто за связь со СМИ, кто за конкурсную программу, кто за изготовление информационных материалов (буклетов, листовок), кто занимается поиском спонсоров.

Приглашаются аниматоры и артисты.

Организация любого массового мероприятия начинается с подбора

помещения или места, где он будет проводиться. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и инвентаря (в том числе торговых павильонов с угощением и дегустацией).

Не последнюю роль в проведении акции играет ведущий, который должен уметь «держать» аудиторию, ориентироваться во внештатных ситуациях, быть динамичным, эффектным, с поставленной речью.

Следует уделить внимание оформлению места проведения акции: сцене,прилегающей территории, конкурсным площадкам. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их качество, чтобы внимание аудитории привлекло главное,раскрывающее идею мероприятия.

И, конечно же, необходимо согласовать юридические и административные вопросы мероприятия.

До получения разрешения на проведения массового мероприятия его организатор не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени проведения, изготавливать и распространять с этой целью рекламные материалы.

Заявление (уведомление) о проведении массового мероприятия подается в письменной форме непосредственно в исполнительный комитет городского совета, или направляется по почте, как правило, не позднее, чем за 10 дней до намечаемой даты его проведения. Заявление (уведомление) должно содержать следующие сведения:

Цель, форма, место проведения массового мероприятия;

Маршруты движения (для демонстраций, шествий);

Время начала и окончания массового мероприятия;

Предполагаемое количество участников массового мероприятия;

Фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона (рабочий, домашний,

мобильный) лица, уполномоченного организаторами массового мероприятия внести (заявление) уведомление, а также лиц, ответственных за обеспечение общественного порядка, безопасности участников массового мероприятия;

Необходимость (отсутствие необходимости) использования звукоусилительной аппаратуры;

Подписывается организаторами мероприятия.

Не секрет, что успех любого мероприятия зависит прежде всего от качества его организации. Организовать мероприятие, которое дарит позитивные эмоции, - непростая задача. А когда эти эмоции надо подарить сразу огромному числу людей, зарядить позитивом больше десяти тысяч человек?! Например, организовать большой музыкальный фестиваль в центральном парке города. И при этом обеспечить их безопасность, комфорт и хорошее настроение. Тогда задача усложняется во много раз. Причем сложной она становится еще только на моменте планирования мероприятия и его согласования. Именно об этих согласованиях мы постараемся рассказать в этой статье.

Все массовые мероприятия можно разделить на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты) и культурные, спортивные, театральные мероприятия, включая мероприятия частного характера. Организация первой группы мероприятий носит в основном разрешительный порядок и регулируется законодательством о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях (мы подробно писали о них в номере сайт 4-2012). Вторая группа мероприятий носит в основном уведомительный характер.

Основным городским актом, устанавливающим процедуру согласования массовых мероприятий в Москве, является Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве». Организаторами указанных мероприятий могут быть юридические или физические лица, являющиеся инициаторами мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Согласно данному документу, мероприятия делятся на две группы: до 5000 и свыше 5000 человек. Уведомление о намерении провести массовое мероприятие в зависимости от количества его участников направляется для рассмотрения:

  • за 45 дней - на массовое мероприятие с количеством участников свыше 5000 человек либо если массовое мероприятие проводится на территории нескольких административных округов - в мэрию Москвы;
  • за 30 дней - на массовое мероприятие до 5000 человек - префектам или главам управ (на совсем небольшое по численности мероприятие) соответствующих административных округов Москвы.

Уведомление должно содержать информацию о названии мероприятия, программу с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, контактной информации организаторов мероприятия. Уведомления рассматриваются в течение 10–15 дней, по результатам выносится распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия.

Массовые мероприятия, проведение которых связано с определенными рисками (например, при осуществлении торговли или организации фанзоны) должно быть обеспечено присутствием полиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью.

При планировании и рекламе мероприятий следует также обратить внимание на закон о рекламе (№38-ФЗ от 13 марта 2006 г.) и законодательство об устройстве фейерверков (Постановление правительства Москвы от 24.06.2003 №494-ПП «О местах проведения праздничных артиллерийских салютов и мерах по упорядочению в г. Москве устройства фейерверков негосударственными организациями»).

Вот основные организационные составляющие успеха. Дело только за знанием и четким соблюдением всех регулирующих норм и актов, слаженной работой организаторов и оперативным взаимодействием с администрацией.

Ключевые определения

Массовое мероприятие - требующее согласования с органами исполнительной власти города разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8:00 до 23:00.

Организатор массового мероприятия - юридические или физические лица, являющиеся инициаторами проведения массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Объект проведения массового мероприятия - здание или сооружение либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения городские площади, улицы, водоемы и другие территории.

Администрация объекта проведения массового мероприятия - юридическое, физическое лицо, в управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.

Супертехнологичная площадка с крупнейшими проекционными поверхностями в мире! Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Обратите внимание

1. Мероприятия, на которых осуществляется торговля или возможны иные действия, связанные с получением прибыли, должны быть обеспечены полицейским, медицинским, противопожарным и иным сопровождением (осуществляется на договорной основе).

2. Уборка места проведения мероприятия и прилегающей территории, обслуживание мобильных туалетов - на основании уведомления Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы (осуществляется на договорной основе).

3. Администрация объекта проведения мероприятия:

  • принимает распорядительный документ с указанием конкретных задач для всех служб объекта, участвующих в проведении мероприятия;
  • не менее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия составляет акт готовности объекта;
  • за сутки и за 4 часа до начала массового мероприятия совместно с представителями правоохранительных и противопожарных органов, органов исполнительной власти проводит обследование объекта, включая предприятия торговли и общественного питания;
  • за 1,5 часа до начала мероприятия утверждает расстановку лиц, ответственных за определенные места, выставляет контрольно-распорядительную службу;
  • информирует по окончании мероприятия должностных лиц, принимавших распоряжение о согласии на его проведение.

4. Проведение фейерверков.

Устроитель фейерверочного показа (только юридическое лицо) должен иметь:

  • лицензию на право проведения фейерверочных показов, а также согласованную с ГУ МВД по г. Москве и Главным управлением МЧС России по г. Москве выкопировку схемы места проведения фейерверочного показа с обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны;
  • специалистов, заключивших с ним трудовые договоры и соответствующих квалификационным требованиям по проведению фейерверочных показов;
  • автотранспорт, пригодный для перевозки используемой пиротехнической продукции и оборудования;
  • пусковое оборудование для проведения фейерверочных показов;
  • технологическую документацию, регламентирующую безопасность выполняемых работ;
  • разрешение на проведение фейерверка, выданное Департаментом региональной безопасности г. Москвы (запрос рассматривается не менее чем за 5 дней, разрешение выдается не менее чем за 4 дня до проведения фейерверка).

5. Ответственность организаторов

Административная или уголовная - в зависимости от деяния.

Основные законодательные акты для организатора массовых мероприятий

1. Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве».

2. Постановление правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. №869-ПП «О мерах по организации и проведению праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных показов в городе Москве».

4. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

Понятие массовых мероприятий, их виды.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие массовых мероприятий, их виды.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия ʼʼмассовое мероприятиеʼʼ, можно выделить три основных признака˸

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам˸ по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ ʼʼО собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированияхʼʼ содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий˸

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в т.ч. с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Понятие массовых мероприятий, их виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие массовых мероприятий, их виды." 2015, 2017-2018.

Просмотров