Русское палестинское общество. Императорское Православное Палестинское Общество

17 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась встреча Алексия II с руководством Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Святейший Патриарх пожелал участникам встречи благословенных успехов в их трудах, отметив, что все больше паломников из России и других стран посещают Святую Землю.

"Мы предполагали, что в новом XXI веке будет увеличиваться поток паломников в Палестину. Для них при поддержке Палестинского общества была построена в Вифлееме гостиница… Вооруженное противостояние на этих землях оказало свое разрушительное действие, но с Божией помощью мы преодолели ряд трудностей, - констатировал Патриарх, - и гостиница в настоящее время принимает паломников, прибывающих в Вифлеем".

Корреспондент Православия.Ru обратился с просьбой к председателю Императорского Православного Палестинского Общества, члену-корреспонденту Российской Академии наук, известному историку Древней Руси и Русской Православной Церкви Я.Н.Щапову с просьбой ответить на ряд вопросов.

Ярослав Николаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Общества и возрождении его деятельности в наши дни.

Можно сказать, что среди многих общественнных организаций в современной России есть одно, которое отличается и характером деятельности, и составом, и, главное, своей историей. Это Императорское Православное Палестинское Общество - одно из старейших в России, созданное еще в 1882 году. Несмотря на название, это - светская, а не церковная организация, хотя Русская Православная Церковь в лице своих членов - иерархов, священников и мирян - участвует в его работе.

Общество было создано более 120 лет назад, тогда, когда из России ежегодно разными путями приезжали на Святую Землю - колыбель христианской веры сотни и тысячи людей, чтобы поклониться местам, где жил и учил Сын Божий. Евангельское учение оживало в их сердцах, соединяясь с дивными образами этой земли. Облегчить им эту трудную и дорогую дорогу, сделать возможным сносный ночлег в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и других местах, обеспечить возвращение на родину - вот одна из первых целей, которую ставили перед собой организаторы Общества.

Наряду с этим стояла задача помощи православным в Палестине, принадлежавшей тогда Оттоманской империи. Там жили не только православные греки, которые имели своего патриарха и свои школы, но и православные арабы, которые нуждались в духовной и материальной поддержке такой великой православной державы, как Россия. Католическая церковь вела активную деятельность на Святой Земле, обустраивала храмы и монастыри. И Россия также стремилась через Русскую духовную миссию в Иерусалиме оказывать поддержку местному православному населению и паломникам, всячески содействуя открытию детских школ, строительству больниц...

Инициатором создания Православного Палестинского Общества и его первым председателем стал Великий Князь Сергей Александрович. После его убийства в 1905 году деятельность Общества продолжалась под покровительством Великой Княгини, преподобномученицы Елисаветы Федоровны, мощи которой покоятся в Иерусалиме.

Обществу оказывали поддержку императоры и члены их семей, не случайно оно получило почетное наименование Императорское. В начале ХХ века ИППО насчитывало около 5 тысяч членов, а пользовались помощью Общества в Палестине ежегодно до 10 тысяч человек. Благодаря его активности и усилиям русских дипломатических представителей в Палестине, удалось приобрести несколько десятков зданий и земельных участков, основать монастыри, которые служили целям Общества.

На русские деньги была построена Русская больница в Иерусалиме; в Палестине, Сирии и Ливане работало более 100 школ для православных арабов, где преподавался и русский язык.

После революции 1917 года благодаря авторитету членов Общества - известных в стране ученых - удалось сохранить его существование, но только в одном виде деятельности - научном. Общество стало именоваться «Российским Палестинским Обществом», его периодическое издание «Православный палестинский сборник» стал называться просто «Палестинским сборником». В нем публиковались статьи по истории Ближнего Востока, Средиземноморья, арабского мира.

Только в 1992 году Президиум Верховного Совета РСФСР вернул Обществу его историческое название, рекомендовал Правительству принять меры к восстановлению его традиционной деятельности, возвращению ему имущества и прав. Год спустя Министерство юстиции РФ перерегистрировало Общество в качестве правопреемника и дореволюционного Императорского Православного Палестинского Общества и Российского Палестинского Общества советского времени.

Сейчас ИППО возрождает традиционную для него деятельность, и мы надеемся, что в свое время, с Божией помощью, нам удастся воссоздать - хотя бы частично - ту обширную деятельность, которую Общество вело до революции.

На встрече с Патриархом поднимались насущные вопросы сегодняшней работы Общества. Не могли бы Вы остановиться на этом подробнее.

Начну с того, что при Обществе существует Комитет почетных членов, которые выбираются на нашем общем собрании. В его состав входят по традиции выдающиеся деятели России, а его Председатель - Святейший Патриарх Алексий. В последнее время решено обновить состав Комитета почетных членов с тем, чтобы они оказывали реальную помощь Обществу.

Предварительно был составлен новый список, и Святейший Патриарх утвердил его. В него входят сам Патриарх, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, великая княгиня Мария Владимировна как представительница Российского Императорского дома, Председатели Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, мэр Москвы, мэр и губернатор Петербурга, видные ученые, общественные деятели, предприниматели, оказывающие помощь Обществу.

Следующий вопрос, рассмотренный на встрече с Патриархом, - о собственности Общества на Святой Земле. Дело в том, что при советском руководителе Хрущеве российская собственность была продана государству Израиль. Собственность Общества была брошена без пользователей. Мы неоднократно туда ездили и выясняли возможности ее возвращения.

В Иерусалиме есть здания, которые принадлежали Обществу. Они выделяются тем, что на их фасаде размещен знак Императорского Православного Палестинского общества - изображение яйца, креста, буквы ХВ, цитата из псалма. Прежде всего, было несколько таких подворий, в частности, Сергиевское подворье, названное так по имени Великого князя Сергея Александровича, а также Александровское, Елисаветинское…

Сейчас на верхних этажах, например, Сергиевского подворья располагается экологическое общество Израиля, а на нижнем этаже царит полная разруха - сыпется штукатурка, протекает потолок… В таком виде застали мы это здание, когда приехали туда в первый раз. Кстати, само здание не было продано Израилю, просто в 1956 оно было оставлено представителями Общества из-за начавшейся войны между Израилем и Египтом.

Главная задача сейчас - вернуть в собственность Общества Сергиевское подворье. После наших поездок мы доложили о сложившейся ситуации министру иностранных дел С.В. Лаврову и президенту России В.В. Путину. Тогда и был поставлен вопрос о возвращении подворья. Сейчас эта проблема активно разрабатывается, и одним из итогов встречи с Патриархом стало благословение на продолжение процесса возвращения Сергиевского подворья.

Кроме того, на нашей встрече обсуждалась издательская и научная деятельность Общества.

- Прежде всего, речь идет о судьбе дневника одного из самых деятельных руководителей Русской духовной миссии в Иерусалиме - архимандрита Антонина (Капустина). Это крупнейший научно-издательский проект, который, безусловно, найдет благодарного читателя. Архимандрит Антонин - создатель «русской Палестины», историки говорили впоследствии, что ему одному Россия обязана тем, что «твердой ногой встала у Гроба Господня».

Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году, но начальником Русской Духовной Миссии стал только четыре года спустя. Главное, что он сумел сделать для Русской Церкви - это укрепление положения Миссии в Палестине, создание нормальных условий для пребывания русских людей во Святой Земле. Для этого он начал покупать земельные участки по всей Палестине, на которых его стараниями возводились монастыри, храмы, приюты для паломников.

Первое приобретение архимандрит Антонин сделал в Хевроне в 1862 году: это был участок земли с растущим на нем Мамврийском дубом - отпрыском той дубравы Мамре, под одним из деревьев которой патриарх Авраам принимал Господа, явившегося ему в виде трех странников. (Быт. 18, 1-15). В 1871 году архимандрит Антонин купил в селении Эйн-Карем близ Иерусалима (евангельская Горняя - «нагорная страна, город Иудин», где был рожден Иоанн Креститель; Лк. 1, 39-80) обширную плантацию оливковых деревьев. Вскоре там стал действовать Горненский женский монастырь, хорошо известный сегодня среди российских паломников. Со временем в Иерусалиме и его окрестностях были устроены и другие женские монастыри: Спасо-Вознесенский на Елеонской горе, Гефсиманский с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Приобретение земель в Палестине было связано с немалыми трудностями. В Османской империи не признавались юридические лица - купить землю можно было лишь на имя физического лица, но не иностранца. Неоценимую помощь отцу Антонину в приобретении земель оказывал православный палестинец Яков Халеби, а также посол России в Константинополе граф Игнатьев.

Активно проводил отец Антонин и археологические изыскания: в 1883 году были произведены раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат, через которые вели на казнь Спасителя, и пропилеи Константиновой базилики. На этом месте позднее был воздвигнут храм в честь благоверного князя Александра Невского.

Дневник архимандрита Антонина представляет собой уникальный церковно-исторический источник, охватывающий 30-летний период. Именно эти 30 томов, относящиеся к его деятельности в Святой Земле, и предполагается публиковать. Эти поистине драгоценные рукописи, хранящиеся в Петербурге, уже переведены в цифровой формат и готовятся к изданию.

Конечно, это огромная работа, для осуществления которой Общество нуждается в помощи Русской Православной Церкви, привлечении государственных деятелей и ученых, поддержке спонсоров. Для этого формируется Издательско-попечительский комитет, в который дали согласие войти Святейший Патриарх Алексий и министр иностранных дел С.В.Лавров. Планируется завершить издание дневника к 2017 году - 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина).

- Какова оценка Святейшим Патриархом многогранной деятельности Общества?

Патриарх высоко оценил работу Общества за период 2003-2005 г.г. Нам удалось организовать курсы русского языка для палестинцев в Вифлееме. Их цель - укрепить дружественные отношения между нашими народами, помочь палестинцам в овладении русским языком. Можно сказать, что эти курсы - лишь «первая ласточка»; мы знаем, что они востребованы и в других палестинских городах.

Мы развиваем традиции ИППО и в научной деятельности. Ежегодно при содействии Общества организуются научные конференции. Уже прошли конференции, посвященные 200-летию со дня рождения Великой Княгини Елисаветы Федоровны, 100-летию со дня гибели Великого Князя Сергея Александровича, конференция, посвященная Великомученику и целителю Пантелеимону. Мы провели также конференцию, посвященную разделению Западной и Восточной Церквей в 1054 году, - «Православная Византия и латинский Запад». Очень интересными оказались материалы конференции «Паломничество в истории России».

Но самое главное, нам удалось организовать одну из конференций на Святой Земле - с помощью Русской Духовной Миссии и Российского посольства в израильском университете Скопус. В ней участвовали как специалисты из России, так и израильтяне и палестинцы. Темой для нее была выбрана роль Иерусалима в русской культуре. Кстати, тех, кто нам помогал в организации этой встречи - и с израильской стороны (ректора университета Скопус), и с палестинской (например, Махмуда Аббаса - главу Палестинской Автономии), - мы предложили внести в списки ассоциированных почетных членов Общества.

Значимым этапом на пути Общества явилась его регистрация в минувшем году в Международном комитете при ООН неправительственных организаций по социально-экономическим вопросам (ЭКОСОС). Мы очень благодарны Министерству иностранных дел РФ за содействие в этом деле. Мне довелось также посетить посольства ближневосточных государств: Египта, Иордании, Израиля, Ливана, Сирии. Мы обратились к ним с просьбой поддержать организацию деятельности нашего Общества на территории этих стран.

Ежегодно у нас выходит «Православный Палестинский сборник». Издательством «Индрик» опубликованы художественные альбомы, посвященные строительству церкви Марии Магдалины на Елеонской горе и русским археологическим раскопкам в Иерусалиме. Сейчас мы также переиздали книгу одного из основателей дореволюционного Общества - В.Н. Хитрово о паломничестве в Палестину.

В настоящее время Общество представлено в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и даже Молдавии. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы испросили благословения у Патриарха на открытие филиалов Общества в тех епархиях, где они существовали до революции и содействовали паломникам из российских губерний в поездках на Святую Землю.

Надо сказать, что в начале XX века таких отделений насчитывалось 52. Общество тогда активно организовывало паломнические туры - из Одессы шли дешевые пароходы в Хайфу, а уже на территории Святой Земли наших паломников размещали в специально построенных для них домах. Сейчас Общество этим не занимается (такова функция, например, Паломнического центра Московского Патриархата и общества «Радонеж»), но стремится создать максимально благоприятные условия для пребывания паломников на Святой Земле.

Патриарх выразил удовлетворение и благодарность Обществу за ту работу, которая была проведена в последние годы, и пожелал благословенных успехов в дальнейшей деятельности.

С Ярославом Николаевичем Щаповым беседовал Василий Писаревский.

3 декабря 2017 года в 18.00 в Колонном зале Дома Союзов состоится торжественный вечер, приуроченный к 135-летнему юбилею старейшей в России Международной общественной организации — Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

Императорское Православное Палестинское Общество, созданное Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени, ведет отсчет своей истории с 1882 года.

8 мая 1882 года был утвержден Устав Общества, а 21 мая того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень.

С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Исторический девиз Общества: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Первоначально Общество называлось «Православным Палестинским». Основные цели Общества – поддержание духовных связей России со Святой Землей, сохранение культурного и исторического наследия, развитие дружественных связей России со странами и народами Ближнего Востока, гуманитарные и просветительские миссии в ближневосточном регионе, содействие православному паломничеству, поддержание Православия – эти благородные цели тесно связаны с традиционными духовно-нравственными нашего народа и внешнеполитическими приоритетами Российского государства.

Первым Председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович Романов, выдающийся российский государственный и общественный деятель, генерал-лейтенант, генерал-губернатор Москвы.

После трагической гибели Великого князя – Председателем Общества стала Великая княгиня Елизавета Федоровна – урожденная принцесса Гессен-Дармштадская, дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, внучка английской королевы Виктории, старшая сестра императрицы Александры Федоровны – супруги императора Николая II.

Под ее председательством Общество торжественно отметило в Петербурге свой 25-летний юбилей.

Император Николай II почтил Елизавету Федоровну рескриптом, начертав, что под руководством Елизаветы Федоровны Общество сохранило приобретенное им доверие населения и свое значение в Святой Земле. Государь так подвел итоги за четверть века деятельности ИППО: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся. За 25 лет Обществом было выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».

Свои полномочия Елизавета Федоровна сложила после Февральской революции и отречения от престола императора Николая II. 6 апреля 1917 года Совет Православного Палестинского Общества, уже лишившегося наименование «Императорского», принял отставку Великой княгини. Почетное наименование «Императорское» Общество получило Высочайшим указом 24 марта 1889 года. Этим указом утверждалась и передача Палестинскому Обществу функций Палестинской Комиссии.

А ранее, 18 октября 1884 года, общее собрание ППО ставит вопрос о предоставлении Обществу права открывать отделы в различных городах империи. Они были призваны активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины.

Первым отделом стал самый отдаленный, Якутский отдел, открытый 21 марта 1893 года. В нем было 18 членов.

19 декабря того же года был открыт Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 по апрель 1895 года, было открыто еще 16 отделов Общества. Они были также призваны развернуть пропагандистскую и научно- популярную работу среди населения по ознакомлению с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.

К началу 20 века Обществу принадлежало в Палестине 8 подворий. В одном Иерусалиме: в черте Старого Города – Александровское, близ Храма Гроба Господня; в составе так называемых Русских Построек – Елизаветинское, Мариинское и Николаевское; рядом – Новое, получившее после гибели Великого князя Сергия Александровича наименование Сергиевское подворье, неподалеку еще одно — Вениаминовское, подаренное ИППО в 1891 году игуменом Вениамином.

В начале 20 века были построены подворья в Назарете и Хайфе. В общей сложности через подворья ИППО проходило за год более 10 тысяч паломников. Кроме того, земельные участки и объекты недвижимости были в Вифлееме, Айн-Кареме, Назарете, Кане Галилейской, Афуле, Хайфе, Иерихоне, Рамаллахе – всего 28 участков.

ИППО содержало для паломников и местных жителей Русскую больницу в Иерусалиме и ряд амбулаторий: в Иерусалиме, Назарете, Бет-Джале, Дамаске. У Общества были и свои храмы – два в России (Николо-Александровский храм в Петербурге, Сергиевский скит в Калужской губернии) и два в Палестине: семиглавый храм Марии Магдалины в Гефсимании, храм св. Александра Невского на Александровском подворье, небольшая часовня в Сергиевском подворье. Канонические церкви в то время подчинялись, как и все зарубежные, петербургскому митрополиту, а материальная часть – строительство, ремонт, содержание – оставались за Палестинским Обществом.

Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме

В канун Первой мировой войны в Обществе состояло около 3 тысяч членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой Земле.

В 1917 году из названия исчезло слово «Императорское», а в 1918 году было изъято и слово «Православное». При Академии наук СССР стало действовать Российское Палестинское Общество, деятельность которого была сведена к научным исследованиям Академии наук того периода.

Спустя 110 лет со дня основания Общества 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление восстановить историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имущества и прав.

Примечательно, что в деятельности по восстановлению исторической справедливости принимал тогда и нынешний Председатель ИППО Сергей Степашин, в то время депутат Верховного Совета РФ.

Сегодня под руководством С.В.Степашина при содействии МИД России, Русской Православной Церкви, государственных и общественных структур Россия возвращается на Ближний Восток в формат своего исторического присутствия в регионе, строит культурные центры, школы, музейно-парковые комплексы, возвращает объекты российской собственности.

Как известно, в 1964 году правительство СССР объявило себя единственным собственником большей части этого имущества и продало его Израилю за 3.5 млн. израильских лир (4,5 млн. долларов). В соответствии с Соглашением, получившим название «апельсиновая сделка», были проданы среди прочих объектов дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, несколько участков земли в Хайфе, Афуле и в других святых местах.

В перечень объектов «апельсиновой сделки» не вошли здания Русской Духовной миссии и Свято-Троицкого Собора в Иерусалиме. 28 декабря символ русского присутствия в Святой Земле — Сергиевское подворье было возвращено в российскую собственность и сегодня над ним развивается исторический флаг ИППО.

Императорское Православное Палестинское Общество как неправительственная организация

  • отстаивает позиции России на Ближнем Востоке,
  • утверждает православное присутствие в библейском регионе,
  • укрепляет многообразные духовные, культурные и гуманитарные связи России с народами и странами Ближнего Востока,
  • ведет серьезную научную и паломническую деятельность,
  • осуществляет гуманитарные миссии,
  • отстаивает фундаментальные права христиан, которые переживают не лучшие времена, а в ряде стран региона подвергаются гонениям и насилию.

Общество традиционно имеет высокий уровень доверия в ближневосточном регионе и в настоящий период успешно развивает общественную дипломатию. С 2005 года ИППО имеет консультативный статус при ЭКОСОС ООН, который позволяет вести международную и правозащитную деятельность в этом влиятельном международном институте.

Сегодня в Обществе состоит более 1000 человек, исповедующих вековые христианские ценности. В России и за рубежом активно действуют отделения и представительства ИППО – региональные и зарубежные.

В 2012 году Императорское Православное Палестинское Общество было удостоено Благодарности Президента Российской Федерации.

История Императорского Православного Палестинского Общества продолжается.

Существует удивительная связь между домом №3 по улице Забелина, Марфо-Мариинской обителью в Москве и храмом Марии Магдалины в Иерусалиме.

В Иерусалиме, на склоне Елеонской горы в Гефсимании обращает на себя внимание небольшой православный храм, его купола ярко блестят на ближневосточном солнце среди зелени Гефсиманских садов.

Это храм Марии Магдалины, освящённый в 1888 году в честь умершей в 1880 году российской императрицы Марии Александровны, урождённой принцессы Гессенской.

Храм построен созданным в 1882 году русским Императорским Православным Палестинским обществом (ИППО), для чего был выкуплен участок земли. Первым председателем общества был великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

В наши дни ИППО воссоздано и зарегистрировано в Москве в доме №3 по улице Забелина.

Общество создавалось для популяризации православия в странах Ближнего Востока и организации православного паломничества в Святую Землю.

В Палестине, Сирии, Ливии были созданы школы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавался русский язык.

Для приёма паломников открылись подворья, в них можно было получить один бесплатный обед, оставить свои вещи в камере хранения. При подворьях работали больницы и магазины с более дешёвыми, чем в городе, продуктами и сувенирами.

Паломники добирались в Святую Землю морским путём из Одессы до Яффы, причём билет на пароход стоил на сорок процентов дешевле, чем для обычных пассажиров.

На освящении церкви Марии Магдалины присутствовали великие князья, члены императорской фамилии, в том числе жена Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна, также как и его мать, гессенская принцесса. На торжественной церемонии она завещала похоронить её именно в этом храме.

После гибели великого князя Сергея Александровича, генерал - губернатора Москвы, от руки террориста Каляева в 1905 году, председателем Императорского общества стала его жена Елизавета Фёдоровна.

В 1909 году на собственные средства, продав ценные вещи и драгоценности, Елизавета Фёдоровна основала в Москве на Большой Ордынке монастырь, она же стала его настоятельницей. Свою жизнь Елизавета Фёдоровна посвятила милосердию и делу помощи обездоленным. Церковь при открытой в обители больнице освятили в честь жён - мироносиц Марфы и Марии.

Кроме больницы в обители работали школа и бесплатная столовая для малоимущих людей.

Во время Первой мировой войны в Марфо - Мариинском женском монастыре был организован госпиталь.

В 1912 году в обители построен храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту А.В.Щусева.

В 1917 году над настоятельницей монастыря нависла угроза расправы из-за её немецкого происхождения, её добрые деяния в расчёт не принимались. Ей неоднократно поступали предложения от английского правительства покинуть страну. Елизавета Фёдоровна приходилась внучкой британской королеве, однако она отвергла все предложения, решив разделить судьбу своей новой Родины.

В 1918 году Елизавета Фёдоровна была арестована и вывезена с другими членами императорской семьи в Алапаевск. Там арестованных казнили, сбросив живыми в заброшенную шахту.

Тела погибших белогвардейцы подняли из шахты и вывели в Китай. В 1921 году, следуя завещанию великой княгини, её останки перевезли в Иерусалим и захоронили в церкви Марии Магдалины.

В настоящее время в Гефсимании работает женский православный монастырь, основанный в 1934 году.

Марфо - Мариинская обитель была закрыта в советский период, в Покровском храме открыли клуб и кинотеатр, в алтаре установили скульптуру Сталина.

В настоящее время обитель возрождена, в храме возобновлены службы.

В 1992 году Елизавета Фёдоровна причислена к лику преподобных священномучениц.

Современное ИППО с помощью российского и израильского правительств пытается вернуть подворья в Иерусалиме и эта деятельность приносит обнадёживающий результат.

Пропаганда православия на Святой Земле продолжается.

Юрий Трифонов

Лисовой Н.Н., кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

«Императорское православное палестинское общество: XIX – XX – XXI вв.».

Отечественная история. 2007 г. № 1. C. 3-22.

Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) - старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация. Его деятельность и наследие в истории отечественной национальной культуры уникальны по своему значению. Уставные задачи Общества - содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество со странами библейского региона - тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Равным образом и огромный пласт мировой истории и культуры не может быть правильно осмыслен вне связи с Палестиной, ее библейским и христианским наследием.

Задуманное еще зачинателями русского дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное в 1882 г. державной волей Александра III, ИППО в дореволюционный период пользовалось государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.), а затем, до 1917 г., вел. кн. Елизавета Федоровна. Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием ИППО на Ближнем Востоке, позволили ему выстоять в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою работу сегодня.

Деятельность ИППО долгое время не являлась предметом комплексного исследования историков. До 1917 г. единственной работой на эту тему была неоконченная монография А. А. Дмитриевского "Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века" (автор довел изложение лишь до 1889 г. - времени его слияния с Палестинской Комиссией) 1 . В послеоктябрьский период Православному Палестинскому Обществу, Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме и другим подобным учреждениям были посвящены только краткие юбилейные заметки в соответствующих выпусках "Палестинского сборника" 2 . Ситуация изменилась лишь в последние годы. В историко-архивных византологических изданиях и в периодической печати появилось несколько статей, связанных с данной темой 3 . В Санкт-Петербурге вышла монография израильского арабского историка О. Махамида, посвященная истории школ Палестинского Общества, их значению для формирования нескольких поколений арабской национальной интеллигенции 4 .

Автор настоящей статьи подготовил и издал 2 тома документов, исследований и материалов "Россия в Святой Земле" 5 и монографию "Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в." (М., 2006). В Институте востоковедения РАН история русско-палестинских отношений стала темой кандидатской диссертации И. А. Воробьевой 6 и книги Б. Ф. Ямилинца 7 .

В зарубежной историографии истории ИППО посвящены 2 обобщающих работы - "Русские интересы в Палестине" Ф. Дж. Ставру 8 и "Русское присутствие в Сирии и Па-

лестине. Церковь и политика на Ближнем Востоке" Д. Хопвуда 9 . Сильной стороной первой монографии является использование греческих источников, при этом центр тяжести исследования смещается в область русско-греческих церковно-политических противоречий. Хопвуд - крупный арабист, знаток политической борьбы российской и британской дипломатий на Ближнем Востоке. Естественный недостаток обеих работ - незнание русского архивного материала, независимо от желания или позиции авторов обедняющее и нередко искажающее общую картину.

Настоящая статья не только дает обобщающий обзор истории ИППО, отмечающего в нынешнем году 125 лет своего служения России, отечественной науке и культуре, но также открывает некоторые, неизвестные прежде исследователям, страницы его деятельности.

"Несимметричный ответ": Парижский мир и Русский Иерусалим

Отношения России с христианским Востоком (византийским и поствизантийским миром), восходящие еще к эпохе Крещения Руси, не прерывались ни в эпоху монгольского ига, ни после захвата Константинополя крестоносцами (1204 г.) и турками (1453 г.). В императорский период (XVIII-XIX вв.), когда в международных трактатах и конвенциях тема святых мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса, Россия лишь продолжала вековые традиции своих связей с православными народами Османской империи - и своей исторической ответственности за них.

Не всегда явно формулируемая, эта тема ответственности неизменно выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности императорской России. Подлинным водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны, самое возникновение которой было связано, как известно, с традиционной для России попыткой защиты прав православного населения Турецкой империи. После окончания войны, вопреки ее тяжелым для России результатам, русской дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении, используя древнюю, давно, казалось, забытую, но легко поддающуюся активизации стихию русского православного паломничества. Если в первый свой приезд в Палестину (1830 г.) А. Н. Муравьев встретил в Иерусалиме всего лишь около двух десятков застрявших там в связи с войной российских паломников, а к середине XIX столетия их бывало в Святой Земле от 200 до 400 человек в год 10 , то к началу Первой мировой войны через учреждения ИППО проходило ежегодно до 10 тыс. человек 11 . Из инстинктивного, неуправляемого народного движения паломничество становилось инструментом умелой - и не только церковной - политики. В Париже еще не был подписан мирный договор 1856 г., а о русском проникновении на Восток уже заговорили... в Иерусалиме. Был найден новый внешнеполитический подход, призванный компенсировать проигрыши и уступки, и состоял он, в духе времени, в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле, а, значит, собственного плацдарма проникновения 12 .

Первым шагом стало создание в 1856 г. Русского общества пароходства и торговли с руководством в Петербурге и главной портовой базой в Одессе. Учредителями Общества были флигель-адъютант, капитан 1 ранга Н. А. Аркас и владелец пароходов на Волге Н. А. Новосельский. Для поощрения и поддержки Общества правительство обязалось производить ему в течение 20 лет помильную плату (около 1.5 млн. руб. в год), выдавать 64 тыс. руб. в год на ремонт судов и приобрести 6670 акций компании на сумму 2 млн. руб. (половина суммы была внесена немедленно) 13 . Быстрота учреждения Общества, внимание к нему со стороны высших эшелонов власти, щедрое финансирование, предоставленное казной, - все свидетельствовало о важном значении, которое придавало ему правительство. Уже к концу 1857 г. в распоряжении Общества находилось 17 пароходов и 10 - на верфях. (Для сравнения: в канун Крымской войны вся паровая флотилия Одесского порта состояла из 12 судов). Первые капитаны судов, офицеры и суперкарго РОПИТ - все были из русского военного флота.

В целях централизации управления строительством и эксплуатацией паломнических подворий Палестины 23 марта 1859 г. в Санкт-Петербурге был создан Палестинский Комитет во главе с братом царя, вел. кн. Константином Николаевичем 14 . Александр II приказал отпустить на его цели из Государственного казначейства 500 тыс. руб. Был открыт также ежегодный церковный сбор (так называемый "Вербный", или "Палестинский"). За 5 лет существования Палестинского Комитета в его кассу поступило 295550 руб. 69 коп. кружечного сбора, в среднем - по 59 тыс. руб. в год, что, по справедливому замечанию А. А. Дмитриевского, "нельзя не признать для эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости весьма благоприятным результатом". Использовались и другие виды добровольных пожертвований. Так, от откупщиков разных губерний было получено 75 тыс. руб., от камергера Яковлева - 30 тыс. руб. По отчетам Комитета, к концу 1864 г. его капитал составил 1003259 руб. 34 коп 15 .

Не останавливаясь на подробностях приобретения участков и возведения Русских построек, отмечу только, что запущенный маховик паломнического движения требовал дальнейшего расширения материальной базы в Палестине. Русские постройки приняли первых паломников в 1864 г. Главная цель, которую преследовали в Петербурге, создавая Палестинский Комитет, была достигнута: "Русская Палестина" стала реальным духовно-политическим фактором в жизни христианского Востока 16 . Правда, ее материальное обеспечение отнюдь не было блестящим. Палестинские подворья по прошествии лет ветшали, становились тесны для растущего потока паломников; общественность била тревогу, а бюрократические отчеты Палестинской Комиссии, сменившей одноименный комитет, оставались казенно-благополучными: рассчитывали на непритязательность и безропотность простонародной паломнической массы 17 . Назревала новая реорганизация русского дела на Востоке с выдвижением на первый план (при по-прежнему решающей роли государственных структур и церковной "кружки") более свободной и демократической общественной инициативы, воплощением которой явилось Православное Палестинское общество.

Создание Палестинского Общества

Для удобства анализа деятельности ИППО необходимо наметить некоторую периодизацию. История Общества знает 3 больших периода: дореволюционный (1882 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский (с 1992 г. до настоящего времени). При более внимательном рассмотрении деятельность ИППО дореволюционного времени явственно распадается, в свою очередь, на 3 этапа. Первый открывается созданием Общества 8 мая 1882 г. и заканчивается его преобразованием и слиянием с Палестинской Комиссией 24 марта 1889 г. Второй обнимает отрезок времени с 1889 г. до первой русской революции 1905 - 1907 гг. и завершается для Общества рядом трагических утрат: в 1903 г. умер его основатель и главный идеолог В. Н. Хитрово, в феврале 1905 г. бомбой террориста был убит первый председатель вел. кн. Сергий Александрович, а в августе 1906 г. скончался секретарь А. П. Беляев. С уходом "отцов-основателей" завершился "восходящий" героический этап в жизни Палестинского общества. Последний, третий период, помещающийся "между двух революций", связан с приходом к руководству вел. кн. Елизаветы Федоровны в качестве председателя и профессора А. А. Дмитриевского в качестве секретаря 18 . Завершается он началом Первой мировой войны, когда реально прекратилась работа российских учреждений на Ближнем Востоке и оборвалась связь с ними, или, формально, Февральской революцией и отставкой вел. кн. Елизаветы Федоровны.

Внутри "советского" периода также можно заметить определенные хронологические градации. Первые 8 лет (1917 - 1925 гг.) я определил бы как период "борьбы за выживание". Растеряв в революционной ломке и разрухе старорежимные титулы, Российское Палестинское общество при АН СССР (так оно стало называться) только в октябре 1925 г. было официально зарегистрировано НКВД. После нескольких "спокойных" (т.е. никакой деятельностью не отмеченных) лет, в течение которых ушли из

жизни и из науки большинство дореволюционных деятелей Общества, в том числе академики Ф. И. Успенский (председатель РПО в 1921 - 1928 гг.) и Н. Я. Марр (председатель в 1929 - 1934 гг.), РПО плавно переходит в совершенно виртуальный режим существования: никем формально не закрытое, оно мирно прекращает функционирование. Это "усыпленное" существование продолжается до 1950 г., когда по "высочайшему" указанию Общество было реанимировано в связи с изменением ситуации на Ближнем Востоке - возникновением государства Израиль. Последующие десятилетия трудно, но приходится назвать "периодом возрождения". Распад Советского Союза в 1991 г. и последовавший всесторонний политический и экономический кризис, казалось, вновь поставили под вопрос само существование Общества. Лишенное материальной и иной поддержки, оно вынуждено было искать для себя новый статус и новые, независимые источники финансирования. Воспользовавшись ситуацией, Общество смогло восстановить свое историческое имя: Императорское Православное Палестинское Общество (постановление Верховного Совета от 25 мая 1992 г.). Названная дата открывает новейший период в истории ИППО.

Рассмотрим подробнее каждый из периодов. Инициатором создания ИППО выступил известный российский палестиновед, видный чиновник Министерства финансов В. Н. Хитрово (1834 - 1903) 19 . Интерес к Востоку возник у него задолго до основания Общества. Летом 1871 г. состоялась его первая поездка в Палестину. Тяжелое, беспомощное положение русских паломников и безотрадное состояние Иерусалимской Православной церкви произвели на вполне благополучного петербургского чиновника сильное впечатление. Особенно повлияло на Хитрово знакомство с рядовыми паломниками - простолюдинами, как их тогда называли: "Много нападали на наших поклонников по святым местам, а между тем только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русского имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый из далека бедуин. Отнимите вы этого мужичка - и исчезнет "Москов", единственный еще поддерживающий в Палестине русское влияние. Отнимите его, - и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды" 20 .

Оставалось ответить на вопрос, многим тогда в России непонятный: зачем нам Палестина? Для Хитрово ситуация была предельно ясна: вопрос присутствия на Ближнем Востоке он считал ключевым для всей российской внешней политики. Он писал: "Относительно политических интересов укажу только, что мы - естественные наследники греков везде, где существует православие, что бить турок можно не на одном Дунае, не одною поддержкою православных славян, но и на Евфрате и прибрежьях Средиземного моря, опираясь на православное арабское население. Через Грузию и Армению мы почти соприкасаемся с Палестиной и охватываем Малую Азию. Не на Гиндукуше или Гималаях произойдет борьба за преобладание в Азии, а на долинах Евфрата и в ущельях Ливанских гор, где всегда оканчивалась мировая борьба о судьбе Азии" 21 .

Пробудить религиозный и тем более политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании было в те "позитивистские" годы не так просто. Успеху стараний Хитрово на рубеже 1870 - 1880-х гг. способствовал ряд обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Серьезное влияние оказал подъем в обществе православно-патриотического сознания, связанный с русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг., когда русские войска едва не овладели Константинополем. Восточный вопрос и русское дело на Востоке приобрели совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс. И хотя волна энтузиазма сменилась вскоре разочарованием, наступившим после Берлинского трактата, само поражение горчаковской дипломатии в Берлине требовало реванша.

Мартом 1880 г. датирована записка Хитрово, представленная вел. кн. Константину Николаевичу, возглавлявшему когда-то Палестинский Комитет. Хитрово указывал на угрожающий рост католического присутствия в Иерусалиме. Перспектива массового отпадения в унию православных арабов (которые были главным союзником России в Палестине и Сирии) была налицо 22 . По прочтении записки вел. кн. Константин Николаевич 11 марта 1880 г. пригласил ее автора к себе в Мраморный дворец, а 2 недели спустя в зале Императорского Географического общества состоялось "чтение" (нечто среднее между докладом и публичной лекцией) Хитрово "Православие в Святой Земле". Опубликованный текст доклада составил первый выпуск нового в русской научной литературе издания - "Православного Палестинского сборника", выпускавшегося автором на собственные средства. На титульном листе значилось: "Издание В. Н. Хитрово" 23 .

Публичные чтения Хитрово и книга "Православие в Святой Земле" (1881 г.) вызвали большой общественный резонанс. Но решающее значение в истории основания ИППО имело паломничество в Святую Землю 21 - 31 мая 1881 г. вел. кн. Сергия и Павла Александровичей и вел. кн. Константина Константиновича (их двоюродного брата, впоследствии известного поэта К. Р., президента Академии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (22 мая 1880 г.) и убийство Александра II (1 марта 1881 г.). Неизвестно, кто подсказал великим князьям мысль о поминальном паломничестве. Видимо, идея возникла спонтанно: императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.

Тесный контакт с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином способствовал личному заинтересованному отношению Сергия Александровича к проблемам Русской Палестины 24 . Вскоре после возвращения великих князей в Петербург, Хитрово с помощью их воспитателя адмирала Д. С. Арсеньева и адмирала Е. В. Путятина добился аудиенции у вел. кн. Сергия Александровича и убедил его встать во главе проектируемого Православного Палестинского общества. 8 мая 1882 г. был высочайше утвержден устав Общества, а 21 мая во дворце вел. кн. Николая Николаевича Старшего (также совершившего паломничество в Святую Землю в 1872 г.) в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви, состоялось его торжественное открытие.

Состав, источники финансирования, структура управления ИППО

Интересно проследить социальный состав создававшегося общества. Среди 43 членов-учредителей, составлявших, по образному выражению Ф. Ставру, "живописную группу", были люди разных интересов и занятий, которые, как правило, посетили святые места или занимались историей Востока и имели определенное представление о предмете своей будущей деятельности. "Проект требовал динамизма, - пишет историк, - и члены-учредители были полны решимости поставленные задачи выполнить" 25 .

Успех ИППО зависел от способности его руководителей избежать ошибок предшественников - РДМ и Палестинской комиссии. Показательно, что ни вел. кн. Константин Николаевич, ни граф Н. П. Игнатьев не вошли в список учредителей. Не было в нем ни Порфирия, ни Леонида Кавелина, ни Антонина, ни К. П. Победоносцева, несмотря на его близкие отношения с Сергием Александровичем. Единственным из ветеранов Палестинского Комитета и Палестинской Комиссии, допущенным в состав членов-учредителей ППО, был Б. П. Мансуров. Большинство названных лиц стали почетными членами ИППО со дня его открытия, но их отсутствие среди учредителей было своего рода лакмусовой бумажкой, сигнализировавшей, что новое Общество намерено планировать и строить свою работу с минимальной оглядкой на МИД и Синод.

Основной состав членов-учредителей можно разделить на 3 группы: аристократия, военная и гражданская высшая бюрократия и ученые. К аристократии принадлежало 10 человек: князья, графы, графини. Из великих князей, помимо Сергия Александровича, там был только его двоюродный брат вел. кн. Михаил Михайлович. Его появление в списке учредителей трудно объяснить, он никак не участвовал в дальнейшей деятельности Общества и по причине морганатического брака вынужден был даже провести остаток дней вне России. Гораздо более серьезными участниками были известный поэт и драматург, кн. А. А. Голенищев-Кутузов (1848 - 1913) и граф С. Д. Шереметев (1844 - 1918), член Госсовета и почетный член Академии наук, много писавший и публиковавший по русской истории и истории святых мест. Благотворительной деятельностью в пользу Церкви и православия за рубежом были известны адмирал граф Е. В. Путятин и его дочь графиня О. Е. Путятина. Прежде Путятин совершил паломничество в Святую Землю и пытался финансово помогать РДМ. Теперь семья Путятиных становилась крупнейшим благотворителем в пользу Палестинского Общества. К той же группе относился полковник, позже генерал, М. П. Степанов, сопровождавший Сергия Александровича в его паломничестве в Святую Землю в мае 1881 г. и избранный вскоре первым секретарем ИППО.

Ко второй группе среди прочих принадлежали: товарищ государственного контролера (впоследствии государственный контролер), писатель-славянофил, историк русско-греческих церковных отношений, автор книги "Современные церковные вопросы" (СПб., 1882 г.). Т. И. Филиппов, ставший первым вице-председателем ИППО, директор канцелярии Министерства финансов, в будущем директор Публичной библиотеки Д. Ф. Кобеко 26 и министр государственных имуществ М. Н. Островский.

Третью группу составляли: великий русский византинист В. Г. Васильевский, М. А. Веневитинов, известный своими исследованиями и лучшим изданием "Хождения игумена Даниила", церковный историк и археолог, профессор Киевской Духовной академии А. А. Олесницкий, автор единственной в русской литературе археологической монографии "Святая Земля" и др. К той же группе следует отнести литературоведа и библиографа С. И. Пономарева, создателя первого библиографического указателя "Палестина и Иерусалим в русской литературе" (СПб., 1876).

Членство в Обществе было открыто для всех, кто сочувствовал его задачам и целям и интересовался Святой Землей. Было 3 категории членов: почетные, действительные и члены-сотрудники. Число почетных членов первоначально ограничивалось 50-ю. Ими могли быть люди, известные заслугами или научными трудами о Святой Земле, или те, кто внес на счет ИППО пожертвование размером не менее 5 тыс. руб. Это делало почетное членство доступным только для крупных ученых, светских и церковных, а также для людей состоятельных. К последней группе относились члены императорской фамилии, высшая знать и иерархия Русской православной церкви. Они составляли главный источник финансирования различных проектов.

Состав действительных членов был ограничен 2 тысячами. Эта группа составляла костяк общества. Кто входил в их число? Рассмотрим, например, состав Кишиневского отдела, достаточно типичный для большинства региональных отделов. По списку на 1 марта 1901 г. в нем состояли: 2 почетных члена, 3 действительных, 26 членов-сотрудников (из них 5 пожизненных). Всего в отделе числился 31 человек. По социальному составу 22 члена относились к духовному сословию, в том числе: 1 архиепископ, 2 епископа, 2 архимандрита, 3 игумена, 1 иеромонах, 3 протоиерея, 10 священников. Иными словами, на 2/3 отдел состоял из лиц духовного звания. Светская часть отдела включала 9 человек. Среди них были 2 директора гимназий, директор реального училища, 2 преподавателя духовной семинарии, 1 купец 1-й гильдии, 1 местный служащий, 1 действительный статский советник и кишиневский ремесленный голова 27 . Два года спустя в отделе состояло уже 42 человека. Пополнение в основном было обеспечено все теми же духовными лицами. Ровно половину отдела теперь занимали священники (21, из них 12 - сельских). В результате духовных оказалось в составе отдела 33 человека, т.е. более 75% 28 .

20 января 1902 г. был открыт отдел ИППО в Тамбове. Список действительных членов отдела позволяет составить представление о его социальном составе. Среди действительных членов были правящий архиерей, губернатор, губернский предводитель дворянства, 1 генерал-лейтенант и 1 потомственный почетный гражданин. Членами-сотрудниками состояли председатель Тамбовской казенной палаты, ректор Духовной семинарии, 2 протоиерея, член тамбовской консистории, игуменья Вознесенского женского монастыря, городской голова, уездный воинский начальник, директор тамбовского Екатерининского учительского института, директор реального училища, губернский казначей, смотритель Второго духовного училища. Как видим, в Тамбове духовенство не составляло большинства, да и в целом социальный статус членов отдела был выше, чем в Кишиневе.

Одним из главных источников финансирования Палестинского Общества оставался Вербный сбор. По подсчетам всегда аккуратного и точного В. Н. Хитрово, доходы Общества имели следующую структуру: "В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп." 29 . Очевидно, русское дело в Палестине по-прежнему осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей. Соответственно, структура расходов ИППО (в процентах, или, как любил говорить Хитрово, "в каждом рубле расхода") выглядела так: "на поддержание православия (т.е. на содержание русских школ в Сирии и Палестине. - Н. Л.) - 32 коп., на пособие паломникам (на содержание русских подворий в Иерусалиме, Иерихоне и др. - Н. Л.) - 35 коп., на ученые издания и исследования - 8 коп., на сбор пожертвований - 9 коп., на общие расходы - 16 коп." 30 . Или, округленно, основные расходы Общества сводились "к 1 паломнику и 1 ученику: каждый паломник обошелся в 1899/1900 году в 16 р. 18 коп., за исключением полученных с каждого 3 р. 80 коп. - 12 р. 38 коп. Каждый ученик русских арабских школ - в 23 р. 21 коп." 31 . Смета ИППО на 1901/1902 г. была высочайше утверждена в 400 тыс. руб. (не считая единовременных расходов на строительство) 32 .

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины и были, в первую очередь, призваны епархиальные отделы Палестинского Общества, которые начали возникать с 1893 г. Как ни странно, первым из них стал самый отдаленный Якутский отдел, созданный 21 марта 1893 г. В нем числилось 18 человек, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. - единовременных взносов, 375 руб. - ежегодных членских взносов и 904 руб. - пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открылся Одесский отдел ИППО, а с января 1894 г. до апреля 1895 г. - еще 16 отделов. Цель их создания была двоякой - нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле и развертывание научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке.

В отличие от Кишиневского и Тамбовского отделов, другие были многочисленными. Так, в Екатеринбургском отделе числилось около 200 членов. В Донском за один год после открытия было принято в Общество 334 человека, к 1903 г. число членов возросло до 562 33 . Пропорционально росли и размеры собранных средств. За 1895 - 1900 гг. Донской отдел ИППО привнес в кассу Общества почти 40 тыс. руб., не считая Вербного сбора, которого за те же годы было собрано 14 333 руб 34 . Всего же со времени открытия Отдела по 1 января 1904 г. им было отослано в Совет ИППО в качестве членских взносов и единовременных пожертвований (не считая Вербного) 58 219 руб. Значительно выросло и число паломников из Донской обл. За указанные 5 лет было отмечено 922 паломника, тогда как за предыдущие 7 лет, до открытия Отдела, их отправилось в Палестину только 140 35 .

С Россией помогало поддерживать созданное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество . Оно ставило задачей создание сети... признала этого нововведения и образовала свое «Общество православных» . В 1926 г. оно было переименовано в « ...

  • Введение понятие о предмете «история поместных православных церквей»

    Учебный курс

    Поддерживать созданное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество . Оно ставило задачей создание... З. Д. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат Грузинской Православной Церкви // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67 ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Академии славянской культуры, действительный член Императорского православного палестинского общества . Общее обсуждение. 2. Сообщение рабочей группы...

  • Православное монашество Подолии IV – первая треть ХХ века (исторические очерки)

    Документ

    ...), вместо свободного существования обрушилась бездушная Императорская Казенщина. Эпоха становления в России абсолютизма... в свет во всей неприкосновенности в издании православного палестинского общества , под редакцией Н.П. Барсукова (СПб., 1885 ...

  • Просмотров