К обрабатывающей промышленности относятся. Раздел C

Промышленные предприятия

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Промышленные предприятия подразделяются на две большие группы отраслей: добывающую и обрабатывающую.

Добывающая промышленность.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

Обрабатывающая промышленность.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции, кинопромышленность (киноиндустрия).

Отрасль промышленности - объективно обособившаяся часть промышленности, объединяющая предприятия, производящие однородную, специфическую продукцию, имеющую однотипные технологии и ограниченный круг потребителей.

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная промышленность, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, медицинская промышленность, полиграфическая промышленность и др. промышленные производства.

2. с\х предприятия

Сельскохозяйственные предприятия можно классифицировать по многим основаниям. С точки зрения организационно-производственной формы они подразделяются на три типа: семейные, коллективные и антрепренерские (предпринимательские).

Семейное предприятие управляется преимущественно одной семьей. К данному типу относятся хозяйства колонов Древнего Рима, крестьянские хозяйства прошлых времен, современные семейные фермы.

Коллективные предприятия предполагают совместное владение работниками средствами производства и совместное управление хозяйством. Коллективные общинно-родовые хозяйства были первыми формами ведения хозяйства в истории человечества. Но и сегодня они кое-где сохраняются, хотя в большинстве случаев носят маргинальный характер.

Антрепренерские предприятия - это, как правило, крупные сельскохозяйственные предприятия, собственник которых чаще всего лично не участвует в производстве, но организует управление и привлекает в значительных масштабах наемный труд. К такой форме можно с определенной степенью условности отнести рабовладельческие плантации, феодальные поместья, юнкерские хозяйства.

К антрепренерскому типу можно с некоторой натяжкой отнести также колхозы, совхозы и госхозы, существовавшие в рамках социалистических экономик. В этом случае антрепренером (предпринимателем) выступало государство. Колхозы, по закону являвшиеся кооперативными предприятиями, на деле были собственностью государства.

Придание самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям, широкое развитие арендных отношений создают возможности в будущем закупать на договорных началах те виды сельскохозяйственной продукции и в тех объемах, которые необходимы для формирования государственного продовольственного фонда. Дисциплину закупок тесно увязывают с выполнением взаимных договорных обязательств на основе экономической ответственности как производителей продукции, так и ее заготовителей. После выполнения обязательств по договору оставшуюся часть продукции производитель может реализовать по своему выбору.

Предприятия строительства

Организационная структура предприятия строительной организации, фирмы - совокупность отделов и служб, занимающихся созданием и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению заданной программы (бизнес-плана). Современные организационные структуры предприятий в строительстве имеют множество модификаций в зависимости от объемов выполняемых СМР и территориально рассредоточенных объектов строительства. Они классифицируются по следующим признакам:

По характеру договорных отношений (контракту) - генподрядные и субподрядные;

По виду выполняемой работы - общестроительные, выполняющие основные виды общестроительных работ (земляные, бетонные, монтаж конструкций и др.), и специализированные, выполняющие один вид или комплекс однородных работ (отделочные, кровельные, электромонтажные, сантехнические и др.).

Различают также строительные организации, специализированные по видам строительства - промышленного, жилищно-гражданского, транспортного, сельскохозяйственного и др.

По району деятельности они функционируют как тресты-площадки, городского типа, территориальные и федеральные. Тресты-площадки создают для выполнения строительно-монтажных работ на крупных объектах в пределах одной строительной площадки. В их состав входят строительные участки. Строительные организации (предприятия) городского и территориального (регионального) типа выполняют работы в пределах одного города или региона. Федеральные строительные организации (предприятия) являются специализированными и выполняют работы в различных регионах страны.

Организационные структуры трестов также имеют различные модели. Возглавляет трест и отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности управляющий. В зависимости от объемов работ треста управляющий может иметь, кроме первого заместителя, еще от 1 до 3 заместителей главного инженера. Главный инженер отвечает за проведение технической политики и правильную организацию строительного производства, за внедрение достижений научно-технического прогресса. Заместители управляющего трестом отвечают за материально-техническое снабжение, экономическую работу в тресте и социально-бытовое обеспечение работников. Отделы треста, реализуя соответствующие функции управления, организуют работу по созданию условии для выполнения заданий строительного производства.

Предприятия транспорта

Транспортное предприятие - промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов. Транспортные предприятия подразделяются на предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, осуществляющие грузовые перевозки, и смешанные предприятия, осуществляющие как грузовые, так и пассажирские перевозки.


Похожая информация.


Включает:
- физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты, хотя это нельзя использовать как единый универсальный критерий для определения производства (см. ниже "переработка отходов")Материалы, вещества или преобразованные компоненты являются сырьем, т.е. продуктами сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, горных пород и минералов и продуктов других обрабатывающих производств. Считается, что значимые периодические изменения, обновление или преобразование продуктов относятся к производству.Произведенная продукция может быть готовой к потреблению или может представлять полуфабрикат для последующей обработки. Например, продукт очистки алюминия используется как сырье для первичного производства алюминиевых изделий, например алюминиевой проволоки, которая в свою очередь будет использована в необходимых конструкциях; производства техники и оборудования, для которого данные запасные части и аксессуары предназначены. Производство неспециализированных компонентов и деталей машин и оборудования, например двигателей, поршней, электромоторов, клапанов, шестеренок, подшипников, классифицируется в соответствующей группировке раздела C "Обрабатывающие производства", независимо от того, в состав каких машин и оборудования могут входить эти предметы. Однако производство специализированных компонентов и аксессуаров посредством отливки/формовки или штамповки пластиковых материалов включает в себя группировка 22.2. Сборка комплектующих частей и деталей также отнесена к производству. Данный раздел включает сборку целостных конструкций из составляющих компонентов, произведенных самостоятельно или приобретенных. Переработка отходов, т.е. переработка отходов для производства вторичного сырья вошла в группировку 38.3 (деятельность по обработке вторичного сырья). Хотя может производиться физическая и химическая переработка, это не считается частью обрабатывающего производства. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений). Однако производство новых готовых изделий (в противовес продукции, произведенной из вторичного сырья) относится ко всему производству в целом, даже если в данных процессах использованы отходы. Например, производство серебра из отходов пленки считается производственным процессом. Специальное техобслуживание и ремонт промышленных, коммерческих и подобных машин и оборудования в целом указаны в группировке 33 (ремонт и установка машин и оборудования). Однако ремонт компьютеров, бытовых устройств указан в группировке 95 (ремонт компьютеров, предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения), в то же самое время ремонт автомобилей описывается в группировке 45 (оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов). Установка техники и оборудования как узкоспециализированная деятельность классифицирована в группировке 33.20Примечание - Границы обрабатывающего производства с другими разделами данного классификатора могут не иметь четкой однозначной спецификации. Как правило, обрабатывающие производства включают переработку материалов для производства новой продукции. Обычно это совершенно новая продукция. Однако определение того, что представляет собой новая продукция, может быть несколько субъективнымПереработка подразумевает следующие виды деятельности, задействованные в производстве и определенные в данном классификаторе:
- переработка свежей рыбы (извлечение устриц из раковин, филетирование рыбы), выполняемые не на борту рыболовецкого судна, см. 10.20 ;
- пастеризация молока и розлив по бутылкам, см. 10.51 ;
- выделка кожи, см. 15.11 ;
- распиловка и строгание древесины; пропитка древесины, см. 16.10 ;
- печать и родственные ей виды деятельности, см. 18.1 ;
- восстановление протектора шин, см. 22.11 ;
- производство готовых к применению бетонных смесей, см. 23.63 ;
- гальванопокрытие, металлизация и тепловая обработка металла, см. 25.61 ;
- механическое оборудование для ремонта или переборки (например, двигателей автомобилей), см. 29.10 Также существуют виды деятельности, включенные в процесс переработки, которые отражены в других разделах классификатора, т.е. они не классифицируются как обрабатывающие производства.Они включают:
- лесозаготовки, классифицированные в разделе A (СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО);
- модификацию сельскохозяйственной продукции, классифицированную в разделе A;
- подготовку пищевых продуктов для немедленного потребления в помещениях, классифицированную в группировке 56 (деятельность предприятий общественного питания и баров);
- обогащение руды и прочих минералов, классифицированную в разделе B (ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ);
- строительные и сборочные работы, выполняемые на строительных площадках, классифицированные в разделе F (СТРОИТЕЛЬСТВО);
- деятельность по разбивке крупных партий товаров на мелкие группы и вторичный сбыт более мелких партий, включая упаковку, переупаковку или розлив в бутылки такой продукции, как алкогольные напитки или химикаты;
- сортировку твердых отходов;
- смешивание красок по заказу клиента;
- резку металлов по заказу клиента;
- пояснения к различным товарам, отнесенные к разделу G (ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ)

К отраслям обрабатывающей промышленности относятся металлургия, машиностроение, химическая промышленность, деревообрабатывающая, цементная, легкая, пищевая и другие.

Металлургия: обеспечивает черными и цветными металлами. Несмотря на уменьшающуюся конкуренцию пластмасс, сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике. Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежегодно. На развитые страны приходится около 80% ее производства, на развивающиеся – 20%. Главные производители стали – Япония (боле 200 млн.тонн), США, Россия, Украина, КНР, ФРГ.

В развитых странах Запада в последние годы идет уменьшение производства и потребления стали. В России также взят курс на сокращение металлоемкости продукции за счет экономии металла. Меньше также доля используемого металлолома. Основные экспортеры рудного сырья в зарубежном мире – Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.

Крупнейший поставщик железной руды – страны Восточной Европы – Россия. В США и ФРГ преобладают внутренние центры черного металла. В США – вблизи Великих озер (район Чикаго, Детройта), Балтимор на Атлантическом побережье, район Лос-Анджелеса на Тихоокеанском побережье. В Германии доминируют Рурский и Саарский металлургические районы. Среди развивающихся стран по производству металла: Бразилия, Индия, Республика Корея.

Цветная металлургия мира производит около 40 млн. тонн различных металлов в год. Главный – алюминий (17 млн.тонн). По производству алюминия США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведется в районах крупных ГЭС или в узлах мощных тепловых электростанций.

Медные руды – Чили, США, Замбия. Рафинированная медь – производители – США, Россия, Япония, ФРГ. Машиностроение: Самая сложная и разветвленная отрасль мировой промышленности. Энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др. Производят все: страны «Большой семерки», Россия, КНР. Страны Западной и Восточной Европы, также Бразилия, Индия, Сингапур и др. – специализируются на определенных видах.

В большинстве развивающихся стран существует не машиностроение, а металлообработка, представленная ремонтными мастерскими. Главная отрасль машиностроения – автомобилестроение. В мире ежегодно производится приблизительно 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Крупнейшие производители – Япония, США – более 10 млн. автомобилей.

Крупные автомобильные фирмы «Дженерал Моторс», «Форд», «Краслер» (США), «Тойота», «Ниссан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия) и др.

В России производится около 2 млн. автомобилей в год. Судостроение - Япония и Республика Корея. Также развиваются и другие отрасли машиностроения: вагоностроение и самолетостроение. Химическая промышленность: производимая химической промышленностью продукция: кислоты, удобрения, красители, лаки и краски, ядохимикаты, волокна, каучук, пластмассы и т.д. Размещение химической промышленности мира зависит от следующих факторов: природных, экономических, исторических и т.д.

К обрабатывающей промышленности относится ряд отраслей: металлургия, машиностроение, легкая и другие.

Она обеспечивает человечество конструкционными материалами -- черными металлами. Еще несколько десятилетий назад почти вся черная металлургия была сосредоточена в экономически развитых странах. Тогда выплавка металлов практически в первую очередь определяла экономическую мощь любой страны. Начиная с 70-х годов под влиянием энергетического кризиса темпы развития и размещения стали меняться, произошло резкое замедление развития этой отрасли. Данная тенденция объясняется тремя причинами: во-первых, в мире идет процесс общего сокращения металлоемкости продукции; во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами; в третьих, часть черной металлургии, как «грязное» производство, перемещается в страны третьего мира.

Для производства черных металлов необходимы и уголь, поэтому в течение долгих десятилетий география черной металлургии ориентировалась на соответствующие бассейны. Так возникли главные металлургические базы в , на Украине, в , в России (Центральная, Уральская, Сибирская металлургическая базы). Железная руда сейчас добывается в 50 странах, но основная ее добыча приходится только на некоторые: Китай (154 млн. тонн в год), (182 млн. тонн в год), Австралию (155 млн. тонн в год), Россию (105 млн. тонн в год), Украину (100 млн. тонн в год), США (23 млн. тонн в год), (26 млн. тонн в год), Канаду (22 млн. тонн в год). Основными экспортерами руды сегодня являются , Индия, . Поставщиком железной руды в страны Восточной Европы долгое время является . Переход на импортную руду и коксующийся уголь обусловил во многих западноевропейских странах, Японии и частично США развитие приморской металлургии. Из развитых стран только в США и все еще остаются внутренние центры черной металлургии. В США они связаны с размещением железных руд вблизи Великих озер (Чикаго, Детройт), а в - с Рурским бассейном (Рур, Саар).

В странах, не зависящих от импорта сырья и угля (Россия, Китай), черная металлургия размещается либо у месторождений угля, либо у месторождений руды, либо между ними.

Несмотря на то, что долгие годы черная металлургия размещалась в экономически развитых странах, в последние десятилетия эта отрасль быстро активизируется в таких , как Бразилия, Индия и Республика Корея.

По выплавке чугуна и стали в мире лидируют , США, Россия.

2. Цветная металлургия .

Она производит около 40 млн. тонн металлов, которые имеют самое широкое применение в современной жизни.Металлургия тяжелых, благородных и на районы их добычи, так как они имеют очень низкий процент содержания ценного компонента в руде. Например, содержание меди в добываемой руде составляет от 0,5% до 3,5%, причем в обработку вовлекаются все более бедные руды. Поэтому в местах добычи происходит процесс обогащения руд, а также организуется производство черновой меди. Огромные запасы медных руд сосредоточены в Чили (), США, в Заире, . Отсюда черновая вывозится в , так как рафинирование меди требует энергозатрат. Крупнейшими производителями рафинированной меди являются США, Япония, ФРГ.

В России медная промышленность сосредоточена в основном в Уральском экономическом районе, хотя запасы меди обнаружены на и на , в .

Богаты медной рудой и недра (Джезказганское и Коунрадское месторождения).

В странах Восточной Европы медная промышленность наиболее развита в . Здесь в конце 50-х годов геологи проводили поисковые работы на , а открыли залежи медной руды, и они оказались крупнейшими в Европе. Несмотря на сложные геологические условия и большую глубину залегания (до 1 км), эти запасы были освоены. Здесь возник Нижнесилезский меднорудный пояс.

В отличие от тяжелых, руды легких металлов, и прежде всего алюминия, содержат больше полезного компонента в руде, поэтому они вполне транспортабельны. Производство алюминия происходит в два этапа, причем имеет место их территориальная разорванность. Сначала из руды добывается глинозем. По своему химическому составу это окись алюминия. Этот этап тяготеет к странам, где добывают алюминиевые руды - бокситы, нефелины, алуниты. Самым крупным в мире районом добычи бокситов является Австралия, где добывается почти треть мирового запаса их. Здесь на полуострове Кейп-Йорк открытым способом добывают дешевое сырье, которое перерабатывается в глинозем и вывозится в другие страны мира. Богаты запасами бокситов и (14% от мировых запасов), (13% от мировых запасов), (5% от мировых запасов), Бразилия (5% от мировых запасов) и другие страны. В России, доля которой в добыче бокситов равна Суринаму и Бразилии, основные залежи алюминиевых руд располагаются на , на , на юге Западной и .Второй этап производства алюминия - производство металла из глинозема - очень энергоемкий процесс и поэтому тяготеет к источникам дешевой энергии, которые располагаются преимущественно в развитых странах. На этом этапе производства металла лидируют США (38% от мирового производства), Япония (12% от мирового производства), Россия (11% от мирового производства), Канада (7% от мирового производства), ФРГ (7% от мирового производства) и др. В этих странах извлечение алюминия из глинозема ведется на крупных ГЭС или в узлах мощных тэс.

В последние годы наблюдается быстрый рост в развивающихся странах. С одной стороны, это свидетельствует об индустриализации этих стран. С другой стороны, это может быть результатом четкой экологической политики развитых стран, которые именно так пытаются уменьшить в своих государствах вредное воздействие на окружающую среду со стороны «грязных» производств.

3. Машиностроение .

Это самая сложная и разветвленная отрасль промышленности, так как кроме машин и оборудования она выпускает широкий ассортимент изделий бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение бывает энергетическое, металлоемкое, сельскохозяйственное, производство оборудования, станкостроение, наукоемкое. Размещение предприятий машиностроения внутри страны зависит от целого ряда факторов. Например, предприятия по производству горно-шахтного оборудования тяготеют к районам черной металлургии, так как это производство металлоемкое; радиоэлектроника привязывается к районам, богатым высококвалифицированными ; сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам земледелия и т.д. В эпоху ориентация предприятий отрасли на металл значительно снижается, а увеличивается ориентация на , так как все большее развитие получили наукоемкие отрасли машиностроения.Для большинства развитых стран, а также для России и Китая, характерно многоотраслевое машиностроение, производящее от «иголок до самолетов». Особенно этим выделяются страны « ». Страны Западной и Восточной Европы, а также некоторые развивающиеся (Бразилия, Индия, Мексика), как правило, специализируются на производстве и выпуске только определенных видов продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В большинстве же развивающихся стран развито не машиностроение, а металлообработка, которая представлена ремонтными мастерскими. Они производят меньше 1/10 всей мировой машиностроительной продукции. Ни в какой другой отрасли отставание развивающихся стран не выражено так сильно, как в .

Одна из главных отраслей - автомобилестроение. Оно в очень большой степени определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, поскольку многие изделия этой отрасли идут на экспорт.

В мире ежегодно производится 50 миллионов легковых и грузовых автомобилей, из них 2 миллиона производится в России. Лидируют в этой отрасли США и Япония. В десятку ведущих производителей также входят ФРГ, Италия, Канада, Республика Корея.

Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» и «Пежо» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), ФИАТ (), «Вольво» (), «Татра» (), «Тойота» и «Хонда» (Япония), «Форд» и «Крайслер» (США), автобусы «Икарус» ().
В США автомобильные заводы находятся в 125 городах, которые расположены в 26 штатах страны, однако главный «автомобильный штат» — , именно здесь расположен автомобильный центр страны - город Детройт.

Несмотря на то, что Россия в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, она по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения отстает от ведущих капиталистических .Очень важную роль в мира играют и другие отрасли. Великобритания выделяется развитием электротехники, приборостроения, и судоремонта (Лондон, Бирмингем, Глазго). Япония занимает лидирующее положение по производству морских судов, промышленных роботов, телевизоров; крупнейшие центры авиаракетно-космической отрасли и электронной промышленности расположены в США (Сиэтл, Лос-Анджелес); оборудование для АЭС производит и экспортирует Чехия; специализируется на сельскохозяйственном и т.д.

4. Химическая промышленность .

Она получила наибольшее развитие в XX веке. Степень ее развития показывает уровень модернизации экономики любой страны и использования ею открытий научно-технического прогресса, поэтому все экономически развитые страны интенсивно развивают эту отрасль.

Химическая промышленность производит кислоты, лаки, красители, удобрения, искусственные волокна, пластмассы. Эти продукты широко используются в технологических процессах многих отраслей: в машиностроении используются лаки, краски, пластмассы, в текстильной - искусственные волокна, в горной - взрывчатые вещества, для поставляются удобрения и ядохимикаты.В мировой лидируют следующие страны и регионы: США, Япония, Россия. В Европе химическая промышленность занимает второе место после машиностроения. Самой «химизированной» страной не только этого региона, но и мира является ФРГ. В начале века эта отрасль почти полностью опиралась на каменный и , калийные соли, поваренные соли, поэтому химическая промышленность располагалась в районах добычи этого сырья. Начиная с 50-х годов произошла переориентация отрасли на углеводородное импортное сырье, поэтому химическая промышленность начала тяготеть к районам морских портов и путям нефтепроводов. Крупнейшим нефтехимическим центром Западной Европы стал узел нефтехимических производств в , в районе Роттердама. В Восточной Европе крупные нефтеперерабатывающие заводы расположились на трассах крупных нефте- и газопроводов из России (Братислава, Плоцк и другие). Химическая промышленность Японии целиком и полностью развивается на импортном сырье. В США главными районами являются южные штаты страны (Техас, Луизиана), так как там располагается крупный страны. Здесь действует более 200 предприятий и находится «нефтехимическая столица» США - Хьюстон. В России химическая промышленность представлена многими отраслями, которые работают практически на собственном сырье. Основные районы отрасли сложились на северо-западе страны, на Урале, в .

Положение на Земле северного и южного лесного пояса во многом определяют географию этой отрасли. В районах северного пояса заготавливают хвойную древесину. Здесь выделяются такие страны, как Канада, Россия, Швеция. Для них лесная промышленность - отрасль международной специализации. По экспорту лесной продукции первое место в мире занимает Канада. В стране свыше 1,5 тысяч лесопильных заводов. Здесь работает самый большой в мире целлюлозно-бумажный комбинат. Канада производит около 40% всей газетной бумаги в зарубежном мире.

Ведущая отрасль этой промышленности - текстильная. В мире сформировалось пять главных регионов развития этой отрасли: страны , Южной Азии, Россия, Европа и США, но соотношение между этими регионами изменилось. Если доля экономически развитых стран в мировом производстве тканей и одежды уменьшается, то значение стран Азии, особенно Китая, продолжает неуклонно расти. Быстро растет доля развивающихся стран, где легкая промышленность опирается на дешевую рабочую силу и экспортирует свою продукцию в США, страны Западной Европы, Россию. К таким странам относятся , Республика Корея, Индия, и другие. В экономически развитых странах Западной Европы многие текстильные районы находятся в упадке, поскольку многие государства с крушением колониализма потеряли рынки сбыта.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Черная металлургия . Отличительная особенность этой отрасли в развитых странах состоит в уменьшении производства и потребления стали. Это объясняется, во-первых , прогрессивным процессом общего сокращения металлоемкости продукции, во-вторых , металлы активно вытесняются пластмассами, в-третьих , часть металлургии как недостаточно чистая, перемещается в страны третьего мира.

В России также пытаются сокращать металлоемкость продукции, но доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США. Значительно меньше и доля лома в «передельной» металлургии.

Мировое производство стали, составляет около 800 млн. тонн в год. На развитые страны приходится примерно 80 % этого объема.

Главные производители стали:

1. Россия и страны СНГ (169 млн. тонн);

2. Япония (100 млн. тонн);

4. Германия.

Особое место в металлургическом производстве развитых стран занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали, выросла с 5 % до 10 %. Доля этих стран в добыче железной руды составляет 65%, еще выше их доля в экспорте металлургического сырья.

Наиболее крупные по масштабам производства районы металлургии сформировались в США и Японии.

Особенность потоков импорта железной руды обусловили в западных странах и Японии рост приморской металлургии.

В развивающихся странах, крупнейшим производителем становится Бразилия, которая обогнала по объему производства Францию и Великобританию, а также Южная Корея, Тайвань, Индия. В перспективе – значение черной металлургии в развитых странах будет падать, а в развивающихся – расти. Усилится их специализация на выпуске качественных металлов и сложных видов проката, с передачей массовых сортаментов предприятиям развивающихся стран.

Цветная металлургия . В отрасли производится около 40 млн. тонн различных цветных металлов в год (их около 70). При этом на алюминий, медь, цинк, свинец приходится свыше 96 % этой величины и 3/4 ее стоимости.

Алюминий (производство составляет около 17 млн. тонн в год). Его производство представлено двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема, география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы. Это Австралия, Гвинея, Ямайка, страны СНГ, Бразилия, США. Второе – более энергоемкое, производство алюминия тяготеет к источникам дешевой электроэнергии. Производители алюминия – США, страны СНГ, Япония, Канада, Германия. За последние 20 лет в 25 раз выросло производство алюминия в развивающихся странах, особенно в Бразилии.

В производстве других цветных металлов большое значение имеет процесс обогащения руды (рафинирование), т.к. руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла (медь от 0,5 до 3 %). Рафинирование требует, как правило, больших затрат электроэнергии, поэтому часть добытой руды вывозится в страны с большими запасами электроэнергии. Крупнейшие производители рафинированной меди являются США, страны СНГ, Япония и Германия.


Для цветной металлургии развитых стран по сравнению с развивающимися странами, характерен ряд специфических черт:

–невысокая степень обеспеченности сырьем;

–большая и быстрорастущая доля вторичного сырья – металлолома;

–более полная структура отрасли; существенное место в ней занимает выплавка редких металлов;

–преобладание в структуре производственного цикла доли верхних и средних стадий, а нижние стадии переносятся в развивающиеся страны.

Машиностроение главная группа отраслей обрабатывающей промышленности мира. На машиностроение приходится 35 % стоимости мирового промышленного производства (в развитых странах – 35 – 40 %, в развивающихся странах – 15 – 20 %).

Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92
процентов. Доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности в США, Японии и Германии – около 40 %, в малых развитых странах заметно ниже – 20 %. Это обусловлено усеченностью структуры отрасли. Исключение составляют Швеция и Швейцария с их традиционно развитым машиностроением, в большой степени ориентированным на экспорт. Промежуточное положение между крупными и малыми развитыми странами занимают Канада и Испания.

Из развивающихся стран машиностроение развито в большей степени в новых индустриальных странах, таких как Бразилия и Южная Корея.

В мировое машиностроение выделяют:

– общее машиностроение – около 35 – 37%;

– транспортное машиностроение – 33 – 35 %;

– электротехническое машиностроение, включая электронику 30-31 %.

Общее машиностроение – включает в себя станкостроение, производство всех видов инструментов и оборудования, а так же, сельскохозяйственных машин. В настоящее время начинает расти выпуск сельскохозяйственных машин и менее сложного оборудования в развивающихся странах. Развитые страны продолжают специализироваться на особо сложных видах машин.

В станкостроении мира лидируют: Германия – 25 %, Япония – 25 %, США – 11 %, Италия – 9 %, Швейцария – 8 %. На развивающиеся страны приходится всего 6 % от общего объема станкостроения мира.

Транспортное машиностроение. В последнее время, в большинстве развитых стран интенсивно развивается производство автомобилей, судов, самолетов и сокращается производство подвижного состава железнодорожного транспорта, которое перемещается в развивающиеся страны. Локомотивы начали выпускать такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Турция, а вагоны – Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия и др.

В судостроении первое место по производству морских судов у Японии (8,2 млн.т.), на втором месте находится Южная Корея (3,6 млн.т.). Из 20 ведущих производителей судов в мире около 1/3 размещаются в НИС, таких как Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. А в Великобритании, Швеции и Италии идет сокращение производства.

В автомобилестроении на первое место вышла Япония (9,9 млн. штук в год), США – 6,5 млн. штук в год, из них грузовых – 3,5 и 3,7, млн. штук. Ведущими производителями легковых автомобилей являются также Германия – 4,6 млн. штук, Франция – 3,2 млн. штук, Италия – 1,8 млн. штук, Испания – 1,6 млн. штук, Великобритания – 1,3 млн. штук, Южная Корея – 1 млн. штук в год.

Особое место в современных условиях занимает автосборка, которая широко распространена по всему миру. Практически половина развивающихся стран имеет автосборочные предприятия, получая комплектующие изделия и запасные части для автомобилей от крупнейших фирм-производителей развитых стран.

В странах СНГ производится 1,3 млн. штук легковых и 0,9 млн. штук грузовых автомобилей. Общей тенденцией является сдвиг производства низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся страны. Опыт Японии может быть возможной моделью развития машиностроения в дальнейшем. Он заключается в постоянном усложнении машиностроительного производства, достижение в структурном и научно-техническом отношении высокого уровня, с последующей передачей производства низкой и средней сложности развивающимся странам.

Электротехника – в ней быстро развивается электронная индустрия, в которой выпускаются изделия промышленного, научного и военного назначения, ЭВМ, а также производство бытовых электроприборов, производство электроэнергетического и электроустановочного оборудования.

Электронная промышленность – состоит из двух подотраслей: военно-промышленной электроники и бытовой электроники. Первая – развивается в развитых странах, а вторая, требующая большого количества дешевой рабочей силы, – в развивающихся, особенно в НИС Юго-Восточной Азии. В США импорт бытовой техники составляет примерно 15-16 млрд. долларов в год.

Химическая промышленность развивалась в последние 20 лет под давлением энергетического кризиса и влиянием конкуренции химической промышленности нефтедобывающих стран. В Западной Европе, с одной стороны, произошло резкое сокращение ряда производств, прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон, а с другой – резкое усиление концентрации производства, сопровождающееся ликвидацией маломощных и устаревших предприятий. Все это привело к значительному изменению территориально-отраслевой структуры химической промышленности. Перестройка выразилась главным образом в усилении значения наиболее крупных центров нефтехимического производства и других крупнотоннажных баз производства. Наряду с этим продолжалось создание мелких производств наукоемких отраслей, особенно фармацевтики, в районах, хорошо обеспеченных рабочей силой.

В целом, развитые страны специализируются на новейших, наукоемких видах продукции химической отрасли.

Просмотров