Перспективное планирование по экологической тропе. План работы на экологичекой тропе: "все времена года на экологической тропинке" (подготовительная группа)

Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.

Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевывать и улучшать по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по- новому.

В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Данный учебный план дает возможность заложить основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

В процессе освоения знаний дети получают основные понятия экологии, учатся ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.

Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.

Воспитание детей к родному краю невозможно без общения с природой. Дошкольное учреждение МДОУ № 4 “Янтарик” расположен в живописном месте Янтарного Городского округа в непосредственной близости от берега Балтийского моря. По участку ДОУ разработан маршрут экологической тропы.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

  • учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  • развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
  • формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

Экологическая тропа начинается на территории детского сада и продолжается дальше в лес.

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала.

В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она перкрастна во все времена года.

При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Проект

Выполнила:

Артюшенко Юлия Валерьевна

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….3

    Информационная карта проекта…………………………………………...8

    Паспорт проекта……………………………………………………………17

    Реализация проекта………………………………………………………...23

    Литература …………………………………………………………………3 2

    Приложение………………………………………………………………...3 4

Введение

Характерной особенностью нашего време ни является активизация гуманистических тенденций в образовании подрас тающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).

Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохране ние и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).

).

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Э кологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи : углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

    Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

    Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

    Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы

  • Дидактические игры

  • Проведение наблюдений за объектами природы

  • Подвижные игры

  • Проведение праздников

  • Организация экскурсий по экологической тропе

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

  • Чтение произведений о животных и растениях

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

  • Составление сказок

  • Оформление материалов проекта

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

    Конституция Российской Федерации

    Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ

    Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)

    Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)

    Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007.

    Экологический кодекс Москвы от 16.06.2004

    Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

    Конвенция о Правах ребёнка

    Закон «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.)

    Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование на 2012-2016 г.г.»)

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)

    СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г.

№ 91)

    Концепция дошкольного образования

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

    Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»

Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания»

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ

    Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Москвы как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.

    Развитие умений и навыков в акмеологической подготовке взаимодействия студентов, продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического образования, воспитания экологической безопасности.

    Формирование и развитие экологического сознания и поведения студентов.

    Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования.

Применяемые технологии

    Технология критического осмысления

    Технология взаимного обучения

    Технология проектного обучения

    Проблемно-модульное обучение

    Диалог культур

    Культурные практики

    Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

    Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)

    Интегрированные технологии

    Технология портфолио

    Технология модерации (коучинг)

Формы работы

    Межпредметные

    Интегративные

    Коммуникативные

    Активные

    Дискуссионные

    Использование ИКТ

Доминирующая деятельность

    Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов

    Информационная

    Исследовательская

    Проектно-исследовательская

    Практико-ориентированная

Предметно-содержательная область

    Межпредметная

    Надпредметная

Форма организации

    Групповая

Учебно-методическое оснащение

    Научная литература

    Методическая литература

    Нормативно-правовые документы

    Энциклопедии

Информационное оснащение

    Печатные источники

    Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и эле ментарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования.

Когнитивный - предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическое мышление - это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.

Экологическая воспитанность - результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного пре образования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.

Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания - это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание - это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нрав ственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание - констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно

значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.

Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.

Экологическая компетенция - это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

    Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.

    Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

Паспорт Проекта

Название Проекта

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

Обоснование актуальности Проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приоб ретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отно шения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др. ).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

Методологический базис Проекта

Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?

Цель Проекта : создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:

    будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

    экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования;

    будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

    будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

    изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;

    разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;

    сделать выводы по результатам реализации проекта;

    формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;

    изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;

    исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;

    развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

    изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин).

Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

    в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГТ;

    в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;

    в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ на модульно-компетентностной основе;

    в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.

Участники

Воспитатель, дети, родители

Срок реализации

Весенне-летний период

(март-апрель-май-июнь)

Функции проекта

Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания.

Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего).

Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.

Предполагаемые результаты

    повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;

    у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;

    формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;

    дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Цветник

Кустарники

Деревья

Птицы

Луг

Перспективный план по маршруту экологической тропы

(разработан для старшей и подготовительной группы.)

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

«Деревья»

Закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

Учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;

шиповник;

берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

Углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

Сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

Воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга.

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

    вхождение в проблему,

    вживание в игровую ситуацию,

    принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Познавательная беседа «Весна пришла»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны

1 неделя марта

Наблюдение за первоцветами в цветнике

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

2 неделя марта

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

3 неделя марта

Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

4 неделя марта

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)

Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами.

Развитие воображения

1 неделя апреля

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

2 неделя апреля

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

3 неделя апреля

Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков

4 неделя апреля

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений

1 неделя мая

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа»

2 неделя мая

«Праздник русской берёзки»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

3 неделя мая

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида

4 неделя мая

Наблюдение за птицами на территории д/ c .

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

1 неделя марта

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

2 неделя марта

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

3 неделя марта

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации

4 неделя марта

Беседа «Как зимуют птицы»

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года

1 неделя апреля

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

2 неделя апреля

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»

Развитие способности к имитации движений, координации движений

3 неделя апреля

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

1 неделя мая

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер»

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

2 неделя мая

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

3 неделя мая

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

4 неделя мая

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

1 неделя июня

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

1 неделя июня

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка»

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию

2 неделя июня

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник»

Развитие творческих способностей, познавательного интереса

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта
  • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
  • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
  • Праздничный стол с осенними дарами.

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Наличие экологической тропы на территории детского сада предполагает различные экскурсии по точкам экологической тропы. Данные экскурсии запланированы по временам года: осень, зима, весна, лето. План экскурсий рассчитан на четыре возраста детей: младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.

В нашем детском саду существуют следующие точки экологической тропы:

Точка «Большая береза» , точка «Болото» , точка «Водоем» , точка «Огород» , точка «Черемуха» , точка «Рябина» , точка «Метеостанция» , точка «Альпийская горка» , точка «Кустарники» , точка «Уголок леса» , точка «Лекарственная грядка» , точка «Оздоровительная дорожка» , точка «Насекомые» , точка «Оранжерея» , точка «Птичья столовая» , точка «Птичий столб»

Осенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Что же выросло на грядке?» - экскурсия на огород - наблюдение за сбором овощей.
  2. «Золотая береза» - экскурсия к большой березе» - наблюдение за деревом в осеннее время года.
  3. «Красивая полянка» - экскурсия на цветник - полюбоваться красотой осенних цветов.
  4. «Мы здоровье укрепляем, по дорожке все шагаем» - экскурсия на оздоровительную дорожку - укрепление здоровья детей.

Средняя группа:

  1. «Дует, дует ветер»
  2. «Вот наш огород, там морковка растет!» - экскурсия на огород - закрепление названия овощей.
  3. «Мы в лесок пойдем, там деревья найдем» - экскурсия в уголок леса- закрепление названия деревьев».
  4. «В гости к матушке Черемухе» - экскурсия к черемухе - закрепление название частей дерева.

Старшая группа:

  1. «Мы к болоту пойдем, там лягушку найдем» - экскурсия к болоту - наблюдение за лягушкой.
  2. «Наши зеленые помощники» - экскурсия к лекарственной грядке - расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях.
  3. «Знакомство с деревом долгожителем» - экскурсия к большой старой березе – с целью получения знаний о возрасте дерева.
  4. «Распустила гроздья красные» - экскурсия к рябине - наблюдение за изменением окраски листьев осенью.

Подготовительная группа:

  1. «Ветер, ветер, ты могуч» - экскурсия на метеостанцию- наблюдение за направлением ветра.
  2. «Хороши у нас в саду цветочки» - экскурсия на цветник - уточнение представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
  3. «Мы хотим знать» - экскурсия на лекарственную грядку - учить собирать и сушить лекарственные растения для использования в зимнее время года.
  4. «Поспел урожай, собирать помогай» - экскурсия на огород- помощь взрослым в сборе урожая овощей.

Зимние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Хороша береза в любое время года» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в зимнее время года.
  2. «Прилетели птицы, воробьи, синицы» - экскурсия к беседке (столовой для птиц) - наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
  3. «Снег как шапка на ветвях» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за снегом, лежащим на ветках деревьев.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - рассматривание фикуса.

Средняя группа:

  1. «Ловкая ворона» - экскурсия к беседке (птичьей столовой) » - наблюдение за вороной.
  2. «Все деревья знаем, их мы угадаем» - экскурсия к уголку леса - закрепление название деревьев.
  3. «Березонька, березонька, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к большой березе - рассматривание ствола дерева.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - сравнение цветов фикуса и бальзамина.

Старшая группа:

  1. «Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» - экскурсия в уголок леса - закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.
  2. «Ветер – это хорошо или плохо?» - экскурсия к метеостанции - наблюдение за ветром.
  3. «Кустарники зимой» - наблюдение за изменениями кустарников зимой.
  4. «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - с целью приведения в порядок кормушек.

Подготовительная группа:

  1. «Погода в разное время года»
  2. «Елочки – сосеночки» - экскурсия в уголок леса - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
  3. «Все ребята должны знать – птицам надо помогать» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - наблюдение за птицами, прилетающими к столовой и составление рассказа о них.
  4. «Дерево ты или куст?» - экскурсия к черемухе - закрепление название кустарника, систематизировать знания о черемухе.

Весенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Ай, да, березка, белый ствол!» - экскурсия к березе - наблюдение за деревом в весеннее время года.
  2. «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» - наблюдение за первоцветами (одуванчик) .
  3. «Экскурсия на огород» - наблюдение за перекопкой грядок.
  4. «Бабочка – капустница» - экскурсия к альпийской горке - наблюдение за первыми бабочками.

Средняя группа:

  1. «Распустила косы, белая береза» - экскурсия к березе - разнообразить знания детей о березе, ее внешнем виде.
  2. «Пришла весна» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за изменениями деревьев весной.
  3. «Тает снег, бегут ручьи» - экскурсия к водоему - наблюдение за ручейками.
  4. «Расцвела черемуха» - экскурсия к черемухе - наблюдение цветом черемухи.

Старшая группа:

  1. «Мы посадим огород» - экскурсия на огород - посильная помощь в посадке семян овощей.
  2. «Распустились почки на большой березе» - экскурсия к большой березе - наблюдение за появлением листочков.
  3. «Травка зеленеет» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за появлением первой травки.
  4. «Ласточка с весною в сени к нам летит» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - беседа о перелетных птицах.

Подготовительная группа:

  1. «Прилетел скворец, весны певец» - экскурсия к большой березе - наблюдение за скворцами в скворечнике.
  2. «Свеклу и морковку мы посадим ловко» - экскурсия на огород - помощь взрослым в подготовке грядок, в посадке семян овощей.
  3. «Мы посадим здесь цветы, удивительной красы» - экскурсия на цветник - с целью расчистки клумб для посадки семян цветов.
  4. «Черемуха, черемуха, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к черемухе - наблюдение за ее цветением.

Летние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Как красиво вокруг!» - экскурсия к цветнику - доставить детям удовольствие от наблюдения за цветущими растениями.
  2. «Отдохнем мы у пруда» - экскурсия к водоему - наблюдение за водными растениями.
  3. «У нашей, у березки белый сарафан» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в летнее время года.
  4. «Жужжащие и ползающие» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за ползающими насекомыми.

Средняя группа:

  1. «По воде жучок бежит, смешно лапками шевелит» - экскурсия к водоему – наблюдение за насекомыми, обитающими на поверхности воды.
  2. «По дорожке, по дорожке побежали наши ножки» - экскурсия к оздоровительной дорожке» - укрепление здоровья детей.
  3. «Мы пришли в огород, там укропчик растет» - экскурсия в огород - рассматривание укропа и лука (сравнение) .
  4. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» - экскурсия к большой березе- проведение игр возле березы.

Старшая группа:

  1. «У природы нет плохой погоды» - экскурсия на метеостанцию - наблюдение за состоянием погоды.
  2. «Экскурсия по всей экологической тропе» - закрепление названий точек.
  3. «Ромашка полевая, полезная такая» - экскурсия к лекарственной грядке - знакомство с лекарственными свойствами ромашки.
  4. «На болоте, посмотри, вдруг цветочки расцвели!» - экскурсия к мини – болоту- рассматривание растений растущими рядом с болотом.

Подготовительная группа:

  1. «На камнях растут цветы, чудо – горка – посмотри!» - экскурсия к альпийской горке - дать знания о составляющих частях альпийской горки, о сочетании объектов живой и неживой природы.
  2. «Не обижайте муравья» - экскурсия к большой березе - наблюдение за муравьями, углубить знания о муравьях, их образе жизни.
  3. «Ноготки и подорожник при болезни нам помогут» - экскурсия к лекарственной грудке - с целью продолжить знакомство в лекарственными растениями и способами их применениями.
  4. «Цветочный хоровод» - экскурсия к цветнику- с целью закрепления названий цветов, растущих в цветниках.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Просмотров