Пять необычных советских экспериментальных танков. Секретные военные разработки ссср

Секреты в Союзе хранить умели. И их было достаточно. Даже сегодня о некоторых из них далеко не все знают, хотя СССР уже давно нет.

Пользователи сети собрали несколько из них.

Среди них - существование Каспийского Морского Монстра, худшая ракетная катастрофа в истории СССР и музей «разлагающегося буржуазного творчества».

Секреты расставлены в произвольном порядке без распределения их по местам по значимости.

1. Крупнейшая ядерная катастрофа в мире (на тот момент)

Когда люди слышат о крупнейших ядерных катастрофах, большинству на ум придут Чернобыль и Фукусима. Мало кто знает о третьей ядерной катастрофе – Кыштымской аварии 1957 года, произошедшей неподалёку от города Кыштым на юге России. Как и в случае с Чернобыльской аварией, главной причиной катастрофы послужило плохое проектирование, а именно постройка системы охлаждения, которую было невозможно починить. Когда из одного из баков начала вытекать охлаждающая жидкость, рабочие просто выключили его и не трогали его целый год. Кому нужны системы охлаждения в Сибири?

Оказывается охлаждение нужно ёмкостям, в которых хранятся радиоактивные отходы. Температура в ёмкости повысилась до 350 градусов Цельсия, что в итоге привело к взрыву, который подбросил 160 тонную бетонную крышку в воздух (которая изначально была в 8 метрах под землёй). Радиоактивные вещества распространились на 20000 квадратных километров.

Дома 11000 людей были разрушены после эвакуации близлежащих территорий, а радиоактивному воздействию подверглось около 270000 людей. Только в 1976 году советский эмигрант впервые упомянул о катастрофе в Западной прессе. ЦРУ знало о катастрофе с 60-х годов, но, опасаясь негативного отношения американцев к своей собственной ядерной промышленности, решило занизить серьёзность аварии. Только в 1989 году, через три года после Чернобыльской аварии, детали катастрофы в Кыштыме стали известны общественности.

2. Пилотируемая лунная программа

В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил, что он считает, что США должны к концу десятилетия отправить человека на Луну. К тому моменту Советский Союз лидировал в космической гонке – первый объект, запущенный на орбиту, первое животное на орбите и первый человек в космосе. Однако, 20 июля 1969 года Нил Армстронг стал первым человеком, посетившим Луну, победив тем самым Советский Союз в этой гонке. В гонке, в которой официально Советский Союз не принимал участие – до 1990 года СССР отрицало, что у них была своя пилотируемая лунная программа. Это было частью политики, по которой каждая космическая программа держалась в секрете, пока она не завершалась успехом.

Советскому Союзу пришлось частично признать существование программы в августе 1981 года, когда советский спутник Космос-434, запущенный в 1971 году, вошёл в атмосферу над Австралией. Правительство Австралии, обеспокоенное тем, что на борту могут присутствовать ядерные материалы, было заверено министром иностранных дел СССР, что спутник был экспериментальным лунным кораблём.

Другие детали программы, включая тестовые запуски, были скрыты. Испытание лунных скафандров во время стыковки космических кораблей в 1969 году было представлено, как часть строительства космической станции – СССР продолжало утверждать, что у них не было планов по высадке на Луне. В итоге провалившаяся советская программа по высадке на Луне была закрыта в 1976 году.

3. Клад творчества

В 1990-х годах западные журналисты и дипломаты были приглашены в тайный музей, спрятанный в удалённом городе Нукус, Узбекистан. В музее хранились сотни произведений искусства, датированных началом сталинского режима, когда художников заставляли соответствовать идеалам Коммунистической партии. «Разлагающееся буржуазное творчество» было сменено картинами фабрик и без участия Игоря Савицкого (коллекционера) большая часть творчества художников того времени была бы полностью потеряна.

Савицкий убеждал художников и их семьи доверить ему их работы. Он прятал их в Нукусе – городе, окружённом сотнями километров пустыни.

Это уникальный пункт в этом списке так, как рассказывает о том, что было спрятано не столько от окружающего мира, сколько от деспотического режима. Несмотря на то, что вопрос о важности самого творчества остаётся открытым, ценность истории о том, как творчество держалось в секрете десятилетиями, не вызывает никаких сомнений.

4. Смерть космонавта

Советский Союз не единожды «стирал» космонавтов из своей истории. Так, например, были скрыты данные о первом космонавте, погибшем во время космической гонки. Валентин Бондаренко погиб во время тренировки в марте 1961 года. О его существовании на Западе не знали до 1982 года, а публичное признание последовало лишь в 1986 году. Слабонервным стоит воздержаться от прочтения следующего абзаца.

Во время изоляционного упражнения в барокамере Бондаренко совершил фатальную ошибку. После того, как он снял с себя медицинский датчик и почистил кожу спиртом, он бросил вату на горячую плитку, которую он использовал, чтобы делать себе чай, после чего та вспыхнула. Когда он попробовал затушить огонь своим рукавом, атмосфера, состоящая на 100% из кислорода, способствовала тому, что его одежда вспыхнула. На открытие двери потребовалось несколько минут. К тому времени, космонавт получил ожоги третьей степени всего тела, кроме ступней – единственное место, где доктор смог найти кровеносные сосуды. Кожа, волосы и глаза Бондаренко были сожжены. Он прошептал «Слишком больно… сделайте что-нибудь, чтоб остановить боль». Через шестнадцать часов он скончался.

Отрицание этого происшествия только для того, чтобы избежать плохих новостей, было очень плохим решением.

5. Массовый голод - один из самых ужасных в истории

О голоде (голодоморе) 1932 года слышали многие, однако внутренние и внешние попытки скрыть этот факт достойны упоминания. В начале 1930-х годов политика Советского Союза привела (будь то преднамеренно или нет) к смерти нескольких миллионов людей.

Казалось бы, такое сложно скрыть от внешнего мира, однако к счастью для Сталина и его подчинённых, остальной мир колебался между предумышленным неведением и отрицанием фактов.

Нью-Йорк Таймс, как и остальная американская пресса, скрывали или преуменьшали голод в СССР. Сталин организовал несколько заранее подготовленных туров для зарубежных комиссий: магазины были наполнены едой, но любой, кто осмеливался подойти к магазину, арестовывался; улицы были помыты, а все крестьяне были заменены членами коммунистической партии. Герберт Уэллс (H G Wells) из Англии и Джордж Шоу (George Bernard Shaw) из Ирландии рассказали, что слухи о голоде были необоснованными. Более того, после того, как премьер-министр Франции посетил Украину, он описал её как «цветущий сад».

К тому времени, когда результаты переписи населения 1937 года были засекречены, голод уже был преодолён. Несмотря на то, что количество жертв голодомора сравнимо с Холокостом, оценка голода, как преступления против человечества, была дана только в последние десять лет.

6. Катынский расстрел

Как и в случае с голодом 1932 года, международное отрицание Катынского расстрела заслужило для этих убийств первое место в этом списке. В 1940-х годах сотрудники НКВД убили более 22000 пленных из Польши и похоронили их в массовых захоронениях. По официальной версии ответственными за это были фашистские войска. Правда была признана только в 1990 году. Скрыть расстрел удалось силами не только Советского Союза, но и при помощи лидеров США и Великобритании.

Уинстон Черчилль в неофициальном разговоре подтвердил, что расстрел был, скорее всего, проведён большевиками, которые «могут быть очень жестокими». Однако он настаивал на том, чтобы правительство Польши в изгнании прекратило предъявлять обвинения, наложило цензуру на свою прессу, Черчилль также помог предотвратить независимое расследование инцидента Международным комитетом Красного Креста. Посол Великобритании в Польше описал это как «использование хорошей репутации Англии для сокрытия того, что убийцы скрыли при помощи хвои». Франклин Рузвельт также не хотел, чтобы вина за расстрелы легла на Сталина.

Доказательства того, что правительство США знало об истинных виновниках Катынского расстрела, были скрыты во время парламентских слушаний 1952 года. Более того, единственное правительство, которое говорило правду о тех событиях, было правительством нацистской Германии. Это ещё одно предложение, которое можно прочесть очень нечасто.

Легко критиковать лидеров стран, которые фактически оставили безнаказанными преступников, но Германия, а затем и Япония, были более важными проблемами, а значит, иногда было необходимо принимать очень сложные решения. Советский Союз с его военной и промышленной сверхдержавой был необходим. «Правительство в этих событиях обвиняет только общего врага», - писал Черчилль.

7. Экраноплан

В 1966 году американский спутник-шпион запечатлел незаконченный русский гидроплан. Самолёт был больше, чем любое воздушное судно, которым обладало США. Он был настолько большой, что, по оценкам экспертов, такой размах крыла не позволил бы самолёту хорошо летать. Ещё более странно было то, что двигатели самолёта находились намного ближе к носу, чем к крыльям. Американцы были озадачены и оставались озадаченными до тех пор, пока СССР не развалился через 25 лет. Каспийский Морской Монстр, как его называли тогда, был экранопланом – транспортное средство похожее на смесь самолёта и корабля, которое летает всего в нескольких метрах от воды.

Даже упоминание названия аппарата было запрещено тем, кто участвовал в его разработке, несмотря на то, что на проект выделялись огромные суммы денег. В перспективе эти аппараты, конечно же, были очень полезными. Они могли перевозить сотни солдат или даже несколько танков на скорости в 500 км/ч, при этом оставаясь незамеченными для радаров. Они даже более топливоэкономичны чем лучшие современные грузовые воздушные судна. Советский Союз даже построил один такой аппарат, по длине превышающий Боинг 747 в 2,5 раза, оборудованный 8 реактивными двигателями и шестью ядерными боеголовками на крыше (что ещё можно установить на реактивный самолёт-корабль по доставке танков?)

8. Худшая катастрофа, связанная с ракетой, за всю историю

Наплевательское отношение к здоровью и безопасности не ограничивалось ядерными отходами. 23 октября 1960 года в Советском Союзе подготавливалась к запуску новая секретная ракета – Р-16. Рядом с пусковой установкой, в которой находилась ракета, использующая новый тип топлива, находилось множество специалистов. В ракете образовалась утечка азотной кислоты – единственным правильным решением в этом случае было начало эвакуации всех, кто находился поблизости.

Однако вместо этого командующий проектом Митрофан Неделин приказал залатать утечку. Когда произошёл взрыв, все находившиеся на стартовой площадке сразу же погибли. Огненный шар был достаточно горяч, чтобы расплавить покрытие площадки, из-за чего многие, кто попытался убежать застряли на месте и были сожжены заживо. В результате происшествия погибло более сотни людей. Это остаётся худшей ракетной катастрофой в истории.

Советская пропаганда моментально начала свою работу. Утверждалось, что Неделин погиб в авиакатастрофе. Сообщения о взрыве представлялись, как слухи, охватившие СССР. Первое подтверждение происшествия появилось только в 1989 году. На сегодняшний день был установлен памятник, посвящённый тем, кто погиб в той катастрофе (но не самому Неделину). Хотя он официально остаётся героем, те, кто имеет какую-либо связь с этой катастрофой, вспоминают его как человека, ответственного за гибель сотни людей доверенных ему.

9. Вспышка оспы (и программа по сдерживанию)

В 1948 году в Советском Союзе была создана засекреченная лаборатория, занимающаяся биологическим оружием на острове в Аральском море. Лаборатория занималась превращением сибирской язвы и бубонной чумы в оружие. Они также разработали оспенное оружие и в 1971 году даже провели испытание на открытом воздухе. По загадочному стечению событий оружие, разработанное для того, чтобы вызвать вспышку оспы, при активации на открытом воздухе, действительно вызвало вспышку оспы. Десять человек заболели, трое погибло. Сотни людей были помещены в карантин, а также за 2 недели 50 тысяч людей из близлежащих территорий получили прививки от оспы.

О происшествии стало широко известно только в 2002 году. Вспышка была эффективно предотвращена, однако, несмотря на масштабы инцидента, Москва не признавала произошедшего. Это плачевно, так как из этого случая можно было вынести ценные уроки о том, что может произойти, если биологическое оружие когда-либо попадёт в руки террористов.

10. Дюжины городов

На юге России существует город, которого не было ни на одной карте. Не существовало как автобусных рейсов, которые бы останавливались в нём, так и дорожных указателей, подтверждающих его существование. Почтовые адреса в нём числились, как Челябинск-65, хотя до Челябинска от него было почти 100 километров. Его нынешнее название – и, несмотря на то, что в нём жили десятки тысяч людей, о существовании города было неизвестно даже в России до 1986 года. Секретность была вызвана наличием тут завода по переработке отработанного ядерного топлива. На этом комбинате произошёл взрыв в 1957 году, но из-за секретности, катастрофу назвали по городу, который находился в нескольких километрах от Озёрска. Этим городом был Кыштым.

Озёрск является одним из десятков секретных городов СССР. На данный момент известно о 42 подобных городах, но считается, что ещё около 15 городов всё ещё находятся под покровом тайны. Жители этих городов обеспечивались лучшей едой, школами и комфортными условиями, чем вся остальная страна. Те, кто ещё проживает в подобных городах, цепляются за свою изоляцию – немногие чужаки, которым позволено посетить города, обычно находятся под эскортом охранников.

Во всё более открытом и глобальном мире многие покидают закрытые города и, скорее всего, существует некоторый предел тому, сколько времени эти города ещё смогут оставаться закрытыми. Однако многие из этих городов продолжают выполнять их изначальную функцию – будь то выработка плутония или обеспечение морского флота.

В СССР ученые и инженеры пытались сказку сделать былью. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими инженерами.

Подземная лодка «Боевой крот»

После Второй мировой войны советским проектировщикам попали документы с чертежами немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Их особенность заключалась в том, что они планировались как амфибии. Техника работала на земле и под ней, а также под водой свыше ста метров. После долгих исследований профессоров Г.И.Бабата и Г.И. Покровского было принято решение, что данная конструкция могла добраться до расположения врага и взорвать его под землей.

В срочном порядке была набрана рабочая группа, а также выделены средства для создания подземного танка, который получил название «боевой крот». Машина работала на ядерном реакторе и двигалась сквозь землю со скоростью 7 км/ч. Первые испытания произошли в уральских горах, результат всех потряс: «Крот» вошел в грунт, прошел около пятнадцати км и уничтожил условного противника. Это был полный успех. Тем не менее, второй эксперимент закончился трагически. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Много лет назад космические самолеты можно было встретить лишь в книгах фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для введения войны, космос не был исключением. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать самым первым военным кораблем СССР, который предназначался для космических сражений. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, воздушное судно выходило на околоземную орбиту и могло приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Тем не менее, во второй половине 70-х, когда первый экземпляр был построен, проект закрыло высшее руководство. Они посчитали этот аппарат глупой фантазией. Так был похоронен самый первый космический корабль СССР.

Мозговое радио

Многие ученые мечтали создать механизм, с помощью которого можно было бы управлять сознанием и мыслями людей на расстоянии. Такое психологическое оружие могло стать самым страшным и эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой план «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы на огромные расстояния.

Узнав о его научной работе, Кажинского стали приглашать с лекциями в разные исследовательские институты мира. Когда он вернулся домой, правительство незамедлительно выделило средства на эксперименты, так как гипотезу посчитали стратегически важной. Первые испытания проходили в Москве на собаках. Так, суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью мозгового сигнала заставить пса принести нужную книгу из нескольких экземпляров. Интересно то, что животное без проблем справлялось с заданием, но после этого, по какой-то непонятной причине, не могло выполнять элементарные команды.

Что потом произошло с «мозговым радио» остается тайной. Ученый вскоре прекратил научные работы, но до конца жизни верил, что такое изобретение могло существовать.

Летающий танк А-40

В 1941 году правительство поставило сложную задачу для инженеров, а именно – поднять в воздух бронетехнику. Нужно было сконструировать танк, который смог бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать его партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Таким образом, инженер решил взять легкий танк Т-60 и приделать ему деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что техника долетит до нужного места посадки и сбросит крылья. Однако, к сожалению, ни один эксперимент не прошёл удачно. Из-за веса машина сильно нагревалась. Работники снимали максимальное количество частей бомбардировщика, но ничего не помогло.


Алена Коновалова

Разработка различного вооружения сегодня для многих стран является одной из приоритетных задач, на которую выделяются значительные денежные средства. Причем стоит отметить, что под вооружением понимается не только классические виды оружия, будь то автоматы или пистолеты, но и самолеты – истребители и всевозможные ракетные комплексы. Не трудно догадаться, что «пальму» первенства в таких разработках занимают две державы, которые обладают самыми внушительными военными силами и самыми передовыми военными технологиями – Россия и США. Зачастую разработки новейших устройств ведутся в засекреченном режиме. После создания готовых рабочих образцов почти наверняка сначала проводятся полевые испытания, а затем испытания в боевых условиях, благо вооруженные конфликты в наше время происходят достаточно часто. В данной статье рассмотрим подробней самые секретные военные разработки и попробуем дать небольшое описание их на основе известных фактов.

Информация о данной разработке появлялась в печатных СМИ США еще в 2013 году. RQ-180 – это «беспилотник» созданный компанией Northrop Grumman. По сведениям первый полет совершил в 2013 году в районе Зоны-51. Для тех, кто не в курсе Зона-51- это засекреченный военный аэродром в штате Невада. Также согласно сведениям, максимальная высота полета RQ-180 равняется 18 000 м. Длина RQ-180 составляет 15 м. Основной задачей модуля является ведение разведывательных действий с применением самых современных технологий и при развитой системе ПВО противника. В аппарате применяются современные системы малозаметности для радаров. Вероятней всего эти самые «беспилотники» уже принимали участие в боевых действиях, но естественно информация об этом тщательно скрывается и является секретной.


Boeing X-37 – представляет собой космический шаттл, который можно использовать для различных целей. Разработка находится в открытом доступе, но до сих пор точно не ясна цель постройки такого устройства. По словам Nasa, X-37 будет использоваться для доставки грузов на орбиту, но правда ли это? В качестве сборщика разведывательных данных этот шаттл также не подходит. Вполне возможно, что настоящее предназначение Boeing X-37 – космический перехватчик, который сможет выводить из строя вражеские корабли, которые находятся на орбите. Длина шаттла равняется 8,9 метра, а масса взлета – до 5 тонн. По сведениям Boeing X-37 запускался в космос 4 раза. Кстати, доступная высота полета устройства – это от 200 до 750 км.


Как говорится в современном мире у правительств и спецслужб есть такие широчайшие возможности, что можно отследить практически все перемещения человека и узнать о нем все, что нужно. Система мобильного слежения под названием Argus-Is – уже не новинка, но она по-прежнему является засекреченной. Разработку и поддержку ведет компания Bae Systems. Система может охватить территорию с радиусом 7,2 км. В состав Argus-Is входит 4 объектива и порядка 370 фотосенсоров по 5 мгп каждый. В общем и целом это дает 1,8 гигапикселей на выходе. В результате использования такого бешеного разрешения Argus-Is позволяет рассмотреть 15 см объекты с высоты 6000м. Устанавливается система, как правило, на беспилотные модули.


О данной разработке известно достаточно мало. К слову, информация об этом проекте промелькнула чисто случайно в репортаже новостей с мероприятия Министерства Обороны с участием Президента.

По некоторым сведениям «Статус-6» - это проект по созданию беспилотных (управляемых) подводных торпед или аппаратов. Внутри такого аппарата само собой находится боезаряд примерной мощности 100 Мгт. Кто именно занимается разработкой данного проекта также неизвестно. Известно лишь то, что примерную идею создания таких устройств еще во времена СССР выдвинул академик Андрей Сахаров. Правда, по предварительной информации, срок реализации данного проекта до 2025 года. Так, что в любом случае время на тщательные тестирования и доработку еще есть.


КБ «Туполев» занимается разработкой бомбардировщика нового поколения. Стоит отметить, что самолет является ракетоносцем и предназначен для выполнения различных боевых задач. К сожалению, выйти на сверхзвуковую скорость данный бомбардировщик не сможет ввиду особенностей конструкции и большого размаха крыльев, однако он будет полностью невидим для радаров. Разработка частично засекречена, но можно сказать, что до первых полетов еще достаточно далеко.


Разработка такого оружия конечно сверхзасекреченна и в СМИ и Интернет фактически не просачиваются никакие сведения. Однако тут стоит уточнить, что разработки такого оружия велись еще во времена СССР, однако их успешному завершению препятствовал развал Союза. В итоге в связи с недостаточным финансированием проекты были заморожены и только после 2000 годов разработки возобновились. Под климатическим оружием стоит понимать установки, которые могут существенно изменить климат той или иной территории. Конечно же, об испытаниях такого рода устройств никто никогда не признается, но любопытно то, что в последние годы климат резко меняется в самых различных уголках земного шара. И возможно дело не только в пресловутом глобальном потеплении.


Исследование и изучение плазмы берет свое начало в 60-х годах 20 века. Именно СССР первыми в мире начали изучение возможности создания и дальнейшего использования плазмы и ее элементов плазмоидов в системах защиты ПРО.

Конечно же, данные разработки были строго засекречены и только сегодня появляются некоторые сведения. Но практически на протяжении всего времени начиная с 60-х годов, ученые США и СССР/России соревнуются между собой в создании совершенного оружия, которое имеет в своей основе плазменные молекулы. Как сказано выше плазменные пушки, и заряды теоретически могут использоваться в системе защиты ПРО для уничтожения и перехвата вражеских ракет. Также отечественные ученые хотят использовать плазму для освоения космоса и улучшения характеристик истребителей. Высказываются предположения о том, что уже через несколько десятков лет плазменное оружие полностью заменит сегодняшнее огнестрельное. Случится ли это на самом деле, как говорится, поживем-увидим.


В конце 1990-х годов СССР начала активные разработки по созданию гиперзвукового глайдера, затем по известным причинам исследования «заморозили», и вот буквально в прошлом году американские СМИ сообщили об успешных испытаниях глайдера под кодовым именем Ю-71. Смысл данного оружия состоит в том, что он двигается с гиперзвуковой скоростью, умеет маневрировать, то бишь остается недоступным для современных систем воздушной обороны. К тому же на борту он может нести либо баллистическую ракету, либо термоядерную. Правда тут стоит уточнить, что американские ученые наверняка также разрабатывают подобное оружие, а соответственно появляется необходимость в создании современных систем защиты от подобных глайдеров.


Уже достаточно давно, еще во времена Второй Мировой войны нацисты и их союзники начали разработку психотронного оружия, то есть оружия, которое воздействует на человеческий мозг. При помощи специального прибора на различных расстояниях посылаются импульсы, которые сравнимы с импульсами человеческого мозга. Таким образом, из человека можно сделать послушную «куклу», которая будет выполнять все указанные команды. Согласитесь, что звучит это достаточно страшно и самое печальное то, что сознание и собственно мозг человека ничего не может противопоставить такому воздействию. Наверное, данный вид оружия – самый засекреченный из представленных в нашей статье, но уже есть свидетельства официальных лиц спецслужб о том, что данный вид воздействия уже имел место в нашей истории.


В нашей стране также ведется разработка боевых роботов и экзо-скелетов, в которых для человека отведена роль оператора. То есть по большому счету робот будет автономным и все управление ляжет на человека.


Подводя итоги можно сделать вывод, что современные военные системы во всем мире с каждым годом становятся все совершеннее. Правда в данном случае о совершенстве можно не говорить, так как все равно на смену одному виду вооружения обязательно придет более новое, которое будет в чем-то превосходить предыдущий. Страны стараются развивать как можно больше видов вооружения, дабы в случае нападения воспользоваться эффектом неожиданности. К слову такие виды вооружения самые засекреченные.

Стандартное же вооружение вроде самолетов или автоматов зачастую можно увидеть на международных оружейных выставках, куда приезжают разработчики оружия для установления новых контактов и поисков каналов сбыта. К сожалению, в большинстве случаев полигоном для качественных испытаний новых видов вооружения становятся страны третьего мира или страны, в которых разгораются военные конфликты. К сожалению, в последнее время все чаще такими странами оказываются выходцы бывшего СССР. Хочется надеяться, что глобальный военный конфликт так и не случится, а локальные в скором времени погаснут сами собой.


С уважением,
Команда Техноконтроль


Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием “Путешествие к центру Земли”. Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга “Подземный огонь” Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал “Гиперболоид инженера Гарина”. Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Минобороны РФ рассекретило секретные архивы о преступлениях ОУН УПА. Украинцы должны знать подвиги своих «героев»

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году “Победителях недр” Григорий Адамов низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом немецкой разведки, который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под горой Благодать, осуществлялись пробные “заплывы” лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о “Стальном кроте”. Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подземные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит “Змея Мидгарда”. Это проект Риттера. После завершения Великой Отечественной войны органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки “Змеи Мидгарда”. Не менее замечательным проектом являлся “Морской лев” (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве. О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта “Морской лев”

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием “Морской лев” попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с атомным двигателем, по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка “Боевого Крота”

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа “Боевым Кротом”. Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка “Боевой Крот” в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка “Боевой Крот” была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. Ядерный реактор “Боевого Крота” позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч

Для чего была предназначена атомная подземная лодка “Боевой Крот”?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие “субтерины”, использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания “Боевого Крота”. Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой “крот” раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. Советский Союз в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.

В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

Мозговое радио

В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник.

Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим.
Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов.

17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке.

О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику.

Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях.

Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою.

Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции.

Космический истребитель «Спираль»

В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему.

Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР.

Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее.

Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Подземная лодка «Боевой крот»

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров.

В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением.

В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех.

Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб.

В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки.

Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета.

Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону.
И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.

Просмотров