Волюнтаризм и философия жизни. Философия волюнтаризма

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - крайне реакционное идеалистическое воззрение, мистифицирующее человеческую волю и приписывающее ей решающую роль в развитии мира. Волюнтаризм в корне враждебен научно-материалистическому миропониманию. «Мир есть воля»,- говорил Шопенгауэр. Махизм, как указал В. И. Ленин, это волюнтаристический идеализм, признающий мир волей. Волюнтаристами были также враги марксизма в России - народники, эсеры, анархисты, которые отрицали объективные исторические закономерности и оправдывали индивидуалистический произвол и авантюризм в политике. Особенное распространение и человеконенавистническую интерпретацию получил волюнтаризм в идеологии апологетов. «Воля к власти» - неотъемлемое свойство «высшей» арийской расы,- вещал Ницше. Современная империалистическая философия (прагматизм, неокантианство, экзистенциализм и т. п.), занимающаяся пропагандой агрессивной империалистической активности и отрицающая, вопреки фактам, объективные закономерности развития общества, сплошь пропитана волюнтаризмом. Широко использованный идеологами немецкого и итальянского фашизма волюнтаризм ныне пропагандируется англо-американскими поджигателями войны, безнадёжно пытающимися с его помощью оправдать грабительскую, авантюристическую внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов США и Англии. Реакционная сущность волюнтаризма, поставившего бредни философского идеализма на службу империалистической реакции, до конца вскрыта и разоблачена в трудах лидеров бывшего СССР В. И. Ленина и др..
Волюнтаризм в психологии - одно из реакционных направлений буржуазной психологии, получившее широкое распространение с конца 19 в. Воля и особенно её низшие формы - влечения - признаются волюнтаризмом основой и наиболее полным выражением психических процессов, познание же и чувства рассматриваются лишь как особые продукты и проявления этих влечений. Характерно, что один из наиболее рьяных сторонников волюнтаризма Вундт утверждал, что воля полностью определяется «я», т. е. якобы не имеет никакой объективности. Представитель волюнтаризма в предреволюционной России идеалист-реакционер Лосский подчёркивал, что в действительности будто бы нет состояний сознания, а имеются только целеустремлённые акты, вызываемые «моими», чисто индивидуалистическими устремлениями. Представителями волюнтаризма, помимо Вундта и Лосского, был целый ряд буржуазных психологов: Геффдинг, Фрейд, Мак- Даугол и др. Широкое распространение волюнтаризм получил в современной реакционной англо-американской психологии, пытающейся выдвигать в качестве основных движущих сил поведения людей влечения биологического порядка, с целью оправдания капиталистических общественных отношений и империалистической агрессии, как якобы закономерно и неизбежно вытекающих из самой природы этих влечений. Советская психология, подчёркивая существенную роль сознания в активности личности, решительно отбрасывает волюнтаризм как идеалистически извращённое толкование этой активности, как в корне порочное понимание воли, её подлинной основы и её действительной роли в общественной и личной жизни людей.
Волюнтаризм в праве - идеалистическая реакционная буржуазная теория, рассматривающая волю как первооснову происхождения государства и права. Представителями волюнтаризма в праве были Фихте и др. (см.

Современные толкования некоторых философских и психологических терминов пестрят противоречиями. Нет полного единодушия и в ответах на вопрос «Что такое волюнтаризм?» в политике, экономике, психологии.

Чаще всего так называют произвольные решения руководства, пренебрегающего объективными законами общественной жизни.

Если говорят о политике, государственном деятеле в негативном ключе, то не забывают ему приписать волюнтаризм, могут добавить «и авантюризм». Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы.

Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Волюнтаризм - что это? Рамки направления ограничиваются философией и психологией, может, они намного шире?

Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. Интересно, что контекст подчас бывает диаметрально противоположным.

Что такое волюнтаризм

Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas - «воля» и vello - «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.

В родном языке родоначальника германской профессиональной социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».


Термин «волюнтаризм» относится:

  • к идеалистическому направлению в философии , признающему первоосновой всего сущего волю;
  • в психологии - к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
  • в теории и практике социально-политической деятельности - к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
  • в экономике - к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).

В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.

Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.

Истоки философского направления

Один из отцов христианской церкви - Блаженный Августин (Аврелий) утверждал, что все предопределено Богом и не зависит от поступков людей. Считается, что этот теолог и философ еще в IV–V веке первым раскрыл сущность волюнтаризма.

Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Одни люди предназначены к спасению, других ожидают адские муки.

Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории. Согласно его доктрине, человек не способен без Бога ни на один поступок, кроме греховных.

Фактически, это означало божественное предопределение, фатализм, изначальную греховность всего, что связано с человеческим родом. В исламе идеи, подобные тем, что высказывал Августин, нашли яркое выражение.

Главная в фатализме - подчиненность воли человека некоторой высшей силе. Противоположный смысл заложен в учении о свободе воли, что означает самостоятельность в действиях, не зависящих от чужой воли.

Два учения кажутся взаимно исключающими друг друга, но они одинаково пренебрегают объективными закономерностями всего происходящего в мире.

Философия Шопенгауэра

Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.

Наиболее яркие представители этого направления - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. С именем немецкого мыслителя связаны слова о том, что «воля - это вещь в себе».

Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее - не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.

Познание - венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.

Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.

Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:

  • теряет свою индивидуальность,
  • забывает о своих желаниях;
  • растворяется в объекте;
  • освобождается от воли.

Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.

Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.

В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.

Субъективизм в СССР. Хрущев

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».

Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.

Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.

Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.

Воля - наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.

Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.

Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.

Видео: Философия А. Шопенгауэра


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883) , идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas воля)
одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.
В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".
В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.
Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля).
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.
М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Волюнтаризм. Что это означает? В переводе с латинского слово волюнтаризм (voluntas) - это форма субъекта, которая опирается на желания и стремления и игнорирует объективные понятия политической жизни. Волюнтаристы считают политику процессом принятия спонтанных решений, которые не базируются на программе деятельности.

Волюнтаризм - понятие характерно для политических деятелей с линейным движением мысли и действий, которые имеют тенденцию приукрашивать должное, но по большей степени недостижимое. Именно по этой причине волюнтаризм как течение в политике наносит существенный ущерб политической интеграции и консолидации и в целом является деструктивной силой.

Что означает слово "волюнтаризм" в политике?

Политический волюнтаризм берет начало от внешних детерминантов общественного развития. Но в основном в отчужденности народа, социальных групп и слоев от деятельности политиков и власти находятся корни такого течения, как волюнтаризм. Что это, как не крайнее выражение этического релятивизма, основанное на нравственной Термин "волюнтаризм" был впервые упомянут немецким социологом Теннисом в XIX веке. Но волюнтаристские идеи в этике выдвигались и ранее. По мере того, как увеличивались противоречия между человеком и обществом, понимание волюнтаризма стало более распространено.

Слово "волюнтаризм" в психологии и философии

Это течение в философии и психологии противопоставляет волевое начало разуму и объективным законам общества и природы. По сути, волюнтаризм утверждает независимость человеческой воли от действительности, идеализирует роль личности в истории и то, как она влияет на окружающий мир. Идею течения можно проследить от времен средневековья. Но понятие "волюнтаризм" в психологии появилось лишь в конце XIX века благодаря Вундту В. - немецкому психологу, врачу и физиологу.

Различают следующие виды волюнтаризма в психологии:

  • ограничивающийся признанием того, что воля составляет качественно своеобразное явление среди прочих психологических процессов;
  • утверждающий, что на воле основаны все прочие психологические процессы и явления, волюнтаризм, - что это именно воля представляет собой первичную способность, зависящую исключительно от субъекта и не имеющую объективных оснований.

Сторонники волюнтаризма

Согласно немецкому философу и психологу Вундту, психическая причинность выражается в волевом акте, в частности, в апперцепции. Философ и психолог Джеймс утверждал, что за поступки человека отвечает ничем не обусловленное волевое решение. Немецкий психолог Мюнстерберг Г. считал, что воля преобладает над остальными психологическими процессами. Его идеи поддерживали и другие западные психологи того времени. Они не переставали проповедовать то, что человеку присуща способность самостоятельно выбирать цель и способы для ее достижения. В этом случае волюнтаризм выступает как эффект действия, который стоит за актами особой духовной сущности.

Значение некоторых понятий может значительно меняться с течением времени. К примеру, вот уже несколько веков существует слово «волюнтаризм». Что это значит, зависит от поправки на конкретную эпоху и сферу человеческой жизни.

Что означает слово «волюнтаризм»?

Слово «волюнтаризм» в русском языке является заимствованным. Цепочку его попадания в нашу лексику можно выстроить следующим образом:

  1. Корень «воло », который в латинском языке означает «желать», «испытывать потребность». Этот корень является общим для многих наречий индоевропейской группы (например, «воля» в русском);
  2. Предыдущая лексема дала начало термину «волюнтас», которое по форме является существительным со значением «вожделение», «хотение»;
  3. Так появилось латинское «волюнтарис» - что значит «поступающий на основании собственной воли»;
  4. Последнее слово попало во многие европейские языки, в частности в английский, где оно обрело форму voluntary ;
  5. Русским языком оно было заимствовано в XIX веке. Ближайшим аналогом в нашей лексике является «произвол », если изъять из него негативную коннотацию.

Волюнтаризм: что это простыми словами?

В современном понимании, волюнтаризмом называют такой принцип, согласно которому личности свободны в выборе целей и средств их достижения в рамках определенных социальных и культурных рамок. Антонимом является детерминизм (детерминированное поведение).

В англоязычных странах и прежде всего в США «voluntarism » - целое общественное движение, проявлениями которого являются:

  • Добровольное предоставление услуг в религиозных, гражданских, медицинских, образовательных и экологических организациях. Такая деятельность направлена на безвозмездную помощь нуждающимся и часто используется некоммерческими и благотворительным организациями;
  • «Волюнтаризмом» часто называют действия женщин-феминисток, которые добивались расширения своих прав в XIX-XX веках;
  • Вербовка молодых солдат без принуждения к местам прохождения боевых действий;
  • Применительно к трудовым отношениям: государство должно воздерживаться от непосредственного вмешательства в отношения работника и работодателя. Влияние профсоюзов должно быть сведено к минимуму;
  • Анархистское движение, направленное на минимизацию роли власти в жизни социума.

Применение в философии

Однако не только социальной сферой ограничивается область применения лексемы. Это еще и важнейший термин в ряде наук.

К примеру, в философии волюнтаризм означает течение, которое приписывает ключевую роль в развитии цивилизации абстрактной воле (как человеческой, так и сверхъестественной).

В его рамках можно выделить такие направления:

  • Теологическое. Общественная мораль зиждется на божьем повелении, а не на разуме и познании. Творец всесилен и всемогущ, поэтому Его действия никак нельзя облечь в рациональную форму и объяснить с помощью отвлеченных категорий;
  • Метафизическое. Иррациональное и бессознательное довлеет над разумным. Первоначально такую идею высказал немецкий философ Артур Шопенгауэр, но наиболее полно она была развита в трудах Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда;
  • Гносеологическое. Вера для воли играет большее значение, чем познание;
  • Политическое. Власть должна быть основана на пожеланиях и чаяниях народа, а не узкой правящей группы. Право населения страны на свержение жестокого тирана. Наиболее яркие представители - Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо.

Волюнтаризм Хрущева

Никита Хрущев вошел в историю России как крайне неоднозначный лидер. С одной стороны, он выпустил на свободу политзаключенных и запустил необходимый процесс ликвидации сталинизма. Именно благодаря ему возник феномен «оттепели» в общественной жизни страны, который подарил целую плеяду выдающихся деятелей культуры и искусства.

С другой стороны, Хрущев проявил себя как недальновидный хозяйственный деятель. Его начинания, которые современники обозвали «инициативами», обернулись для национальной экономики достаточно плачевно:

  1. Рост капиталовложений в промышленность (стремление «догнать и перегнать США») тяжелым бременем ложился на плечи бюджета страны;
  2. Рост отрасли производства средств производства вышел из-под контроля Госплана. Возникла опасность «перегрева» экономики;
  3. Усиление темпов урбанизации. Города оказались не готовы «переварить» огромную массу народа из глубинки, которая не обладала высокой квалификацией;
  4. Падение сельскохозяйственного производства.

Из-за проведения такой политики самоуправства назрел конфликт элит, результатом которого стало смещение генсека с формулировкой «волюнтаризм ».

Волюнтаризм в психологии

В науке о человеческой душе существует целое направление, которое признает человеческую волю первопричиной всех психологических побуждений.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Постепенно из критики этого направления выросли целые научные течения - функционализм и прагматизм.

В либертарианстве

Либертарианцы-волюнтаристы придерживаются таких принципов:

  1. Всякий социальный союз должен быть основан на добровольном участии каждого его члена. Недопустимость тоталитаризма большинства;
  2. Уважение к частной собственности;
  3. Запрет на применение насилия и принуждения;
  4. Поскольку государство допускает применение насилия для защиты интересов нации, то этот институт должен быть упразднен;
  5. Тем не менее, возможно использование оружия и силы для самообороны;
  6. Равное участие каждого гражданина в политике и управлении земельным фондом. Таким образом, власть и ресурсы являются по сути «общими»;
  7. Инструментами построения общества будущего должны стать регионализация, поощрение образованности масс и гражданское неповиновение.

В рамках идеологии существуют многообразные ответвления: от левацки-марксистских до крайне правого фашизма.

Для обычного россиянина знакомо лишь одно значение понятия «волюнтаризм» - что это причина отставки Никиты Хрущева. Однако само по себе свободолюбие - явление исключительно положительное. Без него невозможна постройка общества будущего с уважением к каждому индивиду.

Видео о волюнтаризме и его проявлениях

В данном ролике политолог Николай Михайлов расскажет о проявлениях волюнтаризма по отношению к действующему президенту:

Просмотров