Определение субъектов малого и среднего предпринимательства. Чем отличается малый бизнес от среднего

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. « »).

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют как сугубо научное, так и практическое значение. Государственные органы несут ответственность за разработку критериев и воплощение их в жизнь. Также эти требования влияют на вопросы отнесения предприятий к определенным видам бизнеса.

В чем принципиальная разница

В каждом государстве существуют свои требования к определению вида бизнеса. Однако из всех имеющихся факторов один является общим и наиболее универсальным – это среднесписочная численность персонала. Именно с помощью этого показателя можно наиболее точно охарактеризовать предприятие и отнести его к малому, среднему либо крупному бизнесу.

Что относится к малому бизнесу в РФ? В большинстве случаев считается, что если предприятие работает по «упрощенке» (УСН), то оно считается малым, но это ошибочное мнение.

Малым предприятием (МП) может быть не только юридическое лицо, но и физическое, так называемый индивидуальный предприниматель. Законодательство РФ относит к субъектам малого бизнеса:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие фирмы;
  • индивидуальных предпринимателей (ИП).

Для того, чтобы определить, к какому виду относится любимое дело, необходимо более тщательно изучить критерии отнесения к малому бизнесу.

Перечень категорий

Перечень требований, определяющих статус и размер субъекта хозяйствования (СХ), можно найти в таких законодательных актах, как:

  • ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года;
  • ФЗ № 156 от 29 июня 2015 года.

Именно последний акт содержит в себе критерии отнесения предприятий к малому бизнесу в 2018 году. Этот документ значительно расширил круг СХ, которые могут быть отнесены к малым, тем самым увеличив границы поддержки российским государством малого и среднего бизнеса.

Это событие обязательно положительно отразится на будущем развитии экономики страны, так как почти 80% ВВП государства с развитой экономикой создают именно представители малого и среднего предпринимательства.

Принципы разработки критериев

Разработка каких-либо фундаментальных понятий обязана руководствоваться четкими принципами. В данном случае к ним относятся:

В экономической науке количество подобных принципов значительно больше, но здесь были перечислены основные.

Этапы формирования

Первые критерии малого бизнеса в России были определены в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда считалось, что для определения статуса СХ нужно было узнать периодически меняющуюся численность персонала.

Статья 4 ФЗ № 209 содержит в себе положения о том, какое предприятие может быть признано малым, а именно:

  1. Общая доля государства, его субъектов, иностранных организаций и граждан, муниципальных образований, религиозных и общественных объединений, а также благотворительных организаций и фондов, не относящихся к субъектам МП, в уставном капитале не должна быть более четверти от общей суммы (до 25%).
  2. Средняя численность персонала за прошедший год не может быть более сотни. Для микропредприятий этот показатель не должен быть более 15 человек.
  3. Сумма выручки от реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ за предыдущий год не может быть больше суммы в 800 млн. рублей.

Последние два требования должны выполняться и для субъектов, именующихся ИП.

В 2015 году критерии малого бизнеса были изменены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года.

Теперь для организаций и предпринимателей, относящихся к микропредприятиям, а также к малому и среднему бизнесу, предельная величина выручки должна составлять (без учета налога на добавленную стоимость):

  • для микропредприятий – не больше 120 млн руб.;
  • для малых – не больше 800 млн руб.;
  • для средних – не больше 2 млрд руб.

Обратите внимание, что категория субъекта меняется, если происходит увеличение или сокращение предельно допустимых значений, указанных выше, в течение трех, следующих друг за другом, лет. Критерии малого бизнеса никоим образом не зависят от выбранной организацией системы налогообложения.

Подтверждение статуса фирмы

Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.

Выручка должна подтверждаться налоговыми регистрами. Если МП находятся на «упрощенке», то такими регистрами являются книги учета доходов и расходов. Помимо этого, необходим расчет численности работников компаний.

Эти два показателя нужно регулярно отслеживать, не только для того, чтобы проверить, к какому виду бизнеса относится предприниматель или организация, но и для того, чтобы сохранить специальный режим налогообложения.

Как начать малый бизнес с нуля: Видео

Быть субъектом малого или среднего предпринимательства очень выгодно. Именно они имеют упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, кассовой дисциплины и документооборота. Для них снижены налоговые ставки, им разрешены разного рода «налоговые каникулы». Разберемся, какие установлены критерии в 2018 году для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства.

Скачайте инструкции:

  • "Четыре схемы, которые налоговики будут искать на проверках">>>
  • "Семь налоговых схем, которые больше не работают">>>

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году

Чтобы вашу компанию включили в список малых или средних предприятий (СМП), необходимо соблюдать три условия. Должна быть определенная доля участия учредителей, а среднесписочная численность и все доходы компании, не должны превышать, обозначенного законом, лимита.

Однако в первую очередь необходимо разобраться, кого можно рассматривать, как малое или среднее предприятие.

В первую очередь к субъектам микро, малого и среднего предпринимательства следует отнести:

Более подробный перечень субъектов можно найти в ФЗ РФ №209 часть 1.1 ст.4.

Первый критерий малого и среднего предприятия 2018

Что касается первого из трех условий – это, конечно, доля участия учредителей. В ст.4 ФЗ-209 указывается, что компания может получить статус малого, только если соблюдаются следующее правило:

  • суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%. Что касается иностранного капитала, то его доля не должна превышать 49% от общего числа акций;

Такой лимит доли участия может обойти стороной компании, которые соблюдают другие условия, а именно:

  1. акции общества, котирующиеся на бирже, относятся к акциям инновационного сектора;
  2. общество или хозяйство юридически рассматривается как участник одного из проектов «Сколково»;
  3. деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям такого общества.

Этот критерий помогает отнести предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса, с помощью организационно-правовой формы. Однако, есть также и два количественных условия, которые ИФНС также рассматривает перед тем, как отнести предприятие к малому или среднему бизнесу.

Критерии малого и среднего предприятия 2018: таблица

Критерии малого и среднего предприятия, которые действуют в 2018 году, мы собрали в удобной таблице.

Максимальные значения по среднесписочной численности за предыдущий календарный год

микропредприятие

От 16 и до 100 включительно

малое предприятие

От 101 до 250 включительно

среднее предприятие

Сумма доходов от предпринимательской деятельности компании за 12 месяцев

Не превышает 120 млн. рублей

микропредприятие

Не превышает 800 млн. рублей

малое предприятие

Не превышает 2 млрд. рублей

среднее предприятие

Важно: Закон позволяет вместо доходов использовать другой показатель - балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которую оценивают по правилам бухучета. Однако в нем не указаны предельные значения остаточной стоимости, поэтому зачастую этот критерий не принимается ведомствами.

Пример. Можно ли отнести компанию к малой, если не соблюдены все условия

Компания «Ромашка» по состоянию на конец 2017 года имела следующие показатели:

По двум из трех критериев компанию можно было бы отнести к малому предпринимательству, однако доля учредителя в два раза больше необходимого. Поэтому «Ромашка» автоматически не попадает в реестр МСП. Если акционерное общество сможет снизить долю учредителей до 24%, то ее отнесут к малым компаниям.

Важно: необходимо помнить, если компанию включили в реестр, и она три года подряд не вписывается в свои предельные значения, то она выбывает из него по истечению этого периода.

В каком порядке ИФНС относит компанию к СМП

Предприятие не обязано подавать какие-либо сведения в налоговое ведомство или писать заявление на предоставление льгот. С помощью реестра теперь это происходит автоматически. Сотрудники налоговой службы относят компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

С помощью реестра, расположенного на официальном сайте ФНС , вы можете проверить, относится ли тот или иной контрагент к малому виду предпринимательства или нет.

Преимущества малого предприятия

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в области бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене;
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета;
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне;
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами - для малых предприятий он составляет 50 часов в год;
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Соблюдая все вышеперечисленные условия, компания не только автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России. Она так же получает ряд приятных бонусов от налогового ведомства. Только не забывайте, что находится в рамках лимита необходимо более двух лет. Иначе компания автоматически перестанет приравниваться к МСП.

1-2 глава

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство ) - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу :

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн . рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства , не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

    количество персонала на предприятии;

    величина уставного капитала;

    сумма активов;

    объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

    в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    в транспортной сфере - 100 человек;

    в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической области - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек;

    в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах.

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего» 1 .

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР.

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками».

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Проверяем относится ли ваша организация к малым предприятиям или микропредприятию.

В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства, численность малого предприятия и микропредприятия, кто относится к субъектам малого предпринимательства не зависимо от системы налогообложения 2019.

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что "малышом" может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на . Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :

  • хозяйственные общества и партнерства (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
удовлетворяющие установленным критериям.

Примечание : Если у вас не коммерческая организация, то её и не будет в реестре СМСБ.

Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    Примечание : ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209*ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Коммерческие и некоммерческие организации"

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек

    Примечание : п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

    Примечание : Микропредприятие - до 15 человек

  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

    Примечание : Для микропредприятий предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Последним двум критериям должны удовлетворять и , чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).

Утвержден лимит доходов для субъектов малого предпринимательства - «малышей»

С 01.08.2016 года финансовым критерием для отнесения бизнеса к категориям малого или среднего будет не выручка от реализации, а вводится критерий «Доход от предпринимательской деятельности». При расчете дохода придется учитывать доходы по всем видам деятельности, а правила подсчета брать из Налогового кодекса РФ. Определять доход нужно на основе деклараций по УСН, ЕНВД и налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предприятия больше не нужно подтверждать какими-либо дополнительными документами. При этом сами предельные значения в рублевом выражении останутся прежними.

Примечание : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России .


к меню

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

Примечание : В формате.pdf

  • с 5 июля 2015 года
  • с 1 января 2016 года
  • с 6 августа 2017 года
  • с 5 декабря 2017 года
  • с 1 декабря 2018 года new !

Важно!

Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480).

Внимание!

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям - нет. Только показатели, согласно законодательства.


Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников

Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ

По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.


к меню

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

Почему нашего ЗАО нет в реестре малых предприятий?

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/3271@ от 21.02.2017


Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2016 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

в 2013, 2014 и 2015 г.г. показатели численности и выручки были не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, ("упрощенку"), либо ("вмененке") или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.


к меню

Предприятие на УСН относится к малому предприятию?

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с .

Примечание : Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (): ; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы.


к меню

Может ли любой госорган потребовать от фирмы подтвердить статус малой компании?

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая - если ваша компания - малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню

Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?

Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:

  • применять ;
  • вести в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню

Сколько малых предприятий в России?

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых - это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

к меню

Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"

В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» - необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России в разделе «Иные функции ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - « Вас нет в реестре или данные некорректны? ».

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Раньше 2019 года из реестра малого и среднего бизнеса никто не вылетит

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).


к меню
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Просмотров