В соответствии с программой развития оон. Международный банк реконструкции и развития (мбрр)

Программа развития ООН

Программа развития ООН (ПРООН) - организация при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития. ПРООН оказывает помощь правительствам в проведении изысканий и исследований природных ресурсов, в создании учебных заведений, в развитии энергетических ресурсов, предоставляет консультационные и экспертные услуги, обучает специалистов, поставляет оборудование и т. д. Помощь ПРООН безвозмездна.

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карпентер, Джон Говард
  • Одати

Смотреть что такое "Программа развития ООН" в других словарях:

    Программа развития ООН - ПРО ООН международная организация, призванная способствовать экономическому развитию наций в координации с Международным банком реконструкции и развития, основными отделениями мировой банковской группы или региональными банками. Как часть… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ООН. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ - ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ На протяжении своей истории ООН удавалось предпринимать эффективные меры по предотвращению серьезных угроз миру. 1947. Военнослужащие ООН в… … Энциклопедия Кольера

    ООН. СТРУКТУРА - В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал … Энциклопедия Кольера

    ПРОГРАММА ВЗАИМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ - MUTUAL SECURITY PROGRAMВ соответствии с Программой восстановления Европы (План Маршалла), введенной в действие на основании Закона об экон. сотрудничестве от 3 апреля 1948 г. (часть I Закона об ин. помощи 1948 г.), главный упор был сделан на… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ООН - Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия

    Программа ООН по населённым пунктам - Программа Организации Объединённых Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат, англ. The United Nations Human Settlements Programme, UN HABITAT) программа ООН по содействию устойчивому развитию населенных пунктов. Основана в 1978 году.… … Википедия

    Программа "Нефть в обмен на продовольствие" - Программа "Нефть в обмен на продовольствие", действовавшая в период с 1996 по 2003 год, была самым крупным финансовым проектом в истории ООН. Программа позволяла Ираку продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения. Она… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по защите окружающей среды - (ЮНЕП) (United Nations Environment Programme (UNEP)) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Программа ООН по окружающей среде - или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme) созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН… … Википедия

    Программа ПЦПИ - Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • Женщины и развитие. Реальность и перспективы. Оценка осуществления конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, пекинской платформы действий и целей развития тысячелетия ООН. Ст , . В издании представлены программа расширенного заседания Координационного совета по гендерным проблемам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Женщины и…

Новости ООН

25.08.0623: 30

Программа развития ООН (ПРООН)

(Справочная информация)

25-08-2006

Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) была учреждена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 году и является ведущей и наиболее универсальной по своему мандату организацией системы ООН в области международного технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой в целях устойчивого социально-экономического развития.

Руководящим органом Программы является Исполнительный совет (ИС), состоящий из представителей 36 государств, которые избираются сроком на 3 года в ходе организационных сессий Экономического и Социального Совета ООН (Россия – член Исполсовета ПРООН). В течение года проводятся одна ежегодная и две регулярные сессии, которые рассматривают и утверждают отчёты Администратора, бюджет, направления программной деятельности, региональные и страновые программы сотрудничества. Главным должностным лицом ПРООН является Администратор, который назначается Генеральным секретарём ООН после соответствующих консультаций с членами ИС (с 2005 г. Администратором ПРООН является Кемаль Дервиш (Турция). Деятельность Программы охватывает более 150 стран, в которых ежегодно осуществляется свыше 6500 проектов на сумму более 800 млн.долл.США.

ПРООН, являясь основной организацией системы ООН и её координатором по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой, сосредотачивает усилия на ключевых аспектах "устойчивого человеческого развития" (искоренение бедности, охрана окружающей среды, обеспечение занятости, оказание помощи женщинам и социально уязвимым группам населения, находящимся в неблагоприятных условиях); подготовке национальных управленческих кадров, реализации политики и реформ государственного сектора, в сфере управления экономикой, включая создание благоприятных условий для развития частного сектора, оказании помощи в чрезвычайных ситуациях с акцентом на переход от чрезвычайной помощи к долгосрочному развитию.

Техническое содействие ПРООН подразумевает также предоставление консультативных и экспертных услуг, организацию семинаров и обучение национальных специалистов за рубежом.

Основными донорами Программы из промышленно развитых стран являются: Нидерланды, Дания, США, Япония, Швеция, Германия и Норвегия. Из числа развивающихся стран - Индия, Китай, Саудовская Аравия, Таиланд.

Помощь ПРООН носит безвозмездный, неполитизированный характер, цели и параметры которого определяются самими правительствами стран получателей помощи. При этом ПРООН обладает высококлассной технической экспертизой, возможностью оперативно реагировать на запросы получателей помощи, отработанной методикой поиска доноров и привлечения инвесторов.

Важным элементом стратегии ПРООН по мобилизации дополнительных ресурсов является опора на концепцию национальной экспертизы и национального исполнения проектов, предусматривающего использование прежде всего отечественных специалистов (более 90% всех проектов ПРООН в России).

Важной составной частью общей финансовой политики ПРООН является линия по мобилизации финансовых средств частного сектора в целях осуществления проектов и программ в области развития.

17 ноября 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Программой развития Организации Объединённых Наций, определяющее формы, условия и правовые основы сотрудничества. В марте-апреле 2000 г. Соглашение было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 4 мая 2000 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал закон о ратификации Соглашения.

Добровольный ежегодный взнос России в ПРООН с 2006 года составляет 1,1 млн.долл.США.

Действующая Программа сотрудничества России с ПРООН на 2004-2007 гг. была утверждена в ходе первой очередной сессии Исполсовета ПРООН/ЮНФПА (Нью-Йорк, 26-29 января 2004 г.).

В настоящее время в рамках указанной программы сотрудничества продолжается осуществление более 30 проектов ПРООН в области совершенствования системы государственного управления, охраны окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития. Сумма утверждённых в 2005 г. бюджетов проектов в рамках соглашений о переводе средств на проекты ПРООН составляет порядка 17 млн. долл.

Активно развивается сотрудничество ПРООН с российскими регионами (более 30 субъектов Федерации). В настоящее время в тех регионах, где ПРООН проявляет наибольшую активность в своей проектной деятельности, действуют проектные офисы, которые, не являясь официальными представительствами Программы, выполняют координационные функции в соответствии с проектными документами. Такие офисы в настоящее время действуют во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Архангельске, Сыктывкаре, Горно-Алтайске, Назрани.

Отображение сетевого контента

Общие сведения


    fix

    Организация Объединённых Наций , (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
    Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
    Устав ООН был утверждён на Сан-францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
    Генеральная Ассамблея ООН занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.
    У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.
    Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.
    Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов :
    Генеральный комитет выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
    Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
    Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
    Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
    Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
    Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)
    Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
    Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)
    В состав Генерального комитета входят: Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, избираемые с учётом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.
    Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.
    Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.
    Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето .
    Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.
    Секретариат ООН это орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН (наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве, Вене и Найроби).
    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.
    Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь , который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
    В настоящее время действует порядок, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть избран Генеральным секретарём ООН.
    Международный Суд ООН - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
    Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.
    Экономический и Социальный Совет ООН осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий:
    Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)
    Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
    Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
    Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)
    Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
    Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки . Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке: английском, французском, русском, испанском, китайском и арабском.
    Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.
    Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
    В Уставе ООН также закреплены основные принципы международного сотрудничества:
    - суверенное равенство всех членов ООН;
    - разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
    - отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
    - невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и др.
    Составной частью Устава является Статут Международного Суда.
    Миротворческие миссии и операции являются важным инструментом поддержания мира и международной безопасности. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.
    Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:
    - Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
    - проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;
    - содействии поддержанию законности и правопорядка;
    - предоставлении гуманитарной помощи;
    - наблюдении за ситуацией.
    - оказание гуманитарной помощи:
    Гуманитарные катастрофы могут произойти в любом месте и в любое время. Какой бы ни была их причина - наводнение, засуха, землетрясение или конфликт, - они всегда ведут к гибели людей, перемещению населения, потере общинами способности своими силами обеспечивать свое существование и приносят огромные страдания.
    В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью.
    В настоящее время особое внимание ООН уделяется контролю оружия и разоружению . Оружие способствует разорению мира, пропаганде сепаратизма и других, направленных против мира деяний.
    Центральные Учреждения Организации Объединенных Наций или штаб-квартира ООН - комплекс зданий в Нью-Йорке (США), которые служат официальным офисом для основных рабочих органов ООН. Район штаб-квартиры находится в пределах судебной юрисдикции Соединённых Штатов.
    Помимо зданий в Нью-Йорке, ООН располагает ещё тремя вспомогательными, региональными штаб-квартирами: в Женеве (Швейцария), в Вене (Австрия) и в Найроби (Кения), однако наиболее важные решения Организации принимаются именно в Нью-Йорке, так как именно там проходит большинство заседаний Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Всего в рабочих органах, агентствах и центрах ООН по всему миру работает порядка 61 000 сотрудников из примерно 170 государств.

    Праздничные дни, учрежденные Организацией Объединенных Наций:


    4 февраля
    Всемирный день борьбы против рака – ежегодное мероприятие, организуемое Международным союзом против рака (UICC). Цель этого дня - акцентировать внимание общественности на этой глобальной проблеме.

    21 февраля
    Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

    8 марта
    Международный женский день (8 марта) является датой, которую отмечают женские группы во всем мире. Она отмечается и в Организации Объединенных Наций, а во многих странах этот день является национальным праздником.

    20 марта
    День Земли
    В международном календаре два всемирных праздника с названием День Земли - один отмечается в день весеннего равноденствия, а второй - 22 апреля

    21 марта
    Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Проводится по решению XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 1966 г. Он отмечается ежегодно 21 марта.

    22 марта
    Всемирный день водных ресурсов
    Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

    23 марта
    Всемирный день метеорологии
    Каждый год, 23 марта, под эгидой ООН проходит Всемирный день метеорологии. В 1950 году именно в этот день вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации.

    7 апреля
    Всемирный день здоровья. Отмечается в день создания Всемирной организации здравоохранения – ВОЗ – в 1948 году. За время, прошедшее с этого момента, членами Всемирной организации здравоохранения стали около двухсот государств мира.

    23 апреля
    Всемирный день книг и авторского права
    23 апреля – символическая для мировой литературы дата: в этот день в 1616 году умерли Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега.

    3 мая
    Всемирный день свободы печати
    В 1993 году Генеральная Ассамблея провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати (решение 48/432 от 20 декабря). Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО.

    8 мая
    Дни памяти и примирения, посвященные памяти жертв Второй мировой войны
    22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея провозгласила 8 и 9 мая днями памяти и примирения.

    15 мая
    Международный день семьи (International Family Day). Учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.

    17 мая
    Всемирный день информационного сообщества
    27 марта 2006 Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, в которой провозгласила 17 мая Всемирным днем информационного общества. Этот день - профессиональный праздник всех программистов, системных администраторов и тернет-провайдеров.

    21 мая
    Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития
    Отмечался впервые 21 мая 2003 года. (World Day for Cultural Diversity for Dialogue and Development).

    22 мая
    Международный день биологического разнообразия
    Ежегодно отмечается 22 мая (International Day for Biological Diversity). Биологическое разнообразие продолжает сокращаться, а экологическое равновесие все еще подвергается изменениям.

    25 мая
    Неделя солидарности с народами несамоуправляющихся территорий
    В 1999 году Генеральная Ассамблея предложила Специальному комитету по деколонизации ежегодно отмечать Неделю солидарности с народами несамоуправляющихся территорий, начинающуюся 25 мая. Неделя была провозглашена в 1972 году.

    29 мая
    Международный день миротворцев ООН
    В 2002 году Генеральная Ассамблея объявила 29 мая Международным днем миротворцев. Этот день призван воздать должное самопожертвованию и самоотверженной преданности миротворцев, несущих службу по всему миру.

    31 мая
    Всемирный день без табака
    Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No-Tobacco Day). Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла.

    4 июня
    Международный день невинных детей – жертв агрессии
    19 августа 1982 года на своей чрезвычайной специальной сессии по вопросу о Палестине Генеральная Ассамблея, «будучи потрясенной огромным числом невинных палестинских и ливанских детей - жертв актов агрессии Израиля», постановила отмечать 4 июня Международный день невинных детей – жертв агрессии.

    5 июня
    Всемирный день охраны окружающей среды
    Ежегодно отмечаемый 5 июня Всемирный день окружающей среды является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды.

    17 июня
    Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
    Генеральная Ассамблея провозгласила 17 июня «Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой» в 1995 году в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 года.

    20 июня
    Всемирный день беженцев
    На протяжении многих лет различные страны и регионы отмечали собственные памятные дни и даже недели, посвященные беженцам. Один из самых известных считается День африканских беженцев, который отмечается в нескольких странах 20 июня.

    23 июня
    День государственной службы ООН
    20 декабря 2002 года 57-я Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 57/277, провозгласившую 23 июня Днем государственной службы ООН, который будет отмечаться каждый год.

    26 июня
    Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота
    История борьбы с распространением наркотиков или, по крайней мере, попыток как-то контролировать их оборот насчитывает уже почти 100 лет.

    Международный день в поддержку жертв пыток
    В 1997 года по рекомендации Экономического и Социального Совета, Ассамблея провозгласила 26 июня Международным днем Организации Объединенных Наций в поддержку жертв пыток. Этот день проводится с целью искоренения пыток.

    4 июля
    Международный день кооперативов
    В 1992 году Генеральная Ассамблея провозгласила первую субботу июля 1995 года Международным днем кооперативов (резолюция 47/90 от 16 декабря). В этот день отмечалось столетие Международного кооперативного альянса.

    11 июля
    Всемирный день народонаселения
    В своем обращении Сорайя Обейд, исполнительный директор Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), сказала: «По всему миру, молодые люди хотят быть услышанными и участвовать.

    9 августа
    Международный день коренных народов мира.
    Установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

    12 августа
    Международный день молодежи
    Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1999 года по предложению Всемирной конференции министров по делам молодежи, состоявшейся в Лиссабоне 8–12 августа 1998 года.

    23 августа
    Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации
    Отмечается по рекомендации 150-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО в день восстания рабов Сан-Доминго и Гаити в 1791 году, которое положило начало процессу ликвидации системы рабства.

    8 сентября
    Международный день грамотности
    Один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Грамотность - праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области.

    16 сентября
    Международный день охраны озонового слоя
    В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

    21 сентября
    Международный день мира
    Для некоторых из нас мир - это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться.

    28 сентября
    Всемирный день моря
    Один из международных дней в системе Организации Объединенных Наций. Отмечается с 1978 года по решению Х сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) в последнюю неделю сентября.

    1 октября
    Международный день пожилых людей
    14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей. Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов уже во всем мире.

    4 октября
    Всемирная неделя космоса
    6 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея провозгласила период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса, с тем чтобы отмечать тот вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека.

    5 октября
    Всемирный день учителя
    Профессиональный праздник всех работников сферы образования - был учрежден в 1994 году. Спросите у любого родителя, что он считает важнейшим элементом обучения своего ребенка, и он наверняка ответит: хорошие учителя.

    Всемирный день Хабитат
    Отмечается в первый понедельник октября, другое его название - Международный день жилья («habitat» - это английское слово обозначает «жилищные условия»).

    9 октября
    Всемирный день почты
    Один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Проводится по решению XIV конгресса Всемирного союза почтовиков (1974 года) в день создания союза 9 октября 1874 года в Швейцарии.

    10 октября
    Всемирный день психического здоровья
    Отмечается с 1992 года, по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

    14 октября
    Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
    Впервые отмечался согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 1989 г. в рамках Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (1990-1999).

    16 октября
    Всемирный день продовольствия
    Впервые страны мира официально провозгласили одной из важнейших задач искоренение голода на планете и создание условий для развития устойчивого сельского хозяйства, которое было бы в состоянии прокормить население планеты.

    17 октября
    Международный день борьбы за ликвидацию нищеты
    «Борьба за ликвидацию нищеты - один из основных моральных вызовов нашего времени - не может оставаться целью единиц; она должна стать призванием многих.

    24 октября
    Международный день Организации Объединенных Наций
    День ООН - это день рождения Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года, после того как большинство государств-основателей ратифицировали договор о создании всемирного органа, была официально создана Организация Объединенных Наций.

    Неделя разоружения
    Неделя разоружения проходит каждый год с 24 по 30 октября. Ежегодное проведение Недели разоружения, которая начинается в день годовщины основания Организации Объединенных Наций, предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН

    Всемирный день информации о развитии
    В 1972 году Генеральная Ассамблея учредила Всемирный день информации о развитии, цель которого заключалась в привлечении внимания мирового общественного мнения к проблемам развития и к необходимости укрепления международного сотрудничества.

    6 ноября
    Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
    5 ноября 2001 года Генеральная Ассамблея объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.

    16 ноября
    Международный день, посвященный терпимости
    В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия.

    20 ноября
    Всемирный день ребенка
    В 1954 году Генеральная Ассамблея рекомендовала всем странам ввести в практику празднование «Всемирного дня ребенка» как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем Мире.

    День индустриализации Африки
    В рамках второго Десятилетия промышленного развития Африки Генеральная Ассамблея провозгласила 20 ноября «Днем индустриализации Африки». Проведение Дня имеет целью заручиться поддержкой международного сообщества в деле индустриализации Африки.

    21 ноября
    Всемирный день телевидения
    17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея провозгласила 21 ноября «Всемирным днем телевидения» в ознаменование даты проведения первого Всемирного телевизионного форума в Организации Объединенных Наций.

    25 ноября
    Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
    Генеральная Ассамблея ООН объявила 25 ноября «Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин» в 2000 году.

    29 ноября
    Международный день солидарности с палестинским народом
    В этот день в 1947 году Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины. В 1977 году Генеральная Ассамблея постановила ежегодно отмечать 29 ноября как «Международный день солидарности с палестинским народом».

    1 декабря
    Всемирный день борьбы со СПИДом
    Во всем мире в этот день говорят о СПИДе, о том, какую угрозу существованию человечества несет глобальная эпидемия. Можно вспоминать и оплакивать тех, кто уже умер или смертельно болен и говорить о масштабах трагедии.

    2 декабря
    Международный день борьбы за отмену рабства
    «Международный день борьбы за отмену рабства», который отмечается 2 декабря, связан с датой принятия Генеральной Ассамблеей Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.

    3 декабря
    Международный день инвалидов
    В 1992 году в конце «Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций» (1983-1992 годы) Генеральная Ассамблея провозгласила 3 декабря «Международным днем инвалидов».

    5 декабря
    Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров)
    Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.

    7 декабря
    Международный день гражданской авиации
    6 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея провозгласила 7 декабря «Международным днем гражданской авиации».

    9 декабря
    Международный день борьбы с коррупцией
    По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

    10 декабря
    День прав человека
    В 1950 году Генеральная Ассамблея предложила всем государствам и заинтересованным организациям отмечать 10 декабря в качестве «Дня прав человека». Этот день знаменует годовщину принятия Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.

    11 декабря
    Международный День Гор
    11 декабря отмечается «Международный день гор», установленный по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 году.

    18 декабря
    Международный день иммигранта
    По рекомендации Экономического и Социального Совета (решение 2000/288 от 28 июля 2000 года) Генеральная Ассамблея провозгласила 18 декабря «Международным днем иммигранта».

    19 декабря
    Международный день помощи бедным
    По данным международных экспертов, на конец 20 века около четверти всего населения планеты, т.е. полтора миллиарда человек, влачит нищенское существование.

    День сотрудничества Юг-Юг Организации Объединенных Наций
    23 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 58/220, в которой постановила провозгласить 19 декабря «Днем сотрудничества Юг-Юг Организации Объединенных Наций».

    20 декабря
    Международный день солидарности людей
    Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции, посвященной проведению первого Десятилетия ООН по борьбе за ликвидацию нищеты.

  • Адрес: Площадь Объединённых Наций (Площадь ООН), 760, Нью-Йорк, NY 10017, США

Программа развития Организации Объединенных Наций

Развитие потенциала:

расширение прав и полномочий людей и институтов

Е ж е г о д н ы й о т ч е т

2 Улучшение жизни людей путем развития потенциала

7 Роль ПРООН в системе развития ООН

11 Программы ПРООН: развитие потенциала в действии

13 Сильные институты, инклюзивный рост: сокращение бедности и достижение ЦРДТ

19 Расширение прав и полномочий граждан

в интересах развития: демократическое управление

24 Укрепление потенциала для снижения уязвимости: предотвращение кризиса и восстановление

28 «Экологически дружественный» рост: окружающая среда и устойчивое развитие

31 Развивать потенциал для достижения результатов

34 Ресурсы ПРООН

На обложке:

Участницы семинара в южновьетнамском городе Сок-Транг, посвященного современным методам сельскохозяйственного производства и рисоводства

ПРООН оказала помощь избирательной комиссии Бутана в подготовке впервые проводившихся в этой стране в 2008 г.

национальных выборов. На снимке: бутанский избиратель с гордостью демонстрирует свою регистрационную карту

Администратор Кемаль Дервиш посещает деревню в окрестностях Дар-эс-Салама (Танзания), которой ПРООН оказывает помощь в переходе на возобновляемые источники энергии

Укреплять потенциал, чтобы обеспечить перемены к лучшему

Н ачало минувшего года было многообещающим для усилий развивающихся стран по достижению Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и решению других задач развития. В начале 2007 г. мировая экономика вступила в третий год исключительно быстрого роста, и этот прогресс позитивно воздействовал на сокращение бедности в целом и показатели наименее развитых стран, в част-

ности. Экономика стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. выросла в среднем более чем на 6%. Бурный экономический рост в ряде крупных развивающихся стран, включая Китай, Индию и другие государства «восходящего Юга», служил дополнительным доказательством того, что быстрое продвижение вперед на пути к сокращению бедности и достижению ЦРДТ возможно.

Однако к середине 2007 г. стало ясно, что развивающимся странам придется реагировать на значительную неопределенность в развитии глобальной экономики. Превращение кризиса на американском рынке субстандартных ипотечных кредитов в масштабный кризис финансового сектора, затронувший США и Европу и породивший серьезные опасения в связи с возможностью резкого замедления темпов роста передовых экономик, в частности, экономики США, ныне угрожает серьезным обращением вспять процесса снижения бедности. Во многих странах cитуация усугубляется взлетом цен на энергию и продовольствие. Более того, экспансионистские макроэкономические стратегии, применение которых явилось неизбежной реакцией на трудности финансового сектора, создают инфляционное давление во всей мировой экономике. В дополнение к этому большинство доноров в настоящее время «сошли с дистанции» в плане выполнения принятых на себя финансовых обязательств по масштабному наращиванию помощи развитию, и им потребуются огромные усилия, чтобы достигнуть целевых показателей, которые были согласованы ими на период до 2010 г.

Характер современной глобальной экономики подчеркивает нашу взаимозависимость и нашу потребность в гораздо более совершенных глобальных политических мерах. С другой стороны, каждое государство должно также заниматься решением собственных проблем. Основу деятельности ПРООН составляет оказание поддержки странам в определении действий и политических мер, необходимых для реагирования на те или иные многообразные и взаимосвязанные вызовы в области развития. Как показано в Докладе за этот год, мы осуществляем это, помогая странам развивать потенциал их народов и институтов с целью улучшения жизни людей и ускорения человеческого развития. Сообщество в области развития все больше признает, что укрепление потенциала – на местном уровне, на уровне общин и на национальном уровне – играет ключевую роль в решении задач развития. Вот почему в центре внимания ПРООН также находится расширение прав и полномочий людей и институтов путем развития их потенциала.

Настоящий доклад подчеркивает актуальность нашей деятельности и жизненно важное значение вышеперечисленной повестки дня, как в плане программной работы ПРООН, так и в аспекте выполняемой нами координирующей роли в качестве Председательствующего в Группе развития ООН и управляющего системой резидентов-координато- ров. В докладе показано, как внимание ПРООН акцентируется на четырех ключевых сферах: сокращении бедности и реализации ЦРДТ; демократическом управлении; предупреждении кризисов и восстановлении; окружающей среде и устойчивом развитии. Осуществляя эти и другие виды деятельности, ПРООН подтверждает свою приверженность поддержке стран в их усилиях, направленных на улучшение жизни людей.

Кемаль Дервиш

Администратор ПРООН

Ежегодный отчет ПРООН 2008

«Грант через неделю был бы уже израсходован, а вот долгосрочная помощь в обучении кадров и развитии потенциала оказалась для нас полезнее».

Крестьянка-рисовод Софулала Зега о результатах программы по обеспечению устойчивых средств к существованию для населения острова Ниас (Индонезия), которая финансировалась ПРООН

При содействии ПРООН в Бенине введено единое законодательство о предпринимательской деятельности, что

облегчает иностранным корпорациям инвестирование средств

ПРООН оказывает поддержку Международному научно-исследовательскому институту риса в Маниле (Филиппины), который вот уже более 30 лет занимается исследованиями в области сельского хозяйства и экологической устойчивости

2 Ежегодный отчет 2008: Улучшение жизни

Улучшение жизни людей путем развития потенциала

Е сли развитие человека рассматривается в мандате ПРООН как цель, то развитие потенциала – как средство. ПРООН определяет развитие потенциала как процесс, в котором индивиды, организа-

ции и общества приобретают, укрепляют и поддерживают способность устанавливать собственные цели развития и достигать их. Работая бок о бок с правительствами, гражданским обществом и другими партнерами из 166 стран, ПРООН стремится содействовать развитию человека, помогая людям получать доступ к знаниям, опыту и ресурсам, необходимым для строительства лучшей жизни.

ПРООН рассматривает развитие потенциала как свой всеобъемлющий вклад в развитие. В настоящее время основным документом, которым ПРООН руководствуется при взаимодействии с партнерами в области развития, является Стратегический план на 2008–2011 гг., в котором указывается, что ее «политические рекомендации, техническая поддержка, адвокатирование и укрепление согласованности в сфере глобального развития должны быть направлены на реальное улучшение жизни людей, расширение спектра их выбора и возможностей».

Улучшение жизни, выбора и возможностей достается одним легче, а другим труднее. Хотя некоторые развивающиеся страны извлекают выгоды из глобализации и догоняют богатые государства, сотни миллионов людей по-прежнему лишены возможности пользоваться плодами роста. Целые страны и регионы плетутся в хвосте развития, и даже в странах с хорошими экономическими показателями можно обнаружить обширные ниши социальной исключенности.

В условиях, когда темпы роста мировой экономики замедлились на неопределенный срок в связи с ситуацией

в финансовой сфере, роль ПРООН по-прежнему состоит

в том, чтобы содействовать ускорению прогресса в странах, быстро догоняющих богатые государства, при одновременном содействии ускорению прогресса в отсталых частях мира. Одним из путей достижения этого является помощь в создании эффективных институтов для более справедливого распределения результатов роста и развития, особенно в интересах бедняков.

Хотя мир прошел полпути к плановой дате – 2015 г., – когда должны быть достигнуты ЦРДТ, прогноз их осуществления далеко не однозначен. По сравнению с 2000 г., число детей, ежегодно умирающих от предотвратимых болезней, уменьшилось приблизительно на 3 млн, показатель охвата начальным образованием во всем мире растет, лечение от СПИДа получают на 2 млн чел. больше, а доля женщин в парламентах сегодня намного выше. Многие страны демонстрируют, что стремительный и широкомасштабный прогресс возможен. Он происходит там, где сильное государственное руководство, правильная политика, нацеленная на поддержку частных капиталовложений и повышение производительности, и здоровые стратегии наращивания государственных инвестиций подкрепляются адекватной финансовой и технической помощью со стороны международного сообщества. Двигаясь в этом направлении, многие страны Азии проложили путь к самому быстрому в истории сокращению бедности. Несмотря на эти достижения, значительное число госу-

З А М Ы К А Я К Р У Г: О Т П Р Е Д В А Р И Т Е Л Ь Н О Й К   О КО Н Ч АТ Е Л Ь Н О Й О Ц Е Н К Е П О Т Е Н Ц И А Л А

ПРООН определяет укрепление потенциала как процесс, в ходе которого индивиды, организации и общества приобретают, усиливают и поддерживают способность определять собственные цели развития и со временем достигать их.

Привлечение партнеров Э та п 5: и достижение консенсуса

Мониторинг и оценка результатов осуществления стратегий укрепления потенциала

Осуществление стратегий

укрепления потенциала

Формулирование стратегий укрепления потенциала

Источник: Бюро по вопросам политики в области развития ПРООН.

В Кандагаре (Афганистан) члены местной ассамблеи по вопросам развития (АВР) обсуждают приоритеты развития провинции. ПРООН оказывает поддержку новой модели развития на базе общин, при которой АВР непосредственно участвуют

в разработке и осуществлении инфраструктурных проектов и одновременно обеспечивают безопасность проектного персонала

дарств остается на обочине развития, особенно во мно-

Однако эту поддержку она оказывает не в изоляции: опи-

гих регионах африканского континента и в группе наиме-

раясь на свое сравнительное преимущество в качестве

нее развитых стран (НРС). Даже некоторые государства

доверительного партнера в области развития, ПРООН

Южной Азии, развивающиеся наиболее высокими тем-

создает партнерства в самых разных сферах влияния – от

пами, сталкиваются с серьезными вызовами в сфере улуч-

национальных, муниципальных и местных органов власти

шения питания и достижения некоторых других Целей.

до неправительственных организаций и организаций

А ряд латиноамериканским стран со средним доходом

гражданского общества (ОГО), включая массовые объ-

борются за ликвидацию очагов нищеты. Крайняя нищета

единения, религиозные группы, академические учрежде-

повсеместно сократилась, однако корректировка оценок

ния, а также частный сектор и международных доноров.

покупательной способности, как ожидается, приведет во

В каждом случае ПРООН отдает приоритет максималь-

многих странах к пересмотру уровня реальных доходов

ному использованию местных ресурсов и укреплению

в сторону понижения. ЦРДТ достижимы, однако их осу-

сотрудничества по линии Юг-Юг. Это включает тесное

ществление требует, чтобы развитые и развивающиеся

взаимодействие с ОГО, которое имеет жизненно важное

страны выполняли принятые ими обязательства.

значение для общенационального применения резуль-

В то же время прогресс на пути достижения ЦРДТ

татов совместной работы, обеспечения подотчетности,

может оказаться под угрозой из-за отсутствия всесторон-

качественного государственного управления, децентрали-

ней скоординированной реакции на изменения климата.

зации, демократизации сотрудничества в области разви-

Один из главных вызовов развитию нынешнего поколе-

тия, а также повышения качества и актуальности офици-

ния людей – глобальное потепление – может привести

альных программ развития. ПРООН активно продвигает

к серьезному обращению вспять показателей сокращения

и поддерживает консультативные комитеты по вопросам

бедности, питания, здоровья и образования. Первыми его

гражданского общества при страновых представительс-

наиболее губительное воздействие почувствуют на себе

твах ООН как механизм политического адвокатирования

беднейшие слои населения земного шара, те, кто в на-

и дискуссии, инструмент консультирования при опре-

именьшей степени несет ответственность за факторы,

делении направлений деятельности ПРООН и системы

лежащие в основе этой проблемы: выбросы парнико-

ООН и средство освоения ПРООН и системой ООН мест­

вых газов и высокий уровень потребления энергии угле-

ных знаний и опыта. ПРООН использует такую институ-

родных видов топлива. Недавно одобренный Балийский

циональную форму участия внешних заинтересованных

план действий может заложить основу для будущих пере-

сторон в принятии управленческих решений высокого

говоров и установления целей в отношении смягчающих

уровня, как консультативный комитет по вопросам граж-

и адаптационных стратегий, однако политическая воля

данского общества при Администраторе, в который вхо-

стран неодинакова, а «окно» возможностей ограничено.

дят 15 политических лидеров ОГО со всего мира.

Сталкиваясь с этими вызовами на пути развития,

Краткий перечень некоторых работ, проведенных

ПРООН усилила работу по поддержке организационного

ПРООН за последний год, свидетельствует о размахе ее

потенциала – укреплению институтов с целью расши-

партнерской деятельности и масштабности мер вмеша-

рения прав и возможностей людей, которым эти инсти-

тельства, направленных на развитие организационного

туты служат. Она поддерживает институты, защищающие

потенциала в мире. В Нигере ПРООН помогла сформи-

политическую и экономическую стабильность, содейст­

ровать корпус местных волонтеров в рамках националь-

вующие справедливому распределению ресурсов, укреп-

ной добровольческой схемы, поддерживаемой ДООН.

ляющие общественную прозрачность и подотчетность,

Клиентами первых 100 добровольцев стали новоизбран-

улучшающие условия для устойчивого развития человека.

ные администраторы сельских районов страны, которые

4 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

При поддержке ПРООН Иордания проводит разминирование

в районе Вади-Эль-Араба с целью развития туристического сектора

и предоставления доступа к земельным угодьям для беднейших общин, проживающих

в долине реки Иордан

обратились к своим согражданам в поисках квалифицированных специалистов для предоставления общественных услуг. В Иордании ПРООН совместно с правительством занималась разработкой устойчивой стратегии обезвреживания мин, которая позволила этой стране выполнить свои обязательства в отношении международной конвенции по запрещению и уничтожению противопехотных мин. Среди очищенных от мин территорий южный район Вади-Эль-Араба – зона обширных иностранных инвестиций в туристический сектор – и долина реки Иордан, где проживают многие беднейшие иорданские общины. ВАлбании ПРООН поддержала создание в Интернете базы данных Brain Gain, позволяющей высококвалифицированным специалистам из албанской диаспоры за рубежом помогать развитию академических учреждений, частного сектора и других сфер жизни на родине.

Роль ПРООН как надежного партнера в области развития находит отражение в расширяющемся спектре ее партнерств с частным сектором. Ведущие компании, такие как Banyan Tree, Cisco, Coca-Cola, Engro, Global Alumina, Google, Kevian, Microsoft,Pao de Azucar , Pfizer, Visa и др., присоединяются к правительствам и ПРООН в усилиях по реализации ЦРДТ, признавая, что инклюзивный рост сулит долговременные выгоды всем участникам партнерства. ПРООН остается ведущим специализированным учреждением ООН в развивающихся странах в области продвижения Глобального договора – рамок взаимодействия системы ООН с частным сектором. Сейчас ПРООН координирует деятельность более 80 страновых и региональных сетей в рамках Глобального договора.

Плодом Глобального договора стала инициатива «Развитие устойчивой предпринимательской деятельности» (РУПД), представляющая собой платформу для участия компаний в коммерческой деятельности в интересах бедняков в развивающихся странах, обладающих многообещающей деловой средой. Выходя за рамки социальных инвестиций и филантропии, РУПД предлагает национальным и международным фирмам механизм разработки коммерчески жизнеспособных бизнес-проек-

тов с целью увеличения прибылей и/или выхода на новые рынки. Сегодня РУПД взаимодействует с 75 компаниями – от многонациональных фирм Севера до местных малых и средних предприятий, – поддерживая инвестиции объемом от 10 тыс. до 4 млн. долл. США.

ПРООН помогает Албании оборудовать средние школы компьютерными классами, которыми воспользуются около 140 тысяч учащихся

По мере того, как ПРООН продолжает оказывать поддержку этим и другим усилиям по развитию потенциала, вырисовываются некоторые обнадеживающие тенденции. Одна из них состоит в последовательной ориентации внимания на укрепление национальных исполнительских потенциалов в сфере управления программами, проектами, финансами, материально-техническим снабжением и человеческими ресурсами. Это вытекает из рекомендаций Стратегического плана и отражает возросший потенциал организаций, предоставляющих услуги на местах. Вторая тенденция – эволюция реформы гражданской службы, переход от формирования исполнительских навыков к качественному повышению компетенции руководителей, системам стимулирования, механизмам продвижения этических стандартов и антикоррупционных мер. Третья тенденция – это возобновившееся внимание к непрерывному и высшему образованию, что, в сочетании с инновационным ответом на «утечку мозгов» в жизненно важных секторах, направлено на использование преимуществ возрастающей мобильности глобального рынка труда и превращение потенциальных угроз в благоприятные возможности.

В то время как страны продолжают продвигаться

к достижению своих национальных целей, их партнерство с ПРООН позволяет им брать на себя все бόльшую ответственность за глобальное развитие. Двенадцать новых членов Европейского союза, включая «дипломированных» реципиентов программ, таких как Эстония и Латвия, недавно собрались, чтобы впервые обсудить свою роль в обеспечении помощи развитию.

С ростом потенциала стран важными компонентами деятельности ПРООН становятся гибкость и адаптивность. Эти факторы имеют существенное значение в контексте работы ПРООН в странах со средним доходом. Участники этой группы стран, где проживает половина населения мира, нередко сталкиваются с вызовами оптимального использования своего человеческого и финансового капитала и эффективного распределения ресурсов на основе рационального планирования. Хотя многие из них уже вышли за рамки программ адресной помощи и сами стали вносить вклад в базовые ресурсы ПРООН, они продолжают извлекать пользу из доступа к глобальной сети ПРООН, содействуя организации партнерств в области развития, специализирующихся на развитии институционального потенциала и потенциала разработки поли-

тики в этих странах. ПРООН продолжает сотрудничать со странами со средним доходом, поддерживая развитие их потенциала на субнациональном уровне, работая с муниципальными органами и районными администрациями в сфере совершенствования интегрированного планирования, управления финансами для нужд развития и повышения исполнительских возможностей оказания услуг на местах. ПРООН также оказывает поддержку разработчикам политики в принятии мер по ужесточению реакции на изменения климата, содействию гендерному равенству, поддержке обездоленных слоев населения и укреплению государственных институтов.

В процессе изменения основ стандартной системы помощи возникла растущая потребность в расширении возможностей доступа, обсуждения и реализации новых форм развития. Механизмы координации и управления национальной помощью должны были быстро реагировать на растущее давление в пользу расширения масштабов деятельности и получения результатов. Поэтому подход ПРООН к развитию потенциала постоянно совершенствуется, выходя за рамки выполнения индивидуальных проектов и обращаясь к формированию институционального потенциала страны. Сотрудничая с партнерами в области развития для повышения эффективности работы организаций и институтов, ПРООН вносит свой вклад в глобальные усилия по улучшению жизни людей.

Недорогие многофункциональные платформы, внедряемые при поддержке ПРООН, помогают женщинам Буркина-Фасо, Мали и Сенегала повышать производительность труда и доходы. Недавно Фонд Билла и Мелинды Гейтс выделил на этот проект 19 миллионов долларов США

6 Ежегодный отчет ПРООН 2008: Улучшение жизни

«Если бы мне потребовалось в самой краткой форме выразить свое мнение об Организации Объединенных Наций и ее сегодняшней работе, я бы выделил дух принципиального прагматизма. По своему праву и предназначению ООН обязана быть голосом совести мира. Часть этого морального долга состоит в том, чтобы оправдывать связанные с нами надежды и ожидания, и добиваться результатов».

Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН. The Economist: The World in 2008

Роль ПРООН в системе развития ООН

няет свою часть работы по обеспечению согласованности

ретарь вступил в должность, он обозначил ряд

деятельности ООН с национальными задачами.

приоритетов деятельности на период своего

В начале 2007 г. ООН совместно с правительствами

срока полномочий. В их числе были продол-

восьми стран, поддержавших ее усилия по повышению

жение процесса реформы, направленной на достижение

согласованности и эффективности, начала осуществле-

более тесной гармонии в семье ООН, а также мобилиза-

ние пилотных программ «Единство действий» в Албании ,

ция политической воли и сохранение приверженности

Вьетнаме, Кабо-Верде, Мозамбике, Пакистане, Руанде,

мировых лидеров задачам ЦРДТ, позволяющие обеспе-

Танзании иУругвае . Выполняемые в рамках сотрудни-

чить выделение адекватных средств на цели развития.

чества национальных партнеров со страновыми груп-

По обоим этим обязательствам достигнут прогресс.

пами ООН, эти пилотные программы призваны повы-

Опираясь в качестве партнера в области развития на

сить согласованность и эффективность операций ООН

национальном уровне на уже предпринимаемые усилия

в сфере развития, использовать знания и опыт других

по повышению согласованности и эффективности сис-

подразделений системы развития ООН, сократить опера-

темы развития ООН, ПРООН взаимодействует со сво-

ционные издержки и обеспечить успешное взаимодейс-

ими партнерами по системе ООН, внося вклад благодаря

твие при оказании поддержки странам в выполнении их

своей двуединой роли: в качестве управляющего системы

национальных планов развития. Предварительные дан-

резидентов-координаторов (РК) и в качестве действую-

ные, поступившие от восьми «пилотных» правительств

щего участника процесса развития, предоставляющего

и страновых групп ООН по результатам 2007 г., пока-

программную поддержку и политические и технические

зывают, что благодаря применению структурной схемы

консультации национальным партнерам. В 2007 г. Гене-

«четырех единиц» (единая программа, единая бюджетная

ральная Ассамблея ООН утвердила новый Трехгодичный

схема, единый лидер, единый офис), страновые группы

всеобъемлющий обзор политики, которым направляется

ООН более эффективно увязывают помощь ООН в об-

деятельность системы развития ООН. В этом документе

ласти развития с национальными планами и приорите-

подтверждается центральная роль РК в осуществлении

координации оперативной деятельности в области раз-

Ч И С Л Е Н Н О С Т Ь Р Е З И Д Е Н ТО В -

вития с целью улучшения реагирования системы ООН

К О О РД И Н АТО Р О В (Р К) О О Н *

на национальные приоритеты. В нем также подтверж-

дается, что РК играют ключевую роль как инструмент

результативной и эффективной гармонизации деятель-

ности ООН в сфере развития на уровне стран. ПРООН

работает над укреплением механизма управления систе-

мой РК с тем, чтобы функция РК осуществлялась систе-

мой развития ООН на основе коллегиальности, равного

участия и прозрачности. Во многих странах ПРООН учре-

дила должность директора по стране, занимающегося

исключительно управлением программой ПРООН, давая

возможность РК сосредоточить усилия на координации

РК из стран Юга

РК – женщины

работы страновой группы ООН для более успешного

РК, ранее не работавшие в ПРООН

соответствия национальным приоритетам. Входя в состав

Группы развития ООН (ГРООН), ПРООН также выпол-

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает в более чем 170 странах и территориях, оказывая помощь в ликвидации нищеты, сокращении неравенства и социальной изоляции. Мы помогаем странам в разработке стратегий, формировании навыков управления и взаимодействия с партнерами, развитии институционального потенциала и повышении устойчивости для поддержания результатов в области развития.

Сотрудничество ПРООН с Российской Федерацией осуществлялось на протяжении более 20 лет с момента открытия представительства ПРООН в Москве в 1997 году. За годы работы в России ПРООН содействовала реализации самых разных инициатив на федеральном, региональном и местном уровнях. Проекты ПРООН предоставляли правительству и партнерам из гражданского общества консультативную поддержку по вопросам политики, оказывали техническую помощь и способствовали укреплению национального управленческого и технического потенциала. На протяжении всех этих лет ПРООН в России помогала решать широкий круг проблем, касающихся устойчивого развития и укрепления человеческого потенциала: от социально-экономической реабилитации регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, до создания рабочих мест в городах и сельских районах, от наращивания потенциала государственного управления в муниципалитетах до профилактики ВИЧ/СПИД, от преобразования национальных рынков для продвижения энергоэффективных технологий до создания национальных парков и заповедников.

В 2015 году взаимоотношения ПРООН и России перешли на качественно новый уровень после подписания Администратором ПРООН Хелен Кларк и Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым Рамочного соглашения о партнерстве , которое подчеркивает возрастающую на мировой арене роль России как донора в продвижении повестки дня по вопросам достижения целей устойчивого развития.

В 2015 году был также создан Трастовый фонд «Российская Федерация - ПРООН в целях развития» , который представляет собой финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня. С момента создания Трастового фонда Правительством Российской Федерации было выделено финансирование в размере 55 млн. долларов США на выполнение проектов, реализуемых ПРООН в странах-партнерах, включая 10 млн. долларов, специально выделенных для реализации программ по укреплению потенциала развивающихся стран в области противодействия негативным последствиям изменения климата, и 10 млн. долларов для финансирования проектов, направленных на содействие социально-экономическому развитию молодежи.

В настоящее время при финансовой поддержке России завершены, либо реализуются проекты ПРООН в странах ЕАЭС/СНГ, Восточной Европы, Африки, Карибского бассейна, в малых островных развивающихся государствах Тихоокеанского региона, нацеленные на повышение благосостояния населения, комплексное развитие территорий, продвижение энергоэффективности, борьбу с заболеваниями, увеличение доступа к климатическому финансированию, адаптацию к климатическим изменениям, а также решение других важнейших проблем в странах-партнерах.

Просмотров