Развитие сетевой формы реализации образовательных программ. Современные проблемы науки и образования

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стратегия

развития системы подготовки рабочих кадров
и формирования прикладных квалификаций

в Российской Федерации на период до 2020 года

Москва, 2013 год

РАЗДЕЛ I

Общие положения

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее – Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 1760-р;

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. .;

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. .

2. Проблемы и вызовы

Разработка и реализация стратегии подготовки рабочих кадров
и формирования прикладных квалификаций должна разворачиваться как
в контексте изменений глобального и национального рынка труда, так
и различных факторов, имеющих различные масштабы и характеристики.

На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации, как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие,
а также усилия по формированию общего пространства профессионального образования осуществляются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими
на перспективы развития системы профессионального образования и обучения в Российской Федерации, являются:

негативные демографические тенденции;

развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:


Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, не обеспечена информационная открытость результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации
для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для устранения данных разрывов и противоречий разработана стратегия государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.

РАЗДЕЛ II

1. Цель Стратегии

Цель Стратегии - создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее – Система), способной:

обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих)
и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики
и общества;

гибко реагировать на социально-экономические изменения;

предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций
на протяжении всей трудовой деятельности.

2. Основные задачи Стратегии

Для достижения цели Стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

3. Основные принципы

Реализация настоящей Стратегии основывается на следующих принципах:

развитие нормативного регулирования в сфере образования
и международных соглашений в области профессионального образования
и обучения, подписанных Российской Федерацией;

ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

усиление роли общественных институтов управления в развитии сферы подготовки квалифицированных кадров;

непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций
и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;

согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты ;

информационная открытость системы профессионального образования;

интернационализация профессионального образования;

использование программно-целевого и проектного методов.

4. Основные мероприятия Стратегии

Для решения комплекса задач предполагается реализация следующих мероприятий.

3.1 Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики будут реализованы следующие мероприятия:

3.1.1. Развитие механизмов оценки качества образования;

3.1.2. Формирование механизмов гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда
в количестве и качестве рабочей силы;

3.1.3. Развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития;

3.1.4. Развитие учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями;

3.1.5. Создание условий для обеспечения Системы квалифицированными педагогическими кадрами .

подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

формирования навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы.

С целью повышения мотивации к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства
в молодежных аудиториях будут поддержаны следующие мероприятия:

развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills;

развитие научно-технического творчества детей и молодежи;

национальные чемпионаты предпринимательских идей.

Будут созданы условия для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни путем активного включения в образовательный процесс воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Будут созданы условия для военно-патриотического воспитания обучающихся допризывной подготовки, в том числе путем:

поддержки взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященным памятным историческим датам;

создания центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций;

содействия установлению договорных отношений профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей с воинскими частями;

выработки единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы (в том числе путем создания в воинских частях учебных центров профессионального обучения для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).

РАЗДЕЛ IX

Реализация Стратегии

Управление реализацией Стратегии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии
с федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и профессиональными организациями.

Общую координацию реализации Стратегии осуществляет Межведомственный Совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки России, в состав которого будут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений работодателей, профсоюзов, межрегиональных советов по профессиональному образованию, экспертных организаций, студенческих объединений.

Государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров
и формирования прикладных квалификаций реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на годы», других федеральных целевых, ведомственных , региональных программ.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами государственной власти в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органами государственной власти определяются должностные лица, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий настоящей Стратегии, а также представление отчетности
о достижении целевых показателей , проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают (модернизируют) с учетом положений настоящей Стратегии отраслевые программы подготовки
и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, разрабатывают региональные программы развития профессионального образования с учетом положений настоящей Стратегии и утверждают данные программы распоряжением правительства субъекта Российской Федерации
или решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают программы развития с учетом положений настоящей Стратегии, а также с учетом иных стратегических документов, утвержденных учредителем.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

Основными формами координации усилий по реализации Стратегии будут выступать общественные институты управления: советы
по профессиональному образованию при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций.

Центральным организационно-экономическим механизмом, призванным обеспечить «настройку» системы профессионального образования
на потребности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, развития отраслей экономики и социальной сферы, и тем самым способствующим решению основных кадровых проблем, препятствующих развитию приоритетных отраслей региональных экономик и экономики страны в целом, рассматривается государственно-частное партнерство.

Для достижения целей и решения задач настоящей Стратегии используются следующие механизмы работы:

совершенствование законодательства в сферах государственно-частного партнерства, среднего профессионального образования и профессионального обучения и пр.;

поддержка профильных научных и научно-методических исследований и разработок;

развитие межрегионального и международного сотрудничества;

проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников;

широкое и системное освещение в средствах массовой информации
и сети Интернет положительного опыта;

создание постоянно действующего информационного ресурса (интернет-портала), посвященного вопросам подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;

организация и проведение публичных кампаний, выставок, дискуссионных клубов, форумов и конференций по актуальным вопросам среднего профессионального образования и профессионального обучения,
а также стажировок, обменов, встреч.

Реализация Стратегии предусматривается в 3 этапа: I-й этап - 2014 – 2015 годы, II-й этап – 2016 – 2018 годы, III-й этап – годы.

Для реализации настоящей Стратегии для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер (комплекс мер на первый этап приведен
в приложении 1).

Формирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию этапа Стратегии, осуществляется в текущем году на следующий, в том числе
по заявкам региональных органов исполнительной власти в сфере образования, представителей общественных и профессиональных организаций.

Основанием для принятия управленческих решений в рамках реализации Стратегии будут результаты ежегодных мониторингов:

мониторинга образования (в части в оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессиональной подготовки и практико-ориентированного бакалавриата);

мониторинга выполнения комплекса мероприятий по реализации настоящей Стратегии.

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

Тема 9 (2 часть). Формы и виды обучения, уровни образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»


Тема №9.

Формы и виды обучения, уровни образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

Лектор: научный сотрудник

отдела социального законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации

Цомартова Фатима Валерьевна

Часть 2: Формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ в федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1. Понятие и соотношение форм получения образования, форм обучения и форм реализации образовательных программ.

2. Право на выбор форм получения образования и форм обучения как элемент принципа свободы в образовании.

3. Правовое регулирование сетевых, электронных и дистанционных образовательных технологий.

1. Понятие и соотношение форм получения образования, форм обучения и форм реализации образовательных программ

Общей проблемой действующего образовательного законодательства является неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата. Так, например, законодатель неясно и непоследовательно оперирует терминами «форма получения образования» и «форма обучения».

Кроме того, жесткое закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательных организаций Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в настоящее время стало препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Законодательно не была предусмотрена возможность реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что тормозило создание многофункциональных образовательных, научно-образовательных и социокультурных центров, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.

Решить эти и другие проблемы призвано новое правовое регулирование Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), уточнившее и расширившее понятийный аппарат в сфере форм образования, закрепившее неизвестные прежнему образовательному законодательству институты, в том числе легализовавшие дистанционное и электронное обучение.

Форма образования – это категория, отражающая способ организации деятельности человека по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Многообразие форм образования дает возможность личности освоить образовательные программы исходя из ее образовательных потребностей независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, Закон закрепляет в качестве основополагающего начала государственной политики и правового воздействия на общественные отношения в сфере образования (п. 7 ч. 1 ст. 3) свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Данный принцип конкретизирован в нормах, устанавливающих правовые статусы родителей (законных представителей) и обучающихся, неотъемлемыми элементами которых провозглашены право родителя на выбор до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона) и право обучающегося на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения совершеннолетия (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Законодатель выделяет формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ.

К формам получения образования отнесены:

1) получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В рамках последней формы Закон выделяет две подформы получения образования:

а) семейное образование;

б) самообразование.

Следует обратить внимание на то, что, исходя из легальной дефиниции, закрепленной в п. 20 ст. 2 Закона, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся не только образовательные организации, но и организации, осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительной к основному виду деятельности (так называемые организации, осуществляющие обучение). Кроме того, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Закон исключил экстернат из форм обучения и рассматривает его как инструмент, который обеспечит лицам, получившим образование вне образовательных организаций, возможность пройти промежуточную и итоговую аттестацию в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также получить документ об образовании. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

В качестве форм обучения поименованы очная, очно-заочная и заочная формы, используемые с учетом потребностей и возможностей личности в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.

Закон допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2. Право на выбор форм получения образования и форм обучения как элемент принципа свободы в образовании

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе определяются федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, а формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения - самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Исключения из первого случая могут быть установлены только Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», из второго – любым законом Российской Федерации.

Семейное образование это образование, получаемое в семье, когда обучение, как правило, осуществляют родители (опекуны), реже - нанимаемые репетиторы.

В форме самообразования согласно Закону может быть получено среднее общее образование, осуществлено профессиональное обучение. Кроме того, это единственно возможная форма получения образования лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Для несовершеннолетних лиц из них администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Семейное образование и самообразование в силу своей специфики не являются магистральными направлениями развития отечественной образовательной системы. Вместе с тем в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества неизбежно меняются цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т.д. Семейное образование и самообразование в постиндустриальном обществе позволяет обеспечить качественно новые возможности социализации личности, обусловленные получением индивидуализированного, свободного образования, обеспечивающего самореализацию человека. Кроме того, в условиях экспоненциального роста средств массовой информации и распространения Интернета семейное образование и самообразование может быть предпочтительнее иных форм получения образования, что позволило прогнозировать его развитие. Следует учитывать также не только количественные, но и качественные характеристики категории граждан, избирающих данные формы получения образования: «в своем подавляющем большинстве это жители…, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах».

До 2005 г. семейное образование регламентировалось на федеральном уровне Примерным положением о получении образования в семье, утв. приказом Минобразования России от 27.06.1994 г. № 225, однако в связи принятием приказа Минобразования России с 07.02.2005 г. этот акт не действует, и конкретный порядок реализации права на выбор семейной формы образования определяется на региональном и муниципальном уровнях.

Анализ существующих региональных и муниципальных актов в данной сфере показал, что типичной является следующая практика регламентации семейного образования. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования оформляются договором. Для домашнего обучения родители (лица, их заменяющие) наделяются правом нанять преподавателя самостоятельно, обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение, обучать самостоятельно. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. Общеобразовательное учреждение на основании договора может предоставлять обучающемуся на время обучения бесплатно учебную литературу, обеспечивать методическую и консультативную помощь, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию. Общеобразовательное учреждение наделяется правом расторгнуть договор в случае неосвоения обучающимся общеобразовательных программ.

В связи с отсутствием полноценного правового регулирования семейного образования на федеральном уровне представляет интерес зарубежный опыт регламентации соответствующих отношений.

В большинстве развитых стран семейное образование рассматривается в качестве альтернативы частным и публичным школам. Кроме того, такая форма обучения в большей степени отвечает образовательным потребностям для семей: а) проживающих в отдаленных сельских районах; б) временно проживающих за рубежом.

Сравнительно-правовой анализ норм образовательного законодательства зарубежных стран позволил выявить следующие приемлемые для восприятия эффективные механизмы регулирования отношений в сфере семейного образования.

1. Установление оснований выбора семейной формы обучения. Право выбора родителями для своих детей семейной формы обучения, как правило, ограничивается необходимостью обоснования такого выбора. Так, в Великобритании нормативно установлен следующий примерный перечень причин, по которым родители могут избрать домашнюю форму обучения: расстояние или недоступность местной школы; религиозные или культурные убеждения; философские или идеологические взгляды; неудовлетворенность образовательной системой; буллинг (травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников); нежелание или неспособность ребенка посещать школу; специальные образовательные потребности ребенка; желание родителей иметь более тесные отношения со своими детьми и т.п.

2. Обязательный учет детей, обучающихся в семье, и контроль над качеством получаемого в семье образования. Важным элементом системы правового регулирования семейного образования являются институты публичного учета и контроля, зарекомендовавшие себя в качестве эффективных и повсеместно внедряемые даже в странах с наиболее либеральным отношением государства к семейному образованию.

Законодательство Франции предписывает два вида публичного контроля над получением домашнего образования. Первый - компетентное обследование - производится мэрией, начиная с первого года и в дальнейшем каждые два года в целях:а)установления причин домашнего обучения, которые излагаются ответственными за ребенка лицами;б)установления соответствия предоставляемого детям образования их состоянию здоровья; в)проверки условий жизни в семье.Второй вид контроля осуществляется инспектором академии с минимальной частотой по крайней мере один раз в год, начиная с третьего месяца после заявления об обучении в семье в целях проверки соответствия осуществляемого домашнего образования праву ребенка на образование.Содержание права ребенка на образование определяется ст. L .122-1 Кодекса образования Франции, согласно которой право ребенка на обучение имеет своей целью гарантировать ему, с одной стороны, приобретение базовых знаний, элементов общей культуры и по выбору профессиональной и технической подготовки, с другой стороны, образование, позволяющее развивать ему свою личность, повышать уровень начальной и непрерывной подготовки, включиться в общественную и профессиональную жизнь и проявлять свою гражданственность. Такой контроль осуществляется непосредственно дома у родителей ребенка. В случае если результаты контроля определяются как недостаточные, родители обязаны отдать своего ребенка в публичное или частное образовательное учреждение.

Для того чтобы воспользоваться правом на предоставление домашнего образования в Великобритании, родители не должны проходить никаких регистрационных или разрешительных процедур в местных органах власти. Согласно дополнениям, внесенным в Закон об образовании 1996 г. (Education Act 1996) Законом об образовании и инспектировании 2006 г. (Education and Inspections Act 2006), органы местной власти обязаны устанавливать личности и вести учет всех детей школьного возраста, проживающих на соответствующей территории и не получающих образование, однако согласно специальным разъяснениям данной нормы Министерством образования дети, получающие образование на дому, такому учету не подлежат. Местные органы власти не имеют полномочий по регулярному контролю за качеством домашнего образования. Тем не менее согласно ч. 1 ст. 437 Закона об образовании местные органы обязаны вмешаться в случае, если родители не обеспечивают надлежащего образования. При возникновении сомнений в качестве получаемого ребенком образования местные власти направляют родителям письменное уведомление с требованием в указанный срок подтвердить, что ребенок получает надлежащее образование. Уведомлению может предшествовать неофициальная стадия разбирательства, в ходе которой местные власти получают больше информации об образовании, получаемом ребенком. На этой стадии местные власти могут направить родителям специальный запрос. Такой запрос не подпадает под действие вышеприведенных норм об уведомлении и не является обязательным предшественником официальных процедур. Родители не обязаны на него реагировать, однако, как указывает прецедентная практика, для них было бы разумно это сделать.

В США обычно раз или два в год родители должны докладывать об успеваемости детей в отдел школьного образования округа. Публичные власти практически не контролируют ни содержание образовательных программ, ни организацию процесса обучения, ни выбор учебных пособий. Государство берёт обучение под контроль только тогда, когда оно не обеспечивает соблюдения ключевых национальных интересов страны (таких, как воспитание патриотизма и т. д.).

3. Стандарты квалификации родителей. Зарубежное законодательство устанавливает достаточно либеральные стандарты квалификации родителей, обучающих детей в семье, в том числе в части наличия или отсутствия образовательного ценза.

В Великобритании родители имеют право привлекать к обучению своих детей частных репетиторов и других лиц. Привлечение других лиц не снимает с родителей ответственности за образование своих детей. Положительно оценивается практика некоторых местных властей, которые в целях обеспечения благополучия и защиты детей осуществляют проверку на судимость частных репетиторов, привлекаемых родителями для домашнего обучения детей. В силу § 3204 Закона об образовании штата Нью-Йорк обучение может осуществлять только компетентный учитель. Однако родители не нуждаются в аттестации (55 A.D. 2d 424, 427; 390 NYS 2d 940 (1977), поскольку признаются компетентными в смысле вышеприведенной нормы.

4. Требования по соблюдению установленных образовательных программ, стандартов и т.п. Поскольку важно обеспечить свободу в обучении, индивидуальный, творческий подход семейного образования как имманентных качеств данной формы обучения, постольку такие требования, в большинстве, самые общие.

В Норвегии семейное обучение должно быть сопоставимо с обучением в публичных школах. Нормативно установлена свобода в выборе методов обучения, но цели образования законодательно определены как для школьного, так и для домашнего обучения (§ 1-1 Закона «Об образовании»): христианское и нравственное воспитание учеников , развитие навыков и способностей, как духовных, так и физических, достаточные общие знания, для того, чтобы стать полезными и независимыми людьми дома и в обществе.

Согласно Основному закону об образовании» № 628 от 1998 г. (в ред. 1136/2010) (Lag om grundläggande utbildning 21.8.1998/62 ) Финляндии родители имеют право использовать свой собственный учебный план при условии соблюдения национальных руководящих принципов учебного плана.

В штате Нью-Йорк для семейного образования нормативно установлены обязательные для изучения предметы (N.Y. Educ. Law §§ 801, 804, 806, 808, 3204).

5. Финансовое и иное материальное участие государства в обеспечении образования, получаемого в семейной форме. Одной из основных тенденций развития регламентации семейного образования в развитых иностранных государствах является закрепление правовых механизмов финансового и иного участия государства и местного самоуправления в обеспечении семейного образования.

Так, несмотря на то, что на родителей в Великобритании возлагается полная финансовая ответственность за семейное образование своих детей, в том числе и в части стоимости любых публичных экзаменов, иногда максимально удовлетворить образовательные потребности ребенка может сочетание деятельности родителей в рамках домашнего образования и местных властей. В таких случаях местные власти, например, могут рассмотреть возможность предоставления родителям и их ребенку доступа к дополнительным ресурсам и т. п. Местные власти не получают специального финансирования на нужды домашнего образования, поэтому виды и размер вспомоществования родителям и детям разнятся в зависимости от возможностей графств. Единственным нормативно установленным требованием является требование об информационном обеспечении родителей, осуществляющих домашнее образование. Дополнительно используются такие виды поддержки, как: обеспечение доступа в читальный зал или абонемент библиотеки, в фондах которой содержатся материалы, необходимые для домашнего обучения; возможность бесплатного или со скидкой доступа в местные спортивные сооружения и т. п.; обеспечение материалами Национального учебного плана и иными образовательными программами; оказание помощи в поиске экзаменационных центров, готовых принять внешних кандидатов.

В настоящее время на повестке дня Министерства образования Великобритании вопрос более широкого участия местных властей в финансировании домашнего образования, в частности для покрытия расходов при сдаче выпускных экзаменов, на подготовку в колледж и т. п. Поэтому ведется работа по уточнению существующих механизмов финансирования. Так, например, местные власти могут предоставить финансовую поддержку обучающемуся на дому ребенку со специальными образовательными потребностями.

6. Санкции за нарушение норм образовательного законодательства о семейном образовании. Выполнение правовых обязанностей в сфере семейного образования обеспечивается установленными санкциями за нарушение соответствующих положений образовательного законодательства (от штрафа до принудительного перевода на обучение в публичные или частные школы, лишения родительских прав).

За нарушение обязанностей родителей законодательством Франции установлена уголовная ответственность. В силу ст. 227-17-1. Уголовного кодекса Франции «тот факт, что родители ребенка или любое лицо, имеющее для него родительскую ответственность или постоянную фактическую ответственность, не записали его в образовательное учреждение без уважительных причин, несмотря на требования инспектора академии, влечет за собой наказание в виде шести месяцев тюремного заключения и штрафа в 50000 фр.»

Согласно Закону «Об образовании» Великобритании (ч. 3 ст. 437) домашняя форма обучения может быть принудительно заменена на обучение в школе при одновременном наличии двух условий: а) родители, которым было послано уведомление, в установленный срок не могут подтвердить, что ребенок получает надлежащее образование; б) местные власти полагают целесообразным для ребенка посещать школу. В этом случае местные власти направляют родителям специальное требование, именуемое в законе как требование о посещении школы (school attendance order), которое предписывает направить ребенка учиться в указанную в требовании школу. Требование о посещении школы воспринимается как крайняя мера, принимаемая только после того, как были использованы все разумные меры для урегулирования ситуации.

Рассматривая обеспечение родителями своим детям права на образование в рамках домашней формы обучения, местные власти исследуют следующие компоненты: последовательное участие родителей или других воспитателей (предполагается, что родители или иные воспитатели должны играть существенную роль в образовании детей, хотя и не обязательно в форме непрерывного и активного участия; признание потребностей ребенка, его взглядов и стремлений; доступ к ресурсам, необходимым для получения домашнего образования (бумага, ручки, библиотеки, книги и т. д.); возможность взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

3. Правовое регулирование сетевых, электронных и дистанционных образовательных технологий

Существенное обновление Закона произошло за счет корпуса норм о формах реализации образовательных программ. К формам реализации образовательных программ отнесены: сетевая форма, электронное обучение и обучение с помощью дистанционных образовательных технологий.

В последнее время все активнее распространяется практика предоставления образовательных услуг ученику (группе учащихся) более чем одним образовательным учреждением.

Развитие сетевого взаимодействия в системе образования обусловлено несколькими причинами.

1. Образовательные учреждения заинтересованы в сетевом взаимодействии в связи с появляющейся возможностью увеличить совокупный объем ресурсов взаимодействующих учреждений образования. Нередки случаи, когда школы объединяют общие библиотечные фонды, спортивные площадки, совместно реализуют программы дополнительного образования. В условиях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений сетевое взаимодействие также рассматривается как шанс сохранить имеющуюся структуру этой сети, содержательно изменив деятельность школ, механизмы их ресурсного обеспечения.

2. Растет многообразие образовательных запросов со стороны потребителей образовательных услуг. Стирается грань между формальным и неформальным образованием: программы дополнительного образования и учебные курсы по выбору становятся не менее значимы, чем традиционные учебные предметы. Однако одно общеобразовательное учреждение не всегда в состоянии предоставить необходимый для выбора набор образовательных услуг. Поэтому потребители образовательных услуг также заинтересованы в расширении рынка учреждений и организаций, их оказывающих.

3. Развитие информационных технологий и дистанционного образования также является стимулом сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. Заочные, очно-заочные школы, школы дистанционного образования готовы предоставлять образовательные услуги. Их сетевое взаимодействие с общеобразовательными учреждениями является еще одной дополнительной возможностью реализации образовательных программ.

4. Профильное обучение в старшей школе также может рассматриваться как вызов традиционной системе образования, требующий разворачивания практики сетевого взаимодействия. Очевидно, особенно для сельских школ, что одно образовательное учреждение не в силах предоставить сколь-либо необходимый набор профилей для освоения учащимися. Это естественным образом подталкивает школы к сетевой кооперации, в рамках которой несколько школ могут предоставить необходимый набор образовательных услуг.

С точки зрения проблематики правового оформления организации сетевого взаимодействия образовательных организаций существующие в настоящее время сетевые взаимодействия легализовались посредством а) договора (аренды, безвозмездного пользования, подряда и субподряда, поручения, агентского договора и др.); б) учреждения участниками сети нового юридического лица в той или иной организационно-правовой форме.

Договорная форма сетевой соорганизации более динамична как по составу, так и по содержанию сетевых взаимоотношений. Именно она была избрана законодателем для упорядочения отношений между организациями, реализующими образовательные программы с использованием сетевой формы.

Договор о сетевой реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сторонами договора могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные; научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Существенными условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ являются следующие:

- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, совместно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В статье 16 Закона даются легальные дефиниции терминов «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, наделяются правом применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, будет определен на подзаконном уровне актами Минобрнауки России.

Елена Белалы
Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современная дошкольная образовательная организация (далее – Организация) должна стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых и приобрести большое значение, как субъект социального партнерства и стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.

Для этого дошкольным образовательным организациям необходимо реализовать нововведение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ, которым является использование .

«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность , в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» (Ст. 15, п. 1. Закона № 273-ФЗ) .

Внедрение (далее – Программа ) предполагает достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации с социумом, выход за пределы территориальной ограниченности, создание «открытой системы» .

Открытая дошкольная образовательная организация – это , прежде всего, «окно в мир» , расширяющее и укрепляющее взаимосвязи с жизнью.

Предметом взаимодействия является ребенок, его интересы, развитие, индивидуальные особенности, поэтому сотрудничество необходимо выстраивать с учетом контингента детей, запросов родителей и общественности. Каждое педагогическое воздействие, оказанное на ребенка, должно быть грамотным, профессиональным, безопасным.

Задачи :

1. Создать условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах .

2. Обеспечить доступность информации образовательных отношений .

3. Повысить конкурентоспособность Организации на рынке образовательных услуг .

Ожидаемые результаты :

1. Созданы условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах сетевого взаимодействия при реализации Программы .

2. Обеспечена доступность информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений .

3. Повышена конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг .

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования посредством сетевой формы целесообразно руководствоваться следующими принципами :

Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, установке на формировании активной гражданской позиции, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

Личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья-социум» ;

культуросообразности – понимание мира , частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве многонациональной культуры с акцентом на ее региональный компонент;

Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;

Диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;

Деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования .

Организация сетевой формы реализации Программы основывается на нормативно-правовой базе :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций » (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) с комментариями от 28 февраля 2014 года №08-249;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования , (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014);

План действий по обеспечению введения и реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Костромской области реализующих образовательные программы дошкольного образования ;

Устав Организации;

Положение об организации научно-методической работы.

При организации сетевого взаимодействия необходимо учитывать следующие принципы :

Добровольности;

Равноправия сторон;

Уважение интересов друг друга;

Соблюдение законов и иных нормативных актов.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность , также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации Программы .

Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 15 Закона №273- ФЗ, «использование сетевой формы реализации образовательных программ » осуществляется на основании договора между организациями.

На основании договора разрабатываются, согласовываются и утверждаются планы взаимодействия с каждым из участников сетевой формы , а также совместный план, который охватывает всех участников - социальных партнеров.

Взаимодействие с социальными партнерами носит вариативный характер и строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи :

Первый этап – подготовительный.

Цель : создание условий для организации сетевого взаимодействия для реализации Программы .

Задачи :

Провести анализ конкретных условия для введения инноваций;

Провести анализ социокультурной среды и определить партнеров-участников сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

Заключить договора с организациями – участниками ;

Разработать совместные планы взаимодействия;

Разработать критерии эффективности использования сетевой формы реализации Программы ;

Определить формы социально-педагогического партнерства;

Разработать модель сетевой формы реализации Программы .

Второй этап – практический.

Цель : создание условий для реализации Программы посредством сетевой формы .

Задачи :

- реализовать мероприятия по использованию сетевой формы реализации Программы ;

Провести мониторинг эффективности использования сетевой формы реализации Программы .

Заключительный этап.

Цель : подведение итогов социального партнерства.

Задачи :

Подвести итоги и оценить эффективность реализации Программы ;

Определить дальнейшие перспективы сотрудничества.

Просмотров