Оценка и сертификация профессиональных квалификаций специалистов. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различ

Сертификация профессиональных квалификаций начала активно развиваться в России более двух десятилетий назад, что было обусловлено растущей потребностью отечественной экономики в квалифицированной рабочей силе и необходимостью появления эффективного и универсального инструмента ее оценки.

Современное состояние сертификации профессиональных квалификаций в России

Сертификация персонала дает возможность подтвердить наличие у соискателя различных квалификаций, включая приобретенные за границами формального образования. Кандидаты, имеющие профессиональные сертификаты, получают существенные конкурентные преимущества на рынке труда, автоматически становясь более интересными для работодателей.

Несмотря на сохраняющуюся (и даже усиливающуюся) актуальность вопросов сертификации персонала, в стране по сей день отсутствует единая и стабильная система сертификации квалификаций, хотя в последнее время были предприняты важные шаги в этом направлении:

  • запущен процесс активной разработки профстандартов (уже в первом квартале 2015 г. их число превышало 400) и начато практическое их использование в сфере профобразования и занятости;
  • учрежден и приведен в действие Национальный совет при Президенте по профквалификациям, инициировавший появление советов по профквалификациям, задачами которых стала организация и курирование процесса сертификации персонала в отдельных отраслях и сферах деятельности (уже действует более 10 таких органов);
  • разработан проект Федерального закона «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющего термин «сертификация профессиональных квалификаций» и описывающего принципы единообразного подхода к оценке квалификаций, включая осуществляемую путем сертификации.

Сертификация персонала: кем инициируется, кому и чем интересна

Сертификация персонала является добровольной процедурой. Пройти ее могут занятые граждане, имеющие статус безработных, выпускники учреждений профобразования. При этом наличие/отсутствие гражданства РФ не имеет значения.

Материальные затраты, связанные с сертификацией квалификаций, несет ее инициатор, в качестве которого может выступать не только сам соискатель, но также работодатель, учебное заведение, служба занятости и т. д.

При этом каждый из возможных инициаторов сертификации персонала будет преследовать собственные цели:

  • работник получит официальное, объективное и котируемое на рынке труда подтверждение имеющейся у него квалификации;
  • работодатель удостоверится в необходимой квалификации работающего персонала или кандидатов на открытые вакансии, а также получит информацию для разработки адаптационных программ и определения потребности в обучении и развитии компетенций в целях повышения реальной квалификации сотрудников;
  • различным органам власти результаты сертификации будут полезны при составлении перспективных планов регионального и отраслевого развития;
  • ВУЗы и СУЗы результатами сертификации квалификаций смогут подтвердить качественный уровень своих образовательных программ.

Что отличает сертификацию персонала от оценки и аттестации?

Несмотря на близость этих терминов, между ними существуют явные различия.

Под сертификацией здесь понимают процесс подтверждения соответствия уровня квалификации конкретного человека требованиям, содержащимся в профстандарте. Сертификацию всегда проводит сторонний компетентный орган.

Аттестация направлена на выявление степени соответствия работника требованиям занимаемой им должности, прописанным в должностной инструкции. Аттестационный процесс регулируется нормативными материалами федерального и отраслевого уровня (в трудовой сфере). Аттестация может быть внешней и внутренней.

Оценка персонала - наиболее укрупненное из рассматриваемых понятий, подразумевающее любые действия, выполнимые в процессе функционирования системы управления персоналом и направленные на получение исходной информации для планирования потребности в кадрах и повышения их квалификации, а также при подборе персонала в целом и финальном отборе претендентов на открытые позиции в частности.

Независимая оценка квалификации как один из показателей качества подготовки выпускника

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая (2012 года № 597 Правительству Российской Федерации поручено разработать к 2015 году предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификации с участием объединений работодателей |и профессиональных сообществ, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации в соответствии с профессиональными стандартами.

Процедура независимой сертификации – процесс независимой оценки уровня квалификации выпускников, посредством которого экспертная комиссия подтверждает, что уровень квалификации выпускника соответствует требованиям квалификационной характеристики, требованиям профессионального стандарта (при наличии).

Экспертная комиссия – орган, осуществляющий процедуру независимой сертификации выпускников.

В состав экспертной комиссии включаются представители работодателей, иных организаций, которые осуществляют координацию и контроль за проведением процедуры независимой сертификации на различных этапах.

В 2016 году в рамках формирования в Республике Татарстан системы независимой оценки качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций принято решение о реализации «пилотного» проекта по сертификации квалификаций по 2 перспективным для нашей республики направлениям: нефтехимия и машиностроение. В этой связи были определены основные участники проекта :

По направлению «Нефтехимия» ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО «ТАНЕКО» совместно с ресурсным центром «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» г. Нижнекамска (профессии «Аппаратчик» и «Машинист технологических насосов и компрессов»);

По направлению «Машиностроение» ПАО «КАМАЗ» совместно с ресурсным центром «Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б.Васильева» г. Набережные Челны (профессия «Слесарь по ремонту автомобилей»).

Цель проекта:

Внешняя оценка качества подготовки выпускников

Задачи проекта:

Расширение возможностей выпускников для трудоустройства на ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО»

Планирование профессиональной карьеры

Повышение квалификации с учетом требований работодателей

Организаторы проекта:

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

АО «ТАНЕКО»

ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки».

Социально-экономический эффект внедрения и реализации:

Независимая сертификация несет выгоду всем участникам:

Выпускник: наличие сертификата соответствия повышает его шансы занять желаемую должность;

Предприятие: Кадровые службы получат объективную информацию о квалификации работников, страхуют себя от возможных проблем некомпетентности кадров;

Техникум: имеет объективную оценку качества своих образовательных программ.

Конкурентные преимущества: наличие сертификата у выпускников, объективная информация о квалификации работников у предприятий, объективная оценка результатов образовательного процесса техникума.

30 июня 2016 года на базе ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» прошла процедура независимой оценки квалификации выпускников по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» и «Машинист насосных установок».

В этой связи предприятиями совместно с ресурсным центром был определен механизм реализации независимой оценки качества образования выпускников на предмет профессиональных (корпоративных) стандартов, разработаны и утверждены соответствующие «дорожные карты» и реализован комплекс подготовительных мер, в том числе:

Формирование экспертных и апелляционных комиссий в состав которых вошли исключительно представители базовых предприятий, то есть оценку «качества» выпускников ресурсного центра будут проводить только независимые представители профильных предприятий. Председателями экспертных комиссий были назначены главные инженера производств ПАО «Нижнекамскнефтехим» и АО ТАНЕКО.

Обучение членов сертификационных комиссий по 72 -часовой программе «Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала » . Обучение проводилось силами самих предприятий;

Разработка контрольно-измерительных материалов по вышеуказанным профессиям в соответствии с ФГОС. Осуществлялось совместно с предприятиями;

Определение рабочих мест для проведения сертификационного экзамена выпускников;

Изготовление сертификатов, удостоверяющих уровень квалификации выпускникам, успешно прошедшим процедуру сертификации.

Независимой экспертизе подверглись 31 выпускник техникума по компетенции: «Аппаратчик перегонки» и 27 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок».

Профессиональный экзамен (независимая экспертиза) проходил в 2 этапа: теоретический (тестовое задание) и практический (практическая квалификационная работа и выполнение задания на компьютерном тренажере). Основной акцент при проведении независимой экспертизы был основан на практической работе. Практическая работа выполнялась на действующих пилотных установках, рабочие места были максимально приближены к рабочим местам на производстве. По компетенции: «Аппаратчик перегонки» было предусмотрено выполнение работы по обслуживанию абсорбционной колонны тренажерной установки, которая включает в себя пуск установки, ведение процесса абсорбции и останов установки с соблюдением всех правил охраны труда и выполнение заданий на компьютерном тренажере «Пуск и останов деэтанизатора (колонны) К-410», а по компетенции «Машинист насосных установок» выполнение работы по замене манометра на работающем насосе с переключением на резерв, при этом пускали и останавливали насосы, устанавливали прокладки, подбирали манометры по рабочему давлению.

Сертификация проходила на высшем уровне. Несмотря на волнения выпускники с представленными задачами успешно справились. В результате подтвердили квалификацию 31 выпускник по компетенции «Аппаратчик перегонки», 22 выпускника по компетенции «Машинист насосных установок», 5 выпускников по компетенции «Машинист насосных установок» квалификацию не подтвердили.

Процент получения сертификатов составляет среди выпускников техникума по компетенциям: «Аппаратчик перегонки» -100%, а по компетенциям «Машинист насосных установок» -93%.

По завершению профессионального экзамена экспертной комиссией была дана высокая оценка подготовки будущих рабочих.

Ресурсный центр ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» готовит выпускников рабочих профессий и специалистов среднего звена для особо опасных промышленных производств ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО» и группа компаний Татнефть ОАО «ТАИФ- НК». От качества знаний выпускников зависит безопасность и благосостояние населения города и района. Поэтому работодатель, заинтересован как никогда в высококвалифицированных специалистах и уже на этапе независимой оценки квалификации выпускников имеют возможность выявления лучших ребят для дальнейшего карьерного роста будущих руководителей. Ведь не секрет, что многие выпускнинкиТехникума нефтехимии и нефтепереработки сегодня занимают высокие руководящие посты. Например,

1. Шуйский Василий Николаевич - заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам ПАО «Нижнекамскнефтехим»

2. Андрей Юрьевич Егоров – директор МУП "Водоканал", депутат Государственного Совета РТ пятого созыва

3. Раченчук Юрий Борисович - главный метролог ПАО «Нижнекамскнефтехим»

И таких примеров много. У нас создан эффективный социальный диалог между профессиональным образованием и предприятиями ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАНЕКО», ОАО «ТАИФ-НК» и др. С ними заключены договора о сотрудничестве. Выпускники техникума всегда являются востребованными кадрами для предприятий города и района.

Таким образом, выпускник получает сертификат о подтверждении квалификации, работодатель объективную информацию о будущем работнике, техникум – объективную оценку качества образовательного процесса.

Нижнекамскнефтехим, ТАНЕКО и техникуму еще предстоит сделать качественный анализ, выявить недостатки, решить открытые вопросы инновационного проекта. Но то что это необходимо делать – это уже бесспорно!!!

Сертификация квалификаций - это механизм, определяющий соответствие специалистов требованиям профессиональных стандартов, современная система оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев. Это процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям, полученным в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Квалификация - готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт - это нормативный документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям.

В основе сертификации, находятся результаты обучения, которые понимаются как совокупность знаний, понимания, опыта и ценностей/отношений и могут быть продемонстрированы по завершению обучения. При этом результаты обучения могут быть получены не только в процессе формального образования, но и неформального и спонтанного обучения.

Результаты обучения (иначе - компетенции) отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификация, в свою очередь, относится к определенному уровню. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после выдается или не выдается соответствующий сертификат.

Таким образом, сертификация - это подтверждение компетентным органом того, что результаты обучения (знания, умения, опыт/компетенции), освоенные человеком в рамках формального, неформального или спонтанного обучения прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов.

Что лежит в основе сертификации?
Необходимость сертификации

На современном этапе развития экономики наметилась и развивается устойчивая тенденция к интеграции процессов, затрагивающих рынок труда. Переход к рыночной экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров и услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, обуславливает необходимую подготовку высокого уровня квалификации работника, обладающего широкой компетенцией и умением самостоятельно принимать решения. С приходом западных фирм требования к квалификационным уровням работников становятся все более сопоставимыми с теми, которые предъявляются в бизнесе на Западе. Изменение техники, технологических процессов на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации функции управления требуют соответствующей квалификации работника, высокого уровня знаний, полученных работником как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения.

В настоящее время все работы, встречающихся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, определяются степенью сложности и ответственности их выполнения и ранжируются на 8 уровней. Уровень работника является показателем уровня его квалификации.

Результаты сертификации квалификаций могут обеспечить:

    признание квалификации независимо от способа их получения;

    расширение возможности трудоустройства граждан;

    сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения.

Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение, а подтверждает компетентность специалиста современным требованиям работодателей и нормативным документам.

С 1 июля 2016 года профстандарты становятся обязательными при устройстве на работу.

Сертификат соответствия квалификации профстандарту становится необходимым документом.

Преимущества сертифицированных специалистов

    Документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалиста.

    Гарантия качества услуг в области профессиональной деятельности.

    Персональное преимущество для роста карьеры.

    Обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах.

    Уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.

Формальное образование или обучение - обучение, осуществляемое в специально организованной и структурированной с т.з. целей, времени и ресурсов среде (в учебном заведении, на предприятии). Является целенаправленным со стороны обучающегося и приводит к выдаче диплома/сертификата.

Спонтанное обучение - обучение в ходе повседневной жизни, в семье, на работе и т.д. Не организовано и не структурировано с точки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило не является целенаправленным со стороны обучающегося.

Неформальное обучение - обучение, осуществляемой в ходе спланированной деятельности, которая формально обучением не является (с точки зрения целей, времени или поддержки обучения). Неформальное обучение также является целенаправленным со стороны обучающегося.

Стоимость сертификации соответствия квалификации профстандарту - 25 000 рублей .
Сертификация каждой последующей - 15 000 рублей .

Зачем мне подтверждать несколько квалификаций?

В случае, если ваша должность не полностью соответствует вашим текущим знаниям и навыкам, вы можете претендовать на то, что опыт, полученный вами в процессе работы, достаточен для успешной работы на другой должности. Например, вы работаете в должности бухгалтера, имеете соответствующее образование, проходили курсы повышения квалификации и т.д. Однако на работе вы также выполняете функции финансового директора, и за время работы вы уже набрались достаточно опыта, чтобы претендовать на эту должность. Но так как вы имеете бухгалтерское образование и множество "корочек" о том, что вы первоклассный бухгалтер, вас никто даже не будет рассматривать на должность финансового директора.

И здесь вам может помочь сертификация профессиональных квалификаций. Так как это документ, который подтвердит наличие у вас знаний и умений, соответствующих профстандарту финансового директора, и позволит вам претендовать на данную должность.

И это лишь один пример, в котором вы можете подтвердить свою квалификацию как бухгалтера, а также подтвердить полученые неформально знания и навыки финансового директора. Сертификат соответствия квалификации - это универсальный документ, который позволяет вам найти работу в соответствии со своими реальными знаниями и умениями.

В ноябре 2010 года в ходе встречи Председателя Правительства РФ В. Путина с министром образования и науки был закреплен тезис о том, что оценка качества должна перейти к профессиональным ассоциациям, работодателям и быть независимой, а не ведомственной. Этот курс В. Путин подтвердил и во время другой встречи - с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей 17 мая 2011 года. Тогда связующим звеном между рабочим местом и образованием были названы профессиональные стандарты как технические задания на подготовку кадров, без них качество обучения признано неполноценным. А в феврале 2012 года глава государства обратил внимание на такой факт: еще в 2006 году власть и бизнес договорились о том, что создание системы профессиональных квалификаций возьмут на себя объединения работодателей. Но за пять лет было утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря, капля в море. Покритиковав за это работодателей, президент указал, что проблему создания национальной системы квалификаций необходимо решать как общенациональную задачу, подключая все ресурсы государства.

Задача стандартизации выявила целый комплекс проблем, имеющих отношение как к сфере профессионального образования, так и труда.

Во-первых, требуют коррективы Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В них не зафиксированы новые виды профессиональной деятельности, не хватает конкретности в требованиях к знаниям, умениям, а, главное - к компетенциям, не определены различия в уровнях квалификации.

Во-вторых, препятствием служит уровень адаптации персонала к современным условиям труда, требованиям бизнеса. Работники не готовы к переобучению, непрерывному повышению квалификации.

В-третьих, институциональные связи между сферами труда и образования не соответствуют новым экономическим условиям и не закреплены законодательно.

Работодатели слабо влияют на совершенствование качества рабочей силы, определение прогнозной потребности отрасли в подготовке кадров. Возможно потому, что до сих пор не совсем понимают, насколько важно для построения инновационной экономики создать стандарты - как профессиональные, так и основанные на них образовательные. Организационных механизмов и специалистов для этого пока нет.

Сегодня в России нехватка высококвалифицированных рабочих составляет 27 процентов, руководителей линейных подразделений - от 23 до 32 процентов. И в первую очередь это относится к крупным предприятиям. По данным исследований, проведенных УРО РАО в 2010 году, прогноз потребности в подготовке кадров с высшим образованием для Свердловской области, составлял 12,7 тыс. человек, а выпустить предполагалось почти в 3 раза больше - 37,7 тыс. человек. Еще более впечатляющими оказались аналогичные показатели по группе специальностей «Экономика и управление», где потребность перекрывалась более чем в 6 раз. Даже в учреждениях СПО предполагалось подготовить специалистов в 2,2 раза больше требуемого. А по отношению к рабочим другая картина: прогноз ежегодной потребности - 23,8 тыс. человек, а выпуск - 20 тыс. человек, то есть в 1,2 раза меньше. Налицо дефицит кадров. Подобные тенденции характерны и для Челябинской области.

Еще одна проблема - дефицит качества рабочей силы, который проявляется в том, что современный выпускник системы профессионального образования явно не соответствует запросам предприятия, нацеленного на инновационное развитие. Сертификация квалификаций должна помочь решению этой проблемы в целом.

Что такое квалификация? Это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта. Что такое сертификация? Определений много, но их смысл сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.

В мире давно существуют системы сертификации, обеспечивающие стабильное и гарантированное развитие национальных экономик. Однако в России система оценки и сертификации квалификаций только начала складываться. В ее структуру входят Общественно-государственный совет, базовая организация - Национальное агентство развития квалификаций, Реестр системы независимой оценки качества профессионального образования, региональные экспертно-методические центры, центры сертификации и апелляционные комиссии.

Почему сертификация квалификаций выпускников и персонала предприятий настолько важна в наше время? Усложнились производственные системы, объекты управления, появились международные и зарубежные компании, новые технологии, профессии и должности, изменились требования к работникам, возникла необходимость в освоении новых компетенций и оценке степени владения ими.

В новых условиях сертификация квалификаций выгодна всем: работодателям, конкретному работнику, государству. Она повышает возможность трудоустройства граждан, увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда, стимулирует интерес к продолжению образования и обучения, а также облегчает процесс перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности - к продолжению обучения. Имеет значение и стоимость сертификации, которая ниже, чем при полном курсе обучения, а также равные для каждого гражданина возможности подтвердить свою квалификацию. Работодатели, получая более квалифицированные кадры, могут уменьшить расходы на обучение и оптимизировать управление человеческими ресурсами. А государство заинтересовано в повышении эффективности образования и обучения, снижении уровня и продолжительности безработицы, обеспечении предприятий и социальной сферы квалифицированной рабочей силой. Все перечисленное содействует решению экономических задач.

В целом сертификация квалификаций дает системный эффект. Осуществляется она посредством оценки профессиональных компетенций. Инструментарий для этого включает контрольно-измерительные и контрольно-диагностические материалы. Система тестового контроля создается для каждого образовательного уровня, система комплексных практических заданий - в соответствии с квалификационными уровнями.

Процедура сертификации добровольная: проводится, исходя из индивидуальной траектории обучения, составленной человеком.

Какие риски можно получить при введении сертификации? Прежде всегоё экономические: такие как неготовность работодателей вкладывать средства в кадровое развитие, недостаточная развитость социального партнерства, отсутствие механизмов государственного стимулирования и гарантированного финансирования сертификации. Есть и риски социальные, в основном связанные со старой мировоззренческой позицией людей: с непониманием собственной выгоды, неверием в необходимость преобразований.

Кто проводит сертификацию? Специально подготовленные эксперты, также сертифицированные государственными структурами или независимыми профессиональными сообществами.

Профессиональный стандарт - продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности, отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессии, личностно-профессиональным качествам работника, качеству выполняемых трудовых действий, результатам деятельности. Он может быть трех видов (уровней): национальный, региональный, корпоративный. Как национальный, так и региональный стандарт разрабатываются по отрасли экономики на определенный срок действия. Но один утверждается на федеральном уровне, а другой - на региональном. Корпоративный отражает требования к профессии, ограничиваясь рамками и представлениями специалистов только данной организации, он не может служить в качестве основы для государственных образовательных стандартов, поскольку имеет различную структуру и строится по различным методикам.

Опыт создания систем оценки и сертификации профессиональных квалификаций персонала показывает, что в России эти процессы идут очень сложно. Тем не менее движение есть. В Челябинской области усилиями Союза работодателей «ПРОМАСС», Союза промышленников и предпринимателей, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты система независимой оценки и сертификации квалификаций практически сформирована. Она включает Челябинское региональное агентство развития квалификаций, региональный экспертно-методический центр «Эталон», центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», координационный совет по сертификации квалификаций.

Система сертификации уже в ближайшее время позволит сделать первые шаги по улучшению качества рабочей силы, корректировке образовательных программ с учетом требований работодателей, апробировать разработанную рамку квалификаций. Особенно большой эффект от ее внедрения ожидается в проблемных областях - там, где наблюдается острая нехватка кадров, высокая безработица, наличие большого количества работников из числа мигрантов.

12.04.2013

Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций?

Предисловие

Российская Федерация является членом ВТО - это признание и принятие общих правил международной торговли, и принятие общей концепции общественно-экономического развития.
Профессиональное образование будет ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний.

Жесткие законы рынка не оставят ни малейшего шанса образовательным институтам игнорирующим потребности работодателей и государства, и общества в целом.

Наши трудовые ресурсы, отечественный кадровый потенциал в результате вхождения в ВТО будут неконкурентоспособным не только на внешнем рынке, но и на внутреннем российском рынке.

Владимир Владимирович Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике отметил: «В ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики".

В этой связи 27.01.2012 г. была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Уральское региональное агентство развития квалификаций» (АНО УРАРК).

Её цель: Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышение качества трудовых ресурсов на основе системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил является одним из учредителей «Уральского регионального агентства развития квалификаций» и готовит на своей площадке условия для создания Межотраслевого центра по оценке и сертификации квалификаций.

Таким образом, наличие сертификата подтверждает:
-высокую квалификацию конкретного специалиста;
-гарантированную востребованность на рынке труда;

На вопросы отвечает действительный член Европейской лиги управляющих, эксперт Системы Добровольной Сертификации Управляющих РФ, доктор экономики Артур Салахов.


Может ли диплом о профессиональном образовании являться таким доказательством?

Практика показывает, что нет. Во-первых, диплом выдаётся теми, кто сам учил, а это необъективно. Во-вторых, он даёт оценку только теоритических знаний, то есть по нему нельзя оценить квалификацию. В-третьих, диплом выдаётся один раз и на всю жизнь, а профессия развивается дальше. В четвёртых, подготовка в формальном образовании связана с образовательными стандартами, имеющими мало общего со стандартами профессии, которые изменяются раньше, чаще, быстрее учебных программ.

Почему сертификат?

Во-первых, при сертификации профессионала оценку его знаниям, навыкам и умениям даёт профессиональное сообщество, те есть те, кто принимает на работу. Во-вторых, оцениваются не только теоритические знания, но и практические умения и навыки. В- третьих, сертификат имеет временные ограничения, связанные с изменениями требований профессионального стандарта и требованиями последующего уровня квалификации. В четвёртых, сертификация оценивает актуальные знания, умения и навыки, то есть качество профессионала в данное время.

ПРАВИЛО СЕРТИФИКАЦИИ: «ОЦЕНИВАЕТ НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, КТО ПРИНИМАЕТ НА РАБОТУ».

Почему добровольная?

Любая обязательность и директивная формула ведёт к лицензированию, то есть к системе разрешений и запретов, которые относятся к прерогативе государственных служб, а это коррупция. Здесь идёт речь об общественно-профессиональном признании человека-профессионала и он сам должен определить траекторию своего профессионального и карьерного роста. Перед ним добровольный выбор - или безработица, или достойная работа и благосостояние. Перед работодателем добровольный выбор - иметь квалифицированных проверенных профессионалов, или разбираться с квалификацией коллектива самостоятельно и за собственные средства. Перед системой профессиональной подготовки стоит добровольный выбор - готовить профессионалов и быть востребованными на рынке профессионального образования или продолжать выпускать новых неквалифицированных безработных?

Как связана сертификация профессиональных квалификаций с системой формального профессионального образования?

Во-первых, сертификация, это оценка соответствия специалиста требованиям профессионального стандарта. Во-вторых, сам профессиональный стандарт для системы профессиональной подготовки (образования) является техническим заданием. В- третьих, независимая от системы образования (подготовки) сертификация, оценивает качество этого образования и его соответствие требованиям технического задания (профессионального стандарта). В четвёртых, независимая от формального образования сертификация, признаёт, в первую очередь, специалиста, а не выпускника учебного заведения, то есть признаёт любые формы получения знаний. навыков и умений, не связанных с официальной системой профессионального образования.

Кому нужна сертификация?

Во-первых, самому специалисту. Во-вторых, работодателю. В-третьих, системе профессионального образования.

Для чего нужна сертификация?

Специалисту - для общественно-профессиональной идентификации своей квалификации и получения своего места на рынке квалифицированных профессионалов (рынке труда). Работодателю - для приведения в качественное соответствие трудового коллектива требованиям профессиональных стандартов и минимизации затрат с его переподготовкой и повышением квалификаций. Системе профессионального образования - для совершенствования программ подготовки с целью соответствия требованиям рынка труда.

На рынке труда, где профессионал продаёт свою квалификацию работодателю, сертификат является, своего рода, документом товарного соответствия и определяет цену специалиста. Чем выше уровень квалификации на сертификате, тем выше стоимость профессионала. Чем больше профессиональных сертификатов у человека, тем больше у него мест на рынке труда.

Признание сертификата. Основанная на профессиональном стандарте, независимая и добровольная, используемая профессиональным сообществом сертификация имеет региональное, национальное и международное уровни признания. Чем шире география профессионального признания сертификата, тем выше его ценность и востребованность.

Можно ли купить сертификат?

Можно купить бумажку с надписью «Сертификат», но нельзя купить компетентность и квалификацию, которую эта бумага подтверждает. Если перефразировать русскую пословицу, то работодатель принимает на работу по сертификату, а выгоняет по статье о несоответствии занимаемой должности. Более того, проверить легальность сертификата можно в электронном реестре, куда его заносит система профессиональной сертификации. Признанная профессиональным сообществом система профессиональной сертификации по определению не может занести в реестр непрофессионала. Иначе она потеряет доверие работодателя и востребованность на рынке квалифицированных профессионалов, то есть собственно бизнес. Процедуры сертификации в режиме подконтрольного on-line тестирования снижают коррупционную составляющую до максимального минимума.

По вопросам сертификации квалификаций обращаться в ТПП НТ
Тел.: 41-48-14 директор ЦДО Юрина Татьяна Станиславовна (каб.412).

Просмотров