Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка". Ненецкая народная сказка "кукушка"

Асмик Аракелян
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой . Чтение ненецкой сказки «Кукушка » .

Программные задачи :

Продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы ;

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

Обратить внимание детей на национальный колорит сказки ;

Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки , как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки .

Словарная работа : чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа : рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование : игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель :Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети : Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель :Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Дети :На Севере.

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой .

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной ?

Ответы детей.

Воспитатель : Да, правильно сказка народная т . к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций) . Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает презентацию) . Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много : они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся» - закрывают голову ручками)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки )

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку , которая называется «Кукушка » .

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит : «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка . И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель :Тут и сказке конец , а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка ?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку !

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети : всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

3. Чему учит эта народная сказка ?

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Цели и задачи урока:

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;

Формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;

Развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;

Развитие любви к своей матери.

Ход урока.

1.Орг. Момент:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

На уроке сказки внимательно слушаем,

Их запоминаем, выразительно читаем,

Ни минутки зря не теряем!

2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.

Слайд:

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки -лукошко.

В каждом лукошке-кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Прочитайте шёпотом и медленно.

Прочитайте с интонацией удивления.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

3.Работа в парах:

У вас на партах лежат карточки.

Посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.

    Баба Бяка……………………

    Жар-Муха………………….

    Змей Равниныч………….

    Елена Некрасивая……………..

    Курочка бела…………………….

    Сивка-Мурка……………………….

    Царевна жаба……………………..

    Кощей Бесстрашный…………………..

4.Постановка проблемного вопроса.

Ребята, вы любите сказки?

Почему все дети любят сказки?

Сказки каких народов вы читали?

Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд

Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков

-- кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.

5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».

У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59

словарная работа: чум (слайд)

малица (слайд)

тундра (слайд)- а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.

Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».

Как вы думаете, о чём эта сказка?

6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

- правильные были ли ваши предположения?

--докажите, что это сказка

6 чтение сказки учащимися.

7. Первичная проверка понимания сказки.

Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте .

Какими были дети: слайд:

Беззаботными

Легкомысленными

Безжалостными?

Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста .

Могли ли дети помочь маме?

А хотели ли помочь?

Как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.

Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА

8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.

Может ли такая история быть на самом деле?

Что волшебного в этой сказке?

Что общего в русской и ненецкой народных сказок?

Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?

Какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?

Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.

9.Итог урока:

В начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?

Доброта, справедливость, любовь к ближним

9 Рифлексия.

-- выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.

При солнышке тепло, при матери добро.

Кто свою мать уважает. тот и чужую не обижает.

Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.

-- прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.

Кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?

В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.

Дом. Задание стр.60, задание 5.

Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

II. Речевая гимнастика. (Слайд 1, Приложение1 )

а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.

б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):

ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.

в) Работа с чистоговорками.

Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)

III. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками - кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать – тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо, вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

Инсценировка сказки “Каша из топора”.

– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.

(Участвуют 3 учащихся.)

Ведущий.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Солдат.

Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.

Старуха.

Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.

Солдат (заходя в комнату).

А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?

Старуха.

Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего

Ведущий.

Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.

Солдат.

Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.

Старуха. Разве сможешь?

Солдат.

Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)

Старуха. Вкусно?

Солдат.

Очень!
Только соли
Нет совсем...

Старуха.

Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.

Солдат (солит, пробует, хвалит).

Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.

Старуха.

Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена.)
Как считаешь, хватит столько?

Солдат.

Хватит! Будет в самый раз.

(Добавляет в котел пшено, пробует...)

Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!

Старуха .

Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.

Солдат (добавляет масло, помешивает).

Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.

(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу.)

Старуха.

Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.

IV. Сообщение темы урока.

– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 21, 22, 23, 24)

– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. (Приложение 3)

(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.

VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.

Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,

В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.

(Приложение 4)

VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию. (Слайд 29)

– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите. (Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)

– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание. (Слайд 31)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)

II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды 5, 6)

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд 8)

Домашнее задание: Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд 9)

Урок литературного чтения Тема урока:

Ненецкая народная сказка «КУКУШКА»

  • Подготовила: Адайбаева М.Г.

Цель урока:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

  • - учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;
  • -формировать необходимый уровень читательской компетенции;
  • -способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
  • -формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Добрый день, начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать Всем работать, отвечать.


добрым молодцам урок"


АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ



К Ш К У А У К




  • Ее кукуканье слышали, наверное, все, но очень мало кто видел эту осторожную птицу. Кукушка чуть больше голубя и имеет серое с поперечными полосами оперение, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки перелетные птицы, поэтому у нас их можно увидеть только со средины весны до конца лета.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.


4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.






Тундра - холодные северные безлесные пространства.


– жилище в форме конуса,

покрытое оленьими шкурами.

Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Пимы - высокие сапоги

из оленьей шкуры.



Физминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.



Составьте пословицы о матери, соединив части:

Нет на свете лучше дружка,

солнца греет.

При солнышке светло,

не заменишь.

Родную мать никем

при матери добро.

Сердце матери лучше

чем родная матушка.


"Сказка - ложь, да в ней намек:

добрым молодцам урок"


Рефлексия «Дерево успеха»

Розовый -мне было скучно

Желтый -я понял, но есть вопрос

Зеленый -мне было интересно


Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали.

Просмотров