Противодействие коррупции. Международное сотрудничество в целях развития: роль всемирного банка В чем заключается международное сотрудничество

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С развитием общества и технологий, усилением разделения труда начали появляться все новые виды сотрудничества, от экономики, включая торговлю, до культуры и экологии.

Понятие

Международное сотрудничество - это взаимодействие нескольких участников в области взаимных интересов, усилия, направленные на согласование позиций и координацию действий, поиск решения общепризнанных проблем и сглаживание конфликтов. Изначально это были отношения между государствами, причем большее внимание уделялось политическим взаимоотношениям. При этом они должны носить ненасильственный характер, поэтому, например, сотрудничество с империей Цин, которую в результате опиумных войн Великобритания и Франция заставили разрешить продавать опиум и другие товары китайцам, вряд ли можно отнести к международному сотрудничеству государств, хотя некоторые исследователи относят этот случай к навязанному сотрудничеству.

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные - ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные - Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения - Европейский союз, неправительственное объединение - международная экологическая организация "Гринпис". Координация работы осуществляется специально созданными институтами - секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура - это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Какой результат всех устраивает

Взаимодействие между основными субъектами международного сотрудничества направлено на достижение результатов, которые закрепляются при заключении международных договоров, конвенций, соглашений, регулирующих разные стороны отношений, идет организация международных, межправительственных и неправительственных институтов, создание региональных и субрегиональных интеграционных образований.

Основные направления современного международного сотрудничества - это политическая и экономическая интеграция в виде:

  • союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;
  • объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;
  • функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Принципы есть

История развития международного сотрудничества позволила выработать общие принципы, которые дают равные возможности странам с различным политическим и экономическим положением. Конечно, это не значит, что все государства их соблюдают, но, по крайней мере, декларируют.

Основные принципы международного сотрудничества - это:

  • суверенное равенство государств подразумевает, что страны уважают права друг друга, осуществляют на своей территории всю полноту законодательной, юридической и административной власти, конечно, при соблюдении общепризнанных норм;
  • невмешательство: внутренняя политика - это дело только самих государств, если не несет угрозы миру;
  • равноправие и самоопределение народов, народы имеют право создавать свое или присоединиться к другому государству для культурного и экономического развития;
  • уважение прав человека, не допускается дискриминация по любому признаку.

Также выделяют принципы соблюдения международных договоров, экологической безопасности и сотрудничества.

Главные направления

Главный вид сотрудничества - это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство. Международное экономическое сотрудничество, начавшееся с продажи товаров (угля и стали), переросло в большой комплекс различных видов отношений в сфере обмена услугами, инвестиций, информационного и научно-технического сотрудничества и в других сферах экономики.

Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество - это совместные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Начинаем с политики

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества - это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, - результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество - это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других - санкции.

Все упирается в экономику?

Правда или нет, но экономисты считают, что цель любого сотрудничества - это получение конкурентных преимуществ прямым способом, например заключение соглашений о свободной торговле, или косвенным путем создания положительного имиджа страны. Южная Корея активно продвигает свою массовую культуру на глобальный рынок, что повышает интерес и к корейским товарам и услугам. В то же время многочисленные торговые и экономические организации ставят своей целью предоставить равные права для всех участников глобального рынка, снять барьеры, которыми страны защищают своих производителей. В экономической сфере международное сотрудничество - это мировая торговля, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере коммерческой практики и многие другие виды деятельности.

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции - это Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

  • Международное сотрудничество (англ. international development) - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

    Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

    Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

    * улучшение здравоохранения

    * улучшение образования

    * улучшение условий окружающей среды

    * сокращение социально-экономического неравенства

    * антитеррористическая деятельность

    * улучшение качества связи.

Связанные понятия

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов. Международное сотрудничество развивается в двух формах: на двусторонней и на многосторонней основе. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно правового регулирования, туристских возможностей государств. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

В качестве примера поддержки финансового сектора можно привести также международное сотрудничество . Например, консорциум из 10 американских и европейских банков в сентябре 2008 г. принял решение создать общий фонд в размере 70 млрд долл. для оказания помощи меньшим по размеру финансовым институтам.

Связанные понятия (продолжение)

Для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Указанные Рекомендации признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком международным стандартом в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Положения указанных документов, по сути, составляют фундамент международного сотрудничества в сфере ПОД/ ФТ/ФРОМУ.

Взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами – участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество . Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.

В главе VIII «Международное сотрудничество » содержатся две статьи, указывающие на международные договоры России в сфере туризма как на правовую основу международного сотрудничества (ст. 18) и правовой статус представительства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию госуслуг в сфере туризма за пределами РФ. Глава VIII.I «Государственный надзор в сфере туристской деятельности» представлена статьей 19.1, регламентирующей порядок государственного надзора в сфере туристской деятельности. Глава IX «Заключительные положения» включает три статьи, указывающие на: ответственность за нарушение туристского законодательства (ст. 20); момент вступления закона в силу (ст. 21), необходимость приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным законом (ст. 22).

Делая подобное предложение, мы исходили из того, что выделение всех транснациональных преступлений в самостоятельные раздел и главу УК отразило бы в должной степени их повышенную общественную (в данном случае – международную) опасность, указывало бы на необходимость адекватного реагирования на них мерами уголовной политики, явилось бы важным шагом в направлении унификации уголовного законодательства, а также материально-правовой предпосылкой международного сотрудничества в борьбе с указанными преступлениями. Тем самым Россия смогла бы подтвердить «свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств» и продолжила бы «дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне», как того требует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

С другой стороны, данные положения нацелены на внесение уточнений компетенций Сообщества в области международного сотрудничества , которые имели субсидиарный характер по отношению к внешней политике государств-членов ЕС.

Корпорация «Росатом» – это сложный вариант компиляции прав хозяйствующего субъекта и субъекта управления, обладающего государственно-властными и административно-властными полномочиями. Она создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии. В перечне целей её деятельности также развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, судов с ядерными энергетическими установками), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Международное публичное право. По мнению проф. К. А. Бекяшева при определении международного публичного права большинство авторов выделяют такие его составляющие, как совокупность (система) принципов и норм; регулирование отношений между государствами и иными субъектами международного права; цели регулирования: решение насущных вопросов, стоящих перед указанными субъектами. Таким образом международное публичное право представляет собой совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм международного права.

Международные объекты охраны окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, при-родные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); вторых, исчезающие и редкие животные растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
Одним из важнейших объектов международной охраны является космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом приняты: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на космос и загрязнения космического пространства.
Оговорены также условия спасения космонавтов.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.
Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50- 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 2ОО-мильньтх прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость Принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на I2-мильном расстоянии от берега).
Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества.



Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.
Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.
Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992) содержались в послании Президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. о Всемирный союз охраны природы. СССР на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН., имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать, и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению) Конвенций: о сохранении живых ресурсов в БалТИЙСКОМ море (1973 г.); о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря (ратифицирована в 1993 г.); о сохранении водно-болотных угодий
(1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.
Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ - бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран. ... ‘
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). В последние годы, в условиях недостаточного финансового обеспечения решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких Экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального Экологического фонда и других организаций.
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Значительное внимание следует уделить тому факту, что международные отношения, как и другие общественные отношения есть ничто иное как деятельность их субъектов, затрагивающая интересы друг друга. Эта деятельность может осуществляться в различных сферах – экономической, политической, военной и т.д. Отсюда – различные формы международных отношений – международные экономические, политические, военные и т.д. отношения. Каждая из этих форм является предметом исследования определенных наук, в т.ч. экономической теории, политологии и др. С точки зрения механизма осуществления система международных отношений включает в себя две основные формы: отношения сотрудничества и отношения конфликта.

Сотрудничество и конфликты находятся в постоянной связи, взаимосвязи и представляют собой единство противоположностей, т.е. являются взаимнообусловливающими процессами, которые могут «меняться местами». Другими словами, система международного сотрудничества включает в себя конфликтные ситуации и, наоборот, всякий конфликт предполагает определенные формы сотрудничества его участников.

Международное сотрудничество – это процесс взаимодействия участников международных отношений, в котором исключается применение насилия (в т.ч. вооруженного в первую очередь) и доминируют совместные поиски реализации общих и национальных интересов.

Важно понять, что сотрудничество – это не отсутствие конфликтов, а возможность избавления от крайних (насильственных) способов решения вопросов.

Сущность, роль сотрудничества в системе международных отношений наглядно проявляется в его результатах. К числу основных результатов в настоящее время относятся следующие:

1) заключение договоров, соглашений по различным сферам международных отношений;

2) образование межгосударственных, межправительственных и неправительственных организаций;

3) формирование региональных интеграционных образований. .

Среди интеграционных образований в настоящее время выделяются две формы – политическая и экономическая.

Политическая интеграция представляет собой создание единого политического сообщества, состоящего из нескольких политических единиц (государств).

В развитии политической интеграции выделяются три возможных пути, на которых действует определенная форма политических интеграционных образований:

– сотрудничество в рамках союзов между государствами, которые сохраняют суверенитет и независимость;

– федерация, учреждающая единую наднациональную политическую власть;

– функциональная интеграция, дающая возможность совместных действий в рамках общих специализированных институтов.

Международные объекты охраны окружающей среды Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов. Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, при-родные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); вторых, исчезающие и редкие животные растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.). Одним из важнейших объектов международной охраны является космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом приняты: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасения космонавтов. Для ограничения военного использования космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50- 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 2ОО-мильньтх прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость Принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на I2-мильном расстоянии от берега). Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения. Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами. Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества. Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество. Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.). Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992) содержались в послании Президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода. Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др. Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. о Всемирный союз охраны природы. СССР на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах). Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН., имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды. Россия продолжает развивать, и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами. Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению) Конвенций: о сохранении живых ресурсов в БалТИЙСКОМ море (1973 г.); о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря (ратифицирована в 1993 г.); о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии. Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ - бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран. ... ‘ На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами. Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). В последние годы, в условиях недостаточного финансового обеспечения решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких Экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального Экологического фонда и других организаций. Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Просмотров