Профстандарт организация работы с молодежью. Проект профстандарта для специалистов по работе с молодежью получил общественное одобрение

Обзор документа

Разработан проект профстандарта "Специалист по работе с молодежью".

Цель деятельности - обеспечение гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, расширения возможностей для ее эффективной самореализации и формирования здорового образа жизни.

Специалист по работе с молодежью должен будет иметь профильное среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена) или профильное высшее образование (бакалавриат). Если высшее образование непрофильное, нужно пройти программы профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. Надо будет проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования). При этом не предполагается предъявлять требований к опыту работы.

Начальнику отдела (заведующему) потребуется профильное высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет). Если высшее образование по программам магистратуры или специалитета непрофильное, нужно будет получить дополнительное профессиональное образование, пройти программы профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности. Требуемый опыт работы - не менее 2 лет по профилю деятельности при бакалавриате.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 О специалистах по работе с молодежью. Справочный материал. Специальность «Организация работы с молодежью» была введена Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке эксперимента как междисциплинарная специальность (Приказ от) с целью подготовки высококлассных специалистов для работы с молодежью, молодежными организациями, а также для государственных и общественных организациях, занимающихся проблемами социального проектирования. (Не путать со специальностью Социальная работа. Специализация «Социальная работа с молодежью»). Существует несколько направлений (специализаций): 1. Подготовка государственных служащих социальной сферы. 2. Подготовка государственных и общественных служащих по работе с молодежью. 3. Социальное проектирование в молодежной политике. Образовательный стандарт устанавливает требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, к оценке качества освоения программ. В разработке стандартов совместно с ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» активное участие принимало Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. В настоящее время действует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по двум направлениям подготовки профессионалов по работе с молодежью: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки организация работы с молодежью с квалификацией (степенью) «бакалавр». (Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. 773 зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации г). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки организация работы с молодежью (квалификация (степень) «магистр». (Приказ Минобрнауки России от 13 января 2010 г. 18 зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации г). Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» включает «решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями». Основная образовательная программа подготовки разрабатывается на основании Государственного образовательного стандарта и включает обоснование потребности подготовки специалиста в конкретном регионе деятельности высшего учебного заведения, учебный план, методическое обеспечение образовательного процесса (программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, основную учебную литературу, методические 1

2 рекомендации по видам занятий), обеспечение образовательного процесса профессорскопреподавательским составом. Образовательная программа подготовки специалиста по работе с молодежью состоит из дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Образовательная программа подготовки специалиста по работе с молодежью предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД Общепрофессиональные дисциплины; ДС Дисциплины специализации; ФТД Факультативные дисциплины, а также итоговая государственная аттестация. Содержание национально-регионального компонента образовательной программы подготовки специалиста по работе с молодежью должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной Государственным образовательным стандартом. Основные изучаемые дисциплины: - Государственная молодежная политика в РФ - Правовые основы работы с молодежью - Экономические основы работы с молодежью - История и современное состояние молодежной политики за рубежом - Молодежные движения в России: история и современность - Региональная и муниципальная молодежная политика - Социология молодежи - Менеджмент в молодежной политике - Управление проектами - Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе Специалисты, имеющие диплом по специальности «Организация работы с молодежью», работают: в федеральных, региональных, муниципальных органах исполнительной власти по молодежной политике; в центрах социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежному предпринимательству; молодежных пресс-центрах, центрах информационного обеспечения, отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; в институтах подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; в молодежных жилищных и социальных комплексах; 2

3 формальных и неформальных объединениях молодежи различных возрастных, социальных, территориальных групп. В область профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью входят: организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания; осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества; организация информационного обеспечения молодежи, научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; содействие развитию международного молодежного сотрудничества; участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; организация управления молодежными проектами и программами; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде. В 2008 г. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен разделом "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи". А в 2010 г. Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разработал «Базовый отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями сферы молодежной политики» (2010 г.), а также примерные стандарты оказания услуг, которые рекомендуются в соответствии с действующим законодательством для использования в работе с молодежью, осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями: - Примерный стандарт оказания услуги «Вовлечение граждан в возрасте от 14 до 30 лет в добровольческую (волонтерскую) деятельность», осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодежью (2010 г.); - Примерный стандарт оказания услуги «Содействие профессиональной ориентации граждан в возрасте от 14 до 30 лет», осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодежью (2010 г.); - Примерный стандарт оказания услуги «Предоставление психологической поддержки гражданам в возрасте от 14 до 30 лет, освобожденным из мест лишения свободы», осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодежью (2010 г.). 3

4 О повышении квалификации и дополнительном образовании специалистов, работающих с молодежью В 2009 г. Федеральное Агентство по делам молодежи (Росмолодежь) при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ заключило соглашение с Московским государственным гуманитарным университетом им. Шолохова о создании Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики (Цели создания центра: - координация деятельности по развитию кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации; - осуществление координационной функции системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов и организаций, действующих во всех сферах реализации государственной молодежной политики: в образовании, культуре, спорте, социальной защите и других сферах работы с молодежью; - формирование базы кадрового состава и резерва органов по делам молодежи подведомственных учреждений Рособразования и Росмолодежи; - проведение анализа и мониторинга кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи регионального и муниципального уровней, потребностей различных областей реализации государственной молодежной политики в непрерывном повышении квалификации и профессиональной переподготовки действующих специалистов, в обновлении знаний и современных методах и технологиях решения профессиональных задач. В настоящее время центр проводит различные мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов данного профиля. РПЦ и специалисты по работе с молодежью Русская православная церковь также готовит специалистов по специальности «организация работы с молодежью». По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (открыл в 2010 году на Миссионерском факультете набор студентов на отделение по специальности «Организация работы с молодежью». Главная цель - подготовка специалистов высокого уровня для работы в церковных организациях, приходах и социально ориентированных православных некоммерческих учреждениях. Причем работать специалисты будут как с невоцерковленной, так и с воцерковленной молодежью. Поскольку студенты получают в итоге государственный диплом о высшем профессиональном образовании, обучение идет по принятому государственному стандарту они осваивают все, что положено по данной специальности и направлению, но все предметы и курсы переработаны с учетом православной точки зрения на каждый предмет и по каждому вопросу. Университет готовит только бакалавров. 4

5 Для сравнения: характеристика специальности «Специалист по работе с молодежью» Эстонской Республики (взято с сайта республиканского центра профессиональной ориентации www2.rajaleidja.ee) Специалист по работе с молодежью это специалист, который работает непосредственно с молодежью и координирует работу с молодежью. Что представляет собой эта работа? Целью работы с молодежью является создание предпосылок и поддержки молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе. Специалисты по работе с молодежью работают с молодежью в возрасте 7 26 лет. Профессию специалиста по работе с молодежью можно условно отнести к вспомогательным профессиям. Специалист по работе с молодежью поддерживает личностное развитие молодежи и обучение молодежи за пределами школы, семьи и работы и создает условия, необходимые для его достижения. Он занимается разработкой, осуществлением и оценкой программ и проектов, направленных на молодежь, привлекает молодежь к их разработке и реализации, а также способствует сотрудничеству молодежи между собой. Главное в деятельности специалистов это установление доверительных отношений с молодежью; развитие ее инициативы и ответственности, а также оказание поддерживающих молодежь услуг. Важной частью работы будет сотрудничество с молодыми людьми, их родителями и специалистами других областей, имеющих отношение к молодежной работе. Работа очень разнообразная и подвижная: организация мероприятий, участие вместе с молодежью в международных, государственных, уездных и местных событиях, общение с людьми и учреждениями. Задачи специалистов по работе с молодежью, работающих на различных должностях, могут различаться в соответствии с тем, имеет ли работа руководящий характер, или она связана с планированием, или специалист занимается непосредственно инструктированием молодежи. Основные задачи руководителя учреждения, занимающегося работой с молодежью, руководителя молодежного общества, руководителя школы по интересам, руководителя молодежного лагеря, советника по делам молодежи городского или волостного управления, советника по делам молодежи уездного управления, работника по делам молодежи на государственном уровне, а также частично и работника молодежного проекта это координирование работы с молодежью, техническая работа и делопроизводство, связи с общественностью и со специалистами других областей, а также административная работа и организация мероприятий. Основными задачами специалиста, работающего непосредственно с молодежью (работник, информирующий молодежь; специалист по работе с молодежью в учреждении, занимающемся работой с молодежью; специалист по работе с молодежью в молодежном обществе, воспитатель в молодежном лагере, руководитель кружка, учитель в школе по интересам), является инструктирование молодежи, консультирование, организация деятельности и мероприятий по интересам. Каковы условия работы? Рабочее время специалиста, являющегося руководителем, занимающимся работой с молодежью, обычно составляет пять дней в неделю и восемь часов в день. Специалистам, непосредственно занимающимся работой с молодежью, нередко приходится работать и по вечерам и в выходные дни. Большая часть их работы связана с самыми разными мероприятиями, 5


6 проводимыми в свободное от школы время. Кроме того, мероприятия для молодежи организуются именно в школьные каникулы и летом. Многие направленные на молодежь мероприятия проходят на открытом воздухе. Необходимые для работы средства, специалист часто находит сам (спонсоров или фонды). А требования к здоровью? Так как основной упор работы делается на социальную деятельность на общение с молодежью, то моральная нагрузка может оказаться достаточно большой. Приходится соприкасаться с очень разными людьми, нередко с трудными проблемами и ситуациями. Все это требует терпимости, умения хорошо владеть собой и умения избегать перегорания. Какие знания, умения и свойства характера нужны в этой профессии? Специалисту необходимо иметь широкие знания о молодежной политике, основах управления и методах работы с молодежью, об организации образования, правах человека. Иметь достаточную педагогическую подготовку, знание психологии и принципов консультирования. Подготовка и проведение мероприятий предполагают умение работать в команде, организаторские и ораторские способности. Специалист по работе с молодежью должен быть в курсе реальной жизни молодежи и местных условий, быть способным оценивать ситуацию и уметь применять подходящие для решения конкретных проблем методы. Кроме того, он должен знать основы безопасности жизнедеятельности и уметь при необходимости справиться с кризисной ситуацией. Специалист по работе с молодежью своим поведением должен служить примером для молодежи, общаться со всеми ровно, с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого молодого человека. Работа с молодежью предполагает умение оценивать ситуацию, налаживать сотрудничество с различными организациями, умение участвовать в сетевом взаимодействии. Поскольку работа с молодежью в основном ведется на основании проектов, то приходится заниматься оформлением проектных ходатайств, а также руководством, реализацией проектов и отчетностью. Необходимым будет умение работать с информацией (сбор и распространение). Полезными будут навыки в проведении обучающих мероприятий и наличие творческих способностей. Необходимо владение эстонским языком, полезным будет и знание иностранного языка (предпочтительно русского или английского). Черты характера, полезные для работы в этой профессии - честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и приспосабливаться. Работа с людьми предполагает также наличие терпимости, чувства эмпатии, уравновешенности и способности переносить напряжение, но в то же время последовательности и ответственности. Каковы требования в отношении образования и каковы возможности обучения? Специалист по работе с молодежью может иметь специальное образование. Кроме того, люди имеющие подготовку по таким направлениям, как социальная работа, культурная деятельность, педагогика, и в дополнение получившие специальные знания на курсах усовершенствования или в ходе практической работы с молодежью, также могут быть 6

7 специалистами по работе с молодежью. Работнику, имеющему среднее образование, следует пройти курс обучения работе с молодежью. Однако для всех, несомненно, будет важным постоянное профессиональное совершенствование. Профессию специалиста по работе с молодежью можно изучать на уровне прикладного высшего образования в Таллиннском Педагогическом Семинаре и в Нарвском колледже Тартуского университета. Специализироваться по работе с молодежью можно в магистратуре в рамках различных учебных программ (социальная работа в Таллинском Университете, организация культуры в Тартуском университете, теология в Тартуской академии теологии). Курсы повышения квалификации организуют в Академии культуры Тартуского университета, в Таллиннском Педагогическом Семинаре, в Таллиннском университете. Самыми важными организаторами курсов повышения квалификации, а также финансирующими их инстанциями являются Эстонское Бюро - Молодежь Европы и Эстонский Центр работы с молодежью. Каковы возможности для карьерного роста и планов на будущее? Специалисты по работе с молодежью работают в уездных, волостных или городских управлениях, в специализированных или в общеобразовательных школах, в молодежных центрах, в центах информирования и консультирования молодежи, в молодежных обществах, молодежных лагерях, церквях, библиотеках, в учреждениях культуры и спорта. Близкие профессии: психолог-консультант, полицейский по делам молодежи, куратор по уголовным делам, специалист - информатор, управляющий коммуникационными связями, свободно работающий специалист, проводящий обучающие курсы и тренинги. Доход и льготы Заработная плата специалиста по работе с молодежью сильно отличается по регионам. Заработная плата тех специалистов, которые работают чиновниками, рассчитывается на равных основаниях с другими чиновниками, также на них распространяются и дополнительная оплата и льготы. Заработная плата специалистов по работе с молодежью, работающих в третьем или в частном секторе, состоит обычно из основной и дополнительной заработной платы, выплачиваемой в связи с руководством проектом и другой деятельностью. Оказать влияние на последнюю нередко может и сам работник, выбирая, например, источник финансирования проекта. Исходя из характера работы, предлагаются компенсации, связанные с использованием телефона и транспортными расходами. Нередко предоставляется бесплатная возможность пользоваться предлагаемыми на рабочем месте услугами, например, тренажерным залом. Учреждения, основной задачей которых является организация работы с молодежью, предлагают регулярные курсы повышения квалификации своим или другим специалистам по работе с молодежью, входящим в целевую группу. Курсы бесплатны для работников, некоторые являются обязательными. Дополнительная информация: Домашняя страница Эстонского Объединения специалистов по работе с молодежью 7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» Структура программы Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного образования

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Основные задачи внеурочной деятельности

Проект УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2015 г. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования МАГИСТР Направление

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее - система

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Развитие образования 2013 2020 годы Министерство образования и науки Российской Федерации ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 29 ноября 2014 г. 2403-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025

Лист 1/81 Лист 2/81 Оглавление Введение... 3 I.МАКЕТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА... 7 Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО

Политика в отношении молодежи и коммунального образования во Франции Ян Диевр Директор по делам молодежи и коммунальному образованию Министерство здравоохранения, молодежи, спорта и ассоциативной жизни

Стр. 1 из 158 СОГЛАСОВАНО Зам.председателя УМО по образованию в области менеджмента, д.п.н., профессор В.И.Звонников УТВЕРЖДАЮ Начальник Академии С.М.Карпович 2012 г. 2012 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 февраля 2011 г. N 61 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2011 N

10 июля 1992 года N 3266-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Северо-Западный открытый технический университет» УТВЕРЖДАЮ Ректор СЗТУ А.В.Загриценко «28» августа 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко «14» октября 2013 г. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных

Предложения в проект СТРАТЕГИЯ развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года Только вперед, только в будущее! В.В.Путин I. Общие положения Стратегия развития молодежи Российской Федерации

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З 2013 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Специалист по работе с молодежью

Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью, основы педагогики и психологии, методы воспитательной и социальной работы, методы выявления экстремальных ситуаций, методы проведения консультаций для подростков и молодежи, программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью, отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «организация работы с молодежью», «государственное и муниципальное управление» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Введение

Сфера государственной молодежной политики в нашей стране стала развиваться относительно недавно. Постоянно развивается и усовершенствуется законодательство, открываются новые центры по работе с молодежью, реализуется множество проектов, обучаются и выпускаются специалисты в сфере государственной молодежной политики.

Опросы молодежи, государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, свидетельствуют, что в организации и воспитании юношей и девушек не хватает профессиональных психологов, социологов, социальных работников, специалистов в области информатики и управления, юристов и специалистов по правам детей и молодежи, в том числе специалистов по ювенальной юстиции.

Актуальность моей курсовой работы показать важность профессии молодежного работника, определить психологический, сделать более понятной нашу роль в развитии социальной и политической активности молодежи.

Объектом данного исследования служат специалисты по работе с молодежью, профессиональные качества которых, играют не маловажную роль в социальной и политической активности молодежи.

Предметом исследования является деятельность государства по подготовке профессиональных, личностных и деловых качеств организатора работы с молодежью.

Целью моей работы является показать потребность государства в современно-обученных специалистах по работе с молодежью, изучить значимость и влияние профессиональных качеств молодежного работника на молодого человека,

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

молодежная политика специалист молодежь

1. Рассмотреть общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью";

2. Рассмотреть профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью;

3. Изучить Концепцию развития кадрового потенциала государственной молодежной политики в РФ;

4. Рассмотреть необходимость роста постоянной квалификации молодежных работников;

5. Разработать проект: "Методический центр повышения квалификации и переквалификации молодежных работников";

Данная работа состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и библиографического списка.

Специалист по работе с молодежью

Общеобразовательный стандарт специалиста по работе с молодежью и требования к выпускнику специальности "Организация работы с молодежью"

В настоящее время в России сформировалось система исполнительной власти, ответственной за проведение молодежной политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Существует разветвленная инфраструктура учреждений по работе с детьми и молодежью, она включает следующие субъекты:

Федеральный орган исполнительной власти в области молодежной политики - Министерство РФ по делам спорта, туризма и молодежной политики; органы по делам молодежи РФ (самостоятельные комитеты, управления, министерства - 41, объединенные со спортом, физкультурой, семьей, туризмом и др. - 32, отделы, управления, комитеты, действующих в составе органов управления образованием, - 14) и межведомственные координационные советы в области патриотического воспитания (около 75);

Региональные подведомственные учреждения (около 170);

Муниципальные учреждения - клубы по месту жительств, бизнес инкубаторы, центры патриотического воспитания и т.д. (всего около 4500);

Свыше 120 тысяч специалистов;

2 специализированных института молодежной политики, занимающихся научно - методическим обеспечением системы (Волгоград, Новосибирск) и 60 российских курсов, в которых проходят обучение свыше 7200 студентов по специальности "Организация работы с молодью";

69 общероссийских и межрегиональных общественных молодежных объединений и свыше 25 тысяч некоммерческих организаций и фондов;

Действуют 220 программ по работе с молодежью. (9)

Молодежная политика направлена на создание условий для самореализации молодых людей, является компетенцией федеральных, региональных, муниципальных органов власти и предполагает организацию работы во всех дошкольных, школьных, вузовских и других образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования и воспитания, учреждениях социального обслуживания молодежи, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп молодежи независимо от их социальной, национальной или конфессиональной принадлежности.

Молодежную политику проводят служащие местного самоуправления, сотрудники учреждений и организаций, которые оказывают различные социальные услуги молодежи, организаторы и активисты молодежных организаций и объединений и т.д. Однако, как свидетельствуют социологические опросы молодежи, а так же работников государственных и муниципальных работников, юристов, медиков и других специалистов, которые могли бы работать с молодежью. Подготовка педагогов и воспитателей в вузах и колледжах ставит новые задачи, касающиеся работы с молодежью, к решению которых по окончанию учебных заведений они пока не всегда готовы.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2016 г., в числе условий для ее реализации определяет необходимость формирования кадрового потенциала, что предполагает уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику; пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики; совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений. Работники сферы молодежной политики должны участвовать современные социально - экономические проблемы различных групп молодежи, ее социальные и политические ценности и ожидания, необходимость участия в общественных организациях и политической жизни страны, сложности трудоустройства, характерные жизненные планы и возможности их реализации. (1)

Анализ показывает, что в нашей стране практически отсутствует единая система подготовки кадров по работе с молодежью. Имевшийся ранее подобный опыт практически утрачен или подчас не может эффективно использоваться в современных условиях. В западноевропейских странах единого подхода к этой проблеме не существует. Для успешной воспитательной работы с молодежью необходимы грамотные, высококвалифицированные кадры, обладающие высокими профессиональными и личностными качествами. В целях проведения качественной государственной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки и переподготовки различных специалистов с учетом профиля специализации и региональных особенностей страны.

В последние годы появились научные работы, раскрывающие опыт подготовки деятельности кадров молодежных работников в различных регионов России. Сегодня состояние и квалификации кадров работающих с детьми и молодежью, не соответствует масштабам и темпам социальных перемен в стране и в молодежном движении, тем задачам, которые ставит нарастание негативных проявлений в молодежной среде.

Развитие молодежной инфраструктуры и молодежной политики государства настоятельно требует начать подготовку специалистов для этой сферы жизнедеятельности общества. Именно поэтому приказом Министерством образования России от 12 августа 2003 № 3310 была утверждена специальность "Организация работы с молодежью". (4)

В настоящее время 60 вузов Российской Федерации осуществляют подготовку специалистов по работе с молодежью.

Объектами предстоящей деятельности специалистов по работе с молодежью являются: а) федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; б) учреждения, осуществляющие молодежную политику (центры социального обслуживания, социально - психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодежного предпринимательству; молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержка молодежных объединений и молодежных инициатив, международного молодежного сотрудничества; институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований по проблемам молодежи и молодежной политике; молодежные жилищные и социальные комплексы); в) формальные и неформальны объединения различных возрастных, социальных территориальных групп молодежи; г) организации и управления в соответствующих органах и учреждениях. (8)

Аналитическая, профилактическая, воспитательная, коррекционная, управленческая, исследовательская, прогностическая, организационная работа, международное сотрудничество, межкультурная коммуникация - таковы основные виды профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью.

Специалист по работе с молодежью должен изучить опыт деятельности органов исполнительной власти по месту жительства, учебы, работы, отдыха молодежи; знать проблемы функционирования учреждений по работе с молодежью. Кроме того, он должен владеть навыками работы с молодежными сообществами по интересам (профессиональным, творческим, спортивным); основами профилактики асоциальных явлений в молодежной среде; способами реализации комплексных мер по поддержке молодых семей; навыками взаимодействия с неформальными группами молодежи, детскими и молодежными общественными объединениями; навыками научного и информационного обеспечения молодежи, взаимодействия с молодежными СМИ; методами организации отдыха, оздоровления, творчества молодежи; мерами содействия занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; способами оказания поддержки студенческой, рабочей и сельской молодежи; технологиями развития международного молодежного сотрудничества; навыками гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Как видим, объем знаний, умений и навыков для организатора работы с молодежью весьма велик. Организатор работы молодежью должен соответствовать высоким требованиям к служебному поведению государственных гражданских служащих, изложенным в Федеральном законе "о государственной гражданской службе Российской Федерации". Перечислим некоторые из них:

исполнять должностные обязанности добросовестно на высшем профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а так же конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию людей;

не совершать поступки порочащие честь и достоинство и др. (3)

17 июля 2009 г. "Российская газета" опубликовала Указ Президента РФ Д.А. Медведева, которым он внес изменения в Указ от 12 августа 2002 г. "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". В новой редакции в обязанности государственных служащих входит добросовестное исполнение своих обязанностей в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и в пределах полномочий своего ведомства. При этом госслужащие должны исходить из того, что признание и соблюдение прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и их работников. В обязанности госслужащих входит соблюдение норм служебной профессиональной этики, соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов, проявление корректности и внимательности в обращение с гражданами и должностными лицами.

В указанном документе подчеркивается необходимость полного нейтралитета госслужащих. Они не должны оказывать предпочтение профессиональным и социальным группам и организациям. Они должны быть независимыми и исключать действия вызванными этим влиянием. Госслужащие не должны поддаваться влиянию политических партий. Обо всех попытках склонить к коррупционному поведению чиновники обязаны уведомлять своего работодателя и органы прокуратуры. (6)

В настоящее время разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Выпускник должен обладать значительными общекультурными компетенциями, в их числе следующие:

готовность строго соблюдать конституцию и законы РФ;

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации и ее анализу и общению;

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность;

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности;

умение осуществлять профессиональную самооценку;

способность и готовность осуществлять вою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей;

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку обществу, окружающей среде;

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течении всей жизни;

готовность к повышению своего культурного уровня;

знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработка информации;

способность ясно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и мысленной формах, в том числе на иностранном языке;

способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать основательными профессиональными компетенциями, в их числе следующие:

общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике)

профессиональные компетенции (способность участвовать в реализации социально - психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социальные технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности)

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, ременного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействия с объединениями организациями, представляющие интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений)

правленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно - аналитической и экспертно - консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрению проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде)

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владения навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (5)

Обозначенные общекультурные и профессиональные компетенции расширяют диапазон деятельности специалиста по работе с молодежью, в том числе в области социально - политической активности.

Специалист по работе с молодежью - это е просто чиновник, не просто государственный служащий. Организатор работы с молодежью должен иметь определенный имидж, создаваемый в массовом сознании коллегами по работе, другими работниками сферы молодежной политики, СМИ - имидж знающего, внушающего доверие, авторитетного человека. В условиях рыночных отношений конкурентно способная личность нуждается не только прочных профессиональных знаниях, но и в высоких деловых, организаторских, моральных и волевых качествах. На ряду с профессиональными знаниями специалисту по работе с молодежью требуется видеть цель и перспективы своей работы, обладать способностью анализировать и обобщать опыт работы. Ему необходимы глубокие знания права, современных методов организации управления системой образования и воспитания, знание экономики этой социальной среды. (2)

Он должен иметь развитые деловые качества, такие как творческий подход к работе, чувство нового, умение по достоинству оценить традиции и инновации, целеустремленность к работе, самостоятельность, избирательное отношение к окружающей действительности, что поможет определить стрежень в работе и не позволит "уходить" то в лево, то в право, в угоду конъюнктуре; решительность, инициативность, работоспособность. Большое значение имеет умение внушать и убеждать словом. Деловые качества должны дополняться организаторскими: умением организовать трудовой коллектив, оценить людей, создать "команду", установить деловые отношения, совершенствовать формы и методы работы; компетентностью и твердостью принятии правильных решений.

Заслужить авторитет специалисту по работе с молодежью помогут высокие моральные качества: справедливость, принципиальность, чувство общественного долга, скромность, моральна безупречность. На ряду с профессиональными и деловыми должны присутствовать волевые качества: решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность. Организатор работы с молодежью должен быть энтузиастом, сам показывать пример высокой ответственности, принимать активное участие в делах муниципалитета, быть заботливым и душевным, быть истинным гражданином и патриотом. Только тогда молодежь поверит ему и последует его примеру.

Незаменимым профессиональным, деловым и моральным качеством специалиста по работе с молодежью является любовь к Человеку.

Молодежный работник - это гражданин и патриот, человек с большим любящим сердцем, который верит в светлое будущее молодежи и ведет ее за собой к самоутверждению и выполнению ее исторической роли.

Просмотров